Педагогический проект.

Исмуратова Ирина Григорьевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №2»

социальный проект

«Отдыхая – познаем»

E:\обложка\5963498.png

Нижневартовск

2014

Содержание

  1. Информационная карта проекта
  2. Актуальность проекта
  3. Механизм реализации
  4. План реализации
  5. Управление проектом
  6. Смета расходов
  7. Приложение:
  1. Фрагмент авторской Программы воспитательной деятельности  «Я и Мир»  классного руководителя  5 - 9 классов общеобразовательной средней школы
  2. Фрагмент Рабочей программы по внеурочной деятельности в 5в классе на 2-13-2014 учебный год 
  3. Презентация деятельности обучающихся по реализации проекта
  4. Анкеты для обучающихся и их родителей

Информационная карта проекта

Название проекта

«Отдыхая - познаем»

Автор проекта

Исмуратова Ирина Григорьевна

Название, полный адрес ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2», г. Нижневартовск,

ул. Омская, 66 а

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область

Телефон, факс

(3466) 46-54-68

Цель проекта:

создание условий для активного взаимодействия с родителями обучающихся в организации и проведении внеурочной деятельности

Задачи:

  • повысить уровень личной профессиональной компетентности по организации работы с семьей
  • привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ОО  

Краткое содержание проекта:

данный проект  направлен на создание условий для активного взаимодействия с родителями в организации и проведении внеурочной деятельности

Механизм реализации:

1 этап (организационный: планирование мероприятий) – сентябрь 2013;

2 этап (основной: проведение экскурсий, тематических встреч, выполнение совместной проектной работы) – октябрь – февраль;

3 этап (заключительный: подведение итогов, презентация результатов деятельности) – март - май 2014

Место проведения

здание МБОУ «Лицей№2», территория базы ОМОН

г. Нижневартовска

Участники

обучающиеся 5в класса МБОУ «Лицей №2», их родители, классный руководитель

Срок реализации проекта

2013-2014 учебный год

Ожидаемые конечные результаты

  • выявление особенностей  и возможностей педагогического взаимодействия  с родителями данной детской группы с учетом современных тенденций семейного воспитания
  • исследование педагогических аспектов семьи как фактора успешной социализации школьника
  • создание модели взаимодействия с родителями обучающихся при организации внеклассных мероприятий

создание мониторинга эффективности процесса взаимодействия с родителями

Актуальность проекта

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья.

Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Поэтому родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности на правах партнеров, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо.

Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

Участие родителей обучающихся во всех видах внеурочной деятельности, будь то походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт или благоустройство школы – дает более ощутимый воспитательный эффект, крепко запоминаются.  Все это только подчеркивает актуальность темы проекта «Отдыхая - познаем».

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые

обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи образовательной организации и семьи и поиском новых форм взаимодействия
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ОО и семьи.

В этом случае цель данного проекта - создание условий для эффективного педагогического взаимодействия с родителями обучающихся в вопросах обучения и воспитания в учебное и каникулярное время.

Задачи для решения проблемы:  

  • создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства
  • привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Механизм реализации

Этап

Сроки

Содержание работы

1 Организационный

сентябрь

2013

  1. Родительское собрание №1 (вопрос: организация совместного с родителями досуга обучающихся в учебное и каникулярное время)
  2. Назначение ответственных за реализацию проекта из числа родителей
  3.  «Мозговой штурм» по разработке плана работы.
  4. Планирование и организация экскурсий на производство, где работают родители

2. Основной

октябрь-февраль

2013-2014

  1. Классный час «Чем пахнут ремесла?»
  2. Анкета «Профессии в моей семье»
  3. Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!»
  4. Экскурсия на базу ОМОН г. Нижневартовска
  5. «Мозговой штурм»: как поделиться впечатлениями об увиденном?
  6. Выполнение проекта «История создания отряда ОМОН в г. Нижневартовске»
  7. Презентация проекта родителям и учащимся 4х классов лицея

3. Заключительный

март-май

2014

  1. Анализ результатов реализации проекта.
  2. Размещение информации о проекте на сайте, в «Лицейском вестнике»

План реализации

Мероприятия  

Цель и задачи

Результат

Ответственный

Организационный этап (сентябрь)

1

Родительское собрание.

