5.Педагогический опыт и образовательные технологии в сфере ДО.

Кирова Валентина

Курсовая работа "Использование ИКТ в процессе развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Использование ИКТ в процессе развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Попова Валентина Юрьевна,

студентка 3 курса, заочной формы обучения

специальность

44.02.01 Дошкольное образование

Научный руководитель:

Каряева Елена Анатольевна,

преподаватель математики и

 специальных дисциплин

2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста …………….6

1.1. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте…………….6

1.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..12

1.3. Характеристика ИКТ, их возможности в развитии интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы …………………………………………………………… .26

                                               Введение

            С января 2014г. вступили в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. В пункте 2.7 раскрываются пути реализации образовательной программы в разнообразных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет это игровая, коммуникативная, исследовательская деятельность. Это положение позволяет педагогам ДОО широко использовать развивающие игры в развитии познавательного интереса детей дошкольного возраста. В познавательной деятельности у детей дошкольного возраста большое значение имеет математическое развитие.

           В исследованиях Б.Г. Ананьева, М.Б. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной раскрываются методологические основы проблемы познавательного интереса. Ученые выделяют познавательный интерес как высшую форму проявления познавательной потребности личности, характеризуют его структуру, выделяют этапы его развития, доказывают необходимость формирования познава тельного интереса в дошкольный период.

       В работах Е.С. Бабуновой, Л.Н. Вахрушевой, А.Ю. Дейкиной, Е.Э. Кригер, И.

Мишаниной, Н.К. Постниковой рассматриваются особенности развития по знавательного интереса детей дошкольного возраста, характеризуются факторы,

влияющие на формирование познавательного интереса при знакомстве ребенка с

определенными сферами окружающего: математикой, литературой, техникой.

         В исследованиях Э.Л. Барановой, Т.И. Ерофеевой, Т.А. Куликовой, Н.Н.Поддьякова, О.В. Прозоровой, А.И. Сорокиной, Т.А. Серебряковой показаны

формы проявления познавательного интереса: от ситуативной заинтересованности до глубокого устойчивого внимания к предмету или наблюдаемому явлению, к стремлению включиться в практическое манипулирование или исследовательскую деятельность. Раскрыты критерии оценки познавательного интереса в дошкольном возрасте[4].

          Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий и сформировать основы информационной культуры ребенка.

          Информационные технологии находят свое применение в различных образовательных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению программного материала. Возможности использования ИКТ в процессе

развития познавательного интереса к математике у старших дошкольников – огромные[6]. Даже самые несложные презентации, созданные в программе Microsoft

Office Power Point, заменяют множество дидактических пособий и картинок. В отличие от обычных картинок, картинки в презентации могут ожить и заговорить

с ребенком, что сделает образовательный процесс интереснее и познавательнее. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала помогает развить произвольное внимание у дошкольников.

        Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения современных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО. Информационно-коммуникативные технологии рассматриваются сегодня как одни из наиболее перспективных в организации образовательной деятельности  детей старшего дошкольного возраста. Познавательный интерес в дошкольном возрасте (и к математике, в частности) обусловлен новизной, сюрпризностью, проблемностью изучаемого материала, что позволяет поддерживать у дошкольников высокую познавательную активность, основанную на детской любознательности. ИКТ позволяет обеспечить все вышеозвученное, но при создании определенных психолого-педагогических условий.

Цель исследования – проанализировать условия использования информационно-коммуникативных технологий в процессе развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования – процесс развития  познавательного интереса к математике у детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –информационно-коммуникационные  технологии как средство развития познавательного интереса к математике у детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- дать определение понятию «познавательный интерес»; выявить специфику развития познавательного интереса в дошкольном возрасте;

- определить возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста;

Методологической основой исследования являлись концептуальные положения психолого-педагогических теорий:

- теории системного изучения психолого-педагогического явления, позволяющего выявлять интегративные системные свойства и качественные характеристики познавательного интереса (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.);

- теории деятельностного подхода, позволяющего рассматривать деятельность, как средство становления и развития субъектности ребенка (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- фундаментальные положения личностно-ориентированного подхода в образовании (О.С. Газман, В.В. Сериков, В.А. Петровский);

- теоретические положения развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова и др.).

