Конкурс статей образовательной тематики «Образование 3.0»

Белобородова Анна Александровна


Статья участвует в конкурсе «<a href="http://newsedu.ru/blog/partners/2034.html"><strong> Образование 3.0</strong></a>»

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ"

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”.

Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Методы развивающего обучения должны быть направлены на то, чтобы организовать и поддерживать учебную активность учащихся, обеспечивающую достижение целей обучения.

Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.

Для сотрудничества необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства. Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.

Как зачастую было раньше, да происходит в отдельных случаях и сейчас?

Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов- II уровень развития). Безусловно, нашему обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития).

Поэтому требуют коренного изменения, кроме отношения к учащимся, и дидактические процессы, и организационные формы обучения.

Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них.

 Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.

Так, например, при изучении темы “Текстовый редактор” можно рассказать о возможностях текстового редактора и преимуществах компьютерного набора текста, показать красиво оформленные текстовые документы, выполненные учащимися старших классов (грамоты, дипломы, открытки).

Обращение к жизненным ситуациям – это далеко не только прием для создания мотивации. Более важным аспектом здесь является то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. И не только сам факт применимости, а технологию их применения.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах.

Этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики, физики. Привести примеры решения подобных задач.

Прием третий: создание проблемной ситуации.

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес может возникнуть в силу парадоксальности ситуации, как это имеет место, например, при изучении темы “Измерение количества информации”, или в силу простоты решения проблемы с помощью компьютерных технологий (использование встроенных функций в электронных таблицах).

Прием четвертый: использование занимательного сюжета.

Занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Более подробно об этом приеме будет рассказано ниже.

Прием пятый: ролевой подход.

В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “ветвление”, то это точное исполнение команды, посредством которой данная конструкция реализуется. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда; в том, что он выбирает задачи по своему вкусу; в том, что творчество каждого ребенка получает признание и оценку; в том, что каждый из детей на самом деле уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Педагогика сотрудничества направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

Назову некоторые приемы и способы взаимодействия учителя с учениками, способствующие развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Выдача заданий разного уровня сложности.

Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

  • Прием “трудная задача”.

Подготовлены задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку.

  • Исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем.

Ученики готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках.

  • Решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей.

Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, географии, биологии, экономики и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.

  • Выполнение творческих работ при изучении информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся 5 - 7-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 8 -9-х классов -  Excel и PowerPoint, в 10 - 11-ом классах - с использованием PowerPoint и Pascal.

  • Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Факультативные занятия по информатике в школе ведутся с 3-его класса с использованием универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого, разработанной в 1995 году российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.

Факультативные занятия в 5 и 6 классах строятся на базе программы ЛогоМиры, позволяющей создавать компьютерные проекты с использованием более широкого набора объектов, их свойств и действий и являющейся прообразом объектно-ориентированного программирования.

Младшие школьники с удовольствием работают над созданием компьютерных проектов и принимают участие в конкурсах. Спектр проектов широк и многообразен: от простейших поздравительных открыток до интереснейших мультимедиа продуктов, таких как “Солнечная система”, “Природные зоны России”, “Созвездия северного полушария”, компьютерные игры, визуализированные фрагменты сказок и т.д.

Интеллектуальные способности школьников на начальной ступени образования формируются за счет развития любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления.

Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.

Базовый курс информатики в школе изучается в 3, 4 классах. Факультативная и кружковая работа в этот период направлена на более углубленное изучение тем базового курса, а так же обеспечение нового подхода к обучению информатике – осуществление целенаправленной деятельности по развитию интеллекта школьника, его умственных и творческих способностей.

В старшей школе (X-XI классы) осуществляется принцип профильной дифференциации и обеспечивается продолжение образования в области информатики в соответствии с требованиями профиля обучения, дифференцированного по содержанию в зависимости от интересов и направленности профессиональной подготовки школьников.

Содержание и объем курса “Информатика и ИКТ” базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. Это достигается моделированием проблемно-творческой ситуации, где компьютер, имея огромные возможности, выступает как помощник и, в то же время, является полномочным участником процесса мышления, оказывая непосредственное влияние на его содержание. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с использованием эвристического и исследовательского методов обучения.

Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся, закладывается уже в начале изучения информатики. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Access, Power Point, Pascal, сайтостроение), а так же подготовку докладов и проектов по изучаемым темам.