  1. Организовать совместный  досуг детей и родителей  обучающихся класса в учебное и каникулярное время
  2. Назначить ответственных за реализацию проекта из числа родителей
  3. Разработать план совместной деятельности.

план совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся класса

классный руководитель, председатель родительского комитета

Основной этап (октябрь – февраль)

2

Проведение классного часа «Чем пахнут ремесла?»

привлечь внимание учащихся  к вопросу

повышение уровня информированности обучающихся о профессиях

классный руководитель

3

Анкетирование

активизировать деятельности обучающихся

определение уровня осведомленности обучающихся о профессиях своих родителей

члены родительского комитета

4

Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!»

привлечь к участию родителей, общественность

повышение уровня заинтересованности обучающихся  профессиями своих родителей

родитель

5

Экскурсия на базу ОМОН

г. Нижневартовска

получить информацию о профессии военного из первых уст

желание обучающихся рассказать об увиденном сверстникам

члены родительского комитета

6

«Мозговой штурм»: как поделиться впечатлениями об увиденном?

определить, каким путем подготовить полученную информацию для освещения

выбор способа

классный руководитель, обучающиеся, родители

7

Выполнение проекта «История создания отряда ОМОН в г. Нижневартовске»

выполнить исследовательскую работу

презентация и выступления учащихся с сообщениями, докладами

классный руководитель, обучающиеся, родители

8

Презентация проекта родителям и учащимся 4х классов лицея

продукт коллективной творческой работы

классный руководитель, обучающиеся,  родители

Заключительный этап (март-май)

9

Анализ результатов реализации проекта.

размещение информации о проекте на сайте, в «Лицейском вестнике»

классный руководитель, обучающиеся, родители

Управление проектом

Смета расходов

№ п/п

Наименование

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1.

Расходные материалы (картридж)

1

3.000

3.000

2.

Канцелярские расходы (блокноты, карандаши, шариковые ручки, бумага, скотч, диски)

1000

1.000

Итого:

4.000

4.000

Приложение №1

Фрагмент авторской Программы воспитательной деятельности  

«Я и Мир»  

классного руководителя  5 - 9 классов

общеобразовательной средней школы

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для комплексной воспитательной деятельности по  

           развитию положительных личностных качеств, творческих

           способностей, познавательных интересов, прикладных навыков,

           формирования интереса к окружающему миру и ответственности за  

           него, возможности самоопределения и самореализации  

           (профориентация), формирования активной жизненной позиции  у  

           каждого учащегося в период обучения и каникулярное время.

Содержание деятельности по направлениям

Название направления

Содержание деятельности по направлению

3

«Я и моя семья»

  • развитие навыка общения с людьми разных возрастных групп
  • воспитание уважения к родителям и т.д.
  • воспитание интереса к своим корням
  • совместная деятельность учащихся и их родителей

Приложение №2

Фрагмент Рабочей программы по внеурочной деятельности

в 5в классе

на 2013-2014 учебный год

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:

  • укрепление коллективных связей
  • укрепление межличностных связей в коллективе
  • создание психологически комфортной воспитательной среды
  • разнообразие форм воспитательной деятельности
  • методы повышения мотивации к учебе и творчеству

Цель программы:

становление и развитие личности, ее самобытности, уникальности, неповторимости с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение преемственности  и адаптации вчерашних учеников начальной школы к условиям среднего звена;

-  оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;

- оказание  помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик – родитель».

В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  2. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование  толерантного, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  8. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Направления

Часы

Направления по воспитательной компоненте

Часы

Спортивно-оздоровительное направление

11

Здоровьесберегающее воспитание

11

Духовно-нравственное направление

15

Экологическое воспитание

5

Гражданско-патриотическое воспитание

5

Нравственное и духовное воспитание

5

Общеинтеллектуальное направление

4

Интеллектуальное воспитание

4

Художественно-эстетическое направление

4

Культуротворческое и эстетическое воспитание

4

Социально – значимое направление

36

Воспитание семейных ценностей

7

Социокультурное и медиакультурное воспитание

7

Формирование коммуникативной культуры

7

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

8

Правовое воспитание и культура безопасности

7

ИЗ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

№ п/п

Мероприятие

Направление по воспитательной компоненте

Дата

6

Конкурс  рассказов о своих бабушках, дедушках

Воспитание семейных ценностей

17

Презентация выступлений «Почему я горжусь своей семьей»

Воспитание семейных ценностей

23

Конкурс сочинений «Моя семья»

Воспитание семейных ценностей

37

Беседа   «Семейные ценности»

Воспитание семейных ценностей

45

Викторина «Почему семья – семь я?»