 Методы исследования: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте.

      Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Познавательный интерес, являясь одной из форм проявления познавательной потребности личности, отождествляется со стремлением к знанию и к самостоятельной творческой работе. Он пронизывает психическую жизнь человека и играет в ней важную роль. Как отмечал Л.С. Выготский, широкие и разносторонние интересы становятся основой для психического развития ребенка. Суть познавательного интереса, по мнению Г.И. Щукиной, состоит в том что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, сохранять относительно устойчивое

стремление к глубокому их изучению. Познание нового, как правило, сопровождается эмоциональным подъемом, активизацией познавательных процессов[16].

            По мнению ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и др., несформированный

своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие - послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка. Познавательный интерес, в цепочке проявлений познавательной Березина, Ю.Ю. потребности, начиная с любопытства переходящего в любознательность, носит кульминационный характер и, приобретая устойчивость, становится мощным мотивом познавательной деятельности человека. По утверждению ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной становление процесса начинается в дошкольном возрасте.

        Наиболее значимыми для изучения процесса формирования познавательного

интереса дошкольников являются исследования Л.И. Божович, Т.И. Ерофеевой,

Н.Г. Морозовой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддьякова, Г.И. Щукиной, в которых

обоснованы предпосылки познавательного развития дошкольников, представлены характеристики познавательного интереса, раскрыта методика его развития у детей. Показано своеобразие познавательного интереса на разных возрастных этапах развития дошкольников.

          Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного  превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания,   полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Таким образом, можно сказать, что проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования. Интерес представляет собой сложное, значимое для личности образование[11]. Понятие «интерес» имеет большое количество различных трактовок. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, «...интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов...»

1. Н.Г. Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру»

2. А.С. Бакарёва видит в интересе «своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека в целом».

Английский словарь психологических терминов объясняет понятие «интерес» как «тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий». Также интерес — «...это специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью».

       Психологический смысл понятия «интерес» отражает большое количество значимых для школьника процессов — от единичных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в потребностях и отношениях личности. Можно сказать, что познавательный интерес — основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов.

      Проведенный А.Н. Леонтьевым анализ познавательного интереса детей младшего школьного возраста свидетельствует о том, что становление познавательного интереса у школьников процесс сложный, включенный в общую линию их развития. По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает

с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах...» Познавательный интерес, по мнению Н.Г.Морозовой, является серьёзным фактором формирования активной позиции ребёнка в процессе обучения и невозможно рассматривать задачи умственного труда и воспитания вне связи с развитием познавательного интереса.

      Среди исследований, специально посвящённых познавательным интересам дошкольников, необходимо отметить работы педагогов и психологов: Л.Ф.Захаревич, Т.А.Куликовой, Л.М.Маневцовой, П.Г. Сирбиладзе, З.А. Михайловой, А.А. Смоленцевой, Л.Н.Божович, Н.Г. Морозовой, Р.Л. Березиной,

Г.И.Щукиной, Е.П.Гуменниковой, Л.Н.Вахрушевой и др. Исследователи рассматривают познавательный интерес как один из ведущих мотивов, побуждающих ребят к знанию, учению.

        Следовательно, проблема, возникшая в настоящее время, может быть устранена путём формирования достаточного уровня познавательного интереса. Одним из важнейших направлений совершенствования дошкольного образования

является поиск новых форм, средств, методов воспитания и обучения детей. Анализ психолого-педагогической литературы позволил обобщить описанные исследователями классификационные характеристики познавательного интереса и выделить те компоненты, которые адекватны для возрастного периода дошкольного детства. Интеллектуальный компонент включает в себя информационное содержание и развивающуюся дифференциацию представлений об окружающем, их свойствах и зависимостях.

       Эмоционально-волевой компонент основывается на эмоциональном отношении к результатам познавательной деятельности и развитии произвольности у детей. Процессуальный компонент связан с присвоением инструмента для познания окружающего и переноса его в разнообразные виды детской деятельности. Выделенные выше компоненты познавательного интереса требуют создания педагогических условий для его формирования у детей. Такими условиями могут являться следующие: расширение познавательных форм общения с ребенком в дошкольной образовательной организации и семье, развитие мотивации детей к познавательной деятельности, обогащение поисковых способов познания окружающего, их актуализация и перенос в разные виды деятельности детей. Стадии развития познавательного интереса детей в дошкольном возрасте представим в Таблице 1.

КПИ

Показатели проявления познавательного интереса

Стадии развития познавательного интереса

Возраст детей

интеллектуальный

-познавательная активность в форме вопросов;

 - обращенность к изучаемому объекту; представления об окружающем

I стадия: представления бессистемны; наличие недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера

3-4 года

II стадия: дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов

4-5 лет

III стадия: представления системны; наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно- следственных связей; возникновение познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений

6-7 лет

Эмоционально-волевой

-проявление эмоций, связанных с познанием;

 - активность и самостоятельность в преодолении трудностей;

сосредоточенность и внимание к познавательной информации

I стадия: познавательная инертность, уход от деятельности в случае затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание

3-4  года

II стадия: познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально-познавательное отношение к деятельности

4-5 лет

III стадия: высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально-познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности

6-7 лет

Процессуальный

исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач;

стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи; - обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности;

 - проявление умений вступать в диалог по поводу познания

I стадия: обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности

3-4 года

II стадия: обращенность на постановку целей или задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач

4-5 лет

III стадия: обращенность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении познавательных задач

6-7 лет

Как видно из таблицы 1, каждый структурный компонент познавательного интереса имеет закономерную последовательность - стадии - своего развития, которые осваиваются каждым ребенком в индивидуальном темпе. Одни дети «паспортного» старшего дошкольного возраста могут находиться на стадии развития отдельных (или всех) компонентов, характерных для 3-4 или 4-5 лет. Другие дети частично или совокупно осваивают адекватные возрасту стадии развития компонентов познавательного интереса.

      Таким образом, познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Протекание процесса освоения различных стадий развития познавательного интереса зависит как от внутренних процессов личности (темперамент, общий уровень развития и т.д.), так и от внешних (создание специальных условий).

1.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного

возраста.

       Формирование элементарных математических представлений у дошкольников включено в образовательную область «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления. Кроме того, благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря) [8].

         Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры («Концепция развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013г.).Основные задачи математического развития:

 -формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

- развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях;

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления, группировки, упорядочения;

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.

 Содержание математического развития можно разделить на три направления:

 1. Представления и понятия. В данном направлении у детей формируются представления о математических свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).

2. Зависимость и отношения. В процессе ознакомления дошкольников с рядом математических зависимостей и отношений уделяется внимание:

- отношениям между предметными множествами (равночисленность - неравночисленность);

- отношениям порядка в натуральном ряду;

- временным отношениям;

- зависимости между свойствами геометрических фигур;

- зависимости между величиной, мерой и результатом измерения и др.

3. Математические действия. К ним относятся:

- основные действия (счет, измерение, вычисления);

- дополнительные действия (практическое сравнение, наложение, приложение, уравнивание).

    Таким образом, в современной практике дошкольного образования четко прослеживается сдвиг со «знаниевой» составляющей в обучении детей элементарной математике в сторону развивающей1. Сегодня, как мы полагаем, математика должна стать для ребенка не просто системой знаний, а мощным инструментом познания окружающего мира, стимулирующим самостоятельную разработку ребенком средств логического отражения объектов и постижения отношений между ними, что в конечном итоге в совокупности обеспечивает интеллектуально-познавательное развитие личности. Развивающая направленность обучения в математике является ведущей тенденцией современного процесса обучения дошкольников. Поэтому математика должна стать для ребенка не просто системой знаний, а полноценным и необходимым методом исследований, которые связаны с задачами ежедневной практической жизни, стать мощным инструментом познания окружающего мира и развития личности. Математическое развитие дошкольников процессуально и содержательно определяется:

- во-первых, степенью углубления ребенка в понимание сущности объектов и отношений между ними, посредством специфических мыслительных процессов,

- во-вторых, характером, уровнем познания и способами освоения детьми отношений, связей между объектами.

