Работа с родителями

Ступникова Наталья Вячеславовна
Мы все живем во времена перемен, и эти перемены усложняют нашу жизнь, отражаясь буквально на всем, в первую очередь, на семье: изменяются стиль семейного воспитания, моральные и нравственные установки и стереотипы. Постепенно, между родителями и детьми как бы выстраивается барьер. Они не способны не то, что глубинно понять друг друга, услышать и помочь – они чужие люди, которые разговаривают на разных языках! 
Когда родители жалуются на ребенка у которого проблемы, касающиеся его воспитания или обучения, они уверенны, что психолог продиагностирует ребенка, назовет причину его проблемы, посоветует, что сделать с ним – и все исправится. 
И эти родители бывают очень удивлены, когда психолог объясняет, что проблема ребенка, на самом деле, как в зеркале, отражает проблемы самих родителей. Сосредоточив все свое внимание на появившихся в поведении ребенка проблемах, родители объединяются в борьбе с этими трудностями, а чаще всего именно этого единения родителей ребенок и добивается! Ведь первым делом взрослым нужно проверить себя и свое поведение. Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям, действительно, есть, что сказать своим детям, нужно делать это с любовь и уважением. Тогда они усвоят это быстрее. Дети копируют нас, так пусть нам будет приятно смотреть на наше отражение! 
 
Диагностика
В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого – либо, надо в первую очередь изменить свое поведение. И, если родители принимают утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им важно будет знать с чего же стоит начать и над чем стоит поработать. Ведь «проблемные» и «трудные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный климат в семье.
Предложенные анкеты, тесты и опросники помогут родителям лучше понять и себя, и свою семью. 
 
Родительские собрания
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно – образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.
К традиционным формам работы с родителями в ДОУ относят родительские собрания. Родительские собрания проводят групповые и общие. Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с воспитателями и специалистами. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и психологическое развитие ребенка. На общее собрание можно пригласить педагога – психолога, логопеда, физкультурного работника. Предусматриваются выступления родителей.
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.
 
Семинары – практикумы 
В современное время воспитание и обучение детей требует от родителей не только педагогических и психологических знаний, но и теоретического осмысления практических результатов, решения целого комплекса целей и задач. 
Проведение семинаров как одной из форм организации обучения родителей – это возможность обновить знания, прослушать о новых методиках и приемах, которые дают положительные результаты при общении с детьми. 
Семинар – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику и предназначается для углубленного изучения темы. 
Семинар – практикум – одна из форм обучения, в которой теория обязательно опирается на практику. Суть методики проведения семинара заключается в следующем: педагог предлагает родителям прослушать лекционный материал, который может включать также показ фильмов, иллюстраций, слайдов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Родители, присутствующие на проведении семинаров, могут задать свои вопросы, поделиться мнением или же попытать применить услышанные сведения на практике. 
 
Индивидуальные и групповые консультации
Для того, чтобы ответить на возникающие в процессе воспитания и обучения ребенка вопросы, каждому родителю необходимо вспомнить те кризисы, которые были в его детстве и семье. Они не могли не повлиять на него, его отношения с супругом или супругой, способы и приемы воспитания детей. 
Кроме того, чтобы обрести понимание с детьми, каждой семье хорошо бы восстановить целостность семейных корней: без восстановления ощущения рода в прошлом, без установления понимания со своими родителями, бабушками и дедушками будет трудно рассчитывать на понимание в общении со следующим поколением. 
Здесь важно абсолютно все: отношение к себе, взаимоотношения с родными и близкими людьми, друзьями и знакомыми. Только, имея целостное восприятие картины внутрисемейных отношений родителей и их семей, можно выявить причины дисгармонии детей и обозначить пути помощи. 
Используемая литература:
1. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями»;
2. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. «Психолог на родительском собрании»;
3. Чиркова Т.И. «Психологическая служба в детском саду»;
4. Шитова Е.В. «Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет»;
5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».  
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: