Подготовка к ЕГЭ по биологии.
Страница содержит задания для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по биологии. Все задания сгруппированы с сайта ФИПИ с учетом специфики ЕГЭ 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.39 КБ |
![]() | 203.85 КБ |
![]() | 26.91 КБ |
![]() | 23.97 КБ |
![]() | 16.68 КБ |
![]() | 25 КБ |
![]() | 47.9 КБ |
![]() | 116.84 КБ |
![]() | 287.4 КБ |
![]() | 26.65 КБ |
![]() | 673.82 КБ |
![]() | 466.38 КБ |
![]() | 802.07 КБ |
![]() | 42.12 КБ |
![]() | 109.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Беспозвоночные
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.
1. Плоские черви из классов Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.
1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик – сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
1. Плоские черви – это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца.
Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группой животных этого типа. |
1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных – одна пара.1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.1. Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные с двусторонней симметрией тела. 2. Кишечнополостные могут вести прикреплённый или свободноплавающий образ жизни. 3. Их тело состоит из двух слоёв клеток. 4. В наружном слое располагаются кожно-мускульные, нервные, стрекательные и пищеварительные клетки. 5. С помощью стрекательных клеток кишечнополостные животные парализуют добычу и защищаются от врагов. 6. При раздражении чувствительного волоска стрекательная нить выпрямляется и вонзается в жертву. 7. После выстрела стрекательная клетка погибает, новые стрекательные клетки формируются из кожно-мускульных клеток.
Установите, в какой последовательности происходит развитие бычьего цепня, начиная с яйца. | |||||||||||||||
|
|
Выберите признаки, характерные для человеческой аскариды как представителя типа Круглые черви. | ||||||||||||||||||
|
ФУНКЦИИ КЛЕТОК |
| ТИП КЛЕТОК | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа | ||||||||||||||||||
|
В чём выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни? | ||||||||||||||||||
|
ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ЧЕРВЬ |
| ТИП | ||||||||||||||
|
|
|
МОЛЛЮСК |
| СРЕДА ОБИТАНИЯ | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО |
| КЛАСС | ||||||||||||||
|
|
|
Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие? | ||||||||||||||||||
|
ПРИЗНАК |
| ТИП | ||||||||||||||
|
|
|
Какие особенности в организации насекомых позволяют их выделять | ||||||||||||||||||
|
|
|
Укажите признаки, позволяющие объединить Ракообразных, Паукообразных и Насекомых в тип Членистоногие. | ||||||||||||||||||
|
ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ |
| ТИПЫ ЖИВОТНЫХ | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС ЖИВОТНОГО | ||||||||||||||||
|
|
|
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ |
| КЛАСС ЧЛЕНИСТОНОГИХ | ||||||||||||||||
|
|
|
У насекомых с неполным превращением | ||||||||||||||||||
|
ОТРЯД НАСЕКОМЫХ |
| ТИП РАЗВИТИЯ | ||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК |
| ТИП РАЗВИТИЯ | ||||||||||||||
|
|
|
Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют “придонными фильтрами”.
Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?
Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?
Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают эти отличия.
На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.
У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трёх значений.
Насекомые – самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.
Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?
По каким внешним признакам можно отличить насекомых от членистоногих других классов? Укажите не менее четырёх признаков.
Коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?
К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой признак живых организмов изображён
на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Какой тип деления лежит в основе этого признака?
Бычий и свиной цепни, несмотря на использование различных способов борьбы с ними, остаются опасными для здоровья человека. Укажите не менее четырёх приспособлений к паразитизму, способствующих их выживанию. Ответ поясните.
