Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического и речевого развития в театрализованных играх.

Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического и речевого развития в театрализованных играх. При определении путей формирования предпосылок и элементов творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического и речевого развития в театрализованных играх основной акцент необходимо делать на единство сознания и деятельности. Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Способность к воображению Л.С. Выготский считал центральным психическим новообразованием дошкольного возраста, именно в этот период закладываются основы его развития. Характерной особенностью воображения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Деятельность воображения сочетается с подражательностью. Дети испытывают сложности, как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением заданного сюжета, так и с созданием собственных замыслов. Более того, разные опоры (наглядная и словесная) не являются для дошкольников с нарушением интеллекта «пусковым механизмом» для разворачивания творчества. В режиссерских играх цепочки игровых действий не обобщаются и не заменяются словом. Дети испытывают трудности в использовании ролевой речи. При выполнении заданий на творческое воображение дошкольники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в разных видах помощи взрослого: эмоциональной, вербально - направляющей, наглядно организующей и обучающей. В связи с этим мы попытались определить возможности активизации и развития творческого компонента данной психической функции и личности детей, посредством формирования предпосылок творческого воображения в театрализованных играх. Основные теоретические положения и данные об особенностях развития воображения старших дошкольников с умственной отсталостью позволили определить направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у детей данной категории в театрализованных играх. Таких направлений мы выделили три. 1.Формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованно-игровой деятельности. На этом этапе работы было важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в разных театрализованных играх; включаться в творческую деятельность совместно со взрослым. Коррекционная работа началась с приобщения детей с интеллектуальной недостаточностью к театру. На занятиях и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольно - плоскостном театре и на фланелеграфе. Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках. Для более успешного решения коррекционных задач, были определены составляющие компоненты общения с детьми, которыми явились: постановка для педагога цели общения, создание атмосферы увлеченности, демонстрация расположенности педагога к ребенку, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через авансирование, оказание разных видов помощи, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика, выразительность речи). Учитывая тот факт, что основой для развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений было определено второе направление коррекционной работы. Коррекционная работа начинается с приобщения дошкольников со сложным структурным дефектом к театру. На занятиях и часы досуга дети знакомятся со сказками, инсценированными в настольном плоскостном театре и на фланелеграфе, смотрят выездные спектакли кукольного театра. На основе впечатлений от просмотренных спектаклей с детьми проводятся беседы с на темы: «Что такое театр?», «Кто такие актёры?», «Кто такой режиссёр?». Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражают сформированные представления в своих рисунках. 2.Обогащение эмоционально-чувственного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр. На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действия персонажей, понимание характерных особенностей и их образов; сформировать представления детей о композиционном построении сказок и умения целостно видеть воображаемый сюжет и образ. Детям предлагаются различные задания, в которых они должны пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно, по очереди, по частям, а также дети вместе с педагогом учатся составлять «фильм-сказку» из предложенных картинок, из разрезных картинок, изображающих эпизоды сюжета. Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально-чувственного опыта является чтение сказки с последующей беседой и показом к ней иллюстраций. В процессе обсуждения сказки дети учатся видеть отдельные эпизоды, выражать свое отношение к героям. Как известно, для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрализованно-игровой деятельности. Это условие определяет содержание следующего этапа коррекционной работы. Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу-воображаю». Задание «Угадай, кто это». Цель: учить составлять образ персонажа по детали костюма. Детям предлагаются названия знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Красная шапочка»; одна из карточек с изображением детали костюма персонажа сказки: косынка внучки; хвост мышки; ружьё охотников; корзинка Красной Шапочки и т.д. Ребёнок мысленно должен представить по детали костюма образ персонажа сказки и назвать его. Задание «Сложи иллюстрацию сказки из разрезанных картинок». Цель: учить составлять целую воображаемую картинку-эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации. Детям предлагается из разрезанных картинок по сюжету одной из знакомых сказок составить целую иллюстрацию эпизода. 