Полезная информация для родителей

Сусорова Надежда Ивановна
Хотелось бы рекомендовать для вас полезные консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребёнок не говорит

С каждым годом всё больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребёнок не говорит» - с такими словами приходят на приём мамы. Надо ли бить тревогу или можно пустить всё на самотёк? Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что ребёнок – мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.

«Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действительно может быть, но не всегда.

Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребёнок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребёнка во время беременности, родов и сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьёзных диагнозов, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.

Основные причины задержки речевого развития – повреждения нервной системы.

Гипоксия – недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.

Родовая травма – местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание.

В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.

Возможные причины задержки речевого развития:

  • асфиксия,
  • инфекция внутриутробная или в первые недели жизни малыша,
  • хирургические операции до 3-х лет,
  • переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного,
  • нарушение темпов роста и развития в первый год жизни,
  • проблемы со слухом,
  • умственная отсталость,
  • черепно-мозговая травма,
  • наследственность.

Когда идти к специалисту?

  • если двухлетний ребёнок владеет только десятком лепетных слов,
  • не умеет строить фразы из 2-3 слов,
  • не может показать изображения на картинке,
  • если в 3 года ребёнок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?»,
  • не строит фразу из 3-4 слов,
  • путает понятия «верх», «низ»,
  • не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»).

К сожалению, родители ждут, когда ребёнку исполнится 3 года, и он сам заговорит. Очень редко эти ожидания оправдываются.

Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребёнка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемые на рисунках, и просите ребёнка показать их.

Смотрите на него, когда разговаривайте с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребёнок смог вникнуть в то, что вы сказали.

Описывайте ребёнку всё, что н делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.

Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.

Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребёнка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребёнку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначала», «потом», «подожди», «затем», «до», «в конце». Во время игр используйте простые команды: «подними мяч», «брось мяч». Помогайте ребёнку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая, для чего они предназначены, что с ними можно делать или делать нельзя.

        



Предварительный просмотр:

Управление гневом

Ребёнок заходится гневным криком, стискивает кулачки, топает ногами и истошно кричит, или ругается и крушит всё, что попадает под руку – так дети дают выход своим отрицательным эмоциям. Стоит ли ругать их за подобное поведение? Любого из нас могут захватить отрицательные эмоции, другое дело, что мы умеем сдерживать свои чувства в более приемлемых для окружающих формах. Поэтому задача родителей не отучить детей сердиться, а научить их управлять своими чувствами. Дети, безусловно, более ранимы, чем взрослые. Их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев гнев провоцируется незащищённостью, беспомощностью, тревогой и обидами. Дети выражают его с помощью плача, крика, топая ногами, ломая и швыряя вещи.

Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает и отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Не злись, или не показывай        , что злишься!» Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять гнев, испытывая вину за собственную злость. Наблюдая проявления гнева с экрана телевизора, ребёнок начинает его бояться. Гнев становится чудовищем, которого надо избегать, подавлять.

Ребёнка, часто и активно проявляющего злость, считают агрессивным, а его поведение называют асоциальным. Но такое поведение рождается именно из подавленного чувства гнева.

Подрастая, дети начинают сбрасывать отрицательную эмоциональную энергию, протестуя с помощью сарказма или оскорбления окружающих. Бывает, что подавленные отрицательные эмоции проявляются в виде тика, энуреза, заикания. Бывает и так, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях. Например, в детском саду, но дома срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерётся с братьями и сёстрами. Он не доволен случившимся и чувствует себя ещё более виноватым. Напряжение увеличивается вдвое, и следующий срыв бывает более бурным, продолжительным. Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-либо добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения – срыв.

Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные.

Детская истерика – тяжёлое испытание для терпения и нервов родителей. Почти у всех детей рано или поздно начинается период истерик. Одни устраивают их в крайних случаях, у других – это явление регулярное.

Принято считать, что частые истерики свидетельствуют об избалованности. В результате большинство родителей стараются относиться к нервному ребёнку строже: наказывают его за истерики, но тем самым провоцируют его на большие и частые срывы, т. е. добиваются прямо противоположного результата.

Универсального способа борьбы с истериками нет. Лучше всего не допускать их совсем. Отвлечь, не настаивать, превратить всё в шутку.

Если истерики не удалось избежать, её лучше всего переждать. Если ситуация позволяет, лучше оставить ребёнка в одиночестве. Так он быстрее успокоится, а родители сберегут нервы.

