доклады и выступления

Ирина Геннадьевна Гокова

Доклады на педсоветах и цикловых комиссиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Доклад на цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Дисциплина «Физика»

тема:      Использование кластерной системы при закреплении материала на занятиях по физике

Преподаватель: Гокова И.Г.

Новокузнецк, 2017

Цель данного доклада -  рассмотреть возможности урока физики с использованием составления кластера, как способ формирования универсальных учебных действий студентов.

      Мы, преподаватели, прежде всего сами учимся всю свою жизнь. Со временем я стала понимать А.Эйнштейна, который сравнивал себя с мальчиком, играющим камушками на берегу океана. Современную физику невозможно выучить от корки до корки. Можно заставлять студентов заучивать выводы формул, определения, законы, но если они сами не смогут управлять своим знаниями, самостоятельно пополнять их, синтезировать новые знания, то никакого прогресса мы не получим. Интересно, что в начале прошлого века об этом думал М. Булгаков:  «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.»

       Рабочая программа по физике предполагает  в процессе преподавания формировать  многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер:

- моделирование объектов и процессов,

- применение основных методов познания,

- системно-информационный анализ,

- формулирование гипотез,

- анализ и синтез,

- сравнение,

-  обобщение,

- систематизация,

- выявление причинно-следственных связей,

- поиск аналогов,

- управление объектами и процессами.  

Физика является основой  естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника,

электроника и др.). Современные студенты — люди деятельные, им не интересно в течение часа записывать лекцию,поэтому на своих занятиях я использую «закон 15 минут» - именно через такой промежуток времени их надо «переключать» на другой вид деятельности. Нужно периодически давать студентам возможность по-новому взглянуть на уже известную информацию, собственный , иногда даже бытовой опыт,  самостоятельно получить знания из других источников, поразмышлять. Это позволяет создать мобильность в быстро изменяющихся условиях жизни, способность к быстрой адаптации в новых условиях.

       Новый образовательный стандарт  преподавания физики ставит во главу угла достижение личностных результатов:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям

отечественной физической науки;

- физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

- готовность к  повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности;

- умение использовать достижения современной физической науки

и физических технологий для повышения собственного интеллектуального

развития в выбранной профессиональной деятельности;

- самостоятельно добывать новые для себя физические знания,

используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью,

- проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Остается ответить на вопрос: как это лучше сделать? Физика — это наука, которая обладает красотой и симметрией, совершенством формул и точностью формулировок, четкими и неоспоримыми законами, точными понятиями и совершенными теориями. Отсюда можно сделать вывод, что дисциплина обладает большими возможностями для интеллектуального развития студентов.

Обучение физике может быть направлено и для получения знаний,  и для развития критического мышления студентов. Исследователей Гаряева А.В и Калинина И.Ю. выделяют следующие качества критического мышления, формируемые параллельно с обучением:

  1. Научиться видеть.
  2. Научиться концентрироваться.
  3. Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.
  4. Научиться системности мышления.
  5. Научиться включать свое воображение.
  6. Научиться доверять интуиции.
  7. Научитесь думать эмпатически.
  8. Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.

В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, при закреплении нового материала можно использовать игровую форму. Например группам по 4 человека раздаю карточки с ответами, а на доске вывешиваю вопросы. Нужно прикрепить ответы к вопросу. Трудность — не все ответы верные, их больше, чем ответов. Проверка такой работы совершенствует знания, а обсуждение формирует коммуникативные навыки и умение отстаивать свое мнение.

Пример 1: Задания для систематизации знаний

Интерференция   с в е т а

1.Что называется интерференцией света?

2. Какие свойства света подтверждает явление интерференции?

3. При каких условиях можно наблюдать интерференцию световых волн?

4.Что представляет собой бипризма Френеля?

5.Какой свет называется монохроматическим?

6.Как выглядит картина интерференции монохроматического света, получаемая бипризмой Френеля?

7.Как выглядит картина интерференции белого света, получаемая бипризмой Френеля?

