Для Вас, родители!

Титова Олёна Олеговна

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

Предлагаю Вашему вниманию раздел с полезной информацией о воспитании и развитии детей. 

Здесь Вы найдете статьи, которые ответят на Ваши вопросы, помогут Вам в воспитании детей и общении с ними.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Консультация для родителей на тему: «Детское экспериментирование зимой».

        Подготовила:    

воспитатель

 подготовительной к школе группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

 «Ромашка»

 Титова О.О.

Нерехта,2013.

Снег, вода, морозный воздух – необходимые условия для детского экспериментирования зимой.

Лед тает. Это научный эксперимент, для проведения которого требуются только кубики льда, тарелка, полотенце и детское любопытство. Пусть ваш ребенок получит представление о процессе таяния и опишет его. Детям более старшего возраста вы могли бы объяснить, что под воздействием теплого воздуха лед становится водой. Когда лед растает, обязательно предусмотрите еще один этап в вашем эксперименте: пронаблюдайте, что произойдет, если тарелку поставить в морозилку? В тарелку можно добавить несколько капель пищевого красителя или краски.

Ледяной ловец солнца. Возьмите сковородку и наполните ее водой. Добавьте в нее семян, листиков, веточек, шишек, желудей, орехов и других даров природы, которые есть у вас под рукой. Поставьте сковородку в морозилку и подождите, пока вода замерзнет в лед. Затем повесьте ее на дерево и наблюдайте, как она вращается и сверкает на солнце. Наблюдайте с ребенком, как вода тает в теплые дни. Дети любят следить за чем – то, что постоянно меняется. Когда ловец солнца растает, предложите ребенку сделать еще один.

Вода при замерзании расширяется.

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега.

Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход: Вынести на улицу две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности.

Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности вода превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

Зависимость таяния снега от температуры.

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки.

Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой.

Что можно сделать? Занести снег в помещение и через несколько минут попытаться слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею.

Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Как работает термометр.

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс: Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова поместите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Итоги: Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься, когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре.

Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубе. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Консультация для педагогов:

 «Воспитываем будущего читателя».

        Разработала:    

воспитатель I квалификационной категории

 подготовительной к школе группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

  Титова О.О.

Нерехта, 2019.

  Ох уж эти современные дети!  Ещё говорить не научились, а порой и ходить, уже знают, как включить компьютер, какие кнопки нажать, чтобы открыть любимую игру. А родители в восторге: «До чего же умный мой малыш, схватывает на лету!». А почему же ребёнок не обращает внимания на книги, ведь каких их только сейчас нет: и с яркими картинками, и звуковые, и с тактильными элементами, и раскладушки, и книги-панорамы, и книги с 3D картинками и т. д. Родители  начинают беспокоиться, что же делать, для того, чтобы ребенок заинтересовался чтением? Как сделать так, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью? Какие книги выбирать для чтения?

    Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности нашего общества.

О снижении статуса литературы, о резком сокращении чтения в структуре свободного времени детей, о замещении книжной культуры визуальной многие знают не понаслышке.

Социологи и психологи всего мира утверждают, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодёжи, тогда как в 50-е годы занимала 3-е место. Известно, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Что, как и когда мы можем сделать для детей, чтобы привлечь их к чтению?

 Прежде всего, культура чтения закладывается в семье. Собственный пример читающих родителей играет  значительную роль.  Необходимо начинать читать вслух с раннего возраста, обязательно читать ребёнку перед сном.  Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное. Оставляйте печатные издания везде, где ваш ребенок может их увидеть, дарите ему книги, разрешайте самому выбирать книги в магазине или библиотеке. Запишите своего ребенка в районную или городскую библиотеку. Хорошо, если дома есть своя библиотека или хотя бы книжная полка детских книг.  Не заставляйте читать ребенка против воли, лучше предложите поиграть в настольные игры, связанные с чтением. Обязательно слушайте, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших. После просмотра художественного или мультипликационного фильма предложите прочесть книгу, по которой он снят.

