Логопедический сундучок успеха

Панфилова Надежда Анатольевна

Предварительный просмотр:

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,

нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  •    Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

 «Автоматизация звука – что это?».

Подготовила:

учитель-логопед

Панфилова Надежда Анатольевна

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

    К автоматизации поставленного звука переходят лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении и уж тем более требовать его произношения в самостоятельной речи..

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях на специально подобранном речевом материале. Для этого используются приёмы отражённого повторения (за логопедом) и самостоятельного называния слов и фраз  по картинке.

В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В некоторых случаях  могут вовлекаться и два звука, если они артикуляционно контрастны.

На этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки звука, работа с любыми звуками проводится однотипно, независимо от причины нарушения звукопроизношения и самого характера дефекта. Эта одинаковость подхода объясняется тем, что у ребёнка уже имеется нормальный звук, какими бы разными путями он ни был получен.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в словосочетаниях;
  4. автоматизация звука в предложениях;
  5. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  6. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  7. автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения, с разным ритмическим рисунком, в разном темпе. Школьникам можно давать задания по чтению слогов.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук — в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Эта работаможет быть не только над звукопроизношением, но и на лексическом уровне. То есть работой над значением слова, над его слоговой структурой, над словесным ударением. Работа по автоматизации поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

На этапе автоматизации вводиятся творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходят к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Эта работа не должна сводиться к механическому проговариванию ребёнком готовых фраз. Именно на этом этап вводятся творческие виды заданий (составление  предложений с заданным словом или словами, по картинке, по схеме, по показанному действию; изменение, исправление предложений; рифмовка слов; придумывание и заучивание чистоговорок; чтение предложений).В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Произнесение чистоговорок, самостоятельное их придумывание способствует развитию творческой активности.

Попутно логопед объясняет ребёнку, что предложение это законченная мысль о чём-то. Оно должно быть красивым и понятным. Предложение может быть коротким и длинным.

   В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

  Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, предложений и к еще более ускоренному произнесению скороговорок.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним.

Автоматизация звукас точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и фразы.

Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Лишь при условии совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей, у детей постепенно исчезают недостатки звукопроизношения.

Автоматизацию звука можно считать законченной только после того, как ребёнок привыкнет свободно употреблять новый звук в своей повседневной речи и полностью перестанет воспроизводить прежнюю дефектную артикуляцию. На это приходится обратить особое внимание родителей, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, так и не употребляют его в своей речи.

Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребёнком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля за правильностью его звучания. В дальнейшем необходим точно такой же постоянный контроль над речью ребёнка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесённый звук нужно каждый раз исправлять, то есть просить ребёнка ещё раз, но уже правильно повторить то же самое слово. Этим будет обеспечена полная автоматизация звука при одновременном сокращении сроков логопедической работы.

И только после последовательного «прохождения» всех рассмотренных этапов автоматизации звука можно рассчитывать на то, что ребёнок сможет свободно пользоваться этим звуком в обычной разговорной речи.



Предварительный просмотр:

Игровое физкультурное занятие с элементами развития речи
Тема: «В гости к бабушке Варваре»

 

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • Совершенствовать умение группироваться при лазании под дугу; развивать равновесие, упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд перепрыгивая из обруча в обруч.
  • Развивать умение узнавать и называть домашних животных и их детенышей; продолжать учить преобразовывать глаголы от существительных; развивать воображение память.
  • Воспитывать интерес к занятиям по физической культуре; бережное и заботливое отношение к домашним животным.

Оборудование: домик – ферма из мягких модулей, картинки с изображением животных и их детенышей, гимнастическая скамейка, стойка с перекладиной, обручи 3 шт, мяч, эл. носитель с музыкой (голоса животных музыка).

 

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Воспитатель предлагает всем вместе отправиться на ферму в гости к бабушке Варваре на ферму.

Обычная ходьба друг за другом по кругу – идем на ферму.

