Мои публикации

Шадыева Гульнара Рамазановна

На этой странице Вы можете ознакомиться моими статьями и публикациями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шадыева Г Р

учитель географии высшей квалификационной категории

  МБОУ «Тахталымская СОШ»

Проектная деятельность на уроках географии .

Актуальность Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-развивали бы в первую очередь ОУУН: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

          Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.\

Цель

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем , а также  способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Задачи

  Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям

    Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе

  Формировать класс как учебное сообщество

       Развивать учебно-познавательную мотивацию      

   Развивать индивидуальность каждого

     Привлечь внимание родителей

        Реализовать право ребенка на творчество

Теоретическая интерпретация опыта. Были изучены мнения многих специалистов (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, В.В. Сериков, А.В. Хуторский, И.С. Якиманская), которые считают, что новые образовательные результаты могут быть достигнуты лишь в рамках лично-ориентрованного обучения и деятельностного подхода к его организации.

Беловолова Е.А.изучила формирование ключевых компетенций на уроках географии  и  усиление практической направленности  школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения. Каменская И.В. представила реализацию системы поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Разноуровневые практические работы по географии России разработала Лесенкова Г.Я.  Сухов В.П. описал системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.

Сущность реализации опыта  обучении учащихся через проектную деятельность на уроках географии заключается в создании методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий в курсе географии, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся:

  • мотивационной (стимулирую личностный рост и повышаю личную значимость ученика);
  • ценностно-нормативной (помогаю осознавать себя членом общества, жителем своего региона, гражданином РФ, жителем планеты Земля);
  • информационно-познавательной (формирую умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование и анализ);
  • коммуникативной (развиваю умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей);
  • практико-созидательной (готовлю к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями).

Новизна педагогического опыта заключается в расширении границ изучаемого предмета, выполнение новых ролей учащимися при создании проектов, развитие чувства ответственности за выполняемую работу.

Реализация концепции педагогического опыта на практике происходит повседневно на уроках, внеклассных мероприятиях, при выполнении практических работ, на научно-практических конференциях через:

 1. Проектную деятельность.

В проектную деятельность вовлечены учащиеся параллелей 7-11-х классов, в ходе которой они используют различные информационные источники, включая глобальную сеть Интернет.

  • Научно-практические конференции.

Новую парадигму образования, заключающуюся в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в разноречивом потоке информации, вовлечь их в проблемно-ориентированную исследовательскую познавательную деятельность и придать процессу обучения практическую направленность, я  реализую на научно-практических конференциях, где учащиеся защищают свои проекты. Подготовка и  защита проекта формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, корректно отстаивать свою точку зрения, формируют навыки публичных выступлений.

  • Тематическая проектная деятельность.

Ежегодно в конце года учащиеся 10-х и 11-х классов защищают проекты по географии по выбранной теме. В ходе работы они более глубоко изучают предмет в результате самостоятельной работы с использованием современных информационных источников, вовлекаются в исследовательскую работу, которая реализуется в ходе выполнения географического эксперимента, результаты которого они отображают в своем проекте. Проектную деятельность можно отнести к проблемно- ориентированной исследовательской познавательной деятельности. Учитель выступает при этом в роли координатора и консультанта, учит поддерживать инициативу, обосновывать, и прогнозировать.

2. Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность, создание мотивации.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация  осуществляется в разных формах учебной работы:

  • Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Постепенно учитель передает все компоненты учебной деятельности для самостоятельного выполнения школьникам. Психологи считают, что самостоятельное выполнение должно начинаться с самоконтроля и с самооценки. Это подводит к самостоятельной учебной деятельности.
  • Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя.

3. Практические работы.

   Работая в 5-11 классах, постоянно сталкиваюсь с такими проблемами, что большинство учащихся практически не умеют выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; испытывают затруднения при работе с текстом. Не справляются с такими заданиями, как перевод одной информации в другую, например картографическую и графическую в текстовую. Обучение станет более эффективным, индивидуализированным, функциональным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейшей социальной адаптации и мобильности. Один из вариантов решения – усиление внимания с моей стороны к организации деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Именно поэтому в учебном процессе постоянно применяю способы практического обучения учащихся по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методической системы учителя географии. Практическая деятельность учащихся по формированию умений сложна по своей психологической сути. В ее процессе происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющееся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер учащихся. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления учащихся

Практические работы на уроках выполняются на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. По уровню усвоения учащимися умений, применяю обучающие работы, тренировочные, итоговые и творческие. При подготовке к урокам я определяю, какие ключевые компетенции можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе можно предложить задание, направленное на формирование той или иной компетенции, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание. При разработке практико-ориентированного задания учитываю, что оно должно содержать: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует его на выполнение; задачную формулировку, которая указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации; бланк для выполнения задания; инструмент проверки.

