Методическая работа

Цибульская Виктория Александровна

Индивидуальное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с тяжёлыми множественными нарушениями развития, адаптированное 

 учителем – логопедом в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1» г.Комсомольск-на-Амуре Выполнила: учитель - логопед Цибульская Виктория Александровна Индивидуальное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) с тяжёлыми множественными нарушениями развития учителем – логопедом в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития

Слайд 2

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России № 1598 от 19 декабря 2014 года Приказ Минобрнауки России № 1599 от 19 декабря 2014 года

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Слайд 4

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Слайд 5

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Слайд 6

Основные термины ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Слайд 7

ОО - общеобразовательная организация АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа СИПР - специальная индивидуальная программа развития ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

Слайд 8

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер ( они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации ).

Слайд 9

Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки от 22.01.2014 № 32 « Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Слайд 10

Психолого – педагогическое обследование Беседа с родителями (законными представителями) с целью уточнения анамнеза и особенностей развития ребенка. 2 . Наблюдение за ребенком в различных ситуациях. Наблюдение проходит длительно до 2-3х недель. 3 . Анализ результатов обследования полученных всеми специалистами.

Слайд 11

. Наименование организации. «Согласовано» Ф.И.О. родителя _______________ «__» __ ___ _2016 г. «Согласовано» Секретарь ПМПк________ Ф.И.О._________________ «___» _________2016 г. «Утверждаю» Председатель ПМПк Ф.И.О._________________ «___» ___________2016 г . СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (СИПР) на 2016-2017 учебный год у ченика( цы ) __класса Ответственный за реализацию СИПР:_____________ г. Комсомольск-на-Амуре

Слайд 12

Структура СИПР 1.Общие сведения о ребёнке. 2.Психолого-педагогическая характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка). 3.Индивидуальный учебный план. 4.Содержание образования. 4.1. Базовые учебные действия. 4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий. 4.3. Нравственное воспитание. 4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 4.5. Внеурочная деятельность. 5.Организация реализации потребности в уходе и присмотре. 6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР. 7.Программа сотрудничества с семьей 8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. 9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Слайд 13

1. Общие сведения о ребёнке ФИО ребенка: Возраст ребенка: Место жительства: Мать: Отец: Год обучения в ОУ: Класс: 2. Психолого-педагогическая характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Слайд 14

Предмет Групповые занятия Индивидуальные занятия учитель воспита тель учитель-логопед педагог-психолог учитель адаптивной физкультуры учитель музыки Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Окружающий социальный мир Человек Адаптивная физкультура Музыка и движение Изобразительная деятельность Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Коррекционно-развивающие занятия Всего Внеурочная деятельность Итого: 3. Индивидуальный учебный план на 2015 – 2016 учебный год

Слайд 15

№ Содержание 1 полугодие 2 полугодие 1 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2 Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3 Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 4 Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. 4. Содержание образования. 4.1. Базовые учебные действия.

Слайд 16

Содержание 1 полугодие 2 полугодие Речь и альтернативная коммуникация Коммуникация Установление контакта - обращение по имени к собеседнику - приветствие собеседника в ответ на его приветствие: *жестом (помахать рукой из стороны в сторону) *словом «Привет» Поддержание контакта - выражение своих желаний («Дай») - выражение просьбы о помощи («Помоги») - выражение согласия: жестом (кивок головы) словом («Да») - выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом («Нет») Завершение контакта - прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом («Пока») 4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Слайд 17

Предметно-практические действия Действия с материалами - разминание материала (тесто, пластилин) - сминание материала (бумага) - разрывание материала (бумага) - переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую - пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую - наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити) Действия с предметами - сжимание предмета: мокрая губка прищепка пинцет - нанизывание предметов на нить - вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия) - вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок) - закрывание предмета: коробок банок (с капроновыми крышками) Альтернативная коммуникация - использование жеста как средства коммуникации - использование слова как средства коммуникации - использование изображения (фотография, картинка, пиктограмма) как средства коммуникации

Слайд 18

Содержание Наблюдения Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. 4 .3 . Нравственное воспитание.

