Подготовка к ОГЭ

Авхачева Маргарита Васильевна

Материал для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_sredstva_vyrazitelnosti.docx18.75 КБ
Файл Сочинение 15.322.03 КБ
Файл Сочинение 15.116.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические средства выразительности — тропы.

Троп (от греч. ; — поворот) — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придаёт ей образность, выразительность.

Эпитет (от греч.— приложение) — образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А. Пушкин). Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными.

Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания.

Сравнение может быть выражено:

  1. оборотами со сравнительными союзами:

Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский) — сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (В. Гаршин) — сравнительное придаточное;

2)        формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (А. Сурков).

3)        формой творительного падежа имени существительного:

 В голове его молнией промчалась мысль;

4)        с помощью слов похож, подобен, напоминает:

 Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).

Метафора (от греч.— перенос) — перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства. В основу переноса наименования с одного предмета на другой может быть положено сходство самых различных признаков предметов — цвета, формы, объёма, функции, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.

В основе метафоры лежит скрытое сравнение. В метафоре можно выделить три компонента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, то есть о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). Метафоры, получившие широкое распространение в языке, потускнели, стёрлись сравнения, лежащие в их основе. Между такой метафорой и обычным переносным значением слова не всегда можно провести чёткую границу. Метафора — это не слово в словаре, а сочетание слов в речи, например: открыть дверь — открыть сердце, украсить ёлку — украсить будни, скользить по льду — скользить по поверхности текста. Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные.

В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла (В. Песков);

Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет... (К. Паустовский).

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевлённых предметов.

Лениво дума засыпает над умирающим трудом (А. Фет);

За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак).

Фразеологизмы (от греч. — выражение) — устойчивые сочетания слов. Фразеологизм по значению часто близок одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица: с глазу на глаз (наедине), дать стрекача (убежать), от корки до корки ( целиком, полностью).

Синонимы (от греч.— одноимённый) являются средством выразительности речи. Они обозначают одно и то же понятие, но различаются дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской: главный, важнейший, ведущий, основополагающий, центральный; говорить, разглагольствовать, изрекать, вещать, молоть, плести.

Синонимы бывают языковые и контекстные (контекстуальные). Например, языковыми синонимами будут выделенные в предложении слова: Он старался найти ту едва ощутимую грань, черту, которая отделяет вежливость от тонкой насмешки (А. Чаковский). Эти слова синонимизируются и вне этого предложения, они отражены в словарях синонимов. Если же слова оказываются тождественными по значению лишь в каком-то контексте, то они являются контекстными синонимами, например: Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, сморщились (А. Чехов).

 Гипербола ( от греч. – преувеличение, излишек) -стилистический приём, заключающийся в явном и намеренном преувеличении размеров, силы, значения, красоты описываемого предмета или явления. Цель этого образного выражения — усиление выразительности и подчёркивание мысли, например: говорить это сто (тысячу) раз, еды на год хватит, ждать целую вечность, испугаться до смерти, мечтать о чём-нибудь всю жизнь и др.

Гиперболическими могут быть изображаемая ситуация, предмет или характер.

Литота  - преуменьшение (от греч.  — простота): от горшка два вершка, осиная талия, капля в море, рукой подать и др. Литота — это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют ещё обратной гиперболой.

Антонимы (от греч. — против +  — имя) — слова с противоположным значением: добро — зло, счастливый — несчастный, утверждать — отрицать.

Антонимы, как и синонимы, могут быть языковыми и контекстными (контекстуальными), которые приобретают противоположное значение только в определённом контексте, например: Да здравствует солнце, да скроется тьма!



Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ОБЪЯСНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО СЛОВА (15.3)

Формулировка задания 15.3:

Как Вы понимаете значение словосочетание РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ? 

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое родительская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально- этическую тему с опорой на текст, предложенный во второй части экзаменационной работы.

За тезис, положенный в основу сочинения, берётся собственное определение, которое ученик даёт морально-этическому понятию, указанному в формулировке задания и связанному с содержанием исходного текста.

В качестве морально-этических понятий, предложенных для анализа при написании сочинения 15.3, могут быть следующие: благодарность, взаимовыручка, внутренний мир человека, выбор, добро, доброта, дружба, жизненные ценности, красота, настоящее искусство, неуверенность в себе, нравственный выбор, любовь, материнская любовь, ответственность, природа, самовоспитание, сила духа, сострадание, справедливость, счастье, человечность и т.д.

При выполнении задания 15.3 ученику нужно дать собственное определение тому или иному морально-этическому понятию, прокомментировать его (например, показать важность этого морально-этического понятия в нашей повседневной жизни), а затем привести два аргумента в защиту своей точки зрения:

Один - из исходного текста, другой - из собственного жизненного опыта.