8.Что такое кольца Ньютона?

9.Чем объясняется появление радужной пленки на поверхности воды, покрытой тонкой пленкой бензина?

10.Чем просветленная оптика отличается от обычной?

Карточки с ответами:

1. …чередующиеся цветные полосы света

9. …световые волны должны иметь одинаковые длины волн

8…. огибание светом границы непрозрачных тел

2. …свет, состоящий из ряда цветных лучей

10 …механические свойства света.

7. .. наблюдается явление интерференции.

3….однородный свет, т.е. свет с определенной длиной волны

11… специальные кольца, позволяющие наблюдать явления интерференции

15. …две призмы с очень малым преломляющим углом, сложенные своими основаниями

4. …волновые свойства света

12 интерференционная картина при пропуска-нии света через плоско-выпуклую линзу малой кривизны, наложенную кривой поверхностью на плоскопараллельную пластинку.

16. …большой светосилой. Такие линзы изготавливают из специального голубоватого стекла и тщательно полируются

5….две призмы с большим преломляющим углом, сложенные своими основаниями

13. … если световые волны имеют одинаковую частоту и неизменную разность фаз, т.е. являются когерентными

17. … наложение когерентных волн, в результате чего возникают зоны усиления и ослабления интенсивности света

6. .линзы покрываются тонкой (0,14 мкм) плен-кой фтористого магния (или криолита) с целью устранения многократ-ных отражений, что уменьшает потери света и яркость изображения

14. …чередующиеся темные полосы и полосы данной окраски

18. … тонкий слой при освещении лучами белого света приобретает цветную окраску.

Интересно, что в карточках содержится информация, которая не упоминалась при объяснении нового материала, студентам нужно применить эти знания интуитивно. Я считаю, что в этом главная ценность материала.

К новым технологиям относятся составление кластера, ментальных карт, схем «фишбоун» и другие способы графического представления информации, когда можно «нарисовать» свои мысли, расставить все на свои места. Это -  тоже систематизация, только представленная в другом качестве. Графическое представление  информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.

Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

Когда можно применять данную модель информации? При самостоятельной работе с учебником для составления конспекта при изучении нового материала, на стадии вызова -  для систематизации имеющейся информации, выявления пробелов в определенной области знаний. На стадии осмысления - фиксирует фрагменты новой информации. На стадии рефлексии – происходит группировка понятий, установление логических связей. При проверке домашнего задания с целью дальнейшей коррекции знаний. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто размышлять по какой-либо теме.

Как составить кластер?  Посередине чистого листа (классной доски) вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы. Вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.

Например, кластер, построение которого использовалось на этапе актуализации знаний темы «Скорость»:

Быстрота перемещения               Ед. Измерения          Прибор для измерения

                                                              Скорость

                                                                                     При криволинейном движении

    При равномерном движении                                  

     (определение, формула)                                           (определение, формула)

                                                    При равноускоренном движении

                                                           (определение, формула)

                                                                  Примеры

Аналогичный кластер при изучении нового материала:

                      ( Какие  противоречия теории Э. Резерфорда устраняют?)

                                                       постулаты Н.Бора

              1 постулат                                                             2 постулат

         (формулировка )                                                       ( формулировка)

                                                                              другие теории строения атома

 Формы работы с кластерами:

- самостоятельная домашняя работа;

- самостоятельная работа при выполнении практического задания:

- работа в составе малой группы

- фронтальная работа в составе учебной группы при участии преподавателя.

В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где первый этап делается совместно с преподавателем, остальные – самостоятельно. Это позволяет учитывать степень усвоения материала.

Список литературы

  1.  Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012.
  2. Чмулева О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 155-158. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8693/
  3.  Гаряев А.В. Развитие критического мышления на учебных занятиях по физике. - Пермь: издательство, 2010.
  4.  Дэвид Клустер. "Что такое критическое мышление?"http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
  5.  Еремеева Е.М, Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку.http://festival.1september.ru/articles/580663/