Иногда взрослые сами провоцируют возникновение истерик. Их устраивают дети, которые чувствуют нехватку внимания со стороны родителей.

Все родители ведут себя по-разному. Одни помогают детям осмыслить свои эмоции, другие игнорируют гнев, третьи осуждают ребёнка за подобные чувства, четвёртые согласны с тем, что дети имеют право злиться, поэтому никак не реагируют на эти проявления.

Исследования показали, что дети, которым родители помогают правиться с отрицательными эмоциями, обгоняют своих сверстников в физическом и интеллектуальном развитии.

Ребёнок имеет право на отрицательные эмоции, только делать он это может без визга и тумаков, а словами. Надо сразу дать понять малышу, что агрессия никогда не приносит выгоды. Надо научить его называть вещи своими именами. Никогда не обзывайте ребёнка, он будет так же вести себя со сверстниками.

Можно оставить ребёнка одного в комнате и предложить высказать громко вслух всё, что его волнует, что накопилось. Если ему трудно сдерживать себя, то можно порвать газеты, побить и попинать подушку, мяч. Успокоиться помогут глубокие вдохи, слушание музыки, громкое пение. Дети должны знать о последствиях своих поступков, о том, что они всегда могут поговорить с родителями.

Важно, чтобы в будущем у ребёнка не было проблем в общении.

Дети многому учатся у взрослых и, к сожалению,

не только хорошему, но и плохому.

Поэтому займитесь самовоспитанием.


Пять рецептов избавления от гнева

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком,

чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

  • слушайте его,
  • проводите с ним как можно больше времени,
  • делитесь с ним своим опытом,
  • рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах.
  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:
  • отложите или отмените совместные дела с ребёнком,
  • старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения,
  • выйдите из комнаты, в которой находится ребёнок.
  • Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. В те минуты, когда вы разгневаны, сделайте себе что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
  • примите тёплую ванну или душ,
  • выпейте чая,
  • позвоните друзьям,
  • расслабьтесь на диване,
  • найдите свой способ.
  • Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
  • не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые вам дороги,
  • не позволяйте выводить себя из равновесия,
  • учитесь предчувствовать наступление срыва.
  • К важным событиям следует готовить ребёнка заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к ним:
  • изучите силы и возможности вашего ребёнка (как долго он может быть занят делом, сконцентрировать внимание),

если вам предстоит визит ко врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребёнку необходимость данного визита.



Предварительный просмотр:

Правила для родителей, воспитывающих особого ребёнка

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встреч с друзьями. Чаще приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.C:\Users\ADM\Desktop\post-215185-1312663051.jpg



Предварительный просмотр:

Памятка родителям от ребёнка

  • Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Отыграюсь на вас за это, став плаксой.
  • Не делайте для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу использовать вас в качестве прислуги.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это разуверит меня в вас.
  • Не намекайте, что в непогрешимы. Это даёт ощущение тщетности сравняться с вами.
  • Если вы говорите, что любите меня, а потом просите что-нибудь сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Я буду с вами торговаться и останусь в прибыли.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я буду бояться делать что-то, даже зная, что это правильно.
  • Если я буду видеть, что вы больше любите брата или сестру, то я не буду жаловаться. Я просто буду нападать на них. Так я вижу справедливость.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы учусь на собственном опыте.
  • Не поправляйте меня в присутствии других людей. Я пойму вас лучше, если вы скажете мне спокойно с глазу на глаз.C:\Users\ADM\Desktop\41177410_1237331041_06_3_0_.jpg
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда и я стану вашим другом.



Предварительный просмотр:

Общение, которое мы выбираем

Специалисты выделяют четыре основных варианта взаимодействия родителей с педагогами детского сада: делегирование, замещение, абстрагирование и сотрудничество. 

Давайте рассмотрим каждый стиль общения.

Делегирование. Вы ожидаете результатов от педагогов, при чем сами формально участвуете в процессе обучения. Вы утверждаете, что ребенок лучше слушается педагога, а Вы не знаете, как добиться результата, у Вас ничего не получается. В этом случае деятельность специалистов нередко Вы оцениваете чрезмерно критически, и отсутствие или незначительность результата считается Вами признаком недостатка квалификации. При этом Ваши требования совершенно не учитывают реальные возможности ребенка. Это происходит от того, что Вы не понимаете всю серьезность проблемы.

