Самообразования

зина кузикова
"Речевое развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000b8022-fe930347_1.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Речевое развитие детей раннего возраста через дидактическую  игру».

Цель:

  1. Создание социальной ситуации для речевого развития детей раннего возраста посредством дидактических игр;
  2. Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета.

Задачи:

1. Создать условия для развития речи детей через использование дидактической игры;

2. Изучение литературы по данной теме;

3. Обогатить и расширить словарный запас детей;

4. Повысить интерес родителей к развитию речи детей;

5. Подготовка консультаций и памяток для родителей по данной теме;

6. Составление картотек дидактических игр по речевому развитию;

7. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций).

Сроки выполнения

Тема

Содержание работы

Формы работы

Сентябрь

Изучение литературы по теме, подбор методического материала. Подготовка памяток для родителей на тему:  «Играя, развиваем речь».

Оформление папки по самообразованию.

Самостоятельная работа.

Октябрь

Занятия с сюжетными игрушками.

Занятие с  куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет». Приложение 1.

Д/и « Волшебный  мешочек», (мячики). Приложение 2

Физкультминутка «Кукла».

Изготовление памяток для родителей на тему: «Игры для развития детей от года до трех лет»

Совместная деятельность с детьми.

Ноябрь

Занятие по развитию речи в  первой младшей группе.

Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Приложение 3.

Д/и «Спрячем мышку».

Приложение 4.

 Изготовление памяток для родителей на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста».

Совместная деятельность с детьми.

Декабрь

Подбор и изучение литературы по теме дидактических игр и упражнений.

Физминутка «Новый год»

Самостоятельная работа.

Совместная деятельность с детьми.

Январь

Закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Д/и «Кто что ест?»

Совместная деятельность с детьми.

Февраль

Учить складывать из 2-4 частей картинку с изображением игрушки и называть получившиеся игрушки.

Учить детей правильно называть игрушки, развивать внимание, память, учить понимать суть игрового задания

Соедини картинку – игрушку. Разрезные картинки с изображением игрушек.

«Чего не стало?»

Игрушки животных.

Совместная деятельность с детьми.

Март

«Кто как кричит»

Приложение 5.

Изготовление памяток для родителей на тему: «Дидактическая игра, как средство развития речи».

Совместная деятельность с детьми.

Апрель

Подготовить материал мастер - класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

Самостоятельная работа.

Май

Подведение итогов о проделанной работе.

Самостоятельная работа.

Приложение 1

Занятие с куклой

Кукла Катя поёт и пляшет.

 Дидактическая задача:

- Развивать  речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь.

- Учить  детей звукосочетанию «ля-ля», развивать  способность подражания звукосочетаниям  и простым словам.

Материал: кукла, нарядно одетая.

Ход занятия.

Перед началом занятия воспитатель  ставит в кукольный уголок куклу  Катю.

В.: Дети давайте с вами попляшем, ножками  потопаем… (разминка «мы топаем ногами»). А теперь немного отдохнём на стульчиках, (приглашает сесть на поставленные полукругом стульчики)

В.: « Кто же к нам сейчас придёт? К нам придёт Катя. Посмотрите, ребятки, кто в уголке стоит? Это Катя. Позовём  её все вместе: Катя! Катя» Затем  обращается к каждому ребёнку  отдельно и побуждает его произносить  слово «Катя». После этого берёт  на руки куклу и спрашивает: «Катя, ты слышала, как тебя дети звали? Они  говорили: «Катя! Катя!» А теперь поздоровайся со всеми детками». Кукла  подаёт каждому ребёнку руку, здоровается, воспитатель побуждает детей  отвечать на приветствие куклы словом или действием.

В.: « Катя, а ты петь умеешь? Спой нам  песенку». Воспитатель ставит куклу  прямо и начинает петь: « Ля-ля, ля-ля, ля-ля», слегка раскачивая ее вправо и влево в такт мелодии.( протяжно и негромким словом) Звукосочетание «ля-ля» повторяется несколько  раз. Воспитательница приглашает каждого  ребёнка петь. После чего одобряет пение всех: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя тоже хорошо пела. Катя, а  плясать ты умеешь? Посмотрите, Наташа, Андрюша, как пляшет Катя. Трам-там-там. Трам-там-там» Воспитательница берёт  куклу за ручки, та в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии топает ножками по столу, при этом энергично  делает взмахи руками, затем поднимает  их вверх и производит круговые движения. Воспитательница побуждает детей  петь всем вместе, хвалит их: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя хорошо плясала. Устала Катя. Спасибо, Катя, ты хорошо пела и плясала. Приходи к нам ещё. До свидания, Катя! Наташа, Лена, Серёжа, помашите Кате ручкой и скажите: до свидания, Катя». 

             В конце занятия воспитательница раздаёт всем куклы для самостоятельной игры и побуждает их одновременно с действиями произносить звукосочетания.

Приложение 2

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача.

Учить  детей узнавать предметы по характерным  признакам.

