Главные вкладки
1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает психолог.
Основой моей деятельности как педагога-психолога по сохранению психологического здоровья учащихся является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.
Коррекционно-развивающая работа в ГБОУ СОШ № 10 для детей с ОВЗ проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий.
Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми я работаю можно определить по итогам работы по данному направлению деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе ФАООП УО (федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ).
В своей работе уделяю внимание следующим направлениям:
1. Диагностическая работа которая включает:
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в общеобразовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
- социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.
В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2019 - 2024 учебного года.

Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.
В таблица 1 представлено количество обучающихся группы-риска, посещавших занятия по индивидуальной программе развития (ИПР).
Табл. 1
Количество обучающих ИПР.

Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у 39 сопровождаемых учащихся, получивших психологическую помощь.
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Групповая работа носит в большей степени развивающий характер. В 2019 -2024 учебных годах для 3-8 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:
Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2019-2020 учебный год
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева) | 3-4 классы |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 классы |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 классы |
6 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3-7 классы |
Таблица 3. Темы и охват ГКР за 2020-2021 учебный год.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева) | 3-4 классы |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 классы |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 классы |
6 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3-7 классы |
Таблица 4. Темы и охват ГКР за 2021-2022 учебный год.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 классы |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 классы |
6 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3-7 классы |
Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 классы |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 классы |
6 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3 - 7 классы |
7 | АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 3-7 классы |
Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2023-2024 учебный год.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 классы |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 классы |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 классы |
6 | ФАООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3 - 7 классы |
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые занятия интересны и актуальны для учащихся. После проведенных мероприятий наблюдались:
- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;
- повышение позитивной напряженности в системе отношений учащегося с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;
- развитие адекватной самооценки.
Таблица 6.
Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий
Виды познавательных функций | Уровни развития | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021 - 2022 | 2022 - 2023 | 2023 - 2024 | |||||
в начале | в конце | в начале | в конце | в начале | в конце | в начале | в конце | в начале | в конце | ||
Внимание | Высокий | 13% | 25% | 14% | 36% | 19% | 27% | 14% | 36% | 19% | 33% |
Средний | 58% | 54% | 50% | 28% | 46% | 55% | 50% | 28% | 58% | 54% | |
Низкий | 29% | 21% | 36% | 36% | 35% | 18% | 36% | 36% | 29% | 21% | |
Память | Высокий | 0 | 13% | 21% | 33% | 21% | 13% | 21% | 33% | 0 | 13% |
Средний | 58% | 66% | 40% | 28% | 43% | 66% | 40% | 28% | 58% | 66% | |
Низкий | 42% | 21% | 39% | 40% | 36% | 21% | 39% | 40% | 42% | 21% | |
Мышление | Высокий | 0 | 29% | 10% | 21% | 7% | 29% | 10% | 21% | 0% | 29% |
Средний | 71% | 56% | 57% | 41% | 57% | 58% | 57% | 41% | 71% | 56% | |
Низкий | 29% | 15% | 33% | 38% | 36% | 13% | 33% | 38% | 24% | 13% | |
В таблице 6 представлены результаты работы за 2019 - 2024 учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления учащихся с нарушением интеллекта.
Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.
2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к педагогу-психологу за психологической помощью.
За время работы педагогом-психологом ГБОУ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ» мною систематично проводится консультативная работа с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами. Консультативная помощь оказывается обучающимся и педагогам в индивидуальной и групповой форме.
Индивидуальные консультации организуются следующими способами:
1. По приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени;
2. По самостоятельному обращению родителей или педагогов по проблемам воспитания, развития учащихся;
3. По личным обращениям учащихся, родителей, педагогов, а также для реагирования актуального эмоционального состояния;
4. Активная консультативная помощь, психопрофилактика (в детских садах, детской школе искусств, спортивной школе, визитирование семей);
5. Межведомственное взаимодействие (по запросу).
Таблица 1.
Тема индивидуальных консультаций
№ п/п | Тема индивидуальной консультации | На кого направлена консультация |
1 | «Учебная мотивация» | педагоги, обучающиеся |
2 | «Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков» | педагоги |
3 | «Твоя жизнь – твой выбор» | учащиеся |
4 | «Профилактика детского насилия» | педагоги |
5 | «Вредные привычки и их влияние на здоровье» | учащиеся |
6 | «Психологические возрастные особенности» | педагоги |
7 | «Профилактика экзаменационного стресса» | Родители, педагоги, обучающиеся |
8 | «Детско-родительские отношения» | Родители, педагоги, обучающиеся |
9 | Межведомственное взаимодействие по предупреждению правонарушений | Работники полиции, юстиции, прокуратуры |
10 | «Эмоционально-волевые и поведенческие особенности» | Родители, педагоги, обучающиеся |
11 | Консультирование по вопросам развития, воспитания детей «группы риска» | педагоги, обучающиеся |
Таблица 2.Количество индивидуальных консультаций
Также мною проводятся групповые консультации с целью психологического просвещения. Групповые консультации для обучающихся проводятся в основном в различных формах: классные часы, профориентационные занятия, тренинги. Для каждого курса разработана своя программа.
Для педагогов групповые консультации проводятся на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах, совещаниях, методических объединениях классных руководителей.
Таблица 3.
Количество групповых консультаций для педагогов
Период | Количество консультаций | ||
Педсоветы | Семинары, тренинги | Совещания и МО кл.рук. | |
2019 - 2020 | 4 | 4 | 4 |
2020 - 2021 | 3 | 3 | 4 |
2021 - 2022 | 6 | 3 | 4 |
| 2022 - 2023 | 5
| 2 | 2 |
2023 - 2024 | 5 | 4 | 3 |
Таким образом, психологическое консультирование с обучающимися и педагогами, как индивидуальное, так и групповое, в ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ» проводится системно.
3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке).
Здоровьесберегающее направление, используемое в работе, способствуют сохранению и укреплению физического, эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья детей, снижают риск переутомления и нервно-психического напряжения детей с нарушением интеллекта.
Ежегодно в ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ» проводится мониторинг психологического здоровья обучающихся, в 2 этапа (октябрь, март). Мониторинг психологического здоровья проводится в рамках приказа Министерства образования и науки Республики Тыва №981-д от 31.08.2016 г. и годового плана педагога-психолога, целью оценивать состояние психического здоровья обучающихся, определения психических проблем, принятия превентивных мер.
По результатам проведения мониторинга, с выявленными детьми «группы риска» проводятся коррекционно-развивающие занятия со специальными разработанными и составленными программами по индивидуальному психологическому сопровождению.

Для определения уровня психического здоровья использую диагностический инструментарий, включающий в себя методики:
1. Проективная методика «Дом дерево человек», ««Рисунок человека», «Рисунок семьи»;
2. Адаптированная методика Спилбергера. Определение уровня тревожности для средних и старших классов и тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) для младших классов.
3. «Изучение школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
После группового исследования детей, составляю справки и даю рекомендации классным руководителям с подписью. По результатам исследований осуществляю все направления моей работы.
Таблица 1. Результаты диагностики на выявление учащихся «группы риска»
Учебный год | в начале | в конце | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
2019 - 2020 | 9 | 9 | 7 | 4 | 2 | 2 |
2020 - 2021 | 9 | 6 | 13 | 3 | 1 | 0 |
2021 - 2022 | 7 | 9 | 9 | 1 | 1 | 0 |
2022 - 2023 | 6 | 7 | 8 | 6 | 4 | 9 |
2023 - 2024 | 8 | 10 | 15 | 6 | 7 | 5 |
Из таблицы видно, что количество учащихся «группы риска» уменьшается в конце учебного года.
В конце учебного года проводится повторная диагностика.
По результатам работы психологического сопровождения и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» есть динамика улучшения психологического состояния детей.
Для повышения групповой сплоченности детских и педагогических коллективов, оптимизации психологического климата совместно с классными руководителями проводятся различные классные часы, уроки психологии, тренинги и семинары для педагогов, родительские собрания, акции для детей и родителей.
Также ежегодно осенью и весной проводится «месячник психологического здоровья».
Вывод: Деятельность педагога-психолога в области здоровьесбережения ведется систематически. Использование здоровьесберегающих технологий в гимназии способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.
4. Профилактика девиантного поведения учащихся (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних).
Работа по профилактике девиантного поведения (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних) обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся, и их семьям, на создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, социально мобильной, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.
В профилактике девиантного поведения используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)
В профилактической работе мною применяются:
1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.
2. Проводятся классные часы, тренинги:
3. Скрининг диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-типологических особенностей личности.
4. Индивидуальные занятия с сопровождаемыми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации.