Слайд 19

Содержание Наблюдения Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. 4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Слайд 20

Название мероприятия Планируемая деятельность ребенка в мероприятии Участие ребенка в мероприятии время пн вт ср чт пт 4 .5. Внеурочная деятельность. 5. Организация реализации потребности в уходе и присмотре 6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель класса, учитель-логопед, учитель физкультуры, учитель музыки, воспитатель, педагог-психолог, тьютор .

Слайд 21

Задачи Мероприятия Отчет о проведении Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях », «Формирование социально – бытовых навыков». Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации участие родителей в разработке СИОП посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; домашнее визитирование Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 сентября – День Знаний» «Мама, папа, Я – спортивная семья» «Новогодний праздник» «Последний учебный день» 7. Программа сотрудничества с семьей.

Слайд 22

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты». Набор пиктограмм; Конструктор « Лего », логические блоки Дьенеша , набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки. Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, лыжи, лыжные палки, шариковый бассейн, санки. Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино, музыкальный центр, аудиозаписи). Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора

Слайд 23

Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). 0 2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого 1 - с частичной помощью взрослого 2 - по последовательной инструкции (изображения или вербально) 3 - по подражанию или по образцу 4 - полностью самостоятельно 5 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Слайд 24

Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 0 2. Не выявить наличие представлений 0 3. Представление на уровне: - использования по прямой подсказке 1 - использование с косвенной подсказкой (изображение) 2 - самостоятельное использование 3 Учитель класса: Тьютор : Педагог-психолог: Учитель - логопед: Воспитатель: Учитель физкультуры: Учитель музыки: Родители:

Слайд 25

Логопедическое представление Мария Т. 24.04.2006 года рождения Дата обследования 04.10.2016г. Устная речь Звукопроизношение полиморфное нарушение звукопроизношения, собственной речи нет Строение артикуляционного аппарата – губы узкие, брайхихейлия , мезиодистальное смещение зубного ряда, редкие зубы, прогнатия , ангилоглоксия , твёрдое нёбо готическое, мягкое нёбо короткое Фонематическое восприятие – не сформировано, фонематический слух нарушен Слоговая структура – грубо ограничена способность воспроизведения слоговой структуры слова Лексика – словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукокомплексов, звукоподражания Грамматический строй – не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений Связная речь – не владеет связной речью

Слайд 26

Письменная речь Чтение отсутствует Письмо отсутствует Заключение СНР тяжелой степени выраженности. Грубая ЗРР Рекомендации : продолжать индивидуальные логопедические занятия по нормализации звукопроизношения, формированию альтернативной коммуникации Дата ________________________ Фамилия специалиста ___________ В.А. Цибульская

Слайд 31

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учитель – логопед КГКОУ Школа 1 г ор. Комсомольск – на - Амуре Цибульская Виктория Александровна

Слайд 13

Благодарю за внимание ! Прекрасного Вам н астроения…



Предварительный просмотр:

У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются все те же речевые нарушения, что и у детей с сохранным интеллектом (дизартрия, алалия, заикание и т.д.), но развитие речи идет своим искаженным путем, и как правило страдают все стороны речевой деятельности. Поэтому обучающиеся в школах VIII вида имеют основной диагноз:  Системное недоразвитие языковых и  речевых средств различной степени выраженности, обусловленное интеллектуальной недостаточностью.

Состояние речевого развития обучающихся в нашей школе весьма различно:  от незначительных нарушений лексико – грамматического строя,  до полного отсутствия речи как средства коммуникации.

Так из 12 человек поступивших в этом году для обучения в первом классе СНР легкой степени с нормой звукопроизношения  - 1, СНР легкой и средней  степени  с мономорфным нарушением звукопроизношения  - 3, СНР легкой степени с нарушением двух звуков – 1, алалия – 4, ринолалия– 1, дизартрия  - 1, мутизм  - 1.