Очень часто, когда ребенок начинает читать сам, родители перестают интересоваться чтением, разговаривать о  прочитанном. Постепенно ребенок начинает взрослеть. У него возникает собственное отношение к действительности. Он приступает к серьезному чтению, которое толкает на необходимость вглядываться в окружающее и утверждаться  в каком-то собственном мнении обо всем, что он видит, слышит, узнает из книг. Именно сейчас ему особенно нужен внимательный собеседник, которому хочется доверить складывающиеся представления, взгляды, переживания, мысли, и о многом другом, связанном с процессом становления личности и с влиянием книги на течение этого процесса. И этим собеседником может стать родитель.

Конечно же, в решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку именно в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей формируется в ребёнке читатель.

Серьёзное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте дошкольного образования, потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Полезные советы, воспитывающие будущего читателя.

- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребёнка отношение к чтению как удовольствие.

- Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: дарите книги, покупайте, пополняйте домашнюю библиотеку.

- Читайте ребёнку вслух ежедневно. Выделите для книг специальное место.

- Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребёнком (даже его имитацию).

- Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребёнок научится читать достаточно бегло. Читать ему всё равно трудно. Чтение вслух сближает взрослого и ребёнка.

- Посетите с ребёнком библиотеку, научите пользоваться её фондом. Регулярно посещайте её.

- Предоставьте ребёнку возможность самому выбирать книги, журналы по интересующей его теме.

- Подпишитесь на детские журналы на имя ребёнка с учётом его интересов и увлечений.

- После просмотра фильма предложите ребёнку прочитать книгу, по мотивам которой он был поставлен.

- Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой. Сделайте иллюстрации, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из ткани, связав, склеив из бумаги и т.д.

- Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите правилам обращения с ними.

«Дети перестали читать» Как часто мы слышим эту фразу! Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребёнка, отнимая все его свободное время. И при такой ситуации остро встаёт проблема литературного воспитания детей, приобщения их к чтению.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в литературу будет своевременным, значительно сократиться число молодых людей, не любящих чтение.

Формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слов, наслаждаться им необходимо с самого раннего детства.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Все знают тот факт, что дошкольное детство –определяющий этап в развитии личности, так как в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир,«напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум, книги помогают овладеть речью-ключом к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.

Но к сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не достаточно серьёзно. По данным опроса родителей 60% родителей не читают детям по разным причинам вообще. Поэтому большая ответственность в этом вопросе ложиться на детский сад.

Перед дошкольным учреждение встают следующие задачи:

• Вызвать интерес к книге

• Привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты

• Дать возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха.

• Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении

• Научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, инсценированием.

Для решения поставленных задач в ДОУ в первую очередь необходимо создать литературный фонд в который будут входить программные произведения, хрестоматии, детская познавательная и энциклопедическая литература, любимые книги детей, книжки раскраски, книжки – малышки, детские журналы, портреты детских писателей. Эти книжки должны постоянно обновляться в уголке «Юного читателя» в группе. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, выходя за рамки той среды, которая их окружает и главный помощник им в этом – книга. И в этом возрасте они уже готовы к общению с ней. Ребенка в течении всего дня должно окружать художественное слово начиная с самой ранней группы. Потешки, прибаутки, поговорки при умывании, при одевании, засыпании и пробуждении, Стихи при наблюдении за природой на прогулке. Но для того, чтобы ребёнок полюбил слово оно должно быть красивым, художественным прочитанным эмоционально, с чувствами. Поэтому важно чтобы воспитатели детского сада умели выразительно читать детям и постарались научить этому родителей, проводя совместные с родителями и детьми художественные чтения, семинары-практикумы, круглые столы и диспуты по данной теме.

