Самообразование

Сюрина Светлана Ивановна

Моё самообразование за 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

                                                               

План

по самообразованию

воспитателя

Сюриной Светланы Ивановны

2018- 2019 учебный год

г. Пыть-Ях

1. Образование - высшее.

2. Квалификация - высшая

2. Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

3. Работа начата - 01.09.2018 г.

 4. Предполагается закончить - 31.05.2019 г.

 5. Цель:

   повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 6. Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

- Развивать мелкую моторику, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 7. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

 8. Форма самообразования: индивидуальная.

Перспективный план на  2018 -2019  уч. год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнении

Подготовительный этап

Сентябрь -

октябрь

- Составление перспективного плана работы.

- Подбор методического оснащения, методической  литературы.

- Составление конспектов занятии, развлечений, дидактических игр.

 - Работа с документацией.

- Подбор диагностического материала.

Мониторинг

+

Работа

с детьми

Сентябрь, май

Октябрь

Ноябрь


Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

В течение года

- Диагностика детей по данной теме.

Практическое занятие «Поможем клоуну Клёпе» - знакомство с 6-ю цветами.

Практическое занятие «Бусинки большие и маленькие» - соотношение по величине 3-х предметов.

«Фигурки человека в гостях у ребят»- геометрические формы.

Пирамидка для малышей – закрепление всех цветов и оттенков.

Практическое занятие «Нарядное платье для куклы Маши»

Практическое занятие «Нарисуем, что бывает жёлтым, зелёным, синим»

Игра «Чудесный мешочек»

- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

- Проведение дидактических игр: «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным).

- Проведение игр – путешествий, сюжетных игр:

«Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)

  • "Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

- Индивидуальная работа.

-Результаты диагностики детей.

Рисование пальчиками.

Рисование бус пальчиками.

 

Конструктор из картона.

Лепка пирамидки по цветам.

Украшение платья техника «Тычкование»

- Конспекты дидактических игр.

- Проведение игр – соревнований, дидактических игр, сюжетно-ролевых, игр - путешествий.

Работа с

родителями

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В течение года

- Анкета  "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников  по вопросам сенсомоторного развития и воспитания дошкольников"

- Консультация «Чем полезно рисование»

- Ширма  «Пальчиковая живопись»

- Проведение родительского собрания:

" Воспитание сенсорной культуры ребенка "

- Подготовка материала к ширмам, папкам-передвижкам.

- Индивидуальные беседы.

- Изготовление дидактических игр.

- Консультация

«Сенсорное воспитание дошкольников - основа развития интеллекта»

- Презентация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей дошкольного»

-Консультация для родителей

«Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

-Мастер-класс

Семинар - практикум « Нетрадиционные методы рисования с детьми»

Выставка детских работ для родителей

- Результаты анкетирования

- Оформление наглядного материала в родительский уголок.

 - Протокол родительского собрания "Воспитание сенсорной культуры ребёнка".

- Показ презентации родителям.

- День открытых дверей.

Наличие рисунков

Работа с

педагогами

В течение

уч. года

Март

Апрель

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Консультация для педагогов ДОУ «Формирование умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания»

- Создание презентации «Сенсорное воспитание ребенка».

- Посещение занятий других воспитателей ДОУ.

- Изучение опыта работы воспитателей через интернет-ресурсы.

- Показ открытых занятий по теме: «Сенсорные игры дошкольников» для педагогов ДОУ.

- Показ презентации «Сенсорное воспитание ребенка» педагогам ДОУ.

Самореализация

В течение

учебного года.

-Показ открытых мероприятий  (занятия, развлечения и т.п.)

-Выступления с опытом работы на педсовете.

-Участие на семинарах, конференциях ДОУ, города.

-Разработка конспектов занятий по  теме: "Путешествие колобка".

- Показ организации предметно-развивающей среды родителям.

- Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования.

- Показ открытых занятий по теме:«»

- Выступления с докладом на педсовете по теме: "Активизация когнитивных процессов в развитии воспитанников младшего дошкольного возраста через игровую деятельность ".