3.Овладение в доступной форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов, сюжетов. Овладение детьми элементами техники, перевоплощение в образы персонажей осуществляется постепенно. Сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем овладевать пластической выразительностью и только после этого ставится задача целостного воплощения образа персонажа. Перевоплощение предполагает и пластическую выразительность сценического образа. Поэтому учим детей невербальному выражению образов персонажей, овладению способами пантомимической выразительности. В обучении способам невербальной передачи образа используется серия заданий. При этом в одних заданиях передаваемые воображаемые действия требуют отдельного физического напряжения и усилия тела: «полить цветы из лейки», «подмести пол», «замесить воображаемое тесто»), в других действия не связаны с большим физическим напряжением, а передаются кистью, пальцами руки: «расчесать волосы», «помыть руки», «нанизать бусы». При выполнении игровых заданий всегда определяются обстоятельство и цель задания. В процессе обучения детей передаче образа используется прием сопоставления физических ощущений, возникающих при передаче воображаемых действий с реальными предметами. Детям предлагается сначала выполнить действия с реальными предметами, затем с воображаемыми и снова с реальными. При этом дается установка запомнить свои физические ощущения в действиях с реальными предметами. А во время действий с воображаемыми предметами вспомнить эти ощущения и сосредоточиться на них. Чтобы помочь ребенку удерживать в воображении заданный образ и конкретизировать действиями его эмоциональное состояние, ему предлагаем использовать «речевую поддержку» (мысленное проговаривание текста). На этом же этапе обучения дети овладевают способами организации сюжета построения сказки, приемами повторности, троекратности повторения эпизодов, цепного построения композиции. Задание «Передай образ голосом». Цель: формировать умения передавать характерные особенности образа персонажа при помощи речевых интонаций. После чтения детям знакомых сказок им предлагается исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» от лица Козы и Волка. Перевоплощение предполагает пластическую выразительность, поэтому особое место занимает работа по овладению детьми способами пантомимической выразительности. 4.Развитие комбинаторных способностей детей, овладение способами творческого действия в театрализованных играх. На этом этапе активизация творческого воображения осуществляется путём создания установки на новые способы действий (придумай, измени, найди) в театрализованных играх. Дети учатся изменять готовый сюжет, создавать свой замысел с поддержкой взрослого через использование метода фантастических гипотез («Что было бы, если…), через включение в знакомый сюжет персонажей знакомых сказок, через «оживление» неодушевлённых предметов, растений, «увеличение», «уменьшение» в размерах героев. Задание «Найди игрушку». Цель: создавать воображаемую игровую ситуацию, передавать невербальными действиями её содержание, воплощать продукт своего воображения во внешнюю форму. Детям предлагается найти в комнате спрятанную игрушку – щенка, а затем выполнить задание с воображаемым щенком. Задание «Придумай сказку и покажи её на фланелеграфе» ( по опорным словам). Цель: учить составлять сказку по опорным словам и показывать её в режиссёрской игре на фланелеграфе. Детям предлагаются опорные слова (девочка, волшебная дудочка, желания), также различные элементы декораций. Перед созданием детьми собственного замысла в режиссёрских играх напоминаем об особенностях построения сказок, в которых есть начало-завязка и всегда хороший конец, о приёмах фантазирования и т.д. На всех этапах коррекционной работы, а особенно на последнем этапе, особое значение имеет приём использования индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребёнка при выполнении различных заданий. Все общение с ребенком в процессе обучения направленно на создание для детей с интеллектуальной недостаточностью ситуации успеха. Известно, что только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ребенку преодолевать свой страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание. Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех. На всех этапах коррекционной работы особое значение придается использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя уверенно, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности. Таким образом, воображение как целостная способность к концу дошкольного возраста без специального обучения не формируется, необходимы развивающие педагогические влияния, которые бы существенно расширили зону ближайшего развития детей в указанном направлении и реализовали все имеющиеся у ребенка потенциальные возможности. Список используемой литературы 1. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. 2. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. 3. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. 4. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. 5. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического и речевого развития в театрализованных играх.

