Экология

Туркина Ольга Николаевна
Методические разработки, проекты, сценарии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска, детский сад №108

Методическая разработка по экологическому воспитанию и «волонтерскому движению» детей 5-6 лет

«Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность»

                                                      Воспитатель: 1 квалификационной категории

Ковшова А.Н.

(общественный  инспектор по охране окружающей среды

 Иркутской области  и  Байкальской природной территории)

Воспитатель: 1 квалификационной категории

Черных Е.В.

Музыкальный руководитель: 1 квалификационной категории

Туркина О.Н.

2022г.

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                        3                                                                                      

 2.Цели экологического воспитания                                                                      3                                                                      

2.1.Виды деятельности в процессе экологического воспитания                        4

3. Проектная деятельность в ДОУ. Разновидности готовых проектов              5

3.1. Основные требования к использованию метода проектов в ДОУ              8

4. Заключение                                                                                                          9

5. Проект «Любите и охраняйте природу!»                                                        10

6. Литература                                                                                                         12

7. Приложение 1.   Сценарий развлечения по экологии для старшей группы:                     «Спасение Байкала – опасные водоросли!»                                                       13

8. Приложение 2. Методическая разработка итоговых мероприятий (конспектов), посвященных экологическому воспитанию и «волонтерскому движению» детей в старшей группе.                                                                   17   

9. Приложение 3. Анкета для родителей «Волонтерское движение»              43

10. Приложение 4. Рекомендации « Как стать патриотом или волонтером»  44

  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно организованное, систематически осуществляемое в детском саду под руководством педагогов, обладающих экологической культурой, оно значимо и с позиций личностного развития ребенка, оказывая интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.  

 Продуманная организация дошкольного обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Воспитание патриотичного толерантного к государству населения является важной задачей любого государства. Именно поэтому встает более остро и актуально вопрос не только об образовании молодого поколения, но и воспитании патриотизма у них. Как одно из направлений – развитие «волонтерского движения».

  1. Цели экологического воспитания

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Также важно формирование нравственных качеств дошкольников через организацию и участие в патриотическом и волонтерском движении.

Нужно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относится к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Основные задачи педагога – вырастить и воспитать здорового человека, знающего, защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Давайте учить детей любить родную природу – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления.

  1. Виды деятельности в процессе экологического воспитания

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

 - сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

 - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

 - детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

 - общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира;

 - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

 - речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

 - наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

 - проектная деятельность, основываясь на личностноориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

3. Проектная деятельность в ДОУ. Разновидности готовых проектов

Прежде чем приступать к реализации проектной работы в детском саду, воспитателям важно уяснить разницу между следующими видами деятельности:  

исследовательская — позволяет больше узнать о проблеме или интересующем явлении (предмете), найти истину;

 продуктивная — предполагает простейшее решение задачи;

 проектная — подразумевает не только решение проблемы, но и развитие ситуации, потому в рамках проекта дошкольники могут использовать и продуктивную, и исследовательскую, и учебную деятельность, но все они должны приводит к созданию определенного продукта.

Таким образом, готовые проекты в детском саду по ФГОС отличаются:  наличием проблемы, которую нельзя решить прямым действием;

  социальной или личностной мотивированностью всех участников процесса;

  адресным характером выполнения задачи.

 Каждый проект расширяет детские знания в определенной сфере, формирует у них необходимые навыки и умения, позволяет обогатить жизненный опыт дошкольника. Ребята учатся принимать самостоятельные решения, ставить цели и достигать их, развивать мышление, сотрудничать и договариваться с другими участниками группы. В зависимости от темы проектов в детском саду их делят на:

1. Исследовательские — дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет. Их отличает социальная значимость тем, актуальность проблемы, наличие четкой структуры и целей.

2. Игровые — осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево - игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.

3. Информационные — дошколята выбирают тему и ее реализацию в соответствии со своими социальными интересами. В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.

4. Творческие — реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами. Все проекты творческой направленности делятся на категории по форме презентации результата, по доминирующей разновидности творчества, по мотиву.

 5. Практико-ориентированные — раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.

 6. Открытые — чаще всего используются в рамках разных групп ДОУ, что позволяет вывести проектирование на новый уровень. Когда работа ведется внутри одной возрастной группы, все участники процесса знают личностные и социальные качества друг друга, творческие возможности детей. Контактируя с детьми разных возрастов, 7 воспитанники ДОУ расширяют сферы общения, улучшают коммуникативные и социальные навыки. Совместная деятельность дает им новые эмоции и впечатления, младшие и старшие дети перенимают опыт друг друга.

7. Досуговые — реализация мероприятий развлекательной и спортивной направленности.

 8. Комплексные — по своему содержанию объединяют несколько типов сразу. Любые проекты в ДОУ по ФГОС способствуют повышению самооценки детей посредством признания ценности детских достижений и разделяются по срокам реализации на краткосрочные, реализуемые в рамках нескольких занятий, а также среднесрочные и долгосрочные (последние изучаются и осуществляются в течение полугодия или года).

 По характеру участия ребенка, он может в проектной деятельности быть участником, исполнителем, заказчиком и оценщиком. Поскольку детям не под силу разработать и реализовать проект самостоятельно, им на помощь приходят воспитатели, музыкальные руководители и родители, которым отводится роль наставников.

По количеству участников все проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые (участники проекта — 3-12 человек) и фронтальные (выполняется всем коллективом группы ДОУ).  

Индивидуальное проектирование способствует обогащению культурного и социального опыта дошкольника, позволяет ему проявлять инициативу, высказывать свои мысли и переживания, демонстрировать способности, делать ошибки и достижения.

 Коллективные проекты реализуют стремление детей действовать сообща, желание  участвовать в коллективной работе, решении поставленных задач. Все это способствует появлению навыков коллективного сотрудничества, которые формируются посредством приобщения к выполнению общих работ. Выполняя проектную работу, воспитанники ДОУ объединяются, обсуждают проблему, ищут пути ее решения, распределяют обязанности и ответственность, помогают друг другу.

