Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы

Никишина Елена Петровна

В данном разделе представлены мои доклады на районном методическм объединении и информация обсуждаемая на нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kvn.ppt1.3 МБ
Файл urok-kvn_dlya_5_i_6_kl.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВН по русскому языку для 5-6 классов Учителя русского языка и литературы МБОУ Кочуновской ООШ Жулянова Н.В., Никишина Е.П.

Слайд 2

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький Русские писатели о русском языке

Слайд 3

“ Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” Притча «Слово о словах».

Слайд 4

На земле насчитывается более 2 000 народов и примерно 6 800 языков. Каждый язык живет своей жизнью и развивается по своим законам, имеет свою историю. Чтобы знать язык, недостаточно знать его орфографию. Но чем больше мы будем знать о нем, тем больше мы будем его любить. - Ребята, как вы поняли эту притчу? В ней заключена цель нашего мероприятия, и мы хотим, чтобы вы сами её сформулировали Сведения о языке.

Слайд 5

В судействе нет у нас изъяна. Арбитры все на высоте. Жюри очки считают рьяно… А мы представим капитанов Жюри.

Слайд 6

Пусть острей кипит борьба Сильней соревнование Успех решает не судьба А только наши знания. Приветствие 1 команды

Слайд 7

Соревнуясь вместе с вами Мы останемся друзьями Пусть борьба кипит сильней И наша дружба крепнет с ней. Приветствие 2 команды

Слайд 8

1 команда рассказывает об имени прилагательном 2 команда рассказывает об имени существительном Домашнее задание

Слайд 9

Угадай название нашей команды 1- название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто? Что? 2- название нашей команды обозначает признак предмета ,отвечает на вопрос Какой? В предложении бывает второстепенным членом . Разминка :

Слайд 10

1 команде Напишите за 2 минуты, как можно больше существительных 2 команде Напишите за 2 минуты, как можно больше прилагательных Кто больше?

Слайд 11

Определить части речи : 1 команде Посадила мама в печь пироги с капустой печь . 2 команде Снежное покрывало покрыло всё поле. Конкурс капитанов .

Слайд 12

-Отгадать загадку и определить части речи. « Стоит дом ,кто в него войдёт, тот ум приобретёт» «Белый зайчик прыгает по чёрному полю . Слёзы проливает. Дети их читают и стирают» Конкурс загадок.

Слайд 13

-Отгадать загадку и определить части речи. « Стоит дом ,кто в него войдёт, тот ум приобретёт» ( Школа) «Белый зайчик прыгает по чёрному полю . Слёзы проливает. Дети их читают и стирают» (мел) Конкурс загадок.

Слайд 14

Представителю от каждой команды предлагается за 2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого Начальные слова: Кочуново, Инкино Конкурс знатоков.

Слайд 15

« Учимся писать стихи» - не спешу – пишу, в тетрадь – пять. - щенка – пока, помогите -найдите. Конкурс поэтов.

Слайд 16

1.Чем кончается день и ночь? 2. Чем кончается лето и начинается осень? 3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? 4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы ? 5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? 6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? 7. Какую часть слова можно в земле найти? 8. Как большой дом сделать маленьким? 9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? 10. Какую строчку нельзя прочитать? Конкурс эрудитов

Слайд 17

1.Чем кончается день и ночь? ( Ь на конце) 2. Чем кончается лето и начинается осень? ( Буквой О) 3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? ( Буква О) 4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит) 5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? ( семья) 6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп) 7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень) 8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик). 9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? ( соль) 10. Какую строчку нельзя прочитать? ( швейную) Конкурс эрудитов

Слайд 18

Все участники записывают слово ИГРОТЕКА . Задача: из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов . Побеждает тот, у кого больше других слов. Конкурс « Кто больше»

Слайд 19

Задание: раскрыть смысл выражений , которые называют крылатыми. РУКОЙ ПОДАТЬ ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ ВО ВЕСЬ ДУХ ЗАСУЧИВ РУКАВА ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК Конкурс фразеологизмов

Слайд 20

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко) 2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб) 3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла) 4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль) Конкурс « Чёрный ящик»

Слайд 21

Отгадать слово Его корень в слове –писать, приставка в слове -рассказать, суффикс в слове- книжка, окончание в слове- вода . Его корень в слове- вязать, приставка в слове -замолчать , суффикс в слове- сказка, окончание в слове -рыба . Конкурс шарад

Слайд 22

Отгадать слово Его корень в слове –писать, приставка в слове -рассказать, суффикс в слове- книжка, окончание в слове- вода . ( РАСПИСКА) Его корень в слове- вязать, приставка в слове -замолчать , суффикс в слове- сказка, окончание в слове -рыба . (ЗАВЯЗКА) Конкурс шарад

Слайд 23

Исправь ошибки: Дядя, прашу тебя, памаги Твоей племянници Оли, А то небудет её наги В этой противной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прачитать. Папраси его, дядя, исправить двойку И паставить мне пять! Кто грамотней?

