Для родителей

Ильина Оксана Дмитриевна

Советы и рекомендации от учителя-дефектолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы учителя-дефектолога

“Что должны знать родители при адаптации ребенка к детскому саду.”

1. Любимая игрушка. Обычно такой ребёнок будет брать с собой игрушку в сад, может быть и не одну. Возможно, будет приносить и уносить её каждый день, менять игрушки. В данной ситуации игрушка для ребёнка является в своём роде частичкой его домашнего мира – “с ней не так страшно идти в сад, мне будет, во что там играть ”, - думает ребенок.

В моей практике был мальчик, который каждый день приносил и уносил обратно домой большую машину, на которой он катался в группе. Ещё он брал целый пакет мелких игрушек – машинок. Причём в течение своего пребывания в саду он не терял ни одной. Машинки – любимые игрушки!

Прошло немало времени, прежде чем ребенок начал оставлять свою игрушку “поночевать” в садике, чтобы завтра вновь не везти её сюда. А до этого родители так и возили. Может, кому – то из вас так и придётся поступать, настройтесь на это. “Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало”.

2. Истерика с утра. Она может начаться у ребёнка по дороге в детский сад, неожиданно перед входом в сад или как только вы зашли в раздевальную комнату. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли переодеться ребёнку и передали его воспитателю. Не уговаривайте и не сюсюкайтесь с ним – это лишь усугубит ситуацию новым наплывом слёз и капризов.

3. Эмоциональные родители. Случается, что сами родители, видя своего кроху таким несчастным, начинают плакать. Постарайтесь держать свои эмоции в руках. Многие дети, зайдя в группу, быстро успокаиваются и отвлекаются за игрой. А вы, уважаемые родители, всегда можете позвонить своему воспитателю и узнать, как обстоят дела. Вам никто никогда не откажет в такой просьбе.

4. Единоличники. Как правило, такие дети вначале единоличны и требуют особенного внимания со стороны воспитателя: нужно ответить на вопросы, поиграть с ним в его игрушку. Педагогу должно быть интересно всё, чем интересуется малыш. Ребёнок начинает видеть в своём воспитателе своего союзника, привыкать к нему. Это очень хорошо! Может быть, завтра или послезавтра ему не так страшно будет идти в детский сад. Воспитатель привлечёт к игре уже 1–2 других детей, и круг общения ребёнка начнёт потихоньку расширяться.

5. Просто пережить. Знайте, что такое поведение вашего ребёнка – “непринятие детского сада” – это не каприз. Здесь, в саду, его никто не обижает и не ругает. Просто он не может сегодня, сейчас, вести себя иначе. Это период, который нужно пережить и вылечиться, как после любой детской болезни.

6. Воспитатели не волшебники. Некоторые родители считают, что воспитатели как волшебники. Всё это должно прекратиться хотя бы через недели две. Нет и ещё раз нет! Этот процесс трудоёмкий, по времени индивидуальный для каждого воспитанника. Тяжело адаптируемый ребёнок пройдёт через несколько этапов своего становления в группе, прежде чем мы увидим, что вот он уже улыбается, смеётся и не хочет уходить из детского сада.

В заключении, хочется порекомендовать вам, уважаемые родители, следующее:

– не обсуждайте с ребёнком, по дороге домой из сада, утреннюю истерику – делайте вид, что ничего не произошло;
– знайте, родители, что мы, воспитатели не волшебники и процесс адаптации, тем более сложной, длительный, и бывает так, что через 2 недели он не прекращается.

И вообще, вспомните себя в детстве: может быть, вы, тоже не любили ходить в детский сад и ваш ребенок это чувствует?

Подготовила: Учитель-дефектолог- Ильина О.Д.



Предварительный просмотр:

«Игры для развития мышления»

Консультативный материал для родителей.

Прежде чем перейти непосредственно к играм по развитию мышлению, считаю важным несколько слов сказать об этапах развития мышления вообще.

Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных и др.), на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

Различают три формы мыслительной деятельности:

  1. Наглядно-действенная форма. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка с раннего детства: в результате познания окружающих его предметов, в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с ними. Первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. оно неотделимо от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней. Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни. Сначала ребенок трогает, манипулирует предметами, затем переходит к предметно-игровым действиям: например, колясочкой не стучит – а катает ее, куклу кладет на кроватку, ложкой мешает в кастрюльке и т.д. Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей.

Этот вид мышления является первичным и, в сравнении с другими видами мышления, значительно преобладает у детей до 4—5 лет.

  1. Наглядно-образная форма мышления. С 4 - 5 лет доминирующую роль начинают играть действия с образами. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Обеспечивает этот процесс образное мышление.
  2. Логическая. В 6—7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов. В качестве заместителей этих предметов используются слова и числа. Мышление, оперирующее знаками, называется логическим мышлением.

ЧТО ИМЕННО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1. Осуществлять мысленное преобразование образа.

С этой целью предлагаем игру «Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.

Еще одна игра, помогающая развивать образное мышление игра «Геометрическая мозаика»

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.

Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.

2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности — пространственного мышления — является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное значение для ребенка, пронизывая все виды его деятельности. В своем развитии она проходит два основных этапа: первый — это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй — опосредованная, опирающаяся на пространственные представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

3.  «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий. Так, например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

4.  Планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — это способность планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, эта способность даст возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.

Для развития этих способностей вашему вниманию игра «Головоломки со спичками»

Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов

Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Тут вам поможет игра «Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.

Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

Игра «Подбери нужный фрагмент»

Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и  «отремонтировать» картинку.

Развивающее лото «Цветное, фигурное» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет».

Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.

Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине, закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах. 

Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры. Добивайтесь того, чтобы ребенок оречевлял свои ответы: «Это самый высокий гном, этот пониже, а этот – самый низкий».

ПРИЕМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Классификация — это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Играя с ребенком в игру «Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и классифицировать. 

Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы.

Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.  

Лото «Цвет и форма»

Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.

Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.

ПРИЕМ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность, Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения

Игра «Заполни квадрат»

Ребенку предлагаются матрицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность расположения предметов в матрице и выбрать недостающий из тех, которые находятся вне квадрата.

 «Последовательные картинки»

Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация). Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов.

Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т.д. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.

ПРИЕМ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию — соотнесению предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу — значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки. Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

Игра «Логический поезд»

Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.

   

Подготовила: учитель-дефектолог Ильина О.Д.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_ada1a809e1690c0bb377781b7f7c4f97.jpg.jpg

Цель: 
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.
2. Рекомендации по приобретению литературы.
3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_cbfe2cd661a0a4a83435f3c8459492ed.jpg.jpg


Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_c82ef60b9d46cb14c27bcc781e96165b.jpg.jpg


Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_206d4fa20d922b7584dbf5351b786733.jpg.jpg


От 5 до 7 лет. Самый ответственным периодом считается возраст 5-6-ти лет, когда формируется интеллектуальный базис будущего школьника. Ближе к пяти годам дети обычно проходят этап рифмованных строк и начинают активно осваивать прозу. Подбирая ребенку авторскую литературу, старайтесь включать в «репертуар» книги, которые соответствовали бы его конкретному пережитому опыту. Например, чтение о приключениях животных станет намного интереснее, если перед этим ребенок посетил зоопарк.

Если вы решили купить для ребёнка азбуку, отдайте предпочтение той, где в качестве иллюстраций подобраны самые близкие ребенку предметы.

3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_db291b82f9b06615c1036723631df742.jpg.jpg


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_d8302fb2c23e673f067f5b432c79af13.jpg.jpg


Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.