Так же способствует воспитанию любви детей к книге это инсценирование, драматизация литературных произведений. Дети с огромным удовольствием перевоплощаются в героев сказки, с большим желанием заучивают роль, стараются при обсуждении ролей понять характер своего героя и передать его в постановке.

Сложнее научить детей понимать стихи, для этого необходимо развивать творческое мышление, учить детей чувствовать настроение поэта, понимать смысл сравнений, эпитетов. Поэтому важно на занятиях изодеятельности всегда использовать художественное слово, стихи Пушкина, Есенина, Тютчева, рассматривая пейзажи вспоминать строки поэтов, которые соответствуют данному природному явлению. Рассматривая природу на прогулке, так же читать красивые стихи, уча детей вслушиваться в слова и видеть эти образы в окружающем.

В более старшем дошкольном возрасте необходимо учить детей осмысленному, рациональному выбору книг. Учить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идея, смысл, авторский замысел если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которые интересуются только остросюжетными детективами примитивного уровня. В старшем дошкольном возрасте перед чтением необходимо озадачивать детей. Например, оценить иллюстрации к книге, дать характеристику главным героям, рассказать понравилась книга или нет. Для того, чтобы вырастить грамотного читателя детскому саду необходимо сотрудничать с детской библиотекой, регулярно проводить совместные мероприятия, экскурсии. Основная мысль, которую необходимо довести до детей - читать нужно с пользой, обдуманно подходить к выбору книг. Ведь чтение может принести и вред, если читать только детективы или ужастики, или если читать, не понимая смысл произведения. В то время как честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей - всё это не навязчиво входит в сознание ребёнка при чтении хороших книг.

Использованная литература

Бородич А. М. Методика развития речи детей. - Москва: Просвещение,1981.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - Москва: Просвещение,2001

Мухина В. С. Возрастная психология. - Москва: Издательский центр Академия,1997



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

        Разработала:    

воспитатель

 старшей группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

 «Ромашка»

 Титова О.О.

Нерехта,2017.

«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить о стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума» - В.П.Новикова.        

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся  как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Прежде всего, в дидактических  играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти ,мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

В дидактических  играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д...

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов ; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).

В ходе этих игр, взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).

Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики), направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях  и т.д.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

 Развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы  “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую моторику рук,, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие  взрослых.

Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.

В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг.  Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов : величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Современные родители  мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Ребёнок часто слышит: "Иди, поиграй!" К сожалению, не все родители задумываются, во что будет играть их ребёнок при столь сложном выборе. В мире существует большое количество различных развивающих игр.

Дидактические игры – это развивающие игры для дошкольников. Для родителей и педагогов это эффективный способ обучения. В дидактической игре основная задача - это усвоение знаний в ненавязчивой игровой форме. Итоговой целью дидактических игр является плавный переход к учебным задачам, который происходит постепенно.  Дидактические игры должны, прежде всего, вызывать у детей позитивное настроение, радость от достигнутого результата. Именно она и есть залог успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеет колоссальное значение для дальнейшего воспитания.

Дидактические игры -  это очень результативный метод развития познавательного интереса к окружающему миру. При этом родители должны помнить, что любые игры, могут всегда реализовать поставленную цель, если они: будут соответствовать реальным возможностям ребенка; обязательно суть игры должна отвечать обучающей цели занятия; будут воспитывать усидчивость и стремление довести игру до конца, терпение ребенка, (поскольку для детей характерна быстрая отвлекаемость). Из существующих развивающих игр именно дидактические игры тесно переплетаются с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из самых эффективных методов обучения , по различным предметам и содержат в себе большой потенциал для дальнейшего развития  детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Словесно-дидактические игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Интересны игры в загадки-описания - в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

«Природа и человек».

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

«Вершки-корешки».

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

Игра «Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра «Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Консультация для педагогов на тему: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников».

        Разработала:    

воспитатель

 старшей группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

 «Ромашка»

 Титова О.О.

