Для родителей детей с нарушениями речи

Вонда Олеся Александровна

Консультации для родителей детей с нарушениями речи по коррекции и профилактике речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О влиянии артикуляционной гимнастики на речевое развитие детей14.35 КБ
Файл О влиянии пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей227.09 КБ
Файл Зачем ребенку с нарушениями речи выполнять артикуляционную гимнастику?94 КБ
Файл О развитии речи дошкольников игровыми методами180.24 КБ
Файл В консультации описано значение комплексного подхода в развитии речи дошкольников118.13 КБ
Файл Консультация-практикум, позволяющая родителям детей с ТНР овладеть способами подготовки дошкольников к обучению грамоте17.47 КБ
Файл Консультация об использовании логоритмических игр в домашних условиях16.32 КБ
Файл Рекомендации по изготовлению лэп-бука691.78 КБ
Файл Подготовка руки дошкольника к письму67.56 КБ
Файл О причинах возникновения нарушения речи68.27 КБ
Файл Развитие речевого дыхания в домашних условиях98.4 КБ
Файл Рекомендации по обучению грамоте17.7 КБ
Файл Рекомендации по выполнению домашних заданий15.54 КБ
Файл О роли взаимодействия родителей и педагогов21.53 КБ
Файл Игры с пальчиками115.48 КБ
Файл Скороговорки как средство развития речи14.7 КБ
Файл Сотрудничество педагогов и родителей232.28 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

1. «Бегемотик» Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 сек.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

7. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз

8.  «Окошко» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны. Произносить шшш

9. Чередование положений губ: «Заборчик» - «Трубочка».

10.«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

11. «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».

12. «Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны движениями слева направо, а затем почистить верхние зубы. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

13. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая языком движение слева направо.

14. «Гармошка».  Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

15. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

16. «Чашечка». Удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

17. «Приклей конфетку».  Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

18 «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

19. «Маляр». Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

20. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: ды - ды - ды.

21. «Автомат».  Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

22. «Колокольчик». Рот в улыбке, приоткрыт, язык за верхними губами. Кончик языка сильный, напряженный. Произносить: дын-дын-дын.



Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста

В развитии речи ребенка огромную роль играют занятия на развитие различных видов моторики: крупной, мелкой, артикуляционной. У ребят с нарушениями речи наблюдаются сложности в развитии мелкой моторики. Под мелкой моторикой понимают действия человека, направленные на выполнение точных, мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.hello_html_m419c6014.png

    Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. С возрастом движения усложняются, тексты становятся длиннее.  Для малышей раннего возраста подойдут тексты русских народных потешек, для детей постарше стихи русских классиков-литераторов.

 Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
          Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, когда ребёнок придумывает к текстам свои движения, необходимо поддержать инициативу ребенка, похвалить его.

 В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

 Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.    

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, а также выполнять массаж пальцев:

1) «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание  пальцев рук)

2) «Водичка, водичка, умой мое личико….»(Выполнение движений в соответствии с текстом).

 Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.     Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

 В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

 Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития. 

 hello_html_54e10b7f.jpg

                                    Материал подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Зачем ребенку с нарушениями речи выполнять артикуляционную гимнастику?

  Артикуляционная моторика – это скоординированные движения органов речевого аппарата; это одно из условий правильного звукопроизношения.

Произношение звуков речи это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). У детей с речевыми нарушениями нарушается и артикуляционная моторика. Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышц, правильной пространственно-временной организации движения.

https://yourspeech.ru/wp-content/uploads/2016/08/yourspeechru_462.jpg

Причинами нарушения артикуляционной моторики могут быть:

1). выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка (зубочелюстная патология, слишком большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка, расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба);

2). соматическая ослабленность ребенка;

3). недостаточная подвижность органов артикуляции ( парезы мышц губ, кончика языка или его спинки

При нарушении речи у детей наблюдаются дефекты артикуляционной моторики:

- специфическое положение языка;

- вялость губной артикуляции;

- трудности переключения с одной артикуляции на другую; снижение и ухудшение качества артикуляционного движения;

- снижение времени фиксации артикуляционной формы;

- напряжение мышц языка.

Преодолению описанных недостатков помогает применение артикуляционной гимнастики.  Артикуляционная гимнастика развивает подвижность органов речевого аппарата и вырабатывает правильные движения артикуляционных органов.