4. Создание мотивации к изучению предмета.

География – достаточно трудный предмет, но существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей. Наиболее успешно применяются иллюстративный и поисковый методы. Их значение ни в коем случае нельзя умалять, нельзя от них отказываться. Но существует и другой путь, позволяющий формировать положительную мотивацию обучения. Он основан на изменении подхода к отбору содержания учебного материала.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь подавать учащимся фактический материал, отвечающий стандартам общеобразовательного минимума, в красочном обрамлении из легенд, сказок, описаний, увлекательных историй. Например, пересказ легенды об Икаре и Дедале помогает учащимся 5 и 6 класса запомнить, что температура Солнца очень высока и составляет 6 млн. градусов на поверхности. Прочтение сказки Андрея Усачева «На чем держится Земля» улучшает усвоение материала о форме Земли и строении Солнечной системы в 6 классе. Огромный интерес вызывает у шестиклассников описание землетрясения в Андах, данное Жюлем Верном в книге «Дети капитана Гранта». Яркие образы Африки, запечатленные публицистом В.Корчанцевым, облегчат запоминание основного материала учащимися 7 класса по данной теме. Эффективно в 9 классе при изучении задач географии как науки процитировать небольшой отрывок из повести К.Паустовского «Мещера», в качестве иллюстрации географического описания. Даже в 10 классе оправданно чтение шуточных стихотворений А.Усачева из книги «Веселая география», посвященных разным странам. Это позволяет учащимся расслабиться, переключиться со сложного материала на более простой и при этом облегчает запоминание характерных черт модельных стран, формируя наряду с фотографиями и иллюстрациями яркие образы.

Применяю нетрадиционные формы и методы обучения. На уроках использую такие приёмы: опорные схемы, диалог, «мозговой штурм», постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций «Природа Южных материков», «По Северным материкам», «Оренбургской области – 78 лет», «Россия – Родина моя» и др.

Особый восторг у ребят вызывает самостоятельное изготовление географических моделей (вулкан, флюгер, термометр и т.д.)

5. Работу с одаренными детьми, обучение решению олимпиадных заданий с целью развития компетенций.

Для меня главным при подготовке к олимпиаде является заинтересованность ребят этим соревнованием, включение  элементов подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу.

Я начинаю эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется мне обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Вот, поэтому, обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.

Наибольшую помощь в подготовке к олимпиаде оказывают учащиеся 10 – 11 классов. Среди ребят всегда находятся такие, кто без промедления откликается на возможность самим организовать и провести интересные мероприятия, например викторину или конкурс с ИКТ - презентацией.

Такая совместная работа, имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Основными трудностями реализации педагогического опыта являются:

  1. Координация работы по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками (при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы необходим контакт с учителями математики и информатики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам).

2.  Техническая реализация (доступ к сети Интернет, категоризация Интернет-ресурсов, разграничение прав пользования ресурсами локальной сети).

Результатами педагогической деятельности является положительная динамика результатов обучения за четыре года работы.

Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.

Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.

Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:

  • Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;
  • Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
  • Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.

Результаты участия учащихся в выставках, конкурсах, конференциях,предметных олимпиадах, соревнованиях

Год

Название мероприятия с указанием статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Количество (фамилия, имя) учащихся (студентов), принявших участие

Результат участия

(количество лауреатов, победителей и др.)