 Парные проекты выполняются парами детей, что способствует установлению  дружеских и партнерских взаимоотношений, позволяет им сформировать навыки сотрудничества, поиска компромиссов, решения сложных задач посредством совместной деятельности.

 По характеру взаимосвязей проекты в группе в ДОУ делят на задачи внутри одной возрастной группы, с привлечением детей старше или младше, участием родителей, представителей общественных организаций или учреждений.

3.1.Основные требования к использованию метода проектов в детском саду.

 В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

 Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике. В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

 -подготовительный– постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности;

 - собственно исследовательский– поиск ответов на поставленные вопросы.

 -заключительный- обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов

 Разработка:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;  - вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);

 -намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей;

 -обсуждает план с семьями воспитанников;

 - вместе с детьми составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место;

 -предлагает совместную работу для родителей и детей

 - сбор информации, материала по проекту;

 -проводит занятия, игры, наблюдения, экскурсии – все мероприятия основной части проекта; -совместная работа для детей и родителей

 - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации);

 -организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, КВН); -совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту; - подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

4. Заключение

Целью проектной деятельности в детском саду являются не готовые проекты, а процесс их реализации, в ходе которого педагоги наставляют, помогают, стимулируют интерес и активное участие детей, а те в свою очередь отвечают вовлеченностью.

Продолжительность отдельных этапов реализации проекта зависит от выбранной темы, возраста детей, характера проектной деятельности, числа участников. Важно не только  разработать проект, но привести его к созданию готового продукта, который можно будет представить публике. Наличие результата позволит детям испытывать чувство гордости, будет стимулировать инициативность, умение анализировать, планировать, ставить цели и достигать их. Общество получает социально активных, творчески развитых, отмеченных гражданско-патриотическими чувствами детей.

5. Проект  «Любите и охраняйте природу!»

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили. Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения. Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Паспорт проекта.

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения: 1 месяц

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях ;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек»«Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое»«Четвертый лишний»,«Один – много»«Назови ласково» и т. д.

Просмотр мультфильма, презентации «Путешествие по Красной книге»

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

Дидактические игры;

Чтение литературы;

Рассматривание демонстрационного материала;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

Оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (создание выставки книг, плакатов на экологическую тему).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный:

– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных)

- Почему это может произойти?

- Как это повлияет на нас?

- Как не допустить этого?

- Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые»

2 этап - организационно – практический

1. Познавательное развитие:

«Экологическая беседа в старшей группе»;

Беседа на тему«Знакомство детей старшей группы с Красной книгой».

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

2. Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Мы за чистые водоёмы».

Рисование способом монотипия «Подснежник». Первоцвет, занесённый в Красную книгу.

Изготовление плаката на тему«Сохраним нашу планету чистой»

3. Социально-коммуникативное развитие:

«Наблюдение за огородом на участке в летний период – как одно из средств экологического воспитания детей»

4. Речевое развитие:

Заучивание стихотворений Т. Коваль «Про ёжика»«Эй, прохожий, обернись!»; «Много есть чудес на свете»«Дерево, трава, цветок и птица»; «Есть на земле огромный дом»

3 этап - заключительный.

Открытые мероприятия:

Театрализованное представление: «Спасение Байкала – опасные водоросли!» (Приложение 1.)

Методическая разработка итоговых мероприятий (конспектов), посвященных экологическому воспитанию и «волонтерскому движению» детей в старшей группе. Конспекты разработаны на итоговые мероприятия каждой недели (4 технологические карты)  (приложение 2.)

Цель: формирование добровольческой деятельности, направленной на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем.

9.Литература

1. Белолуцкая Ф. К.Организация детской проектной деятельности в детском саду. – М.,Мозаика Синтез, 2009.

 2. Горькова Л.Г. Экологическое воспитание дошкольников – М.:ВАКО, 2005г.-247с.

3. Дитрих А.К. «Почемучка» - энциклопедия для дошкольников, Издательство «Педагогика», 1990г.-384с.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010 -192с.

5. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.:Издательство ГНОМ, 2013г.-91с.

 6. Николаева С.Н.Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

7. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.-.160с.

Приложение 1

Сценарий развлечения по экологии для старшей группы: «Спасение Байкала – опасные водоросли!»

Воспитатель: Ковшова Анна Николаевна.

Черных Елена Вениаминовна

Музыкальный руководитель: Туркина Ольга Николаевна

Возраст: дети разновозрастной группы 4-6 лет

Цель: Закрепить представления детей о растительном мире Прибайкалья. Водоросли.

Задачи:   Вызвать положительный эмоциональный отклик детей на развлечение.  

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Узнать о загрязнении природы.

Уметь вести диалог в постановке сценки для детей «Рыбалка».

Уметь смотреть и слушать сказку, танцевальный номер «Водоросли»   в исполнении других детей.

Атрибуты: Костюмы рыбаков, удочки. Декорации для сценки «Рыбалка» - прудик, мусор, рыбки. Декорации для танца «Водоросли» платья синего цвета, ленточки зеленого цвета. Атрибуты к играм прописаны ниже.

Действующие лица:

Ведущий, Байкал – взрослые

Рыбаки –мальчики

Водоросли –девочки

Ученые- дети старших групп

Участники- дети средней группы

Ход развлечения:

Дети под музыку заходят в зал, встают на полукругчитают стихи

1 ребенок: Волны шуршат

                   И за пятки хватают,

                   Камушки прямо под ноги бросают

                   Волны мурлыкают, прямо как кошка

                   Я подразню их как кошку, немножко

2 ребенок: На Байкал ходить мы любим,

                   Скажем все на свете,

                   Что живем мы на Байкале-

                   Мы гордимся этим!

