Естествознание СПО

Ирина Геннадьевна Гокова

Содержит рабочую программу и вопросы к зачету по физике в рамках естествознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа для правоведов35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «КУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины "Естествознание»

 часть «Физика»

Для специальности среднего профессионального образования:

 Правоведение

Право и организация социального обеспечения

Автор: Гокова И.Г

г.Новокузнецк, 2018 г.

Одобрена цикловой комиссией                  Составлена в соответствии с

общеобразовательных дисциплин            государственными требованиями

                                                                      к минимуму содержания и уровню              

                                                                      подготовки выпускников

Председатель цикловой                                Заместитель директора по

комиссии                                                        учебной работе

_____________ Е.В.Тростинецкая           ______________  Н.Б.Макаров

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………........4

      Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание»..........5

      Место учебной дисциплины в учебном плане………………………........7

      Результаты освоения учебной дисциплины…………………………........7

      Содержание учебной дисциплины…………………………………............9

Тематическое планирование……………………………………………..........11

     Тематический план……………………………………………………..........11

     Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.......12

 Учебно-методические материалы и материально-техническое обеспечение программы  учебной дисциплины «Физика» ………..…................................15

Список литературы……………………………………………………… ...........17                    

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики в государственном профессиональном образовательном учреждении «Кузнецкий металлургический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы при  служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемым к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Естествознание», в соответствии с рекомендациями Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. «Регистрационный номер рецензии 374 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»  Программа составлена в соответствии с "примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций" Авторы: П. И. Самойленко, О. С. Габриелян, П. М. Скворцов. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 34 с. ISBN 978-5-4468-2605-6

      Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующей цели:  освоить знания фундаментальных законов физики, научиться применять знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основные задачи для достижения цели:

освоить знания о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; познакомиться с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; 

овладеть умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации; 

воспитать убежденность в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; 

- использовать приобретенные знания и умения  в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Общая характеристика учебной дисциплины

    Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое. Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха. Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний. Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.

       При освоении  специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.   Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.

        ФГОС среднего общего образования предлагает 50% учебного времени на внеаудиторную самостоятельную работу, которая позволит обучающимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя следующие формы:

- создание презентаций;

- решение практических и ситуационных задач;

- выполнение индивидуальных проектов.

Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере. В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Изучение общеобразовательной дисциплины "Физика» в курсе  "Естествознание» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПП СПО с получением среднего общего образования.

Место учебной дисциплины  «Физика» как части дисциплины «Естествознание» в учебном плане

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В  ГПОУ СПО «Кузнецкий  металлургический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего

Результаты освоения учебной дисциплины

 Содержание учебной дисциплины «Естествознание» направлено на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций(ОК)  ФГОС СПО:

ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.  Работать в коллективе и команде.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО

ОК ФГОС СПО

Личностные:

 - сформированность устойчивого интереса к истории и достижениям в области естественных наук, чувства гордости за российские естественные науки; мировоззрения, соответствующего современному развитию науки;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания, го-товность и способность  к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук 

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

 - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образова-тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики,  для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

 - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; сформированность экологического мышления, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, приобретение опыта эколого-направленной деятельности, умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

ОК 4

ОК 4,  ОК8

ОК 6

ОК 4,  ОК6

ОК 3,  ОК4

ОК 1,  ОК4

Метапредметные:

 - умение управлять своей познавательной деятельностью, прово-дить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать  в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владения навыками получения необходимой информации;умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

- умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

ОК 8

ОК 6

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК5

ОК 4,  ОК8

Предметные:

− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

 − владение знаниями о наиболее важных открытиях и дости-жениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяю-щим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-науч-ным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

 − сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

ОК 4,  ОК1

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК3

ОК 1,  ОК3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  "Естествознание» часть "Физика"

 Введение. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.

Механика

Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел.

Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Закон сохранения полной механической энергии.

Демонстрации

 Относительность механического движения.

Виды механического движения.

Инертность тел.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость.

 Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.

Практическое занятие Исследование зависимости силы трения от веса тела. 16 Основы молекулярной физики и термодинамики 

Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюде-ния  и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Мас-сы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское дви-жение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии ча-стиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.

Демонстрации 

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Основы электродинамики 

Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.

Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.

Демонстрации 

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с током.

 Действие магнитного поля на проводник с током.

 Работа электродвигателя.

 Явление электромагнитной индукции.

Практическое занятие Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Колебания и волны 

Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы.

Демонстрации 

Колебания математического и пружинного маятников.

Работа электрогенератора.

 Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Разложение белого света в спектр.

Интерференция и дифракция света.

Отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Практические занятия 

Изучение колебаний математического маятника.

Изучение интерференции и дифракции света.

Элементы квантовой физики

Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Физика атомного ядра и элементарных частиц.

Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Демонстрации Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений.

Вселенная и ее эволюция

Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Происхождение Солнечной системы.

Современная физическая картина мира.