Выходные данные и

объем в печатных листах

(в случае опубликования)

2008-2009

Предметные олимпиады муниципальный уровень

I место - Мухамедьянова Альвина

I место- Султанов Борис

2008-2009

Международная олимпиада УРФО

Призер -Мухамедьянова Альвина

(4 место )

2009-2010

Предметные олимпиады муниципальный уровень

II место –Гайткулов Денис

2009-2010

Международная олимпиада УРФО

Султанов Борис

Мансуров Саловат

Каныгин Саша

Сертификаты участников

2009-2010

Областной конкурс «Вода на Земле»

I место -Валеев Денис

2010-2011

Предметные олимпиады муниципальный

уровень

Владик

II место–Мансуров саловат

II -

Ишмухаметова Эльмира

III –Байтурин

2010-2012

Международная олимпиада УРФО

Мансуров Саловат

(В лига)

Султанов Борис

(В лига)

Шадыев Артем

(В лига)

Сертификаты участников

2011-2012

Районный конкурс «Живи Земля»

Валеев Денис

I место

2011-2012

Областной конкурс «Чистая планета»

Валеев Денис

I место

2011-2012

«Экологическая викторина»

Шадыев Артем,

Султанов Борис

I место

II место

2011-2012

Конкурс сенатора Челябинской области

Гаттарова «Как я вижу развитие своего района»

Султанов Борис

Награжден поездкой в город Москву на встречу с сенатором

2012-2013

Районный конкурс

исследовательских работ

Эртек Арзу

II место

2012-2013

Областной конкурс

исследовательских работ

Валеев Денис



Предварительный просмотр:

Краткая информационная справка

по изучению Кунашакского района

на конец 2012 года

Объекты культурного наследия регионального значения (памятники архитектуры, истории (в первую очередь - археологии) и монументального искусства), расположенные на территории Кунашакского района и занесённые в Единый государственный реестр памятников РФ (по Челябинской области)

  1. Древние городища разных эпох – 11 (эпохи бронзы, РЖВ и Средневековья) – 2-е место в области, в т.ч. - с учётом разнообразия эпох.
  2. Древние поселения и стоянки разных эпох - нет.
  3. Древние курганные могильники и одиночные курганы разных эпох - 7.
  4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 18 век, с. Бол. Куяш.
  5. Памятник борцам Октябрьской революции, установленный на братской могиле в с. Бол. Куяш (взят под охрану 31.08.1949г.).
  6. Памятник воинам, погибшим в годы Вов в с. Кунашак, 1967г. (взят под охрану 5.05.1968г.).

Объекты исторического наследия, обнаруженные  на территории Кунашакского района в последние годы и занесённые в список вновь выявленных

  1. Древние городища разных эпох – 1.
  2. Древние поселения и стоянки разных эпох - 5.
  3. Древние курганные могильники и одиночные курганы разных эпох – 13 (в т.ч. на озере Уелги).
  4. Мегалиты (менгиры) – 1.

Итого на учёте в области:

- памятники археологии – 38;

- памятники архитектуры – 3.

Объекты природного и культурного наследия, выявленные на территории Кунашакского района в последние годы

  1. Пещеры карстовые и псевдокарстовые, в т.ч. погребённые – более 10 (на рр. Багаряк, Караболка и Синара).
  2. Пещерные комплексы – 3 (на реке Багаряк).
  3. 1-я в Чел. обл. пещера с раздробленными и разрубленными костями (18 - нач. 20 вв.).
  4. Местонахождения мамонтовой фауны - 4. 2 зуба мамонта в музее Тахтамышской школы.
  5. Местонахождение окаменелостей животных мелового периода - 1. А рядом, в Каслинском районе уже обнаружены окаменелые кости морского ящера МОЗОЗАВРА.
  6. Рудные выработки (добыча железа и меди).
  7. Древние городища разных эпох.
  8. Древние поселения и стоянки разных эпох – должны быть практически на каждом озере.
  9. Древние курганные могильники и одиночные курганы разных эпох.
  10. Руины водяных мельниц.
  11. Места боевых действий на территории района.
  12. Старые места (заброшенные карьеры) добычи камня и глины.

 

Возможно обнаружение мегалитических древних построек.

Спелеоархеолог                                                Юрин. В.И.



Предварительный просмотр:

Шадыева Гульнара Рамазановна

Формирование патриотических чувств у школьников через ознакомление с родным краем.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник".

Это слово впервые, как свидетельствует в своём исследовании Е.В. Лисецкая, стало употребляться в период Великой Французской революции в 1789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении столетий понятие «патриот» претерпевало существенные изменения. В его определении акцент ставился главным образом на различных отношениях личности к Родине, что определялось особенностями культурного и исторического развития общества. В современном понимании автор определяет, что патриот — это человек, любящий своё отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы, а патриотизм — как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании её величия и переживании своей духовной связи с ней.