Очень важно заниматься разминкой речевого аппарата с детьми, но делать это нужно в форме игры, чтобы им было интересно. Всегда нужно стремиться к правильному выполнению всех упражнений, хотя наказывать ребенка за неверно выполненное упражнение нельзя. Иначе малыш будет бояться наказания, и стараться всячески избегать занятий. Эти занятия должны быть увлекательными для ребенка и приносить пользу.

Для того чтобы четко проговаривать каждый звук, артикуляционный аппарат должен быть к этому готов.

Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой около 5-7 минут в день позволят развить подвижность речевого аппарата. Начинать упражнения для артикуляционной гимнастики надо с нескольких повторений, плавно переходя к увеличению числа повторений и количеству занятий.

Для достижения хорошего результата необходимо качественно выполнять упражнения, при этом движения должны быть резкими, либо плавными в зависимости от упражнения. Важно не допускать вялости или излишнего напряжения мышц.

Чтобы преодолеть речевые дефекты необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой систематически. После нескольких занятий результатов может быть не видно, но при прохождении целого курса можно добиться чистого и правильного произношения звуков и слов.
       Основной комплекс артикуляционной гимнастики:

 «Улыбочка». Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны.

«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

«Трубочка». Губы и зубы        сомкнуты. С напряжением        вытянуть губы вперёд  трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

«Лопаточка».  Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5.

«Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот.

Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся  неподвижной.  

«Качели».  Рот открыт, губы в улыбке,        широкий край языка  поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя  челюсть не двигалась.  

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот.  Кончиком языка «почистить» верхние, нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать

 широкий язык к нёбу.  Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка    - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

«Лошадка». Улыбнуться,        открыть рот. Поцокать  кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть  оставалась  неподвижной.



Предварительный просмотр:

Играя, развиваем речь старших дошкольников

       У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь - набор слов, которыми мы пользуемся в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный.                

        https://ds234.centerstart.ru/sites/ds234.centerstart.ru/files/archive/img/igri_3_4.jpg

       Для переноса как можно больше пассивных слов в активный словарь можно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, антонимов, синонимов, игры на словообразование и словоизменение. Вот некоторые из них:

1. «Назови одним словом».        

Шкаф, диван, кресло, стол – назови одним словом?

Ложка, кастрюля, тарелка, сковорода - назови одним словом?

2. «5».        

Назови 5 фруктов - груша, яблоко, банан, апельсин, лимон, мандарин.

3. «Части целого».        

У стула есть – ножки, спинка, сиденье. У чайника есть - носик, крышка, донышко, ручка.

4. «Какой, какая, какое?»        

Лимон какой? - жёлтый, кислый, большой, спелый, овальный, …

Лиса какая? - хитрая, рыжая, большая, пушистая, …

Платье какое? - шёлковое, красное, короткое, детское, пышное, красивое, новое, … 

5. «Слова - родственники».        

Подбери родственные слова к слову снег - снежинка, снеговик, снегопад, снежный, …

Лес - лесной, лесник, лесничество, ...

 6. «Скажи наоборот».        

Большой - маленький, белый - чёрный, весёлый - грустный, горячий - холодный, широкий - узкий, высокий - низкий, …

 7. «Кто что делает?»        

Повар что делает? - варит, готовит, …

Врач что делает? - лечит, слушает, …

 8. «Кто как голос подаёт?»        

Кошка - мяукает, корова - мычит, свинья - хрюкает, лягушка - квакает, …

 9. «Назови ласково».        

Маша - Машенька, дом - домик, ёлка - ёлочка, …

 10. «Один – много».        

Кукла - куклы (или одна кукла - много кукол), лимон - лимоны (или один лимон - много лимонов), окно - окна (или одно окно - много окон), книга - книги (или одна книга - много книг), …

 11. «Чей? Чья? Чьё?»        

У лисы хвост чей? - лисий.

У зайца голова чья? - заячья.

У волка ухо чьё? - волчье.

12. «Из чего какой?»        

Сок из яблок какой? - яблочный.

Шапка из меха какая? - меховая.

Скамейка из дерева какая? - деревянная.

Ручка из пластмассы какая? - пластмассовая.

Стакан из стекла какой? - стеклянный.

Дверь из железа какая? - железная.

 13. «Продолжи цепочку».        

Что может быть красным? - яблоко, платье, карандаш, помидор, ...

Что может летать? - самолёт, снежинка, пёрышко, ...

Что может быть тяжёлым? - гиря, машина, кирпич, …

Что может стоять? - стол, ведро, кресло, ...

Кто может быть добрым? - бабушка, Фея, мама, сестра, ...

 14. «Посчитай - ка».        

Пример: одно ухо, три уха, пять ушей; один стул, три стула, пять стульев, один стул, три стула, пять стульев; одна ручка, три ручки, пять ручек, …

 15. «Угадай по описанию».        

 Это фрукт, жёлтого цвета, овальный, кислый. Что это? - Лимон.

Предложите ребёнку самому придумать подобную загадку про посуду, одежду, мебель, транспорт, используя для описания цвет, величину, форму, материал, из которого изготовлен предмет, для чего он предназначен и т.п.

 16. «Жадина»

Это моя книга; это мой стол; это мой дом… (говорить так, используя названия любых предметов, которые попадают в ваше поле зрения).

16. «Кто где живёт?»        

Лиса живёт в … (норе).

Белка живёт в … (дупле).

 17. «Детёныши животных».        

У волка и волчицы -  волчонок.

У медведя и медведицы - медвежонок.

У быка и коровы - телёнок.

Материал подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Комплексный подход к нарушению речи – залог успешного преодоления речевого дефекта

Богатая и правильная речь ребенка помогает ему высказывать свои мысли, позволяет активно познавать окружающую действительность, способствует взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Задержки в становлении речи ребенка, в преодолении речевых нарушений отражаются во всех сферах развития ребенка: психической, эмоциональной, познавательной, моторной и т. д. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

Для плодотворной работы по преодолению речевых нарушений детей, сохранению и укреплению их психического и физического здоровья необходимо правильное распределение обязанностей между всеми участниками образовательного процесса. Совместная работа по преодолению речевого дефекта, предполагающая сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленная на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом называется  комплексным подходом. Эта работа  носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи  строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных  медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.  Комплексный подход по коррекции  нарушения звукопроизношения  обозначен двумя аспектами:

1.   Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работыкоторая направлена на нормализацию всех сторон речи,  артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2.            Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя, музыкального руководителя, спортивного инструктора и родителей.

       Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1.            Медицинское  воздействие  (медикаментозное укрепление нервной системы, прохождение курса массажа, электротерапии) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2.       Педагогическое воздействие 

  Работа учителя-логопеда.  Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса  занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы.

Работа педагога – психолога  направлена на развитие эмоционально-волевой сферы,  высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей.

Работа воспитателя направлена подготовку ребенка к постановке звуков, а также на закрепление умений, выработанных на логопедических занятиях; на создание благоприятного климата в группе с учетом рекомендаций специалистов.

Работа музыкального руководителя и спортивного инструктора  при проведении спортивных и музыкальных занятий с учетом нарушения речи. Деятельность педагогов строится по рекомендациям учителя-логопеда и педагога-психолога.

Работа родителей, семьи является завершающей и очень важной при коррекции речевого нарушения. Именно родитель решает: проконсультироваться со специалистом или нет, соблюдать рекомендации педагогов или игнорировать их. А ведь чем раньше будет замечен дефект, тем проще будет происходит его коррекция как для ребенка, так и для специалистов. Роль родителя в закреплении у ребенка полученных речевых навыков в повседневной жизни, а также в том, чтобы своевременно принять решение об обращением за комплексом медицинских мер.

Так, взаимосвязь речевого развития и познавательных процессов убеждает нас в том, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам, снижает риск появления вторичных нарушений.

                                https://nashideti.1c-umi.ru/images/cms/data/logoped/k_sovetam_sentyabr.jpg

Консультацию подготовил: Вонда О. А. , учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей по подготовке детей 6-7 лет к  обучению грамоте

Подготовила и провела: учитель-логопед, Вонда О. А.

  Неправильный подход к подготовке к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – буквы, но не звуки. Они состоят из двух звуков Е=Й+Э, Я=Й+A, Ю=Й+У, Ё=Й+О. В детском саду их не изучаем.