Предварительный просмотр:
Позвоночные
Признаки, характерные для бесчерепных: 1) хорда сохраняется в течение всей жизни 2) у взрослых хорда заменяется позвоночником 3) головной мозг не выражен 4) органы выделения сходны с органами выделения кольчатых червей 5) нервная трубка подразделяется на головной и спинной мозг 6) основные органы чувств хорошо развиты Какие признаки характеризуют земноводных как наземных животных? | ||||||||||||||||||
|
Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного. | |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется в | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Установите последовательность этапов пищевого рефлекса у окуня. | |||||||||||||||||||||
|
|
ПРИЗНАК РЫБ |
| КЛАСС | ||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК РЫБ |
| КЛАСС | ||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ | ||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАКИ |
| КЛАССЫ | ||||||||||||||||
|
|
|
ОСОБЕННОСТИ КОЖИ |
| КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ | ||||||||||||||
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ |
| КЛАСС | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО |
| КЛАСС | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО |
| КЛАСС | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ |
| КЛАСС | ||||||||||||||||
|
|
|
Установите последовательность этапов размножения и развития лягушки. | |||||||||||||
|
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
ПРИЗНАК |
| КЛАСС | ||||||||||||||
|
|
|
У птиц, как и у пресмыкающихся, | ||||||||||||||||||
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
ПРИЗНАКИ |
| ЖИВОТНЫЕ | ||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАК |
| КЛАСС | ||||||||||||||||
|
|
|
У собак, кошек и других млекопитающих | ||||||||||||||||||
|
В тонкой кишке у млекопитающих животных | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у птиц. | |||||||||||||||||||
|
|
Установите соответствие между кровеносными сосудами птицы и видом крови в них. | ||||||||||||||||||||
|
|
ВИД ЖИВОТНОГО |
| ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА | ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
ЖИВОТНЫЕ |
| ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ | ||||||||||||||||||
|
|
|
В чём проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?
Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?
Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
Назовите не менее 3-х признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.
В чём проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трёх примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?
В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение
Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей. |
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Среди животных, обитающих в морях и океанах, есть первичноводные и вторичноводные. 2. Предки первичноводных животных жили в воде; предки вторичноводных – на суше. 3. Китообразных относят к вторичноводным:
у них видоизменены передние и задние конечности в ласты. 4. Также у них хорошо развит пояс задних конечностей. 5. Для китов и дельфинов, как и для других наземных млекопитающих, характерны четырёхкамерное сердце, теплокровность, живорождение, млечные железы и другие особенности. 6. Китообразные хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, толстый слой жира, жаберное дыхание. 7. Все они обладают сложным поведением.
1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.
Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) | трёхкамерное сердце |
2) | внутреннее оплодотворение |
3) | кожные покровы тонкие, сухие, практически лишенные желез |
4) | постоянная температура тела |
5) | ячеистые лёгкие |
6) | диафрагма |
Предварительный просмотр:
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
К матричным реакциям в клетке относят | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Верны ли следующие суждения о генетической информации? А. Генетический код един для всех живущих на Земле организмов и представляет собой систему «записи» наследственной информации Б. Вся информация о структуре и деятельности клеток, о всех признаках клетки заключена в молекулах белка. | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
К реакциям матричного типа относят | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||
Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК. | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
- Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
- В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
- В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов c аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.
- Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните
- Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните
- В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните
- В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
- Фрагмент цепи иРНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦЦЦАЦЦГЦАГУА. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
- Фрагмент одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТЦАГГАТГЦАТГАЦЦ.
Определите последовательность нуклеотидов иРНК и порядок расположения аминокислот в соответствующем полипептиде. Как изменится аминокислотная последовательность в полипептиде, если второй и четвёртый триплеты ДНК поменять местами? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
- Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
- Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц.
Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).
- Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
- Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов на иРНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого полипептида. Ответ поясните.
- Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.
- Фрагмент одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -АТААГГАТГЦЦТТТТ-.Определите последовательности нуклеотидов в иРНК и аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдёт в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
- В последовательности фрагмента одной из исходных цепей ДНК – АГЦТЦТТААТГТЦТГ – произошла мутация: выпадение второго триплета. Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится ли первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение?
- Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру полипептида, содержит следующую последовательность нуклеотидов: ААТГЦАЦГГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, участвующих в биосинтезе пептида, нуклеотидный состав их антикодонов
и последовательность аминокислот, которые переносят эти тРНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. Объясните полученные результаты. - Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: ГУГАУАГГУЦУАУЦУ. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь ДНК, которая комплементарна первой цепи ДНК, найденной по вирусной РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- В результате мутации в фрагменте молекулы белка человека произошла замена аминокислоты глицина (Гли) на аспарагиновую кислоту (Асп). Определите аминокислотный состав фрагментов молекулы белка больного человека и здорового человека, возможные фрагменты иРНК больного человека, если в норме этому фрагменту белка соответствует следующий фрагмент иРНК: УУУУЦУУУАЦААГГУЦАУАЦУ. Ответ поясните.
- В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота треонин (тре) заменилась на глутамин (глн). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ГУЦАЦАГЦГАУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) заменилась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АГЦ, ГЦЦ, УЦА, ЦГА, АГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
- В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
- Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАЦЦТАЦЦЦТГЦЦАГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГААТЦААТЦГГААТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТААГГАТГЦЦТТТТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Объясните, что произойдет со структурой фрагмента молекулы белка, если второй триплет нуклеотидов выпадет из цепи ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
- Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
- В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?
Предварительный просмотр:
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН
ПРИЗНАКИ |
| ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
ПРОЦЕССЫ |
| ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА | ||||||||||||||
|
|
|
Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме? А. На бескислородном этапе энергетического обмена молекулы глюкозы окисляются до пировиноградной кислоты. Б. Пластический обмен характеризуется расщеплением органических веществ с высвобождением энергии. | ||||||||||||
|
Верны ли следующие суждения об этапах энергетического обмена? А. На бескислородном этапе энергетического обмена происходит расщепление двух молекул молочной кислоты до углекислого газа и воды. Б. На подготовительном этапе энергетического обмена биополимеры расщепляются до мономеров, энергия рассеивается в виде тепла. | ||||||||||||
|
|
|
ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ |
| ЭТАПЫ ОБМЕНА | ||||||||||||||||
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБМЕНА |
| ЭТАПЫ ОБМЕНА | ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
ПРИЗНАКИ ОБМЕНА |
| ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА | ||||||||||||||||||
|
|
|
В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при её полном окислении? Объясните полученные результаты
ПРОЦЕСС |
| ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.
А) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
Б) расщепление молекул крахмала до дисахаридов
В) образование углекислого газа и воды
Г) образование молекул глюкозы
Установите последовательность процессов, протекающих на каждом этапе энергетического обмена в клетках животных. | |||||||||||
|
|
Чем пластический обмен отличается от энергетического?
1) энергия запасается в молекулах АТФ
2) запасённая в молекулах АТФ энергия расходуется
3) органические вещества синтезируются
4) происходит расщепление органических веществ
5) конечные продукты обмена – углекислый газ и вода
6) в результате реакций обмена образуются белки
Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке? | |||||||||||||
|
|
Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
Предварительный просмотр:
1.Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. | ||||||||||||
|
|
2.Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) возбуждение электронов хлорофилла
2) синтез АТФ
3) фиксация СО2
4) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3. ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА |
| ВИД ПРОЦЕССА | ||||||||||||||||
|
|
|
4.Чем пластический обмен отличается от энергетического?
1) энергия запасается в молекулах АТФ
2) запасённая в молекулах АТФ энергия расходуется
3) органические вещества синтезируются
4) происходит расщепление органических веществ
5) конечные продукты обмена – углекислый газ и вода
6) в результате реакций обмена образуются белки
5. Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке? | |||||||||||||
|
|
6. В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот? Ответ поясните.
7. В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 1368 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.
8. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Предварительный просмотр:
Типы питания.ФОТОСИНТЕЗ
|
| |||||||||||||||||||||||||||
В клетках автотрофных растительных организмов, в отличие от гетеротрофных, имеются 1) хлоропласты 2) митохондрии 3) ядро и ядрышко 4) вакуоли с клеточным соком 5) пластиды 6) рибосомы Значение фотосинтеза состоит в | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. 1) возбуждение электронов хлорофилла 2) синтез АТФ 3) фиксация СО2 4) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ТИП АВТОТРОФНОГО ПИТАНИЯ | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА |
| ВИД ПРОЦЕССА | ||||||||||||||||
|
|
|
Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза. | |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
В световую фазу фотосинтеза в клетке | |||||||||||||||||||||
|
В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит | ||||||||||||||||||
|
В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Проследите путь водорода в световой и темновой стадиях фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы
Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.
Предварительный просмотр:
Деление клетки. Оплодотворение.
| ||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
|
4. Верны ли следующие суждения о мейозе?
| ||||||||||||
|
5. Верны ли следующие суждения о митозе?
| ||||||||||||
|
6. Установите соответствие между характеристикой процесса и способом деления клетки, который она иллюстрирует. |
|
|
7. Установите соответствие между особенностью деления клетки и способом деления, для которого она характерна. |
|
|
8. Какие процессы происходят при митозе? | ||||||||||||||||||
|
9. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
- В мейозе происходит два следующих друг за другом деления. 2. Между двумя делениями имеется интерфаза, в которой происходит репликация.
3. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация и кроссинговер. 4. Кроссинговер – это сближение гомологичных хромосом. 5. Результатом конъюгации служит образование кроссоверных хромосом.
10. Установите последовательность процессов, происходящих при мейозе. |
|
|
11. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.
12. Диплоидный набор хромосом имеют | ||||||||||||||||||
|
- Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
- В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
- Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны роста и в клетках зоны созревания в конце первого деления. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.
- Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.
- В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы
и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.
- Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов
и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
- Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения?
- Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
- Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
- Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
- Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Предварительный просмотр:
ЦИТОЛОГИЯ ФИПИ
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Какие функции выполняет эндоплазматическая сеть в растительной клетке? | |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
| |||||||||||||||
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. Все приведённые ниже понятия, кроме двух, используются для описания наследования гена дальтонизма у человека. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Мутационная изменчивость возникает в результате
1) ошибок в репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты
2) переноса участка с одной хромосомы на негомологичную хромосому
3) разного сочетания генов в гаметах
4) конъюгации и кроссинговера в профазе мейоза I
5) нерасхождения гомологичных хромосом в анафазе мейоза I
6) модификации признаков под влиянием факторов окружающей среды
Хромосомная мутация – это
1) изменение числа хромосом
2) изменение структуры хромосом
3) редукция отдельных хромосом
4) включение новых нуклеотидов в ДНК
Установите последовательность процессов, происходящих при сперматогенезе.
1) деление клеток мейозом
2) формирование органоидов специального назначения
3) деление клеток семенника митозом
4) увеличение объёма клетки и накопление веществ в зоне роста
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ | ||||||||||||||||
|
|
|
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
- Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа. 2. Генные мутации – это результат «ошибок», возникающих в процессе удвоения молекул ДНК. 3. Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структуры хромосом. 4. Многие культурные растения являются полиплоидами. 5. Полиплоидные клетки содержат одну–три лишние хромосомы. 6. Полиплоидные растения характеризуются более мощным ростом и крупными размерами. 7. Полиплоидию широко используют как в селекции растений, так и в селекции животных.
К причинам комбинативной изменчивости относят
1) случайное сочетание гамет при оплодотворении
2) изменение строения отдельных хромосом
3) рекомбинацию генов в результате кроссинговера
4) изменение нуклеотидного состава кольцевой хромосомы
5) выпадение триплета нуклеотидов при репликации
6) комбинацию негомологичных хромосом в мейозе
Какие закономерности характерны для модификационной изменчивости?
1) Изменчивость имеет индивидуальный характер.
2) Изменчивость служит резервом для микроэволюции.
3) Признаки у особей развиваются в пределах нормы реакции.
4) Изменчивость формируется при изменении числа хромосом.
5) Один и тот же генотип в разных условиях среды формирует разные фенотипы.
6) Изменчивость не связана с изменением генов и хромосом.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ | |||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
Какие примеры иллюстрируют мутационную изменчивость? | |||||||||||||||||||||
|
Комбинативная изменчивость основана на
1) независимом расхождении хромосом во время мейоза
2) рекомбинации генов во время кроссинговера
3) изменении химической структуры молекулы ДНК
4) случайной встрече гамет во время оплодотворения
5) увеличении диплоидного числа хромосом
6) включении дублирующего участка хромосомы
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом.
| |||||||||||||||||
ПРИМЕР |
| ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ | |||||||||||||||
|
|
|
Чем характеризуется геномная мутация?
1) изменением нуклеотидной последовательности ДНК
2) утратой одной хромосомы в диплоидном наборе
3) кратным увеличением числа хромосом
4) изменением структуры синтезируемых белков
5) удвоением участка хромосомы
6) изменением числа хромосом в кариотипе
Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят. | |||||||||||||||||||||
|
|
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.
Предварительный просмотр:
СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ
1.Папоротники относят к царству растений, так как
- в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
- в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
- их клетки содержат хлоропласты
- их клетки содержат цитоплазму
- выполняют роль консументов в экосистеме
- клеточная стенка состоит из целлюлозы
2. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) в почве закрепляются ризоидами А) Мхи
2) в цикле развития преобладает спорофит Б) Папоротники
3) споры образуются в коробочках
4) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
5) из споры развивается заросток
6) из споры развивается зелёная нить
3. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
1) отсутствие корней А) Моховидные
2) развитая проводящая система Б) Папоротниковидные
3) наличие водоносных клеток
4) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены
5) спорофит преобладает над гаметофитом
4. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
А) развитие заростка
Б) оплодотворение
В) развитие спорофита
Г) образование архегониев и антеридиев
Д) образование спорангиев
Е) прорастание споры
5. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
А) корни отсутствуют
Б) имеется хорошо развитая корневая система
В) размножаются семенами
Г) размножаются спорами
Д) цветки мелкие, невзрачные
Е) для размножения нужна вода
6. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.
А) образование предростка
Б) оплодотворение при наличии воды
В) прорастание споры
Г) развитие на предростке женских и мужских растений мха
Д) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских – яйцеклеток
Е) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
7. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) в почве закрепляются ризоидами А) Мхи
2) в цикле развития преобладает спорофит Б) Папоротники
3) споры образуются в коробочках
4) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
5) из споры развивается заросток
6) из споры развивается зелёная нить
- Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
1) отсутствие корней А) Моховидные
2) развитая проводящая система Б) Папоротниковидные
3) наличие водоносных клеток
4) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены
5) спорофит преобладает над гаметофитом
9. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
А) развитие заростка
Б) оплодотворение
В) развитие спорофита
Г) образование архегониев и антеридиев
Д) образование спорангиев
Е) прорастание споры
Вставьте пропущенное слово.
4. Дополните схему «Размножение мхов»
5. Вставьте необходимые по смыслу слова.
A. Зеленые мхи размножаются спорами, а также ... и ...
Б. Тело кукушкина льна состоит из ..., ...
B. Сфагнум, в отличие от кукушкина льна, не имеет ..., и влага поступает в ...
Г. Сфагнум может впитать большое количество воды, так как у него имеются ...
Д. Для полового размножения мхов необходимо присутствие ...
Е. Предками мхов были ...
Найдите соответствие.
6. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные:
I. Для мха кукушкина льна
II. Для мха сфагнума
A. Ризоиды
Б. Листья
B. Стебель
Г. Коробочка со спорами
Д. Водоносные клетки
Исправьте ошибки в предложениях.
1. Мхи относятся к высшим растениям.
2. Моховидные – это однолетние растения.
3. Моховидные могут жить как во влажных условиях, так и в сухих.
4. Многоклеточные ризоиды, выполняющие у мхов функцию корня, уже имеют проводящую ткань.
5. У моховидных есть половое поколение растений – гаметофит, и бесполое – спорофит.
6. Кукушкин лен относится к листостебельным мхам.
7. Зеленые мхи могут размножаться вегетативно – частями тела и специальными почками.
8. У сфагнума отсутствуют ризоиды и влагу он получает непосредственно через стебель.
Предварительный просмотр:
Цикл развития мха
Цикл развития папоротника
Предварительный просмотр:
Органы цветковых растений
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА |
| СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
К растениям, не имеющим корней, относят | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
К видоизменённым подземным побегам относят | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Установите последовательность расположения слоёв на спиле дерева, начиная с пробкового слоя. | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ОСОБЕННОСТЬ |
| ВИД ТКАНИ | ||||||||||||||||
|
|
|
Назовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3
и какие функции они выполняют?
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений. 6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.
Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?
Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.
Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
Размножение малины корневыми отпрысками способствует | ||||||||||||||||||
|
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ПРОЦЕСС | ||||||||||||||
|
|
|
Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?
Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.
Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.
Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ |
| СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ | ||||||||||||||||
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ |
| СПОСОБ | ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ТКАНИ |
| ТИП ТКАНИ | ||||||||||||||||||
|
|
|
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН |
| СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ | ||||||||||||||
|
|
|
Выберите признаки, характерные для класса Однодольные | ||||||||||||||||||
|
Установите последовательность процессов, характерных для листопада. | |||||||||||||
|
|
Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
Растения семейства лилейных можно узнать по | ||||||||||||||||||
|
Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного. |
|
|
В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и | ||||||||||||||||||
|
Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием | ||||||||||||||||||
|
Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
Докажите, что клубень картофеля является видоизменённым побегом. Приведите не менее трёх доказательств.
Предварительный просмотр:
Клеточное строение органов растений
Строение цветка
Типы соцветий
Типы плодов
Строение почки
Предварительный просмотр:
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
МИТОЗ. МЕЙОЗ. ГАМЕТОГЕНЕЗ.
1.В процессе сперматогенеза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Яйцеклетка, в отличие от сперматозоида, характеризуется | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Какие процессы характерны для интерфазы клетки? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК |
| ВИДЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. ХАРАКТЕРИСТИКА |
| СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛЕНИЯ |
| СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. В процессе мейоза происходит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Установите последовательность процессов, происходящих в мейозе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Установите последовательность процессов, происходящих при мейозе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
16. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведёт этот процесс?
17.Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.
18. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
1. В мейозе происходит два следующих друг за другом деления. 2. Между двумя делениями имеется интерфаза, в которой происходит репликация.
3. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация и кроссинговер. 4. Кроссинговер – это сближение гомологичных хромосом. 5. Результатом конъюгации служит образование кроссоверных хромосом
19.Сколько молекул ДНК будет содержать каждая хромосома в конце интерфазы? В ответе запишите только цифру.
20. Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
21. Хромосомный набор соматических клеток дикого вида пшеницы равен 14. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе митоза и конце телофазы митоза (ядрах телофазы митоза). Объясните полученные результаты на каждом этапе.
22. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека в начале интерфазы составляет около 6·10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе непосредственно перед началом мейоза и в анафазе мейоза I. Объясните полученные результаты.
23. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните полученные результаты.
24. Хромосомный набор соматических клеток овса равен 42. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
25. Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при овогенезе в анафазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
26. Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны роста и в клетках зоны созревания в конце первого деления. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.
27. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.