Выступление на педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Буцких Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Выступление  на педсовете

Тема « Основные задачи работы по художественному развитию дошкольников»

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkU9Kr8uyJqBVhvsMuz88qnKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Подготовил воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16№

Буцких И.В.

2021-2022 уч.год.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

  Становление эстетического отношения к окружающему миру;

 Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

 Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

;  Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Направления художественно-эстетического развития:

  Приобщение к искусству;

 Изобразительная деятельность;

 Конструктивно-модельная деятельность;

  Музыкальная деятельность.

 Основные задачи реализации ОО «Художественно-эстетического развития» в программе «От рождения до школы»: 

1.Приобщение к искусству: 

 Это  Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.  Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства

2.Изобразительная деятельность: 

Сюда входят развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

 Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

3.Конструктивно-модельная деятельность:

  Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

 Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

 4.Музыкальная деятельность:

 Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

  Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

  Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

  Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Принципы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

  принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

 принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

  принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

  принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

  принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

  принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;

 принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

 принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Средства реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: 

 организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

 общение с искусством;

  материальное обеспечение; учет индивидуальных особенностей ребенка;

 бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

 организация атмосферы творчества и мотивация задания;

Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: 

 метод целостного восприятия;

 метод убеждения;  метод приучения, упражнения;

 метод побуждения к сопереживанию;

 метод проблемных ситуаций;

 методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;

 методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

5 Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 

  1. Развитие продуктивной деятельности рисование лепка аппликация конструирование
  2. Развитие детского творчества
  3. Приобщение к изобразительному искусству Рассматривание предметов искусства
  4. Беседа Экспериментирование с материалом
  5. Рисование Аппликация Лепка Художественный труд Интегрированные занятия Дидактические игры Художественный досуг Конкурсы Выставки работ декоративно – прикладного искусства
  6. Интегрированная детская деятельность
  7. Игра Игровое упражнение
  8. Проблемная ситуация
  9. Индивидуальная работа с детьми
  10. Проектная деятельность
  11. Создание коллекции
  12. Выставка репродукций произведений живописи
  13. Развивающие игры
  14. Рассматривание чертежей и схем
  15. Самостоятельное художественное творчество
  16. Театрализованная деятельность;
  17. Празднование дней рождения.
  18. На утренней гимнастике и физкультурных занятиях; На музыкальных занятиях;


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема « Использование связной речи  у дошкольников в проектной деятельности»

(Сообщение из опыта работы)

https://sun9-79.userapi.com/impg/yU2SdBRdZU7jYc5yX5QPBKs9Matc4Tu61YmL7w/D_qHwVce0gM.jpg?size=1280x1146&quality=95&sign=74ab710adec16fc076378ff79d1bfe74&c_uniq_tag=OF5imrITo_64S9M13uyUEN843cHCqTSxdKHbcf1E63A&type=album

Подготовил воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

Буцких И.В.

2021-2022уч. год.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.

     Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно – образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации  процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Актуальной проблемой развития речи детей дошкольного возраста является недостаточно сформированный навык построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие проблемы развития речи у детей:

- связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий;

- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Необходимо отметить и недостатки в организации педагогического процесса:

- при проведении занятия педагог больше обращает внимание на себя, свою речь, правильность использования методических приемов, но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

- недостаточная подготовка педагога к занятию (так, при рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы).

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники должны задавать детям образцы правильной литературной речи.

Речь педагога должна быть четкой, ясной, грамматически правильной.

Необходимо включать в речь педагога разнообразные образцы речевого этикета.

Большая роль в развитии речи ребенка отводится семье. Психологи утверждают, что общение с ребенком должно начинаться еще до его рождения и продолжаться с момента его появления на свет.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание в непосредственной близости от матери способствует успешному развитию, в том числе и речевому.

       Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

       Педагогический коллектив нашего учреждения считает задачу развития речи детей важной составляющей успешной подготовки детей к обучению в школе. Одним из направлений работы нашего детского сада является «речевое развитие» дошкольников. Мы используем одну из форм работы – метод проектов.

          Основателем метода был американский педагог Джон Дьюи.

