06.Логоритмика

АРЕСТОВА ЛИЛИЯ ИВАНОВНА
                                image                                                                                                                                     
 
 
 
Что такое логоритмика                                                                                                                                                                               

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает малышу легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

Для кого она будет полезна

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;

  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

  • часто болеющим и ослабленным;

  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

музыкальный руководитель, детский педагог

 

 Учите играя
(
логоритмика для малышей)
C:\Users\Привет\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\Картинки\Выпуск\самые.jpg

    Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных,  музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

                С помощью специальных упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

                     В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.

                    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

                       Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

                     В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике могут провести только специально обученные педагоги: учитель-логопед и музыкальный руководитель. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами.  Вот несколько примеров логоритмических упражнений:

ПАЛЬЧИКИ-МАЛЬЧИКИ

Пальчик – мальчик, где ты был?      (Пальцы левой руки сжимаются в кулак,

Где ты с братцами ходил?                 выпрямляют и сгибают большой палец)

С этим - я в снегу валялся,                (Поочередно массируют пальцы, начиная 

С этим - с горочки катался,                с указательного)   

С этим - в парке я гулял,

Все мы пальчики – друзья,            (Сжимают и разжимают пальцы)

Где они,                                              (Показывают 4 пальца, прижав

                                                             большой палец к ладони)

Там и я!                                               (Показ большой палец - вверх,

                                                              остальные пальцы прижаты к ладони)

ВОДИЧКА

Водичка, водичка, (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок. (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ             КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

УТРЕННИЙ СБОР

Приветствие

Цель: сплотить детей и создать атмосферу группового доверия

Описание игры

Дети вместе с педагогом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Ася (улыбнуться и кивнуть головой)

Доброе утро, Миша(называются имена детей по кругу)

Доброе утро, (имя педагога)

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают)

Доброе утро, небо (аналогичное движение руками)

Доброе утро, всем нам ( все разводят руки в стороны, затем опускают)

Букет пожеланий

Цель: научить детей доброжелательно относится друг к другу

Описание игры

Дети собираются в круг, у каждого – цветочек. Учитель улыбается, здоровается и передает ребенку цветочек с пожеланием, а тот – следующему, букет постепенно увеличивается и к учителю возвращается не только его цветочек, но и целый букет – букет пожеланий.

Дети вместе с учителем делают вывод: пожелай здоровья, сделай добро другому и оно к тебе обязательно вернется.

Бутоны цветов

Цель: снять эмоциональное напряжение

Описание игры

Дети собираются в круг. Педагог читает стихотворение, а дети под это стихотворение делают движения (или дети декламируют хором стихотворение)

Наши красные цветки

Расправляют лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

Полет в космос

Цель: снять напряжение, научить детей фантазировать

Описание игры

Педагог, перед тем как уложить детей спать, предлагаем им полететь на Луну: «Кровати – это ваши космические корабли. Представьте, что вы – космонавты и совершаете полет в космос. Закройте глаза, расслабьтесь. И, полетели»

После сна дети рассказывают, что интересного они узнали на Луне.

Сороконожка (I вариант)

Цель: научить ориентироваться в пространстве, выстраиваться в заданную фигуру: круг, два круга, две линии, смена линий

Описание игры

Звучит легкая, ритмичная музыка. Дети строятся друг за другом и входят в зал. Педагог говорит: «Сегодня я расскажу вам про сороконожку. У нее было много дружных ножек. Если какая-то ножка запиналась, путалась, другие не смеялись над ней, не обзывали ее, а наоборот, помогали, потому что знали: если поможешь другому, помогут и тебе. Сороконожка собралась гулять».

Педагог- голова сороконожки, последний человек в линии- ее хвостик, а все остальные ребята – дружные ножки. Педагог становится впереди и ведет сороконожку гулять. Она двигается зигзагами по всему залу, пробегает по скамейкам, через них, в процессе движения поднимается на носочки, идет на пятках, делает подскоки и т.д.

Сороконожка (II вариант)

Цель: ощутить внутренне состояние ребенка

Описание игры

Выполняются движения

Один из примеров:

В лесу, где гуляла сороконожка, бежала маленькая, радостная речка, она всему радовалась (все девочки выстраиваются в линию в левой стороне зала и мелкими движениями ног – как речка течет- идет по кругу за ведущей).

А в горах бежала сильная и смелая речка(мальчики идут по кругу за ведущим в правой стороне зала)

На равнине обе реки встретились, слились в одну большую реку. Она была сильная, широкая, радостная (дети выводят два круга в одну линию и расходятся опять на два круга и др.)

Ласковое солнышко

Цель: при помощи игры научить детей запоминать правила

Описание игры

У каждого ребенка – цветок. Педагог предлагает детям назвать одно правило и передать ему цветок.

Ребенок называет одно из правил и передает цветок педагогу. Дети составляют букет и называют его «Ласковое солнышко».

«Ласковое солнышко» заглянуло в окно, все выбежали на улицу. Дети встают в круг, улыбаясь, здороваются, берутся за руки и каждый называет свое правило и доброе слово.

Улыбка

Цель: снять напряжение. Научить детей дарить друг другу улыбку

Материал: зеркало

Описание игры

Перед началом занятий педагог предлагает: «Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение».

Затем педагог предлагает взять зеркало, посмотреть на себя в зеркало и сказать, что ты самая красивая, самая счастливая и улыбнуться. И с хорошим настроением начать занятие.

