Подготовка к ЕГЭ

Авхачева Маргарита Васильевна

Предварительный просмотр:

Средства выразительности

11 класс

Фонетические средства выразительности

АЛЛИТЕРАЦИЯ— повторение в тексте одинаковых или однородных согласных, придающее ему особую звуковую выразительность: 

Свищет ветер, серебряный ветер

 В шёлковом шелесте снежного шума (С. Есенин).

АССОНАНС  — повторение одинаковых или однотипных гласных, придающее речи особую звуковую выразительность: 

Люблю берёзу русскую,

 То светлую, то грустную (А. Прокофьев).

(Повторяющийся звук [у] передаёт настроение лёгкой грусти, нежности.)

Лексические средства выразительности

Троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придаёт ей образность, выразительность.

Эпитет  — образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А. Пушкин). Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными.

Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания.

Сравнение может быть выражено:

  1. оборотами со сравнительными союзами:

Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский) — сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (В. Гаршин) — сравнительное придаточное;

2)        формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (А. Сурков).

3)        формой творительного падежа имени существительного:

 В голове его молнией промчалась мысль;

4)        с помощью слов похож, подобен, напоминает:

 Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).

Метафора — перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства. В основу переноса наименования с одного предмета на другой может быть положено сходство самых различных признаков предметов — цвета, формы, объёма, функции, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.

В основе метафоры лежит скрытое сравнение. В метафоре можно выделить три компонента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, то есть о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). Метафоры, получившие широкое распространение в языке, потускнели, стёрлись сравнения, лежащие в их основе. Между такой метафорой и обычным переносным значением слова не всегда можно провести чёткую границу. Метафора — это не слово в словаре, а сочетание слов в речи, например: открыть дверь — открыть сердце, украсить ёлку — украсить будни, скользить по льду — скользить по поверхности текста. Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные.

В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла (В. Песков);

Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет... (К. Паустовский).

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевлённых предметов.

Лениво дума засыпает над умирающим трудом (А. Фет);

За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак).

МЕТОНИМИЯ— вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых понятий или связей.

После спектакля зал аплодировал на бис почти пятнадцать минут! — слово зал употреблено в значении «зрители».

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха.

СИНЕКДОХА— перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот: 

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь). Писатель называет крестьянина «бородой» по одному яркому признаку его внешности, а читатель представляет себе человека с густой бородой.

Вспомним также знаменитые строки стихотворения М. Лермонтова «Бородино»: Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Словом «француз» автор называет французскую армию.

Синекдоха часто используется в газетных заголовках (Что волнует современного зрителя? = зрителей) и в обыденной разговорной речи (Однажды в больнице услышал: «Из седьмой палаты выписывается фурункул носа» (В. Леви) = больной с фурункулом носа).

ГИПЕРБОЛА— троп, основанный на преувеличении силы, размера, значимости чего-либо.

У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Гоголь).

ЛИТОТА  — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения: 

Стало так тихо, что слышались её лёгкие шаги, звучавшие не громче падения лепестков (Ю. Олеша).

ОКСЮМОРОН — троп, основанный на сочетании слов с противоположным значением (сочетание несочетаемого).

Таинственно шумит лесная тишина (И. Бунин). Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье, звонкая тишина и т. п.

ИРОНИЯ — употребление слова, выражения в таком контексте, который придаёт ему противоположное значение: Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огром ный выбор цветов! Чёрный, черно-серый, серо-чёрный, черновато-серый, серовато-чёрный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет пере дельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника» В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах (И. Ильф, Е. Петров).

В устной речи ирония передаётся с помощью особой интонации: По смотрите на него: каков Геракл!

ПЕРИФРАЗ, или ПЕРИФРАЗА— замена названия предмета описательным оборотом:

солнце русской поэзии (слова В. Жуковского об А. Пушкине), страна восходящего солнца (Япония); корабль пустыни (верблюд); автор «Мастера и Маргариты» (М.Булгаков)

Синонимы  являются средством выразительности речи. Они обозначают одно и то же понятие, но различаются дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской: главный, важнейший, ведущий, основополагающий, центральный; говорить, разглагольствовать, изрекать, вещать, молоть, плести.

Синонимы бывают языковые и контекстные (контекстуальные). Например, языковыми синонимами будут выделенные в предложении слова: Он старался найти ту едва ощутимую грань, черту, которая отделяет вежливость от тонкой насмешки (А. Чаковский). Эти слова синонимизируются и вне этого предложения, они отражены в словарях синонимов. Если же слова оказываются тождественными по значению лишь в каком-то контексте, то они являются контекстными синонимами, например: Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, сморщились (А. Чехов).

