Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Подготовила учитель-логопед: Е.С.Кузьмина

«Значение театра в жизни ребенка»
     
Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт  А.С.Пушкин.
     Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
     Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребенка.
     На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
     Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
     Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
     Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. 
     Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 
 
http://pochemuchki.doukolp59.caduk.ru/images/p7_ira.jpghttp://pochemuchki.doukolp59.caduk.ru/images/p7_ira2.jpg


     Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
     Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
 
     Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
 
     Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
http://pochemuchki.doukolp59.caduk.ru/images/p7_ira1.jpghttp://pochemuchki.doukolp59.caduk.ru/images/p7_ira3.jpg



Предварительный просмотр:

"Развиваем мелкую мускулатуру рук"

Уважаемые взрослые!

Многие, наверняка, не раз слышали об особой важности развивать мелкую мускулатуру рук. Не секрет, что тренировка движений пальцев и кистей рук способствует не только развитию речи ребёнка, но и подготавливает руку к письму, развивает тактильную чувствительность, а так же оказывает благоприятное влияние на совершенствование внимания и восприятия.

Необходимость развития активных движений пальцев и кистей рук имеет научное обоснование. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой зоной. Для того, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей рук оказывают следующие виды деятельности:

  • пальчиковая гимнастика;
  • пальчиковый массаж/самомассаж;
  • ручной труд (оригами, макраме, изготовление различных видов поделок, бисероплетение, вышивка, вязание, пришивание пуговиц, выжигание)
  • изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование) ;
  • работа с ножницами;
  • манипуляции с различными предметами (пирамидки, матрёшки, мозаика, пазлы, игры-шнуровки, счётные палочки, занятия с крупами и песком, конструктор, застёгивание-расстёгивание пуговиц, липучек, крючков и т. д.)

При проведении занятий следует придерживаться нескольких условий:

  • место для проведения занятий должно иметь хорошее освещение;
  • все предметы и игрушки должны быть достаточно крупными во избежание попадания в рот, нос, уши;
  • руки ребёнка должны быть чистыми, сухими, с остриженными ногтями;
  • следите за тем, чтобы руки ребёнка не были напряжены;
  • в начале и середине занятия желательно 2-3 минуты проводить разминку пальцев;
  • поощряйте любые успехи ребёнка, стимулируя его желания достичь более высоких результатов.

Проведение занятий не рекомендуется детям, имеющим кожные заболевания, гнойные или кровоточащие раны на руках.

 «Играем пальчиками и развиваем речь»

Уважаемые родители!

Предлагаю Вашему вниманию упражнения и игры с предметами, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым. Я уверена, таких нужных дел можно найти много, вот некоторые из них.

• Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

• Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

• Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

• Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

• Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать)

• Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

• Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка) .

• Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

• Помогать перебирать крупу.

• Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

• Вытирать пыль, ничего не упуская.

• Включать и выключать свет.

• Собирать на даче или в лесу ягоды.

• Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

• Перелистывать страницы книги.

• Затачивать карандаши (точилкой).

• Штриховать простым карандашом различные фигурки.

• Нанизывать бусины на леску.

• Завязывать бантики куклам.

Напомню, что они способствуют развитию мелкой моторики рук, а следовательно, и развитию речи.

Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.

Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении с детьми!

                                                                   Информацию подготовила учитель-логопед: Е.С.Кузьмина        

Игра «Мистер Твистер» — развиваем мелкую моторику рук.

Уважаемые родители! Хотела предложить вашему вниманию игру, которую можно купить, но ее очень легко сделать самостоятельно! Ее изготовление не требует особых усилий и затрат, что в наше время немаловажно!

Это игра "Мистер Твистер"

Игра «Мистер Твистер» — развиваем мелкую моторику рук.

Она представляет собой игровое поле и кубик:

http://www.maam.ru/upload/blogs/0a94abf3441b220f0094eef4e642f99d.jpg.jpg

В данной игре могут играть от 1 до 4 человек, в игре нужно переставлять по кружкам игрового поля свои пальцы, создавая самые невообразимые ситуации. Да что говорить. Пальцы ребят превратятся в спортсменов и будут состязаться за победу!

Цель игры:

Первым поставить на финишные кружки (в центре поля или с противовоположной стороны) оговоренное до начала игры число пальцев.

Подготовка к игре:

Игровое поле кладут на середину стола, половина игроков располагается около красной, другая половина - около зеленой стороны поля. Перед началом игры нужно договориться, при каком количестве пальцев игрока, первым поставившим пальцы на финишные кружки, игра заканчивается.

Значение выпавших граней кубика:

1 - большой палец

2- указательный палец

3 - средний палец

4 - безымянный палец

5 - мизинец

6 - любой палец

Ход игры:

Игрок, который начинает игру, объявляет цвет, на который нужно будет ставить палец каждому игроку, затем бросает кубик и ставит палец на кружок объявленного цвета в первом ряду игрового поля.

Затем игроки поочередно объявляют цвет и бросают кубик, они могут занимать кружки только первых трех рядов, и так до тех пор пока не займут в них 3 кружка. Только после этого можно переставлять пальцы на любой кружок игрового поля. Главное правило игры - менять руку в игре нельзя!

Если ребенок не может поставит пальцы на кружок нужного цвета или случайно палец соскочил с кружка, то игрок пропускает ход.

В эту игру может играть и 1 игрок, тренируя свои пальцы и делая их гибкими и сильными. Для этого взрослому нужно заранее на бумаге записать варианты цветов и пальцев. Бросать кубик уже будет не нужно, и можно играть даже двумя руками навстречу друг другу по игровому полю в соответствии с этими вариантами!

Игра замечательная, но начав играть с детьми в эту игру, я, да и они сами, увидели, что их пальчики не могут шагать туда, куда посылает их кубик. Деткам оказалось очень сложно развернуть свои пальчики в нужном направлении, поставить сразу 3 пальчика сначала вообще ни у кого не получалось!

Вот такая замечательная игра, поэтому кто из вас заинтересовался ею, то советую ее сделать самостоятельно и порадовать своих деток! Кстати, правила для свой игры вы тоже можете придумать самостоятельно! Удачи вам и успехов!

                                              Информацию подготовила учитель-логопед: Е.С.Кузьмина        



Предварительный просмотр:

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное  речевое дыхание.

Техника выполнения упражнений:

•     глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот

•        плечи не поднимать

•        необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

        нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

•    упражнения проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом  помещении или на улице.

1.        «Футбол». Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

2.  «Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

3.  «Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Если не умеете снимать стресс - не надевайте его! . - Страница 224 - Форум4.  «Кораблик». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, который можно запустить в таз с водой (дома, на пляже или во дворе). Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

А как весело будет играть всей семьей – можно устроить настоящий морской бой!

5.  «Одуванчик». Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

6.  «Шторм в стакане». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными). 

7.        «Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

подуем на другое.

Нам солнце горячо,

 пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь

и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

и остановимся пока.



Предварительный просмотр:

«Речевая готовность детей к школе»

Консультация для родителей

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Подготовила: учитель – логопед

Проскурнева Е. В.

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Желаю успехов!