Мамина песенка

Цель: снять напряжение, саморегулировать настроение

Описание игры

Дети встают в круг, берутся за руки

Педагог предлагает : «Вспомните, как мама вам пела песенку. Вам удобно, комфортно. Покачайтесь, послушайте стук сердца. Забудьте все неприятности. Вспомните мамино лицо. Улыбнитесь. Какая красивая мелодия у маминой песенки. Мысленно подпойте. Скажите про себя, что у вас все хорошо»

На пляже

Цель: снятие напряжения

Описание игры

Во время игры можно использовать аудиозапись шума волн.

Педагог после шумных игр предлагает детям расслабиться : «Расслабьтесь. Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы на пляже. Ярко светит солнце. Почувствуйте его тепло. Свежий ветерок с моря помогает вам легко дышать. Шум волн ласкает слух. Вы почувствовали прилив сил, радости, легкости и бодрое настроение.

Море волнуется

Цель: научить детей быть внимательными

Описание игры

Выбирается водящий. Остальные дети изображают волны. (В этой игре можно использовать музыку).

Водящий громко говорит : «море волнуется –раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, замри!» При этом музыка прекращается и «волны замирают»

Водящий ходит между «замерзшими волнами». Как только он отвернулся, какая – нибудь «волна» может изменить свою позу.

Если водящий обнаружил изменение позыи правильно ее описал, то водит тот, кто изменил позу. А если водящий ошибся, то он водит снова.

Солнечный зайчик

Цель: снять психологическое напряжение. Развить способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить.

Описание игры

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот- погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и покружитесь с ним. Улыбнитесь ему»

Ласковушки

Цель: сформировать чувство близости друг к другу

Описание игры

Педагог называет детей ласковыми именами и предлагает детям их повторить. Мальчики и девочки называют ласковыми именами друг друга.

В конце занятия дети становятся в круг, берутся за руки, дарят друзьям тепло, доброту, желают всем людям быть добрыми и здоровыми.

Мое имя

Цель: сформировать позитивное отношение ребенка к своему «Я»

Описание игры

Ведущий задает вопросы:

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Дети отвечают. При затруднении в ответах ведущий называет ласкательное производное от имени ребенка , а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит : «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет личным. Например : Бота – Ботагоз, Мика – Мируерт, Дина- Динара, Саша – Александр, Поля – Полина.

Связующая нить

Цель: сформировать чувство близости с другими людьми

Материал: клубок ниток

Описание игры

Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении педагог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть людей, испытывающих трудности в общении. У ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Давайте познакомимся

Цель: познакомить детей друг с другом

Материал: цветок, мячик, волшебная палочка, «ласковый» клубочек

Описание игры

В данной игре педагог может использовать различные варианты. Дети собираются в круг и по кругу передают друг другу:

-цветок,

-мячик,

-волшебную палочку

-«ласковый» клубочек

Дети по кругу передают «ласковый» клубочек (клубок мягкой пряжи или шелковых ниток) тому, кто им нравится, при этом называют свое ласковое имя, полученное от мамы дома.

- Меня зовут…

-Когда я вырасту, меня будут звать…

-Я люблю, когда меня называют…

Клубочек может передаваться в любом направлении, но конец клубка не отпускается. В конце игры паутина клубка разрезается на маленькие ниточки и каждая ниточка-это ласковое имя друга по кругу. Каждый должен запомнить имя и сохранить ласковую ниточку.

Язык

Цель: научить детей понимать язык жестов

Описание игры

Педагог предлагает представить ситуацию, а дети должны изобразить ее с помощью жестов.

Ситуация 1

Представь себя в поезде, свою бабушку – на перроне вокзала. Она тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать:

-Что ты хорошо устроился в вагоне

-Что ты позвонишь бабушке, когда приедешь

-Что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадет

Детям достается задание передать эту информацию жестами, пока поезд не тронулся.

Ситуация 2

Педагог предлагает сказать следующие слова с помощью жестов и мимики: «Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, самый лучший в мире» Кто это? (Карлсон)

Ситуация 3

Педагог предлагает детям изобразить с помощью жестов и мимики: цветок, нежность, любовь, силу, скорость, мужество

Подарите радость друг другу

Цель: научить детей дарить друг другу радость

Описание игры

Под музыку детям предлагают встать спокойно, ровно, руки держать на поясе

Педагог говорит, что рад видеть детей. Отводит в сторону правую руку, как бы берет от сердца радость и дарит ее детям. То же делает левой рукой, затем обеими одновременно.

Во время этих движений дети чувствуют внутреннее наполнение и все вместе повторяют его, наполняя пространство вокруг себя радостью, добрым отношением друг к другу.

«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра-боты, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Филиал «Ветерок» Муниципального дошкольного образовательногоучреждения д/с №59 г. Пензы

Мастер-классдля родителей

во второй младшей группе

«Что такое логоритмика?

Развитие речевого дыхания»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Арестова Лилия Ивановна

                               2019 г.

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.

Задачи:

 1. Познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий.

2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

 3. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.

4. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

1. Приглашение на мастер-класс.

2. Оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания»

3. Подготовка презентации PowerPoint на тему «Логоритмика»

4. Изготовление буклетов для родителей «Игры для развития речевого дыхания»

Оборудование:

Мультимедиа, палочки-клавесы, колокольчик, тренажеры для дыхания, материал для изготовления дидактического пособия  (диски 10 шт, самоклеющая бумага, ножницы, гафрированная бумага, нитки), игрушка зайчик, коврики на каждого ребенка, по 2 каштанчика на ребенка,

План проведения:

1.Вступительная часть.

Сообщение «Что такое логоритмика?»

2. Основная часть.

 Просмотр презентации «Логопедическая ритмика».

Знакомство с различными играми и пособиями для формирования речевого дыхания.

Изготовление родителями тренажера для формирования речевого дыхания.

3.Практическая часть.

Показ фрагмента занятия по логоритмике.

4.Заключительная часть. Раздача буклетов.

Ход собрания:

Слайд 1

  1. Вступительный часть.

Добрый день, уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мастер-класс! Тема нашего собрания-практикума посвящена ЛОГОРИТМИКЕ.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.

Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки (ритма) и движения.

Всем известно, что развитие речи детей дошкольного возраста тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.

  1. Основная часть

Слайд 2

Цель логоритмики- Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики.

Слайд 3

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка.

Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, развивается речевая моторика для правильного произношения звуков, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Слайды 4-7

Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2–3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: зайчики, птички. С возрастом игры усложняются. Для детей более старшего возраста педагог подбирает стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений проводятся в игровой форме. Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе. С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.

Слайд 8-9

Направления логоритмики:— Речевое; — Музыкальное; — Физкультурное.

Слайд 10

Музыкально — ритмическое направление:

 — Слушание музыки; — Речевое дыхание; — Певческий диапазон; — Чувство ритма; — Пластика.

Слайд 11

Логопедическое направление:

 — Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание; — Речевое общение.

Слайд 12

Физкультурно-оздоровительное направление:

— Правильная осанка; — Координация движений; — Развитие зрительной функции; — Физиологическое дыхание; — Общая моторика; — Грация движений.

Слайд 13-14

Средства логоритмики.

Музыкально — ритмическое направление:

Фонопедические упражнения для горла; — Ритмические игры; — Пение песен и вокализов; — Элементарное музицирование; — Театральные этюды; — Коммуникативные игры; — Подвижные игры и хороводы.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

       В ходе разучивания песни,  проводится работа по коррекции устной речи. В этом  помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования  используется так называемые фонопедические  упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводятся специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова.

Слайд 15

Рече-двигательное направление: — Упражнения на развитие фонационного дыхания; — Упражнения на развитие голоса; — Упражнения на развитие артикуляции и дикции; — Упражнения на развитие координации речи; — Упражнения на развитие речевого внимания; — Упражнения на развитие мелкой моторики; — Речевые игры без музыкального сопровождения.

Слайд 16

Физкультурно-оздоровительное направление: — Ходьба и маршировка в различных направлениях; — Упражнения на регуляцию мышечного тонуса; — Упражнения на развитие физиологического дыхания; — Упражнения с предметами; — Подвижные игры; — Упражнения на ориентировку в пространстве; — Релаксационные упражнения; — Игры на развитие внимания.

Слайд 17

Ожидаемые результаты:

В результате занятий логоритмикой происходят положительные изменения в развитии ребенка:

Нормализация темпа и ритма речи;

Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;

Развитие слухового внимания;

Развитие фонематического слуха;

Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

Развитие пространственной организации движений;

Развитие физиологического и фонационного дыхания;

Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов;

Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

Просмотр фотогалереи

Слайды 19-28

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе через все дыхательные пути. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее - всё повторяется, так как важной частью речи является дыхание.

Что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать?

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей можно обучить, выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Использование игровых приёмов и упражнений так же способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение следующих условий:

 ‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении;

 ‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

 ‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

 ‒ выдох должен быть длительным, плавным;

 ‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

 ‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

 ‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению;

- занятия проводить ежедневно.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.

Для развития дыхания ребенка используются разнообразные дыхательные игры.  С некоторыми  из них я вас познакомлю.

  1.  «Фруктовые воротики». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот ягодки или фрукта. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
  2. «Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки.
  3. «Морские гонки». Сделайте бумажные кораблики или приготовьте пластиковые оболочки от «киндер-сюрпризов». Также вам понадобится тазик с водой. Предложите ребёнку дуть на эти кораблики, стараясь довести их до противоположного «берега». Добавьте соревновательный момент, поспорив, чьё судёнышко уплывёт дальше.
  4. «Забей гол». Постройте из деталей ЛЕГО футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря».
  5. «Буль-буль». Вам понадобятся 2 пластиковых прозрачных стакана. В первый нужно налить воду до краёв, во второй – до половины. Ребёнок берёт коктейльную трубочку и в полном стакане дует слабо, чтобы вода не пролилась, а в другом дует в полную силу.
  6.  «Спортивные карандашики». На столешницу кладут 2 карандаша круглого сечения и разного оттенка. Малыш должен опередить вас на финише, дуя на карандашик в меру своих возможностей. Дуть нужно по очереди.
  7. «Мяч» Вокруг круглого стола встают четыре или два  игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.

 Так же для развития плавного выдоха можно дуть мыльные пузыри, использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; различные духовые музыкальные инструменты.

Сегодня мы с вами изготовим одно пособие из СD-диска.

Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Для изготовления пособия нам понадобятся шаблоны цветов, крыльев бабочки и серединки цветов.