Антонимы — слова с противоположным значением: добро — зло, счастливый — несчастный, утверждать — отрицать.

Антонимы, как и синонимы, могут быть языковыми и контекстными (контекстуальными), которые приобретают противоположное значение только в определённом контексте, например: Да здравствует солнце, да скроется тьма!

ОМОНИМЫ — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Например: коса1 — «причёска»; коса2 — «сельскохозяйственное орудие»; коса3 — «отмель».

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. Фразеологизм по значению часто близок одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица: с глазу на глаз (наедине), дать стрекача (убежать), от корки до корки ( целиком, полностью).

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, имеющие сниженную окраску, характерные для непринуждённого общения: девчушка, тараторить, взахлёб и др.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова со стилистически сниженным, грубым и даже вульгарным оттенком, которые находятся за пределами литературной речи: рожа, дрыхнуть, пялиться и др.

АРХАИЗМЫ — устаревшие слова, заменённые в современном языке синонимами: ланиты (щёки), уста (губы, рот), лепота (красота), червонный (красный), ежели (если).

ИСТОРИЗМЫ — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений объективной действительности: боярин, стольник, алтын, нэпман, парторг.

НЕОЛОГИЗМЫ — слова, недавно появившиеся в языке: лифтинг (подтяжка), кетеринг (выездной ресторан), кастинг (отбор), клайминг (городское скалолазание) и др.

Диалектизмы –  слова, употребляемые только жителями определенной ограниченной местности: тютина ( тутовое дерево, шелковица), жердёлы ( абрикосы).

Синтаксические средства выразительности

ФИГУРЫ РЕЧИ, или стилистические фигуры, или риторические фигуры, — синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания.

ИНВЕРСИЯ  — необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.

В предложениях с инверсией подлежащее располагается после сказуемого, определение — после определяемого слова, эпитет отрывается от определяемого слова и т. п. Например, фраза из поэмы М. Лермонтова «Демон» «Арагвы светлой он счастливо достиг зелёных берегов» полностью построена на инверсии. Прямой порядок слов в приведённом предложении должен быть таким: «Он счастливо достиг зелёных берегов светлой Арагвы». Однако это уже не текст произведения Лермонтова.

ПОВТОР — стилистическая фигура, повторение одних и тех же слов или выражений с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи.

Различают следующие основные виды повторов: анафора и эпифора.

АНАФОРА— единоначатие, повторение определённого слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Одинаково могут начинаться предложения, строки в стихотворной речи, абзацы.

Эпифора – стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении слов или словосочетаний в конце предложений, стихотворных строк или стихов.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — развёрнутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях: 

Летал сокол  по небу,

Гулял молодец по свету.

Для параллелизма характерно одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних синтаксических отрезков речи:

В синем небе звёзды блещут,

 В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

АНТИТЕЗА — противопоставление образов и понятий. Чаще всего антитеза основана на употреблении антонимов:

Они сошлись. Волна и камень,

 Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой...

ГРАДАЦИЯ — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Градация, построенная на усилении признака, называется восходя-

щей:

В заботе сладостно-туманной

 Не час, не день, не год уйдёт...

На ослаблении признака построена нисходящая градация:

 Никто не даст нам избавленья,

Ни бог, ни царь и ни герой.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — стилистический приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова: У Елены беда тут стряслась. Большая (Ф. Панфёров);

Во всём мне хочется дойти

 До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

(Б. Пастернак)

Парцелляция выделяет детали общей картины; создаёт неожиданную паузу, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; усиливает эффект длительности действия или контраста.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ — фигура речи, которая основана на употреблении имени существительного (в именительном падеже), называющего тему последующей фразы: Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования (К. Паустовский).

Признак именительного темы — назывное предложение в начале синтаксического отрезка: Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова (Л. Леонов).

РИТОРИЧЕСКИИ ВОПРОС — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа: Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?(В. Астафьев) Подобные высказывания подразумевают вполне определённые, всем известные ответы, так что риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой восклицательное предложение. Например: Приглядитесь хорошенько — как хороша, как красива осина! (Н. Найдёнов); А как много на Вологодчине недостроенных и уже состарившихся изб! (В. Астафьев

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу. Например: Русь, куда же несёшься ты? дай ответ (Н. Гоголь); Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И. Никитин)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ — способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы: Что ещё прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться (В. Песков);

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ также могут рассматриваться как средство выразительности.