Ходьба на носках, левая рука на поясе, правую руку приставляем ко лбу, смена рук через пять шагов – смотрим, далеко ли до фермы.

Ходьба на пятках, руки на поясе – идем по кочкам.

Ходьба с высоким подниманием бедра - перешагиваем через лужи.

Бег – бежим до фермы.

Упражнение на восстановление дыхания.

2. Основная часть.

Детей встречает бабушка Варвара.

- Здравствуйте ребята! Я так рада, что вы ко мне пришли! Я очень люблю гостей! Меня зовут бабушка Варвара, я живу на ферме. Но живу я не одна, у меня живет много животных. Хотите с ними познакомиться? Отгадайте загадки и узнаете, кто у меня живет.

1. Прыгать может высоко,

Пьет из блюдца молоко.

И, разлегшись у окошка,

Жмурит глазки наша…

2. Чтобы другом ее стать,

Нужно косточку ей дать.

Нет, она не забияка.

В конуре живет…

3. По лужайке с травкою

Я хожу и чавкаю.

У забора с дыркою

Я стою и фыркаю.

У реки с осокою

Я лежу и чмокаю.

Хвостик закорюкою —

Радуюсь и хрюкаю!

4. Хоть крепки мои копыта

И остры мои рога,

Я добра и не сердита,

Нравом вовсе не строга.

В поле я мычу: «Му-му!

Молочка налить кому?»

5. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес.

6. Есть бородка, шерсть и ножки,

Ушки, хвост, а также рожки.

Хоть я блею, не пою -

Молоко тебе даю.

Я такая егоза!

И бодаюсь, я ...(коза).

7. Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»

Травку щипет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её … (овечка).

- Ребята, скажите, пожалуйста, как одним словом назвать всех моих животных? Они живут у меня на ферме, значит они …(домашние животные).

Мои домашние животные каждое утро делают зарядку, что бы быть здоровыми, красивыми и сильными. А сегодня ещё не делали. Давайте сделаем зарядку с ними?

ОРУ без предметов.

Комплекс ОРУ «Домашние животные»

1. «Корова»

И.п. – основная стойка. 1- поднять плечи вверх, вдох; 2- и.п., длительный выдох с произнесением «Му-у-у!».

2. «Овца»

И.п. – основная стойка. 1- поворот головы вправо; 2- и.п., 3- поворот головы влево; 4- и.п.

3. «Кошка»

И.п. – встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. 1- опустить голову, выгнуть спину вверх; 2- поднять голову вверх, прогнуть спину вниз.

4. «Коза»

И.п. – основная стойка, руки на поясе. 1- поднять прямую ногу вперёд, 2-махом отвести назад, 3-снова вперёд, 4- и.п.

5. «Поросёнок чистит щетинку» 

И.п. – лёжа на спине, руки вытянуть вверх на ковре. Перекатываться со спины на живот и наоборот.

6. «Собачка» 

И.п. – основная стойка,1- присесть, развести колени, отрывая пятки от пола, руки за голову, 2- и.п.

7. «Лошадь»

И.п. – основная стойка, руки на поясе. Прямой галоп на противоположную сторону зала.

- Ребята пока мы с вами делали зарядку, у нас мамы потеряли своих детенышей. Давайте поможем им найти друг друга. Сначала нужно по бревнышку пройти, под заборчиком пролезть, через канавки перепрыгнуть, выбрать и назвать детеныша и унести его к его маме.

Основные виды движений: Игра «Найди маму»

1. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны - по бревнышку пройти.

2. Лазанье под дугу – под заборчиком пролезть.

3. Прыжки - перепрыгивание из обруча в обруч на двух ногах с продвижением вперёд – через канавки перепрыгнуть.

- Мои домашние животные хотят с вами поиграть в игру «Угадай по голосу» (звучит запись голосов домашних животных).

Игра «Угадай по голосу» с элементами самомассажа.