Уважаемые взрослые! Быть может, кому-то покажется, что качественные, яркие книги с красивыми цветными иллюстрациями слишком дороги. Но любая, даже самая дорогая книга на порядок дешевле робота-трансформера или куклы Барби, которых сегодня стараются купить детям даже в семьях со скромным доходом. Но даже если качественные книги вам действительно не по карману, всегда можно попытаться найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку, они по-прежнему существуют, абсолютно бесплатны, и на первые шесть-семь лет жизни книга вашему малышу там точно хватит.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_9da040ddd207050149e5535e3210e8a4.png.jpg



Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_b36e77ce6442ae9cd2a5a9cda51fc89e.jpg.jpg


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Одно  из  проявлений  неготовности  ребѐнка  к  школе -недоразвитие ручной  умелости,  т.е.  неумение  ребѐнка  выполнять  целенаправленные действия  руками.  Дети  не  умеют  рисовать,  раскрашивать,  копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ?  Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой  необходимости,  не  спишите  сделать  что-то  вместо  него.  Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только  мешать  ребенку,  сбивать,  сделают  его  суетливым,  менее организованным.Будьте  изобретательны:  постарайтесь  придумать  такие  ситуации,  в которых некто может сделать что-то ещѐ хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть  пуговицу.  Чтобы  стать  настоящим  помощником,  надотренироваться!

Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и ..

На  даче:  дайте  задание  взрыхлить,  прополоть,  вскопать,  полить  ( хорошо, если у вашего ребенка есть свой набор садовых инструментов). Ребенок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя еѐ, он приносит пользу.На  прогулке:  где  бы  вы  ни  находились,  предоставьте  ребенку возможность  поближе  познакомиться  с  песком,  глиной,  водой,  снегом. Поощряйте  стремление  ребенка  строить  башни  и  крепости  из  песка, возводить  или  палочкой  на  песке,  глине(  аналогичные»  письмена» получается на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать « строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков  самообслуживания  (умываться  и  вытираться,  застегивать  и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти  умения,  если  «тренировки»  будут  проходить  в  игровых  ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

На кухне: ребенок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в  сахарницу,  соль  в  солонку.  Научите  его  растирать,  размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку , нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребѐнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников. Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки « Машенька и медведь».

На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для неѐ базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.Особую  роль  в  подготовке  ребенка  к  школе  играет  формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке  и  раскраске  шаблонов  овощей,  животных,  и  т.д.,  работу  с альбомами  раскрасками,  копирование  графических  упражнений  из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки

Многие  дети  неправильно  держат  карандаш  или  ручку.  Можно воспользоваться  способом  метки:  поставить  кружки  на  точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна -на ручке, другая -на подушечки указательного пальца, третья -на боковой поверхности среднего пальцами, куда ложится ручка.

 Штриховка

Упражнения  выполняются  по  принципу  возрастающей  трудности. Ребенку  предлагают  обвести  карандашом    небольшое  лекало  или несложную плоскую форму. Затем ребенокзаштриховывает полученный контур(  по  вертикали,  горизонтали,  наискось).  Перед  началом  работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска

Ребенок  раскрашивает  рисунок  карандашами,  стараясь  работать  как можно  аккуратнее,  не  выходя  за  контур.  Взрослый поощряет  даже малейшие  успехи  ребенка,  при  этом  можно  поиграть  «  в  школу», распределив между собой роли.

Копирование  контура булавкой.

 Ребенку  предлагается  скопировать  несложный  рисунок  или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Завязывание,  развязывание  узелков  и  бантиков,  заплетание,  расплетание.

Это может быть работа с бельевой верѐвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всѐ более тонкую верѐвку А также необходимо: Вырезание ножницами по контуру( например, фигуру бумажной куклы или машины).Изготовление мелких поделок из бумаги ( кораблик, самолѐтик). Работа с мелким конструктором, мозаикой ( важна работа по образцу). Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий: Оценивать  усилия,  а  не  соответствие  общему  стандарту,  хвалить даже за небольшие успехи; Ни  в  коем  случае  не  заставлять  ребѐнка  переписывать (перерисовывать) набело -будет получаться всѐ хуже и хуже; Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв; Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями ;Упражнения должны доставлять ребѐнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.