Особенно плодотворно на мыслительную деятельность учащихся влияет изучение темы “Алгоритмизация и программирование”. В школе практикуется продуктивный метод работы, когда каждому ученику выдаются индивидуальные задания на разработку алгоритмов решения задач. Деятельность при программировании показывает школьнику, прежде всего, как он должен думать, а не что он должен думать. При обучении программированию создаются условия, обеспечивающие эффективное формирование того, что когнитивные психологи называют ментальным опытом человека.

При изучении темы “Информационное моделирование” метод проектов используется уже в полной мере. Сам процесс моделирования (постановка задачи, определение цели моделирования, анализ задачи, разработка информационной и компьютерной моделей, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования) уже предполагает творческий, исследовательский подход к решению задачи. Здесь так же практикуется выдача индивидуальных заданий, обеспечивающих самостоятельный характер работы. Учащиеся приобретает навыки исследовательской деятельности.

В 10-11-х классах каждый учащийся вправе подготовить проект (исследовательскую работу) по выбранной теме. Тематика творческих задач многообразна и, как правило, охватывает не только предметную область “Информатика и ИКТ”, но и другие школьные дисциплины. Приведу некоторые из них: мультимедиа обучающий проект по курсу информатики и ИКТ (например, “Устройство компьютера”), мультимедиа обучающий проект по общеобразовательному предмету (например, по физике “Кинематика”), мультимедиа проект “Презентация учебного заведения”, реляционная база данных (например, “Химические элементы”), приложение, разработанное в электронных таблицах (например, “Успеваемость в классе”), приложение, разработанное на языке программирования Delphi (например, “Школьный многофункциональный калькулятор”), программа (обучающая, тестирующая, служебная, игровая и т.д.) разработанная на языке программирования (Pascal, Delphi , MyTest и т.д.), тематический мультимедиа проект (например, “Компьютерные телекоммуникации”, “Человек и природа”), участие в коллективном проекте “Web-сайт по теме” и др.

В школе разработаны положение о творческой работе учащихся, тематика работ, требования к компьютерному проекту, примерный график работы, нормы оценки.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования выполняются, как правило, вне уроков и обычной учебной деятельности как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Роль учителя сводится к координации деятельности учащегося и методической помощи в процессе разработки компьютерного проекта.

В процессе работы над проектом учащийся проходит следующие основные этапы:

  • выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи;
  • изучение проблемной области, подбор необходимого материала, проработка математической постановки задачи и алгоритма ее решения;
  • собеседование с учителем о готовности решать поставленную задачу (формах и методах решения задачи);
  • подготовка проекта, оформление материалов;
  • предзащита творческой работы – определение глубины понимания учащимся решаемой задачи;
  • разработка и отладка программы (проекта) с учетом замечаний и предложений;
  • подготовка и оформление отчета;
  • защита проекта на школьной конференции.

Самостоятельную работу учащихся можно рассматривать и как средство обучения, и как форму учебно-научного познания, позволяющую сформировать у учащегося индивидуальный стиль самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся приучаются к систематическому труду, к умению работать самостоятельно, добывать новые знания, использовать результаты своей работы, творчески подходить к выполнению заданий, формируя индивидуальный стиль самостоятельной работы, воспитывая самодисциплину.

Полученные знания и практические навыки каждый учащийся может реализовать на проводимых в школе олимпиадах и конкурсах по информатике.

Олимпиада по базовому курсу информатики проводится с учащимися в два этапа: в сентябре-октябре – выявляются лучшие учащиеся по классам, в октябре-ноябре – определяются победители и призеры школьной олимпиады. Олимпиада проводится в два тура: теоретический тур (выносятся теоретические вопросы и предъявляются для решения задачи из предметной области “Информатика и ИКТ”) и практический тур (предлагается выполнить действия или решить задачи с использованием компьютерных технологий).

В старших классах в ноябре проводится олимпиада по программированию, победители которой представляются на районную и городскую олимпиады.

Конкурс по информатике и ИКТ (в октябре-ноябре) проводится в трех номинациях и охватывает учащихся 9-11 классов:

  • Конкурс проектов и творческих работ с использованием компьютерных технологий.
  • Конкурс “Лучший пользователь персонального компьютера”.
  • Конкурс эрудитов по информатике и ИКТ.

Коренное изменение отношения к ученику как субъекту учебного процесса, повышение активности школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к продуктивной системе образования через интерактивные формы обучения способствуют формированию у школьников познавательной активности, развивает их интеллектуальные и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Статья участвует в конкурсе Образование 3.0»

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ"

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”.

Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Методы развивающего обучения должны быть направлены на то, чтобы организовать и поддерживать учебную активность учащихся, обеспечивающую достижение целей обучения.

Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.

Для сотрудничества необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства. Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.

Как зачастую было раньше, да происходит в отдельных случаях и сейчас?

Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов- II уровень развития). Безусловно, нашему обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития).

Поэтому требуют коренного изменения, кроме отношения к учащимся, и дидактические процессы, и организационные формы обучения.

Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них.

 Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.

Так, например, при изучении темы “Текстовый редактор” можно рассказать о возможностях текстового редактора и преимуществах компьютерного набора текста, показать красиво оформленные текстовые документы, выполненные учащимися старших классов (грамоты, дипломы, открытки).

Обращение к жизненным ситуациям – это далеко не только прием для создания мотивации. Более важным аспектом здесь является то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. И не только сам факт применимости, а технологию их применения.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах.

Этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики, физики. Привести примеры решения подобных задач.

Прием третий: создание проблемной ситуации.

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес может возникнуть в силу парадоксальности ситуации, как это имеет место, например, при изучении темы “Измерение количества информации”, или в силу простоты решения проблемы с помощью компьютерных технологий (использование встроенных функций в электронных таблицах).

Прием четвертый: использование занимательного сюжета.

Занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Более подробно об этом приеме будет рассказано ниже.

Прием пятый: ролевой подход.

В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “ветвление”, то это точное исполнение команды, посредством которой данная конструкция реализуется. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда; в том, что он выбирает задачи по своему вкусу; в том, что творчество каждого ребенка получает признание и оценку; в том, что каждый из детей на самом деле уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Педагогика сотрудничества направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

Назову некоторые приемы и способы взаимодействия учителя с учениками, способствующие развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  1. Выдача заданий разного уровня сложности.

Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

  1. Прием “трудная задача”.

Подготовлены задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку.

  1. Исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем.

Ученики готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках.

  1. Решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей. 

Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, географии, биологии, экономики и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.

  1. Выполнение творческих работ при изучении информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся 5 - 7-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 8 -9-х классов -  Excel и PowerPoint, в 10 - 11-ом классах - с использованием PowerPoint и Pascal.

  1. Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Факультативные занятия по информатике в школе ведутся с 3-его класса с использованием универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого, разработанной в 1995 году российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.

Факультативные занятия в 5 и 6 классах строятся на базе программы ЛогоМиры, позволяющей создавать компьютерные проекты с использованием более широкого набора объектов, их свойств и действий и являющейся прообразом объектно-ориентированного программирования.

Младшие школьники с удовольствием работают над созданием компьютерных проектов и принимают участие в конкурсах. Спектр проектов широк и многообразен: от простейших поздравительных открыток до интереснейших мультимедиа продуктов, таких как “Солнечная система”, “Природные зоны России”, “Созвездия северного полушария”, компьютерные игры, визуализированные фрагменты сказок и т.д.

Интеллектуальные способности школьников на начальной ступени образования формируются за счет развития любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления.

Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.

Базовый курс информатики в школе изучается в 3, 4 классах. Факультативная и кружковая работа в этот период направлена на более углубленное изучение тем базового курса, а так же обеспечение нового подхода к обучению информатике – осуществление целенаправленной деятельности по развитию интеллекта школьника, его умственных и творческих способностей.

В старшей школе (X-XI классы) осуществляется принцип профильной дифференциации и обеспечивается продолжение образования в области информатики в соответствии с требованиями профиля обучения, дифференцированного по содержанию в зависимости от интересов и направленности профессиональной подготовки школьников.

Содержание и объем курса “Информатика и ИКТ” базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. Это достигается моделированием проблемно-творческой ситуации, где компьютер, имея огромные возможности, выступает как помощник и, в то же время, является полномочным участником процесса мышления, оказывая непосредственное влияние на его содержание. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с использованием эвристического и исследовательского методов обучения.

Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся, закладывается уже в начале изучения информатики. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Access, Power Point, Pascal, сайтостроение), а так же подготовку докладов и проектов по изучаемым темам.