Воспитание семейных ценностей

58

Обмен опытом «Как я помогаю своей семье»

Воспитание семейных ценностей

63

Знакомство с традиционными семейными блюдами

Воспитание семейных ценностей


Приложение №4

Анкета

(для родителей)

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5-7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.

3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.

4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?

5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?

Анкета

(для обучающегося)

1. Кем бы ты хотел быть:

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5 - 7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно

ее?

3. Каковы твои увлечения?

4. Какие свои качества ты считаешь положительными?

5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?



Предварительный просмотр:

Исмуратова Ирина Григорьевна         - учитель русского языка и литературы  

МБОУ «Лицей №2» г. Нижневартовск

Описание опыта работы

«Тестирование,

как способ диагностики

сформированности лингвистической и языковой компетенции выпускников средней общеобразовательной школы»

Содержание

  1. Краткая  аннотация проекта………………………………………….. ..3
  2. Актуальность проекта………………………………..………………......4
  3. Цель и задачи проекта………………………………………………..... .6
  4. Основное содержание проекта……………………………………….......7

5.     Ресурсное обеспечение педагогического опыта…………………….....16

6.     Партнеры………………………………………………………………….9

7.     Целевая аудитория……………………………………………………….9

8.    План реализации проекта…………………………………………..........10

9.    Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………….......14

10.  Прогнозируемые риски и методы их коррекции………………………15

11. Результаты реализации педагогического проекта……………………...16

12. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………..22

13. Литература и интернет-ресурсы…………….…………………………...24

  1. Краткая аннотация проекта

Программа школьного курса русского языка задает цель и предоставляет содержание, которое следует усвоить обучающимся.

Единственно объективный показатель качества учебно-воспитательного процесса - конечный результат формирования личности, а не какие-либо характеристики самого процесса.

Решению проблемы объективного контроля эффективно способствует использование в школьной практике современных видов и методов контроля. Таким объективным средством контроля уровня обученности  является педагогический тест, вызывающий у педагога интерес и желание использовать его в работе.

Использование тестирования позволяет обеспечить более объективную проверку знаний, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать знания. А также возможность существенного улучшения качества образования на основе расширенного применения заданий в тестовой форме, не только для контроля, но и для формирования системы знаний. И это происходит главным образом потому, что метод тестового контроля знаний учащихся даёт возможность быстрого получения информации о качестве усвоения преподаваемого предмета.

  1. Актуальность проекта

Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием.

Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств обучающихся в процессе воспитания и обучения. Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технология коллективной творческой деятельности. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.

Тестовые технологии не могут развиваться в отрыве от других педагогических технологий: проблемного обучения, технологий дифференцированного обучения, диалогового и рефлексивного обучения.

Распространение идей этих технологий на тестовые задания  позволяют повышать практическую грамотность учащихся, так как тесты предназначены главным образом для формирования лингвистической и языковой компетенции. В ходе выполнения тестов у учащихся проверяются знания о системе языка и основных её единицах, то есть знания по фонетике, лексике, грамматике (морфологии, синтаксису), по теории текста, при расстановке знаков препинания, при выборе того или иного языкового средства для употребления в речи.

Исходя из требований к ЕГЭ, нового образовательного стандарта учитель и обучающиеся должны:

  • уметь определять задачи для своей индивидуальной деятельности, – находить наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи
  • соотносить объем выполнения работы в соответствии с заданным временем
  • владеть различными средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Здесь уместно упомянуть условия выполнения  тестовых заданий:

  • все ученики находятся в равных условиях, что позволяет объективно оценить их достижения в усвоении предмета
  • существенно экономится время, затрачиваемое на проверку
  • результаты выполнения тестовых заданий дают возможность выявить круг тех умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах.