Дети садятся в круг, массажируют ладони рук массажными палочками, слушая и отгадывая животных по голосу. Отвечают на вопрос что делают, называя действия (лает, мычит, блеет, ржёт…)

Заключительная часть

- Ребят, скажите, пожалуйста, понравилось вам у меня в гостях? А что понравилось больше всего?

Игра малой подвижности «Раз, два покружились и в котяток превратились»

- Не успели оглянуться. Как в детский сад пора вернуться. Приходите к нам ещё. До свидания ребята! Дети уходят в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весёлая артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики 1.Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. 2.Гимнастика проводится ежедневно по 5 минут. 3.Упражнения выполнять сидя перед зеркалом . 4.Упражнения выполняются после показа взрослого. 5.После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). 6.Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 3

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Бегемотик рот открыл, Подержал.Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.

Слайд 4

Учимся делать упражнение «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Улыбается щенок, зубки напоказ. Я бы точно так же смог, вот, смотри. Сейчас.

Слайд 5

Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Слайд 6

За бананом потянулись, И, конечно, улыбнулись, То слоненок, то щенок, Я бы точно так же смог. Учимся делать упражнение «Хоботок», «Улыбка»

Слайд 7

Учимся делать упражнение «Хомячок». Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

Слайд 8

Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Слайд 9

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Слайд 10

Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться. Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

Слайд 11

Учимся делать упражнение «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Выше дуба, выше ели, На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели, Язычком «качать качели»?

Слайд 12

Учимся делать упражнение «Иголочка». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд.Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. У птички клювик очень колкий, И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу, Мой язычок — как клюв у птицы.

Слайд 13

Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его,касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Убираем язычок, закрываем рот. Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

Слайд 14

Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3—4 раза. Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет, И подсядет к меду ближе.

Слайд 15

Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка,упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 5 раз. Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

Слайд 16

Конец! А кто делал, молодец!



Предварительный просмотр:

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

  Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для развития фонематического восприятия

у детей старшего дошкольного возраста

Kids-2.jpg

depositphotos_46211095-stock-photo-listening-girl.jpg

© Панфилова Н.А

учитель - логопед

Фонематическое восприятие -

это способность воспринимать звуковой состав слова.

Дети с хорошим фонематическим восприятием  говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

У детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет), но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). 

В дальнейшем нарушение фонематического восприятия приводит к отставанию развития речи детей, к трудностям усвоения письма и чтения.

Поэтому очень важно развивать фонематическое восприятие у детей, ещё в дошкольном возрасте.

Уважаемые, родители и воспитатели, предлагаю игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей 4-5 лет.

Начинайте заниматься с упражнений, которые ребёнку по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация!

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

«Попугайчики»

Цель: развитие речевого внимания, восприятия, памяти.

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся – игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие речевого внимания.

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Значение незнакомых слов уточняется.

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

Миска. Сосиска. Ириска.

Банан. Диван. Барабан.

Мёд. Компот. Плот.

Лимон. Вагон. Бульон.

Пироги. Сапоги. Утюги.

Калач. Кулич. Циркач.

Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

Пирожок. Творожок. Горшок.

Пломбир. Кефир. Сыр.

Суп. Зуб. Дуб.

Салат. Халат. Мармелад.

Жакет. Букет. Пакет.

Кабачок. Крючок. Значок.

Солянка. Полянка. Склянка.

Булочка. Дудочка. Будочка.

Ананас. Квас. Контрабас.

«Громко»

Цель: развитие речевого внимания.

Договоритесь, что ребенок будет выполнять названные движения взрослым, только тогда, когда вы произносите слова громко:

- Подними руки вверх.

- Присядь.

- (тихо)Руки в стороны...

«Мир звуков»

Цель: развитие слухового внимания.

Материал: аудио-запись шума леса, луга, моря…

Предложить детям послушать шум  леса. Дети вслушиваются  в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум  листьев, пение птиц, жужжание пчел…)

«Звучащие коробочки»

Цель:  развитие слуховой памяти.