- Показ презентации «Все про мелкую моторику» родителям и педагогам ДОУ.

Изучение

литературы

В течение

учебного года

- Изучение закона «Об образовании РФ», других нормативных документов.

1.А.А.Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада.

8. Максаков А.И. "Учите, играя".

 9. Изучение статей в журналах:

•«Воспитатель ДОУ»,

•«Дошкольное воспитание»,

•«Ребенок в детском саду»,

•«Обруч»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

План

по самообразованию

воспитателя

Сюриной Светланы Ивановны

2014- 2018 учебный год

г. Пыть-Ях

1. Образование - высшее.

2. Квалификация - высшая

2. Тема самообразования:   «Развитие мелкой моторики дошкольников»

3. Работа начата - 01.09.2014 г.

 4. Предполагается закончить - 31.05.2018 г.

 5. Цель:

   Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей  дошкольного возраста.

 6. Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

4.Улучшить общую двигательную активность;

5.Подготовить и принять участие в семинаре;

6.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

7.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

8. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

9.Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

10. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.

Форма отчётности:

  • Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
  • Провести анкетирование родителей.
  • Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика.

Этапы работы над планом

1 ЭТАП  - Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете.

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работыа у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время.Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.


1.Теоретический этап

2014-2015 год

Изучение книг, статей по теме, дополнительной информации из опыта работы других воспитателей, методической литературы, интернета.

Изучение, внедрение и реализация новых современных образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.

Пополнить портфолио педагога.

Разработка плана по самообразованию на год.

Создание условий для использования в воспитательной работе разнообразный материал, игры.

Выставка для родителей.

Публикация учебно-методического материала на сайтах работников дошкольного образования.

Создание мини-сайта и портфолио

Дополнительные материалы

План работы

Учить с детьми стихи, пальчиковые игры, гимнастику, игровые упражнения.

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

2. Внедрение в практику

2015-2016 год

Пополнять уголок мелкой моторики раздаточными, демонстрационными материалами, дидактическими играми, предметами, мозаикой, шнуровками и.т.д.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, бумага, природный материал и т.д. В учебной зоне: пеналы с ручками, карандаши, тетради, счетные палочки,  образцы игр, всевозможные образцы рисунков по клеточкам. В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев. Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Прогнозирование результатов.

Участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Продолжить изучение книг, статей по теме, дополнительной информации из опыта работы других воспитателей, методической литературы, интернета.

Пополнять методическую копилку статьями по теме самообразования.

Продолжить работу по самообразования по плану.

Разучивать пальчиковые игры, гимнастику.

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

Создание совместных выставок с родителями из различных материалов

Посещение открытых выступлений других воспитателей

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

3. Этап реализации

2016-2017 год

Внедрение опыта работы.

Обмен опытом с педагогами.

Продолжать создавать условия для использования в работе простых игр по мелкой моторике, коррекции движения пальцев рук.

Пополнять уголок моторики раздаточными, демонстрационными материалами, дидактическими играми.

Участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Продолжить изучение книг, статей по теме, дополнительной информации из опыта работы других воспитателей, методической литературы, интернета.

Пополнять методическую копилку статьями по теме самообразования.

Выступление перед воспитателями: “10 простых игр по мелкой моторике”

Посещение открытых выступлений других воспитателей

Сделать выставку для родителей.

Провести консультацию для родителей.

4. Обобщающий этап

2017-2018 год

Подведение итогов.

Анализ и оформление результатов работы по выполнению программы.

Обмен и распространение опыта своей работы.


Перспективный план работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год.

№ П/П

Форма работы

Сроки выполнения

1.

Планирование работы по самообразованию; Согласование перспективного плана со старшим воспитателем.

сентябрь

2.

Анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте».

3.

Пальчиковые игры с детьми.  

октябрь

4.

Консультация «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь?»

5.

Изучение научной и методической литературы, журналов.

6.