2. Сначала будем делать основу пособия в виде цветка.
С помощью CD диска обводим на изнаночной стороне самоклеящейся бумаги 2 круга. Цвет бумаги выбираем любой.

3.Вырезаем круги.                                                                                                             4.Берём CD диск и наклеиваем один из кругов сначала на одну сторону. Затем на другую.

5.Берём изоленту любого цвета, по вашему желанию. И начинаем оформлять края основы нашего пособия.
Это мы делаем в целях безопасности, чтобы края CD диска не были доступны детям при использовании пособия, а также, чтобы пособие было красивым и эстетично выполненным.              

6.Берём самоклеящуюся бумагу любого другого цвета. Обводим на ней с изнаночной стороны шаблон цветка № 2 дважды. Можно выбрать и шаблон цветка №1, по вашему желанию. Вырезаем получившиеся заготовки цветов.

7.Один цветок наклеиваем с одной стороны основы пособия. Второй цветок наклеиваем с обратной стороны.

8. Теперь будем делать бабочку.
Берём шаблоны крыльев бабочки: большие крылья и маленькие крылья, заготовки из гофрированной бумаги разного цвета в виде прямоугольников по размеру равные шаблонам крыльев. Обводим шаблоны с помощью простого карандаша (можно использовать ручку). Вырезаем крылья. Накладываем маленькие крылья на большие.

9. Крылья, сложенные вместе, сворачиваем гармошкой по длинной стороне крыльев. Проглаживаем пальцами. Разворачиваем. Это основа нашей бабочки.

10.Берём моток ниток любого цвета. Отмеряем нить примерно 20-25 см, отрезаем. Длина нити может быть разной. Но не следует делать нить слишком короткой, иначе бабочку не возможно будет сдуть с цветка. А слишком длинная нить будет неудобна, так как бабочка на нити будет путаться.
Делаем из нити петлю.

11.Накладываем заготовку бабочки на петлю примерно в её середине.

Концы нитей поднимаем вверх. Заводим концы нитей в петлю, протягиваем сквозь неё.Затягиваем петлю. Получается узелок.

12.Берём основу пособия в виде цветка с любой понравившейся стороны. Приклеиваем в середину кусочек двустороннего скотча в виде небольшого квадрата или прямоугольника. Убираем верхний слой и накладываем на скотч концы нитей, на которых крепится бабочка.

13.Вырезаем с помощью шаблона круга серединку для цветка из самоклеящейся бумаги любого цвета.

Наклеиваем на середину основы. Таким образом, мы задекорируем кусочек скотча, закрепим концы нитей и оформим серединку цветку.

Готовый результат
Дидактическое пособие «Сдуй бабочку с цветка» готово к использованию в работе с детьми.

3. Практическая часть.

Сейчас мы вам предлагаем посмотреть логоритмическое занятие с вашими детьми.


Дети входят в зал под музыку, выполняя за педагогом разные виды ходьбы.

Педагог: Здравствуйте, ребятки! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости –ваши мамы. Давайте все повернемся к ним. Мы им рады?
Дети: Да. Мы рады гостям.
Педагог: Мы всегда рады гостям и приветствуем их улыбкой. Давайте улыбнемся, пошлем мамам воздушный поцелуй (не забудьте вытянуть губки), помашем.

Педагог: А теперь давайте с вами встанем в кружочек и поздороваемся друг с другом.

Игра- приветствие «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!                  «Фонарики»

Здравствуй, небо голубое!                     Качают руками над головой

Здравствуй, маленький дубок!              Показать «низко»

Здравствуй, вольный ветерок!              Покачать руками в низу

Здравствуй, утро, здравствуй, день!           Показать левую ладошку, затем правую

Нам здороваться не лень.                            4 хлопка

Педагог: Колокольчик наш поет,

               Заниматься нас зовет.

(дети и педагог садятся на ковер в круг)

Педагогпередает колокольчик ребенку со словами:
          Здравствуй, здравствуй, мой дружок.

Все вместе: Здра-вствуй, (имя ребенка), (прохлопывают)

Педагог:В колокольчик поиграй,

                 И дружочку передай. (колокольчик передается по кругу)

Педагог: Очень весело и дружно вы поздоровались. А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. Беритесь за ручки, чтобы нам никого не потерять, мы отправляемся по дорожке.


Коммуникативная игра «По дорожке мы шагаем»

Педагог: Ну, вот мы и на опушке леса. Берите коврики и садитесь в кружочек, отдохнем.Поиграем с язычком.

                                                   Артикуляционная ритмика

(выполняем арт. упражнения «Окошко», «Заборчик», «Толстячок», «Месим тесто», «Блинчик» под музыку)

Педагог: Ну, вот, ребятки, хорошо мы занимались и сразу солнышко показалось. Улыбнемся как солнышко. (дети улыбаются) Вдруг набежала тучка, стало пасмурно. Изобразим тучку. (дети хмурятся)

Мимическая игра «Солнышко и тучка»

 Игра повторяется.

Педагог: Ой, ребятки, к нам на полянку кто-то бежит.

Звучит музыка. Воспитатель выносит Зайку с корзинкой.

Педагог: Это же Зайка. Ребятки, давайте поздороваемся с зайчиком.

Дети: Здравствуй, Зайчик.

Динамическая пауза «Зайчик серенький сидит»

(движения по тексту)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать.