Материал: два набора по 7 коробочек, заполненные разным сыпучим материалом.

Ход игры:

а) ребенок слушает одну коробочку и выбирает из другого набора коробочку с таким же шумом, пока все коробочки не закончатся;

б) коробочки первого набора раздаются семи детям. Воспитатель издает звук одной из коробочек, а ребенок подбирает из своего набора аналогичную коробочку с тем же шумом.

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового внимания.

Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами.

«Волшебная палочка»

Цель: развитие слухового внимания.

Взяв карандаш или палку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка издаст звук вазы, стола, стены. Тогда усложните задачу - ребенок с закрытыми глазами догадывается, какой предмет звучал.

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Три медведя»

Цель: различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов.

Ребенок догадывается, о каком из персонажей в сказке говорит взрослый. Используются одни и те же реплики.

- "Кто сидел на моем стуле?"

- "Кто ел из моей чашки?"

- "Кто спал в моей постели?"

- "Кто же был в нашем доме?"

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, меняя высоту голоса.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

"Угадай, кто тебя позвал?"

Цель: различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов.

 Ребёнок отворачивается, а кто-то в это время зовёт его по имени. Он угадывает, кто его позвал. Интересно, когда в этой игре много участников. Конечно, представленные голоса малышу должны быть знакомы.

Для усложнения - ребёнку произносят короткое "АУ".

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Простучать (прохлопать)  любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

"Повтори! Не ошибись!"

Цель: сопоставление слов близких по звуковому составу.

Взрослый предлагает ребенку повторить за ним в заданном порядке вначале по два, затем по три похожих слова (слова не содержат труднопроизносимых звуков).

БАК -ТАК

МАК- БАК-ТАК

ТОК-ТУК-ТАК

БЫК-БАК-БОК

ДАМ-ДОМ-ДЫМ

КОМ-ДОМ-ГНОМ

МОТОК-КАТОК-ПОТОК

БАТОН-БУТОН-БЕТОН

БУДКА-УТКА-ДУДКА

НИТКА-ВАТКА-ВЕТКА

ТЫКВА-БУДКА-БУКВА

КЛЕТКА-ПЛЁТКА-ПЛЁНКА

"Имена"

Цель: сопоставление слов близких по звуковому составу.

Взрослый предлагает ребёнку определить , одинаковые ли он слышит имена или разные?

ЛЮБА-ЛЮДА

ТОЛЯ-ТОЛЯ

КОЛЯ-ТОЛЯ

ДИМА-ДИНА

САША-САША

МИША-МАША

СОНЯ-САНЯ

ДИНА-ИННА

ВИТЯ-ВИТЯ

ВИТЯ-МИТЯ

"Поймай слово"

Цель: сопоставление слов близких по звуковому составу.

Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши (поймать слово) если услышит слово отличающееся от остальных.

КОМ-КОМ-КОТ-КОМ

КАНАВА-КАНАВА-КАКАО-КАНАВА

УТЁНОК-УТЁНОК-УТЁНОК-КОТЁНОК

БУДКА-БУДКА-БУКВА-БУДКА

ВИНТ-ВИНТ-БИНТ-ВИНТ

МИНУТА-МОНЕТА-МИНУТА-МИНУТА

БУФЕТ-БУКЕТ-БУФЕТ-БУФЕТ

БИЛЕТ-БАЛЕТ-БАЛЕ-БАЛЕТ

ДУДКА-БУДКА-БУДКА-БУДКА

«Апплодисменты»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран. Это вабан. Это набан. Это ваван. Это банан!».

Ребенок хлопает в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно!
       Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

 

«Найди ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Стужа. Снег. Метут метели.

 Тёмной ночью бродят двери...

***

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама  осы.

***

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу гвостик

И верхом поеду в кости.

***

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

***

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

***

 Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.

"Звук спрятался"

Цель: развитие фонематического восприятия, внимания.

Можно использовать любые картинки из рекламного журнала магазина. Среди них ребёнку предлагается отобрать (показать) лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть заданный звук.