Ведущая:  Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного. И наши ребята сейчас нам покажут сценку «Рыбаки» («Про рыбалку» А.Ерошин»)

1 ребенок: Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор — сковороду.

2 ребенок: Коля — корку мандаринки,
Саша — старые ботинки,
А Сабина и Сосо —
От машины колесо.

3 ребенок: Мне попались две подмётки,
Боре — банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

4 ребенок: Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу — пескаря.

5 ребенок: Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды,
Рыбы попросту помрут.

Ведущая: И из-за этого всегда, лес вырастает из пруда.

Что это за лес? (ответы детей) –водоросли

Ведущая: а давайте, мы с вами посмотрим, какие они?

Танец «Опасные водоросли»

Под музыку «В море пенном…» девочки исполняют танец «Водоросли», затем каждая читает стихотворение Л.Шишкиной:

В зеленоватой тишине танцуют ленточки на дне.

Собравшись в пышные кусты, щекочут рыбкам животы.

Нет красивее чудес! Это настоящий лес!

Только вырос он тайком под водой на дне морском.

Ведущая:  Ребята, а вызнаете, что такое водоросли?

Дети:(ответы) Они приносят пользу, но и также вред.

 Ведущая: Кто спасет теперь Байкал?

                   Он кристальный нужен нам!

Ребенок :                               Изучает всю природу

                                               Наука «Экология»

                                               Учат нас беречь природу

                                               Умные экологи!

Ведущая: ребята, нам подскажут, как правильно себя вести  и охранять природу ученые.

Ученые: Фабрики, заводы, конечно, все не плохо.

                Грязный воздух и вода – это уже плохо!

                Портит мусор вид везде, вот это не понятно мне.

                 Кто ж бросает этот мусор? Не инопланетяне же.

                 С детства учим мы детей, не засорять природу,

                 Чтобы воздух чистым был и пили чистую воду

Выход Байкала под музыку.

Ведущая: О чем грустишь Байкал любимый, о чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой неумолимый, порой глумится над тобой?

Байкал: Я жил на свете тыщи лет, никто меня не обижал, напротив, всякий уважал

              Но за последние века, не узнаю я человека!

              Как будто чистая водица ему вовек не пригодится!

Ведущая: ребята, почему выросли густые водоросли? Как избавиться от них? Как помочь Байкалу? (ответы)

Игра: «Спасем Байкал»

Дети делятся на две команды. В пруду рассыпан различный мусор.

Задача: Очистить прудик от мусора. Дети по команде, под музыку складывают мусор в корзинки.

Байкал: Спасибо, ребята! Теперь мне легко дышать и вас чистой водой радовать!

Байкал: Мои подводные жители тоже очень рады. Поиграете с ними?

Дети: да

Игра: «Рыбки»

Под музыку дети подражают плавным движениям рыб.

Ведущая:  Спасибо , ребята! Ваш танец очень нам понравился.

                 Байкал один на всей планете, другого просто не дано.

                 Мы все твои, Байкал мой, дети и жить с тобой нам суждено!

Дети выходят под музыку «Славное море, священный Байкал» (песня)

Приложение 2.

ФИО воспитателя

Ковшова Анна Николаевна

Возрастная группа

Старшая группа

Тема занятия

 Занятие по экологии на тему: «Природа и мы!»

Цель занятия

формирование у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.

Используемые технологии и методики

Используемые технологии: технологии познавательно-исследовательской деятельности

  1. Наглядные методы и приемы

Использование мультимедиа

  1. Словесные методы и приемы:

-Объяснение;

- Рассказ воспитателя;

-Ответы и вопросы;

-Самостоятельный поиск ответов

  1. Практические методы:

Игра, взаимодействие друг с другом диалогом.

задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

-Подвести детей к выводу о том, что человек является частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: свет, вода, воздух, питание и бережное отношение окружающих.

продолжить формировать представление о роли природы в жизни человека, о взаимосвязи природы и человека;

-Продолжать закреплять знания о живой и неживой природе, развивать наблюдательность.

-Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между человеком и природой.

-развивать кругозор, мышление, связную речь;

-активизировать словарный запас (дискуссия, организованная дискуссия, редакция, утилизация, флора, фауна);

-формировать навыки коллективного общения через индивидуальную работу в паре, обмен информации из разных источников;

-воспитывать заботливое отношение к природе, умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки из природы и объекты, сделанные руками человека; карточки для построения «цепей питания», мнемокартинки  по народным приметам, картинки со сказочными персонажами, карточки с изображениями животных, «слоговой»  поезд, «объекты» живой и неживой природы для моделирования,  коробочки с лекарственными растениями,  незаконченные картины на каждого ребенка для продуктивной деятельности,  восковые мелки,  музыкальное сопровождение ( Вивальди «Времена года»).Мультимедиа для демонстрации презентации.

Планируемый результат:

Формирование навыков коллективного общения через индивидуальную работу, работу в паре, получение и обмен информации, информации из разных источников. Сформировать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, умению обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Структура занятия

План занятия, цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников, предполагаемые действия

Методы и приемы работы

I.Организационный этап (5 мин)

Адаптировать детей к деятельности, вызвать интерес к познанию окружающего мира

Воспитатель входит в игровую комнату. Здоровается с детьми, а затем предлагает поздороваться друг с другом в игровой форме.

Воспитатель читает стихотворение.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Ребята, а хотите узнать, чему еще природа научила человека и какие связи существуют между человеком и природой?

Для того, чтобы ответить на все вопросы, я предлагаю вам на время превратиться в ученых-исследователей.

Постановка проблемы и мотивация детей:

« Что нам нужно сделать, чтобы стать настоящими исследователями и помощниками природы?»

«Как выглядят ученые?»

Вот для вас первое исследование

 Д/и «Найди парную картинку».

Цель: найти сходства в природе и изобретениях человека.

С заданием вы справились.

А, сейчас, давайте попробуем найти взаимосвязи в природе и исследуем связь природы и человека с помощью карты.

