Конспект по опытно - экспериментальной деятельности "Магия магнита"

Коновалова Татьяна Анатольевна

Конспект НОД в средней  группе.

«Магия  магнита»

Подготовила и провела:

                                       Воспитатель Коновалова  Татьяна Анатольевна.

Направление: познавательное развитие

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.  

Формы организации:  подгруппа, индивидуальная.

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей интерес и представление о магните и его свойствах, выяснить через какие материалы воздействует магнит;

актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

закрепление прямого и обратного счета;

продолжать формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Развивающие:

развивать стремление к познанию через опытно - экспериментальную деятельность;

развивать мыслительные способности.

обогащать словарь детей (лаборатория,  опыты, магнитная сила).

Воспитательные:

воспитывать у детей самостоятельность, усидчивость.

воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Словарная работа: лаборатория, опыты, магнитная сила.

Оборудование:  фартуки, магниты, пластиковые тарелки, два подноса, предметы (обрывки картона, бумаги, карандаш, железные предметы, маленькие пластмассовые игрушки), монетки, листы картона с нарисованными дорожками, стаканы стеклянные, скрепки, презентация на тему « Как и где используются магниты в быту», ноутбук.

      Предварительная работа: чтение сказки «Мечты одного магнита», просмотр мультфильма «Фиксики» ( «Магнит»), игры с игрушками «Рыбалка», магнитной азбукой, разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

                          Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам в группу сегодня пришли гости, я предлагаю с ними поздороваться.

Приветствие: Давайте порадуемся солнцу и птицам.

         А также порадуемся улыбчивым лицам.

         И всем, кто живет на этой планете.

         «Доброе утро» скажем мы вместе.

         «Доброе утро»  маме и папе.

         «Доброе утро» останется с нами.

Ребята, я слышу, что кто то стучится в нашу дверь. (заходит Лунтик с коробкой в руках).

Здравствуйте, ребята. Сегодня я со своими друзьями Кузей  и  Шершулей нашел  коробку, а в ней необычный предмет. Я вас попрошу ответить мне на вопрос: что это? И для чего этот предмет нужен? (Лунтик уходит, обещая прийти позже).

Ребята, чтобы угадать, что находится в коробке, отгадайте загадку:

Этот жадный предмет

Всё железо хватает

Для него нормы нет

Прилипанием страдает ( ответы детей)

Воспитатель: Наша задача познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Показываю магнит детям, даю потрогать:( какой он на ощупь?(гладкий, холодный), определяют вес 9тяжелый – лёгкий), цвет. Какое еще свойство имеет магнит? Чем он отличается от других камней? (ответы детей).Ребята, для того, чтобы узнать свойства магнита я предлагаю вам отправиться в лабораторию. Для этого я предлагаю вам закрыть глаза, хлопнуть в ладоши 3 раза и наша группа превратиться в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Лаборатория чудес начинает работу! А кто мне скажет что такое лаборатория? ( помещение, проводят опыты).

Первое, что нам нужно сделать – это надеть фартуки и познакомиться с правилами  безопасности в лаборатории.(рассматриваем план- схему ).

Ну а теперь приступаем к исследованиям.

Посмотрите, ребята, это магнит. Магнит – это  камень, который способен притягивать металлические предметы .Какие предметы притягивает магнит? ( металлические). Сейчас мы это проверим.

                                    

 

                                                 Опыт№1.

У вас на подносах лежат предметы из разных материалов. Поднесите магнит по очереди к каждому  предмету. Предметы, которые притягиваются положите на тарелку со знаком « +», а которые не притягиваются на тарелку со знаком «- «.

Опрашиваю детей о предметах, положенных на тарелку с «+». Из  чего они сделаны. Также прошу детей назвать предметы, которые они положили на  тарелку со знаком «-«. И уточнить из чего сделаны эти предметы.

Делаем вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Притягивает он их через воздух и называется это МАГНИТНОЙ СИЛОЙ.

А сейчас я предлагаю вам проверить,  может ли эта сила действовать через другие материалы, например картон.

                                       Опыт №2.

Воспитатель: Возьмите карточки с дорожками. Попробуем по дорожкам провести металлические машинки с помощью магнита. Для этого машинку поставим на дорожку сверху, а магнит положим снизу. Нужно двигать машинку как можно точнее и не сходить с намеченного пути. Что происходит с  машинкой?(двигается).  Почему так  происходит?  (Магнитная сила действует через картон). Молодцы ребята!  А сейчас давайте с вами немного разомнёмся.

                        Физкультминутка.

                
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Возвращаемся в нашу лабораторию. Проведём ещё один эксперимент и узнаем, действует ли магнит через стекло и воду.

                                Опыт №3.

Перед вами стаканы с водой. Возьмите скрепку и опустите её в стакан. Как достать  скрепку не замочив руки? (дети высказывают предложения).

А я вам сейчас покажу как. Берём магнит. Подносим к стакану на уровне скрепки После того, как скрепка приблизилась к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Как только скрепка  поднимется  вверх, её можно достать из воды. ( дети пробуют).

Что мы видим?

Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы с вами  проведём ещё один эксперимент.

                                    Опыт №4.

К магниту поднесите скрепку.  Примагнитилась?  А теперь к скрепке поднесите ещё одну скрепку. Что вы наблюдаете? Скрепки примагнитились друг к другу? (да)

Воспитатель: Оказывается верхняя скрепка притягивает нижнюю. А теперь аккуратно уберите магнит. Цепочка разорвалась? (нет).

Это значит , что скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились., но магнетическими свойствами  они обладают незначительное время. Вывод: магнитные свойства можно передать.

А теперь, ребята, я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? (ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию на тему «Как и где используются магниты в быту».

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и трижды хлопнем в ладоши.

 Ребята давай те позовём  Лунтика (прибегает Лунтик).

Лунтик: Ребята ну вы узнали , что это за странный камень я сегодня нашла?

Ребята давайте Лунтику  расскажем о магните и какими свойствами он обладает.

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы и обладает магнитной силой. Магнитная сила проходит через воздух, воду, стекло, картон. Магнитные свойства можно передать металлу.

Воспитатель: А где  используют магниты?.( ответы детей).

Воспитатель дарит на память Лунтику  магнитик на холодильник и все прощаются с ней.

Ребята, как жаль, что Лунтик ушел  и забыл свою коробочку.(Воспитатель открывает её и находит там магнитики для каждого ребёнка).