1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Сентябрь Виктория Андреевна
  1.   Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает психолог.

 

Основой моей деятельности как педагога-психолога по сохранению психологического здоровья учащихся является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.

Коррекционно-развивающая работа в ГБОУ СОШ № 10 для детей с ОВЗ проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий.

Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми я работаю можно определить по итогам работы по данному направлению деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе ФАООП УО (федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ).

 

В своей работе уделяю внимание следующим направлениям:

1. Диагностическая работа которая включает:

  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в общеобразовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных

особенностей обучающихся;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

 

2. Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
  • социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

3. Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 

4. Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

5. Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.

 

В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2019 - 2024 учебного года.

                                                                         

Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. 

В таблица 1 представлено количество обучающихся группы-риска, посещавших занятия по индивидуальной программе развития (ИПР).

Табл. 1

Количество обучающих ИПР.

                                                  

 

 

Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у 39 сопровождаемых учащихся, получивших психологическую помощь. 

 

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Групповая работа носит в большей степени развивающий характер. В 2019 -2024 учебных годах для 3-8 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:

 

Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2019-2020 учебный год

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева)

3-4 классы

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11 классы

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11 классы

6

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3-7 классы

 

Таблица 3. Темы и охват ГКР за 2020-2021 учебный год.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева)

3-4 классы

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11 классы

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11 классы

6

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3-7 классы

 

Таблица 4. Темы и охват ГКР за 2021-2022 учебный год.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11 классы

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11 классы

6

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3-7 классы

 

Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2022-2023 учебный год.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11 классы

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11 классы

6

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3 - 7 классы

7

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

3-7 классы

 

Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2023-2024 учебный год.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11 классы

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11 классы

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11 классы

6

ФАООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3 - 7 классы

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые занятия интересны и актуальны для учащихся. После проведенных мероприятий наблюдались:

- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;

- повышение позитивной напряженности в системе отношений учащегося с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;

- развитие адекватной самооценки.

 

   Таблица 6.

Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий

 

Виды познавательных функций

Уровни развития

2019-2020

  2020-2021

 2021 - 2022

 2022 - 2023

   2023 - 2024

в начале

в конце

в начале

в конце

в начале

в

конце

в начале

в

конце

в начале

в

конце

Внимание

Высокий

13%

25%

14%

36%

19%

27%

14%

36%

19%

33%

Средний

58%

54%

50%

28%

46%

55%

50%

28%

58%

54%

Низкий

29%

21%

36%

36%

35%

18%

36%

36%

29%

21%

Память

Высокий

0

13%

21%

33%

21%

13%

21%

33%

0

13%

Средний

58%

66%

40%

28%

43%

66%

40%

28%

58%

66%

Низкий

42%

21%

39%

40%

36%

21%

39%

40%

42%

21%

Мышление

Высокий

0

29%

10%

21%

7%

29%

10%

21%

0%

29%

Средний

71%

56%

57%

41%

57%

58%

57%

41%

71%

56%

Низкий

29%

15%

33%

38%

36%

13%

33%

38%

24%

13%


       

       В таблице 6 представлены результаты работы за 2019 - 2024  учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления учащихся с нарушением интеллекта.

        Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.

                                                                                                                     

 

2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к педагогу-психологу за психологической помощью.

За время работы педагогом-психологом ГБОУ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ» мною систематично проводится консультативная работа с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами. Консультативная помощь оказывается обучающимся и педагогам в индивидуальной и групповой форме.

Индивидуальные консультации  организуются следующими способами:

1.  По приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени;

 2. По самостоятельному обращению родителей или педагогов по проблемам воспитания, развития учащихся;

 3. По личным обращениям учащихся, родителей, педагогов, а также для реагирования актуального эмоционального состояния;

 4. Активная консультативная помощь, психопрофилактика (в детских садах, детской школе искусств, спортивной школе, визитирование семей);

5. Межведомственное взаимодействие (по запросу).

         

            Таблица 1.