Постановка детской цели: « Для этого нам нужно отправиться на природу и изучить ее»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки. Смотрят на рядом стоящего и желают ему добра.

Дети проявляют заинтересованность к произведению

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей (нужно много знать и всегда учиться новому, не засорять природу, беречь ее…)

Ответы детей (дети переодеваются в халаты ученых)

 Птица - самолет; кит - подводная лодка; подземные ходы крота - метро; растение репейник – застежка «липучка»; многоэтажный дом – муравейник; мышиная кладовая – погреб; хатка бобра – шалаш; плотина бобра – плотина (гидротехническое сооружение, созданное человеком) и т.д.          

Дети рассматривают карту с заданиями

Принятие цели

Методы, сопутствующие взаимосвязи различных видов деятельности: практический, наглядный, наглядно-слуховой.

II.основной этап (17 мин)

Активизировать познавательную деятельность, организовать деятельность воспитанников, направленную на создание игровой ситуации. Организовать межличностное взаимодействие.

Создавать игровую мотивационную ситуацию.

Воспитывать у детей желание участвовать , активизировать словарь детей по теме.

Организационная дискуссия.

Воспитатель предлагает высказаться всем о том, что изображено на карте, как поступить с ней, поможет ли она помочь нам в разрешении  и создании игровой ситуации.

Воспитатель объясняет детям, что путь до ориентиров, обозначенных на карте сопровождается игровыми моментами.

Д/и: «Построй цепочку питания», с ее помощью  мы проходим до ориентиров на карте

Какие выводы из данного исследования мы можем сделать?

Воспитатель обращает внимание детей на карту и спрашивает следующий ориентир.

Поиск информации на основе личного опыта. Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоят две корзинки: нужно распределить предметы живой и неживой природы.

Определение на карте следующего ориентира.

Физкультминутка:

Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке. 
(Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд. 
(Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нету комара!
Вот весёлая игра. 
(Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. 
(Дети садятся.)

Познание нового. Ребята, а вы знаете, что много лет назад, когда еще не было современной аппаратуры, различных спутников, люди определяли погоду по природным приметам.

Рассказ воспитателя об определителях природы . Как нужно ими пользоваться..

Воспитатель обращает внимание детей на карту для поиска следующего ориентира.

Д/и: «Угадай примету».

Цель: учить детей с помощью мнемокартинок  называть  природную примету.                                                                                                                     Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.            Воробьи купаются в луже – к теплу.    

Ранний листопад осенью – к суровой зиме.                 Ласточки летают низко – жди дождя.  

 Грач прилетел – через месяц снег сойдет.                    Много мышек – год будет неурожайным.                  Курица стоит на одной ноге – к стуже.

Если весной много паутины, то лето будет жаркое.   Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Воспитатель напоминает детям о карте и поиске следующего ориентира.

 Д/и: «Моделируем картину природы».

Цели: учить детей ориентироваться на заданной плоскости; различать объекты природы и объекты, сделанные руками человека.  

Ребята, а теперь подскажите, что на нашей картине является объектами природы, а что нет.                    

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети высказывают свои предложения

Дети рассматривают ориентиры на карте, делятся своими предположениями о первой остановке.

 (Колосок -  мышь – филин – лиса – человек; кора дерева – заяц – волк – человек; водоросли – рыба – медведь – человек; желудь – кабан – человек; водоросли – рыба – утка – человек; грибы – лось – человек; цветок – бабочка – лягушка – цапля – лиса – человек; клевер – корова – человек; шишка – белка – лиса - человек и др.)

Ответы детей с помощью воспитателя

Человек-часть природы.Человек не может существовать без природы.

В природе все взаимосвязано.

Природу нужно беречь и охранять.

Дети рассматривают карту, находят следующий ориентир.

Дидактическая  игра №2 «Живая и неживая приода»

Цель: различать объекты живой и неживойприроды.

Дети работают с картой

Дети выполняют физкультминутку

Дети находят следующий ориентир.

Дети по заранее полученным знаниям о приметах, решают задачи игры.

Дети обращают внимание на карту и приходят к выводу, что остался последний ориентир.

 Дети по словесной инструкции воспитателя моделируют картину природы: солнце – в правом верхнем углу, облако – в левом верхнем углу, ель – в центре, береза – справа от ели, клен – слева от ели, дом – в левом нижнем углу. Машина размещается в правом нижнем углу                                                                                    (Ответы детей.)

Методы, вызывающие эмоциональную активность: наглядно-слуховой, словесный, практический

Методы, вызывающие познавательную активность:

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

-создание проблемной ситуации;

Методы уточнения детских предложений:

-повторение

-беседа

-практический, наглядный, игровой, словесный

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-дидактическая игра;

-элементы новизны;

Практический:

-наглядно-слуховой

-показ слайдов;

Словесный:

-объяснение;

-повторение.

III. Заключительный этап (2-3 мин)

Совместное  подведение итогов. Предъявить индивидуальные достижения и общие итоговые. Формировать положительную самооценку.

Создание творческого отчета.

Воспитатель призывает детей для составления коллажа от ученых-исследователей для оформления научного стенда для детей младшего возраста «Живая и неживая природа»

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Составление коллажа из готовых картинок

Методы, повышающие познавательную активность:

-элементарный анализ, обобщение;

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

ФИО воспитателя

Ковшова Анна Николаевна

Возрастная группа

Старшая группа

Тема занятия

  Итоговое занятие-наблюдение  по экологии на тему: «Экологическая тропа!»

Цель занятия

формирование у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.

Используемые технологии и методики

Используемые технологии: технологии познавательно-исследовательской деятельности

  1. Наглядные методы и приемы

Использование мультимедиа

  1. Словесные методы и приемы:

-Объяснение;

- Рассказ воспитателя;

-Ответы и вопросы;

-Самостоятельный поиск ответов

  1. Практические методы:

Игра, взаимодействие друг с другом диалогом.

задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

Закрепить знания детей о растениях ближайшего окружения, их частях, дать представление о цветнике, свободно растущих растениях, лесе.

Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок, способствовать пониманию содержания загадок.

Развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею и бережно относиться к ней;

Развивать умение участвовать в коллективных разговорах

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

-воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

План занятия, цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников, предполагаемые действия

Методы и приемы работы

I.Организационный этап (5 мин)

Адаптировать детей к деятельности, вызвать интерес к познанию окружающего мира

Ребята, у меня приятные новости! К нам скоро приедут гости. Вот письмо, давайте прочитаем его?

«Здравствуйте, ребята! Мы – эколята. Вы уже видели нас в журнале. Мы очень любим природу и знаем, что вы интересуетесь тем же самым. Нам стало интересно, чем вы занимались летом, и какую экологическую работу ведете сейчас. Мы скоро приедем, надеемся, что вы покажете нам много интересного.

Постановка проблемы и мотивация детей:

« Только что мы им можем показать? Что интересного на территории нашего детского сада?»

Сегодня мы свами отправимся с нашими гостями в путешествие по экологической тропе. Кто ответит, что такое тропа?

Наша экологическая тропинка состоит из определенных станций, и н каждой живут «природные существа».

Это растения, травы, деревья, кустарники; животные, насекомые, птицы.

Эколята: Здравствуйте ,ребята. Вот мы и приехали. Мы ведем свой экологический журнал наблюдений и хотим, чтобы вы нам все подробно рассказали. Потом вас ждет от нас подарок.

Ребята но на нашей площадке наблюдений какие-то гости. Они приготовили вам задания.

Постановка детской цели: «если вы справитесь с ними, то они помогут более подробно рассказать о наших достопримечательностях экологической тропы »

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Ответы детей (перечисляем видовые точки экологической тропы)

Ответы детей (пешеходная дорожка)

Принятие цели

Методы, сопутствующие взаимосвязи различных видов деятельности: практический, наглядный, наглядно-слуховой.

II.основной этап (17 мин)

Активизировать познавательную деятельность, организовать деятельность воспитанников, направленную на создание игровой ситуации. Организовать межличностное взаимодействие.

Создавать игровую мотивационную ситуацию.

Воспитывать у детей желание участвовать , активизировать словарь детей по теме.

Организационная дискуссия.

Детей встречает на первой станции АПТЕКАРЬ.

Дети, посмотрите, кто нас встретил?

Зачем нам здесь нужен АПТЕКАРЬ?

АПТЕКАРЬ подходит к клумбе с лекарственными растениями.

Ребята, а вы помните, что это?

Конечно, это не простые растения, а лечебные. А чтобы они превратились в лекарство, их нужно сорвать, высушить и заваривать, как чай

Игра «Угадай –ка»

Цель: распознать какая трава от чего вылечит. (ранее с детьми пройденная информация)

Какая у нас замечательная зеленая аптечка. Мы с ребятами обязательно хотели бы пополнить эту аптеку новыми травами.

Вторая станция: подходим с ребятами и видим ПУГАЛО.

Здравствуй, ПУГАЛО! Ты, хорошо охраняешь наш огород?

ПУГАЛО: здравствуйте, ребята. Охранял его, но забыл, названия растений, которые вы посадили.

Ребята, мы с вами сделали таблички с названиями растений. И теперь у нас тяжела задача, распознать растения и правильно подписать нашу рассаду.

Чтобы наш огород рос хорошо, мы с вами должны спеть песню и поводить хоровод

Физкультминутка: «Огородная-хороводная»

Следующая станция «Метеоплощадка»

Ребята, кто это нас встречает?

Познание нового.

Дети,- это метеоролог. Ученый, который изучает природные явления, связанные с погодой. Несколько раз в день метеоролог приходит на площадку и с помощью приборов, которые здесь находятся, собирает данные о температуре воздуха, количестве выпавших осадков, силе и направлении ветра, а потом записывает в специальный журнал – «дневник наблюдений». Давайте с ним поздороваемся.

Д/игра: «Приметы» (осень, зима, весна, лето)

Цель: закрепить знания детей о приметах и изменениях природе. 

Ход игры:

На столе перед детьми лежат картинки с изображением примет (лета). Дети рассматривают картинки, затем по очереди берут картинку и прикрепляют к магнитной доске на лучик солнца, и рассказывают о той примете. (летом цветут  цветы,

Насекомые собирают нектар …)

ЭКОЛЯТА хвалят ребят за интересную экскурсию по экологической тропе.

Дарят им «Дневники наблюдений за погодой», и «Книга- гербарий» для создания гербария лекарственных растений.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Ответы детей

Ответы детей (кого-то лечить..).

Ответы детей

Ответы детей с помощью воспитателя

Чабрец-поможет при простуде, справиться с бессонницей.

Календула- используется для заживления ран

Тысячелистник-остановит кровотечения

Шалфей –полезен для роста волос, поможет вернуть аппетит

Дети при помощи воспитателя по внешним признакам распознают растения.

Ответы детей

Дети приветствуют метеоролога

Дети по заранее полученным знаниям о приметах, решают задачи игры.

Методы, вызывающие эмоциональную активность: наглядно-слуховой, словесный, практический

Методы, вызывающие познавательную активность:

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

-создание проблемной ситуации;

Методы уточнения детских предложений:

-повторение

-беседа

-практический, наглядный, игровой, словесный

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-дидактическая игра;

-элементы новизны;

Практический:

-наглядно-слуховой

-показ слайдов;

Словесный:

-объяснение;

-повторение.

III. Заключительный этап (2-3 мин)

Совместное  подведение итогов. Предъявить индивидуальные достижения и общие итоговые. Формировать положительную самооценку.

Создание творческого отчета.

 

Ребята, нам подарили такую замечательную книгу, мы должны обязательно ее заполнить для изучения в группе растений, которые растут у нас в детском саду. Какие цветы растут у нас на клумбе? Назовите? Обратите внимание, чем отличаются дикорастущие цветы и декоративные.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Ответы детей.