Таблица 1.
Количество суицидов\попыток суицида
Таблица 2
Проводимые мероприятия межаттестационного периода
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Совместная работа |
1 | Индивидуальная работа с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию. | По запросам | Психолог | Соц педагоги |
2 | Составление банк данных учащихся «группы риска», социально-неблагополучных семьей. | Сентябрь-октябрь | Соц педагоги Психолог | Психолог |
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | В течение года | Психолог | Соц педагоги |
4 | «Телефон доверия?» - беседа | Сентябрь-Октябрь | Психолог | Классные руководители |
5 | Месячник психологического здоровья | Октябрь | Психолог | кл.рук-ли |
6 | Сопровождение учащихся «группы риска» | Сентябрь-Май | Психолог | Соц педагоги |
7 | Выступления на родительских собраниях для профилактики суицида | По запросам | Психолог | Кл.рук |
8 | Семинар для учителей по профилактике суицида школьников | Январь | Психолог | Соц.педагоги |
9 | День медиабезопасности
| Январь | Психолог | Кл.рук |
10 | Сопровождение семей, в которых имеется жестокое обращение с детьми. Методы:
| По запросам | Психолог | Соц педагоги |
Работа Психологической службы строится в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (классными руководителями, педагогами, с законными представителями).
С учащимися, у которых выявлены повышенный уровень тревожности, агрессивности; пониженный фон настроения, низкой уровень активности, низкий уровень стрессоустойчивости, проводилась коррекционная работа, осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение.
Для профилактики и коррекции ведется «Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта», также для выявленных детей группы суицидального риска разработана и программа по формированию жизнестойкости индивидуального сопровождения.
5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях: опекаемые, жертвы насилия, дети, находящиеся в социально-опасном положении, беженцы (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации).
Основной целью работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстникам, обучение здоровому жизненному стилю.
Конкретная работа педагога-психолога с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации:
- психологический анализ для установления причин нарушений в затруднениях учащихся;
- помощь в поисках ресурсов для решения психологических и жизненных проблем;
- помощь в формировании новых установок и убеждений в принятии решений по возникшим трудностям.
- разработка индивидуальных психологических программ сопровождения;
- организация встреч со специалистами по актуальным вопросам;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания своих детей;
- психологическая поддержка учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, в результате психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.
Систематически ведется профилактическая работа по сопровождению девиантного поведения, по профилактике правонарушений разработана программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»
Сопровождение детей группы риска девиантного поведения
Количество выявленных детей группы риска с девиантным поведением /учебный год | Класс | Проведенная работа по сопровождению | |
4 | 2019-2020 | 8, 9, 10 | Составление программы индивидуального маршрута сопровождения «Индивидуальная программа психологического сопровождения несовершеннолетних и детей группы риска (девиантное поведение)» |
3 | 2020-2021 | 9, 9, 11 | Ежедневное наблюдение специалистов, учителей |
4 | 2021-2022 | 8, 10, 11 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей
|
2 | 2022-2023 | 8, 9 | Консультации для родителей, семинары для педагогов |
| 2023-2024 |
|
|
Количество обучающихся группы-риска с девиантным поведением
Учебный год | На начало учебного года | На конец учебного года |
2019-2020 | 4 | 3 |
2020-2021 | 3 | 2 |
2021-2022 | 4 | 2 |
2022-2023 | 2 | 1 |
2023-2024 | 3 | 2 |
В таблице представлены результаты работы за 2019-2024 учебные годы, где можно отметить улучшение показателей, по окончанию цикла занятий по программе сопровождения у детей с нарушением интеллекта происходит положительные изменения такие как повышение мотивации обучения, успеваемость, самодисциплина, положительное изменение образа «Я» сглаживание отклонений в поведении, здоровая социальная адаптация как результат социальной личности, снижение риска правонарушений, снятие с учета ОПДН и ВШК.
6. Система работы педагог-психолога с родителями учащихся.
Основной целью работы педагога-психолога с родителями (законными представителями) учащихся является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации).
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ПМПк, Совет профилактики).
Одной из функций консультативной работы педагога-психолога с родителями является информирование о проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.
Работа с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется на основе годового планирования и по запросу.
Основными запросами родителей являются:
- трудности в общении с ребенком;
- эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность, и т.п.);
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности в профессиональном самоопределении ребенка;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики.

