Элективный курс "Проектная деятельность".10 класс

Очур-оол Светлана Салчаковна

"Тип проекта. Этапы разработки  проекта"

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы

Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что - либо, намечать план

Сущность технологии проектной деятельности школьников это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Технология проектной деятельности создает возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира

Темы такого проекта могут быть следующие:

  1. “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”;
  2. “Как я провел лето”;
  3. “Город, который я люблю”;
  4. “Путешествие маленькой капельки”.

Типы учебных проектов

Можно выделить возможные типы учебных проектов:

 - По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико - ориентированные.

 - По предметно - содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

 - По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

 - По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

 

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  • ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т. д. ).

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.

Практико - ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

Например, к практико - ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т. д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

овладевает практическими умениями исследовательской работы:

собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи. .

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Описывать; выделять главную мысль; составлять простой план; формулировать вопросы

Объяснять; работать со справочными источниками информации; составлять схемы; проводить сравнения

Доказывать; формулировать тезисы; формулировать выводы; проводить отбор необходимых источников информации

Оценивать выполнение задания;  планировать учебные действия; составлять сложный план, классификационые схемы; исп-ть разные виды моделирования

Оценивать собственную деятельность и ее результаты; конспектировать реферировать; составлять таблицы, опорные конспекты; участвовать в дискуссии, формулировать собственную позицию

Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:                                               6 класс

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

“А все-таки она вертится…”

Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?

2

Человек и природа

Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?

3

“Вода, вода, кругом вода…”

Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.

4

Разноцветные лица

Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7

 

Требования к проекту:

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
  4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
  5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
  6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
  8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
  10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

  1. Название темы проекта;
  2. Актуальность проекта, проблема;
  3. Основополагающий и проблемные вопросы;
  4. Цели и задачи проекта;
  5. Гипотеза;

 

 

 

  1. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
  2. Использованная литература и информационные ресурсы;
  3. Сведения об авторе/авторах проекта;
  4. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
  5. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
  6. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).

Этапы действий по выполнению проекта урока

1.  Мотивационный: настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.\

2.  Планирование проекта:

  • создание рабочих групп;
  • подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
  • планирование работы групп
  • 3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
  • поиск информации;
  • обработка полученной информации; 
  • представление материала, наработанного в группах;
  • оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;
  • коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)
  • оформление слайд - проекта.
  • анализ по выполнению задач проекта.
    4. Защита проекта.
    Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
    Достоинства проектной деятельности:
  • это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности;
  • развивать свои универсальные умения;
  • повысить мотивацию изучения предмета;
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельное решение, поверить в свои силы.

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

 

 

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.

5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются "санитарами" леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_1.docx303.24 КБ

Предварительный просмотр:

"Тип проекта. Этапы разработки  проекта"

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы

Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что - либо, намечать план

Сущность технологии проектной деятельности школьников это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Технология проектной деятельности создает возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира

Темы такого проекта могут быть следующие:

  1. “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”;
  2. “Как я провел лето”;
  3. “Город, который я люблю”;
  4. “Путешествие маленькой капельки”.

Типы учебных проектов

Можно выделить возможные типы учебных проектов:

 - По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико - ориентированные.

 - По предметно - содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

 - По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

 - По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  • ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т. д. ).

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.

Практико - ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

Например, к практико - ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т. д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

овладевает практическими умениями исследовательской работы:

собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи. .

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Описывать; выделять главную мысль; составлять простой план; формулировать вопросы

Объяснять; работать со справочными источниками информации; составлять схемы; проводить сравнения

Доказывать; формулировать тезисы; формулировать выводы; проводить отбор необходимых источников информации

Оценивать выполнение задания;  планировать учебные действия; составлять сложный план, классификационые схемы; исп-ть разные виды моделирования

Оценивать собственную деятельность и ее результаты; конспектировать реферировать; составлять таблицы, опорные конспекты; участвовать в дискуссии, формулировать собственную позицию

Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:                                               6 класс

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

“А все-таки она вертится…”

Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?

2

Человек и природа

Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?

3

“Вода, вода, кругом вода…”

Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.

4

Разноцветные лица

Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7

Требования к проекту:

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
  4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
  5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
  6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
  8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
  10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

  1. Название темы проекта;
  2. Актуальность проекта, проблема;
  3. Основополагающий и проблемные вопросы;
  4. Цели и задачи проекта;
  5. Гипотеза;

  1. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
  2. Использованная литература и информационные ресурсы;
  3. Сведения об авторе/авторах проекта;
  4. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
  5. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
  6. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).

Этапы действий по выполнению проекта урока

1.  
Мотивационный: настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.\

2.  Планирование проекта:

  • создание рабочих групп;
  • подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
  • планирование работы групп
  • 3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
  • поиск информации;
  • обработка полученной информации; 
  • представление материала, наработанного в группах;
  • оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;
  • коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)
  • оформление слайд - проекта.
  • анализ по выполнению задач проекта.
    4.
    Защита проекта. 
    Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
    Достоинства проектной деятельности:
  • это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности;
  • развивать свои универсальные умения;
  • повысить мотивацию изучения предмета;
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельное решение, поверить в свои силы.

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.