Следовательно, возникла причина включить тестовые формы в учебный процесс, при этом помогая обучающимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя их к успешной сдаче  ЕГЭ.

Все вышеизложенное  обуславливает выбор темы исследования.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что использование тестовых заданий дает возможность проведения комплексной  диагностики сформированности лингвистической и языковой компетенции выпускников средней общеобразовательной школы, тем самым обеспечивает соответствие современного обучения с постоянно повышающимися требованиями общества к результатам обучения.

Суть проекта состоит в переосмыслении традиционной практики контроля с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств диагностики результативности  учебно-воспитательного процесса на основе использования тестовых заданий.          Средствами будут являться мультимедийные устройства, программные продукты, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на обучающихся за счет организации самостоятельной работы школьников.  

  1. Цель и задачи педагогического проекта

Цель данного проекта – исследовать оптимальную систему заданий, позволяющую определить уровень сформированности лингвистической и языковой компетенции выпускников средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования - оптимальное использование системы тестов  на базе разработанного дидактического инструментария  обеспечит эффективный контроль уровня сформированности лингвистической и языковой компетенции выпускников средней общеобразовательной школы.

Объект педагогического проекта – процесс тестирования, как способ диагностики и стимуляции знаний.

Предмет педагогического проекта – выявление педагогических возможностей тестирования на школьниках в процессе усвоения и обобщения  знаний.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  • изучение методической литературы по выбранной теме
  • изучение истории тестирования, как в России, так и за рубежом (на подготовительном этапе)
  • рассмотрение специфических особенностей тестирования
  • возможность практического применения данной системы заданий
  • анализ практических результатов.
  1. Основное содержание проекта
  1. Методы достижения поставленных цели и задач:

а) теоретические методы:

  • анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования
  • изучение нормативных и программно-методических документов об образовании

б) научно-прикладные методы исследования:

  • эмпирические (наблюдение, эксперимент, описание, статистическая обработка информации)
  1. Сущность проекта

Сущность данного проекта заключается в разработке уроков с использованием эффективных современных технологий, включая тестовые формы для формирования и контроля уровня лингвистической и языковой компетенций.

Чтобы предупредить опасность массированного «натаскивания» на тесты в 11 классе, было организовано систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении семи лет изучения языка в средней школе (начиная с 5 класса).

Ведущей педагогической идеей является применение тестовых технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ, осуществление коррекции знаний учащихся с опорой на индивидуальные учебные возможности.

Использование тестовых заданий позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

  1. Диапазон воздействия

Данный проект реализуется в 11 классе. Опыт может быть использован при обучении учащихся русскому языку в образовательных организациях.

  1. Теоретическая основа проекта

Образовательная технология, основанная на применении заданий в тестовой форме, возникла как следствие развития компьютерной техники, становление теории и методики педагогических измерений. В западной науке применение тестовых форм в образовательном процессе рассматривается как ведущая проблема педагогической науки и практики 21 века.

Тест - это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся.

Чтобы понимание роли важности заданий в тестовой форме утвердилась в России, понадобилось много сделать изменений в теории и практике управления образованием. В теории творчески соединили достижения педагогики, педагогических измерений и образовательных технологий в новую систему эффективной образовательной деятельности.

Свойства тестовых заданий были рассмотрены в работе В.С. Аванесова «Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях», где утверждена идея неизбежности повсеместного перехода к новым образовательным технологиям, в том числе и тестовым.

Таким образом, образовательная технология призвана максимально точно целенаправленно, планомерно, в соответствии с заранее заданными критериями достичь гарантированного результата обучения - и в том её главное преимущество перед методикой преподавания.

Точность и гарантированность образовательных результатов связана с тем, что технология выходит на более детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности.

Использование тестовых технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть источником информаций и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь постановке целей обучения, организаций условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения (личностно ориентированная технология).

Г.К. Селевко полагает, что новые педагогические технологии (в том числе и тестовые) характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.

21 век предъявляет 3 главных требования к тестовой технологии:

  • адаптивность
  • качество
  • эффективность.

Адаптивность технологий предполагает приоритет личности учащихся и необходимость создания таких технологий, которые способны реагировать на индивидуальные различия испытуемых, регулируя меру трудности заданий в зависимости от успешности ответов на предыдущее задание.

Качество технологии связано преимущественно с надежностью тестовых результатов.

В.С. Аванесов выделяет одним направлением развития тестовых технологий следующее:

  • разработка большого числа заданий в тестовой форме для массированного их применения в учебном процессе, особенно в той её части, которая называется самостоятельная работа
  • эмпирическая апробация тех заданий, которые планируются использовать для создания теста.
  1. Технология реализации

Опыт проведения ЕГЭ по русскому языку показал, что тестирование позволяет проверить все виды компетенций.

В практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта, становится актуальным компетентностный подход в обучении.

На уроке реализуется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной, так как будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.

Начиная готовить учащихся к тестовой форме проверки знаний, учитель стоит перед необходимостью подготовить учеников к ЕГЭ:

  • дидактически
  • методологически
  • психологически.

Дидактическая подготовка предполагает:

  • обеспечение качественного преподавания предмета на протяжении всех лет обучения ученика в школе
  • создание определенных условий для серьезной подготовки школьников к сдаче экзамена в форме единого тестирования, которую учитель осуществляет в течение всего учебного года.

Формы ее могут быть различны. В обычную стратегию занятий могут входить:

  • регулярные «тестовые разминки» в начале занятий
  • тестовые разминки в начале занятия, которые будут перекликаться с последующим материалом урока
  • домашние задания в форме различных видов тестирования
  • диагностическое тестирование, которому может отводиться как фрагмент урока, так и целый урок
  • контрольно-обучающее тестирование
  • контрольное тестирование.

Все эти формы работы отражены в приложении.

Традиционная схема классического урока предполагает обобщение, закрепление и проверку уровня усвоения учениками изученного теоретического материала и практических умений по теме. Именно на завершающем этапе урока, когда в течение короткого времени оперативно проверяются знания и умения, удобно использовать тестирование. Причем необходимо разрабатывать как письменную, так и устную тестовую часть.

Особое внимание следует уделять содержанию тестовых заданий, использованию тестов, различных по уровню сложности и характеру (как контрольных, так и обучающих):

  • относительно простые тесты, успешное решение которых зависит от памяти учащихся
  • тесты, проверяющие способности школьников с высоким уровнем знаний и умений
  • тесты с «изюминкой» - «с ложными (якобы правильными) ответами, которые могут озадачить сомневающегося учащегося, стимулировать его мыслительную деятельность» (В.П. Крючков) и к тому же вызвать интерес к работе, самому процессу тестирования
  • тесты, помогающие выявить, насколько знания и умения связаны в сознании учащегося в стройную систему, без чего нельзя справиться с другими видами заданий: написать хорошее сочинение, реферат, логически обосновать собственное мнение; тесты, выявляющие способности к ассоциативному, творческому мышлению
  • тесты, в которых количество ответов, удовлетворяющих заявленному условию, непредсказуемо (при этом ученики должны учитывать, что всегда найдется хотя бы один ответ, и не бывает так, чтобы заявленному условию удовлетворяли все варианты). (приложение)

Создала и постоянно пополняю «копилку» тестовых заданий, разных по форме и степени сложности, каталог тестов.

В работе учитываю формирование грамотной мотивации - краеугольного камня любого задания ЕГЭ. Обучаю учащихся объяснять свое решение при выполнении любого вида тестового задания, так как вдумчивое выполнение любого задания сократит количество ошибок.

  1. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся

Методологический аспект предполагает разработку эффективной системы приемов обучения. Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет продуманная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. Необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов (фонетического, орфоэпического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического), словосочетаний, предложений, текстов.

В конце изучения каждой темы на уроке даются диагностические задания, проверяющие, освоено ли каждое учебное действие в отдельности. Диагностические задания могут быть представлены как в форме текста, так и в форме традиционной карточки. В старших классах теоретический материал обобщается, объединяется в блоки. Системно повторяются, углубляются вопросы фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, культуры речи, синтаксиса, пунктуации.