Педагог: Ребятки, лапки ведь у зайки мерзнут, давайте поможем их согреть.

Дыхательное упражнение «Согреем ладошки»

Дети садятся в круг.

Педагог: Нам зайчик принес палочки. А мы умеем с ними играть. (дети берут по две палочки) Наши палочки стучалочки(стучим),наши палочки шуршалочки(трем палочку о палочку), наши палочки каталочки(катаем между ладошками, затем на полу), наши палочки шагалочки(шагаем палочками на полу).

                 Игра на развитие ритмичности и звуковысотного слуха

                                    «Большие и маленькие ноги»

Большие ноги шли по дороге,               Говорим низким голосом и шагаем палочками

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.                           медленно.

Маленькие ножки бежали по дорожке,     Говорим высоким голосом и палочки «бегут».

Топ-топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ.

Педагог: Спасибо тебе, зайчик, очень нам понравилось с тобой играть. Мы тебе сейчас песенку споем про осень.

Песня «Дует, дует ветер»

(дети поют без музыкального сопровождения)

Педагог: Зайке и мне очень понравилось, как вы пели песенку. Давайте изобразим как дует ветер. (использовать маленькие пузыречки на каждого ребенка)

                 Дыхательное упражнение «Сильный и слабый ветерок»

Педагог: А теперь мы покажите зайке, как падают листочки с деревьев.

(дети показывают движением руки сверху вниз, при этом произносят звук п-п-п)

Фонетическое упражнение «Падают листья»

Педагог: Ребятки, от сильного ветра попадали с дерева каштанчики. (высыпать на пол) А мы их поднимем и потанцуем.

Танец-игра «Каштанчики»

Педагог: Ребятки, давайте зайке соберем каштанчики и подарим. (собирают в корзинку)

Педагог: Скажем зайке до свидания и будем возвращаться. Мы устали и поедем на автобусе.

Песня-игра «Автобус»

Педагог: Нам пора прощаться, встаем в кружок и споем прощальную песенку.

Ритуал прощания –песенка «До свидания»

Дети выходят из за зала.

  1. Заключительная часть.

Надеемся, что полученная информация будет для вас полезна и использована в совместном досуге с детьми.

Спасибо за внимание!

Раздача буклетов для родителей.



Предварительный просмотр:

        

Музыкальный руководитель

Арестова Л.И.

 

        2019г.



Предварительный просмотр:

Конспект по логоритмике для детей 2-3 лет.

Тема:«Куколка». Звук А

Создать благоприятный эмоциональный фон, заложить основу для плодотворной, творческой работы с группой.

Знакомство с органами артикуляции.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука А.

Формировать правильное речевое дыхание.

Развивать слуховое восприятие.

Развивать силу голоса.

Учить выполнять имитационные движения по тексту песни.

Учить манипулировать с предметами.

Материал

*колокольчик;

*красивая коробка;

*кукла, куколки на каждого ребенка;

*цветы на каждого ребенка;

*картинки для артикуляционной гимнастики: «Птенчики с открытым клювом», «Замок», «Ребенок с закрытым ртом»;
*фонарик;
*погремушки на каждого ребенка

1.Педагог звонит в колокольчик, поет: «колокольчик наш поет, на занятие зовет»- дети собираются вокруг педагога.

2.Педагог поет, все хлопают в ладоши:

Здравствуйте, дети, здравствуйте, малыши!

Хлопайте в ладоши, на урок мы все пришли.

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля, будем петь и танцевать,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля, и учиться, и играть.

3.Приветствие: «Здравствуйте, ладошки!»

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!     (хлопать)

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!            (топать)

Здравствуйте щечки, плюх-плюх-плюх!        (погладить и пошлепать щечки)

Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх!           (погладить и пошлепать щечки)

Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок!         (три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки, щелк-щелк-щелк!       (три раза ритмично пощелкать зубами)

Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!           (потрогать носик и три раза ритмично нажать на кончик носика)

Здравствуйте, малышки!                              (помахать обеими руками)

Всем привет!         

4.Двигательная разминка: «Вот как мы умеем»

Зашагали ножки - топ-топ-топ!

Прямо по дорожке – топ-топ-топ.

Ну-ка, веселее – топ-топ-топ.

Вот как мы умеем – топ-топ-топ.                                                                                       Зашагали ножки – топ-топ-топ!

Прямо по дорожке – топ-топ-топ.

Топают сапожки – топ-топ-топ.

Это наши ножки – топ-топ-топ.

СТОП!

5.Педагог звонит в колокольчик: «Колокольчик наш поет, на кружок он всех зовет».

Дети и педагог садятся на подушки в круг.

6. Педагог произносит слова и передает колокольчик по кругу:

Здравствуй, здравствуй, наш дружок,

Звонкий колокольчик динь-динь-дон,

Здравствуй (имя ребенка)!                              (колокольчик в руках, у названного ребенка)

Ты немножко поиграй и дружочку передай!

Здравствуйте, здравствуйте все!             (три раза ритмично хлопать)

7.Педагог предлагает детям позвать гостей:

С добрым утром, с добрым утром!           (хлопать)

Говорим мы всем друзьям.

С добрым утром, с добрым утром!

Приходите в гости к нам!

8.Педагог вносит красивую коробку с куклой.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Это куколка проснулась.

Потянулась-потянулась,

Деткам мило улыбнулась.