Слайд 24

Исправь ошибки: Дядя, прошу тебя, помоги Твоей племяннице Оле, А то не будет её ноги В этой противной школе. Мне вчера за диктант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже не смог прочитать. Попроси его, дядя, исправить двойку И поставить мне пять! Кто грамотней?

Слайд 25

М О Л О Д ЦЫ !!! Подведение итогов. Награждение победителей

Слайд 26

1.Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. 2.Главное оружие Соловья-разбойника. 3Тара для чудес. 4.В поле не воин. 5.Царское головное отличие. 6.Богатырская цифра. 7.Минимум отмеров на один разрез. 8.В поле не один. 1Головной убор, рассчитанный на дурака. 2. Разбойничья цифра. 3. «Нечистая» дюжина. 4. Ведьмолет. 5. Змей по батюшке. Весёлые загадки

Слайд 27

1.Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. ( Лавки) 2.Главное оружие Соловья-разбойника.( Свист) 3Тара для чудес. ( Решето) 4.В поле не воин. ( Один) 5.Царское головное отличие. ( Корона) 6.Богатырская цифра. ( Три) 7.Минимум отмеров на один разрез. ( Семь) 8.В поле не один. ( Воин) 1Головной убор, рассчитанный на дурака. ( Колпак) 2. Разбойничья цифра. ( Сорок) 3. «Нечистая» дюжина. ( Тринадцать) 4. Ведьмолет. ( Помело) 5. Змей по батюшке. ( Горыныч) Весёлые загадки

Слайд 28

- Что нового ты узнал сегодня на уроке? - Чем необычна форма КВН? - Каков твой личный вклад в результаты урока? - Кто заслуживает высоких оценок? - Твои замечания и предложения? Рефлексия



Предварительный просмотр:

Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области

Управление образования, молодежной политики и спорта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка сценария урока – КВН по русскому языку

для 5 и 6 классов.

На школьный конкурс «Учитель года- 2015»

Сценарий разработали:

Никишина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочуновской ООШ,

Жулянова Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Кочуновской ООШ.

Кочуново,2015г.

Пояснительная записка к уроку.

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быстро ориентироваться в предложенной речевой ситуации. Такое мероприятие повышает уровень восприятия, активизирует потребности детей, развивает их культурный вкус. В духе азартного соревнования учащиеся могут блеснуть эрудицией.

Игровая форма – благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка и литературы. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ученика, развивают его « скрытые» способности.

Тип урока.

Промежуточный контроль по разделу «Лексика» и «Фразеология».

Форма урока: Урок- игра.

Подготовительные мероприятия.

- заранее класс разделить на равноценные команды;

- выбрать капитанов;

- пригласить членов жюри (старшеклассников или учителей);

- дать домашнее задание командам.

Оформление класса.

Перед началом УРОКА - КВНа желательно класс украсить различными смешными смайликами и воздушными шарами для создания хорошего настроения, организовать музыкальные заставки; вывесить высказывания о русском языке великих людей (на плакатах), пожелания удачи.

Цели урока.

Познавательные:

формировать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;

продолжить обучение умению самостоятельно добывать знания на основе взаимного сотрудничества и работе в команде.

Развивающие:

продолжить формировать у учащихся умение определять объекты орфографического внимания, выделять их основные признаки, сопоставлять и противопоставлять;

продолжать работу над речью учащихся в плане усиления ее коммуникативных свойств (экспрессивность, выразительность);

развитие общеучебных умений и навыков : работать над предложенным материалом в команде и самостоятельно.

Воспитывающие:

воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

воспитание умения слушать и говорить;

воспитание аккуратности и внимания;

воспитание бережного отношения и любви к родному языку.

Задачи урока.

- охватить игрой всех учащихся;

- создать комфортную обстановку для игры;

- объективно оценить каждого учащегося.

Планируемые результаты мероприятия:

В результате проведённого мероприятия должно произойти формирование языковой компетенции учащихся, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, увеличение словарного запаса и творческих способностей. Учащихся должны научиться самостоятельному конструированию своих знаний, необходимых для решения возникающих перед ним задач.

У каждого ученика должно углубиться чувство коллективизма. Большинство ребят должны осознать, что необходимо стремиться к познанию.

Основное содержание.

Данный сценарий урока построен из 12 конкурсов, включая представление команд  и домашнее задание.

Каждый конкурс оценивает компетентное жюри по определённым критериям. Оценки за урок поставят капитаны сами каждому члену своей команды.

К уроку подготовлена компьютерная презентация. На слайды проецируются задания конкурсов, ответы к заданиям, приветствия и пожелания победы.

Сценарий урока.

1 .Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся (Домашнее задание и задания КВН )

3. Подведение итогов урока.

4.Рефлексия.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

Вступительное слово ведущего 1.

-Сегодня у нас с вами необычный урок. Слайд 1.

Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: 5 и 6 классов. Команды наши будут сборными. Выиграет та команда, которая лучше справится с заданиями. Оценивать ответы команд будет жюри, состоящее из учителей нашей школы.

- Послушайте, пожалуйста, притчу и сформулируйте цель нашего урока!

Притча «Слово о словах». Слайд 2.

“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"”

На земле насчитывается более 2 000 народов и примерно 6 800 языков.