Практическое задание: опыт с веревочкой. Если веревочку можно растянуть, произнося звук, то звук гласный. Если веревочка «рвется» при произнесении звука, то звук согласный.

  1. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц –  твёрдые звуки, не имеющие мягкой пары; Щ, Ч, Й – мягкие звуки, не имеющие твердой пары.

Практическое задание: определить, мягкий или твердый согласный слышим с использованием изображений: мужчина, дядя(говорит твердо), девочка ( она еще маленькая, говорит мягко).

Практическое задание: Определить, звонкий или глухой звук, положив ладонь на «горло». Произносим звук и ладонью ощущаем. Что горло работает – звук звонкий. Произносим звук и не ощущаем работу горла – звук глухой.

  1. Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь, когда стоят после согласных звуков, указывают на мягкость предыдущих согласных звуков.
  2. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласного, то обозначают один звук и указывают на мягкость согласного звука. (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»).
  3. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот. Можно играть с перекидыванием мяча;
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове;
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др.;
  •  Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях которых, есть заданный звук.

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:
  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его);
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот);
  • Назови сам слова на звук «а»;
  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»;
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»;
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце);
  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.
  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ.
  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими.
  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться.
  7. Вопросы родителей.

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

 «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ  ИГРЫ ДОМА»

    Логопедическая ритмика – одно из средств коррекции речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Стихотворения необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки.

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении взрослым  дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Вопросы"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Взрослый произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Барабанщик"

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки". «Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп).

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

"Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки свистки, дудочки или бубны - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Взрослый произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз хлопнуть.

"Узоры"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика.

Описание.

 Взрослый и ребенок договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, ребенок воспроизводит ритм.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Взрослый произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

 Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Логоритмические игры развивают работу высших психических процессов  ребенка. Сочетание музыки, движения и речи формируют двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность, способствуют развитию четкой, интонированной речи. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно, в игре.

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Лэпбук. Создаем вместе с детьми развивающую книгу-игру.

Лэпбук – «lapbook» в переводе с английского «наколенная книга». Лэпбук – это тематическая, сделанная своими руками, интерактивная папка-книжка с творческими заданиями, с кармашками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать и менять местами.

В лэпбуке собран материал по какой-то определенной интересной для ребенка теме, при этом ребенок совместно с родителями или педагогами участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Дети дошкольного возраста познают мир через игру и творчество. Обучение и воспитание дошкольников происходит в игровой форме, как во время организованной образовательной деятельности, так и вне занятий. Здесь и приходит в помощники лэпбук, потому что для детей лэпбук, прежде всего – это игрушка! Причем, это игрушка, которую дети делают сами, совместно с родителями или педагогами! Изготовление и применение лэпбука для ребенка способствует пониманию и запоминанию информации по заданной теме; способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; позволяет ребенку быстро освежить в памяти пройденные темы; в процессе изготовления и использования лэпбука совершенствуются конструктивные навыки работы с различными материалами, ножницами, художественными средствами; регулярное использование лэпбука развивает творческое и конструктивно-абстрактное мышление. Создание лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А значит, его можно изготовить и дома со своим ребенком.

Как изготовить лэпбук, с чего начать?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая: насекомые, перелетные птицы, транспорт, животные. За основу можно взять какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки «Снегурочка» можно изучить народную культуру и традиции русского народа (быт, изба, русский народный костюм, народные игры и т.д.).

2. Составьте план будущего лэпбука, нарисуйте его макет. После того как вы определились с темой будущего лэпбука, составьте план и нарисуйте макет лэпбука. Для этого можно взять лист формата А4, сложить его в виде блокнота, мини-книжки, книжки-гармошки и т.д. на листе нарисовать расположение карманов, конвертов, подвижных деталей и т.п.. Здесь нет границ для ваших совместных с ребенком идей.

3. Изготовление лэпбука. Для создания лэпбука вам понадобятся следующие материалы:

• Картонная папка-основа или коробка. Можно купить готовую , а можно сделать своими руками.

• Цветная бумага. Можно использовать картон, самоклеющуюся бумагу, цветную бумагу для принтеров и т.д.

• Ножницы.

• Клей-карандаш для бумаги.

• Степлер.

• Скотч.