Основная схема подготовки к ЕГЭ методом контрольно-оценочной деятельности остается неизменной, но необходимые дополнения:

а) специальная тетрадь, в которой разъясняются некоторые сложные вопросы теории языка и обобщаются самые необходимые материалы по разделам лингвистики в схемах, таблицах, блоках:

  • правописание корней
  • употребление ь и ъ знаков
  • правописание личных окончаний и суффиксов глаголов, причастий, деепричастий
  • правописание падежных окончаний
  • правописание слов с приставками
  • правописание суффиксов
  • употребление гласных букв о - е (ё) после шипящих и ц
  • слитные, раздельные, дефисные написания
  • правописание слов с орфограммами в разных морфемах
  • задания, проверяющие владение теоретическими основами орфографии
  • особенностей написания части С.

Необходимо регулярно выполнять пробные работы, выносить эту часть ЕГЭ на контрольную проверку, разрабатывать упражнения творческого характера, которые будут готовить учеников именно к выполнению задания части С; познакомить детей с принципами оценивания задания части С, проводить тщательную работу над ошибками.

Нужно использовать тесты в течение всех лет школьного обучения. Но помнить, что тесты - не самоцель. Задача учителя - дать глубокие, прочные теоретические знания, сформировать необходимые учебные действия, научить учеников учиться, а не заниматься лишь натаскиванием на тестирование. Критически мыслящий ученик с багажом глубоких, прочных знаний и хорошо сформированных умений справится с любыми экзаменационными испытаниями.

  1. Психологическая и педагогическая поддержка

Необходимо с самого начала дать всю нужную информацию о ЕГЭ, создать в ученической среде и у родителей положительный психологический настрой; объяснять детям важность приобретения знаний для дальнейшей жизни. Не будем игнорировать, тем более поддерживать, саморазрушающие мысли учеников («у меня все равно не получится»; «я все равно не смогу выучить, решить...»). Создаваемая учителем ситуация успеха помогает снизить тревожность детей и напряжение, будет поддерживать в них веру в собственные силы и способности.

Тестовые технологии предполагают обязательное ведение мониторинга образовательной деятельности, то есть системы периодического отслеживания хода образовательного процесса, с использованием информативных показателей и современных технологий.

Цель мониторинга – получение информации об эффективности и качестве учебного процесса и улучшения его организации на основе получаемой информации.

Тестирование предполагает адаптивный контроль знаний, который позволяет регулировать трудность и число предъявляемых заданий каждому ученику в зависимости от его ответа на текущее задание. В случае правильного ответа следующее задание ученик получит труднее, в случае неправильного ответа - легче текущего.

Во время проверки работ выявляются типичные ошибки, обнаруживаются пробелы в знаниях. Следующий этап - работа по теории и практике этих пробелов. Эта работа способствует более глубокому закреплению знаний и умений учеников, повышению их способности ориентироваться в теме, основных ее вопросах. С учащимися, у которых диагностическое тестирование выявило зоны неуверенного знания, проводится на этих занятиях повторная проработка соответствующей темы (теоретическая и практическая). Нужно  заранее приготовить для каждого ученика индивидуальный пакет заданий.

Примерная схема работы:

  • зачет по теории
  • выполнение практических упражнений
  • проверка
  • индивидуальная работа над ошибками
  • повторная практическая часть
  • индивидуальная работа над ошибками
  • составление собственных тематических заданий
  • повторная диагностическая работа. (При необходимости возможны и дополнительные занятия.)

На следующем уроке учащиеся выполняют контрольную работу по изученной теме (контрольное тестирование).

Такая организация работы наглядно показывает, где у ученика возникает трудность. В дальнейшем под руководством учителя он выполняет дополнительные задания по соответствующим разделам курса.