Каждый язык живет своей жизнью и развивается по своим законам, имеет свою историю. Чтобы знать язык, недостаточно знать его орфографию. Но чем больше мы будем знать о нем, тем больше мы будем его любить.

- Ребята, как вы поняли эту притчу? В ней заключена цель нашего мероприятия, и мы хотим, чтобы вы сами её сформулировали! Слайд 3.

( Учащиеся предлагают свои версии, учитель благодарит всех выступивших, формулирует оптимальный вариант). Слайд 4.

- Желаем  всем успехов и победы при выполнении заданий КВН!

Ведущий 2. В судействе нет у нас изъяна. Слайд 5.

Арбитры все на высоте.

Жюри очки считают рьяно…

А мы представим капитанов! (Капитаны выходят вперед, и ведущая представляет их.)

- А вот команды, что в сраженьях

Узнают горечь пораженья

И радость доблестных побед

За быстрый правильный ответ!

- Но прежде чем командам снова

Дадим приветственное слово,

Жюри придется попросить

Нам результаты огласить!

2 этап. Конкурсы КВН.

Далее оба ведущих  проводят конкурсы, чередуя друг друга.

1 конкурс. Представление команд.

Команды представляют название, девиз, эмблему. Также выступают с небольшими сообщениями (домашнее задание). Возможны выступления в виде презентаций.  Оценивается по 5-бальной системе. Слайды 6,7

2 конкурс Слайд 8. Домашнее задание.

1 команда рассказывает  об имени прилагательном

2 команда рассказывает об имени существительном

Слайд 9.  Разминка.

Угадай название нашей команды

1- название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы

 Кто? Что?

2- название нашей  команды обозначает признак предмета ,отвечает на вопрос

Какой? В предложении бывает второстепенным членом .

Слайд 10

 1 команде

Напишите за 2 минуты, как можно больше существительных

2 команде

Напишите за 2 минуты, как можно больше прилагательных

Слайд 11 Конкурс капитанов.

Определить части речи :

1 команде Посадила мама в печь пироги с капустой печь .

2 команде Снежное покрывало  покрыло всё поле.

Слайд 12 Слайд 13 – Конкурс загадок.

 Отгадать загадку и определить части речи.

« Стоит дом ,кто в него войдёт, тот ум приобретёт» ( Школа)

«Белый зайчик прыгает по чёрному полю . Слёзы проливает. Дети их читают и стирают» (мел)

Слайд 14 – Конкурс знатаков.

Представителю от каждой команды предлагается за 2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого

Начальные слова: Кочуново, Инкино

Слайд 15 Конкурс поэтов.

  « Учимся писать стихи»

- не спешу – пишу, в тетрадь – пять.

- щенка – пока,  помогите -найдите.

Слайд 16 Слайд 17 Конкурс эрудитов.

1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)

2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)

3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)

4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)

5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).

9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

10. Какую строчку нельзя прочитать? (швейную)

Слайд 18 Конкурс « Кто больше?»

Все участники записывают слово ИГРОТЕКА . Задача: из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов . Побеждает тот, у кого больше других слов.

Слайд 19 Конкурс фразеологизмов.

Задание: раскрыть смысл выражений  , которые называют крылатыми.

РУКОЙ ПОДАТЬ

ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ

МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ

ВО ВЕСЬ ДУХ

ЗАСУЧИВ РУКАВА

ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК

Слайд 20 « Чёрный ящик».

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

Слайд 21

Слайд 22 Конкурс шарад.

Отгадать слово:

Его корень в слове –писать, приставка в слове -рассказать, суффикс в слове- книжка, окончание в слове- вода .( РАСПИСКА)

Его корень в слове- вязать, приставка в слове -замолчать , суффикс в слове- сказка, окончание в слове -рыба . (ЗАВЯЗКА)

Слайд 23 Слайд 24 Исправь ошибки:

Дядя, прашу тебя, памаги

Твоей племянници Оли,

А то небудет её наги

В этой противной школи.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать.

Папраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять!

Исправь ошибки:

Дядя, прошу тебя, помоги

Твоей племяннице Оле,

А то не будет её ноги

В этой противной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смог прочитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять!

Слайд 25 Подведение итогов.  Награждение победителей.

Слайд 26 Слайд 27( запасные задания).

1.Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. (Лавки)

2.Главное оружие Соловья-разбойника.(Свист)

3Тара для чудес. (Решето)

4.В поле не воин. (Один)

5.Царское головное отличие. (Корона)

6.Богатырская цифра. (Три)

7.Минимум отмеров на один разрез. (Семь)

8.В поле не один. (Воин)

1Головной убор, рассчитанный на дурака. (Колпак)

2. Разбойничья цифра. (Сорок)

3. «Нечистая» дюжина. (Тринадцать)

4. Ведьмолет. (Помело)

5. Змей по батюшке. (Горыныч)

Слайд 28 4 этап. Рефлексия.

- Что нового ты узнал сегодня на уроке?

- Чем необычна форма КВН?

- Каков твой личный вклад  в результаты урока?

- Кто заслуживает высоких оценок?

- Твои замечания и предложения?