Нерехта,2019

          Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»

      Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  

 - Современные дети мало знают о родном городе, стране;

 

 - Особенностях народных традиций;

 

  - Часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе;

 

  - Редко сострадают чужому горю;

 

   - Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

 

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников. 

       Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем « вырастет »патриотическое чувство.

        Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

    Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

      Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей.

 

       Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

 

1. Особенности дошкольного возраста;   

 

2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;   

 

3. Отсутствие концепции, теоритических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

 

     В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.

 

     Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

 

Целью нравственно - патриотического воспитания является формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

 

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

 

-воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

 

-формировать представления о своем городе;

 

-формировать бережное отношение к природе и всему живому;

 

-развивать интерес к русским традициям и промыслам;

 

-формировать элементарные знания о правах человека;

 

-формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

 

-расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;

 

-знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) 

 

Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

 

- « позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям мл. группы сложны знания о столице)

 

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

 

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития;

 

- рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

 

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 

-«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

 

- «принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;

 

- Принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.( например, тема « мой любимый город»хорошо приурочить к «дню города в мае»)

 

Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих разделах:

 

- Моя семья, мой дом;

 

- Мой детский сад;

 

- Мой любимый город;

 

- Моя малая Родина»

 

- Страна, ее столица, символика»

 

- Культура и ее традиции;

 

- Будем Родине служить;

 

- Правила, по которым мы живем.

 

     Безусловно, данные разделы могут не передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, природе своей страны, уважение к людям труда, но, все эти задачи присутствуют как бы внутри разделов. Следует подчеркнуть, что для ребенка-дошкольника, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. 

   Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

  

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию. 

 Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность. 

1.Беседы, игры – беседы. 

2. Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки. 

3.  Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту). 

4. Праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д ). 

5.  Развлечения. 

Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «моя семья мы сделали выставку рисунков « портрет моей семьи» и приурочили к празднику. Фото. 

6.  Чтение стихов, рассказов. 

7.  Организация мини-музеев. 

8.  Встречи с ветеранами, художниками. 

9. Фото выставки. 

10. Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»). 

 

Методические рекомендации к организации работы по разделам нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

       Раздел « Моя семья» в этот блок по младшему дошкольному возрасту включаются, беседы: «Моя семья», «Наша дружная семейка», игры - беседы «Я люблю маму и папу» в старшем дошкольном возрасте «Семья и родной дом», «Моя родня», «Мой папа», беседа- досуг «Моя мама лучше всех», «7-я», «Моя любимая бабушка», «Как зовут маму и папу».

 

Широко используются дидактические игры «В гостях у куклы Антоши», «Маленькие помощники», «Дружная семейка», игры - инсценировки «Ушки- неслушки», рассматривание семейных фото в альбомах, организация «Фотовыставок» по теме « моя семья» « где работают мои родители», альбомов на тему « любовь к труду рождается в семье», привлечение детей к с/ р играм «Семья», «Дом», чтение и разучивание стихов, организация выставки детских рисунков «Портрет моей семьи», «Моя мамочка», «Мой папа» (блок « моя семья отражен в книге Т.А Шорыгина «Моя семья». В книге рассказывается о членах семьи, рассказы и беседы сопровождаются народными загадками и пословицами. 

 

       Раздел «Детский сад» дети проводят в дошкольном учреждении много времени, потому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями д/ сада, и их назначением. Детей необходимо научить называть работников по имени и отчеству, знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувство сопричастности к жизни детского учреждения, подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада. Например, в группе мы используем план групповой комнаты, где нарисованы окна, двери, расставлена мебель и этот план используем в игре «Найди, где находится матрешка», или также игра с детьми «Покажи, где кто находится?» в старшем возрасте сделаем план спальни, первого этажа д/с, второго, неплохо бы сделать макет детского сада и потом играть с макетом. Целесообразно проводить экскурсии в мед кабинет, в прачечную, на кухню. В младшем дошкольном возрасте можно провести занятие «Путешествие по детскому саду», в ст. возрасте беседу « Что такое детский сад?», игру - беседу «Детский сад- моя вторая семья»,на рисовать рисунок- рассказ «Мой детский сад».