Тема индивидуальных консультаций

№ п/п

Тема индивидуальной консультации

На кого направлена консультация

1

«Учебная мотивация»

 педагоги, обучающиеся

2

«Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков»

         педагоги

3

 «Твоя жизнь – твой выбор»

     учащиеся

4

«Профилактика детского насилия»

     педагоги

5

«Вредные привычки и их влияние на здоровье»

     учащиеся

6

«Психологические возрастные особенности»

     педагоги

7

«Профилактика экзаменационного стресса»

Родители, педагоги, обучающиеся

8

«Детско-родительские отношения»

Родители, педагоги, обучающиеся

9

Межведомственное взаимодействие по предупреждению правонарушений

Работники полиции, юстиции, прокуратуры

10

«Эмоционально-волевые и поведенческие особенности»

Родители, педагоги, обучающиеся

11

Консультирование по вопросам развития, воспитания детей «группы риска»

педагоги, обучающиеся

        

Таблица 2.Количество индивидуальных консультаций

                                                                                                                                                                      

 

 

Также мною проводятся групповые консультации с целью психологического просвещения. Групповые консультации для обучающихся проводятся в основном в различных формах: классные часы, профориентационные занятия, тренинги. Для каждого курса разработана своя программа.

Для педагогов групповые консультации проводятся на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах, совещаниях, методических объединениях классных руководителей.

 

 

 

 

Таблица 3.

Количество групповых консультаций для педагогов

Период

Количество консультаций

Педсоветы

Семинары, тренинги

Совещания и МО кл.рук.

2019 - 2020

4

4

4

2020 - 2021

3

3

4

2021 - 2022

6

3

4

2022 - 2023

                5

 

               2                   2

2023 - 2024

             5             4               3

    Таким образом, психологическое консультирование с обучающимися и педагогами, как индивидуальное, так и групповое, в ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ» проводится системно.

 

3.  Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке).

 

 Здоровьесберегающее направление, используемое в работе, способствуют сохранению и укреплению физического, эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья детей, снижают риск переутомления и нервно-психического напряжения детей с нарушением интеллекта.

Ежегодно в ГБОУ РТ «СОШ № 10 для детей с ОВЗ» проводится мониторинг психологического здоровья обучающихся, в 2 этапа (октябрь, март). Мониторинг психологического здоровья проводится в рамках приказа Министерства образования и науки Республики  Тыва №981-д от 31.08.2016 г. и годового плана педагога-психолога, целью оценивать состояние психического здоровья обучающихся, определения психических проблем, принятия превентивных мер.

По результатам проведения мониторинга, с выявленными детьми «группы риска» проводятся коррекционно-развивающие занятия со специальными разработанными и составленными программами по индивидуальному психологическому сопровождению.

                                                              

Для определения уровня психического здоровья использую диагностический инструментарий, включающий в себя методики:

1.         Проективная методика «Дом дерево человек», ««Рисунок человека», «Рисунок семьи»;

2.         Адаптированная методика Спилбергера. Определение уровня тревожности для средних и старших классов и тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) для младших классов.

3.         «Изучение школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

После группового исследования детей, составляю справки и даю рекомендации классным руководителям с подписью. По результатам исследований осуществляю все направления моей работы.

                                                                                                                     Таблица 1. Результаты диагностики на выявление учащихся «группы риска»

   Учебный год

в начале

в конце

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2019 - 2020

9

9

7

4

2

2

2020 - 2021

9

6

13

3

1

0

2021 - 2022

7

9

9

1

1

0

2022 - 2023

678649

2023 - 2024

81015675

Из таблицы видно, что количество учащихся «группы риска» уменьшается в конце учебного года.

В конце учебного года проводится повторная диагностика.

По результатам работы психологического сопровождения и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» есть динамика улучшения психологического состояния детей.

Для повышения групповой сплоченности детских и педагогических коллективов, оптимизации психологического климата совместно с классными руководителями проводятся различные классные часы, уроки психологии, тренинги и семинары для педагогов, родительские собрания, акции для детей и родителей.

Также ежегодно осенью и весной проводится «месячник психологического здоровья».

Вывод: Деятельность педагога-психолога в области здоровьесбережения ведется систематически. Использование здоровьесберегающих технологий в гимназии способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.

                                                                                                                                    

4. Профилактика девиантного поведения учащихся (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних).

 

Работа по профилактике девиантного поведения (употребления ПАВ, парасуицидов, жестокого обращения и преступлений против половой неприкосновенности  несовершеннолетних)  обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся, и их семьям, на создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, социально мобильной, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.

В профилактике девиантного поведения  используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)

 

В профилактической работе мною применяются:

1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.

2. Проводятся классные часы, тренинги:

3. Скрининг диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-типологических особенностей личности.

4. Индивидуальные  занятия с сопровождаемыми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации.

Таблица 1.