        Данные компоненты и характеризуют не только содержание математического развития дошкольников, но и выступают, как мы полагаем, показателями его результативности. Процесс реализации содержания математического развития детей предполагает организацию проникновения в сущность отношений между объектами окружающего мира, активного освоения их дошкольниками на различных познавательных уровнях с использованием созданных, «открытых» детьми инструментов познания, логического отражения мира. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше,меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными

умениями, а формирование у них элементарных математических представлений

является одним из важных направлений работы дошкольных образовательных

организаций. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает

качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе[6]. В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимает счётная деятельность. Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась. Дошкольная педагогика тоже не обошла своим вниманием обучение счету. Долгое время концепции первоначального обучения детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Навыки счета являются необходимым критерием математического развития детей в дошкольном детстве.

         Проблемой формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста занимались многие ученые педагоги, такие как Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Соловьева, Л.А. Венгер и другие. Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов, приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия. В настоящее время разработаны новые подходы к развитию познавательного интереса к математике у дошкольников. Повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей. Воспитателям представляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников. Огромное значение в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста играет внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения дошкольников. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Но этот вопрос недостаточно изучен в практике современного педагогического образования, а ведь современные мультимедийные технологии в дошкольном образовании являются перспективными образовательными технологиями. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

        Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес детей. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут мультимедийные технологии, которые дают возможность оживить занятия, вызвать интерес у детей. И что очень важно: математические занятия с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала. К сожалению, этот вопрос недостаточно изучен, и, что немаловажно, озвучен в методической литературе. Именно его рассмотрению мы уделим внимание в следующем параграфе.

1.3. Характеристика ИКТ, их возможности в развитии интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.

       Использование информационных технологий в образовании в нашей стране уже давно стало повсеместным явлением. Не только высшие учебные заведения

России, общеобразовательные школы, но и дошкольные образовательные организации оснащены компьютерной техникой. Возможности использования информационных технологий в сочетании с традиционными позволяют наиболее

полно и успешно способствовать развитию у детей любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формированию познавательного интереса, становлению сознания, что очень важно в условиях реализации ФГОС.

         Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала[1].

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

- обеспечивает наглядность;

- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1, 5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход с применением разноуровневых заданий).

      Современные требования к личности нового поколения могут успешно решаться при условии развития ее интеллектуального потенциала, причем начиная этот процесс уже с первой ступени образовательной системы – дошкольной. Ибо, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей, а возраст 5 – 7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно –следственных связей и к логическому мышлению. Задача взрослого в этом аспекте заключается в адекватном выборе содержания предъявляемых ребенку игровых проблемных ситуаций и заданий, эффективных технологий и средств, расширяющих зону ближайшего развития детей, побуждающих их к исследовательской пытливости и интеллектуальному творчеству, культивирующих любознательность, инициативу, саморегуляцию, интерес к процессу и результатам собственной ментальной (познавательной) деятельности.

        Процесс математического развития детей дошкольного возраста не возможен

без информационно-деятельностной формы, обладающей соответствующим содержанием[5]. Ребенок-дошкольник может интеллектуально развиваться, но актуализация его имеющегося интеллектуального потенциала будет зависеть от

внимания со стороны родителей, педагогической концепции ДОУ, профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития

детей, а также игровой предметно-развивающей среды, окружающей ребенка. А

ребенка третьего тысячелетия в большей степени окружает виртуальная плоскость экрана – телевизионного и видео-экрана, экранов ipad и ifon, сотового телефона и экрана компьютера. Отправной точкой данного этапа исследования является мысль исследователя Абраменковой В.В. о том, что «...экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и самих телеобразов, конструирует «новую мораль», трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка».

        Действительно, экран стал завоевывать прочные позиции в образовании. А все началось еще в 60-е гг. прошлого столетия с идеи профессора Сеймура Пейперта об использовании компьютеров в обучении детей. Ребенок, будучи от природы одаренным, считал он, может постепенно терять вкус к обучению. Одну

из причин формирования у ребенка нежелания и даже страха обучения исследователь усматривает не в способностях, а в организации процесса обучения[9]. Согласно Пейперту, компьютер – это средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения – учить не чему-то определенному, а учение вообще – и сделать его более интересным и эффективным, а полученные знания –более глубокими и обобщенными[14].