Сбор лекарственных, декоративных растений для пополнения гербария в группу

Методы, повышающие познавательную активность:

-элементарный анализ, обобщение;

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

ФИО воспитателя

Ковшова Анна Николаевна

Возрастная группа

Старшая группа

Тема занятия

 Занятие по экологии на тему: «Знакомство с Красной книгой!»

Цель занятия

Познакомить детей с Красной книгой и ее представителями.

Используемые технологии и методики

Используемые технологии: технологии познавательно-исследовательской деятельности

  1. Наглядные методы и приемы

Использование мультимедиа

  1. Словесные методы и приемы:

-Объяснение;

- Рассказ воспитателя;

-Ответы и вопросы;

-Самостоятельный поиск ответов

  1. Практические методы:

Игра, взаимодействие друг с другом диалогом.

задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир

Разъяснять необходимость создания Красной книги

-развивать кругозор, мышление, связную речь

- раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между человеком и природой.

-развивать кругозор, мышление, связную речь;

-активизировать словарный запас (дискуссия, организованная дискуссия, редакция, утилизация, флора, фауна);

-формировать навыки коллективного общения через индивидуальную работу в паре, обмен информации из разных источников;

-воспитывать заботливое отношение к природе, умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Оборудование:

Образец Красной книги для детей, иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу, проектор, презентация, аудиозапись «Звуки природы»

Планируемый результат:

Различают и называют редкие виды животных и растений, знают правила поведения в природе, используют в жизни, интересуются проблемами охраны природы.

        Структура занятия

План занятия, цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников, предполагаемые действия

Методы и приемы работы

I.Организационный этап (5 мин)

Адаптировать детей к деятельности, вызвать интерес к познанию окружающего мира

Включается аудиозапись «Звуки природы»

Воспитатель читает стихотворение.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты-

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли-

Зовется этот дом.

-природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе раны. Назовите их.

 Задумались люди – как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного вида живого существа?

И что ученые решили сделать?

Постановка проблемы и мотивация детей:

«Давайте сегодня отправимся в путешествие по Красной Книге?»

 Поглядите в книге что-то лежит. Это конверт. Кому же он адресован?

В письме просят о помощи: Приезжайте, скорее и спасите нерп поскорее.

Ребята, я думаю нам срочно надо собираться в экспедицию и взять Красную книгу. Необходимо спасти нашего уникального обитателя озера Байкал.

На чем мы отправимся?

Подвижная игра «Разминка»

Чтобы быть туристами – спасателями нам нужно собрать все необходимое с собой

Постановка детской цели: « Для этого нам нужно собрать туристический рюкзак»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети проявляют заинтересованность к произведению, слушают, распознают звуки.

Ответы детей (люди строят города,  прокладывают дороги, вырубают леса..)

Ответы детей

Ответы детей ( создали Красную книгу)

Ответы детей

В письме просят о помощи!

Принятие цели

Ответы детей (мы пойдем пешком , мы будем туристами)

Дети вспоминают важные туристические принадлежности. Особенно уделить внимание на карту передвижения, по которой дети и отправятся в экспедицию

Методы, сопутствующие взаимосвязи различных видов деятельности: практический, наглядный, наглядно-слуховой.

II.основной этап (17 мин)

Активизировать познавательную деятельность, организовать деятельность воспитанников, направленную на создание игровой ситуации. Организовать межличностное взаимодействие.

Создавать игровую мотивационную ситуацию.

Воспитывать у детей желание участвовать , активизировать словарь детей по теме.

Организационная дискуссия.

Воспитатель предлагает высказаться всем о том, что изображено на карте, как поступить с ней, поможет ли она помочь нам в разрешении  и создании игровой ситуации.

Воспитатель объясняет детям, что путь до ориентиров, обозначенных на карте сопровождается игровыми моментами.

Д/и: «Угадай соседей», с ее помощью  мы проходим до ориентиров на карте

 Загадки об обитателях озера Байкал, которые занесены в Красную книгу.

Ребята, как много интересного вы рассказали. Посмотрите, сколько животных и растений мы вернули в Красную книгу и их необходимо- оберегать. Наша Красная книга опять пополнилась новыми страницами.

Чтобы узнать, что произошло с нерпой нам нужно спросить у ее соседей, где их видели.

Следующая игра нас приведет к соседу нашего погибающего друга.

Дидактическая игра «Обитатели озера»

Цель: соотнести по классам наземных животных озера Байкал, рыб, птиц. (карточки)

ОМУЛЕК (ПРЕЗЕНТАЦИЯ): Здравствуйте , ребята, я недавно видела рыбаков, которые ставили сети возле моего домика. Я вам покажу направление, где это было.

Воспитатель обращает внимание детей на карту и спрашивает следующий ориентир.

Поиск информации на основе личного опыта. Воспитатель обращает внимание детей на то, что есть люди, которые уничтожают животных, их называют браконьерами.Состояние природы часто зависит от нас, от нашего поведения. На столе лежат картинки, где дети среди них выбирают те, на которых изображены правила поведения на природе.

Физкультминутка:

Познание нового.Видео (проектор) о людях волонтерах – защитниках природы.

 Ребята, а вы хотели бы стать такими же добрыми, отзывчивыми, любящими свою природу?

Тогда мы должны спасти нашего друга, для этого мы должны правильно действовать , когда произошла беда с кем–нибудь

Игра «окажи помощь»

Цель: детям раздаются карточки с заданиями (изображение различных ситуаций), и карточки сответам на эти ситуации. Задача: соотнести картинки правильно с объяснением

Ребята, вот и наш друг, он запутался в сетях

Игра « Распутай»

Цель: разобрать разноцветные шнурки по цветам.

НЕРПА: спасибо вам, мои спасители.

Вот и справились мы со сложными заданиями, сделали доброе дело. Пора нам и домой отправляться.

