Вести МО

Загваздина Маргарита Александровна

Предварительный просмотр:

Методы мотивации деятельности учащихся на уроках математики

•  Понятие о методах мотивации (стимулирования).

•  Характеристика методов:

а) поощрение

б) соревнование

в) наказание

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики мулов и быков для понукания ленивых животных. Как видите, стимулирование имеет не очень приятное для людей происхождение. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначе ние стимулов - ускорять или наоборот тормозить определенные действия.

 Задачи методов стимулирования таковы:

•  Закрепление положительных форм поведения.

•  Предупреждение и пресечение негативных проступков.

•  Активизация личности к деятельности.

С древнейших времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный метод, хотя и не новый метод стимулирования - соревнование.

Поощрения - это положительная оценка действий воспитанников. Они закрепляют положительные навыки и привычки.

Виды поощрений:

а) одобрение

б) ободрение

в) похвала

г) благодарность

д) предоставление почетных прав

е) награждение грамотами

ж) вывешивание фото школьников на почетном
стенде.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения, доверием в виде поручения. Поощрения более высокого уровня - благодарность, награждения. Награждать надо торжественно, при всех воспитателях, педагогах, родителях. Это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования. Награждают за длительный и кропотливый труд.

         Следующий метод - метод соревнования

Соревнование - это метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Классическим видом являются соревнования за звание первого ученика школы, класса лучшего знатока предмета.

           Теперь подробнее рассмотрим метод наказания. Почему именно метод наказания? Потому что, вопрос о наказаниях в педагогической практике очень актуальный и очень проблематичный. Наказание - это способ воздействия на воспитанника с целью прекратить отрицательные действия. Наказание вредно, не допустимо, но и в то же время без него обойтись никак нельзя. Как же преодолеть эти противоречия?

  1. Во-первых, надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как, оскорбления детей и физическое воздействие на них. Вспомним документы, защищающие права ребенка

(Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая Декларация о правах человека, Конституция РФ и РД, Закон об образовании, Устав школы).

  1. Во-вторых, наказание - должно применяться по возможности редко, когда без них обойтись никак нельзя.
  2. В-третьих, при наказаниях отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку.
  3. В-четвертых, наказание должно быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей и общества. Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.
  4. В-пятых. Наказания очень индивидуальны, требуют личностного подхода. За один и тот же поступок одного можно наказывать, а другого поддержать. Например: ребенок - драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой  подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека)
  5. В-шестых, нельзя наказывать в состоянии гнева, раздражения, аффекта «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильный - не мстительный, оружие сильных  - доброта»- сказала педагог Т.Кузовлева.

Вывод. Как мне кажется, метод наказания будет использоваться до тех пор, т.е. будет в нем необходимость, пока люди не достигнут высокого уровня культуры, тогда необходимость наказания отпадет сама собой.

Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. Именно сила и интенсивность наказаний считается критерием гуманизации воспитательной системы.

     Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, они считают, что лучше вначале применять более слабые, а при повторных случаях, переходить к более сильным наказаниям. Существуют такие виды наказаний:

•  недовольство педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;

•  его косвенное отрицательное высказывание о проступке ученика;

•  словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;

•  предупреждение нарушителю;

•  обсуждение проступка в группе;

•  официальный выговор;

•  исключение из группы ( класса, отряда, секции).

Этот вид наказаний должен применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.

Методы и приемы воспитания самые различные, но их нельзя использовать механически. Надо всегда искать ту совокупность методов, которая позволит легче, быстрее и качественнее достичь поставленных целей.  В воспитании, как и в обучении,  цель одна для всех учебно-воспитательных учреждений - воспитывать ребенка нравственным, понимающим свою при надлежность ко всему человечеству, к стране, где он живет, к народу, нации, к которой он принадлежит и, которая внесла свой вклад в развитие мировой культуры, в систему общечеловеческих ценностей. Но, использование методов воспитания не может быть одинаковым. Это творчество учителей- воспитателей, и чем выше оно будет, чем разнообразнее будет совокупность методов воспитания, тем выше будут результаты воспитания детей.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”.  Значит,  ребенку должно быть интересно на уроке.

Так как же сформировать интерес у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

6 класс. Тема “Координатная плоскость”. Начинаю с построения всевозможных фигур: лодка, мышонок, петух, лампа. Учителями годами накапливаются подобные рисунки для уроков. Часть материала я нахожу на страницах газеты “Математика”, а часть ребята придумывают сами и очень интересные, оригинальные. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.

6 класс. Тема “Диаграммы”. При изучении этой темы ребята захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. Ученики предлагали: “Давайте отобразим процесс питания в школе”. Я отвечала: “Давайте”. “Давайте сравним количество учеников, посещающих начальную школу, среднее звено, старшее звено” – “Хорошо, выполняйте”. “А успеваемость?” – “Прекрасно, чертите”. “А кто какие секции посещает? А сколько девочек, сколько мальчиков?” И много других предложений.

Я продумала движение по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше. Геометрия. Тема “Подобие фигур”. Материал я разбила по следующим ступеням: I ступень – ученик должен понять, что такое подобие, научиться построению фигур. Далее необходимо выполнить творческое задание “Фигура моей фантазии”. II ступень – научиться доказывать подобие треугольников. III ступень – научиться решать задачи, составляя пропорции. На этом обязательный уровень заканчивается, кто его осилит, пойдет выше – к дополнительному материалу и нетрадиционным, комбинированным задачам. Но каждый пройдет только тот путь, который ему по силам, работают все. Нет сильных и слабых, есть заинтересованные и нет.

Ну и бесспорно ребятам интересно на уроках лабораторных работ: мы рассчитываем площади сложных фигур, измеряем расстояния между недоступными точками, с помощью зеркала определяем высоту столба, дерева при изучении темы “Пропорция” (6 класс) или темы “Подобие треугольников” (9 класс).

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию” (Л.В. Занков).

Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для ученика.

Каждая выращенная мною “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания.  Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность. Ребенок сделал выбор, а моя задача- помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить ребенку в свою неповторимость, в свои возможности.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Тема “Масштаб”, и объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят просто поражают. Аналогично рассматриваются и другие темы. Вектора – это метод познания физических процессов; пропорции и отношения необходимо знать, так как это широко применяемый метод познания химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с космонавтикой и астрономией.

     Хочу обратить внимание, что я практикую возможности для ребят самим придумывать карточки, составлять тексты задач, сказки, правила в стихах, кроссворды. Бывают работы просто удивительные. Участие в телекоммуникационных проектах повышает интерес к предмету. Проект «Занимательная математика». Учащиеся придумали более 70 правил по математике в стихах, задачи в стихах по курсу «Математика 5-6»

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь, прежде всего, целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе “человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. В первую очередь, сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это духовное, эстетическое, творческое и интеллектуальное развитие. Это же факт, что математика не только развивает, но и служит инструментом для определения уровня развития ребенка.

       Провожу уроки с помощью презентаций.

Математика не только развивает интуицию, воображение, логику, но и служит способом определения их развития. Мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”. Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников.

“Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”. Вот так и для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.