Если логопеды в общеобразовательных учреждениях для детей с сохранным интеллектом  пользуются определенными диагностическими методиками, то мы вынуждены для каждого конкретного ребенка подбирать, адаптировать общепринятые методики

ПОКАЗ ЛИТЕРАТУРЫ, если ребенок с ТМНР или РДА остается наблюдение, и по возможности, анализ продуктов деятельности.

По итогу диагностики заполняем речевую карту (вариантов карт множество) у нас принята такая форма, где родители письменно дают согласие на проведение занятий  и фото-, видиосъемку.

Так же нами составляется индивидуальная программа сопровождения, которая включает в себя следующие разделы:

Ф.И.О. ребенка, дату рождения, форму обучения, класс, рекомендации ПМПК, актуальная проблема, логопедическое заключение, цель индв. программы, задачи, срок реализации, содержание, которое включает проблемы ребенка и примерные методики и приемы, с помощью которых будет проводится коррекционно – развивающая работа, а так же сроки динамического контроля, показатели, корректировка при необходимости.

Так же нами два раза в год по итогам входящей и итоговой диагностики составляются логопедические представления, в которых указываются особенности проявления всех сторон речи.

Своим опытом по коррекции нарушений звукопроизношения с вами поделилась Яна Александровна.

Я хочу поделиться,  с какими проблемами еще мы сталкиваемся и как их преодолеваем.

СЛАЙД 2. Первая проблема: слабо развиты мимические мышцы, вследствие этого скудные эмоциональные проявление и непонимание эмоций других людей. Поэтому на ровне с артикуляционной гимнастикой проводим мимическую гимнастику, различные д/и на различение эмоций и умение передавать самостоятельно.

СЛАЙД 3.  Практически у всех детей крайне слабо развита тонкая моторика рук и нарушена пространственно – временная ориентация. Для укрепления мышц использую прищепки, шнуровку, манипуляции с мелкими и сыпучими предметами, трафареты, рисование по клеточкам

СЛАЙД 4. Часто встречаются грубые нарушения зрительного гнозиса. Детям не под силу такие задания, как собрать разрезную картинку из двух, трех, четырёх частей. Не помогает и опора на образец.

СЛАЙД 5. Поэтому уделяю огромное внимание  развитию зрительного, слухового, тактильного  произвольного внимания, памяти. Использую мемо карточки на разные лексические темы (попутно обогащение и активизация словарного запаса),  «Кот  в мешке», «Радуга», «Что изменилось»

СЛАЙД 6. Если у ребенка проблемы со зрительным восприятием в силу поражения зрительных центров ГМ, значит, будут проблемы в усвоении письменной речи. Поэтому на своих занятиях с детьми параллельно с изучением буквы в классе, буквы лепим, красим, вырезаем, складываем, сравниваем

СЛАЙД 7. Обводим,  вышиваем. Выкладываем с помощью математического планшета.  Формировать навык чтения помогают игры «Я учу буквы», «Читаем по слогам», из этой же серии «Космическое путешествие» (автоматизация звука + навык чтения), Буквоежка, Буква потерялась.

СЛАЙД 8. И конечно пишем, начинаем писать карандашом, обводя образец или с помощью взрослого.

Еще одна значительная проблема это развитие грамотной связной  речи. Речь крайне скудная, преобладают слова обиходно – бытового значения,  слабо развиты глагольный словарь и словарь прилагательных, стойкие проблемы согласования существительных с другими частями речи, употребление предлогов, словообразование и словоизменение. Все это следствие не только искаженного развития собственной речи, но неправильные образцы речи, получаемые детьми в семье.