  1. Система распространения информации о проекте
  • статья «Способы и средства активизации и интенсификации учебной деятельности на уроке», опубликованная в сборнике научно-методических трудов, выпуск №4, 2011г.  «Модернизация образовательного процесса в современной школе».
  • выступления на заседаниях школьного методического объединения
  • выступления на заседаниях районного методического объединения
  1.  Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Исходя из стандартизации теста, нужно создать соответствующую для тестирования окружающую обстановку: изолированное от чрезмерного шума помещение, подходящее освещение и расстановку мебели (рабочих мест), замкнутость на определенный срок в данном помещении (не допускается хождение, опоздания и прочее). Даже кажущиеся самыми незначительными аспекты тестовой ситуации могут существенно повлиять на выполнение теста и результаты тестирования.

Объективность теста значительно увеличивается, если соблюдаются требования к подбору экспериментаторов (наличие специального педагогического образования; устойчивое отношение экспериментатора к предмету «Русский язык», как к предмету гуманитарного цикла, знание концептуальных основ действующей школьной программы по предмету).

Временные ресурсы – 1 учебный год.

Информационные ресурсы - нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и методическая литература, учебно-методическое обеспечение (УМК по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы, Интернет ресурсы, ЭОР).

Интеллектуальные ресурсы - методист, психолог ОО.

Кадровые ресурсы - учитель русского языка, владеющий технологиями: информационно-коммуникационные, интерактивные, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Организационные ресурсы - Учебный план и календарный учебный график, рабочая программа по  учебному   предмету «Русский язык» 11 класс.

Материально-технические ресурсы - компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  1. Партнеры
  • лаборант, обеспечивающий функционирование компьютерного класса
  • учитель информатики, консультирующий по вопросам применения программного обеспечения
  • психолог, консультирующий по мониторинговым измерениям
  • методист
  1. Целевая аудитория

Педагогический проект рассчитан и был реализован на обучающихся среднего общеобразовательного учреждения - обучающихся 11 классов, т.е. возраст участников проекта составлял 17-18 лет.

Целевая группа тестирования - класс, количество учащихся которого соответствует списочному составу.

  1. План реализации проекта

Этапы и подэтапы  проекта

Подготовительный

  • поисково-теоретический
  • прогностический
  • организационный

Основной

  • практический

Заключительный

  • обобщающий
  • внедренческий

Реализация проекта осуществлялась ежегодно на параллели 11-х классов следующим образом:

План реализации проекта

Этапы

Подэтапы

Пакеты работ

Сроки выполнения

Планируемый результат

Подготовительный

Поисково-теоретический

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме исследования.

Сентябрь

Выявление условий реализации исследования, методов, форм и средств, принципов отбора электронного учебного материала.

Прогностический

Разработка программы эксперимента

Октябрь

Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента.

Организационный

Подбор экспериментального и контрольного объектов. Разработка методического обеспечения эксперимента,  дидактического инструментария.

Ноябрь – май

Рабочая  программа по русскому языку для 11 класса, интегрированная с электронными учебными материалами.

Банк электронных учебных материалов.  Обучающие  материалы и КИМы.

Методический инструментарий для учителя и учащихся.

Основной

Практический

Проведение исходных констатирующих срезов

Реализация эксперимента

Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики.

Итоговая диагностика.

Сентябрь

Сентябрь,  апрель

Декабрь

Май

Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.

Формирование и развитие навыков

Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном этапе.

Определение результатов диагностики.

Заключительный

Обобщающий

Обработка данных. Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. Анализ полученных данных.

Корректировка модели методики в соответствии с результатами. Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Апрель – май

Выявление эффективности эксперимента.

Определение теоретической и практической значимости проекта.

Внедренческий

Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, районного методических объединений, публикация статьи в сборнике научно-методических трудов

Август – октябрь

Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию Публикация результатов проекта

Выступление на методических объединениях учителей русского  языка.

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Прямые:

  • создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора  проекта: рабочая учебная программа, интегрированная с электронными учебными материалами; банк методических разработок по направлениям проекта
  • обеспечение освоения образовательной программы по предмету
  • повышение качества обученности, в т.ч. по результатам независимой  

оценки

  • повышение результативности участия в интеллектуальных конкурсах и количества охвата обучающихся
  • повышение профессионального уровня учителя

Косвенные:

использование комплекса тестовых заданий  на уроках русского языка в 11 классе позволит:

  • усилить мотивацию и дифференциацию обучения
  • развить алгоритмическую культуру, критичность мышления
  • привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  • повысить познавательный интерес к предмету
  • создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности
  • способствовать формированию ИКТ-компетентности.

Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:

  • уровня качества обученности учащихся
  • уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом
  • уровня развития познавательной самостоятельности учащихся
  • уровня учебной мотивации
  • уровня состояния общеучебных умений и навыков учащихся
  • динамика вовлечения учащихся в проектную деятельность.
  1. Прогнозируемые риски и методы их коррекции

1. Отрицательное воздействие компьютерной техники на здоровье обучающихся (зрение, осанка)

Коррекция:

  • поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения)
  • выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту
  • грамотное построение уроков с использованием компьютера
  • выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения
  • создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.

2.   Возможные технические проблемы с компьютерной техникой

Коррекция:

  • предварительное испытание функционирования новых обучающих материалов
  • систематическое обслуживание компьютерной техники со стороны лаборанта

3. Повышенная отвлекаемость обучающихся на посторонние электронные материалы.

Коррекция:

  • установление строгого временного лимита на выполнение поставленной задачи
  • установка блокировки неиспользуемых в работе интернет ресурсов.
  1. Результаты реализации педагогического проекта

Рейтинг успешности участников олимпиад

Год

Класс

Результат

Предметная олимпиада

2010

8

2 м.

1 чел.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2011

11

3 м.

1 чел.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Рейтинг успешности участников фестивалей и конкурсов

Уровень

Наименование мероприятия

2009-

2010

2010- 2011

2011-

2012

2012-

2013

муниципальный

Конкурс творческих работ «Книга, которую я не забуду»

1 место

Конкурс творческих работ «Терроризм – угроза обществу»

1,2, 3 места

Творческий альманах «От чистого сердца с любовью»

2 участника

международный

Международная Олимпиада по основам наук по русскому языку

1

диплом

2

диплома

1

диплом

5

дипломов

Результативность опыта отслеживалась через изменение уровня успешности сдачи ЕГЭ по русскому языку на протяжении 5 учебных лет: уровень качества постоянно возрастает.

Годы выпусков

Количество учащихся, сдававших ЕГЭ

Результат

Успеваемость

Средний балл

2008-2009

26

100%

50,02

2009-2010

25

100%

53,32

2010-2011

15

100%

58,40

2011-2012

37

100%

58,80

2012-2013

21

100%

65,1

Таким образом, применение заданий в тестовой форме в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить улучшение качественных результатов учебного процесса по предмету за счет активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции заданий.

  1.  Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный педагогический опыт имеет перспективу целевого внедрения в рабочую программу по предмету «Русский язык» не только в качестве промежуточного и итогового контроля знаний, но и в качестве входного контроля на параллелях 10-11-х классов на постоянной основе.

Возможность воспроизведения  педагогического опыта максимальная, т.к. данный опыт экономически эффективен (не требует каких-либо затрат на его воспроизведение). Ареал воспроизведения педагогического опыта возможен как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципальной, областной или федеральной образовательной системы.

В перспективе рассматривается возможность участия материалов проекта в научно-практических конференциях и педагогических конкурсах различных уровней.

Литература

  1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. – М., 1994.
  2. Аванесов В.С. Основы теории педагогической теории измерений /Педагогические Измерения, т., №1,2004г. с .15-21
  3. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме./ Педагогические Измерения, №2, 2006г. – с.117
  4. Махутов Б.Н., Городенко Л.П., Городенко Д.В. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие. – Издательство НГГУ. 2006.
  5. Смирнова Е.М. Влияние новых информационных технологий на методическую систему обучения.
  6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М., 2002.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.usatic.narod.ru – Компьютерное тестирование знаний и научная разработка тестов. Универсальная система автоматизированного тестирования и контроля.
  2. http://www.ht.ru – сайт Центра тестирования МГУ «Гуманитарные технологии».
  3. http://www.rustest.ru – сайт Центра тестирования Минобразования России.
  4. http://www.ast-centre.ru – сайт Центра тестирования профессионального образования.
  5. http://testolog.narod.ru – сайт профессора Аванесова В.С.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: