Консультативная работа

Цибульская Виктория Александровна

Консультации для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

детей с ТМНР, обучающихся на дому

среднего школьного возраста

«Предупреждение и коррекция нарушений

навыка чтения»

18.11.2016 КГКОУ Школа 1

Учитель – логопед Цибульская Виктория Александровна

Впервые на нарушения чтения, как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Распространённость нарушений чтения и письма среди детей довольна велика.

Нарушение чтения или дислексия -  это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций, которое проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. При специально организованной работе по профилактике Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, а так же снижение уровня степени выраженности. Замечено, что при отсутствии коррекционной работы в этом направлении  Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Так, неудачи  при овладении чтения могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Чтение – сложный психический процесс. В его основе лежат механизмы взаимодействия анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового) и временных связей двух сигнальных систем. Нарушение развития навыка чтения  может быть результатом сбоя в любом из этих механизмов.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития  наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит в процессе чтения  к неправильному озвучиванию ряда букв. Даже в тех случаях, когда тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая буква может опознаваться и произноситься то верно, то неверно, т.к. связь буква – звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Узнавание буквы и подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука задерживается, и тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять обучающихся на дому в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются и заменяются при чтении.

Приёмы и виды упражнений

Для развития процессов узнавания и различения букв полезны следующие упражнения:

  • назови (запиши) буквы, перечеркнутые другими буквами;
  • назови (запиши) буквы, наложенные друг на друга;
  • назови (запиши) буквы, которые чаще всего встречаются (различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения; буквы печатные, прописные, различной толщины, цвета, шрифта)

        Ж        З        С        Ш        Ц        С        Ч        Т        Щ        Ц

        Ш        Т        Ж        Ж        Т        Щ        З        Ч        Ш        Т

  • назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;
  • преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;
  • найди одинаковую букву в словах:
  1. рак, порт, сыр, мир, берег, рев;
  2. халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;
  • по какому признаку (почему) слова записаны в две строчки?

        

цена                целый                кольцо                яйцо                зацепить

        

свеча                косой                просить                маска                люстра

         

  • Помогает переключению внимания ребенка на графический знак такой прием: ребенку предлагается сначала заучить ряд слов со звуком, соответствующую букву которого он путает в процессе чтения (письма), или текст с данными словами, а затем их прочитать в убыстренном темпе. Можно проводить эти упражнения с использованием песочных часов, которые приучают ребенка выдерживать заданный темп чтения.
  • Важно обращать внимание ребенка на то, как он должен произнести в слове соответствующую букву, и просить его читать медленно, отчетливо проговаривая все звуки в слове. Затем ребенок читает эти же слова повторно, с постепенным убыстрением темпа

Можно предложить упражнения, при выполнении которых обратить внимание на взаимосвязь звука и буквы:

  • найди и прочитай (запиши) слова:

был, пин, пар, бен, пир, бык, бан, бил, пил, пун, бак, пак, блин, плен, плут, брод, плун, бред, прак, брак;

Чтение слогов традиционно считается занятием неинтересным, скучным. Однако эту работу можно оживить.

Примерные упражнения:

  • прочитай:                

С  А   О   У   Ы   И                П   И   Е   Я

        Ш                                       Б

        З                                Т

        Ж                                Д

  • читай, изменяя порядок букв в слоге;
  • добавь букву и прочитай полученный слог:

1)        П-, Т-, К-, С-, Д-;

2)        КР-, СТ-, МН-, ПШ-, ЧТ-;

3)        -А, -О, -У, -И;

4)        -О, -У, -И, -А;

  • читай слоги по подобию:

                А        О        У                        А        О        У

                ПА        ПО        ...                        СТА        СТО        ...

                ТА                                        ПРА

Особое внимание нужно уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Эти слоги целесообразно сравнивать и сопоставлять как в произношении, так и в написании. В процессе их чтения надо подводить ребенка к тому, что отдельно взятая буква не может быть прочитана, т.к. она читается с учетом последующей.

Организуя работу с детьми данной группы по развитию навыка чтения, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, следует использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий упражнения на ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (ТРАНСФОРМАЦИОНЫЕ). Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению, развивают наблюдательность, зрительный контроль.

Работая над совершенствованием чтения, необходимо учитывать, что дети с ТМНР часто затрудняются в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению, читают их ошибочно. Чтобы преодолеть указанные трудности, рекомендуются упражнения для чтения таких пар слов, как, например,

СТОЛ – СТОЛБ, КОЛОБОК – КЛУБОК, КОПАЛ – КУПАЛ, КУПАЛ – КУПИЛ.

Эти слова дети должны отчетливо прочитать, проанализировать по звукобуквенному составу и сравнить. Затем установить, почему получается разное значение. Детям предлагается также читать столбики слов, отличающихся одной – двумя буквами. Столбики таких слов легко прочитываются детьми, т.к. относительно новыми для них в прочитываемом слове всякий раз оказываются одна – две буквы. После чтения следует спросить у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.  