       Разделяя точку зрения этих авторов, убеждаясь в необратимости процесса информатизации общества, и детского в том числе, мы считаем не столько возможным разумное, элементное использование информационно-  коммуникационных технологий (далее ИКТ) и в системе дошкольного образования, как одном из сегментов образования, сколько необходимым элементом формирования информационно-коммуникационной культуры детей.

    Действительно, сложно в полной мере осуществлять образовательный и воспитательный процессы, если при этом не учитывать современной действительности и достижений в области науки и техники. Такие современные технические средства и источники информации, как фрагменты видеозаписей, телепередач, слайд-шоу, компьютерных презентаций, мультимедийных приложений и программ, посредством своих технических характеристик, определенным динамизмом позволяют ребенку поддерживать познавательный интерес ребенка, ощущать радость осознания происходящего, удовлетворять свой

ментальный опыт, возможность проявлять самостоятельность в обучении, поиске

знаний и решении проблемных задач. Более того, ИКТ обеспечивают возможность одновременной интеграции использования и восприятия графической и аудиовизуальной информации, позволяют моделировать такие проблемные жизненные ситуации, которые сложно или даже невозможно отобразить в образовательном процессе.

      Поддерживая мысль С.Л. Новоселовой  о необходимости включения компьютера в предметно-развивающую среду детей дошкольного возраста, а также взгляды Е.И. Бондарчук и Ю.М. Горвиц об эффективности использования в образовательном процессе ДОО компьютерных программ, мы стоим на позиции незамены классических и традиционных методов обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, а дополнения и расширения их возможности посредством разумного применения современных технологических средств.

         Мультимедийные технологии (мультимедиа от англ, multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

         Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно.Если говорить о мультимедиа как о некоторой технологии представления информации, то необходимо упомянуть два аспекта – аппаратный и программный[9]. Аппаратная сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами (графический адаптер, монитор, звуковая карта и так далее), так и дополнительными (видеокарта с телевизионным входом/выходом, приводы CD-R, CD-RW, DVD и др.) Программная сторона мультимедиа может быть разделена на чисто прикладную (сами приложения, предоставляющие пользователю информацию в том или ином виде) и специализированную, в которую входят средства, используемые для создания мультимедийных приложений. К этой категории можно отнести профессиональные графические редакторы, редакторы видеоизображений, средства для создания и редактирования звуковой информации и т.п.

         В книге М. Кирмайера «Мультимедиа» 2 мультимедийные технологии определены как сочетание возможностей создания видеоэффектов со звуковыми эффектами при управлении с помощью диалогового (интерактивного) программного обеспечения. Диалог означает, что пользователю в общении с компьютером отводится самая активная роль. Он может давать компьютеру свои

указания и требовать их исполнения. Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов и видеоклипов, смешением изображений и текстов, перемещением (скроллингом) изображений, изменением цветов и масштабов изображения, мерцанием и постепенным исчезновением изображения и т.д. Они обычно идут в сопровождении речи и музыки. Сочетание видео и аудиоэффектов значительно повышает объем информации, которая поступает от компьютера к пользователю, и обеспечивает эффективное и одновременное восприятие ее двумя важнейшими органами чувств человека – зрительное восприятие и слух. Технология мультимедиа прочно вошла в повседневную жизнь и успешно применяется во многих пользовательских приложениях. Но для успешной работ таких приложений должен соответствовать требованиям мультимедиа и сам компьютер.

        Таким образом «мультимедийный компьютер» – это такой компьютер, на котором мультимедийные приложения могут в полной мере реализовать все свои

возможности. Мультимедийный компьютер должен уметь многое: отображать на

экране монитора графическую и видеоинформацию, анимацию, воспроизводить с

высоким качеством различное звуковое сопровождение, музыку, в том числе и с музыкальных компакт-дисков, и многое другое. При использовании мультимедийных технологий в математическом образовании детей старшего дошкольного возраста, согласно образовательному стандарту, методика обучения должна быть дифференцированной, с учетом возможностей и способностей дошкольников и направлена на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности детей по применению изучаемого материала.

      Использование мультимедийных технологий в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач помогает повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета. При индивидуальной работе дети с большим интересом работают с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в содержание происходящего на экране.

           Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения. Он играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей старшего дошкольного возраста, потому что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве

случаев они смотрят на него. Общение детей старшего дошкольного возраста с

компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом

возраста и учебной направленности[10].

        Использование компьютеров в учебной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов

повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

           Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о

возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому

мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

             Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОО свидетельствует о том, что проблема условий и средств математического развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала интерактивной игры и поиску

условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.

         Поэтому, на данный момент оставался открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий. Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала информационных технологий в работе с детьми по ФЭМП.

          И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В интерактивных развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с

развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу,

дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Информационно-коммуникативная форма подачи игрового материала создает у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает информационно-коммуникативные технологии важным средством формирования элементов математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        Целесообразность использования информационных технологий в развитии

дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают

мнение, что использование компьютерных средств в ДОО позволяет развивать

психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно- моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. В настоящее время, согласно психологическим исследованиям, благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты в математическом образовании детей дошкольного возраста:

- детьми глубже постигаются понятия числа и множества;

- у детей тренируется элективность внимания и память;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

             Компьютерные программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видит печальное лицо, если задача неправильно решена.                                       Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютер.

       Таким образом, мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий Однако проведенный теоретический анализ практики работы ДОО показывает, что ИКТ не используются там, где они могли бы принести необходимый методический эффект. Либо наблюдается кардинально противоположное явление – бессистемное, педагогически необоснованное использование средств современных информационных технологий в образовательном процессе.

                                                      Заключение

                Структурными компонентами познавательного интереса выступают:

интеллектуальный (наличие познавательных вопросов прогнозирующего характера, обращенность к изучаемому объекту и его свойствам и назначению), эмоционально-волевой (проявление эмоций, сопровождающих процесс и результат познания, сохранение устойчивого внимания к познавательной информации) и процессуальный (использование вариативных способов решения поисковой задачи, вербализация целей познавательной деятельности, аргументации ее процесса и результатов).

         Особенность познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста состоит в стадиальности его развития, что обеспечивает постепенный переход индивида к более высокому уровню познавательного развития. Содержание современного математического образования должно помочь детям сформировать представления о сущности отношений между объектами окружающего мира (однородности; связности; сложности; структурности и пр.) и

основах соответствующих математических категорий: тождества, движения, порядка, целостности. Организация математического образования и развития на различных этапах дошкольного детства обусловлена «продвижением» ребенка по познавательным уровням освоения математики: от сенсорно-предметного к образному, что обеспечивает самостоятельное открытие детьми смысла математических отношений.

        Информационно-коммуникативные технологии создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает ИКТ важным средством

формирования элементов математического мышления и развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.


                                                    Список литературы

1. Апатова, Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании / Н.В. Апатова // М., 2014. – 127 с.

2. Арапова-Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н.А Арапова-Пискарёва //Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 210 с.

3. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей  / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание.- 2012.- No 2- С. 69-79

4. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего

дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. -No 8. - С. 192-195

5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика

третьего тысячелетия). – М.: Изд-во МОДЭК, 2012. – 352 с.

6. Голуб, И. В. Использование ИКТ для развития математических способностей

у дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com-.. (дата обращения: 14.01.2018).

7. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 128 с.

8.Жуйкова, Т. П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Челябинск, 2012. - С. 47.

9.Кирмайер, М. Мультимедиа - Санкт-Петербург: BHV, 2014

10.Михалева ,И.А., Сараева В.Н., Овчинникова Л.А. Информационные технологии в детском саду [Электронный ресурс].– URL:

http://grafika.stu.ru/astakhova/img/publ/020/020.pdf(дата обращения: 28.01.2018).

11.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе  / Н.Г. Морозова // - М.: Знание, 2011. - 246 с.

12.Новоселова, С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование.- 2014. -No2.- С. 17-22.

13.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии /

под ред. И. М. Маркова. – М.: Наука, 2012. – 191 с.

14.Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи (Эл.ресурс)URL:http://baby.komi.com/Faculties/Literature/Papert/Preamble.htm(дата

обращения: 17.01.2018)

15.Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей

детей / Л. Ф. Тихомирова. - Екатеринбург: У - Фактория, 2016. - 240 с.

16. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии  / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. — 382 с.