Оформляем папку-основу, обклеивая цветным картоном или бумагой. Изготавливаем детали лэпбука: карманы, конверты, задания и т.д.; приклеиваем все детали, используя план-макет. В работу по изготовление лэпбука, обязательно необходимо включать ребенка. Дети должны являться участниками процесса по исследованию выбранной темы и изготовлению лэпбука. Например, ребенок может нарисовать картинку, вырезать и приклеить детали, помочь с выбором иллюстрации или с проведением опыта и т.д. Сделав такую книжку, ребенок привязывается к ней, постоянно берет в руки, играет с ней и очень гордится тем, что сам участвовал в создании лэпбука! Он снова и снова возвращается к своей любимой поделке и с интересом повторяет изученный материал.

Примеры лэпбуков:

https://4.bp.blogspot.com/-DdmtfaSPTw4/VxiOYKkmeRI/AAAAAAAAriA/jbm_uxJ_9v4_tpSXXZjG4_QfxMGLcxGAACKgB/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B81.jpg

   https://www.90sad.ru/f/r/Obovsem/dsc09455.jpg

                                              https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-7072-1542188235.jpg

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Подготовки руки к письму

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

https://i.ytimg.com/vi/XbxynvsOxjY/maxresdefault.jpg

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве»

 Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.

Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для пальцев рук, которые полезно разучить вместе с ребёнком.

Упражнение № 1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.

Упражнение № 2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение № 3. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.

Упражнение № 4. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.

Упражнение № 5. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.

Упражнение № 7. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.

Упражнение № 8.       Графические упражнения для развития мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Упражнение № 9. "Теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек в максимальном темпе (30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату). Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш.

Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд характеризует темп работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости.   Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости и наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Упражнение проводится для обеих рук.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к  письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

        

Консультацию подготовила учитель-логопед Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Почему у ребенка возникло нарушение речи?

Речевое нарушение – различные отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции.

От собственно речевых нарушений необходимо отделять задержку речевого развития. Это явление характеризуется количественным отставанием в речевом развитии ребенка от своих сверстников на полгода. Задержка речевого развития возникает, когда ребенку уделяется недостаточно внимания, с ним мало общаются члены семьи, он не посещает детский сад, оказывается предоставлен самому себе. Бывает, родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогической запущенностью. Также отставание в развитии речи может наблюдаться у часто болеющего ребенка.

https://zhavoronki.odinedu.ru/about/folder12/materialy/child.jpg

Речевое нарушение - это качественное искажение в развитии речевой функции. Часто родители задают вопрос: почему у ребенка возникло нарушение речи?  Причины речевых нарушений разнообразны.

Одной из самых частотных причин возникновения нарушения речи считается воздействие негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Инфекционные или соматические заболевания матери во время беременности могут привести к нарушению кровоснабжения плаценты, расстройству питания, кислородному голоданию плода.

Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывает прием лекарственных и наркотических препаратов, воздействие ионизирующей радиации, алкоголизм, курение.

Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка), затяжные или стремительные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка может нарушиться.

Часто описанные причины способствуют снижению подвижности языка, губ или нижней челюсти; снижению или усилению кровотока артикуляционных мышц; снижению  или повышению тонуса в мышцах органов артикуляции; появлению излишней слюны.
         Негативными для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка.

Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха, а так же неправильный прикус, различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов. Еще одна видимая причина - короткая подъязычная уздечка. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.

Причиной развития речевого дефекта может быть наследственный фактор. Наследственные заболевания нервной системы обусловлены изменениями генетической информации. В их основе лежат генные мутации, вызывающие различные нарушения.

В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающиеся с неблагополучными условиями воспитания ребенка в первые годы его жизни. Например, психическая травма, соматическая ослабленность ребенка, повышенная нервно-психическая возбудимость, остаточные явления раннего органического поражения центральной нервной системы являются причинами возникновения заикания у детей.

Итак, причины, вызывающие нарушения речи сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, нарушение созревания мозга под влиянием различных внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Установить причину нарушения речи возможно при проведении комплексного обследования ребенка с участием таких специалистов, как логопед, психолог, невролог, отоларинголог, стоматолог, ортодонт.