"Зоркий глаз"

Цель: развитие фонематического восприятия, внимания.

Ребёнку предлагается найти и назвать, в окружающей обстановке, предметы, в названии которых есть заданный звук.

"Что так звучит?"

Цель: развитие слухового внимания.

Взрослый сообщает детям, что комарик звенит напоминая звук з: "ЗЗЗЗ"  и показывает детям картинку с изображением комара.

 Воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук с: "СССС" (изображение насоса).

 Жук жужжит «жжжж»...

Тигр рычит «рррр»...

Самолёт летит "лллл"...

Гусь шипит "шшшш"...

Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, а просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук. Например, при уточнении звука "ж" вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила, пылесос и т. п.

Далее взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку-символ звука.

"Поймай звук"

Цель: развитие фонематического восприятия.

Взрослый   договаривается с ребенком, какой звук нужно «поймать», например: «С». Взрослый произносит слова с этим звуком и без него, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит  заданный звук в слове. Внимание: заданный звук взрослый произносит в слове утрированно - выделяя его голосом! Например: СССумка, СССанки, шапка, СССамолёт, жук, ноССС... Аналогично игра проводится и с др. звуками.

«Покажи»

Цель: развитие фонематического восприятия: различение слов -  паронимов.

Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак, мышка-мишка, ложки-рожки, бочка-почка, крыша-крыса, коса-коза...) ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.

"Рифмы"

Цель: развитие фонематического восприятия, чувства рифмы.

Водящий кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и должен придумать рифму. Если ребенок не может быстро придумать рифму, то водящий сам называет рифму к этому слову. Если рифма названа игрок, который не ответил, становится водящим.

"Повторяй за мной"

Цель: сопоставление слогов.

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками:

ТУ-КА-ПО

КУ-ТЫ-ПА

ВЫ-КА-ТУ

ХО-НУ-МЫ

ТУ-БА-ДО

ФЫ-МУ-КО

КУ-ПА-ФО-МЫ

МУ-ДО-НА-ТЫ

ДУ-ХА-МЫ-КО

НО-ГУ-ХА-БЫ

Усложнение - дифференциация слогов. Воспроизвести слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:

ТА-ТО-ТУ

ТЫ-ТА-ТО

МУ-МЫ-МА

ВА-ВУ-ВО

ВО-ВЫ-ВА

НУ-НЫ-НА

НО-НА-НУ

ДА-ДЫ-ДО

ДУ-ДЫ-ДА

БО-БА-БЫ

БУ-БО-БА

ПА-ПУ-ПО

ПЫ-ПО-ПУ

Воспроизвести слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА-КА-ПА

КА-НА-ПА

ФА-ХА-КА

БА-ДА-ГА

МА-НА-ВА

ПА-КА-ТА

ГА-БА-ДА

КА-ФА-ХА

ВА-МА-НА

НА-ВА-БА

«Что лишнее?»

Цель: развитие фонематического восприятия, сопоставление слогов.

Взрослый медленно произносит ряды слогов:

 «па-па-па-ба-па»«фа-фа-ва-фа-фа».

Ребенок должен хлопать, когда слышит другой (лишний) слог.

«Глухой телефон»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
        Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например ва-во-во, ха-хо-ха и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги , со звуками, которые ребенок еще не произносит!

"Не зевай, а отвечай!"

Цель: развитие фонематических представлений.

 Кто сможет придумать больше слов на заданный взрослым звук , тот и выиграл!

«Какой звук общий?» 

Цель: развитие фонематического восприятия.

Взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

«Собери слово»

Цель: развитие языкового синтеза.

Взрослый произносит звуки слова по отдельности (Н-О-С, Д-Ы-М, Р-О-Т, Р-Ы-Б-А), а ребенок называет слово целиком.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

        Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное   произношение. Это не совсем так.

        Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности, 
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.

        В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика нарушений письма и чтения.