ЛАК                ПАР                СОК                ДОН

РАК                БАР                ТОК                ВОН

БАК                ВАР                ДОК                СОН

  • Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

Перед чтением каждого столбика дать ребенку следующее задание:

а) запомнить как можно больше слов;

б) запомнить гласные в словах.

После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки или записать (по памяти).

МАМА        САДЫ                ЛУНА                        НОСЫ

ПАПА                РАДЫ                ЛУПА                          КОСЫ

БАБА                РАМЫ                  РУКА                          РОСЫ

Следует тренировать детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Необходимо также упражнять детей:

 в чтении одного и того же слова, имеющего разные грамматические формы (ДОМ, ДОМА, К ДОМУ, О ДОМЕ);

разных слов с одинаковыми окончаниями (НА КУСТАХ, НА СТОЛАХ, НА ПАРТАХ, В СУМКАХ, В ПЕНАЛАХ и т.д.);

однокоренных слов (ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯК, ЗЕМЛЯНИКА, ЗЕМЛЯНИЧНОЕ);

слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (ПРИЛЕТЕТЬ, ОТЛЕТЕТЬ, ДОЛЕТЕТЬ, ПЕРЕЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬ);

слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (ПРИЛЕТАТЬ, ПРИЕХАТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИСКАКАТЬ).

Подобные упражнения расширяют и уточняют словарный запас, развивают навыки словообразования и словоизменения, воспитывают орфографическую зоркость, отрабатывают подвижность артикуляционного аппарата.

Слова всех упражнений следует произносить по орфографическим нормам, четко проговаривая каждый звук, но не по слогам, а слитно. После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов, с некоторыми формами слов следует составить предложения.

Указанные упражнения помогут ребенку лучше ориентироваться в составе слова, выделять его морфологические элементы (корень, суффиксы, приставки, окончания) и тем самым не допускать ошибок на замену целого слова или его части, а в процессе чтения узнавать слово сразу «в лицо», что скажется на темпе чтения. Однако возникшая у ребенка догадка должна всегда проверяться при повторном восприятии.

Прежде всего, необходимо научить детей узнавать звукобуквенный образ слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. С этой целью можно использовать такой прием, как чтение слов с пропущенными элементами типа ТЕ...ДЬ (ТЕТРАДЬ), КОНВЕ... (КОНВЕРТ), МЕД...ДЬ (МЕДВЕДЬ).Облегченный вариант этого приема, когда к словам подбираются соответствующие картинки, позволяющие ребенку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие буквы.        

  • Упражнения, направленные на узнавание звукобуквенного образа слова:

- читай, вставляя разные гласные (согласные):

                Т...К                К...ШКА

                Т...К                К...ШКА

                Т...К                К...ШКА

                Т...К                К...ШКА

        А, Е, У                 Ш, Х, Т, Н                самостоятельно

ПРОД - ЛИ        ВОРО - А                СТО -

ПРОД - ЛИ        ВОРО - А                СТО -

ПРОД - ЛИ        ВОРО - А                СТО -

                        ВОРО - А                 СТО -

- прочитай:        КОНЬ, ПОЛ, КОМ, ВОЛ,         прибавляя к каждому слову столько разных слогов, сколько сможешь.  

ОБРАЗЕЦ: ПИЛ – пилка, пилот, пилит, пилы, копилка.

- прочитай:         ЖАБА, ЛАВА, КОРКА;        подумай, в какие слова надо вставить слоги: -ЛО-,          -ОЧК-, -ЗИН-, чтобы получились новые слова (запиши их);

- читай быстро и четко:

1)        оса – роса, ель – щель, ролики – кролики, пачка – прачка, ботики – ботинки;

2)        телка – елка, муха – уха, крот – рот, норка – нора, клубок – кубок;

- читай слова справа налево:

1)        нос, лом, бар;

2)        хорош, шалаш, казак;

3)        трос, полк, раки;

- читай слова, переставляя согласные буквы:

1)        гора, вози, лето;

2)        пила, соки, сила.

          К числу условий, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е. на прогнозирование читаемого, относится и умение воспринимать сразу не только отдельные слова, но и их сочетания. Для этого необходимо научить детей группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам. Например, можно попросить ученика с недоразвитием речи:

- выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с ними по смыслу слова и прочитать (записать) их;

- выбрать из текста (записать) существительные и самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся с ними по смыслу и отвечающие на вопросы  «ЧТО ДЕЛАЕТ?», « КАКОЙ?»;

- подобрать к словам 1-ой строчки слова из 2-ой строчки, сочетающиеся с ними по смыслу; изменить, где нужно, род прилагательных; составленные словосочетания прочитать (записать):

          1)  корм, пища, багаж, груз, одежда, сарафан;

2)        теплый, ценный, легкий, грубый, ручной, хороший, здоровый, летний, плохой, птичий, тяжелый, изящный.