Куколка здоровается с детьми, протягивает ручку. Педагог поет:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке

На ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня по ладошечке.

Куколка с детьми умывается.

Кап-кап, кап-кап,

Капает водичка,

Мы намылим ручки,

Мы умоем личико.
Ну-ка, зеркальце скажи,

Кто у нас красивый?

Ты!

9.Артикуляционная гимнастика

Кукла учит детей открывать широко ротики.

Упражнение «Птенчики»

Кушать птенчики хотят,(широко открыть рот)

Маму ждут, но не шумят.

Ротик на замок закрыт,(губы сомкнуть, придержать указ.пальцем)

Очень тихо все сидят.

Упражнение «Замок»

Мы замочки раскрываем,

Шире ротик открываем.

Спит спокойно язычок,

Снова ротик на замок!

Дети устанавливают указательные пальчики правой и левой руки на височно-нижнечелюстные суставы. Движение открывания и закрывания «замочков».

Упражнение «Язычок устал»

Бегал, прыгал язычок                                    (высунуть язык и пошевелить им)

Лег в кроватку и молчок.                                (спрятать за зубки, губы сомкнуть)

В зубки упирается

Лежит не напрягается.

10.Дыхательная гимнастика«Понюхаем цветочек»

Педагог показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Детям раздаются искусственные цветы с каплей аромата. Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!»

Здравствуй, милый мой цветок.

Улыбнулся ветерок.

Солнце лучиком играя,

Целый день тебя ласкает.

11. Пальчиковая гимнастика«Игрушки»

На большом диване в ряд          (попеременно хлопать и стучать кулачками)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,   (поочередно загибать пальчики на одной руке)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять    (поочередно загибать пальчики на другой руке)
Помогаем нашей Кате                
(попеременно хлопать и стучать кулачками)

Мы игрушки сосчитать.

12. Самомассаж «Ладошки»

Вот у нас игра какая:   (хлопать)

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правою ладошкой           (шлепать по левой руке от плеча к кисти)

А теперь ладошкой левой      (тоже по правой)

Ты хлопки погромче делай!

А потом, потом, потом,   (хлопки по щечкам)

Даже щеки мы побьем.

Вверх ладошки- хлоп, хлоп.             (хлопки над головой)

По коленочкам-шлеп, шлеп.        (по коленям)

По плечам теперь похлопай,   (по плечам)

По бокам себя пошлепай.                (по бокам)

Можешь хлопнуть за спиной,(по спине)

Хлопаем перед собой.                         (по груди)

Справа-  можем, слева- можем!      (поколачивание по груди слева-справа)

И крест-накрест руки сложим.(сложить руки на груди)

И погладим мы себя,   (поглаживание себя)

Вот какая красота.

13. Танец с куклой «Наших кукол мы берем» (Е.Железнова)

Наших кукол мы берем,

С куклами гулять идем.

А погода хороша,

Мы шагаем не спеша.

Куколок за ручки взять,

С ними вместе танцевать.

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Пляшет куколка моя.

Куколке пора поспать,

Надо куклу укачать.

Баю-баю, баю-бай.

Поскорее засыпай.

14. Голосовое упражнение «Песенка для куколки»

Педагог предлагает покачать куколку, спеть ей песенку.

Куколку качай,

«А»- ей напевай!

А-а-а-а…

«А»! Красивый звук какой!

Ну-ка, шире рот открой!

15. Игра с погремушкой «Тихо-тихо мы сидим»

«Куколка уснула. Давайте разбудим ее погремушкой»

Тихо-тихо мы сидим,

Погремушкой не гремим.
Вот как весело играем,

Погремушками гремим!

16. Релаксация.

Спокойная классическая музыка из серии «Happybaby».

Дети лежат свободно по ковру.

17. Фонарик.Дети задувают свечку.

В фонарике огонь погас, пора прощаться нам сейчас!

Пели мы и мы плясали,

В игры разные играли.

Ножками топали

И в ладоши хлопали!

А теперь пойдем по кругу-

Скажем мы- «пока»- друг другу.



Предварительный просмотр:

Тема: «Части тела и лица». Звук И

Задачи:

Формировать знания о частях тела.

Ввести в активный словарь детей названия частей тела.

Развивать умение ориентироваться по схеме собственного тела.

Формировать подражание движениям рук.

Формировать правильную артикуляцию.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука И.

Обучать навыкам координации речи с движением.

Коррекция движений при ходьбе.

Формировать правильное речевое дыхание.

Материал:

*колокольчик;

*кукла Петрушка;

*картинки «Части тела и лица»;

*погремушки на каждого ребенка;

*палочки-клавесы по 2 на каждого ребенка;

*фонарик

1.Педагог звонит в колокольчик, поет: «колокольчик наш поет, на занятие зовет»- дети собираются вокруг педагога.

2.Педагог поет, все хлопают в ладоши:

Здравствуйте, дети, здравствуйте, малыши!

Хлопайте в ладоши, на урок мы все пришли.

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля, будем петь и танцевать,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля, и учиться, и играть.

3.Приветствие: «Здравствуйте, ладошки!»

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!     (хлопать)

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!            (топать)

Здравствуйте щечки, плюх-плюх-плюх!        (погладить и пошлепать щечки)

Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх!           (погладить и пошлепать щечки)

Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок!         (три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки, щелк-щелк-щелк!       (три раза ритмично пощелкать зубами)

Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!           (потрогать носик и три раза ритмично нажать на кончик носика)

Здравствуйте, малышки!                              (помахать обеими руками)

Всем привет!         