     

Темы для  внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Искусство и процесс познания.
  2.  Физика и музыкальное искусство.
  3.  Цветомузыка.
  4.  Физика в современном цирке.
  5.  Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений искусства.
  6. Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
  7.  Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
  8.  Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
  9. Охрана окружающей среды
Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» (раздел «Физика») в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная  по специальностям СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования — 72 часа, из них обязательная аудиторная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 48 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов (Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. — 24 часа.
 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН преподавания физики
№ п\п
Наименование разделов, тем для специальностей СПО
Всего часов
Ауд.
в.т.ч.лаб. и практ.
Сам. работа
введение
1
1
-
Механика
17
13
6
4
2.1.
Кинематика
4
3
2 лаб
1
2.2.
Законы механики Ньютона
5
4
2 пр
1
2.3.
Законы сохранения в механике
2
2
2 пр
-
2.4.
Механические колебания
3
2
-
1
2.5.
Механические волны
3
2
-
1
3.
Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики
12
10
6
2
3.1.
Основы молекулярно-кинетической теории
7
6
4 лаб, пр
1
3.3.
Основы термодинамики
5
4
2 лаб
1
4.
Электродинамика
18
14
8
4
4.1.
Электрическое поле
3
2
-
1
4.2.
Законы постоянного тока
7
6
4 лаб, пр
1
4.3.
Электрический ток в различных средах
4
2
2 пр
2
4.4.
Магнитное поле
4
4
2 пр
-
5.
Электромагнитные колебания и волны
10
8
2
2
5.1.
Электромагнитные колебания
8
6
2 пр
-
5.2.
Электромагнитные волны
4
2
-
2
6.
Оптика
8
4
-
4
6.1.
Природа света
4
2
-
2
6.2.
Волновые свойства света
4
2
-
2
7.
Элементы квантовой физики
12
6
-
6
7.1.
Квантовая оптика
4
2
-
2
7.2.
Физика атома
4
2
-
2
7.3.
Физика атомного ядра
4
2
2
8.
Эволюция Вселенной
4
2
2
2
8.1.
Строение Вселенной
5
4
2 лаб
1
8.2.
Эволюция звезд
5
4
-
1
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства
Механика
Кинематика 
 Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения. Наблюдение относительности механического движения. Формулирование закона сложения скоростей. Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности. Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности
Динамика
 Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета. Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости. Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач
 Законы сохранения в механике
Объяснение реактивного движения на основе закона сохране-ния импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности
 Основы молекулярной физики и термодинамики
Молекуляр-ная физика
Формулирование основных положений молекулярно-кинетиче-ской теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснова-нием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха
Термодинамика
Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснение принципов действия тепловых машин
 Основы электродинамики
Электростатика
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических за-рядов. Вычисление напряженности и потенциала электричес-кого поля одного и нескольких точечных зарядов. Измерение разности потенциалов. Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов. Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле
Постоянный ток
Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров
Магнитное поле
Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей. Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя. Исследование явления электромагнитной индукции
Колебания и волны
Механические колебания и волны
Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах. Умение объяснять использование ультразвука в медицине
Электромагнитные колебания и волны
Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы то-ка в цепи. Объяснение превращения энергии в идеальном коле-бательном контуре. Изучение устройства и принципа действия трансформатора. Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния. Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи. Обсуждение особенностей распространения радиоволн
Световые волны
Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы
 Элементы квантовой физики
 Квантовые сво-ва света
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максималь-ной кинетической энергии электронов при фотоэффекте
Физика атома
Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров. Расчет частоты и длины волны испус-каемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Объяснение принципа действия лазера
Физика атом-ного ядра и элементарных частиц
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности
 Вселенная и ее эволюция
 Строение и развитие Вселенной
Объяснение модели расширяющейся Вселенной
Солнечная система
 Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Естествознание»
    Освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной  деятельности обучающихся. В состав кабинета входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№ 178 -02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.

      В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков  и  астрономов);

 - информационно-коммуникативные средства;

- экранно-звуковые пособия;

- комплект электроснабжения кабинета физики;

 - технические средства обучения;

- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

- вспомогательное оборудование;

 - комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности»

 - библиотечный фонд.

    В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно- популярной литературой естественнонаучного содержания. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты должны иметь доступ к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Немченко К.Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.

2. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Самойленко П.И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социальноэкономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дополнительная

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

3. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

4. Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2010.

5. Ильин В.А., Кудрявцев В.В. История и методология физики. — М., 2014.

6. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике[Текст]: Учебное пособие учебник для НПО и СПО/ В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2011. – 336 с.

7. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. [Текст]: / В.Ф. Дмитриева.  –М.: Академия, 2012. – 256 с.

8. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике[Текст]: Учебное пособие учебник СПО/ В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2010 – 258.

9. Дмитриева, В.Ф., Васильев, Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: Методические рекомендации/ В.Ф. Дмитриева., Васильев, Л.И.  –М.: Академия, 2012. – 171 с.

      Интернет-ресурсы

www.class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»). www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).

 www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

 http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей

http://en.edu.ru естественнонаучный портал

http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России

http://www.eltray.com. (Мультимедийный  курс «В мир электричества как в первый раз»