При определении путей формирования предпосылок и элементов творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического и речевого развития в театрализованных играх основной акцент необходимо делать на единство сознания и деятельности.

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Способность к воображению Л.С. Выготский считал центральным психическим новообразованием дошкольного возраста, именно в этот период закладываются основы его развития.

Характерной особенностью воображения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является низкий уровень развития комбинаторных способностей. Деятельность воображения сочетается с подражательностью. Дети испытывают сложности, как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением заданного сюжета, так и с созданием собственных замыслов. Более того, разные опоры (наглядная и словесная) не являются для дошкольников с нарушением интеллекта «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.

В режиссерских играх цепочки игровых действий не обобщаются и не заменяются словом. Дети испытывают трудности в использовании ролевой речи. При выполнении заданий на творческое воображение дошкольники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в разных видах помощи взрослого: эмоциональной, вербально - направляющей, наглядно организующей и обучающей.

В связи с этим мы попытались определить возможности активизации и развития творческого компонента данной психической функции и личности детей, посредством формирования предпосылок творческого воображения в театрализованных играх.

Основные теоретические положения и данные об особенностях развития воображения старших дошкольников с умственной отсталостью позволили определить направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у детей данной категории в театрализованных играх. Таких направлений мы выделили три.

1.Формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованно-игровой деятельности. 

На этом этапе работы было важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в разных театрализованных играх; включаться в творческую деятельность совместно со взрослым. Коррекционная работа началась с приобщения детей с интеллектуальной недостаточностью к театру. На занятиях и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольно - плоскостном театре и на фланелеграфе. Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках.

Для более успешного решения коррекционных задач, были определены составляющие компоненты общения с детьми, которыми явились: постановка для педагога цели общения, создание атмосферы увлеченности, демонстрация расположенности педагога к ребенку, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости и одобрения через авансирование, оказание разных видов помощи, а также использование педагогом всех имеющихся вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика, выразительность речи).

Учитывая тот факт, что основой для развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений было определено второе направление коррекционной работы.

Коррекционная работа начинается с приобщения дошкольников со сложным структурным дефектом к театру. На занятиях и часы досуга дети знакомятся со сказками, инсценированными в настольном плоскостном театре и на фланелеграфе, смотрят выездные спектакли кукольного театра.

На основе впечатлений от просмотренных спектаклей с детьми проводятся беседы с  на темы: «Что такое театр?», «Кто такие актёры?», «Кто такой режиссёр?». Затем на занятиях по изобразительной деятельности дети отражают сформированные представления в своих рисунках.

2.Обогащение эмоционально-чувственного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр.

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действия персонажей, понимание характерных особенностей и их образов; сформировать представления детей о композиционном построении сказок и умения целостно видеть воображаемый сюжет и образ.

Детям предлагаются различные задания, в которых они должны пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно, по очереди, по частям, а также дети вместе с педагогом учатся составлять «фильм-сказку» из предложенных картинок, из разрезных картинок, изображающих эпизоды сюжета. Другой формой развития активного восприятия и обогащения эмоционально-чувственного опыта является чтение сказки с последующей беседой и показом к ней иллюстраций. В процессе обсуждения сказки дети учатся видеть отдельные эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Как известно, для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрализованно-игровой деятельности. Это условие определяет содержание следующего этапа коррекционной работы.

Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу-воображаю».

Задание «Угадай, кто это».

Цель: учить составлять образ персонажа по детали костюма.

Детям предлагаются названия знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Красная шапочка»; одна из карточек с изображением детали костюма персонажа сказки: косынка внучки; хвост мышки; ружьё охотников; корзинка Красной Шапочки и т.д. Ребёнок мысленно должен представить по детали костюма образ персонажа сказки и назвать его.

 Задание «Сложи иллюстрацию сказки из разрезанных картинок».

Цель: учить составлять целую воображаемую картинку-эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации.

Детям предлагается из разрезанных картинок по сюжету одной из знакомых сказок составить целую иллюстрацию эпизода.

3.Овладение в доступной форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов, сюжетов.