Пальчиковая гимнастика. 

 Все  упражнения  выполняются  в  медленном  темпе,  от  трех  до  пяти сначала одной, затем другой рукой, а в завершение-двумя руками вместе. Взрослые  следят  за  правильной  постановкой  кисти  руки  ребѐнка  и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. «Веер» Солнце светит очень ярко,И ребятам стало жарко. Достаѐт красивый веер-Пусть прохладою повеет.Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.«Мы считаем» Можно пальчики считать:Раз –два -три-четыре-пять.На другой руке -опять:Раз -два -три -четыре -пять.Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.«Здравствуй»Здравствуй, солнце золотое! Здравствуйте, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй маленький дубок! Мы живѐм в одном краю-

Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. «Человечек»«Топ -топ -топ!» -топают ножки.Мальчик ходит по дорожке.Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу. «Дождик»Дождик-дождик,Полно лить,Малых детушек                                         Мочить!»Подушечки  правой  (левой)  руки  прижать  к  столу.  Попеременно постукивая ими по поверхности стола ( как игра на пианино).«Зайчик-кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашѐл колечко. А колечко непростое-Блестит, словно золотое.Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:1.Пальцы -в кулачок, выдвинуть       указательный и средний пальцы и   развести их в стороны;1.Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. Пальчиковую  гимнастику  желательно  проводить  каждый  день,  и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребѐнка.Попробуйте вместе с ребѐнком поработать с «Пальчиковыми шагами»

Пальчиковые шаги

  1. этап  работы:  знакомство  с  ритмом  стишка,  сопровождающий упражнение.  Сначала  ребенок  может  отхлопать  или  отстучать  ритм стихотворения, затем  « прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах. Например:Улитка Уля ждѐт гостей,  -4 хлопка(4 пальчиковых «шага» по дорожке)Уже готов пирог,  -3 хлопка(3 пальчиковых» шага» по дорожке)Варенье, мѐд, конфеты, торт-4 (4 пальчиковых «шага» по дорожке)И йогурт, и творог.  -3 (3 пальчиковых «шага» по дорожке)
  2. этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать»  пальчиками.  Перед  началом  работы  ребенок  можно  просто проводить  пальчиками  по  дорожкам.  Когда  ребенок  будет  готов  « прошагать»  дорожку  с  речевым  сопровождением,  начинайте  работу  с самого  легкого  варианта-«шаги»  указательным  и  средним  пальцами.

Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки  в  следующей  последовательности:  указательный  и    средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец; большой  и  указательный; большой и  средний; большой  и  безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущество первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтомуочень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря  на  трудность  их  выполнения.    «Шагая»  пальчиками,  важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять  сложные  в  воспроизведении  «  шаги».  На  этом  этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

  1. этап  работы:содружественные  (одновременные)  движения пальчиками  обеих  рук.  Этот  этап  предполагает  работу  одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки -по нечетной.
  2.   этап  работы: наиболее  сложный  этап,  когда  ребенок  учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой -«вниз»). Разнотипность движений можетзаключаться и в  использовании разных пальчиков разных рук( на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой-большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребѐнка

Массаж пальцев

Ребѐнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой  и  правой  руки,  начиная  с  кончиков,  поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении  1-2  мин,  заканчивают  поглаживающими  движениями.  Массаж ведущей руки делается чаще.Растирание  ладоней  шестигранным  карандашом  с  постепенным увеличением усилий.Растирание ладоней движениями вверх-вниз.Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперѐк.Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.Разминание  кисти  правой  руки  пальцами  левой  и  наоборот,  затем поочередное растирание.

Подготовила учитель-дефектолог: Ильина Оксана Дмитриевна.

Литература

1.Бачина  О.В.,  Коробова  Н.Ф.  Пальчиковая  гимнастика  с  предметами. Определение  ведущей  руки  и  развитие  навыков  письма  у  детей  6-8  лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. –М.: АРКТИ, 2006. –88 с.

