Конспекты уроков

конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx21.97 КБ
Файл urok_rus_yaz_3_klass.docx276.66 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 1 класс УМК «Школа России»

Тема урока:

Звуки [в], [в’], буквы В, в.

Цель урока:   Создать условия для формирования новых знаний  о звуках [в ,в,] и букве «вэ».

Задачи:

Предметные:                                                                                                                                            

- познакомить учащихся со звуками  [в], [в’];  буквами В, в.;

-Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами В, в.                                                                                                                                                                                                                                

Метапредметные:                                                                                                                                                              

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.                                                                  

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.                                                                                                                                                                                        

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                            

Личностные:                                                                                                                                        

-формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения  через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать  расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;          

 -формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества;                                                                                                    

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-сказка

Технология:  проблемно-диалогического обучения

Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедиа-проектор,  интерактивная доска, демонстрационные буквы, схемы, сигнальные карточки, лента букв, кассы букв, картинки-перевёртыши, учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное приложение к учебнику.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

 Организационный

 

2 этап

 Мотивация учебной деятельности учащихся

Общая  эмоциональная установка на урок, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Вы проверьте, всё в порядке:

Учебник, кассы и закладки?

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!

Организация внимания учащихся.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Давайте расскажем, какие мы школьники?

Психологический настрой. Самоконтроль готовности

Мы дружные, мы умные,

Внимательны,  старательны.

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится!

3 этап

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию

     

   

 

   

4 Этап локализации индивидуальных затруднений.  Постановка  учебной задачи (цели урока).  

 

5 этап

«Открытие  нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения)    

Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

6 этап

Первичное закрепление

Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, просмотр мультфильма

7 этап

Включение нового знания в систему знаний. Закрепление.

Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, слоги

           

         

   

             

             

         

 

8 этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9 этап

Подведение итогов. Рефлексия.

Мотивация учащихся к  выполнению  учебного действия

Сейчас у нас урок чтения

Чтобы книги читать,
Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука,
А увидят глазки,
Чтобы дети без труда -
Прочитали сказки.

(На экране - две волшебницы, одна в синем платье, другая в зелёном)

Знакомство с волшебницами:

- К нам в гости пришли сказочные волшебницы. Рассмотрите их красивые платья.

Проблемная ситуация,

с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания.

Игра «Гласные - согласные»

-Волшебницы  рассыпали буквы. Давайте поможем их собрать.

Работа в парах.

-Договоритесь, кто будет собирать буквы в красный конвертик, а кто в сине-зелёный.

-Какие буквы вы спрятали в красный конвертик? А какие в сине-зелёный?

-Закончим высказывания:

Гласные буквы обозначают…звуки.

Согласные буквы обозначают…звуки.

-Сказочные волшебницы спорят. Они просят разделить поровну и вернуть им все согласные из сине-зелёного конвертика.

-Что мы знаем про согласные буквы?

-Какие согласные отдадим волшебнице в синем платье, а какие волшебнице в зелёном платье?

Работа в парах

-Договоритесь, кто будет собирать твёрдые согласные звуки, а кто мягкие.

У учителя в руках буква Л.

- Какой твёрдый согласный звук, обозначает буква Л?

- Какой мягкий согласный звук, обозначает буква Л?

Подобная работа проводится с буквами и звуками [н], [н’],[т], [т’],[р], [р’],[к], [к’], [с], [с’].

-Волшебницы очень любят  звук, который встречается в начале каждого слова в предложении:

Волшебницы варили вкусное варенье.

Вопросы, создающие проблемную

ситуацию личностно значимую для ученика,  формирующую у него потребность осознания нового  понятия 

-Как вы думаете, с чем хотят познакомить вас  сказочные волшебницы?

- Что мы узнаем на уроке?

- Чему научимся?

Включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Работа с учебником.

-Волшебницы просят вас:

1.Отгадать слово в схеме

2. Разделить слово на слоги

3.Назвать первый слог

4.Назвать первый звук в слоге.

-Это звук гласный или согласный, почему?

-Произнесём эти звуки, чем они отличаются?

- А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас сказочные волшебницы?  

- Что вы можете рассказать про эти звуки?

-Согласные звуки [в][в′] обозначаются какой-то буквой? Сказочные волшебницы предлагают вами тоже стать волшебниками. На прошлом уроке мы смастерили из проволоки букву Р. Превратите букву Р в букву, обозначающую звуки [в][в′]

-Определение места новой буквы в ленте букв с характеристикой звуков.