Однородные члены являются важнейшим средством подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений и процессов: На гранитном парапете, на скамейках, возле зелёного плюща веранды, разложил и расставил свой товар народ торгующий. Продают всякое. Мастера, художники... Народ праздный гуляет, разглядывает, дивится, покупает на память (Б. Екимов).

УМОЛЧАНИЕ — намеренная незаконченность высказывания, фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании: Палач сдёрнул с него лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и... Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса (Н. Гоголь).



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Употребление паронимов»

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.
  2. Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.
  3. Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОТГОРОДИТЬ.
  4. На сцене появился ПОПУЛЯРНЫЙ исполнитель.
  5. К сожалению, всё больше появляется ПОПУЛИСТСКИХ лозунгов, причём провозглашаются они весьма известными политиками.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.
  2. Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.
  3. Необходимая принадлежность многих игр — это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.
  4. Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.
  5. КОРЕННЫЕ жители полуострова живут обособленно многие века, и их быт практически не изменился.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ОЖИДАТЬ в апреле и в мае.
  2. Есть проверенный метод чистки меха с коротким ворсом: загрязнённый мех нужно протереть горячим картофельным пюре, а затем тщательно ОТРЯХНУТЬ.
  3. Наибольшее непонимание московских АБОНЕМЕНТОВ вызывает необходимость вносить абонентскую плату за пользование линией.
  4. Новая фирма была зарегистрированная под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.
  5. Под его ЖЁСТКИМ взглядом все становилось не по себе.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. АБОНЕМЕНТЫ на концерты, проходящие в Концертном зале имени П.И. Чайковского, можно приобрести во всех кассах Московской государственной академической филармонии.
  2. Метеорологи не имеют возможности заранее с достоверностью прогнозировать наступление погодных аномалий, но учёные не исключают, что в дальнейшем нашу планету ВЫЖИДАЮТ резкие колебания погоды.
  3. Перед тем как использовать суспензию для ингаляции, контейнер необходимо ВСТРЯХНУТЬ лёгким вращательным движением.
  4. Прошедший год был отмечен ВПЕЧАТЛЯЮЩИМИ событиями в культурной жизни страны.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. Чтобы приготовить маринад для рыбы, запечённой в углях, нужно СТРЯХНУТЬ семена из четырёх-пяти стручков кардамона, добавить щепотку шафрана и растереть их в ступке с солью.
  2. Девочка резким движением откинула чёлку со лба и неожиданно спокойно и ДОВЕРЧИВО посмотрела Алексею в глаза.
  3. ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.
  4. Аналитики утверждают, что в наступившем году на рынке ценных бумаг можно ОЖИДАТЬ значительных изменений.
  5. ВЫБИРАЯ то или иное направление, ориентируйтесь строго по компасу.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. Инновационный технологический рынок в России в ближайшие три года может ОЖИДАТЬ волна неудач, вызванных цикличным характером его развития.
  2. Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕТЕРПИМАЯ жара.
  3. В течение последних лет опытные тренеры подготовили сильных игроков, которые в ближайшее время будут готовы ПОПОЛНИТЬ сборную России.
  4. ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа делает отношения в семье более глубокими и прочными, а самих членов семьи — более счастливыми.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.
  2. Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.
  3. Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.
  4. Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.
  2. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо.
  3. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.
  4. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. ИГРОВОЕ поле для волейбола должно быть прямоугольным и симметричным и включать площадку для игры и свободную зону.
  2. 1 апреля Нижегородская филармония откроет продажу АБОНЕМЕНТОВ на новый концертный сезон.
  3. Многократные пересадки могут перенести только самые ЖИВЫЕ растения.
  4. Не следует ПРИНИЖАТЬ значение победы нашей сборной в чемпионате мира по тяжёлой атлетике.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

  1. Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.
  2. Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.
  3. Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.
  4. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.



Предварительный просмотр:

Правописание –Н- -НН-

Тренировочные задания

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Теaтр был огромный, с кaме(1)ыми  коло(2)aми: нa крыше его взвивaлись нa дыбы чугу(3)ые лошaди, и их беше(4)ый порыв мужестве(5)о сдерживaл человек с венком нa голове, должно быть сильный и хрaбрый.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

 

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Не для того наш народ создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрё(1)ыми, гибкими, бесконечно разнообразными формами; не для того нам оставле(2)о в дар это бесце(3)ое сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампова(4)ых фраз.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Фасад и боковые стены в домике Савелия были выкраше(1)ы светло-голубою масля(2)ою краской, с разноцветными звёздочками, прибитыми над каждым из трёх его окон; окна эти обрамлялись ещё ярко раскраше(3)ыми наличниками и зелёными ставнями, которые никогда не закрывались: отец протопоп любил свет, любил звезду, заглядывавшую ночью с неба в его комнату, любил лунный луч, полосой глазета ложившийся на его раздела(4)ый под паркет пол.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

 Разразилась буря: беше(1)о визжит ветер, мчатся рыжие, словно в клочья разорва(2)ые облака; захлестал, закачался отвесными столбами рья(3)ый ливень, молнии слепят огнистой зеленью, грохочет отрывистый гром. Всё вокруг занавеше(4)о пеленой дождя.