Сочинение 15.3 должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и строиться по следующей схеме:

1) Вступление (1-ый абзац), в котором мы объясняем, как понимаем значение того слова, которое указано в формулировке задания.

Для этого сначала даём своё определение морально-этическому понятию,

используя один из возможных способов толкования лексического значения

слова:

а)        перечисляем основные признаки, составляющие понятие (например, дружба

  • это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях);

б)        перечисляем синонимы (например, смелость - это храбрость, отвага, бесстрашие);

в)        указываем на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие (например, человечность - это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости).

Затем комментируем данное нами определение, расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это морально-этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди.

2)        Основная часть (2-ой, 3-ий абзацы), в которой следует обосновать выдвинутый во вступлении тезис (этим тезисом является данное нами толкование указанного в задании 15.3 морально-этического понятия) и привести ДВА доказательства справедливости своих суждений (каждый из них даётся в новом абзаце).

Первый аргумент мы приводим из исходного текста: кратко рассказываем о том, какие поступки совершает герой и как они связаны с анализируемым морально-этическим понятием. При этом обязательно указываем номера соответствующих предложений или применяем цитирование.

Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления и обобщая разные фактов. Ими могут быть:

•        случай из собственной жизни;

•        случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друга или подруги);

•        поучительная история из жизни выдающегося, известного, уважаемого человека (исторического деятеля, учёного, философа, писателя, поэта, художника, актёра и т.д.) или ссылка на его мнение;

•        жизненная история, освещавшаяся в средствах массовой информации;

•        читательский и зрительский опыт;

•        обращение к историческим фактам.

3)        Итоговый вывод (4 абзац), в котором ещё раз подчеркиваем непреходящее значение и важность в наши морально-этического понятия, указанного в формулировке темы сочинения.



Предварительный просмотр:

Примерная модель сочинения об орфографии

  1. я        часть. Вступление

В наше время проблема орфографической грамотности приобретает всё большую актуальность. Ведь без знания орфографических правил невозможно написать письмо или какой-либо документ, статью или просто записку близким.

  1. я        часть. Основная часть с двумя аргументами из текста

Под орфографией понимают раздел науки о языке, в котором представлена система правил написания слов, а также сами правила. Грамотность всегда была свидетельством и признаком человека культурного, образованного. А чтобы писать грамотно, человек должен знать орфографические правила и уметь ими пользоваться.

В представленном тексте ... встречается много слов с различными орфограммами. Например, в предложении ...(№) («...») употребляется слово «...» с безударной гласной в корне (или непроизносимой согласной или др.) Зная, как проверить это слово, мы никогда не сделаем в нём орфографической ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте ... таких слов встретилось несколько: ..., ..., ...

Подтверждением данного тезиса может быть и слово ... в предложении ...(№) («...»), в котором неграмотные люди часто допускают ошибку, а ведь лучше выучить правило, научиться применять его на практике, чем впоследствии краснеть из-за своего незнания.

  1. я        часть. Заключение

Таким образом, если человек действительно хочет быть грамотным, добиться успеха в жизни, он должен понимать, что без орфографии, без знания правил ему просто не обойтись.

Примерная модель сочинения об орфографии

  1. я        часть. Вступление

В наше время проблема орфографической грамотности приобретает всё большую актуальность. Ведь без знания орфографических правил невозможно написать письмо или какой-либо документ, статью или просто записку близким.

  1. я        часть. Основная часть с двумя аргументами из текста

Под орфографией понимают раздел науки о языке, в котором представлена система правил написания слов, а также сами правила. Грамотность всегда была свидетельством и признаком человека культурного, образованного. А чтобы писать грамотно, человек должен знать орфографические правила и уметь ими пользоваться.

В представленном тексте ... встречается много слов с различными орфограммами. Например, в предложении ...(№) («...») употребляется слово «...» с безударной гласной в корне (или непроизносимой согласной или др.) Зная, как проверить это слово, мы никогда не сделаем в нём орфографической ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте ... таких слов встретилось несколько: ..., ..., ...

Подтверждением данного тезиса может быть и слово ... в предложении ...(№) («...»), в котором неграмотные люди часто допускают ошибку, а ведь лучше выучить правило, научиться применять его на практике, чем впоследствии краснеть из-за своего незнания.

  1. я        часть. Заключение

Таким образом, если человек действительно хочет быть грамотным, добиться успеха в жизни, он должен понимать, что без орфографии, без знания правил ему просто не обойтись.