Материал подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Развиваем речевое дыхание

Развитие речи включает развитие артикуляционной моторики, постановку и закрепление звуков, нормализацию темпа, ритма. Важную роль при этом играет формирование правильного речевого дыхания. Мы говорим на выдохе, если воздуха не хватает во время произнесения высказывания, то нам приходится делать дополнительные вдохи. А это делает нашу речь не достаточно плавной, вносит в нее неоправданные паузы.

Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Дети, имеющие какие-либо нарушения речи, несомненно, нуждаются в развитии речевого дыхания. Нужно отметить, что начинать работу над дыханием необходимо с 1-2 упражнений и во время первого занятия попросить ребенка повторить задание 2-3 раза, не больше, чтобы не вызвать головокружение.

Эффективность упражнений во многом зависит от того, насколько вам удастся увлечь дошкольника. Используя в работе над развитием речевого дыхания следующие игры, вы легко вовлечете дошкольника в занятие.

Кудрявая девочка пускает мыльные пузыри» — карточка пользователя ... 

«Большой и маленький». 

И.п. - стоя. Представим, что мы выросли и стали

большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на

выдохе встанем на носочки и поднимем руки.

Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой

я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком

«ух» приседаем, обхватываем руками колени,

опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»

«Дровосек».

И. п.— ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох с произношением «Ух-х-х» (5—6 раз).

«Дуем на снежинки».

Положить на ладошку ребенка кусочек ваты или бумажную снежинку. На счет 1,2 — вдох. На счет 1, 2, 3, 4—выдох. Повторить 3 раза.

 «Дятел».

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д...», ударяя кулачками друг о друга.

 «Ёж».

И.п.- сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох (4 - 5 р)

«Задуй свечу»

Задуть воображаемую или реальную свечу.

«Буря в стакане»

Дуть в коктейльную трубочку, опущенную в наполовину наполненный стакан воды.

«Т, т, т»

Полоску бумаги (шириной 1-2 см., а длиной 5-6 см) зафиксировать с помощью воды вертикально над верхней губой ребенка. Затем предложить ребенку резко на выдохе произносить «т», чтобы сдуть полоску бумаги.

Будут полезны и следующие упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2.Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3.Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4.Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5.Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.

Материал подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Советы родителям по обучению детей чтению

  Неправильный подход к обучению чтению может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки. Они состоят из двух звуков Е=Й+Э, Я=Й+A, Ю=Й+У, Ё=Й+О,
  3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц –  твёрдые звуки, не имеющие мягкой пары; Щ, Ч, Й – мягкие звуки, не имеющие твердой пары.
  4. Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь, когда стоят после согласных звуков, указывают на мягкость предыдущих согласных звуков.
  5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласного, то обозначают один звук и указывают на мягкость согласного звука. (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»).
  6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот. Можно играть с перекидыванием мяча;
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове;
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др.;
  •  Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях которых, есть заданный звук.

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:
  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его);
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот);
  • Назови сам слова на звук «а»;
  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»;
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»;
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце);
  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.
  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ.
  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими.
  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться.

Желаю успехов!

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Основные правила работы при выполнении рекомендаций логопеда с использований пособий и тетрадей.

  • Каждую пятницу родители забирают домой из детского сада папку с пособием и тетрадью. Выполняют с ребенком домашние рекомендации и приносят в детский сад папку с пособием и тетрадью каждый понедельник.
  •  Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в субботу или в воскресенье в течение 5–15 минут. Если за это за это время не все задание выполнено, то нужно продолжить после перерыва в 2 -3 часа.
  • Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом ежедневно по 2-3 минуты. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить  у логопеда.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  • Не заостряйте внимание ребенка на недостатках произношения тех звуков, которые пока не доступны ребенку.  Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации   (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
  • Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
  • Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и пособию.
  • Задания в рабочей тетради выполняются с использованием карандашей (простых и цветных). Задания в пособии выполняются карандашами (простым и цветными) или цветными ручками. Основные необходимые цвета – красный, синий, зеленый.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
  • Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается. Прочтите задание для ребенка, переформулируйте, если дошкольнику непонятно. Не выполняйте задание за своего ребёнка.
  • Обратитесь к  учителю-логопеду, если видите, что ваш ребёнок   испытывает затруднения с домашними заданиями.

Основные правила работы с рекомендациями, расположенными на стенде в приемной группы.