НЕРПА: там в сундучке я вам приготовил небольшой сюрприз за ваши добрые дела

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети высказывают свои предложения

Дети рассматривают ориентиры на карте, делятся своими предположениями о первой остановке.

Ответы детей с рассказом о животных и растениях(прикрепляют карточки в нашу Красную книгу.)

Дети рассматривают карту, находят следующий ориентир.

Дети выполняют задания

Просмотр видео

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют здание.

Выполнение задания

Получение значков волонтера

Методы, вызывающие эмоциональную активность: наглядно-слуховой, словесный, практический

Методы, вызывающие познавательную активность:

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

-создание проблемной ситуации;

Методы уточнения детских предложений:

-повторение

-беседа

-практический, наглядный, игровой, словесный

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-дидактическая игра;

-элементы новизны;

Практический:

-наглядно-слуховой

-показ слайдов;

Словесный:

-объяснение;

-повторение.

III. Заключительный этап (2-3 мин)

Совместное  подведение итогов. Предъявить индивидуальные достижения и общие итоговые. Формировать положительную самооценку.

Создание творческого отчета.

Воспитатель призывает детей для составления  знаков по «Охране природы», чтобы разместить их на макете озера Байкал.

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Составление коллажа из готовых картинок

Методы, повышающие познавательную активность:

-элементарный анализ, обобщение;

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

ФИО воспитателя

Ковшова Анна Николаевна

Возрастная группа

Старшая группа

Тема занятия

 Итоговое занятие по теме: «Ознакомление с растительным миром Прибайкалья как с уникальным природным объектом родного края »

Цель занятия

Актуализировать знания о растительном мире родного края: деревьях.

Используемые технологии и методики

Используемые технологии: технологии познавательно-исследовательской деятельности

  1. Наглядные методы и приемы

Использование мультимедиа

  1. Словесные методы и приемы:

-Объяснение;

- Рассказ воспитателя;

-Ответы и вопросы;

-Самостоятельный поиск ответов

  1. Практические методы:

Игра, взаимодействие друг с другом диалогом.

задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

-продолжить формировать представление о роли природы в жизни человека, о взаимосвязи природы и человека;

-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого себя ребенка поведения;

-обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «флора», «фауна»;-обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; познакомить со способом очистки воды с помощью фильтрования

-развивать кругозор, мышление, связную речь;

-активизировать словарный запас (дискуссия, организованная дискуссия, редакция, утилизация, флора, фауна);

-формировать навыки коллективного общения через индивидуальную работу в паре, обмен информации из разных источников;

-развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

-воспитывать заботливое отношение к природе, умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Оборудование:

Мультимедиа для демонстрации презентации, столы с раздаточным материалом, посылка с сюрпризом, макеты хвойного и лиственного дерева.

Планируемый результат:

Формирование навыков коллективного общения через индивидуальную работу, работу в паре, получение и обмен информации, информации из разных источников.

Сформировать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, умению обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать мышление, любознательность, наблюдательность

Структура занятия

План занятия, цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников, предполагаемые действия

Методы и приемы работы

I.Организационный этап (5 мин)

Адаптировать детей к деятельности, вызвать интерес к познанию окружающего мира

Воспитатель входит в музыкальный зал. Здоровается с детьми, а затем предлагает поздороваться друг с другом в игровой форме.

Воспитатель вносит посылку с письмом. Задает вопрос: «Кто хочет узнать, что написано в письме?»

Читаем письмо от редакции журнала «Все о природе» с просьбой собрать информацию для ученого об удивительном растительном миреПрибайкалья. «Если вы поможете мне (ученому) собрать информацию об удивительных растениях нашего края, в посылке вас ждет сюрприз. Но, чтобы открыть посылку, нужно найти Сибирячка - лесовичка. У него есть ключ от нее.

Постановка проблемы и мотивация детей:

«Как мы поможем ученому? Что нам нужно сделать?»

Предлагаю собрать «пазлы», на которой изображена карта.

Постановка детской цели: «Как мы доберемся до леса?»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети входят в музыкальный зал. Им представлена возможность осмотреться, визуально познакомиться с предметами и наглядным материалом. Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки. Смотрят на рядом стоящего и желают ему добра.

Дети проявляют заинтересованность к письму, предлагают воспитателю зачитать содержание письма, отвечают на сопутствующие вопросы.

Дети дают согласие помочь ученому.

Ответы детей (нужно поехать в лес и все узнать о нем)

Принятие цели

Методы, сопутствующие взаимосвязи различных видов деятельности: практический, наглядный, наглядно-слуховой.

II.основной этап (17 мин)

Активизировать познавательную деятельность, организовать деятельность воспитанников, направленную на создание игровой ситуации. Организовать межличностное взаимодействие.

Организационная дискуссия.

Воспитатель предлагает высказаться всем о том, что изображено на карте, как поступить с ней, поможет ли она помочь нам в разрешении  и создании игровой ситуации.

Воспитатель объясняет детям, что путь до ориентиров, обозначенных на карте сопровождается игровыми моментами.  Предлагает вспомнить про «Чудо-куб»  

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети высказывают свои предложения

Дети рассматривают ориентиры на карте, делятся своими предположениями о первой остановке.

Методы, вызывающие эмоциональную активность: наглядно-слуховой, словесный, практический

(дидактическая игра-пособие «Чудо-куб»), на котором с помощью картинок, мы проходим до ориентиров на карте.

Дети вспоминают игру в «Чудо-куб», выбирают, кто будет начинать игру.

Игровой момент: игра №1 «Назови одним словом» закрепление в речи детей обобщающих понятий (Деревья)

Создавать игровую мотивационную ситуацию.

Воспитывать у детей желание участвовать , активизировать словарь детей по теме.

Воспитатель предлагает детям подойти к первому ориентиру (стол с раздаточным материалом)

На экране проецируются деревья: хвойные и лиственные. Воспитатель напоминает детям о том, что нужно поднять соответствующую карточку.

Воспитатель обращает внимание детей на карту и спрашивает следующий ориентир.

Игровая ситуация с «Чудо - кубом» Воспитатель размещает картинки с изображением деревьев, описывает растение и предлагает детям догадаться, о каком из них говорит.

Поиск информации на основе личного опыта. Воспитатель обращает внимание детей на стол, где

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Дети рассматривают деревья, высказывают свое мнение о том, какие они (лиственные или хвойные), поднимают соответствующую карточку.

Дети рассматривают карту, находят следующий ориентир.

Один из детей работает с кубом: игра №2 «Узнай, о чем я говорю» развивает ассоциативное мышление.  Дети сами добавляют свои описания к изображения деревьев на картинках (ель, сосна, кедр)

Методы, вызывающие познавательную активность:

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

-создание проблемной ситуации;

Методы уточнения детских предложений:

-повторение

-беседа

-практический, наглядный, игровой, словесный

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-дидактическая игра;

-элементы новизны;

Практический:

-наглядно-слуховой

-показ слайдов;

Словесный:

-объяснение;

-повторение.

стоят четыре корзинки: одна большая и в ней разные шишки и три маленькие, а также картинки с названием хвойных деревьев: ель, сосна, кедр.

Определение на карте следующего ориентира.

Физкультминутка: «Во дворе стоит сосна»

Воспитатель предлагает немного отдохнуть. Проводится тренинг «Порассуждаем».

Познание нового. Рассказ воспитателя о нанесении вреда человеком деревьям. Знакомство с новой профессией: лесник.

Воспитатель обращает внимание детей на карту для поиска следующего ориентира.

Игровая ситуация с «Чудо-кубом»

Дети предполагают, что им нужно сделать, высказывают свои предположения. Разлаживают шишки в корзины, принадлежащие соответствующему дереву.

Дети работают с картой.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети садятся на коврик, берут специальные карточки. Работают по принципу: вопрос от воспитателя -ребенок поднимает сигнальную карточку о готовности ответить -ответ ребенка.

Дети находят следующий ориентир.

Игра №3 «Зеленый мир»Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого. (корень, ствол, ветви, листья, семя, плод)

Определение причинно-следственной связи. Воспитатель вместе с детьми подходит к столам с раздаточным материалом. Составление природной цепочки: семя – побег – дерево -плоды, что нужно для этого: солнце, вода, земля, ветер.

Воспитатель напоминает детям о карте и поиске следующего ориентира.

Игровая ситуация с кубом.

Появляется игровой персонаж Сибирячок – лесовичок и объявляет ребятам, что они успешно прошли все задания, но последнее будет необычное. На столе стоят емкости для посадки, семена, лейка с водой.

Сибирячок дает детям лист бумаги с различными картинками для составления письма редакции.

Дети работают в парах. Выкладывают цепочку, определяют вид, название дерева, называют условия произрастания.

Дети обращают внимание на карту и приходят к выводу, что остался последний ориентир.

Игра №4 «Загадка» ( Сибирячок-лесовичок).

Дети высказывают предположения и проводят эксперимент с посадкой семян.

III. Заключительный этап (2-3 мин)

Совместное  подведение итогов. Предъявить индивидуальные достижения и общие итоговые. Формировать

Создание творческого отчета.

Воспитатель призывает детей для составления письма в редакцию.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Методы, повышающие познавательную активность:

-элементарный анализ, обобщение;

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

положительную самооценку.

Сибирячок благодарит детей и отдает ключ от посылки.

Воспитатель обращает внимание детей на полянку. Спрашивает, что на ней не хватает. Заслушивает ответы детей.

 Затем активизирует детей на выражение своих эмоций о занятии с помощью лучиков, которые нужно приклеить к солнышку на макете. (желтый- понравилось, оранжевый -не очень, красный- не понравилось)

Дети рассматривают  принадлежности и создают письмо в виде коллажа.

Дети достают из посылки раскраски с изображением деревьев родного края.

Ответы детей. Деревьев .

 Работа с макетом.

Дети с помощью лучиков выражают свои эмоции.

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-игра;

-элементы новизны.

Приложение 3

АНКЕТА

  1. Волонтерское движение – это:

1)необходимая составляющая гражданской позиции человека;

2) часто просто дань моде;

3)пустая трата времени.

2.  что вы знаете о волонтерском движении?

1) многое, могу рассказать другим;

2) кое-что слышал (а);

3) практически ничего не знаю.

3. хочешь ли ты стать волонтером?

1) я- волонтер;

2) было бы интересно;

3)  а зачем?

4.В нашем городе иногда проходят волонтерские акции и я :

1)выступаю организатором или принимаю в них участие;

2)слышал (а) о некоторых, но никогда не участвовал (а);

3)ничего о них не знаю.

5. что такое Родина для Вас?

1) родной дом;

2) Россия;

3)семья

6. любите ли вы Россию?

1) да

2) нет

3) не знаю.

7. когда звучит гимн, Вы испытываете чувство гордости за свою страну?

1) да

2) нет

3)не знаю.

8. считаете ли Вы себя патриотом своей страны?

1) да

2) нет

3)не знаю.

Приложение 4.

Рекомендации «Как стать патриотом или волонтером»

  1. Если ты хочешь стать волонтером или добровольцем, то забудь про лень и равнодушие к проблемам окружающих;

  1. Будь целеустремлен и настойчив в достижении поставленных целей;

  1. Если что-то обещал, то непременно сделай это;

  1. Уважай мнение других;

  1. Занимайся спортом и веди здоровый образ жизни;

  1. Всегда и везде безвозмездно помогай тем, кому нужна помощь;

  1. Будь генератором различных идей;

  1. Если не умеешь что-то делать – научись, а если умеешь – научи другого;

  1. Люби, цени и гордись своей Родиной.


Предварительный просмотр: