Учитель года 2019

Лопырева Светлана Александровна

Методический семинар

Пояснительная записка к методическому семинару

Урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Лопырева Светлана Александровна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

МБОУ Лукояновская СШ №1

В ФГОС  второго поколения заявлено, что в  настоящее время  актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения». [ФГОС НОО, 2010 г.]

Передо мной, встал вопрос, что я как учитель могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, – к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке  от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. [Полат Е.С., 2010г.]

В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделия.

С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическое и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят в учебных целях под научным руководством одного или нескольких преподавателей.

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказанию услуги, оценка их качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике.

Многие принципы, на которых сегодня разрабатывается и основывается образовательная область «Технология», и непосредственно связанная с ней проектная деятельность были заложены Блонским П.П., С.Т. Шацким. Ведущие разработки в области проектов принадлежат В.Д. Симоненко. Он пишет: «Метод проектов – это  обучение, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают изделия или услуги от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной и объективной новизной».

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

В современной науке выделяют проектирование техническое и гуманитарное. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует применять систему проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности на уровне основного и среднего общего образования.

Так что же такое проектная задача?

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.[Воронцов А.Б., 2009]

Эти  задачи позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям.

Практика показала важность использования в процессе обучения не отдельных задач и проблем, а целостной их системы, объединенной определенными целями. Проектные задачи как раз носят именно системный характер.

Проектные задачи в начальной школе имеют творческую составляющую. Решая их, дети вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках «Технологии» по специально разработанным программам. Наиболее известной программной является программа «Технология» Н.М. Конышевой образовательной системы «Гармония». В центре внимания ставятся наиболее существенные компоненты проектной деятельности: творческий поиск, изобретательность. Н.М. Конышева считает, что «проектная деятельность поможет развить у детей вкус к изобретательству, рационализаторству, творчеству и сделает их жизнь яркой и интересной». Содержание и методическое сопровождение авторского УМК создают условия для системной организации творческой проектной деятельности. Наталья Михайловна Конышева выделяет три вида учебных проектов, три этапа выполнения проекта: подготовительный, исполнительный, итоговый.   По характеру познавательной и поисковой деятельности: доконструирование, переконструирование, собственно конструирование. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Творчество – это исследование. Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект. Материал учебника и рабочей тетради помогают выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов.

Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать заложенные проектные задания с упражнениями для владения школьниками разными компонентами проектной деятельности.

Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения. Иногда дети делают упражнение до начала запуска проекта, чтобы заранее овладеть необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются.

Только системное включение младших школьников в проектную деятельность на уроках технологии способствует развитию универсальных учебных действий.

Весь процесс формирования УУД через проектную деятельность на уроках технологии состоит из трёх этапов. Проанализировав программу, я определила цели каждого этапа и создала модель обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников с учётом возрастных особенностей детей и  доступных форм её организации в начальной школе в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Подготовительный этап (1 класс).

Цель: развитие навыков, умений, необходимых для  проектной деятельности.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Коммуникация: учитель-ученик

Обучающий этап (2 класс).

Цель: включение учащихся в творческую активность через выполнение творческих заданий и проектов, умение самостоятельно проводить рефлексию.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в паре. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. 

Коммуникация: учитель-ученик-ученик.

Обучающий этап (3-4 класс).

Цель: создание условий  для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности,  умение самостоятельно проводить   рефлексию.

Технологическая цепочка, которая освоена учащимися во 2 классе, дополняется. Видим, что работа усложняется постепенно. Если сначала учащиеся доконструировают изделие (то есть дополняют его), то в дальнейшем они самостоятельно конструируют изделие.  Происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Коммуникация: учитель-ученик-ученик.

Обучающий этап (4 класс).

Цель: выдвижение  несложных проектных идей, умение самостоятельно проводить рефлексию.

Решают простые задачи  конструктивного характера, изменяют вид и способы соединения деталей  (переконструирование) с целью придания новых свойств изделию. Коммуникация: учитель-ученик-ученик.

Во 2-4 классах  выполняют итоговые проекты.        

Роль учителя значима на первом и последнем этапах. От того как учитель организует  свою работу на первом этапе – зависит судьба проекта в целом. На втором этапе по необходимости консультирует. На третьем этапе роль учителя велика, ученикам пока трудно сделать обобщение всего того, что они узнали. Некоторые дети испытывают трудности в самоорганизации своей деятельности. В таком случае составляется последовательность действий учеников в процессе выполнения «проекта».

По содержанию обучающие проектные задачи монопредметные. В рефлексивной фазе учебного года учащиеся решают межпредметные проектные задачи (изобразительное искусство и технология).

При работе с использованием метода проектных задач происходит развитие: самостоятельности (выбора плана решения); умственных способностей; креативного мышления (поиск нестандартных решений); творческой активности.

Тем самым, у учащихся формируются УУД: коммуникативные – умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других; познавательные – понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы; регулятивные – определять и формулировать цель своей деятельности, личностные – развитие познавательных интересов.