4.Двигательная разминка: «Вот как мы умеем»

Зашагали ножки - топ-топ-топ!

Прямо по дорожке – топ-топ-топ.

Ну-ка, веселее – топ-топ-топ.

Вот как мы умеем – топ-топ-топ.

Зашагали ножки – топ-топ-топ!

Прямо по дорожке – топ-топ-топ.

Топают сапожки – топ-топ-топ.

Это наши ножки – топ-топ-топ.

СТОП!

5.Педагог звонит в колокольчик: «Колокольчик наш поет, на кружок он всех зовет».

Дети и педагог садятся на подушки в круг.

6. Педагог произносит слова и передает колокольчик по кругу:

Здравствуй, здравствуй, наш дружок,

Звонкий колокольчик динь-динь-дон,

Здравствуй (имя ребенка)!                              (колокольчик в руках, у названного ребенка)

Ты немножко поиграй и дружочку передай!

Здравствуйте, здравствуйте все!             (три раза ритмично хлопать)

7.Педагог предлагает детям позвать гостей:

С добрым утром, с добрым утром!           (хлопать)

Говорим мы всем друзьям.

С добрым утром, с добрым утром!

Приходите в гости к нам!

8. Педагог вносит Петрушку

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Это я -Петрушка,

Веселая игрушка.

Будем с вами мы играть,

Части тела запоминать.

Упражнение для общей моторики

Раз, два, три, четыре, пять-(шагать на месте, если сидя, стучим ножками)

Будем тело изучать.

Вот спина, а вот животик,   (показывать указ.пальцем части тела)

Ножки, ручки, глазки, ротик.

Носик, ушки, голова.

Покачать успел едва.                       (руки на голове, покачать)

Шея крутит головой                   (обхватить шею ладонями)

Ох, устал я! Ой-ой-ой!

9. Артикуляционная гимнастика, голосовые и дыхательные упражнения

Упражнение «Улыбаемся»

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Упражнение «Гуляем- отдыхаем»

Язычок у нас гуляет,                 (высунуть язычок, пошевелить)

В ротик  лег и отдыхает.        (язык в состоянии покоя лежит на нижней губе)

Язычок,  спи, отдыхай!

Никуда не убегай!

Упражнение «Ослик»

(упражнение способствует развитию подвижности нижней челюсти)

«И- а, И- а!»- Ослик так поет всегда!

Упражнение «Петрушка»

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам.

И скажите: «И, и, и-               (следить за артик.укладом, направлением

Ротик к ушкам растяни!»            ротовой воздушной струи)

10. Музыкальная игра «Прятки»

Где же, где же наши ножки,   (сесть на корточки, обхватить колени)

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки-

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,   (встать и топать ножками)

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши ручки,   (спрятать ручки на спину)

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки-

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,   (показать ручки и вращать кистями)

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши детки,   (закрыть глазки ладошками)

Где же наши детки?

Где же, где же наши детки-

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки,(открыть глазки, приплясывая хлопать в ладоши)

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки,

Пляшут наши детки.

11. Упражнение с погремушками на развитие чувства ритма, динамического слуха, слухового внимания.

Педагог обращает внимание детей на то, что Петрушка принес погремушки, раздает их детям и предлагает поиграть с ними под музыку.

Погремушечки звенят,

Всех ребяток веселят.

Погремушечки играют,

Всех ребяток забавляют.

Погремушки не звенят,

На коленочках лежат.

Детки тихо все сидят,

Погремушечки  молчат.

Танец с погремушками( Матвеенко Н.Ю.)

1. Мы веселые Петрушки, (прыгают с погремушкой)

ЧОК ДА ЧОК, ЧОК ДА ЧОК,

В наших ручках погремушки,

На головке колпачок.

ДИЛИ-динь, ДИЛИ-динь,              (кружаться)

Дили дилидилидинь  }2 р.

2. Громко, громко по ладошке        (стучат погремушкой по ладошке)

Постучим, постучим.

Ах, устали наши ножки,

Посидим, посидим.                           (присаживаются на корточки)

ДИЛИ-динь, ДИЛИ-динь,              (пошгремушкой стучат по полу)

Дили дилидилидинь  }2 р.

3. Побежали друг за дружкой        (встают и бегут по кругу)

Веселей, веселей.

Поиграли с погремушкой,

Поплясали для друзей.

ДИЛИ-динь, ДИЛИ-динь,              (кружаться)

Дили дилидилидинь  }2 р.

Поклон

12. Игра на слуховое внимание

Стучать указательным пальцем по столу или по своему колену и произносить:

Кап-кап дождик, сейчас замочит носик (ручку, животик, лобик, коленку).

Ребенок должен закрыть названную часть тела ладошкой.

13. Пальчиковая гимнастика «Это я»

Это глазки. Вот, вот.             (показывать пальцем глаза поочередно)

Это ушки. Вот, вот.               (взять за мочку ухо поочередно)

Там спинка. Тут живот.        (показать левой спинку, правой-живот)

Это ручки. Хлоп-хлоп.             (показать обе руки, потом 2 раза хлопнуть)

Это ножки. Топ-топ.              (положить ладони на бедра, 2 раза топнуть)

Ой, устали, вытрем лоб.(провести ладонью по лбу)

14. Самомассаж живота и упражнение на развитие диафрагмального дыхания

Дети лежать на спине и гладят животики.