СЛАЙД 9. Абстракция формируется долго, поэтому обогащаю опыт составления предложений,  описательных и сравнительных рассказов с опорой не только, что ребенку хорошо знакомо, но и то что он сделала своими руками. Например,  традиционная кукла скрутка.  Отличный помощник - игра  «Сказочник»

СЛАЙД 10. Современный мир – это мир интерактивных технологий, поэтому в своей работе использую различные компьютерные тренажеры, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон речи

СЛАЙД 11.По мимо обучающихся в классе, логопедические занятия посещают обучающиеся на дому. В зависимости  от физического и психического состояния ребенка   участие родителей может быть непосредственным или косвенным.

СЛАЙД 12. Традиционными формами работы в нашей школе являются  конференции для родителей воспитывающих детей с ТМНР, где не только все специалисты дают консультации, но и родители имеют возможность пообщаться друг с другом, обменятся информацией. Помимо работы с родителями, мы регулярно проводим семинары для коллег, где делимся опытом, даем мастер – классы

Предлагаю вашему вниманию два видио фрагмента

СЛАЙД 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коробочка затей Использование фольклоро-терапии в логопедической практике. Составила : учитель – логопед Цибульская Виктория Александровна

Слайд 3

« Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок ». В.А . Сухомлинский .

Слайд 9

Использование в логопедической работе малых фольклорных произведений и изготовление народной куклы позволяют корригировать проблемы в развитии лексико - грамматического строя речи , обогатить словарь детей , развить интерес к «слову», расширить знания детей об окружающем мире, что , в свою очередь, служит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Слайд 10

Куклы на « выхвалку»

Слайд 15

РОЖДЕНСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ

Слайд 16

Изготовление: Традиционно эта кукла делается из тонкой белой ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани, но обязательно светлых оттенков. Нужно взять квадрат примерно20 на 20 см, но можно использовать лоскуты большего или меньшего размера. А так же два лоскута примерно 10 на 10 см, лён или др. набивку, нитки.

Слайд 17

Изготовление: В идеале народная кукла изготавливается без ножниц и иголки, поэтому квадратик не отрезается, а отрывается от куска ткани, при этом получается ровная бахрома, напоминающая перья. Для усиления эффекта можно увеличить бахрому до 1 см .

Слайд 18

Изготовление: В середину квадратика помещают комочек набивки.

Слайд 19

Изготовление: Набивку обтягивают тканью и перевязывают длинной ниткой. Можно обматывать нитью от целого клубка, по окончанию изготовления куклы, закрепить и обрезать.

Слайд 20

И зготовление: Для изготовления рук противоположные свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают во внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряют размер ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой.

Слайд 22

Изготовление: Той ниткой, что формировали голову, перевязывают талию, приматывают крылья, при переходах нитки вверх – вниз формируется «крест» на груди и на спине.

Слайд 24

Изготовление: Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный золотой или серебряный шнурок. На голову повязывают ленту или тесьму. Можно сделать нимб.

Слайд 25

Благодарю за внимание ! Прекрасного настроения… До новых встреч…



Предварительный просмотр:

                     

Городское методическое объединение воспитателей групп продлённого дня и классных руководителей

        

Мастер – класс

« Коробочка затей»

Использование  фольклоро-терапии в логопедической практике

Составила: учитель – логопед

Цибульская Виктория Александровна

Комсомольск – на – Амуре

21.12.2012 года

(Слайд 3) « Чем больше мастерства

в детской руке,

 тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

     

   (слайд 4)   На данном этапе развития российской  системы образования, в том числе и коррекционной,  претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества.

   (слайд 5)  Одним из направлений модернизации системы образования является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Достижение этого «нового качества» возможно только при условии полностью сформированной устной и письменной речи у  школьников.  А в условиях, когда растёт число детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (так, по данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3 % случаев)   неуклонно увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи на всех этапах развития и обучения.  

(слайд 6)   Характер речевых патологий стал сложнее, зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребёнка одновременно нарушена речь, развитие высших психических функций, состояние общей и тонкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально – волевая сфера, творческая активность.

