Работа с педагогами

Ступникова Наталья Вячеславовна
В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. 
Соответственно, возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. 
Необходимым условием оказания педагогической помощи родителям являются установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении предполагает возможность индивидуального подхода, постоянство контактов, доброжелательность, непосредственность и открытость. 
При этом, можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов в оказании помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых установок, теоретических знаний и практических умений, позволяющих комплексно оказывать данную помощь. 
Успешность работы педагога напрямую связана с его активной позицией, его желанием научиться и измениться. Только так можно достигнуть настоящего роста и развития.
Сложно изменить мир, но, если мы этого хотим, – начать нужно, прежде всего, самому! 
 
Диагностика
Особое место в социальной среде детей, посещающих детский сад, занимает педагог. Именно педагог проектирует создание такой среды для своих воспитанников, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психическое и физическое состояние. От него в значительной степени зависит целостное развитие личности дошкольника. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, склонностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.
Трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога без психологической диагностики. Диагностика педагогов является начальным этапом педагогического процесса, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Предложенные анкеты, тесты и опросники помогут педагогам в большей степени понять и себя, и окружающих людей. 
 
Педагогические советы
Непременным условием грамотной организации работы образовательного учреждения является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета.
Само словосочетание «педагогический совет» означает, что в основе его заложено стремление посоветоваться всем педагогам друг с другом и с администрацией, прийти к действенному обоюдному решению. 
Содержание педагогических советов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе семинаров – практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педагогические советы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность, исходя из выявленных проблем и приоритетов развития дошкольного образовательного учреждения.
Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.
 
Семинары – практикумы 
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых они могли бы получить профессионально и личностно значимые для них сведения.  
Совершенно очевидным является тот факт, что многие педагоги не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка – дошкольника, испытывают трудности в работе с детьми, у которых отмечаются проблемы в психическом развитии. 
Семинар – практикум относится к одному из видов занятий, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний, а также предполагает интенсивную самостоятельную работу участников по поводу заданной темы. В процессе семинара – практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем. 
При проведении семинаров – практикумов происходит знакомство педагогов с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей, приемами и методами развития и коррекции личности ребенка.  
Тематика проводимых мероприятий определяется, с одной стороны, потребностями педагогов в познании той или иной темы, а с другой стороны – выявленными проблемами в ходе изучения деятельности педагогов. 
Использование разнообразных форм и методов работы позволяет участникам высказывать свою точку зрения, обогащает педагогов теоретическими знаниями и помогает устанавливать взаимодействие с детьми с учетом полученных умений. 
 
Индивидуальные и групповые консультации
Одним из важных направлений работы психологической службы в дошкольном образовательном учреждении является консультирование педагогов. 
Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного педагога, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить, как непосредственную работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь педагогу понять причины проблем в профессиональных контактах. Консультирование – это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству.
Чаще всего, среди вопросов, решению которых способствует консультирование с педагогами наиболее распространены: проблемы воспитания и обучения детей, общение детей со сверстниками и проблемы формирования детского коллектива, особенности взаимодействия с родителями воспитанников, обратная связь по поводу своих профессиональных умений и путей их расширения, конфликты коллег в системе взаимоотношений. 
Используемая литература:
1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ»;
2. Лампман В.Е., Желтикова И.А. «Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений»;
3. Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации»;
4. Терпигорьева С.В. «Практические семинары для педагогов»;
5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: