Планирование

Планирование курса "Информатика и ИКТ" в 8,9,10 классах по учебнику И.Г.Семакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_8-9_klass.doc307.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_10_klass.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание образовательной программы

8 класс

1. Человек и информация - 5 часов.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2.  Первое знакомство с компьютером - 7 часов.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации - 10 часов.

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

4.  Технология обработки графической информации - 5 часов.

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

5.  Технология мультимедиа - 5 часов.

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое повторение и контроль – 3 часа


Содержание образовательной программы

9 класс

1.  Передача информации в компьютерных сетях  11 часов.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

2.  Информационное моделирование – 5 часов.

Модели натурные и информационные.

Типы информационных моделей.

Графические информационные модели.

Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.

Информационное моделирование на компьютере.

Модели, управляемые компьютером.

3.  Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Структура реляционной базы данных.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Сортировка; ключи сортировки.

4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.

Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Деловая графика.

Математическое моделирование на ЭТ.

Имитационное моделирование на ЭТ.

5. Управление и алгоритмы - 9 часов.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

6. Программное управление работой компьютера – 11 часов.

Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Итоговое повторение и контроль - 6 часов.

 

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

контрольных работ

зачетов

тестовых заданий

лабораторных, практических работ

Информатика

и ИКТ

8

35

1

5

-

4

14

И.Г. Семакин, 2010

Информатика

и ИКТ

9

70

2

7

4

6

31

И.Г. Семакин, 2010

Календарно-тематическое планирование по предмету «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

8 класс

Авторы учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Номер урока

Тема урока

Вид занятий

Оборудование

Практика

Контроль знаний

Домашнее задание

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

Теория + практика

Учебник, компьютер, видеомагнитофон, ЦОР

Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Введение. Д/з№1

2

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Теория

Учебник, ЦОР

§1-2, Д/з№2

3

Информационные процессы

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с тренажёром клавиатуры

§3, Д/з№3

4

Работа с тренажёром клавиатуры

Практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Работа с тренажёром клавиатуры  Выполнение практического задания №1

§5

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Кроссворд по теме «Человек и информация»

Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация»

§4, Д/з№4

6

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

Теория

Учебник, ЦОР

§5, 6 Д/з№5

7

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

Практика

Компьютер, ЦОР

§9,10 Д/з№7

8

Пользовательский интерфейс

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Кроссворд по теме «Первое знакомство с компьютером»

Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером»

§12, Д/з№9

9

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2

§7,8 Д/з№6

10

Файлы и файловые структуры

Теория

Учебник, ЦОР

§11

11

Файлы и файловые структуры

Практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3

§1-12 Д/з№8

12

Итоговое тестирование  по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация», итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером»

13

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»

§13 Д/з№10

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Теория

Учебник, ЦОР

§14-15

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4

§15

16

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5.

§15

17

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6.

§15

18

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7

§16

19

Дополнительные возможности текстового процессора

Теория

Учебник, компьютер, ЦОР

Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер»

§17 Д/з№11

20

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Теория + практика

Учебник, ЦОР

Выполнение итогового  практического задания №8.

Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер»

§13-17

21

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер»

22

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики

Теория

Учебник, ЦОР

§18,21 Д/з№14

23

Графические редакторы растрового типа

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Работа с растровым графическим редактором Выполнение итогового  практического задания №11

§22

24

Кодирование изображения

Практика

Компьютер, ЦОР

Выполнение итогового  практического задания №10

§20 Д/з№13

25

Векторная графика

практика

Учебник, ЦОР

Работа с векторным графическим редактором Выполнение итогового  практического задания №12

§21

26

Технические средства компьютерной графики

Практика

Компьютер, ЦОР

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе Выполнение итогового  практического задания №9

Кроссворд по теме «графическая информация и компьютер»

§19

27

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

Теория

Компьютер, ЦОР

§26

28

Компьютерные презентации

Практика

Компьютер, ЦОР

Создание презентации с использованием текста, графики и звука Выполнение итогового  практического задания №13

§26

29

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

Теория

Учебник, ЦОР

§24-25 Д/з№15

30

Технология мультимедиа

Практика

Компьютер, ЦОР

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение итогового  практического задания №14

Кроссворд по теме «Технологии мультимедиа»

§26

31

Технология мультимедиа

Практика

компьютер, ЦОР

Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер»  и главе 5 «Технология мультимедиа»

§18-26

32

Итоговое  тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»

Практика

Компьютер, ЦОР

33

Повторение учебного материала изученного за год

Теория + практика

Учебник, ЦОР

Тренировочный тест по курсу 8 класса

§1-26

34

Итоговое тестирование по курсу 8 класса

Практика

Учебник, ЦОР

Итоговый тест по курсу 8 класса

35

Повторение учебного материала изученного за год

Теория

Учебник, ЦОР

§1-26

Календарно-тематическое планирование по предмету «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