Замещение. В данном общении Вы чрезмерно вовлечены. Вы фактически выполняете задания за ребенка, оправдывая неудачи «объективными» причинами: «устал, он еще маленький, ему неинтересно» и т.д. Отсюда болезненное восприятие любых замечаний, игнорирование очевидных трудностей, отсутствие продуктивного диалога со специалистами. В погоне за формальным результатом: выучить буквы, названия фигур, времена года, научиться читать, считать, необходимые базовые понятия (овощи, фрукты, мебель и т.д.) остаются неосвоенными, не формируются важнейшие компетенции — умения применять знания и навыки самостоятельно, в новой обстановке.

Абстрагирование — вариант минимального взаимодействия родителя со специалистами. Признавая наличие проблем, Вы воспринимаете ситуацию как «хроническую» и направляет усилия на вопросы быта и физического здоровья ребенка: накормить, постирать, погулять и т.д. Рекомендации педагогов выполняете минимально или на формальном уровне. Вы преувеличиваете проблемы, считаете ее фатальной и неизменной. Именно в этих случаях у детей нередко выявляются низкий уровень социальной адаптации.

Сотрудничество — оптимальный вариант взаимодействия родителей со специалистами. Ф. Волкмар пишет, что, будучи в первую очередь защитниками интересов ребенка, родители детей с РАС должны активно участвовать в процессе индивидуального обучения. Это даст возможность помочь в генерализации (обобщении) навыков, переносе их в новый контекст. Необходимость такого сотрудничества трудно переоценить, так как в отличие от других нарушений развития, расстройства аутистического спектра представляют гетерогенную группу нарушений различной, чаще всего не выявленной, этиологии. Каждый ребенок требует индивидуального подхода при большом объеме вмешательств, что может осуществить только команда специалистов при деятельном участии родителей.

Далеко не все родители готовы «без устали искать тропинку, по которой ребенок сможет идти сначала вместе, а потом, возможно, и сам».

(По материалам статьи Е.Ю Давыдовой «Эффективное сотрудничество родителей и специалистов в процессе обучения детей с расстройствами аутистического спектра»)



Предварительный просмотр:

Круглый стол «Все мы равны».

Здравствуйте, я хочу начать наш круглый стол с фразы Бернарда Шоу:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди».

Сегодня мы с вами поговорим об особенных людях. Это люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Эти люди живут рядом с нами взрослые и дети. Это люди с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Что это за диагноз – аутизм?

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами. Это нарушенное восприятие внешних стимулов, связанное с гиперактивностью мозга, из-за которой человек не успевает соединять и анализировать всё то, что он видит, слышит и чувствует. Такое восприятие заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим) [Boullin D., Coleman M., O'Brien R. Abnormalities in Platelet 5-Hydroxytiyptamine Efflux in Patients With Infantile Autism // Nature. — 1970. Vol. 226. - P. 371–372].

Кто же они, дети с аутизмом, и чем отличаются от всех остальных?

Из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко наблюдаются проявления агрессии по отношению к окружающим самоагрессия. В течение всей жизни могут сохраняться речевые нарушения от простого своеобразия речи до тяжёлого недоразвития или полного отсутствия. У многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, нарушения сна. Из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычек при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения. Высокий болевой порог и отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации. С раннего возраста дети с РАС испытывают трудности с адаптацией в коллективе.

Можно ли вылечиться от аутизма?

Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.

Скажите, чем они хуже других, обычных детей?

Они не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ. Эти дети также любят играть, веселиться, заниматься спортом, хотят ходить в детский сад, школу.

Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем?

Скажите, вы все умеете шить, вязать, вышивать, строить дома?

Да, они не всегда ведут себя адекватно.

Вспомните, а вам никогда не было стыдно за свое поведение?

Разница лишь в том, что мы свои «не могу» при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь.

Как вы думаете, чем нам могут помочь дети с РАС?

Нам нужна их помощь для того, чтобы стать добрее, терпеливее, искреннее, и ценить каждый миг жизни. Они помогают нам не жить с инвалидом, а развиваться самим, изменять жизнь так, чтобы она подходила особому ребёнку. У нас появится новый спектр различных знаний, которые придется получать или же они придут сами, новые интересные люди, связи, круг поддержки и ресурсов. Разумеется, это непростой процесс.

