Для вас, родители.

Чуксина Екатерина Сергеевна

КАК ПОНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК  К ШКОЛЕ

     Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности. Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

 2. Малыш достаточно самостоятелен. Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

 3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого. В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном  поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.

4. Малыш положительно настроен к школе. В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками. Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников. Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы.

6. У малыша хорошо развита память. Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас. Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.

 8. Ребёнок знает, что его ждёт. Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика. Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!

10. Ребёнок верит в свой успех. Хорошая самооценка - залог успешного обучения в школе. Нужно поддерживать малыша и, безусловно, необходимо хвалить его, даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить кроху к тому, что в школе могут быть и неудачи. Однако это -  не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. Главная задача родителей - помочь ребёнку поверить в себя и свой успех. Тогда даже сложные задачи будут вашему чаду по силам.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМИ. 

     Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий. 
     Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Вредные привычки, как правило, вырабатываются у малышей в качестве способа успокоения и самопомощи в непривычных жизненных ситуациях, а также указывают на наличие таких комплексов: 
      
     •
Страхи; 
     • Неуверенность в собственных силах;      • Застенчивость.
 
      
     Существуют привычки, возникающие в утробе матери. Яркий пример - сосание пальцев. Некоторые начинают появляться в момент преодоления определенного возрастного рубежа. 
      
     От некоторых вредных привычек не остается и следа при условии правильного воспитания. Это такие: 
      
     •
Драчливость; 
     • Шарканье ногами; 
     • Ковыряния в полости носа; 
     • Применение в речи слов-паразито


ВИДЫ ПЛОХИХ ПРИВЫЧЕК:

     1. Психологического характера. К ним относят: 
      
     • Обгрызание ногтей, губы, кожи на пальчиках, щек; 
     • Сосание пальцев, одежды, постели, губ; 
     • Ковыряние в пупке; 
     • Накручивание волос на пальцы; 
     • Раскачивание головой; 
     • Удары головой о различные поверхности. 
      
     2.
Подражательного характера. К ним относятся следующие: 
      
     • Ковыряния в полости носа; 
     • Сутулость; 
     • Шарканье ногами; 
     • Чрезмерно активные жесты; 
     • Громкая речь; 
     • Чтение во время приема пищи или при посещении туалета; 
     • Использование в речи слов-паразитов.


СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ:

     Такая привычка в определенной мере - физиологическая потребность крохи. Но со временем она должна ослабевать. Но часто встречаются малыши, у которых такой сосательный рефлекс сохраняется длительное время. 
     Внимание взрослых должен привлечь факт сосания пальцев у малыша старше пятилетнего возраста. В этом случае сосание пальцев - это частый признак: 
      
     • Излишней тревожности; 
     • Низкого уровня самооценки; 
     • Эмоциональных расстройств. 
      
     Продолжительное сосание отрицательно отражается на процессе роста и формирования зубов у ребенка. 
     Эффективный способ избавления: перед сном мама располагается около малыша, ласково и спокойно разговаривает с крохой, держит его за руки. Как правило, ребенок быстро успокаивается и засыпает. Такой ежедневный ритуал перед сном поможет вашему малышу стать более уравновешенным.

ОБГРЫЗАНИЕ НОГОТКОВ:

     Когда у вашего ребенка прорезываются зубки, он начинает часто держать во рту пальцы. В результате этого у него формируется вредная привычка обгрызать ногтики. Другой причиной такого поведения могут быть частые детские переживания. Обгрызая ноготки, кроха успокаивается. 
      
     Эффективный способ избавления. Обратите внимание на психологический микроклимат в семье. Избавляйте малыша от такой привычки спокойно, демонстрируя любовь и уважение к нему. Родители должны научиться правильно подбирать методы, учитывая особенности ребенка. Можно использовать горький лак, играть в салон красоты. Ребенок, увидев красивые ногти, не решится их грызть. Не следует оставлять без внимания эту привычку, поскольку что она опасна для здоровья. Малыш берет в руки разные предметы, что грозит попаданием бактерий внутрь организма и инфицированием. Помните, что многие заболевания передаются через грязные руки!


ДЕТСКИЙ ОНАНИЗМ:

     Когда малыша освобождают от пеленок, он начинает трогать ручками все части своего тела, которые раньше ему были недоступны. Пенис не является исключением. 
      
     Эффективный способ избавления: 
      
     • Не оставляйте кроху одного в кроватке, если у него отмечается склонность к мастурбации. Стремитесь уложить его спать уговорами. Если он не хочет засыпать – уложите спать позднее; 
     • Не разрешайте малышу подолгу сидеть на горшке. Старайтесь предупреждать запоры у ребенка; 
     • Соблюдайте правила личной гигиены. Это позволит предупредить зуд половых органов; 
     • Не надевайте на ребенка маленькую по размеру одежду; 
     • Не укачивайте малыша на коленке у взрослого; 
     • Больше времени уделяйте общению со своим чадом.

ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ?:

     Основные факторы их развития следующие: 
      
     1.
Стрессы; 
     2. Беспокойство и переживания малыша; 
     3. Малыш страдает от скуки; 
     4. Существование вредных привычек у родителей; 
     5. Нарушения в состоянии здоровья ребенка, в том числе и психического.
 
     

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У МАЛЫШЕЙ:

     Самыми распространенными привычками являются: 
      
     • Сосание пальцев; 
     • Обгрызание ногтей; 
     • Онанизм.

ПОМОГАЕМ КРОХЕ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ПРИВЫЧЕК:

     Наиболее распространенные ошибки родителей: 
      
     1. Наказание ребенка за проявление вредной привычки. Это усугубит ситуацию, потому что к имеющейся проблеме прибавиться травма от наказания; 
      
     2. Игнорирование детской вредной привычки приведет к тому, что ребенок не будет знать, что у него есть плохая привычка. 
      
     Не следует ругать ребенка за привычки, поскольку вполне вероятно, что родители сами виноваты в их появлении. Частой причиной привычки является стресс: 
      
     • Поступление в дошкольное учреждение; 
     • Переезд на новое место жительство; 
     • Потеря близких людей; 
     • Развод родителей. 
      
     В трудные минуты родители должны поддержать малыша, помочь ему преодолеть сложности. Если этого не произойдет, то малыш найдет замещающий фактор – вредную привычку. 
      
     В случае запретов со стороны родителей ребенок будет переживать дополнительный стресс. Не следует бороться со последствиями стресса, нужно выяснить его причину. 
      
     
Что запрещено делать? 
      
     • Ругать и наказывать малыша; 
     • Высмеивать кроху; 
     • Критиковать малыша; 
     • Ставить ребенку ультиматумы в случае повторения вредных привычек; 
     • Злиться; 
     • Запрещать вредные привычки; 
     • Постоянно контролировать все действия малыша; 
     • Наказывать кроху за проявления вредных привычек; 
     • Бинтовать пальчики и смазывать их неприятными веществами; 
     • Говорить крохе, будто вы его не любите. 
      
     Такие воспитательные моменты могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе. 
     Побороть вредные привычки малыш сможет в любом возрасте. Но наиболее легко этот процесс будет происходить в детстве.
     Если взрослые смогут выбрать правильную положительную стратегию борьбы с привычками, то ребенок постепенно обязательно избавится от них.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