  • Информация на стенде меняется каждую неделю или 1 раз в 2 недели. Следите, пожалуйста за сменой рекомендаций. Если информация не сменилась через одну неделю, то повторяйте выполнение рекомендуемых заданий, доводите их до совершенства.
  • Если «кармашек» не подписан, то рекомендации даны для всех детей группы. Если «кармашек» подписан, то рекомендации даны по возрастам: старший, подготовительный.
  • На стенде расположены рекомендации для устных занятий с детьми.
  • Пословица дается на неделю. Пословицы могут повторятся через некоторое время. Нужно актуализировать ее содержание и смысл в разговоре с ребенком.



Предварительный просмотр:

Роль взаимодействия родителей и педагогов в социализации детей с особыми образовательными потребностями

Консультация для родителей

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=eba7408f70d9a30977a3dccfd8d0c80a-3780884-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=150&h=150

Ребенок с особыми образовательными потребностями – достаточно новое понятие в нашем обществе. Появление этого термина говорит о том, что социум поворачивается к ребенку, имеющему особенности развития. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения знаний и коммуникативных навыков.

Подавляющее большинство детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями речи или другими особенностями развития испытывают трудности социальной адаптации и коммуникации в коллективе, что в дальнейшем напрямую влияет на обучение в школе.   Дети, имеющие речевые, физические, психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социализации в обществе. Эти дети нуждаются в особом коррекционно-развивающем процессе, который должен быть непрерывен, и организован в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является один из институтов социализации – семья.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей; участие родителей детей  с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и развития значительно повышает его эффективность.

Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннее душевное равновесие, могут изменить качество жизни ребенка за счет позитивных, адаптационных установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует.

Правильно организовать общение семьи с ребенком, организовать взаимодействие дошкольника со сверстниками родителю помогут рекомендации стендовых консультаций; советы, полученные на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. Родителю необходимо действовать уверенно, четко и целенаправленно во всем. Во-первых, нужно придерживаться режима дня как в будние, так и в выходные. Во-вторых, необходимо исключить гиперопеку, но в то же время давать ребенку для самостоятельного выполнения только посильные ему задачи. В-третьих, хвалите дошкольника, когда у него что-то получилось; приободряйте – когда что-то не вышло.

Важно научить ребенка включаться в разные отношения с людьми. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

Дошкольнику с особыми образовательными потребностями для полноценного формирования навыков необходимо закрепление с родителями  материала, изученного в детском саду. Именно поэтому коррекционные педагоги и воспитатели организуют для родителей различные мастер-классы и семинары.

 В преодолении нарушений развития недостаточно педагогического  воздействия. Родитель является посредником между педагогом и ребенком. На индивидуальной консультации коррекционный педагог озвучивает родителям трудности дошкольника, рекомендует медицинских специалистов.

Любовь к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность - все это создаёт благоприятные условия для развития у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных навыков, для успешного взаимодействия с окружающими. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей как на равноправных участников формирования детской личности.

Педагоги поддерживают родительский авторитет для ребенка, важно, чтобы и родители поддерживали авторитет педагогов. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам развития и обучения детей зависит формирование коммуникативных навыков, преодоление сложностей социализации.

Объединение усилий родителей и педагогов; обмен наблюдениями, информацией и опытом; обращение к медицинским специалистам несомненно приведут нашего дошкольника к успешной социализации и адаптации в обществе.

Консультацию подготовила Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

С пальчиками играем – речь, внимание, память мы развиваем!

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  

Особое внимание следует уделять развитию тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи, так как за счет основного, речевого, дефекта такие детки имеют сложности при концентрации внимания; трудности при запоминании информации.

Мелкую моторику рук можно развивать посредством

- пальчиковой гимнастики;

- развития элементарных графических навыков;

- предметной деятельности детей;

- продуктивных видов деятельности.

https://pic.rutubelist.ru/video/0d/64/0d6482b2f0e56f3bdfba005f16498305.jpg

Пальчиковые упражнения могут использоваться в утренней гимнастике, на улице, дома, в автобусе.

Упражнения для пальчиков.

1. «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же – пальцами левой руки; то же – пальцами обеих рук одновременно.

2. «Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным и т. д.

3. «Оса». Выпрямить указательный палец правой руки  и вращать им; то же – указательным пальцем левой руки; то же – пальцами обеих рук одновременно.