                                              Цель метода:

     Повышение уровня познавательных и творческих способностей дошкольников, развитие речи.

                                                                   Задачи:

  Развитие всех компонентов речи;

  Формирование словаря;

  Развитие творческого мышления;

  Развитие самостоятельности, желание пополнять знания из разных источников;

  Повышение коммуникативных умений при работе в различных группах;

  Развитие исследовательских умений;

  Умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,  анализа, построение гипотез.

      Использование проектов не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

        Метод проектов тем и хорош, что он позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие речи.

Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы .

Например, реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.

Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы, которые дети могут презентовать.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

Одним из наиболее интересных и запоминающихся для детей был

проект «Наш хлеб».

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми, по всему миру, ни один прием пищи не обходился без хлеба. При этом современные дети не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на наш стол, сколько труда надо приложить людям, чтобы мы имели теплый и вкусный хлеб . Работая над этим проектом, нам хотелось научить детей рассуждать, делать выводы. На занятиях мы знакомили дошкольников с нелегким трудом людей, выращивающих хлеб, рассматривали иллюстрации, на которых изображены поля пшеницы, ржи. Дети с удовольствием составляли рассказы по заданной теме.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы » и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание.

Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели. Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести: «Визитная карточка группы», «Дневник наблюдений», Портфолио «Мои успехи и достижения». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями; фотографии, рисунки и детские рассказы о событиях в визитную карточку группы; индивидуальные продукты деятельности ребенка в его личный портфолио. Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы», «Как измерить тепло» и др.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

 В заключении своего выступления мне хочется отметить, как все взаимосвязано между собой. Вы смогли увидеть, что, работая над проектом, дети учатся общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них полными, сложными предложениями.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема « Конструктивная деятельность ребенка и ее значение»

http://detsad58.su/wp-content/uploads/2021/10/9894D9A1-7B54-4A85-9081-6EF04334D21A.png

Подготовил воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

Буцких И.В.

2022г.

Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Всестороннее развитие - это идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея всестороннего развития личности возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во многих философских педагогических системах. Наиболее часто всестороннее развитие характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. Всестороннее развитие осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвитие личности, её приобщения к культурным ценностям. Оно может осуществляться полноценно только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой.

В контексте ФГОС ДО конструктивная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение детей к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения, формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует развитию произвольного внимания, в процессе конструктивной деятельности у детей формируется умение планировать и прогнозировать

 Проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание, как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности. Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создаётся определённый, заранее продуманный реальный продукт. Отмечается также, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нём также отражается окружающая действительность. Ряд зарубежных исследователей склонны трактовать конструирование более широко, рассматривая его как конструктивный праксис — способность выполнять целесообразные действия по инструкции, или же причисляют к конструированию те изменения, которые вносятся ребёнком в эти действия под влиянием зрительного поля.

Таким образом, выяснилось, что конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу. Процесс конструирования непосредственно связан со всеми видами деятельности ребенка в детском саду, знания и умения, полученные на занятиях с успехом реализовываются во всех ее сферах.



Предварительный просмотр:

Выступление

на   родительском собрании

Тема «Безопасность жизни и здровья воспитанников»

https://ds171.centerstart.ru/sites/ds171.centerstart.ru/files/archive/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg

Подготовил воспитатель МБДОУ»

 «Детский сад №16»

Буцких И.В.

2022-2023 уч. год

Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который ребенок получил в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям. Но, к сожалению, сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован, ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности.

Наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» взрослых состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми и работа с родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

1. Опасности, с которыми он может столкнуться дома;

2. Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

3. Опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

4. Опасности на природе;

Если следовать определенным правилам поведения и учить ребенка с детских лет, этих опасностей можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Опасности внешнего мира подстерегают малыша на каждом шагу. Дома заботливые родители еще могут обеспечить комфорт и спокойствие для самых маленьких членов семьи, но уже за порогом квартиры начинается неизвестное. Оно манит и увлекает ребенка, но таит в себе немало опасностей. И одна из главных– дорога. В современных городах и поселках жизнь кипит ключом. Транспортные средства и люди существуют вместе, в неразрывном потоке городского мира. Грозные и быстрые автомобили опасны для детей, но они, к сожалению, не могут этого понять и осознать.

