Внеурочная деятельность

Программа внеурочной деятельности по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kaleydoskop.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Математический калейдоскоп»

Общеинтеллектуальное

направление развития

 

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Жукова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов.

 

с. Разъезжее

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп», разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Разъезженская СШ», Положения о рабочей программе курсов внеурочной деятельности, Плана внеурочной деятельности 1-4 классов МБОУ «Разъезженская СШ» для освоения ФГОС  начального общего образования на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» состоит из следующих разделов:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. тематическое планирование.

Цель курса внеурочной деятельности:  развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Основными задачами курса внеурочной деятельности являются:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • развивать краткости речи.

Согласно плану внеурочной деятельности 1-4 классов МБОУ «Разъезженская СШ» для освоения ФГОС  начального общего образования на 2019-2020 учебный год на курс внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» отводится 34 часа в 3 классе, из расчета 1 час в неделю в течение 34 учебных недель.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп»

 

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 Раздел

                                Метапредметные результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Реализация программы курса внеурочной деятельности даст возможность обучающимся участвовать:

- в планируемых школой делах и мероприятиях (Неделе математике, «Ломоносовском турнире»);

-  в школьном, районном турах олимпиад по математике;

- в школьном и районном конкурсе исследовательских и творческих работ «Я исследователь»;

- во Всероссийской викторине «Кенгуру».

 

       2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

При организации занятий по внеурочной деятельности используются следующие формы:  тематическая игра, беседа, математический КВН, математический праздник, интеллектуальный марафон, математический квест.

 

№ п/п

Раздел

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

17

Решение занимательных задач, оформление математических газет,

работа в парах, в группах.

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач

2

Мир занимательных задач.

10

Решение задач со многими возможными решениям, с недостающим данными, с избыточным составом условия.  Решение задач в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет» и т.д

3

Геометрическая мозаика.

7

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида (по выбору учащихся).

Итого

34

 

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Краткое изложение изучаемых вопросов

Дата

Кол-во часов

Теория

Практика

1 четверти (8 ч)

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.  (17 ч) 

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: работа на компьютере), математические головоломки с числами

1

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

1

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (99) слов, связанных с математикой.

1

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

0,5

0,5

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

0,5

0,5

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки  

1

2 четверть  (8 ч)

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки  

1

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

1

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

0,5

0,5

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

1

3 четверть  (10 ч)

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

1

Мир занимательных задач.(10 ч)

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности:  работа на компьютере, занимательные задачи.

0,5

0,5

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

1

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

1

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

1

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

0,5

0,5

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

1

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

1

4 четверть  (8 ч)

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

1

Геометрическая мозаика. (7 ч)

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

1

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

0,5

0,5

Математический квест

Использование технологической карты при прохождении выбранного маршрута. Определяем расстояния между городами и сёлами.

1

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела».  

1

Занимательное моделирование

  Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная.

1

Занимательное моделирование

  Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток:   куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,   (по выбору учащихся).

1

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

0,5

0,5

Итого

15,5

18,5