          Патриотическое чувство – это особый вид чувства. Его особенностью является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека.

В нашей школе в течение многих лет работают над одним из направлений патриотического воспитания: это формирование патриотических чувств у школьников через изучение родного края.

          Патриотическое чувство – это особый вид чувства. Его особенностью является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека.

 Общей целью в деятельности учителей является воспитание гражданско- патриотических чувств, любовь к малой родине, уважение к своему народу, самоидентификация человека с образцами гражданского поведения. Взаимосвязь и переплетение разных элементов требуют выделения его основных линий и структурных компонентов и различных подходов реализации,

На базе школы силой педагогов энтузиастов и активистов -школьников был создан музей, где собрана история нашего края. Особое место в музее выделяется разделу «История трудовой и боевой славы» где в течение двадцати лет учащиеся собирали бесценные материалы и экспонаты, учащимися были написаны работы о земляках: «Ветераны педагогического труда», «Герой Социалистического труда И. Королев», «Один из передовых директоров Тахталымского совхоза И.Н. Жилин», «Все, что было не со мной помню» о героях ВОВ, войнах интернационалистах,  полувековому юбилею школы была написана «История Тахталымской средней школы», которые в последствие вошли в книгу «Замечательные люди края голубых озер». При сборе материала ребята не только изучали даты и факты, но и судьбы, и характеры,  невероятные события. Слушая рассказы ветеранов войны, они вместе с ними переживают ненависть ,  проникаются любовью и гордостью за свой народ

  В школе создан литературный кружок, где учащиеся занимаются изучением культуры края, что дает глубокое познание о жизни и творчестве писателей и поэтов. Особым жанром, влияющим на формирование патриотических чувств, являются стихи о родном крае, о матери, о природе, которые воздействуют на нравственно- эмоциональную сферу школьников.  

 Организация походов и экскурсий, которые в нашей школе стали традиционными, дают возможность полюбоваться  красотой родного края, испытать чувство гордости за свой народ. Под руководством учителя ученики наблюдают и исследуют достопримечательности своей местности, создают исследовательские проекты по родному краю: «Экологическое состояние озера Тахталым», «Физико географический очерк села Халитово», собирают легенды и предания. Предания и легенды о родном крае, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее патриотическое значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости. Совершают поездки по области: Посетили памятники истории и культуры «Белый дом»- усадьба заводовладельцев Демидовых в городе Кыштым, национальные парки «Таганай», «Зюраткуль», всемирно известные заповедники «Ильменский», «Аркаим», который был одним из мировых очагов цивилизации,  где сформировался центр древней металлургии. Ребята познакомились с древнейшей культурой человечества через музейные экспонаты. Путешествия дают широчайшую возможность для формирования патриотических чувств учащихся.

  Но при работе над формированием патриотических чувсв нужно помнить,  что чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный), отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже, если человек делает что-то хорошее. В связи с этим работа  учителей нашей школы по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечества, гуманизма, благородства, гражданской чести.



Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса на уроках краеведения.

        Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от близкого к далекому». Местный  материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомог8о, поиск в привычной для ребенка среде новых сведений – увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Краеведческий материал как не что  другое дает учителю большую возможность развивать познавательный интерес у учащихся.

         В работе над формированием познавательного интереса у учащихся выделила три направления:

  1. Разнообразные формы урока.
  2. Творческая деятельность детей.
  3. Внеклассная работа.(«Приглашение к путешествию»)

        Нестандартные формы работы, позволяют мне сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у школьников интерес к углубленному изучению предмета. Стараясь вызвать интерес учащихся к урокам краеведения  в начале учебного года в 6 классе, на вводном уроке я приглашаю ребят отправиться в путешествие по замечательной стране «Краеведение» вместе с каким-либо сказочным или мультипликационным героем. На доске соответственно карта этой «страны». Прошу обратить внимание на области страны: «География», «История», «Биология», «Экология». Карта сказочной страны должна быть яркой и красочной. Рассматривая карту, мы в занимательной форме путешествуем по основным разделам краеведения Ученики настраиваются на изучение нового предмета.

При разработке урока - игры часто использую «Веселую энциклопедию уральских следопытов»,  в которую вошли 100 игр по истории, культуре, географии Урала,  автором которой является Кулагина Галина Александровна, кандидат исторических наук, доцент Уральского государственного университета.

Уроки-встречи с краеведом, руководителем краеведческого школьного музея Гайнетдиновой В.Г., прививают интерес учащихся к истории и воспитывают любовь к прошлому родного края и отечества. Использование на уроке экспонатов музея, позволяют учащимся  в доступной форме усваивать социальный опыт прежних поколений. Дети имеют возможность изучать краеведение, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в книгах, но и непосредственно осязая предмет. Работа с вещественными источниками позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков.

Хорошим подспорьем на уроках краеведения являются выпущенные в последние годы книги о Кунашакском районе автором которых является Гайнетдинова В Г.  На страницах этих книг имеется немало компактной полезной, интересной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, это дает повод не только почувствовать гордость за «малую Родину», но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источникам.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, на уроке успешно применяю презентации, составленные на краеведческом материале.

        Одним из направлений в работе над формированием познавательного интереса является включение детей в творческую деятельность. Краеведение- самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Изучение природы в процессе краеведческих наблюдений вырабатывает правильные взгляды, воспитывает природоохранительное отношение к окружающей среде. Наряду с интеллектуальным развитием  школьники видят красоту окружающего мира, находят прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Учащимися были созданы исследовательские проекты по родному краю «Экологическое состояние озера Тахталым», «Физико географический очерк села Халитово», собраны легенды и предания. Предания и легенды о родном крае, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.

         «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс.) Краеведение- предмет, предоставляющий возможность путешествовать по родному краю. Школьникам всех возрастов присуще желание путешествовать. В такой склонности детей к путешествию заключены огромные возможности педагогического воздействия. Под руководством учителя и экскурсовода туристического агентства «Космос» Дувановой Зинаиды Федоровны  ученики наблюдали и исследовали не только достопримечательности своей местности, но и совершают поездки по области. Посетили памятники истории и культуры «Белый дом»- усадьба заводовладельцев Демидовых в городе Кыштым, национальные парки «Таганай», «Зюраткуль», всемирно известные заповедники Ильменский, Аркаим, который был одним из мировых очагов цивилизации,  где сформировался центр древней металлургии. Ребята познакомились с древнейшей культурой человечества через музейные экспонаты. Путешествия дают широчайшую информацию по разным областям экономики и культуры, расширяют  кругозор учащихся.

Таким образом , при правильной организации работы можно обеспечить тесный контакт учебных занятий, внеурочную деятельность со всей краеведческой работой. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-  воспитательный процесс более оптимальным.

        



Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии на тему: «Как люди открывали Землю»

Раздел

Тема и номер урока

«На какой Земле мы живем»

«Как люди открывали Землю» (1). Урок № 2.

Класс

5

Источники информации для работы на уроке

1.Базовый учебник А. И. Алексеев и др. География. 5-6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2019 Линия «Полярная звезда»;

Тип урока

Урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и групповая (команды).

Цель урока

Организовать познавательную деятельность учащихся и определить вклад великих учёных и путешественников в развитие географической науки.

Задачи урока

Образовательные:

– познакомить учеников, как менялись представления и знания людей о форме нашей планеты Земля;

– познакомить с известными путешественниками и их открытиями с древних времен до эпохи Великих географических открытий.

Развивающие:

- развитие навыков работы с картами атласа и контурными картами;

– умение  находить нужную информацию и обрабатывать ее.

Воспитательные:

– формирование целостного мировоззрения;

– развитие памяти, логики и интеллектуальных способностей учеников.

Предметные результаты

 – выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;

– сформировать представление о результатах Великих географических открытий;

– уметь определять пути следования.

Личностные результаты

Создание условий к устойчивой мотивации обучения, через географический материал.

Метапредметные результаты

Познавательные: 

– поиск информации по накоплению географических знаний;

– выявить, как изменились географические представления у людей от древности, до эпохи географических открытий;

 – определить вклад древнегреческих учёных и путешественников в развитие географической науки.

Регулятивные:

– систематизировать информацию о великих  путешествиях и открытиях.

Коммуникативные:

– уметь организовывать учебное взаимодействие в группе;

– уметь слушать других учеников;

– уметь, при необходимости, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.

Используемые технологии

Информационно-коммуникационная (работа с электронным приложением к учебнику)

Проектная деятельность (составление краткосрочного проекта)

Здоровьесберегающая (физкультминутка и оптимальная нагрузка на каждый этап урока)

Методы и приёмы:

Наглядный, частично – поисковый, проблемный.

Оборудование

Компьютеры, проектор, раздаточные карточки, контурные карты, физическая карта полушарий.

Ход урока

Этапы урока.

Время на каждый этап.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап.

(1 мин.)

 Приветствие учащихся.

Создание комфортной психологической атмосферы урока.

Подготовка рабочего места к уроку и настрой на обучение.

2. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Постановка учебной цели и задач.

(2 мин.)

Сегодня мы проведем урок по формированию новых знаний.  Расширим знания о географических открытиях  нашей планеты.

Откройте § 2 учебника и выясните, какие вопросы будут обсуждаться сегодня на уроке.

Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм.

Ознакомление с целями  и задачами урока.

3. Проверка домашнего задания.

(5 мин.)

Вы изучили § 1 учебника.

Ответьте на вопросы:

1. Что означает термин «география»?

2. Что изучает география?

3. Какие задачи стоят перед географической наукой?

4. С помощью, каких методов ведут исследования учёные-географы?

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

5. Постановка проблемы.

 Создание проблемной ситуации.

(3 мин.)

Ознакомившись с 1 и 2 абзацем на стр.11. Постановка проблемного вопроса.

Период в истории человечества, начавшийся в 15 веке и продолжавшийся до 17 века, называется эпохой Великих географических открытий.

Как вы думаете, почему?

Учащиеся читают  и осмысливают содержание.

Отвечают на вопрос учителя (предлагают варианты ответа)

6.Физкультминутка.

( 1 мин.)

7. Актуализация знаний. Поиск нужной информации и применение знаний  в новой ситуации.

(20 мин.)

Построение группового проекта.

- Предварительно вы разделились на пять групп .

Мы проведем жеребьевку. Вы выберите для своей команды путешественника, для работы над проектом. Вам нужно исследовать место открытия территории, в какое время происходило открытие и его значение для географической науки. Полученный результат нужно оформить на листе ватмана А2

1.Экспедиция «Марко Поло».

1. Дата

2. Открытые территории

3.Значение  

2. Экспедиция «Афанасий Никитин».

1. Дата

2. Открытые территории

3.Значение  

3.Экспедиция  «Васко да Гамы».

1. Дата

2. Открытые территории

3.Значение  

4. Экспедиция  «Христофор Колумб».

1. Дата

2. Открытые территории

3.Значение  

5. Экспедиция  «Фернана Магеллана»

1. Дата

2. Открытые территории

3.Значение  

С помощью учебника (стр. 11-12), энциклопедий, карта атласа «Маршруты важнейших путешествий»  (стр. 180-181), электронного приложения к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD.)

Дать краткую информацию о каждом путешественнике.

Найденную информацию записать в выданную карточку

- Итак, начинаем нашу работу.

Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет все члены команды.

На работу отводится 10 минут.

Учитель наблюдает за работой учеников, при необходимости вносит корректировку.

Защита проектных работ по группам.

10 минут.

Работают в группах, в команде.

Каждая группа учащихся вывешивает свои работы на доске и проводит защиту своего проекта.

Проводят самооценку работы в команде.

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

(5 мин.)

Ребята, какой вклад в развитие географических знаний,  внесла эпоха Великих географических открытий?

Ребята ,я вам предлагаю поиграть в игру « верю- не -верю»

Анализирует вместе с учащимися достижение цели урока.

Оценивает результаты деятельности учащихся.

Ребята, вы молодцы!

Ученики рассуждают, приводят свои доводы.

Ответы:

– Расширение знаний о материках и океанах.

– Открытие новой части света.

–Доказательство шарообразности Земли.

– Расширение торговых связей.

– Обмен культурным опытом.

Отвечают учителю на его утверждения верят или нет.

9. Инструктаж по домашнему заданию.

(1 мин.)

1.Прочитать параграф № 2.

2. Выполнить задание № 5

Записывают домашнее задание.