Развитие фонематического слуха.  

Выделение звука из слова, характеристика новых звуков

 - Сейчас, вместе с нашими волшебницами, мы побываем в сказке. Послушаем, запомним слова с новыми звуками, потом назовём их, дадим характеристику.

-Какие слова с новыми звуками вы услышали?

-Какой буквой обозначают эти звуки?

Физ. минутка под песню «Где водятся волшебники» Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков

Вопросы, создающие проблемную

ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность осознания нового  понятия 

- Почему печатных букв две?

-Для чего нужна заглавная буква?

- На что похожа буква В?

Задания, в которых тренируется

использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий:

-Волшебницы спрашивают: Если вы увидите буквы В, в, то какие звуки будете произносить при чтении, от чего это зависит?

Чтение слогов с новой буквой.

-  1.Чтение с плаката хором, цепочкой

2.Добавление слогов до целого слова

3.Составление слогов для волшебницы в синем платье, в зелёном платье.

-Почему у волшебницы в синем платье больше слогов?

Чтение слов с буквой В, в. Учебник, стр.69

- Прочитаем слова по пометам.

-1 вариант читает второму первую строчку слов

-2 вариант читает первому вторую строчку слов

-Какие слова написаны с заглавной буквы, почему?

-Среди данных найдите слова со звуком [в], слова со звуком [в′].

-Подарите эти слова волшебницам.

Работа с текстом.

(учебник «Азбука» стр.69)

-Прочитав текст, мы узнаем, какой вид спорта нравится волшебницам.

Первичное чтение

Чтение текста хорошо читающим учеником (или учителем).

- Какой вид спорта нравится волшебницам?  (Картинный ряд)

Словарная работа.

-Кто такие вратари?

-Какой первый звук в слове воро́та?

-Найдите в тексте слово со звуком [в′].

Вторичное чтение

Вопросы к тексту:

 -Кто мог кричать вратарям «лови, лови»?

 -Как зовут вратарей?

 

Озаглавить текст.

-У вратарей есть имена. Пора узнать имена наших волшебниц.

- Вспомните тему урока, цели. Предположите, какие имена могут быть у волшебниц?

Старые волшебницы превращаются в молодых красавиц (картинки-перевёртыши), благодарят детей за работу на уроке.

Физ. минутка

Развитие речи

Связь теории с практикой,

использование жизненного опыта учеников.

Тема: «Если бы я был(а) волшебницей (ком)»…

 Обязательное условие: в тексте должны быть использованы слова в буквой В, в.

Домашние задания в первом классе отсутствуют. Но, можно предложить учащимся рассказать дома о том, что запомнилось, понравилось на уроке. Нарисовать новую букву.

Инициировать и

интенсифицировать рефлексию учащихся

- Наш урок  подошёл к концу.

С какой буквой вас познакомили волшебницы?

- Какие звуки обозначает буква В?

- Что узнали о звуках [в][в′]?

- Чему научил урок?

- Какие задания были для вас интересными? Какие сложными?

- Оцените свои достижения с помощью смайликов.

- Жёлтый: Всё получилось, все задания были посильны.

-Зелёный: Встретились задания, которые не удалось выполнить.

-Красный: Все задания были сложными.

Актуализация

соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов
Работа в парах.
 

Договариваются, сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы.

Распределяют буквы, обозначающие гласные звуки  в красный конверт (а, о, ы, и, у), а согласные – в синий ( л, н, т, р, к, с).

Доказывают, почему именно так выполнили задание.

Проверка выполненного задания у доски с использованием сигнальных карточек

Соотносят свои действия с алгоритмом определения гласных и согласных звуков

-гласные

-согласные

Интеллектуальное исследование.  Индивидуальные затруднения.

-Согласные буквы обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки.

Проблемный диалог (гипотеза-аргумент). Путём проб и ошибок совершают

микрооткрытие: буквы отдать волшебницам  не получится. Можно отдать только звуки!

Работа в парах.

(решение коммуникативных задач)

Дети называют твёрдый и мягкий согласный звук в парах (артикуляционная разминка). Распределяют звуки в две группы. Отдают волшебницам (крепят на доску).

Выполняют задание, актуализирующее знания.

Произносят звук.

Побуждающий к гипотезам диалог.

Учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока.

-Волшебницы познакомят нас с новыми звуками и новой буквой.

-Узнаем, какие звуки обозначает новая буква, гласные или согласные, мягкие или твёрдые.

- Научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Интеллектуальное исследование

 В процессе исследовательской деятельности отвечают на вопросы и делают выводы.

-[в][в′]

-Звук [в] – согл., твёрдый

-Звук [в,] – согл., мягкий.

Мини проект-создание буквы.

План-рассуждение.

Создание проекта.

Презентация-выставка букв.

Микрооткрытие: получилась новая буква!

Её имя буква «вэ».

Определяют место буквы «вэ» в ленте букв, характеризуют звуки.

После просмотра мультфильма называют слова с новыми звуками, выделяют их из слов, дают  характеристику, называют букву для их обозначения.

Взаимоконтроль

Дети выполняют танцевальные движения «Вверх-вниз»

Побуждение к гипотезам, диалог

Варианты ответов.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с кассами букв

Проблемный диалог

в форме коммуникации в парах.

Взаимоконтроль.

Самостоятельная работа по распознаванию в словах новых звуков. Самоконтроль и коррекция затруднений.

Работа в паре

Взаимоконтроль, коррекция.

В процессе эвристической беседы-диалога учащиеся находят верное решение.  Микрооткрытие.

Сигнальные карточки

Работа со словарём. Используют частично-поисковый метод

Чтение текста учащимися

Обратная связь. Сигнальные карточки.

Предлагают варианты названия текста.

Анализ. Сигнальные карточки.

Проблемный диалог. Микрооткрытие (предположительно: волшебница [В]и волшебница [В′], возможны имена: Валя и Вера, Варвара и Виктория и т.п.)

Интенсификация

«Вместе веселее»

Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт с включением нового знания в систему знаний

Рефлексия и самооценка

собственной учебной деятельности в устной форме и с помощью сигнальных карточек (смайликов)

Прощание с волшебницами



Предварительный просмотр:

урок по русскому языку в 3 классе на тему:

«Именительный падеж имен существительных».

Учитель: О.В. Коржова

Дата проведения: 4.02.2021

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.

Задачи урока: 

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
  • знать особенности  именительного падежа;
  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

- формировать представление об именах существительных в именительном падеже, признаках этого падежа; - развивать умение узнавать имена существительные в именительном падеже.

Метапредметные УУД:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности;

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные УУД:

-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу

Оборудование: 
Карточки - помощницы «Падежи и падежные вопросы»; карточки словарных слов: «заяц», «малина», «яблоко», «петух», «быстро»; смайлики для рефлексии красного, жёлтого, зелёного цвета, карточки для индивидуальной работы» проектор, электронное приложение, программное обеспечение ProClass.

Ход урока: 
I. Организационный момент. 
1.- Здравствуйте, ребята. 
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей. Садитесь. 
2. Запись числа в тетради. 
-Откройте тетради.

- Какое сегодня число? (Четвертое февраля)

- Обратите внимание на написание числительного. 

- Запишите число, классная работа. Следим за осанкой.


II. Минутка чистописания. ( на доске пословица « Ученье-свет, а неученье-тьма»)
Ученик читает предложение записанное на доске.

- К какому жанру литературы относится высказывание? (пословица)

- Как Вы понимаете эту пословицу? (Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным.)

- Запишите пословицу, соблюдая нормы каллиграфии.



III. Словарная работа. (работа в парах)

( На доске карточки словарных слов с пропущенными буквами: «за..ц», «м..лина», «ябл..к..», «п..тух», «быстр..»).

Ученик читает слова на доске.

- Что это за слова? ( словарные)

- Спишите словарные слова и проработайте их.

- Обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте, проверьте, сравнив слова написанные в тетради со словами на доске, и поставьте оценку на полях карандашом.

( карточки на доске учитель переворачивает при проверки для сравнения )

Подведение итога:

- Поднимите руки те, кто выполнил словарную работу на «5», на «4», на «3», « не справился с работой».

- Что нужно сделать со словами, в которых вы допустили ошибки? (проработать)

IV. Повторение пройденного материала. 
- Ребята, сегодня в ходе работы вы сами попытаетесь определить тему урока. 
Но для лучшего восприятия нового мы повторим материал прошлых уроков. 

1. Фронтальный опрос. 

1. Что такое имя существительное? 

а) Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.