В индивидуальных беседах и консультациях объясняла, что личный пример – лучший способ научить вести себя на улице. Один известный философ когда-то сказал: «Не воспитывайте детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя». В вопросах, которые касаются обучения детей правилам дорожного движения, этот принцип важен как никогда. Поэтому, давая рекомендации (на собрании, консультациях, в информационном стенде) родителям по закреплению ПДД, говорила: помните: даже самые маленькие дети в первую очередь будут все делать так, как папа или мама. Поэтому, гуляя с ребенком на улице, старайтесь постоянно контролировать себя. Простое выполнение правил дорожного движения родителями – это уже залог хорошего внутреннего воспитания.

Растет число семей, которые считают, что дошкольник много знает и понимает, его можно оставить дома одного. Главное, чтобы дома он ничего лишнего не трогал, «не ломал». Вместе с этим родители и не догадываются, что растет число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы. Таким детям необходима «определенная доза страха». Поэтому всегда напоминала родителям, что только они могут познакомить ребенка с потенциально опасными для здоровья и жизни человека предметами домашнего быта, в том числе с теми, которые детям категорически брать запрещается (спички, ножи, электроприборы), закрепить правильное и безопасное использование ножниц, совершенствовать умение безопасно пользоваться вилкой, краном с горячей водой, оборудованием для изобразительной и трудовой деятельности. Только они могут обучить своего ребенка правильному поведению во время пожара дома: выбегать из горящего помещения, сообщать о пожаре, громко звать на помощь. Только они могут познакомить детей с опасными местами дома (балкон, окно, кухня с горячей плитой, ванная комната с моющими средствами и др.). Только они могут закрепить умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях: правильно делать набор по карточкам с условными обозначениями «01», «02», «03», познакомить с общими правилами вызова экстренных служб по телефону. Только они смогут закрепить умение поддерживать порядок в помещении; воспитать аккуратность и осторожность в быту, т. к. условия проживания у всех разные. Рекомендации эти давала в индивидуальных беседах и информационных стендах например на такие темы: «Газ!», «Электрические приборы!», «Окна и балконы», «Бытовая химия», «Предметы, которые колются», «Куда звонить, если случилась беда» и т. п.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 Тема «Роль дидактических игр в экологическом образовании»

https://starwars-galaxy.ru/800/600/https/lit.na5bal.ru/pars_docs/refs/25/24375/24375_html_63885e2e.jpg

Подготовил воспитатель

МБДОУ «Детский сад №16»

Буцких И.В.

2021-2022 уч.год.

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически. В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология — не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание — предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура — это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Существует несколько значений понятия «экология»: 1. Экология — наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Экология — наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.) Дидактическая игра способствует социально — нравственному развитию ребенка — дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д. Дидактическая игра способствует художественно — эстетическому воспитанию — совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре — сама дидактическая задача предполагает формирование средств и способов познания. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе — в играх типа «угадай, кто, где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: -       предметные; -       настольно-печатные; -       словесные. Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Дидактическая игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображениями растений и животных. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет его овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают руку в мешочек, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают его всей группе. После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение. Словесные дидактические игры организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Дидактические игры можно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. В ходе дидактической игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корна, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения. Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока: -       игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); -       игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей. В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально — психологической готовности принять информацию о природе. В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку. Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» — чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них — великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть». Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому — это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы. Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе. Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»

2022-2-23 уч год.

Опытные педагоги и психологи считают, что существует несколько основных навыков коммуникативности, которые необходимо развивать.  Прежде всего, стоит вырабатывать у ребенка желание общаться.

Второе — объяснять правила и демонстрировать нормы эффективного взаимодействия с другими людьми (например, поддерживание беседы, умение уходить от конфликта или выходить из сложной ситуации).