  1. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых пишется НН.

 

Человек остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожда(1)ой телеграммы, написа(2)ой белыми буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». Однако в этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставле(3)ы карто(4)ыми щитками с категоричным словом «Закрыто».

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

 На берегу было ветре(1)о. Возмущё(2)ый океан с шумом накатывал волны на безлюдный песча(3)ый берег. Юлька, не замечая надвигавшегося шторма, неподвижно сидела на макушке валуна: она была погруже(4)а в свои мысли.

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

 Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, что навяза(1)о ему средой, и начал жить только по велению сердца, в согласии со своим внутре(2)им миром. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоя(3)ых открытий, его проза наполне(4)а поэзией.

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

 В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

 Дину встретил весе(1)ий апрельский день – с остатками снега по обочинам дороги, с залепле(2)ыми дорожной слякотью машинами, с синим, в рва(3)ых облаках небом: обычный петербургский апрельский ветре(4)ый день.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Цифры укажите в порядке возрастания.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Свобода для Пушкина – полнота жизни, её насыще(1)ость, разнообразие. Болдинское творчество поэта поражает этой самой свободой, которая выраже(2)а в нескова(3)ом разнообразии замыслов, тем, образов, в стремлении постигнуть внутре(4)ий смысл происходящего.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Омары уже были прода(1)ы, и теперь старик мог спокойно стоять хоть до вечера, с величестве(2)ой повадкой поглядывать вокруг, рисуясь своей глиня(3)ой трубкой и красным беретом, спуще(4)ым на одно ухо.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

( Правописание корней и приставок)

Часть I

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

и..подлобья, ра..мечтался;

грузопод..ёмник, в..юга;

с..змала, спорт..гра;

пр..мудрый, пр..бывать (на отдыхе);

в..зомнить, н..перегонки.

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..амурский, пр..толстый;

п..едестал, с..ехидничать;

и..кажённый, бе..жалостный;

по..веска, пре..посылка;

р..списка, р..спись.

3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..образ, н..илучший;

пр..обретение, пр..светлый;

в..лелеять, обе..доленный;

суб..ективно, выл..ешь;

пр..родина, пр..американский.

4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

чре..мерный, и..подтишка;

пр..градить, пр..страстный (судья)

при..ткрытый, п..становка;

раз..ехаться, сер..ёзный;

с..чувствие, р..сположение.

5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

без..скусный, транс..ранский;

пр..ободрился, пр..вратить;

из..ян, интер...ер;

и..черпать, бе..ценный;

ант..монопольный, пр..искусный.

6. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

к..рмилец

невм..готу

перег..ревший

ср..внительный

агр..ном

7. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

наистр..жайший

ор..беть

разг..няя

тр..пинка,

проб..раться

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

в..рховье

орнам..нт

отб..рает

к..снулся

выр..стающий

Часть II

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) изг..рь, пл..вун

2) р..гламент, ав..нгард

3) пог..релец, вым..кнуть (под дождём)

4) отр..слевой, ур..вень

5) выгл..нуть, обн..жать

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) ар..стократ, косм..навт

2) оз .. ряться, просм..треть

3) выск . . чка, д..ревья

4) при .. ритет, г..ризонт

5) расст .. лается, прик..саться

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) зап..рать, р..стение

2) сп..раль, заст..лить

3) б..режок, ф..рмат

4) предв..рительный, прид..рожный

5) тв..рительный, з.. рница

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) доск..нально, нест..бильно

2) распол..житься, б..лото

3) получ..совой, л..нейка

4) прик..снуться, м..кать

5) проз..рливый, тр..вяной

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) перекл..каться, подсв..тить

2) разл..ваться, задр..жала

3) ш..девр, п..тнистый

4) бл..стательный, зап..реть

5) водор..сли, подг..реть

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) д..визия, с..лдат

2) к..сание, передв..жение

3) нат..реть, р..сток

4) об..щавший, г..лова

5) р..стение, прил..гательное

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) л..нгвистический, приор..тет

2) фин..нсист, подв..ротня

3) м..ридиан, ап..льсин

4) ош..ломлённый, подл..жить

5) прот..реть, л..сток