9 класс

Авторы учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Номер урока

Тема урока

Вид занятий

Оборудование

Практика

Контроль знаний

Домашнее задание

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Теория

Учебник, ЦОР

§ § 1, 3 Д/з№1

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового  практического задания №1

§ 1

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

Теория

Учебник, ЦОР

§ 2 Д/з №2

4

Работа с электронной почтой

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с электронной почтой. Выполнение итогового  практического задания №2

§ 2

5

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

Теория

Учебник, ЦОР

§ § 4, 5 Д/з№3

6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового  практического задания №3

§ 4

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

Практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Выполнение итогового  практического задания №4

Кроссворд по теме «Компьютерные сети»

§ 5

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

Практика

Компьютер, ЦОР

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового  практического задания №5

Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»

§ 5

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового  практического задания №6

§ § 4, 5

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»

§ § 1  - 5  

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник , раздел «Графические модели»

§ § 6, 7 Д/з№4

12

Табличные модели

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»

§ 8 Д/з№5

13

Информационное моделирование на компьютере

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Кроссворд по теме «информационное моделирование»

§ 9 Д/з№6

14

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью

Теория

Учебник, ЦОР

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью Выполнение итогового  практического задания №7

Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование»

§ 9

15

Итоговое тестирование по теме  «Информационное моделирование»

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование»

§ §6 - 9  

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных»

§ 10  Д/з№7

17

Назначение СУБД.

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового  практического задания №8

§ 11  

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Теория

Учебник, ЦОР

§ 12 Д/з№8

19

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

Практика

Компьютер, ЦОР

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового  практического задания №9

§ 12

20

Условия поиска информации, простые логические выражения

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД»

§ 13 Д/з№9

21

Формирование простых запросов к готовой базе данных

Теория

Учебник, ЦОР

Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового  практического задания №10

§ 13

22

Логические операции. Сложные условия поиска

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»

§ 14 Д/з№10

23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Практика

Компьютер, ЦОР

Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового  практического задания №11

§ 14

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных»

§ 15 Д/з№11

25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового  практического задания №12

§ 15

26

Итоговая работа по базам данных

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового  практического задания №13

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

§ §10 -  15  

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

Итоговое

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

§ §10 -  15  

28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»

§ 16 Д/з№12

29

Представление чисел в памяти компьютера

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»

Тренировочный тест «Двоичная система и представление числе в памяти компьютера»

§ 17 Д/з№13

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул»

§ §18, 19 Д/з№14

31

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового  практического задания №14

§ §18, 19

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах»

§ 20  Д/з№15

33

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

Практика

Компьютер, ЦОР

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц Выполнение итогового  практического задания №15

Тренировочный тест «Формулы в электронной таблице»

§ 20  

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах»

§ §21, 22 Д/з№16

35

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Практика

Компьютер, ЦОР

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового  практического задания №16

§ §21, 22

36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

Теория

Учебник, ЦОР

Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы»

Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»

§ §23, 24 Д/з№17

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»

§ § 16 - 24  

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

Теория

Учебник, ЦОР

§ § 25, 27, 28 Д/з№19

39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы»

§ 28  

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

Теория

Учебник, ЦОР

§ 29  

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы»

§ 29  Д/з№20

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

, ЦОР

§ §26, 30 Д/з№18

43

Работа с циклами.

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с циклами. Выполнение практического задания

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»

§ 30  Д/з№21

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

Теория

Учебник, ЦОР

§ 31  

45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Практика

Компьютер, ЦОР

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями»

Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы»

§ 31  

46

Зачётное задание по алгоритмизации.

Теория

Учебник, ЦОР

Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»

§ § 25 - 31  Д/з№22

47

Тест  по теме «Управление и алгоритмы»

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных

Компьютер, ЦОР

§ §32, 33 Д/з№23

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

Теория

Учебник, ЦОР

Выполнение практического задания №19

§ §34, 35 Д/з№24

50

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20

§ 35  

51

Оператор ветвления

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Выполнение практического задания №21

§ §36, 37 Д/з№25

52

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.  

Теория

Учебник, ЦОР

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.  Выполнение практического задания №22

§ 38  Д/з№26

53

Логические операции на Паскале

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22

§ §37, 38 Д/з№26

54

Циклы на языке Паскаль

Теория

Учебник, ЦОР

Выполнение практического задания №23

§ §39, 40

55

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25

§39 Д/з№27

56

Одномерные массивы в Паскале

Теория

Учебник, ЦОР

§ §41, 42

57

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программ обработки  одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27

§ §41, 42 Д/з№28

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32

Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»

Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера»

§ 43  

59

Обработка массивов

ЦОР

Выполнение практического задания №30, 31

Часть 2, §6,1-6,2

60

Тест  по теме «Программное управление работой компьютера».