И в третьих — развивать комплекс практических умений, к которым относится:

  • непосредственное обращение к собеседнику;
  • тактичное привлечение внимания к собственной персоне;

 В дошкольном периоде очень важна поддержка и помощь взрослых, которые вступают в контакт с ребенком. От них он получает информацию о нормах и правилах общения, взаимодействия. Любое негативное или неуважительное проявление к личности малыша отрицательно влияет на формирование самооценки.

Перед родителями и воспитателями стоят следующие задачи:

  • культивировать в ребенке и самому демонстрировать ему нормы и правила коммуникации в обществе;
  • развивать желание общаться с окружающими;
  • помогать адекватно воспринимать социальные роли людей в обществе;
  • воспитывать умение говорить, выслушивать, правильно воспринимать эмоции собеседника;
  • подводить к осознанию того, что любой конфликт можно решить вербально, не теряя самообладание.
  • аргументация выдаваемой информации;
  • дружелюбие;
  • принятие позиции собеседника;
  • навык увлечь другого человека собственной идеей, мнением;
  • умение выслушивать и сопереживать;
  • баланс «не конфликтности».

Присутствие всех этих составляющих в человеке дает возможность успешно взаимодействовать в социуме, то есть быть коммуникабельным.

Коммуникативные навыки важны не только для социальной адаптации ребенка, но и для его умственно-психологического развития. Достаточный уровень коммуникации упрощает адаптацию ребенка в новом коллективе и позволяет определить его готовность к школе.

Ошибки родителей

Каким вырастет маленький человек в будущем, зависит от ближайшего окружения. Семейные взаимоотношения оказывают важнейшее влияние на формирование личности. Малыш рано начинает понимать, какое поведение уместно в определенной ситуации. Если в детском саду учат дружелюбию, взаимопониманию, а дома он сталкивается с прямо противоположными проявлениями, то малыш испытывает растерянность. У него возникают вопросы: «Кто все-таки прав? Как же себя вести?».

Важна не только общая атмосфера дома, но и непосредственное отношение к ребенку со стороны близких родственников. Иногда родители допускают серьезные ошибки, которые значительно затрудняют развитие коммуникабельности. Вот некоторые из них:

  1. Малыш вырастет капризным и изнеженным, будет болезненно воспринимать отсутствие обожания от окружающих, если в семье каждый его поступок воспринимается с восхищением, а взрослые выполняют все его прихоти.
  2. Если родители поощряют только соблюдение внешних приличий, не интересуясь внутренними ощущениями подрастающего человека, то его нормой поведения станет лицемерие.
  3. У детей, которые постоянно получают наказание за малейшие шалости, формируется сознание «трудного ребенка». Это приводит к деформации неокрепшей психики малыша.
  4. Ребенок стремится угодить, помочь, выполнить, а похвала достается кому-то другому. Итогом подобной ошибки станет развитие неуверенности в себе, завистливости.

В семье необходимо правильно расставлять приоритеты, уделять достаточно внимания общению с ребенком. При этом важно учитывать интересы малыша, предоставлять ему время на обдумывание той ли иной ситуации, подчеркивать важность общения с ним. Не стоит предугадывать желания малыша, необходимо давать возможность их выражать.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема «Будем здоровы! »

https://cdn.culture.ru/images/04113194-f73e-5e05-80fe-310eba555d3f

Подготовил воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №16»

Буцких И.В.

2022-2023уч.год.

Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

   В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

   Находясь длительное время в неблагоприятных условиях, малыш получает перенапряжение адаптационных возможностей организма. Это приводит к истощению  иммунной системы. Обостряются и развиваются хронические заболевания различных систем и органов.

   Рост количества и сложности заболевания зависит не только от био-социальных факторов, но и от двигательной активности ребенка в течении дня. К сожалению сегодня многие дети предпочитают  просмотр мультфильмов и компьютерные игры подвижным играм. Родители очень редко имеют возможность и желание проводить с ребенком время на свежем воздухе. К несомненным минусам относится и тот факт, что родители некоторые курят, и зачастую это происходит в присутствии малыша. Таким образом формируется не только отношение к курению как к норме, но сжигается остаток кислорода, так необходимого растущему организму.

   Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

  • Прежде всего, необходимо активно использовать свободное время для повышения двигательной активности всех членов семьи. (прогулки на свежем воздухе, желательно подальше от городского шума и загазованности, утренняя гимнастика, подвижные игры, занятия со спортивным оборудованием…)
  • Очень важно соблюдать строго режим дня, рекомендованный педиатрами и установленный в детском саду.
  • Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

   Ссоры в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Наше раздражение механически переходит и на ребенка.

 Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится.

  • Организация полноценного питания – включение в рацион продуктов, богатых

витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить  из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

 Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

  • У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
  • Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Необходимо дома оградить ребенка или научить правильно пользоваться предметами, которые могут представлять опасность для жизни ребенка?

Дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами.

   Замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о здоровье, тем лучше для его развития.

   Предлагаем Вам поддержать работу детского сада и внедрять здоровый образ жизни в семью.

Помните, здоровье ребенка в ваших руках!

Здоровье ребёнка в наших руках!

В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. По данным обследований, только 5-7% детей рождаются здоровыми, 2-3% имеют I группу здоровья. На первый взгляд наши дети здоровы и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Факторы, влияющие на состояние здоровья:

20%-наследственность;

20%-экология;

10%-развитие здравоохранения;

50%-образ жизни.

Что такое ЗОЖ? (здоровый образ жизни)

1.     Рациональное питание.

2.     Соблюдение режима.

3.     Оптимальный двигательный режим.

4.     Полноценный сон.

5.     Здоровая гигиеническая среда.

6.     Благоприятная психологическая атмосфера.

7.     Закаливание.

Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребёнка. Но рост количества детских заболеваний связан не только с плохой экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций, характера двигательного режима. В нашем детском саду проводилось анкетирование родителей на тему « Существуют ли традиции физического воспитания в вашей семье». Положительный ответ дали лишь 32% опрошенных. А ведь при недостаточной двигательной активности ребёнка неизбежно происходит ухудшение здоровья, снижение физической работоспособности. Так давайте же будем бороться за эти 50%, чтобы они были процентами здорового образа жизни.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

1.     Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

2.     Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранка в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это , мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться-сразу становится легче, нахмуриться -подкрадывается грусть. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим и слышим.Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

3.     Правильно организованный режим дня: оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных привычек, приучает их к определённому ритму. Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха, повышает сопротивляемость организма, закаляет его. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми. Важная составляющая часть режима – Сон. Важно, чтобы малыш засыпал в одно и то же время (и днём и ночью).Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

4.     Полноценное питание: включение в рацион продуктов, богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями и белком. Все блюда желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную кашу. Важен режим питания – соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.

5.     Формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребёнка в школу важным является уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка.

6.     Для укрепления здоровья эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливание имеет большее значение для ослабленного ребёнка , чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные процедуры, полоскание горла), широко используются и нетрадиционные:

  • Контрастное воздушное закаливание (из тёплого в холодное помещение);
  • Хождение босиком, при этом укрепляются своды и связки стопы, идёт профилактика плоскостопия. В летний период дайте детям возможность детям ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Тёплый песок, мягкий ковёр, трава действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
  • Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.
  • Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры – метод профилактики заболевания носоглотки.

 Если вы хотите видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

VII. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы.

VIII. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет , что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями чаще, чем дети некурящих.

ПОМНИТЕ _ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ!!!

КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ

Помни – здоровье не всё, но все без здоровья – ничто!

Здоровье нужно не только тебе , но и людям которых ты обязан защищать и помогать.

Здоровье не только физическая сила, но и душевное равновесие.

Здоровье  – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.

Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

Здоровье – это стиль и образ твоей жизни.

Ходи периодически по земле босиком – земля даёт нам силу, отводит из тела лишнее электричество.

Учись правильно дышать – глубоко, ровно, спокойно.

Семья – наша опора и наше счастье, делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.

Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.

Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.

Помни – солнце наш друг, и все мы дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.

Здоровье – социальная культура человека, культура человеческих отношений.

Люби нашу землю – мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить, люби жизнь.

Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им!



Предварительный просмотр:

Выспупление на районном методическом объединении

Тема  «Социальное партнерство первые шаги в профессию»

http://school11zarechensk.narod.ru/images/meropriyatia/nachalka/meteo_1-4.jpg

Подготовил Воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №16»

Воспитатель Буцких И.В.

Кашира , 2022г.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям. А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка; используя разные формы и методы, разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно — ролевых игр; использует в своей работе литературный материал; загадки, стихи, пословицы, а также привлекает к этой работе родителей. В ходе НОД повышаем уровень развития детей, систематизируем и обобщаем знания детей по теме: «Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых», совершенствую умение находить отличительные черты той или иной профессии, упражняю в умении находить предметы труда, который нужен для данной профессии, формируем умение обобщать и выделять главное. Развиваем у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие. Воспитываем уважение к профессиональной деятельности взрослых, прививаю любовь и заботливое отношение к людям труда, вызываю желание помогать, оказывать помощь близким. Проводим НОД в игровой форме. Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Во время экскурсий в медицинский кабинет, дети узнали, что в нем хранятся — бинты, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в медицинском кабинете. А из беседы с медсестрой детского сада дети узнали, чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. Что форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку. На прачечной дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии, узнали: какие машины стирают, отжимают и сушат белье. Где хранится чистое белье. Чем гладят белье, что прачка стирает, гладит, сушит. Во время общения с людьми разных профессий, дети обратили внимание на их форму, рассуждали. В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями помощника воспитателя старались раскрыть детям цель и мотив её деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя необходимость. Например, столы не накрыты — нельзя обедать. О сервировке столов позаботится помощник воспитателя. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывали через осознание детьми их собственных потребностей. Внимание детей направляли на получение результата труда. Отбор предметов труда осуществляли на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения — расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это давало нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого. Беседуя с поваром, дети узнали, что: -          повару для работы нужны: нож, кастрюли, сковородки, мясорубка; -          форма одежды повара: белый халат, обязательный головной убор. В утренние и вечерние часы проводили с детьми индивидуальные и групповые беседы: «Почему болят зубы?», «Мы — помощники в группе», «Как овощи попадают в детский сад?» и др. Дети рассказывали, где работают их родители, какие продукты покупают с мамой в магазине и т. д. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовали детскую художественную литературу, произведения К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик», «Грузовик»; Б.Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер», пословицы и поговорки о труде: «Без труда — не вытащить и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Любишь с горки кататься — люби и саночки возить» и др. Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтоб они сходили с детьми в парикмахерскую. Из беседы с парикмахером они узнали: -          парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, расческа, краска для волос. -          парикмахер делает стрижки, прически. Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Дали задание родителям, чтоб они придумали и обыграли дома игру с предметом — заместителем. Многие родители откликнулись на нашу просьбу. В течение года родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Играя в дидактические игры, с детьми закрепляли вид деятельности, орудия труда, специальную одежду; расширили кругозор и активизировали речь, развивали наблюдательность и логические способности. Так, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» просили малышей рассказать о конкретном применении данного предмета, например: градусник нужен доктору, чтобы измерить температуру пациента (больного); плита необходима повару, чтобы готовить на ней пищу и т. д. При этом побуждали детей говорить полными предложениями, помогали им дополнительными вопросами, учили правильно строить ответ. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, нами используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?", «Что нужно парикмахеру?", «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами. В игре «Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления. Полученные представления дети отражали в сюжетно — ролевых играх на бытовую тематику: «Семья», «Больница», «Детский сад» и др. Конкретный образ обогащал игру и помогал детям отразить в ней свои представления о конкретном человеке, отношение к нему, вызывал желание подражать ему. Сюжетно — ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял. Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов: -          получения сведений о профессиях от родителей; -          воспитателей детского сада; -          от сверстников и детей старшего возраста; -          из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми; -          приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.). Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации. В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода. Одна из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят. В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры. Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.



Предварительный просмотр:

«Инновации в образовании в условиях ФГОС»

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования.

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, 6 применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности. Развитие - это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.

Иновации   в дошкольной образовательной организации.

  1.  Создание игровой среды с учётом коррекционных задач.
  2.  Разнообразная подача учебного материала;
  3.  Возможность выбора оптимального темпа прохождения мате-

риала.