Стремление сформировать новый мир, будущее, в котором ребёнок с аутизмом будет иметь возможности жить самостоятельно или, как минимум, почти нормально, заставляет взрослых объединяться в группы, организации, требовать изменений от власти, стимулировать системные изменения. И это — шанс не только для детей, но и для их родителей. Давайте не бояться менять мир, как это уже делают другие люди.

Как общаться с ребенком с РАС и его родителями?

Есть люди, которые не стесняются в выражениях, не обращают внимания на то, что они обращены к детям. Есть слова не просто не дружелюбные, а именно злые.

Уровень знаний об аутизме низкий. Некоторые родители запрещают детям общаться с ребенком с РАС, против того, чтобы дети с аутизмом посещали детский сад, ходили в их группу. Приводят такие аргументы: «Хочу, чтобы мой ребенок видел положительный пример», «Чтобы не заразился», «Мой так же будет себя вести», «Я не хочу этого видеть, уберите».

Часто мы, не имея профильного образования, даем советы родителям детей с РАС, делаем умозаключения, которые их очень задевают. Часто высказываем мнения, которые не являются профессиональными: «Я читала, что аутизм не лечится», «Наверное, норму нельзя догнать».

Родители детей с РАС болезненно воспринимают слова о том, что их ребенок не может находиться вместе со сверстниками: «Его нельзя к детям», «Этот ребенок всех покалечит», «Нельзя к нашим детям».

Поэтому можно «перетерпеть», когда вы видите неадекватное поведение ребенка. Это всего лишь мгновения в вашей жизни, по сравнению с сутками, неделями, годами терпения родителей детей с аутизмом.

Необходимо адаптировать свою собственную коммуникацию под особенности конкретного ребёнка и конкретной семьи. Игнорируйте раздражающее поведение, направленное на привлечение внимания, не делайте замечаний родителям.

Как же детям объяснить, что люди бывают разные?

Если задать этот вопрос на улице первому попавшемуся взрослому, он явно придет в замешательство. Ведь сегодня на дворе не век средневековья, да и явных признаков расизма не наблюдается, так к чему тогда рассказывать малышу о цвете кожи, национальностях, особенностях и прочих нюансах, связанных с неприязнью к другим людям?

В этом вам помогут книги с картинками и фотографиями. Сказки и мультфильмы, истории из жизни, ваш собственный опыт.

Если ребенка с ранних лет учить относиться к другим детям с добром, пониманием, не показывая на них пальцем, не обсуждая их отличия, не разрешая смеяться над ними, дразнить, обижать или прогонять, то наступит время, когда он поймет, что неважно кто твой друг – в инвалидной коляске, толстый, маленький или не может говорить. Главное – он такой же ребенок, как и ваш.

Вывод. Каждый из нас имеет право на счастья в жизни, мы все равны. Нельзя отделять особенных детей от нормальных. Дети должны развиваться вместе. Дети должны быть едины.

Перед вами лежит карандаши и лист бумаги, я хочу, чтобы вы сейчас нарисовали или написали пожелание родителям детей с РАС, которые нуждаются в вашей поддержке.



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания с родителями детей с РАС

«Формирование игровой деятельности детей с РАС».

Цель: уточнить представления родителей об игре детей с РАС, формировать умение работать со своими детьми в данном направлении.

Оборудование: видеозапись, индивидуальные «Книги активностей»

Ход собрания.

Добрый вечер. Вспомните, вы в детстве любили играть? Какие игры были вашими любимыми? Помните вашу любимую игрушку? А ваши дети во что играют дома? Назовите их любимые игрушки.

Да, ваши дети особенные. Они не играют. Они просто выстраивают ряд из игрушек, раскладывают их на «свои» места, разбрасывают, совершают с ними непонятные действия или используют для игры предметы, совсем непохожие на игрушки: бумагу, пленку, пакеты, обрезки труб.

Предлагаем посмотреть, как это было, когда дети только пришли в детский сад.

(Просмотр видеофильма)

Все дело в том, что их игры состоят из повторяющихся действий. Часто дошкольники с РАС «застревают» на играх с сенсорными свойствами предметов, когда они не используют предмет по своему назначению, а получают различные чувственные ощущения. Расстройство сенсорной интеграции серьезное нарушение, которое не лечится и может приводить к дискомфорту вплоть до болевых физических ощущений. Как правило у детей с РАС имеются нарушения в двух крайностях либо недостаточность (гипочувствительность), либо избыток (гиперчувствительность) восприятия различной сенсорной информации.

Существуют пять анализаторов, с помощью которого люди познают мир: зрение, вкус, осязание, слух, обоняние. Зная, как ваш ребенок познает мир, можно ему помочь.

Зрение. Рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность.

Слух. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.

Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, то ему очень тяжело, так как он постоянно слышит множество звуков и никогда не может побыть в тишине. В этом случае несколько раз в день на 20-30 минут можно использовать беруши, чтобы уши ребенка отдохнули (лучше использовать силиконовые мягкие беруши, которые легко принимают форму уха).

Равновесие. Развиваем вестибулярный аппарат дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба и другие приспособления (утяжеленное одеяло, пендолин, яйцо-мешок, канат и многое другое).

Осязание. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т.д.), образцы разных тканей, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т.д.). (показ видеофрагмента)

Как вы используете сенсорные игры дома?

Детям нравятся игры на аффективное заражение: «Ку-ку», «Сорока-ворона», «Ехали, ехали» и т.д. Эти игры позволяют научить ребенка смотреть в глаза взрослому, получить удовольствие от покачиваний на руках, кружения, ритма потешек, песенок, беготни. Он замирает во время пряток и очень радуется, когда его находят. Во время таких игр дошкольник «заражается» эмоциями взрослого человека. У него начинают формироваться собственные эмоции, появляется способность понимать эмоции других людей. (показ видеофрагмента)

Только когда у ребенка четко сформировалась способность к взаимодействию, можно начинать работу по формированию базовых игровых действий. Начинается все с имитационных игр. У ваших детей не сформированы подражательные способности. Над их формированием нужно работать.

Имитация бывает вербальная и предметная. Вербальная, это когда вы просите его повторить за вами слова, слоги, отдельные звуки. «Скажи…». Помните, когда они были совсем маленькими, вы наклонялись к нему и произносили «агу». Когда подросли, стали показывать на предметы, людей и называть их. Играли с машинками и говорили «би-би», с телефоном «але». Это были начальные этапы. Сейчас вы просите его поздороваться, попрощаться, причем не просто сказать «пока» или «до свидания», а еще назвать нас по имени. Вы правильно проходите все этапы обучения вербальной имитации. Потом мы и вы будем учить их отвечать на стандартные вопросы стандартными фразами.

Как тебя зовут? Как дела? – Хорошо. (показ видеофрагмента)

Предметная имитация подразумевает действия с различными предметами, игрушками. Важно подобрать идентичные предметы для взрослого и для ребенка. Перед показом действия необходимо произнести инструкцию: «Сделай так», затем сделать движение со своим предметом, потом дать ребенку подсказку, чтобы ребенок выполнил действие со своим. После выполнения ребенком действия должно обязательно следовать поощрение.

Например, учим ребенка кормить куклу. Берем 2 куклы, 2 тарелки, 2 ложки. Показываем действие и говорим: «Делай так». После нескольких показов ребенок начинает выполнять действия. Если же этого не происходит, помогаем ребенку, выполняя действия его руками. (показ видеофрагмента)

В группе создана «Книга активностей». Она представляет из себя альбом, в котором семь станиц по количеству дней недели. В нем окошечки для заданий. В качестве заданий мы выбрали изображения игрушек: мяч, кубики, машина и т.д. Когда ребенок получает такое задание, ему необходимо просто поиграть с данной игрушкой. Есть задания, которые представлены действиями: кормление куклы, катание мишки на машине, башенка из кубиков. Тогда ребенку необходимо повторить действие. На день ребенку предлагается несколько заданий, и он самостоятельно выбирает в какой последовательности их выполнять. Теперь такую книгу вы будете получать на выходные.

Не всегда ребенок будет выполнять эти игровые задания. Одной из причин является его эмоциональная зависимость от взрослого. Ребенку предлагается выполнить какое-то игровое действие, вы рядом с ним, участвуете в этом действии. Постепенно отходите от ребенка на короткое время. Потом время отсутствия увеличивается, но вы находитесь в поле его зрения. Иногда специально создаете ситуацию и выходите из его поля зрения: идете «в магазин» за угощением для куклы, приносите мелкие игрушки, чтобы прокатить их на поезде.

Необходимо использовать систему поощрений. Дети владеют способностью выбора, поэтому спрашиваете: «Что ты хочешь?» Ребенок либо скажет, либо покажет, что он хочет получить в «награду» за выполненное задание.

Помните: игра является важным средством формирования навыков, необходимых для психофизического и личностного развития ребенка.



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания с родителями детей с РАС

«Формирование коммуникации детей с РАС».

Цель: уточнить представления родителей о коммуникации детей с РАС, формировать умение работать со своими детьми в данном направлении.

Оборудование: фразовый конструктор, памятка

Ход собрания.

Добрый вечер. Ваши дети имеют диагноз – аутизм. У РАС много имен: аутизм, ранний детский аутизм, атипичный аутизм, неспецифическое расстройство развития детского возраста, синдром Аспергера, классический аутизм Каннера, детское дезинтегративное расстройство. Все люди с аутизмом разные, но у всех есть общие трудности: нарушения в области социального взаимодействия и коммуникации, наличие повторяющихся, стереотипных форм поведения и особенностей обработки сенсорной информации.

Вас волнуют разные вопросы. Сможет ли Ваш ребенок учиться в школе? Сможет ли он вообще чему-то научиться? Как себя вести с ним?

Попробуем сегодня ответить на эти и другие вопросы.

Согласитесь, что трудно научить чему-то человека, если он не воспринимает речь, не понимает инструкций, не способен к подражанию. Все это наблюдается у детей нашей группы. Поэтому, чтобы чему-то научить ребенка, надо научить его коммуникации.

Что же такое коммуникация? Что она в себя включает? (ответы родителей)

Проще говоря, коммуникация — это общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками.

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Коммуникация – поведение, принятое в обществе, направленное на другого человека, который, в свою очередь, обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.

Она осуществляется посредством знаков. Основным средством человеческой коммуникации считается вербальный (словесный) язык.

Невербальная коммуникация (жесты, мимика, условные знаки и т. д.) первична по происхождению, шире по объёму и иногда важнее для взаимопонимания.

Понятие коммуникации включает в себя:

- средства связи;

- передачу информации от человека человеку;

- общение и обмен информацией в обществе.

Очень часто родителям или другим людям в окружении ребенка с РАС начинает казаться, что они вообще не способны на коммуникацию и общение с ребенком, и они не понимают, что делать. Может казаться, что ребенок вообще не слышит, что ему говорят, он не реагирует на свое имя и/или равнодушен к любым попыткам коммуникации.

Что делать, чтобы ребенок Вас услышал?

На первых этапах работы в ней участвует 2 человека. Один взрослый садится или встает за спиной ребенка, второй отходит и зовет его. Если ребенок не поворачивает голову на свое имя, тот, который находится сзади, поворачивает голову ребенка после каждого случая, когда его позовет второй взрослый. Такие действия проводятся 8-10 раз, после чего ребенку дают отдохнуть. Данную работу необходимо проводить ежедневно, меняясь местами, привлекая других взрослых, в разных помещениях. Наступит день, когда ребенок начнет замирать на свое имя, но не поворачивать голову. Данная работа проводится до тех пор, пока ребенок не будет реагировать на 8 случаев из 10 в разных ситуациях: с разными взрослыми, в разных помещениях, на улице и т.д. Только тогда считается, что ребенок научился реагировать на свое имя. Давайте попробуем повторить то, что я сейчас рассказала (действия с родителями).

Если ребенок не владеет речью или не пользуется ей?

Если ребенок вообще не использует речь или какие-либо звуки для общения, то рекомендуется начать использовать в общении с ребенком жесты, а не только одну речь. Существуют жесты, понятные всем. Покажите какие-либо жесты (показ родителями). Вот этим жестам и научите ребенка: пока, привет, здорово, жди, спать, есть, и т.д.

Ребенок с РАС может применять различные методы коммуникации помимо речи: плач и крики; использование руки взрослого, чтобы взять желанный предмет; взгляд на желанный предмет; протягивание руки; указание на картинку, предмет.

Почему они всё повторяют?

Это называется эхолалией. Она является распространенной особенностью детей с РАС. Первоначально, когда ребенок начинает использовать эхолалию, он просто повторяет чужие слова, не понимая их и не имея коммуникационного намерения. Тем не менее, появление эхолалии – это очень хороший знак. Это говорит о том, что коммуникация ребенка развивается, и со временем он сможет использовать повторение слов и фраз для сообщения чего-то значимого. Например, ребенок может запомнить слова, которые говорятся ему, когда родители спрашивают, хочет ли он пить. Позднее он может использовать эти слова в другой ситуации, чтобы задать свой собственный вопрос.

Собственная речь все равно не появляется! Что делать?

Для полноценного общения ребенок должен научиться строить фразы, отвечать на вопросы и сам их задавать. Но в речи детей с РАС нет других частей речи, кроме существительных. Для того, чтобы научить ребенка строить фразу существуют фразовые конструкторы.

Демонстрация фразового конструктора. Обучение работе с ним.

Фразовый конструктор представляет из себя набор карточек больших и маленьких. Это наглядная опора для высказывания. С его помощью дошкольники учатся конструировать предложения по образцу, их словарь пополняется глаголами, прилагательными, предлогами. Конечно, сначала ребенок должен понимать, что нарисовано на карточках. Начинали мы с фотографий детей и с их действий. В настоящее время часть детей способны «прочитать» предложение, составленное с помощью пиктограмм. Давайте попробуем составить предложения (работа родителей с конструктором).

Как вы можете повлиять на коммуникацию ребенка?

Примите на себя роль не только помощника, но и учителя

Когда ребенок неспособен сообщить о своих потребностях, у Вас возникает искушение делать все за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Если Вы будете так поступать, то сократите количество возможностей, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно или попросить у Вас помощи. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребенку.

Вместо того, чтобы позволять ребёнку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми

Может возникнуть искушение поверить, что ребенок просто проявляет свою независимость, когда он не показывает никакого интереса к общению со взрослым. Тем не менее, крайне важно, чтобы ребёнок научился общаться, и поэтому нельзя предоставлять его себе самому.

Основной прием состоит в следующем - настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок, например, если он достает игрушки из коробки и складывает их обратно. Даже если ребенок реагирует на Ваши попытки злостью и агрессией, продолжайте пытаться. Злость – это тоже разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребенок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем.

Не торопитесь! Делайте паузы! Давайте ребёнку возможность вступить в коммуникацию.

Забота о ребенке с РАС – это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребенка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ему полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач – ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.

Во время игр с ребёнком принимайте на себя роль партнера, а не лидера

По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все меньше руководства. Если задавать ребенку слишком много вопросов или произносить много слов, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает.

Предоставляйте ребенку положительную обратную связь

Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребенка. Таким образом он сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.

Предоставьте ребёнку с РАС причину для коммуникации

Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребёнка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.

Поощрение просьб

Для этого можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ему трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет поощрять дошкольника обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребёнком.

Дайте ребёнку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно

Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребенка, но также они могут его заинтересовать. Как только дошкольнику дали игрушку/игру, предоставьте ему время, чтобы определить, как ею пользоваться. Когда он начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, взрослый подходит и помогает ему. Подобные игрушки включают чертика в коробке, волчки и музыкальные шкатулки.

Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»

К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребёнку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребёнком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите его реакции, прежде чем выдувать новые пузыри.

Давайте предметы постепенно

Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появится возможность выражать свои желания и потребности. Например, если дошкольник хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.

Как Вы можете помочь ребенку лучше понимать то, что ему говорят?

Говорите как можно меньше и как можно медленнее

Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребёнком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.

Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово

Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ним. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду. Если Вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что Вы обозначили. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл.

Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребёнку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.

Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ему попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет» и т.д. Когда вы говорите с ребенком о других людях, то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором Вы говорите с ребенком.

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга.

Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребёнку с РАС, включая:

Система PECS - коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)

Жестовый язык

Интерактивные коммуникационные доски

Коммуникационные карточки-подсказки

Книги разговоров

Коммуникационные устройства с синтезатором речи

ВАК используются в работе с детьми с РАС только по согласованию с родителями.

Если комбинировать ВАК, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.

В заключении хочу сказать, что все люди, имеющие диагноз аутизм, могут учиться и развиваться.

На сегодняшний день считается, что аутизм – это нарушение в развитии, им нельзя заразиться или заболеть, от него нельзя исцелиться. Но при правильной поддержке всем людям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью.

Используемые источники:

  1. Развитие коммуникации и общения у ребёнка с аутизмом. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_kommunikaczii_i_obshheniya_u_rebyonka_s_autizmom/ 
  2. «Развитие коммуникации у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)». Методические рекомендации / С.В. Сахьянова – Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2021 – 39с.