2.Буцикина  Т.П.  Развитие  общей  и  мелкой  моторики  как  основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. –2005. –No3.-С. 84-94.

3.Гаврина  С.Ю.  Развиваем  руки –чтобы  учиться  и  писать,  и  красиво рисовать / С.Ю. Гаврина, Н.Л. Кутявина. –Ярославль: Академия развития, 2007. –180 с.

4.Зегебарт  Г.М.,  Ильичева  О.С.  Волшебные  обводилки.  Формирование графомоторных навыков.  Методическое пособие.  –М.:Генезис, 2009

5. 14.Утехина К.Л. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6–7 лет:  Опыт  работы  практического  педагога  /  К.Л.Утехина. –М.:  ВИНИТИ, 1997. –290 с.



Предварительный просмотр:

Какие стихи читать детям?

Специалисты утверждают, что любовь к чтению прививается до 9 лет. Если к этому возрасту малыш не научиться любить книгу, то в дальнейшем его будет достаточно сложно заинтересовать процессом чтения. Хотите воспитать заядлого читателя- начинайте читать ребенку книжки как можно раньше.

Вышедшему из ясельного возраста ребенку окружающий мир становится все интереснее с каждым днем. И познает он его в процессе игры. Для дошкольников игра-основное занятие, которому он посвящает многие часы. Именно в это время у детей формируются интересы. Если вы заметили, что малыша что-то особенно сильно увлекает, обязательно поддержите зарождающийся интерес, развивайте его. И стихи для детей старайтесь подбирать с учетом интересов вашего ребенка. Если у него есть какой-то любимый герой мультфильма, то попытайтесь найти детские стихи, посвященные ему.

Стихотворение является, пожалуй, самым доступным текстом для понимания ребенка. Однако не на все стихи малыш может реагировать так, как задумывал поэт. Интересная реакция возникает у некоторых детей после прочтения «Мойдодыра». Вместо того, чтобы полюбить процесс умывания, они отказываются это делать, чтобы посмотреть на оживающих подушку и одеяло.

Стихи для детей- это прекрасная тренировака многих навыков малыша. В дошкольном возрасте ребенок уже способен следить за развитием сюжета, поэтому детские стихотворения обязательно должны нести какой-то смысл. При чтении разбирайте все непонятные слова. Стихи для детей должны быть мелодичными, обязательно наличие рифмы и ритма. Благодаря этому детские стихи прекрасно подходят для заучивания.

 Какие стихи читать детям? Выбирайте развивающие стихи, стихи о природе, семье, не пренебрегайте детскими загадками,частушками. В это время ребенок активно знакомится с родным языком, учится любить его. Поэтому выбирайте детские стихи, в которых предложения построены правильно, слова верно согласованы и употреблены. Если вы выбираете развивающие стихи для детей, то помните, что главная их цель-научить чему-то ребенка. Поэтому все слова должны быть понятны. Стихи для детей могут значительно обогатить словарный запас вашего малыша. Если у ребенка есть логопедические проблемы, то выбирайте стихи, в которых есть аллитерация (стилистический прием повтора согласных звуков в художественной речи. Это прием позволяет развить речевой аппарат ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (по развитию памяти у детей с ЗПР).

«Играем и память развиваем!»

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

        Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

                   

Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:

« Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось во время прогулки?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

- Как звали девочку?

- Что она построила?

- Кого девочка хотела катать на машине?

- Что случилось во время игры? И т.д.

- Как девочка оказала помощь мишке?

Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.

Игра « Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

1. Какие растения изображены на картинке?

2. Какие животные?

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

Игра « Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Игра « Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1:

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2:

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.



Предварительный просмотр:

«Развиваем мышление ребёнка в повседневной жизни»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

БЫВАЕТ- НЕ БЫВАЕТ- Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ- Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

НАЗОВИ ТО, ЧТО СКАЖУ- Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову: транспорт - ..., птицы - ...