Учитывая, что наибольшим прогнозирующим потенциалом обладают слова, обозначающие действия (а именно эта группа слов оказывается  недостаточной у детей с ТНР), в большую часть упражнений нужно включать глаголы. Кроме того, при выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял значение каждого слова.

 Полезны упражнения на дополнение недостающего окончания в словах. Ребенку предлагается для чтения текст, где в отдельных словах пропущены окончания (Мальчик читает интересн... книг...). Он должен их воссоздать, опираясь на контекст. Целесообразно также использовать чтение деформированных предложений, где отдельные слова даны вперемешку и в исходной форме. Чаще следует давать для чтения предложения, где пропущены отдельные члены; ребенку надо установить смысл и грамматическую форму слова на основе предшествующего и последующего слов. При этом надо помнить, что чем дальше стоит неизвестное слово от начала предложения, тем легче его спрогнозировать. Данные упражнения способствуют формированию у учащихся навыка использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно прогнозирование читаемого текста.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

детей с ТМНР, обучающихся на дому

младшего школьного возраста

«Развитие мелкой моторики в быту»

18.11.2016 КГКОУ Школа 1

Учитель – логопед Цибульская Виктория Александровна

Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – в первую очередь, для развития речи, для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию и пр. Ученые доказали, что чем выше двигательная активность пальчиков, тем лучше речь малыша, четче артикулирование звуков. В подушечках пальцев рук находится множество нервных рецепторов, посылающих импульсы в нервную систему человека. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр. Большой вклад в работу по  развитию мелкой моторики рук должны вносить  родители, ведь развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Существует огромный выбор упражнений для развития мелкой моторики руки:

- Игры с баночками и коробочками                  - Игры с конструктором

 - Игры с пирамидками                                        - Игры с магнитами

 - Игры с прищепками                                       - Игры с пуговицами, шашками и

 - Игры с матрешками                                                   бусинами

 - Игры с рамками-вкладышами                         - Игры со шнурками и ленточками

 - Игры с пазлами                                                 - Игры с палочками и спичками

  - Игры с бумагой и салфетками

 - Книжки-игрушки                                               - Игры с мозаикой

Игры с баночками и коробочками

Подбери крышку

Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки

В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. ребёнок будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Игры с пирамидками

Колечки завертелись

Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Для того что бы ребёнок понял как самостоятельно раскрутить колечки.

Колечки - колесики

Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись

Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Нанижи на шнурок

Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень

На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Игры с матрешками

Кто в Матрёшке живет?

В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед ребёнком. Из одной матрешки, например, может выглядывать кончик атласной ленты. ребёнок с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое. Усложнение: послушай и угадай что внутри.

Кто съел конфетку?

Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. Малыш может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь.

Игры с пазлами

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

Игры с мозаикой

Для детей со слабой моторикой пальцев рук  подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот  или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для начала  подойдут деревянные  и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями,   которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом. В дальнейшем переходим к более сложным с множеством деталей, железному конструктору.

Игры с магнитами

Игры с магнитами для детей  в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

Игры с прищепками

Ребенок может сначала не справиться с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.

Игры с пуговицами, шашками и бусинами

Копилка

Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите ребенку кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки

Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Пуговицы – карандаши

Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите ребёнку, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки

Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть ребёнок раскладывает пуговицы или бусинки (горох, фасоль) по ячейкам. Зимой можно залить водой, уложить петельку и выставить на мороз, и украшение для уличной ёлки готово.

Бусинки в домиках

Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Дорожка

Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите ребёнку выложить дорожку - наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

Игры со шнурками и ленточками

Узелки на память

Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите ребёнку их все отыскать и развязать.

Бусы

Возьмите деревянные шарики с отверстиями или бусины и длинный шнурок. На конце шнурка завяжите узелок (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите ребёнку нанизать шарики на шнурок, можно между ними завязывать узелки.

Непослушный шнурок

Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

Непослушный наш шнурок

Обвязать все пальцы смог.

Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

Шнуровка

Предлагайте детям пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

Игры с палочками и спичками

Спички в коробке

Предложите ребёнку уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички

Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите ребенку, как можно наполнять его спичками.

Дорожка и забор из палочек

Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки

Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите ребёнку выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.

Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги

Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку)  чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги

Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

 Секретики

Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите ребёнку развернуть подарок, а затем самому сделать «секретик».

Закладки

Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Ребёнок с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить ребёнку самому заложить в книгу закладки.

Книжки-игрушки

Детям нравится рассматривать книжки – игрушки, в которых можно открывать клапаны, нажимать на кнопочки, крутить детальки, ощупывать вставки из материалов разной фактуры   – меха, кожи, ткани и др.

Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут несколько раз каждый день.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых он может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

 Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.