ЭССЕ "Я-ПЕДАГОГ"

Елена Владимировна Кукушкина
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2020"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-pedagog11.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Я - ПЕДАГОГ»

Я, Кукушкина Елена Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, работаю в МДОУ «Детский сад№23», г.Ростова, Ярославской области.

Всем известно, что врач работает с болезнью, священник- с грехами, педагог- с идеалами, психолог- с иллюзиями…

А знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы МИЛОСЕРДИЕ медицины, МУДРОСТЬ педагогики и прозорливость психологии?

Думаю, что все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего ЛОГОПЕДА.

И вот уже 19 лет я учитель-логопед. Все это время я не перестаю радоваться и удивляться тому, что в свое время выбрала себе особо актуальную ныне и такую гуманную всегда профессию.

Выбирала ли по наитию, сердцем или вслепую-  не знаю. Уже позже, на дефектологическом факультете Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского меня учили пониманию того, кем я становлюсь. Может быть, потому, что учили сильные ПРОФЕССИОНАЛЫ, я постепенно понимала, что ошибки и недоработки в моей профессии дорого обойдутся многим людям на протяжении долгих лет их жизни. Огромное спасибо моим учителям: Н.В. Новоторцевой, В.И. Селиверстову, А.Э. Симановскому и многим-многим другим, чьи слова через толщу лет все отчетливей и проникновеннее звучат в душе. Как зеницу ока я берегу свои университетские конспекты и пособия, изготовленные под их руководством. Именно они послужили началом большой методической копилки, заложили творческий потенциал, придали новый смысл и содержание моей деятельности.

Теперь, работая в ДОУ, с каждым годом вижу всё больше детей, поступающих в детский сад, имеющих речевые нарушения различной степени сложности, нуждающихся в моей помощи. Все они испытывают затруднения в общении с окружающими, не могут достаточно точно выразить свои мысли. Дети понимают, что их речь отличается от правильной речи сверстников, поэтому стесняются выступать на утренниках, общаться, они не уверены в себе, капризны, замкнуты.

Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. И зрелому мастеру-логопеду каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, легкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае. Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, одна из главных целей моей работы, как логопеда ДОУ.

Логопедическое занятие - это не урок. Это - некое действо. Чтобы оно захватило ребенка, я стараюсь его наполнить занимательным смыслом. К каждому ребенку нужно найти свой подход. Ведь иногда приходится пройти нелегкий путь, чтобы достичь результата. И здесь важна вера в способности каждого ребенка и в свой профессионализм. «У тебя всё получится!» - говорю я ребёнку! Мы вместе радуемся, когда ему удаётся освоить то, что ещё недавно казалось сложным и невыполнимым.

Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, логопедический кабинет наполняю играми и игровыми пособиями, сделанными своими руками. К этому же я призываю и родителей: делать что-то для детей, вместе с детьми. Радостное детско-родительское общение непременно даст свои всходы, поможет поверить в себя, в свои силы.

Главная цель моей деятельности - дать равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценным гражданином общества. 

Профессия учитель - логопед соединяет в себе не только желание помочь преодолеть трудности, но и научить, как это сделать.

Для этого в своей работе использую как традиционные логопедические методики, так и современные педагогические технологии О.В. Чиндиловой, Л.Г.Петерсон, В.П. Никитина, В.В. Воскобовича и других авторов. Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений, ритмопластики, поэтому при формировании речевого дыхания использую методику А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания. Сказкотерапию, игры с пеком использую на этапе закрепления навыков автоматизации поставленных звуков расширяя взаимодействие дошкольников с окружающим миром.

В цифровом веке не обойтись учителю-логопеду и без технических средств обучения, поэтому и я осваиваю технологии создания электронных компьютерных игр для автоматизации звукопроизношения. Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видео-презентации. Они обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой- к учебной деятельности, а за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Как бы мне хотелось, чтобы все родители смогли стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи на логопедических тренингах.

Однако, большинство современных родителей недостаточно общаются с детьми, мало им читают. Я стараюсь, чтобы родители всегда хорошо представляли конечную цель коррекционной работы и максимально в ней участвовали. Поэтому каждую встречу с родителями тщательно продумываю, чтобы провести её, например, в игровой форме «Аукциона». Индивидуальные или подгрупповые консультации родителей, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др.) чаще всего организую в форме «Душевного разговора». Для обсуждения одной общей проблемы с различных точек зрения с детализацией возможных путей её решения выбираю собрание в форме «Ток-шоу», на которых выступают родители, воспитатели, специалисты.

Испытываю большую радость, когда слышу грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Победы в конкурсах, высокая оценка профессиональных экспертов качества речи, творческого исполнения номеров моими воспитанниками, дают мне и моим детям уверенность в своих возможностях.

Первый успех, а затем и множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному и здоровому желанию достичь высоких результатов. Насколько меняется речь ребенка, настолько поднимается и его эмоциональный настрой. Быть уверенным в себе, идти по жизни смело и успешно, чувствовать себя личностью — вот основные критерии, гармоничное сочетание которых необходимо для современного человека. Помочь маленькому человеку стать большой сильной личностью - основная цель моей работы. И я буду счастлива, видеть в своих воспитанниках достойное будущее нашей России!