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»

§ § 32 - 43  

61

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

Теория

Учебник, ЦОР

§ §44, 45

62

История ЭВМ и ИКТ

Теория

Учебник, ЦОР

§ § 45 - 47 Д/з№29

63

История ЭВМ и ИКТ

Практика

Компьютер, ЦОР

§ § 45 - 47 Д/з№29

64

Основы социальной информатики

Теория

Учебник, ЦОР

Кроссворд по теме «Социальная информатика»

§ §48, 49

65

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество»

§ 44 - 49  

66

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

Практика

Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест по курсу 9 класса

Учебник 9 кл.

67

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса

68-70

Повторение изученного за курс 8-9 классов

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест по курсу 8-9 классов

Учебник 9 кл.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8        класс
знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

9        класс

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды:
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • программный принцип работы компьютера:
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

•        основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• представлять числа в различных системах счисления;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

•  использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

-   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-   создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-  создавать записи в базе данных;

-  создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


 Источники информации и средства обучения

I.  Учебно-методический комплект

8 класс

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
  2. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

9 класс

  1. Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 359 е.: ил
  2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
  2. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»  

10 класс, 35 часов

Автор учебника: И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

ОУУД

и способы деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Информация – 6ч.

1

Введение. Структура информатики. Вводный инструктаж по ОТ. Первичный инструктаж на рабочем месте

НМ

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации

Знать основные подходы к определению информации.

Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Уметь распознавать дискретные и непрерывные сигналы.

Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

работа с источником информации; составление на основе текста таблицы;

Учебник стр.5-7, конспект

03.09

2

Понятие информации

НМ

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Иметь представление о количестве информации.

Знать принципы алфавитного подхода к определению количества информации.

Уметь определять количество информации в рамках реализации алфавитного подхода

умение анализировать, рассуждать, строить логическую цепочку при рассуждениях;

Учебник§1, вопросы 1, 2, 3.

10.09

3

Представление информации

КУ

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора

Знать виды информационных процессов; основные классы и виды языков программирования.

Иметь представление о становлении языков программирования (исторический аспект).

Знать принципы и механизмы выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Уметь организовывать поиск и отбор информации для решения поставленной задачи

оперирование понятиями;

Учебник§2, вопросы 1, 3, 4, 5.

17.09

4

Измерение информации. Объемный подход

КУ

Определение количества информации, содержащейся в сообщении при техническом (алфавитном) подходе.

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при объемном подходе;

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Учебник§3, вопросы 2, 3, 4, 7.

24.09

5

Измерение информации. Содержательный подход

НМ

Определение количества информации, содержащейся в сообщении. Главная формула информатики

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном подходе

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Учебник§4, вопросы 3, 4, 5.

01.10

6

Практическая работа №1 «Измерение информации»

ПЗУ

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

§3, Практикум, работа 2.1.

8.10

Информационные процессы в системах – 11ч.

7

Что такое система

НМ

Понятие системы. Структура системы.  Системный эффект. О системах в науке и системном подходе

Иметь представление о структуре, системах и подсистемах, системном подходе и системах в науке

Учебник§5, вопросы 7, 9, 10.

15.10

8

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

КУ

Естественные и искусственные системы. Информационные процессы в системах. Системы управления

Иметь представление о системах, видах связи в системах, информационных процессах; системах управления

Учебник§6, вопросы 4, 5, 10.

22.10

9

Хранение информации

КУ

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов хранения информации;

Учебник§7, вопросы 6, 7, 8, 9.

05.11

10

Передача информации

КУ

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах

Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов передачи информации; определение понятия «канал связи». Уметь давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах

Учебник§8, вопросы 7, 8.

12.11

11

Контрольная работа №1 по теме « Процессы хранения и передачи информации»

ПК

Решение задач на расчет пропускной скорости канала связи и его характеристик

Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов хранения  и передачи информации;

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; умение самостоятельно выполнять упражнения;

§7-8

19.11

12

Обработка информации и алгоритмы

НМ

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации. Иметь представление об изменяемости формы представления информации.

§9

26.11

13

Автоматическая обработка информации

КУ

Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Уметь преобразовывать информацию на основе формальных правил. Иметь представление о возможностях, преимуществах и недостатках автоматизированной обработки данных

§10

03.12

14

Практическая работа №2 «Автоматическая обработка данных»

ПЗУ

Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Иметь представление об изменяемости формы представления информации. Уметь преобразовывать информацию на основе формальных правил.

§§9-10, Практикум, работа 2.2.

10.12

15

Поиск данных

КУ

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации

Уметь формировать запросы на поиск данных; осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации (базы данных, каталоги, Интернет)

§11

17.12

16

Защита информации

КУ

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Уметь обеспечивать защиту информации, используя паролирование и архивирование;

§12

24.12

17

Контрольная работа №2 по теме: «Информация и информационные процессы»

ПК

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды

Знать закономерности протекания информационных процессов в различных системах; особенности и возможности использования основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике; сущностные характеристики и особенности протекания управления, как информационного процесса. Уметь организовать личную информационную среду, обладающую наперед заданными условиями

умение самостоятельно выполнять упражнения; умение анализировать, рассуждать, строить логическую цепочку при рассуждениях;

§§9-12

Информационные модели – 6ч.

18

Компьютерное информационное моделирование

НМ

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования

Знать определение информационного моделирования; виды информационных моделей. Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования.

Уметь формулировать цель моделирования

§13

19

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы

КУ

Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема

Уметь оперировать с моделями, представленными в разных формах

§14

20

Модели и их построение

ПЗУ

Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.

Знать требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

§15

21

Практическая работа №3 «Примеры моделирования процессов»

ПК

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов

Уметь приводить примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов

§§13-15, Практикум, работа 2.4, 2.5.

22

Алгоритм как модель деятельности

КУ

Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Знать особенности структуры данных как модели предметной области, алгоритма как модели деятельности, гипертекста как модели организации поисковых систем

§16

23

Практическая работа №4 «Управление алгоритмическим исполнителем»

ПЗУ

Исследование моделей

Алгоритм как модели деятельности

§16, Практикум, работа 2.6.

Программно-технические системы реализации информационных процессов – 12ч.

24

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

КУ

Архитектура персонального компьютера. Архитектура фон Неймана

Знать архитектуру фон Неймана, принцип открытости архитектуры ПК

§17

25

Практическая работа №5 «Выбор конфигурации компьютера»

ПЗУ

Аппаратное обеспечение компьютера.

Знать основные элементы компьютера и их характеристику

§17, Практикум, работа 2.7.

26

Программное обеспечение компьютера

КУ

Программное обеспечение компьютера

Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера

§18

27

Практическая работа №6 «Настройка BIOS»

ПЗУ

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера. Знать основные элементы компьютера и их характеристику

§18, Практикум, работа 2.8.

28

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

НМ

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере

Иметь представление об универсальности цифрового представления информации. Знать определения понятий дискретного представления информации, двоичного представления информации.

§19

29

Практическая работа №7 «Представление чисел»

ПЗУ

Двоичное представление информации в компьютере

Уметь реализовывать способы двоичного представления информации

§19, Практикум, работа 2.9

30

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука

НМ

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики

Уметь использовать кодовые таблицы при обработке информации.

Уметь представлять текстовую информацию в компьютер Знать подходы к представлению графической информации; особенности растровой и векторной графики; процедуры технологии построения анимационных изображений

§20

31

Практическая работа №8 «Представление текстов»

ПЗУ

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информаций

Уметь кодировать и упаковывать тестовую, графическую и звуковую информаций

умение самостоятельно выполнять упражнения с помощью компьютера;

§20, Практикум, работа 2.10.

32

Практическая работа №9 «Представление изображения и звука»

ПК

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов

Знать способы представления звуковой информации в компьютере; знать форматы файлов; особенности методов сжатия информации. Иметь представление о методах сжатия данных

умение самостоятельно выполнять упражнения с помощью компьютера;

§20, Практикум, работа 2.11.

33

Развитие архитектуры вычислительных систем

НМ

Архитектуры современных компьютеров

Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей

Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера. Иметь представление об архитектуре современных компьютеров. Знать основные элементы компьютера и их характеристику

§21, подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»

34

Организация локальных и глобальных сетей

КУ

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.

Знать сущностные характеристики локальных сетей и глобальных сетей;, особенности их топологий. Назначение и способы адресации в Интернете; протоколы передачи данных и их назначение. Иметь представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных сетей

§22, 23, подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»

35

Защита проектов на тему «Компьютерные сети»

ПК

умение самостоятельно выполнять упражнения с помощью компьютера; самостоятельная работа с учебным материалом;

Всего:  35 ч.,  практических работ 9,  контрольных работ 2

Типы уроков:

НМ – урок ознакомления с новым материалом

ЗИ – урок закрепления изученного

ПЗУ – урок применения знаний и умений

ОС – урок обобщения и систематизации знаний

ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ – комбинированный урок