     • Проявлять к ребенку заботу и внимание; 
     • Бороться с привычкой, а не с малышом; 
     • Поощрять ребенка за победу над вредной привычкой; 
     • Учить ребенка выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение другими методами; 
     • Чаще говорить ребенку о его достоинствах, не акцентировать его внимание на вредных действиях; 
     • Подкреплять свои намерения практическими действиями: грызет ногти - состригайте   их,   слюнявит рукава – надевайте футболку; 
     • Избавляться от своих, взрослых, вредных привычек; 
     • Указывать на неэстетичность привычек; 
     • Предложить альтернативу вредной привычке; 
     • Поговорить с ребенком о его переживаниях; 
     • Поощрять ребенка за попытку преодоления вредной привычки; 
     • Перенаправлять поведение ребенка в конструктивное русло; 
     • Заинтересовать малыша прекращением вредной привычки; 
     • При наличии нескольких вредных привычек   делать упор на самую опасную для здоровья; 
     • Необходимо спокойное, доброжелательное общение с ребенком для выяснения причины возникновения вредных привычек;
     • Объяснять ребенку последствия вредных привычек; 
     • Сделать день ребенка насыщенным разными видами деятельности с целью ограничения времени на вредные привычки; 
     • Стремиться понять своего ребенка; 
     • Воспитывать у ребенка уверенность в себе; 
     • Хвалить ребенка и отвлекать его от плохих мыслей; 
     • Не ругайте малыша за вредные привычки; 
     • Проявлять любовь к ребенку; 
     • Уменьшить интеллектуальную нагрузку ребенка; 
      
     
Каждая вредная привычка - это показатель отношений внутри семьи. Как только они появляются у вашего малыша, стоит подумать об отношениях между членами семьи и устранении отрицательных сторон. Создав благоприятный психологический микроклимат в семье, родители с большой вероятностью в самые короткие сроки смогут избавить кроху от его вредных привычек.

1. Если ребенок в возрасте старше трех лет сосет палец, стоит проконсультироваться с педиатром насчет применения специальных средств; 
      
     2. При подозрении на наличие тревожности и неврозов у малыша проконсультируйтесь с неврологом и психологом. 
      
     Родители должны быть для своего ребенка примером для подражания. Чаще хвалите малыша за его хорошие поступки, поощряйте каждый его положительный шаг в борьбе с вредной привычкой!



Предварительный просмотр:

Как повысить самооценку? 

Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

  1. Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
  2. Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
  3. Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
  4. Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
  5. Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.

Выявление завышенной самооценки и своевременное ее снижение поможет уберечь дошкольника и самих родителей от проблем в будущем. Однако не следует добиваться своей цели с помощью унижения личности. Необходимо сохранение положительного образа. Ребенок всегда должен знать о том, что он «хороший», но в данном случае поступил плохо, и это нужно исправить.

Как понизить самооценку?

  1. Указывать на ошибки. Для развития самосознания слишком уверенного в себе дошкольника необходимо указание на недочеты. При этом ошибки должны быть настоящими, а не мнимыми. Если ребенок нарисовал некрасивый цветок, указывать ему на это не стоит. Однако если он не поздоровался с соседкой или незаслуженно обидел товарища, это несомненная ошибка.
  2. Отмечать не уникальность. Для самосознания дошкольников, считающих себя особенными, нужно ощущение того, что они такие же, как все. Необходимо как можно чаще отмечать их сходство с другими людьми («У твоего друга такой же велосипед, как у тебя»).
  3. Давать более трудные задания. Существуют задания, не имеющие возрастного ограничения. Самоуверенные дети охотно их выполняют, чтобы продемонстрировать свою силу, ловкость и сообразительность. Нужно давать им такую работу, с которой они не справятся или справятся очень плохо (досчитать до тысячи, рассказать алфавит в обратном порядке).
  4. Хвалить других детей. Родители должны чаще отмечать достоинства товарищей сына или дочери. Ребенок должен знать, что его друзья ничем не хуже его самого.
  5. Соблюдать равенство. В некоторых семьях ребенка превращают в кумира, которому все поклоняются. Его интересы и права ставятся превыше интересов и прав взрослых членов семьи. Ребенок растет эгоистом, которому все дозволено.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Консультация для родителей

"Тревожные дети"

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к воспитательнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

· После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.

·  Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

· Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

· Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.

· Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

· Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

· Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

·  Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

(рекомендации для родителей тревожных детей)

· Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

· Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

· Если в детском саду (школе) ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в садике (школе) – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

· В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

· Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

· Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

· Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

· Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»

· Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

· Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

· Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

· Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

· Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

· У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

        Подготовила педагог-психолог Чуксина Е.С.