 

       Раздел «Мой любимый город» основная задача педагога – показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний ребенок должен знать название города, что есть в городе (транспорт, дома, детские сады, магазины). Внимание детей старшего возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Ребенок должен знать название города, своей улицы, квартал, микрорайон, улицу, в честь кого она названа. Можно организовать поисковую деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, бабушек, дедушек об истории названия улицы , и на занятии дети обмениваются полученной информацией. ребенку объясняют, что у каждого есть свой дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины. При знакомстве с городом в младшей группе можно провести игру - путешествие «мой город», а в продуктивной деятельности сделать аппликацию « Дома», рисовать «Дорожки в парке», в старшем возрасте необходимо проводить экскурсии: на почту, в библиотеку, аптеку, экскурсии к памятникам, достопримечательностям, с привлечением родителей, и оформлением альбома , составлением иллюстрированного рассказа «Где я был?». Можно объявить конкурс «Двор моей мечты» совместная работа детей и родителей. Очень ценны развивающие игры: лото «Прогулка по городу», в которой ребенок узнает, что есть в городе, для чего предназначены кафе, оптика, ателье, игра - самоделка «Законы улиц и дорог»- поможет в обучении безопасному поведению. Мною создана картотека дидактических игр по этому блоку, подбор стихов об Ангарске и стихов Ангарских писателей, по временам года можно оформить фотоэкспозицию «Ангарск зимой», « мой город летом», «Осень в моем городе», в продуктивной деятельности можно сделать выставку рисунков, например: « я люблю этот город заснеженный». Данный блок освещен в книгах «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» авторы А.Я Ветохина, З.С Дмитренко.

 

         Раздел «Моя малая Родина» формировать представления о родном крае, о малой родине, знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях. Во время прогулок, экскурсий учить видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Дать представление об особенностях культуры. Знакомить с обычаями. Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями. В этом блоке используются иллюстрации, фотографии с видами Байкала, рек, беседы с детьми об отдыхе, дидактические игры «Кто, где живет? «Найди животное нашего края», беседы: «Малая Родина», «Где ты живешь» материал по этому блоку есть в книге Т.И Подрезова « планирование и конспекты занятий по развитию речи» патриотическое воспитание.

 

           Раздел «Страна, ее столица, символика» знакомить со столицей нашей Родины, с гимном, флагом, гербом государства. Воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. В этом блоке с детьми младшей группы можно провести игру- беседу « родная страна», где формируются представления о величине России, беседа « природа России»- где формируются представления о красоте природы России, в средней группе беседа «Я люблю тебя Россия», в старшей «Моя Родина», в подготовительной группе игра- путешествие «Береза- символ России», «Россияне- граждане России». Диапазон материала для старших дошкольников очень велик, это и знакомство со столицей нашей страны, символикой государства (герб, флаг, гимн). Очень полно представлен этот материал в книге Смирнова, Филипппова «Дошкольникам о Москве и родной стране» здесь и развивающие задания для детей, игры, творческие задания для детей и родителей, поговорки и пословицы о родине, в книге « наша Родина- Россия»Т.А. Шорыгина, « Мой родной дом» редактор-составитель Н.А Арапова- Пискарева.

 

       Раздел «Культура и традиции» включает в себя знакомство детей с бытом и традициями России, это и гостеприимство, почитание родителей, знакомство с устным народным творчеством: считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки; знакомство с историей возникновения игрушек. В младшей группе - это игра - посиделка «Ладушки в гостях у бабушки» - где формируются понятия о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, в ст. группе интересна беседа « Русские матрешки», игра – путешествие « выставка дымковских игрушек», игра- развлечение «Осенины» в средней группе. Этот блок освещен в книге «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я Ветохина, З.С Дмитренко в книге «наша Родина - Россия» Шорыгина. Интересна в этом плане книга « С чего начинается Родина?»/ Под редакцией Л.А Кондрыкинской.