Диагностическое исследование провожу согласно графику мониторинга  в 3 этапа, что обеспечивает наглядность в сравнении результатов и подведении итогов над опытом работы.  Разработала мониторинговую карту, с помощью которой определяю результаты освоения УУД на уроках технологии при создании проектов.

Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, модифицированная для учащихся начальной школы, дает возможность определить личностные результаты учащихся. При помощи данной диагностики выяснила эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до внедрения  работы с проектами и после их выполнения. Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к решению проблемы, выполнению проектов.

При исследовании коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) использовала методику  Г.А. Цукерман «Рукавички». Методика позволяет проследить метапредметные результаты.

У большинства учащихся универсальные учебные действия сформировались на данном уровне. Познавательные: учащиеся научились осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;  сравнивать, группировать, классифицировать данные и результаты. Регулятивные:  продумывать план действий в соответствии с поставленной задачей; объяснять используемые в работе методы; соотносить замысел и результат работы;  оценивать результат работы. Коммуникативные: выражать собственное отношение к ходу выполнения своей работы; взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

На втором этапе диагностическое исследование коммуникативных УУД проводила по методике «Ковер» Р. Овчаровой, с целью изучения уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.  

На 3 этапе у  учащихся сформировались  следующие метапредметные  и предметные результаты. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, в энциклопедиях, справочниках; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку других людей. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других. Выявить данные универсальные учебные действия помогли диагностика-игра «Рисунок на двоих» и диагностика Е. Туник «Выражение».

 Результаты всех исследований позволяют утверждать, что ученики успешно осваивают приемы проектной деятельности, интерес к учебе и учебная активность значительно возрастают. Деятельность детей становиться сосредоточенная, длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличивается доля самостоятельной деятельности.

Приобретённый практический опыт в рамках реализации проектной деятельности, ученики используют в своей дальнейшей учебной деятельности. Наиболее интересные проектные работы учащихся представляются на районные конкурсы и выставки, Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» им. М.И. Гуревича, научно-практические конференции младших школьников «Мы – исследователи» на базе Лукояновского педагогического колледжа. Учащиеся имеют сертификаты и дипломы.

Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности. Кроме того, внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.

В своей работе я использую метод проектных задач, делюсь опытом на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогическом совете, провожу показательные уроки для студентов Лукояновского педагогического колледжа, принимаю активное участие в инновационной деятельности муниципального  и регионального уровней: «Моделирование организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников» (муниципальный, 2015-2020), «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников средствами технологии «Перевёрнутый класс» (региональный, 2018-2020).

Проанализировав свою работу, я сделала вывод:  в основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность способствует развитию «умения учиться» через направление учащихся к саморазвитию и осознанного усвоения новых возможностей и умений.  Выполняя  «проект», ученики работают самостоятельно, и степень их самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 48 с.
  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – 2010.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1 – 4 классы / Конышева, Н.М.  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373) с изменениями и дополнениями.



Предварительный просмотр:

Ссылка на видео

https://www.youtube.com/watch?v=n-9fTAqLRQw


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование: высшее, АГПИ, 2001 Стаж педагогической деятельности: 16 лет Курсовая подготовка: МГПИ им. М.Е. Евсевьева , 2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лукояновская средняя школа №1 г . Лукоянов Нижегородской области «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». В.А.Сухомлинский Лопырева С ветлана А лександровна учитель начальных классов

Слайд 2

Тема: «Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии »

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Н аучно-исследовательские условия: изучение и анализ психолого - педагогической литературы по проблеме ( Полат Е.С., Блонский П.П., Шацкий С.Т., Симаненко В.Д., Унт И.Э. и др.). Методические условия: систематизация работы по развитию проектных умений младших школьников на уроках технологии; разработка упражнений, способствующих развитию проектных умений. Организационно-педагогические условия: участие в работе школьных, районных МО, педсоветов, передача опыта работы студентам Лукояновского педколледжа ; у частие в работе инновационных площадок: « Моделирование организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников» (муниципальный, 2015-2020), « Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников средствами технологии «Перевёрнутый класс» (региональный, 2018-2020).

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования В образовательном процессе актуально использовать в обучении приёмы и методы, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения». (ФГОС НОО, 2009)

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. [ Воронцов А.Б., 2009 ] Алексей Борисович Воронцов Павел Петрович Блонский Станислав Теофилович Шацкий Наталья Михайловна Конышева Евгения Семёновна Полат

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Цель – формирование предметных и метапредметных результатов младших школьников средствами проектной технологии. Задачи : Разработать и апробировать модель обучения младших школьников проектной деятельности. Систематизировать работу по развитию проектных умений младших школьников на уроках технологии. Разработать упражнения, способствующие развитию проектных умений.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Системное включение младших школьников в проектную деятельность на уроках технологии способствует формированию универсальных учебных действий.