Создание картотеки пальчиковых игр.

ноябрь

7.

Различные виды деятельности на развитие моторики и сенсорики: шнуровки, замочки, игры с крышками.

8.

Мастер – класс « Пальчиковые игры в саду и дома»

декабрь

9.

Консультация

«Пальчиковая гимнастика, как один из приёмов развития мелкой моторики»

январь

10.

Открытое занятие по данной теме.

февраль

11.

Создание дидактических игр.

12.

Оформление стенда «Наши пальчики играют»

март

13.

Консультация «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?»

14.

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики дошкольников»

15.

Папка – передвижка

«Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей»

апрель

16.

Изучение научной и методической литературы, журналов, интернет ресурсов.

17.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

май

18.

Отчет по теме самообразования за прошедший учебный год на итоговом педагогическом совете.

Перспективный план работы по самообразованию на 2015-2016 учебный год.

№ П/П

Форма работы

Сроки реализации

1.

Планирование работы по самообразованию

сентябрь

2.

Согласование перспективного плана со старшим воспитателем

3.

Анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

октябрь

4.

Рекомендации для родителей «Комплексы пальчиковой гимнастики».

5.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

ноябрь

6.

Изучение научной и методической литературы, журналов.

7.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности - Рисуем нетрадиционным способом».

декабрь

8.

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

9.

Составление и распространение памяток, для родителей по теме самообразования.

январь

10.

Мастер класс «Волшебные пальчики»

11.

Составление и распространение буклета для педагогов по теме самообразования

февраль

12.

Создание игровой среды

март

13.

Разработка буклета и памятки для обмена информации.

14.

Консультация для педагогов «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

апрель

15.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук в процессе изодеятельности – аппликация нетрадиционным способом».

16.

Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

17.

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики дошкольников»

май

18.

Выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»

Презентация по теме самообразования.

19.

Отчет по теме самообразования за прошедший учебный год на итоговом педагогическом совете.


Перспективный план по самообразованию на 2016 – 2017 учебный год

П/П

Форма работы

Сроки

1.

Планирование работы по самообразованию

сентябрь

2.

Согласование перспективного плана со старшим воспитателем

3.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых; результатов)

4.

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

октябрь

5.

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

6.

Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка»

7.

        Консультация для воспитателей        

"Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование"

8.

Изучение научной и методической литературы, журналов:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

ноябрь

9.

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

декабрь

10.

Составление и распространение памяток, для родителей по теме самообразования.

11.

Семинар-практикум «Нетрадиционная техника рисования»

январь

12.

Составление и распространение буклета для педагогов по теме самообразования

13.

Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию

февраль

14.

Рекомендации родителям «Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»».

15.

Презентация по теме самообразования «Вот как мы рисуем»

март

16.

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в организации образовательной деятельности с детьми».

17.

Изучение научной и методической литературы, журналов, интернет ресурсов

апрель

18.

Выставка детских рисунков

19.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

май

20.

Отчет по теме самообразования за прошедший учебный год на итоговом педагогическом совете

Перспективный план по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год

П/П

Форма работы

Сроки

1.

Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Анализ найденной информации.

сентябрь

2.

Ознакомление в печатных изданиях с новыми подходами по теме

3.

Обзор в интернете информации по теме самообразования.

4.

Изучить литературу по данной теме. Внедрить в работу с детьми

5.

Рассматривание альбома «Искусство оригами» с детьми

октябрь

6.

Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами»

7.

Консультация для родителей: «Что такое оригами?»

8.

Консультация для воспитателей: «Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении»

ноябрь

9.

Мастер-класс для родителей по изготовлению поделок в технике оригами.

10.

Мастер класс для родителей «Снежинка».

11.

Создание буклета по оригами.

декабрь

12.

Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».

январь

13.

Просмотр презентации.

февраль

14.

Буклет «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

март

15.

Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием

16.

Галерея лучших детских работ.

апрель

17.

Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки

май

18.

Отчет по теме самообразования на педагогическом совете