 

         Раздел «Будем Родине служить» рассказывает о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Необходимо знакомить с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину, дать представление о Великой Отечественной войне, о празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни членов семьи, организовать встречу с ветеранами. Прививать такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Эта тема очень полно раскрыта в книге Н.Н Леонова, Н.В Неточаева проект« живая память России». В этом проекте представлены разнообразные формы работы с детьми, с родителями, методы и приемы работы, здесь и консультация для родителей: « как рассказать ребенку о войне», серия музыкальных занятий: « священная война», мирная тишина», музыкальная гостиная « поем песни о войне». Также материал по этому блоку с играми, беседами, соревнованиями, КВНами, с продуктивной деятельностью представлен в книге «нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

 

           Раздел «Правила, по которым мы живем» учить детей действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснять детям, почему в одних случаях так нужно, а в других нельзя. Формировать навыки самообслуживания, усвоение социальных ценностей. Воспитывать доброжелательность, формировать навыки вежливого отношения к окружающим. Способствовать накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы в реальных случаях из жизни группы, художественные произведения. Вызвать желание подражать добрым поступкам. Учить замечать добрые дела. У детей старшего возраста формировать личное отношение к соблюдению моральных норм, чувство долга. Большое место занимает подготовка ребенка к школе. В младшей группе проводятся игра - беседа «каждой вещи свое место», дидактическая игра « не поделили игрушку», игра - беседа « я берегу игрушки и одежду. В средней группе « можно ли приносить игрушки в детский сад», в старшем дошкольном возрасте беседа «Наши отношения», игра - беседа «Правила, по которым мы живем , творческая игра «Страна вежливости», дидактическая игра «Мы все разные, но мы все равны», игра- развлечение «О правах- играя».Материал поэтому блоку представлен в книге «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д Маханева.

      Важным условием нравственно – патриотического воспитания, является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. По словам А.С Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, а также с их родителями.

 

Формы работы с родителями:

 

- Анкетирование

 

- Совместные праздники

 

- Открытые просмотры

 

- Консультации

 

- Папки-передвижки, ширмы

 

- Тематические родительские собрания (дискуссии, круглый стол)

 

- Экскурсии

 

- Информационные стенды

 

- Фотовыставки

 

- Памятки, буклеты

 

   В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важным и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

        При всех сложностях, родители должны стать непременными участниками по нравственно - патриотическому воспитанию, но привлечение семьи требует от воспитателя особенно большого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку, так как могут иметь место обстоятельства, когда будет нецелесообразно включать кого-то в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск или сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста

средствами различных форм фольклора».

        Подготовила:    

воспитатель

 старшей группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

 «Ромашка»

 Титова О.О.

Нерехта,2018.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы рече- двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

 Систематическая работа по развитию у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Необходимо иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи шло успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брались литературные произведения, иллюстрации, картины. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.Установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. Интересно, что в рассказе, дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Это объясняется это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления. Что касается других форм фольклора, некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причина — в несистематической работе педагогов по использованию форм фольклора в речевом развитии детей.

 Итак, если различные формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Консультация для родителей на тему: «Развитие правильной речи у ребенка в семье».

        Подготовила:    

воспитатель

 старшей группы

 компенсирующей направленности

 для детей с

 нарушениями речи

 «Ромашка»

 Титова О.О.

Нерехта,2017.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.

Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.

Родители должны в разговоре с детьми употреблять некоторые трудные слова типа «аквариум», «тротуар». Родители следят за речью ребёнка, поправляют его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.

Способность произвольного запоминания, столь необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребёнок до прихода в школу должен знать на память и выразительно читать 10-15 небольших стихотворений, например: «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, «Зима» А.С. Пушкина, «В гостях у Ленина» Н. Саконской, «Ноябрь» С.Я. Маршака, «С новым годом» Е. Трутнева, «Весна» И. Токмаковой, басни И.А. Крылова.

Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием и словом на разнообразные вопросы.

В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.

Дефекты произношения групп звуков встречаются редко, но бывают случаи неправильного произношения отдельных звуков. Но и в том случае, если в речи ребёнка нет нарушения произношения звуков и слов - звуковой культуре речи необходимо по-прежнему уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.

Богатейший материал дадут вам потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала взрослый чётко и выразительно произносит скороговорку. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тихо или шёпотом, шёпотом - громче - громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно или замедленно.

Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Взрослый предлагает ребёнку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.

Ты куда завтра идёшь?

Я завтра иду в кино.

Ты когда идёшь в кино?

Я завтра иду в кино. И т. д.

Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихов.

Взрослый должен ставить перед ребёнком задачу, чтобы он знал, чему учится. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребёнка запомнить не только текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.

Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. Например, вместо нулевых окончаний в словах сапог, девочек, берёзок и т. д. говорят сапогов, девочков, берёзков.

Как добиваться грамматической правильности речи? Надо, чтобы ребёнок сам осознал правильность той формы, которую он употребил. Например, показывается картинка с изображением одного лисёнка. Ребёнок говорит «лисёнок». На следующей картинке - два лисёнка, затем много лисят и т.д. Такие упражнения хорошо проводить играя. Ребёнок начинает осознавать свои ошибки и уже не говорит лисёнков, медвежонки и т.д. Можно провести игру «Один и много». Один лисёнок - много ..., лев -львёнок и т.д.

Можно попросить ребёнка посчитать овощи, фрукты, предметы, или провести игру «Чего не стало?» Не стало яблок, груш, слив и т.д.

Распространённой ошибкой у дошкольников является неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задаёт вопросы:

«Это что?» - «Ведро» - «Какое оно?» - «Голубое». «А это что?» - «Вёдра» - «Какие?» - «Голубые». «На картинке много чего?» - «Голубых вёдер».

В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. Например, все дети в определённом возрасте говорятвставаю, лизаю, жеваю и т.д.

Встречаются трудности, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья уже стульев. «Возьмём все стулья и сделаем поезд».

Делаются ошибки и в родовых окончаниях имён существительных: лошадиха (лошадь), лошадёнок (жеребёнок), овец (баран). Типичные ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных: «Мне близко до садика идти», «Нет, мне блезее», «Какое платье хорошее!», «А моё хорошее» и т.д.

Когда ошибки в речи ребёнка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Те же ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка очень надолго останется неправильной.

Нельзя смеяться над ребёнком или дразнить его, не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты, или повода для обиды.

Некоторые родители относятся отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки, считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребёнок нуждается в этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, попросить почитать или рассказать сказку и выслушать её внимательно. Иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов. Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, своё. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.

Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были чёткими, а ритм речи не слишком быстрый, ведь мать и отец не просто говорят - они дают детям материал для подражания. Когда вы разговариваете с ребёнком, не говорите зря. Когда очень много говорят с ребёнком, он устаёт от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включённого радио - их уже не замечают.

Это относится и к более старшим детям. Так мама напоминает своему сыну-первокласснику: «Сейчас 2 часа, в 3 надо садиться за уроки, а пока поиграй». Через несколько минут мама замечает, что сын очень увлёкся своим конструктором, и забеспокоилась: «Ну вот, тебя потом не оторвёшь, а тебе скоро за уроки браться». На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что «скоро надо за уроки браться», а когда она объявила, что уже пора, сын не обратил на её слова никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно, говорите ребёнку только то, что нужно и когда нужно.

Информация, которая даётся детям, не всегда должна даваться в готовом виде. Нужно, чтобы ребёнок попытался сам догадаться кое о чём, а для этого необходимо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребёнка - основное условие его полноценного развития.

На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.

Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.