б) Слова, которые отвечают на вопросы сколько? который? и обозначают количество предметов или порядок при счёте.

в) Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

2. Как изменяются имена существительные? 

а) по окончаниям;

б) по родам;

в) по числам и падежам.

3. Как по-другому называется изменение имён существительных по падежам?

а) окончание в) изменение по числам

б) склонение г) изменение по родам

4. Какая часть слова изменяется при склонении?

а) окончание в) корень

б) приставка г) суффикс

5. Сколько падежей в русском языке? 

а) 6 в) 10

б)4 г) 9

6. В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?

а) дательный падеж — кому? чему?

б) винительный падеж — кого? что?

в) предложный падеж — о ком? о чём?

г) творительный падеж — кого? чего?

7. Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? 

а) Потому что имена существительные изменяются по числам.

б) Потому что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

в) Потому что имена существительные изменяются по падежам.

г) Потому что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.


(Вывести таблицу падежных вопросов на интерактивную доску)

-Глядя на эту таблицу, у Вас не возникают вопросы? (Одинаковые вопросы у И.п. и В.п; В.п. и Р.п.)

- На эти вопросы мы узнаем ответы на следующих уроках.

1. Работа с электронным приложением.


hello_html_m39951666.png
2. - Просклоняем с Вами слово урок .

- Какое это существительное одушевлённое или неодушевлённое? (неодушевлённое)

- На какой вопрос отвечает неодушевлённое имя существительное? (что?)

-И.п. это…../ что? урок/

-Р.п. нет…../чего? урока/

- Д.п. дать…/чему? уроку/

- В.п. вижу…/что? урок/

- Т.п. творить…/чем? уроком/

- П.п. думать…./о чём? об уроке/
V. Новая тема. 
1. Сообщение об именительном падеже. ( читает ученица)
- Прослушайте стихотворение и определите тему урока.

- Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлоги с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

2. Определение темы урока. 
- Наверняка вы уже определили тему нашего сегодняшнего урока. Как она звучит? 

( Именительный падеж)

- Что Вы узнали об именительном падеже из стихотворения? ( отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлогов, существительные в И.п. в предложении являются подлежащим.)

3. Работа с учебником.

-Откройте учебник на с.42 найдите правило.

-Ученик читай вслух.

-Итак, чем является существительное в И.п.? ( подлежащим)

- Употребляется без чего? (без предлогов)


- упр. 74читает ученик. (работа у доски с каждым предложением по цепочки)

- Что Вы должны сделать письменно? ( списать, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть имена существительные в И.п.)

-Что ещё нужно сделать в упражнении? ( найти синонимы)

- Что такое синонимы? (слова близкие по значению)

- Назовите синонимы из текста. (буран, вихрь, вьюга)
- Чем является имя сущ., стоящее в предложении в И.п.? ( подлежащим)

- Существительное может быть в предложении не только подлежащим, но и сказуемым. Об этом мы узнаем в 4 классе.

4.Физкультминутка.


5. Индивидуальная работа по карточкам. (распечатать на каждого)

Фамилия _________________________

Вариант 1.

Задание. Спишите, вставляя подходящее существительное в нужной форме. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Вот еловый _____ . На земле лежит мягкий ______ из хвои. Изредка прозвенит ______.

Слова для справок: ковра, в лесу, синицы.

_____________________________________________________________________________________


Фамилия _________________________

Вариант 2.

Задание. Спишите, вставляя подходящее существительное в нужной форме. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Вот постучал по стволу пёстрый _______ . Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку ______.

Выглянул голубенький _________.

Слова для справок: подснежникадятлом, о белке.

_____________________________________________________________________________________


VI. Подведение итогов урока. 
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 
- Оцените свою работу на уроке смайликами под одним из фразеологизмов.

шевелил мозгами

слушал краем уха

хлопал ушами

Вариант 1.

Задание. Спишите, вставляя подходящее существительное в нужной форме. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Вот еловый _____ . На земле лежит мягкий ______ из хвои. Изредка прозвенит ______.

Слова для справок: ковра, в лесу, синицы.

_____________________________________________________________________________________


Фамилия _________________________

Вариант 2.

Задание. Спишите, вставляя подходящее существительное в нужной форме. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Вот постучал по стволу пёстрый _______ . Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку ______.

Выглянул голубенький _________.

Слова для справок: подснежникадятлом, о белке.

_____________________________________________________________________________________