  (слайд 7)  Дети с речевыми нарушениями очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая нервная система, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, изначально бедный словарный запас, не сформирована  лексико-грамматическая система, неразвита связная речь.         (слайд  8)  Это заставляет специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию смежные дисциплины, стимулирует  к разработке инновационных технологий в области коррекционно – развивающего обучения и воспитания.  Одним из средств   воздействия на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей  является народная педагогика.   Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К. Д. Ушинский еще в прошлом столетии.

   (слайд  9)  Использование в логопедической работе малых фольклорных произведений  и  изготовление народной куклы позволяет устранить проблемы в развитии  лексико-грамматического строя речи, обогатить  и активизировать словарь детей, развить интерес к слову,   расширить знания детей об окружающем мире.  Что, в свою очередь,  служит  хорошей базой для успешного обучения в школе.  Кроме того,  народное творчество помогает установить эмоциональный контакт  в общение взрослого с  ребёнком, оказывает влияние на формирование основных нравственных качеств, пробуждает в ребенке   симпатию  к людям, ко всему живому,  вызывает интерес и уважение к труду.

 (слайд  10) При работе с  традиционной тряпичной куклой  Логопед объясняет, что главная задача  «мастеров – кукольников»  - передать радостное видение реального мира, создать красивые  вещи, делающих жизнь ярче, прекраснее. Ведь в  народной кукле выражены мечты о красивой и счастливой жизни.

   (слайд  11)  Малая форма  устных   фольклорных  произведений (поговорки, потешки и т.д.)  универсальна, что   позволяет применять их  на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа. Таким образом,   каждый этап работы  сопровождается речевой деятельностью.

   (слайд 12)  Кроме того, дети при изготовлении  своей игрушки  имеют возможность самостоятельно выбрать цвет ткани, отделки, элементы  украшения, форму, композицию,   это способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы на занятии,  вызывает  желание работать.

   (слайд  13)  По мере накопления работ организуется выставка, на которую приглашаются дети  с нормальным речевым развитием, родители.  Это повышает «статус» ребенка - логопата в глазах окружающих,  что способствует   развитию адекватной   самооценки  и росту   мотивации  посещения  логопедических занятий.

    (слайд  14)  Основа  русской куклы изготовляется без иголки и ножниц  и это  позволяет привлекать к этому виду деятельности детей с различными отклонениями в развитии и физическом и психическом.

   (слайд 15)  Сегодня, Вы, уважаемые коллеги, научитесь делать основу игрушки, которая может быть и куклой, и птицей, и рождественским ангелом. Прекрасного настроения вам в работе

Изготовление:

   (слайд 16)  Традиционно эта кукла делается  из тонкой белой ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани, но обязательно светлых оттенков.   Нужно взять квадрат примерно20 на 20 см,  но можно использовать лоскуты большего или меньшего размера. А так же два лоскута примерно 10 на 10 см, лён или др. набивку, нитки.   (слайд 17)   В идеале народная кукла изготавливается без ножниц и иголки, поэтому квадратик не отрезается, а отрывается от куска ткани, при этом получается ровная  бахрома, напоминающая перья.  Для усиления эффекта можно увеличить бахрому до 1 см.   (слайд  18)  В середину квадратика помещают комочек набивки.   (слайд  19)  Набивку обтягивают тканью и перевязывают длинной ниткой. Можно обматывать нитью от целого клубка, по окончанию  изготовления куклы, закрепить  и обрезать.     (слайд  20)    Для изготовления рук противоположные свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают во внутрь рукава, убирая края в середину.   (слайд  21)  С края отмеряют размер ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой.   (слайд  22)  Той ниткой, что формировали голову, перевязывают талию, приматывают крылья,  при переходах нитки вверх – вниз формируется «крест» на груди и на спине. (слайд  23) из остаток нитки формируют петельку.  (слайд  24)    Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный золотой или серебряный шнурок. На голову повязывают ленту или тесьму. Можно сделать нимб.