Овладение детьми элементами техники, перевоплощение в образы персонажей осуществляется постепенно. Сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем овладевать пластической выразительностью и только после этого ставится задача целостного воплощения образа персонажа.

Перевоплощение предполагает и пластическую выразительность сценического образа. Поэтому учим детей невербальному выражению образов персонажей, овладению способами пантомимической выразительности. В обучении способам невербальной передачи образа используется серия заданий. При этом в одних заданиях передаваемые воображаемые действия требуют отдельного физического напряжения и усилия тела: «полить цветы из лейки», «подмести пол», «замесить воображаемое тесто»), в других действия не связаны с большим физическим напряжением, а передаются кистью, пальцами руки: «расчесать волосы», «помыть руки», «нанизать бусы». При выполнении игровых заданий всегда определяются обстоятельство и цель задания.

В процессе обучения детей передаче образа используется прием сопоставления физических ощущений, возникающих при передаче воображаемых действий с реальными предметами. Детям предлагается сначала выполнить действия с реальными предметами, затем с воображаемыми и снова с реальными. При этом дается установка запомнить свои физические ощущения в действиях с реальными предметами. А во время действий с воображаемыми предметами вспомнить эти ощущения и сосредоточиться на них. Чтобы помочь ребенку удерживать в воображении заданный образ и конкретизировать действиями его эмоциональное состояние, ему предлагаем использовать «речевую поддержку» (мысленное проговаривание текста).

На этом же этапе обучения дети овладевают способами организации сюжета построения сказки, приемами повторности, троекратности повторения эпизодов, цепного построения композиции.

Задание «Передай образ голосом».

Цель: формировать умения передавать характерные особенности образа персонажа при помощи речевых интонаций.

После чтения детям знакомых сказок им предлагается исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» от лица Козы и Волка. Перевоплощение предполагает пластическую выразительность, поэтому особое место занимает работа по овладению детьми способами пантомимической выразительности.

4.Развитие комбинаторных способностей детей, овладение способами творческого действия в театрализованных играх.

На этом этапе активизация творческого воображения осуществляется путём создания установки на новые способы действий (придумай, измени, найди) в театрализованных играх. Дети учатся изменять готовый сюжет, создавать свой замысел с поддержкой взрослого через использование метода фантастических гипотез («Что было бы, если…), через включение в знакомый сюжет персонажей знакомых сказок, через «оживление» неодушевлённых предметов, растений, «увеличение», «уменьшение» в размерах героев.

Задание «Найди игрушку».

Цель: создавать воображаемую игровую ситуацию, передавать невербальными действиями её содержание, воплощать продукт своего воображения во внешнюю форму.

Детям предлагается найти в комнате спрятанную игрушку – щенка, а затем выполнить задание с воображаемым щенком.

Задание «Придумай сказку и покажи её на фланелеграфе» ( по опорным словам).

Цель: учить составлять сказку по опорным словам и показывать её в режиссёрской игре на фланелеграфе.

Детям предлагаются опорные слова (девочка, волшебная дудочка, желания),   также различные элементы декораций. Перед созданием детьми собственного замысла в режиссёрских играх напоминаем об особенностях построения сказок, в которых есть начало-завязка и всегда хороший конец, о приёмах фантазирования и т.д.

На всех этапах коррекционной работы, а особенно на последнем этапе, особое значение имеет приём использования индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребёнка при выполнении различных заданий.

Все общение с ребенком в процессе обучения направленно на создание для детей с интеллектуальной недостаточностью ситуации успеха. Известно, что только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ребенку преодолевать свой страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание.

Но ситуация успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилие и видит успех. На всех этапах коррекционной работы особое значение придается использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирования персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя уверенно, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности.

Таким образом, воображение как целостная способность к концу дошкольного возраста без специального обучения не формируется, необходимы развивающие педагогические влияния, которые бы существенно расширили зону ближайшего развития детей в указанном направлении и реализовали все имеющиеся у ребенка потенциальные возможности.

 Список используемой литературы

  1. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019.
  2. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017.
  3. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020.
  4. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020.
  5. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.