4. «Маленькая волна». Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнообразные движения кистью с продвижением руки вправо; то же – левой рукой.

5. «Большая волна». Кисти рук на уровне лица, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимать вверх, затем поднимать правое предплечье, а правое плечо опустить, далее поднимать правую кисть с одновременным опусканием правого предплечья. Затем поднимать левую кисть одновременно с опусканием правой, и так волнообразное движение передается с правой руки на левую и обратно.

6. «Муравейник». Кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются; беспорядочное движение пальцами.

7. «Дельфин». Правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев (нос «дельфина»); то же – левой рукой; то же – двумя руками (два «дельфина»).

8. «Хвост рыбки». Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Волнообразные движения кистями: правая кисть опускается – левая поднимается, левая кисть опускается – правая поднимается.

9. «Моторчик». Пальцы рук сцеплены перед грудью. Вращательные движения кистями.

10. «Прятки». Руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак, на уровне головы. Разжать кулаки, пальцы растопырены («пальчики появились»), сжать кулаки («пальчики спрятались»).

11. «Улитка». Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний – подтянуты вверх («рога улитки»). Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой руке; то же – левой рукой по правой руке.

12. «Фонарики». Руки согнуты в локтях, кисти повернуты ладонями вперед слева и справа от головы. В таком положении дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.

13. «Собачка». Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец («глаз») и большой («ухо»). Дети сгибают и разгибают большой палец («собачка шевелит ушами»), сгибают и разгибают указательный палец («собачка моргает глазами»), отводят и прижимают мизинец («собачка лает»). Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.

14. «Лягушка». И. п. – ладонь прижата к полу; счет «раз» – сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперед лучезапястный сустав; счет «два» – лучезапястный сустав прижимает к полу, а пальцы выпрямляет вперед. Движение повторить 5–6 раз.

15. «Змея». Правая рука вытянута вперед, кисть стоит вертикально; волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи; то же – левой рукой.

Консультацию подготовила учитель-логопед, Вонда О. А.



Предварительный просмотр:

Произношение скороговорок как средство развития правильной и четкой речи

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме.

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено, тем лучше будет Ваша дикция.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно.

Советы по отработке скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

Скороговорки на звук [Ж]

  1. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  2. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.

 Скороговорки на звук [Р]

  1. В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
  2. Ждут воробьи у кормушки кормёжки, несёт им Маркушка в кармашке морошки. 
  3. Испугался грома Рома.
    Заревел он громче грома.
    От такого рёва гром
    Притаился за бугром.
  4. Подорожник по дороге
    Собирал прохожий строгий.
    Выбирал себе прохожий
    Подорожник подороже.

Скороговорки на звук [Р и Л]

  1. Была у Фрола, Фролу наЛавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. 
  2. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  3. СобиpaлaМapгapитaмapгapиткинaгоpе, 

paстеpялaМapгapитамapгapитки во дворе.

  1. Купили кapaкaтицекpужевноеплaтьице… 

ходит кapaкaтицa, хвaстaетсяплaтьицем. 



Предварительный просмотр:

Сотрудничество родителей и логопеда

Исправление речи детей, имеющих речевые дефекты, будет происходить эффективно, если родители будут тесно сотрудничать с логопедом и воспитателями, будут принимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3273a6502e905ddc028e2deaf78542be.png/s/s1200x/a/27502/sc/189

Речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мыслей посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие  на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школе трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе на уроке  и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении, такие как агрессивность или вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Как известно, основное воспитание ребенка происходит в семье. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься.

Приходя домой, спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Слушая ребенка, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. В выходные дни прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом около 15 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять 2-3 раза в день, делая по 5-6 повторений каждого упражнения. Не забывайте утром в понедельник не забывайте приносить логопедическую тетрадь с выполненным заданием в детский сад. Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Рекомендации по проведению занятий

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 -20 минут (начинать надо с 3 - 5 минут).
  • Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет мешать.
  • Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Лучше проводить занятие в первой половине дня.
  • Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движение ваших губ.
  • Кроме поведения конкретных занятий читайте ребенку художественную литературу.
  • Не забывайте о том, что для вашего ребёнка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
  • Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут.

Таким образом, только совместные усилия, логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат.

Консультацию подготовила учитель-логопед Вонда О. А.