 КЛАССИФИКАЦИЯ- Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ -  Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.  

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО - Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; 

ЧЕРЕДОВАНИЕ - Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно поиграть и со счётными палочками -  выложить забор или узор из разноцветных палочек и т.д.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ- Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ -Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ВЕСЁЛЫЕ РАССКАЗИКИ - Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ - Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка

найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

 ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ - Сам пустой,  Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. (барабан). Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом.(белка) Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая –Известная персона , это ..(ворона).

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Взрослый называет первую часть фразы и просит ребёнка её продолжить. Летом тепло, а зимой ……Медведь большой, а белка …..Ночью темно, а днём …….

Подготовила: учитель-дефектолог Ильина О.Д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Леворукость – не проблема! Подготовила : учитель – дефектолог Ильина О.Д. , МДОБУ «ДСКВ № 10»

Слайд 2

Проблемы левшества и леворукости Левшество: преобладание левой части над правой Может быть сенсорным: преобладание органов восприятия Может быть моторным: преобладание левой руки или ноги Возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества (доминирует правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога)

Слайд 3

Леворукость Леворукость - частный случай моторного левшества Правое полушарие отвечает за работу левой руки и наоборот У большинства людей левое полушарие является доминирующим: в нем находятся главные центры речи У леворуких детей речевые центры перенесены в правое полушарие, оно же является доминирующим. В результате левая рука является доминирующей

Слайд 5

Ассиметричность полушарий: левое полушарие Контролирует правую сторону тела Отвечает за развитие речи Отвечает за усвоение иностранных языков Отвечает за логическое мышление Отвечает за грамотность Отвечает за способность к вычислениям

Слайд 6

Ассиметричность полушарий: правое полушарие Контролирует левую сторону тела Отвечает за формирование зрительных образов Обеспечивает ориентирование в пространстве Отвечает за способности к чтению Отвечает за музыкальные способности Отвечает за способности к рисованию Несет большую часть ответственности за человеческие эмоции

Слайд 7

Проблемы: Нельзя переучить левшу механическим способом: можно сильно навредить ребенку Переучивание левши на правую руку может затормозить его развитие и привести к неврозу Важно вовремя выяснить, присущи ли ребенку признаки леворукости Предпочтительно проверять на леворукость в возрасте 4-5 лет Выбор «пишущей» руки – первый шаг подготовки к письму

Слайд 8

Проблемы левшей: Трудно соблюдать порядок на рабочем месте Игнорирует левую часть тетради, выезжает на соседнюю правую страницу Не жалует перенос слов Путается в правилах Долго нарушены пространственные представления Амбидекстры (ведущие обе руки) склонны к дерзости, лжи. Понятия «правда - ложь» расплывчаты, неопределенны. Характерны повышенная эмоциональность и чувствительность

Слайд 9

Наиболее типичные тесты для определения леворукости Сесть на стул со скрещенными ногами. Какая нога сверху? Попрыгать на одной ноге. На какой прыгает ребенок? На какой удобнее прыгать? Сжать кисти рук вместе. Большой палец какой руки сверху? Посмотреть в калейдоскоп. Каким глазом смотрит ребенок? Скрестить руки на груди. Какая рука сверху?

Слайд 10

Рекомендации родителям леворукого ребенка: Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать ребенку негативное отношение к леворукости. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Несогласованность требований родителей всегда осложняет ситуацию. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. Ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации.

Слайд 11

Рекомендации родителям леворукого ребенка: Складывайте буквы из элементов, прописывайте элементы букв, буквы, играйте с буквами – это облегчит ребенку процесс обучения письму и чтению. Придерживайтесь установленного режима дня и пристально следите затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Слайд 12

С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать? Им тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования. На уроках физкультуры им трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела.

Слайд 13

В чем правополушарный ребенок успешен? У этих детей хорошее чувство ритма. На уроках физкультуры они успешны, когда надо чувствовать действия партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход, допустим, при иллюстрировании текста.

Слайд 14

Выделение лишнего понятия из логической цепочки. Игры в слова. Найти различия на картинках. Найти на листе буквы, которые написаны неправильно (зеркально, с лишними элементами или отсутствием положенных элементов). Дорисовать половинку предмета (яблока, гриба, морковки, машины). Приемы работы с левшами. Задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания

Слайд 15

Обучение письму. Посадка, положение тетради, способ держания ручки. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Слайд 16

Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.

Слайд 17

Требования к освещению рабочего места При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. В то же время ориентация парт в классе, положение доски те позволяют посадить леворукого ребенка так, чтобы свет падал справа (иначе он сидел бы лицом к классу, спиной к доске), поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там больше освещение, а кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Но дома необходимо поставить лампу справа.

Слайд 18

Трудности в письме У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п—т, л—м, н—к, х—ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо. Леворуких детей отличает более медленный темп письма.

Слайд 19

Упражнения копирование различных фигур и их сочетаний, воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других

Слайд 20

Рекомендации для учителей и родителей Ненавязчиво развивать правую руку, не снижая при этом активности левой. Ребёнка-левшу нужно более внимательно готовить к школе, при этом не следует учить его прописным буквам – только печатным, главное помочь ему преодолеть особенности зеркального восприятия букв. Если у левши возникли проблемы с освоением чтения, то «рисуйте» буквы и слова в воздухе, на руке, на столе. При поступлении в школу необходимо поставить педагога в известность и попросить учесть эту особенность ребёнка. Обратить внимание на то, как обустроено рабочее место ребёнка.

Слайд 21

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

Слайд 22

Литература и интернет-ресурсы Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007. С. 250. Гоглев С. «Какой рукой вращается колесо прогресса» // Школьный психолог №5 2008 Николаева Е. «Леворукий ребенок: обучение и воспитание» // Школьный психолог №5 2008 Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001 http://fat-al.chat.ru/levscha/13.htm - школьные трудности леворуких детей http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200702206 Левшество и леворукость. Проблемы адаптации. Особенности обучения http://www.levshei.net/15metod.html Методические рекомендации по обучению левшей

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Зеркальное» письмо или оптическая дисграфия Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» г. Всеволожска Учитель-дефектолог : Ильина Оксана Дмитриевна

Слайд 2

Зеркальное письмо букв и цифр- один из видов нарушения письма , в основе которого лежат следующие причины : недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу; недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза; недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Слайд 3

Способ выявления предпосылок: взять два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально. !!! Если в дошкольном детстве ребенок не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раз дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв !!!

Слайд 4

Образец зеркального написания букв и цифр

Слайд 6

Виды работы для коррекции «зеркального» письма : воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков; сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием) написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка. совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).

Слайд 7

Виды работ: развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином. развитие тактильных ощущений, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.) расширение поля зрения ребенка. развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Слайд 8

Усвоение понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». разные игры, выкладывания различных фигур, орнаментов. поиск букв, наложенных друг на друга. выделение буквы, написанные одна на фоне другой. На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям. письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например, Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит». после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Слайд 9

Варианты упражнений для предупреждения и коррекции оптической дисграфии

Слайд 10

Использованная литература : Егорова, В. В. Зеркальное письмо: пути решения проблемы / В. В. Егорова, Н. А. Власовец. [ электронный ресурс ] . Режим доступа : https://moluch.ru/young/archive/15/1144/ (Дата обращения: 05.01.2021).



Предварительный просмотр:

Что такое познавательная деятельность, или

Почему                                           ребенок медленно думает?

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего, в- третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук, в-четвертых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию. Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребенка, с окружающим миром.

Незрелость нервной системы с рождения или к моменту начала систематического обучения в детском саду не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит; слышит, чувствует каждый день. Теряя ощущение нового, не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведет к резким протестам детей. Почему? Ведь кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Протесты возникают потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребенка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной тропинкой, мама надела ту же кофточку, посадили на тот же стульчик), ребенок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.

Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке}, подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается, пнуть мяч. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, - не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!» для ребенка становится недосягаемым. Почему?

По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.

Чтобы    запомнить,    как    выглядит    предмет    или    объект    окружающего мира, ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что- то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако когда нервная система незрелая, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого   и   точного   запоминания   и   воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает.

Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О недостаточной зрелости нервной системы мамы узнают еще в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают каких-либо усилий для помощи ребенку, наивно полагая, что все с возрастом пройдет. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад. Помогите ребенку: проконсультируйтесь у врачей-специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога, логопеда и дефектолога). Узнайте все возможные пути преодоления имеющихся трудностей. Самое главное - не ждите пяти лет, на которые ссылаются незнающие люди, объявляя этот возраст чуть ли не возрастом избавления от всех проблем в развитии ребенка. Самое удивительное, что именно с этого возраста ребенка проблемы у родителей могут только начаться…



Предварительный просмотр:

Игрушечное изобилие…

                        

У Девочки из 70-х было 8 кукол. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми. Детям вообще свойственно одушевлять свои игрушки. Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала спать. У каждой куклы был свой характер. Каждую она по-своему любила. И даже когда у куклы Зины оторвалась резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть. Кукла – инвалид. Так бывает. Это не повод расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам одежду. А на зиму шить пальтишки.

У девочки из нашего времени кукол в 4 раза больше. Больше тридцати кукол. Она не помнит всех имен. Она забывает про существование некоторых. Потом случайно находит в куче других игрушек: «О! Так у меня ещё и такая есть!»

Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу. Хотя, новую куклу можно покупать и без повода. Бабушка, например, в гости с пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит. Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть. Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет, что бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как дела?», а «Что ты мне принесла?» Ценность с общения сместилась в сторону потребления.

Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик семицветик»? Эпизод, когда девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.

Недостатки изобилия игрушек:

 Отсутствие бережливости и аккуратности.
Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый расходный материал. Быстрей сломаю — быстрей новая появится.

 Отсутствие привязанности.
Все чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой любимую игрушку» - психологи слышат от родителей: «У нашего ребенка нет любимой игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день появляется новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится заботиться о себе в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются на новые, то ценность отношений тоже может быть невысокой. Устойчивые связи заменяются многочисленными новыми знакомыми.

 Сложно приучать к порядку.
Игрушек должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько игрушек легко поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку сложно прибрать. Физически тяжело.

 Сложно обрадовать ребенка. Меньше поводов радости.
Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные. Сильнее – на её отсутствие.

Отсутствие ценности.
Часто новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем выслушивать истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони. Когда мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при равной стоимости, более ценная, чем та, которую он заполучил по первому требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже. Он учился ждать, учился расставлять приоритеты, планировать покупку.

 Отсутствие пространства для развития фантазии.
«Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут подручные средства. Всё может быть всем. Для игры в магазин нам в своё время было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки – становилось товаром. Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть – игры нет. «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата. Надо купить.

Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить вместе с кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии... Нет. Не надо. Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.

Родители должны быть включены в процесс развития ребенка!

Но многим скучно,  им проще купить большое количество красивых игрушек. В таком случае можно убрать часть игрушек, а через некоторое время снова дать ребенку, для него это будет новое впечатление.

Детям сейчас очень сложно включить воображение, так как большая часть игрушек, конструкторов собирается по готовому алгоритму. Работать с образцом, конечно, нужно уметь, но лучше чередовать такие игры с играми без алгоритма.

Кроме того, при изобилии игрушек у детей быстрее переключается внимание, они не сосредотачиваются ни на чем. Одно берут, потом-другое, всего же много. У маленьких детей и так концентрация внимания не очень высокая.

Поэтому, уважаемые родители, отнеситесь серьезно к выбору и количеству игрушек для своего ребенка…

Учитель-дефектолог, Ильина Оксана Дмитриевна