Розовый животик (поглаживать животик)

Мурлычет, словно котик.

Заурчал щеночком,

Забулькал ручеечком.

Ах, животик ты, живот,(надувать и сдувать животик)

Кто в животике живет?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,   (поглаживать животик)

Сладкие арбузики.

15. Игра с деревянными палочками

В руки палочки мы взяли,

С ними весело играли.

Наши палочки-стучалочки.

Тук-тук, тук-тук,

Все услышали мы звук.

Это палочки стучат,

Поиграть зовут ребят.

Наши палочки-шуршалочки.

Будем мы с тобой играть,

Будем мы с тобой шуршать.

Шмык-шмык, шмык-шмык.

Наши палочки-каталочки.

Положили палочки на одну ладошку

И накрыли палочки мы другой ладошкой.

Покатали, покатали

И не сколько не устали.

Наши палочки-шагалочки.

Большие ноги шли по дороге,

Топ-топ-топ,топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

16. Релаксация.

Сначала предложить детям поскакать с Петрушкой на лошадке.

Фонограмма «Скачут резвые лошадки» из серии «Happybaby».

Дети отдыхают, лежа на ковре.

Музыка данной серии «Месяц в небе засиял».

17. Фонарик.Дети задувают свечку.

В фонарике огонь погас, пора прощаться нам сейчас!

Пели мы и мы плясали,

В игры разные играли.

Ножками топали

И в ладоши хлопали!

А теперь пойдем по кругу-

Скажем мы- «пока»- друг другу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»
- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
- Сами покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
- После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»
- Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
- Убираем язычок, рот закрываем.
- Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
- Попросим малыша приоткрыть ротик.
- Теперь высовываем язычок
- И покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
- Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
- Покажите картинку со снежной крутой горой.
- Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
- Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
- Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
- Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь пробует малыш.
- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите. 
- Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
- Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
- Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
- Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты. 
- Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
- Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
- Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
- Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

1.«Перед нами елочка:       

сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        

показывают кулачки

Иголочки,        

указательные пальцы

Шарики,        

пальцы сжимают в круг

Фонарики,        

показывают «фонарики»

Зайчики,        

показывают «ушки зайца»

И свечки,        

прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         

прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».         

ставят средний и указательный пальцы на колени

2.«Кот на печи         

стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         

показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята          

поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        

и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        

показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        

щелкают зубками

3.«Мы вот так, мы вот так,                

«мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  

пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                      

широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                      

поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                        

движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                          

руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      

манят к себе

Очень, очень просим!»

4.«Курочка - рябушечка        

не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        

пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!      

загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                    

грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»      

загибают пальчики на другой руке

5.«Вот как наши ребятишки          

дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         

трут ладошкой о ладошку

 

6.«Этот пальчик мой танцует.        

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        

делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        

стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,            

царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                

прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    

сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                  

сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

при повторе выполняются движения другой рукой

7. Как в лесу на кочке                      

выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    

«фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

 

8. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                         кивают головками 

«Падал снег на порог.         дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.         показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.          делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки         грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».         покачивают пальцем из стороны в сторону

9.«Сорока – белобока        

дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                

поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        

показывают большой палец

Ты воды не носил,        

грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        

разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        

сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        

указательным пальцем показывают на угол

10.«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!       хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,             одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»             поглаживание рука об руку

     

11.«Девочки и мальчики!                          

вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          

наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                  

поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                

руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

12.«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                               хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                               руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

13.«Есть у киски глазки              

показывают свои глазки

Есть у киски ушки                  

показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  

сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись        

грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                    

хлопок в ладоши

14.«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            

руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              

руки в замок, большие пальцы соединены, остальные

прямые

Подпевают сто ужей,              

соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                  

«ушки зайчика»

И поют ее лисята,                  

 «лисьи лапки»

Под землею старый крот        

прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,          

руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              

«лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          

выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил    

соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

15.Промурлыкала нам кошка    

«кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.        

кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                

указательный палец вверх

Как под нашей крышей          

руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?        

«мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

16.«Наши девочки и наши мальчики                        

 руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

         

17.На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим                                   шевелят ими

Наши пальчики проснулись                                кисти вверх

- Мы проснулись, мы проснулись                 сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись.                             соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

Стали пальцы целоваться       касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться.                                         фонарики

         

18.Подошла Ладошка                                     выставление ладоней

И сказала: - Крошки!                                   шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться             взмахи кистями

Надобно трудиться!                                            руки вместе

- А мы хотим резвиться!                                     Фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались                                             кулачки

Молчок                                                               палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка  огорчают!

- Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите       руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели            фонарики

- Будем, будем мы трудиться                             руки соединили

А потом, уже резвиться!»                         хлопают по коленям

19.«Ах, как жутко на лесной лужайке           руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                         «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки,

выставив указательный и      

                                                                       средний пальцы,

быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                       «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                               руки в кулак, выставление указательного пальца 

И жуки рогатые ползут                                 руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                         пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                         быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

Список использованных источников

«Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова, 2009 г.

«Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

«Озорные пальчики» - муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

«Пальчиковые игры для малышей» - Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.