Слайд 8

Модель обучения проектно-исследовательской деятельности Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 9

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Новизна: систематизация работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии через решение проектных задач МПЗ «Дизайнерский сервиз», 3 класс МПЗ «Создание сюжетной композиции», 4 класс

Слайд 10

Проект «Город , в котором приятно жить ». Выполнил Егоров Николай, 4 «в» класс Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 11

Проект «Дом для снежной королевы», 1 «в» класс Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 12

Рефлексивная фаза учебного года. Решение МПЗ «Создание диафильма», 1 «в» класс. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Оценка уровня познавательной активности на уроках технологии (ВД, ТД, ИД)

Слайд 14

Мотивация учебной деятельности (Н.Г.Лускановой) Результаты диагностики Р. Овчаровой «Ковёр» Результаты диагностики Г.А. Цукерман « Рукавички» (ВД) Результативность

Слайд 15

Оценка уровня творческого мышления Диагностика Е.Туник «Выражение» (ИД) Оценка уровня творческой активности Методика «Альбом с замаскированными изображениями» Результативность

Слайд 16

Достигнутые эффекты Повышение творческой активности, познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Повышение качества обучения

Слайд 17

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 18

Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Конышева , Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 48 с. 3. Полат , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – 2010. 4. Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1 – 4 классы / Конышева, Н.М. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. 5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский , С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373) с изменениями и дополнениями.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Учитель: Лопырева Светлана Александровна.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 2.

Тема урока: «Озеро Байкал».

Раздел «Природа вокруг тебя».

Место урока в разделе: второй урок темы «Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России» (согласно календарно-тематическому плану).

Тип урока: урок открытия новых знаний. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной  проектно-исследовательской деятельности.)

В классе 23 человека. Общая успеваемость – 100%, качество обучения соответствует среднему уровню (84%), средний балл – 4,8. Качество обучения предмету «Окружающий мир» соответствует высокому уровню (91%), средний балл – 4,4. У одного ученика все предметные результаты  ниже среднего уровня. При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Форма урока – урок-исследование, во время которого происходит формирование проектно-исследовательских умений, учащиеся создают «продукт» (исследовательский дневник).

Цель урока: формирование исследовательских умений, умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать образное представление об уникальной природной жемчужине России и всей планеты – озере Байкал;
  • познакомить учащихся с особенностями географического положения, происхождением и размерами озера Байкал, а также с историей его открытия и изучения русскими путешественниками и учеными озера Байкал;
  • дать учащимся представление о значении озера;
  • рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Воспитательные:

  • продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны природы;
  • воспитывать умение работать в коллективе, взаимоконтроль, самоконтроль.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока дневника исследователя, проблемное изложение вопросов, выступления с опережающими заданиями, фронтальная беседа, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Элемент новизны: использование в уроке технологии смешанного обучения «перевёрнутый класс», технологии «шестиугольное обучение», приём «конференция», информационно-компьютерные технологии.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения комплексной географической характеристики озера с использованием различных источников географических знаний.

Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

  • ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
  • нацеленная деятельность на формирование УУД.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.

1. Организационный (0,22 мин.): постановка цели, эмоциональное вступление учителя. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. У  ребят на данном этапе идёт формирование личностных УУД (смыслообразования и самоопределения).

2. Актуализация опорных знаний (1,12 мин.): определяется тема и цель урока с опорой на домашний просмотр видео («перевёрнутый класс»), происходит эвристическая беседа и выполняется схема характеристики озера, как природного комплекса. Формируются регулятивные УУД (определяли тему урока, формулировали проблему), познавательные УУД .

3. Целеполагание (1,20 мин.): на данном этапе было окончательное осмысление намеченной  цели и подведение учащихся к учебным задачам. Определение работы в группах (дневники исследователей).

4. Открытие новых знаний (23,51 мин.): группы работали самостоятельно, используя разные источники информации, согласно маршруту и заданиям, определённым в дневниках исследователей. Использовались приёмы усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в дневниках исследователей, анализ, сравнение, решение проблем, выводы, обобщение, проектирование (познавательные и коммуникативные УУД). Применение технологии «шестиугольного обучения», межпредметные связи. Контроль (регулятивные УУД). Роль учителя – фасилитатор. В завершении этапа использовался приём «мини-конференция»: презентация «продукта» (рассказ по созданной «модели»). Самооценка работы в группах (регулятивные УУД).

5. Проверка усвоения новых знаний учащимися (2,20 мин.): выполнение теста (взаимопроверка, взаимооценка).

6. Рефлексия (0,20 мин.): реализация регулятивных УУД через оценку (самооценку) – осознание качества и уровня усвоения материала.  А также, что не менее важно, у ребят формируется мотивация к обучению. Виды и формы контроля.

В течение всего урока поддерживалось три вида контроля: индивидуальный, письменный и частично устный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Структурно урок выдержан.

Выбранные структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровье сберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока.

Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Подготовка учащимися опережающих заданий способствовала созданию ситуаций успешности у учеников.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащихся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха. Активность класса можно оценить как высокую.

Все поставленные цели и задачи были достигнуты.