Особенно плодотворно на мыслительную деятельность учащихся влияет изучение темы “Алгоритмизация и программирование”. В школе практикуется продуктивный метод работы, когда каждому ученику выдаются индивидуальные задания на разработку алгоритмов решения задач. Деятельность при программировании показывает школьнику, прежде всего, как он должен думать, а не что он должен думать. При обучении программированию создаются условия, обеспечивающие эффективное формирование того, что когнитивные психологи называют ментальным опытом человека.

При изучении темы “Информационное моделирование” метод проектов используется уже в полной мере. Сам процесс моделирования (постановка задачи, определение цели моделирования, анализ задачи, разработка информационной и компьютерной моделей, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования) уже предполагает творческий, исследовательский подход к решению задачи. Здесь так же практикуется выдача индивидуальных заданий, обеспечивающих самостоятельный характер работы. Учащиеся приобретает навыки исследовательской деятельности.

В 10-11-х классах каждый учащийся вправе подготовить проект (исследовательскую работу) по выбранной теме. Тематика творческих задач многообразна и, как правило, охватывает не только предметную область “Информатика и ИКТ”, но и другие школьные дисциплины. Приведу некоторые из них: мультимедиа обучающий проект по курсу информатики и ИКТ (например, “Устройство компьютера”), мультимедиа обучающий проект по общеобразовательному предмету (например, по физике “Кинематика”), мультимедиа проект “Презентация учебного заведения”, реляционная база данных (например, “Химические элементы”), приложение, разработанное в электронных таблицах (например, “Успеваемость в классе”), приложение, разработанное на языке программирования Delphi (например, “Школьный многофункциональный калькулятор”), программа (обучающая, тестирующая, служебная, игровая и т.д.) разработанная на языке программирования (Pascal, Delphi , MyTest и т.д.), тематический мультимедиа проект (например, “Компьютерные телекоммуникации”, “Человек и природа”), участие в коллективном проекте “Web-сайт по теме” и др.

В школе разработаны положение о творческой работе учащихся, тематика работ, требования к компьютерному проекту, примерный график работы, нормы оценки.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования выполняются, как правило, вне уроков и обычной учебной деятельности как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Роль учителя сводится к координации деятельности учащегося и методической помощи в процессе разработки компьютерного проекта.

В процессе работы над проектом учащийся проходит следующие основные этапы:

  1. выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи;
  2. изучение проблемной области, подбор необходимого материала, проработка математической постановки задачи и алгоритма ее решения;
  3. собеседование с учителем о готовности решать поставленную задачу (формах и методах решения задачи);
  4. подготовка проекта, оформление материалов;
  5. предзащита творческой работы – определение глубины понимания учащимся решаемой задачи;
  6. разработка и отладка программы (проекта) с учетом замечаний и предложений;
  7. подготовка и оформление отчета;
  8. защита проекта на школьной конференции.

Самостоятельную работу учащихся можно рассматривать и как средство обучения, и как форму учебно-научного познания, позволяющую сформировать у учащегося индивидуальный стиль самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся приучаются к систематическому труду, к умению работать самостоятельно, добывать новые знания, использовать результаты своей работы, творчески подходить к выполнению заданий, формируя индивидуальный стиль самостоятельной работы, воспитывая самодисциплину.

Полученные знания и практические навыки каждый учащийся может реализовать на проводимых в школе олимпиадах и конкурсах по информатике.

Олимпиада по базовому курсу информатики проводится с учащимися в два этапа: в сентябре-октябре – выявляются лучшие учащиеся по классам, в октябре-ноябре – определяются победители и призеры школьной олимпиады. Олимпиада проводится в два тура: теоретический тур (выносятся теоретические вопросы и предъявляются для решения задачи из предметной области “Информатика и ИКТ”) и практический тур (предлагается выполнить действия или решить задачи с использованием компьютерных технологий).

В старших классах в ноябре проводится олимпиада по программированию, победители которой представляются на районную и городскую олимпиады.

Конкурс по информатике и ИКТ (в октябре-ноябре) проводится в трех номинациях и охватывает учащихся 9-11 классов:

  1. Конкурс проектов и творческих работ с использованием компьютерных технологий.
  2. Конкурс “Лучший пользователь персонального компьютера”.
  3. Конкурс эрудитов по информатике и ИКТ.

Коренное изменение отношения к ученику как субъекту учебного процесса, повышение активности школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к продуктивной системе образования через интерактивные формы обучения способствуют формированию у школьников познавательной активности, развивает их интеллектуальные и творческие способности.


 

Комментарии

Белобородова Анна Александровна

Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»»