Игровые правила. Требуется отгадать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка можно достать только после того, как дети расскажут о нём.

Игровые действияощупывание предмета, чтение загадок о предмете.

Ход игры.

В.: дети, давайте с вами поиграем в интересную игру! (дети садятся полукругом); перед вами находятся следующие предметы: шарики и кубики.

Шарик круглый, его можно катать, посмотрите, как я с ним играю...

А это  кубик, если несколько кубиков сложить  друг на друга, что получится? Правильно, получилась башня. Итак, шарики можно  катать, а из кубиков строить башню.

Ксюша, скажи, пожалуйста, что можно построить  при помощи кубиков?

Егорка, а как можно поиграть с шариками?

В.: Сейчас мы с вами поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Поля, посмотри на все предметы, которые лежат на столе.

Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку  в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в  мешочек, что там лежит?  (правильно, кубик). Ты правильно назвала предмет. А теперь, Поля выбери, кто пойдёт ко мне дальше отгадывать, какую игрушку я положила в мешочек. 

Игра  проигрывается несколько раз.

Физкультминутка «Мы топаем ногами».

В.: Дети, вам понравилось играть? (ответы детей) Мне тоже очень понравилось, вы были активными, и все справились с заданием. А теперь можно построить башню и поиграть с  шариками.

Приложение 3

Занятие по развитию речи в  первой младшей группе.

«Кукла Катя и её подружки».

Дидактическая задача.

- Ознакомить детей с предметами четырёх цветов.

- Обратить их внимание на цветовые свойства игрушек.

- Учить выполнять  задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

- Продолжить обучение словам  «цвет», « такой же», « не такой», «разные».

Материал: куклы одетые в наряды четырёх цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный.

Ход занятия.

Педагог вносит в группу куклу в красном  костюмчике.

В.: (от имени куклы) «Здравствуйте дети!»

Дети  здороваются с куклой.

В.: Ребята, это кукла Катя, у неё вся одежда красного цвета: шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные, носочки красные. Но она пришла не одна, с ней её подружки - Зина, Света и Женя. Посмотрите, все куколки одеты одинаково: шапочки, кофточки, штанишки, носочки. Но одежда у них разного цвета. Кукла Зина одета в зелёную одежду. Какого цвета у Зины шапочка? (дети отвечают, зелёная)

В.: У куклы Светы синяя шапочка, синяя кофточка, синие штанишки  синие носочки. Какого цвета у Светы кофточка?

Дети: Синяя.

В.:У куклы Жени жёлтая шапочка, жёлтая кофточка, жёлтые штанишки и жёлтые носочки. Какого цвета у Жени штанишки?

Дети: Желтые.

В.: Ребята, видите, куклы принесли с собой корзинку с мячиками разного цвета. Кукла Катя, в красной шапочке любит играть с красным мячиком. Кукла Зина, в зелёной кофточке, любит играть с зелёным мячиком. Кукла Света, в синей шапочке, играет с синим мячиком. Кукла Женя, в жёлтой шапочке, любит играть жёлтым мячиком.

Посмотрите, дети, остальные мячики в корзинке перемешались. Давайте поможем куклам ещё найти по мячику.

- Даша, у куклы Кати какого цвета  шапочка? (девочка отвечает, что красного  цвета). Найди такого же цвета  мячик. ( Молодец, правильно) Скажи: «Катя, возьми красный мячик». (Даша  повторяет)

Проигрываем с остальными детьми.

- Ребята, куклы благодарят вас. Вы помогли  найти мячики.

А теперь мы тоже поиграем мячиками.

Проводится  игра «Мой весёлый звонкий мяч». 

Приложение 4

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: закреплять у детей представления об основных цветах.

Дидактическая задача

- Формировать умения различать и называть цвет.

-  Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-  Развивать логическое мышление.

Материал: Мышка, квадраты основных цветов, окошки с нарисованными мышками, игрушка кошка.

Ход игры:  

Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку!

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки.

(Мышь)

Воспитатель показывает игрушку мышку.

Воспитатель: А кого боится мышка? (кошку)

Воспитатель показывает игрушку кошку.

Воспитатель: А у нашей мышки есть подружки и живут они в разноцветных домиках. Мы с вами сейчас поможем мышкам спрятаться от кошки.

Воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой).

Воспитатель: - Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя, 2-3 домика одновременно.

Приложение 5.

                                   Дидактическая игра «Кто как кричит».

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Ход игры: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

                                 Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Дождик, дождик. Стучи пальчиками поочерёдно

Целый день.

Барабанит в стекла.

Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки

Вся земля

От воды размокла.

                                    Физкультминутка «Кукла»

Поднимает кукла руки, Поднимать и опускать руки

Вверх-вниз, вверх-вниз! вверх.

А потом она танцует, Повороты вокруг себя.

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам Наклоны вперед.

Поклонись, поклонись!

                            Физминутка «Новый год».

У всех Новый год,

И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной.

Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)