 Количество суицидов\попыток суицида

                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                                                          

Таблица 2

Проводимые мероприятия межаттестационного периода

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Совместная работа

1

Индивидуальная работа с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

По запросам

Психолог

Соц педагоги

2

Составление банк данных учащихся «группы риска», социально-неблагополучных семьей.

Сентябрь-октябрь

Соц педагоги

Психолог

Психолог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Психолог

Соц педагоги

4

«Телефон доверия?» - беседа

Сентябрь-Октябрь

Психолог

Классные руководители

5

Месячник психологического здоровья

Октябрь

Психолог

кл.рук-ли

6

Сопровождение учащихся «группы риска»

Сентябрь-Май

Психолог

Соц педагоги

7

Выступления на родительских собраниях для профилактики суицида 

По запросам

Психолог

Кл.рук

8

Семинар для учителей по профилактике суицида школьников

Январь

Психолог

Соц.педагоги

9

День медиабезопасности

 

Январь

Психолог

Кл.рук

10

Сопровождение семей, в которых имеется  жестокое обращение с детьми.

Методы:

  • индивидуальные беседы,
  • анкетирование

По запросам

Психолог

Соц педагоги

 

Работа Психологической службы строится в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (классными руководителями, педагогами, с законными представителями).

С учащимися, у которых выявлены повышенный уровень тревожности, агрессивности;  пониженный фон настроения,  низкой уровень активности, низкий уровень стрессоустойчивости, проводилась коррекционная работа, осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение.

Для профилактики и коррекции ведется «Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта», также для выявленных детей группы суицидального риска разработана и программа  по формированию жизнестойкости индивидуального сопровождения.

                                  

5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях: опекаемые, жертвы насилия, дети, находящиеся в социально-опасном положении, беженцы (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации).

         Основной целью работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстникам, обучение здоровому жизненному стилю.

Конкретная  работа педагога-психолога с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации:

 - психологический анализ для установления  причин нарушений в затруднениях учащихся;

- помощь в поисках ресурсов для решения психологических и жизненных проблем;

- помощь в формировании новых установок и убеждений в принятии решений по возникшим трудностям.

 - разработка индивидуальных психологических программ сопровождения;

- организация встреч со специалистами по актуальным вопросам;

- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания своих детей;

- психологическая поддержка учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации.

                                                                                                                                         

Таким образом, в результате психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.

Систематически ведется профилактическая работа по сопровождению девиантного поведения, по профилактике правонарушений разработана программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

Сопровождение детей группы риска девиантного поведения

Количество выявленных детей группы  риска с девиантным поведением /учебный год

Класс

Проведенная работа по сопровождению

4

2019-2020

8, 9, 10

Составление программы индивидуального маршрута сопровождения «Индивидуальная программа психологического сопровождения несовершеннолетних и детей группы риска (девиантное поведение)»

3

2020-2021

9, 9, 11

Ежедневное наблюдение специалистов, учителей

4

2021-2022

8, 10, 11

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей

 

2

2022-2023

8, 9

Консультации для родителей, семинары для педагогов

 

2023-2024

 

 

 

Количество обучающихся группы-риска с девиантным поведением

Учебный год

На начало учебного года

На конец учебного года

2019-2020

4

3

2020-2021

3

2

2021-2022

4

2

2022-2023

2

1

2023-2024

3

2

В таблице представлены результаты работы за 2019-2024 учебные годы, где можно отметить улучшение показателей, по окончанию цикла занятий по программе сопровождения у детей с нарушением интеллекта происходит положительные изменения такие как повышение мотивации обучения, успеваемость, самодисциплина, положительное изменение образа «Я» сглаживание отклонений в поведении, здоровая социальная адаптация как результат социальной личности, снижение риска правонарушений, снятие с учета ОПДН и ВШК.

 

6. Система работы  педагог-психолога с родителями учащихся.

 

Основной целью работы педагога-психолога с родителями (законными представителями) учащихся является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации).

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ПМПк, Совет профилактики).

Одной из функций консультативной работы педагога-психолога с родителями является информирование о проблемах  ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.

Работа с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется на основе годового планирования и по запросу.

Основными запросами родителей являются:

-    трудности в общении с ребенком;

- эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность,  и т.п.);

- проблемы в детско-родительских отношениях;

- трудности в профессиональном самоопределении ребенка;

- трудности обучения;

- консультации по результатам групповой диагностики.