Воспитание финансово - экономической грамотности у дошкольников

Стародубцева Марина Евгеньевна

Экономическое воспитание длительное время не было предметом специального изучения не только дошкольной, но и школьной педагогики. Ведь дошкольники далеки от сферы настоящего производительного труда – основы экономической жизни. А отсюда и вопрос: «А не рано ли в дошкольном возрасте ставить какие-то экономические задачи?» Это неверный подход!

Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.09.2017 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы», в разделе «Образовательное направление» с целью формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, экономического образования и воспитания, указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста через внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного образования, а также систему дополнительного образования.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от детей умения правильно ориентироваться в экономической действительности: строить свою жизнь более организованно и разумно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому в своей работе я уделяю много внимания деятельности, направленной на формирование у дошкольников основ финансово -экономической грамотности

 

Интернет - ресурсы по формированию финансово - экономической грамотности у дошкольников:

  • Познавательные мультфильмы, в которых герои в простой и доступной детям форме объясняют понятия, которые пригодятся в повседневной жизни - https://www.youtube.com/watch?time_continue=516&v=...
  • "Тайна потерянной копилки" - -это веб-игра для детей от 6 лет, но будет интересна также подросткам и взрослым. Цель игры — рассказать ребёнку, как грамотно обращаться с деньгами, планировать и копить на свои цели, а также избегать рисков. Чтобы дети лучше понимали тему и были вовлечены в неё, обучение проходит в формате захватывающей игры: ребёнку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна. 
  • Портал Финансовая культура предлагает различные методические материлы для работы с детьми по формированию финансовой грамотности со старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планировании по Финансовой экономической грамотности

Среднего дошкольного возраста

Воспитатель Стародубцева М.Е. МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино»

Месяц

Содержание работы

Цели и задачи

Знакомство с экономическими понятиями

1

Сентябрь

- Дидактическое упражнение «Внимание» - угадайка.

Развивать умение составлять небольшие рассказы о семье, закрепить понятие-семья, воспитывать положительное, заботливое отношение к своей семье.

«семья»

«Профессия»

-Дидактическая игра: «Всех профессий на свете не счесть».

Дать детям первоначальные сведения о финансовой грамотности.

Познакомить с понятиями «профессия». Подвести к пониманию многообразия профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек имеет профессию, труд является источником его существования.

- Чтение художественной литературы А. Кардашовой «Простые волшебники».

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

2

Октябрь

- Дидактическая игра: Волшебный мешочек «профессии наших родителей»

Создать условия для стимулирования гордости за своих родителей, уважение к их труду. Расширить словарный запас понятием «династия» и словами, характеризующими человека по его отношению к труду.

«труд»

- Дидактическая игра: «Мамина и папина профессия»

Расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода.

Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться.

3

Ноябрь

- Дидактическая игра «Наш город любит трудиться»».

Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города.

Обогатить новыми впечатлениями о родном городе.

Создать условия для расширения знаний о трудовой жизни родного города, развивать чувство гордости за свой город.

«трудовая деятельность»

- Презентация: «Всякая вещь трудом создана»

Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.

Довести до сознания детей, что вещи создают для блага человека, продукты труда – это богатство людей, богатство страны, поэтому они должны быть качественными.

Учить видеть красоту человеческого труда, способствовать осознанию того, каким богатством человеческого труда пользуются дети.

«продукт труда»

4

Декабрь

- Дидактическая игра: «Угадай, где продаются?»

Учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются, группировать предметы по месту продажи.

«цена», «стоимость».

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин» + «Почта» + «Салон красоты»

Познакомить детей с понятиями – цена, стоимость, закрепить употребление в речи понятий дороже – дешевле.

5

Январь

- Дидактическая игра: «Дороже-дешевле».

- Дидактическая игра «Кукла Маша купила».

Учить детей понимать значение слов дороже, дешевле, развивать умение употреблять их в речи.

Закрепить умение определять товар по названным признакам, активизировать в речи детей

«дороже - дешевле»

«купля-продажи»,

6

Февраль

- Игра – Занятие: Путешествие в прошлое денег»

Рассказать о происхождении денег и слова «рубль».

Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя.

«Деньги»

«Монеты», «Купюры»

- Чтение художественной литературы К.И. Чуковского «Муха – цокотуха»

- Лепбук: «Деньги»

Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

7

Март

- Беседа: «Товар и цена»

Формировать представления детей о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.

«Товар, цена»

- Сюжетно –ролевая игра: «Магазин игрушек».

 

Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

8

Апрель

- Беседа на тему: «Семейный бюджет и из чего он складывается».

Дать первоначальное представление о семейном бюджете. Довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет.

«семейный бюджет»,

«потребности»

Игра-Занятие: «Наши потребности»

 

Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека

9

Май

- Дидактическая игра: «Я хочу!»

- Итоговое мероприятие: «Семейный совет»

Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету

«доход, расход»



Предварительный просмотр:

Перспективное планировании по Финансовой экономической грамотности

старшего дошкольного возраста

Воспитатель Стародубцева М.Е. МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино»

Месяц

Содержание работы

Цели и задачи

Знакомство с экономическими понятиями

1

Сентябрь

-Беседа с детьми о профессиях.

Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности;

- «труд»;

- «убыток»;

-Чтение художественной литературы Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали».

Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека;

Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела.

2

Октябрь

-Игра по картинкам «Назови профессию»

Формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится;

- «труд»;

- «деньги»;

-Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль»

- Дидактическо – словесная игра: «Угадай, о ком я говорю!»

Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.

3

Ноябрь

-Дидактическая игра: «Как пришли к нам игрушки»

Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав.

- «Товар»;

- «купля-продажа»;

- «торговля»;

- «прибыль».

- Беседа с детьми: «О применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях».

- Сюжетно ролевая игра «Магазин + Почта»

4

Декабрь

-Беседа с детьми «Что такое реклама»

Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи;

- «Реклама»; «привлекательность»; 

- Чтение художественной литературы:

чтение стихотворения: Э.Успенского «Реклама».

чтение стихотворения: А. Беспаловой «Реклама»

Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности;

5

Январь

-Просмотр мультфильма «Уроки совы – Что такое деньги».

Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

- «Деньги»;

- «монеты»;

- «купюры»;            

- «достоинство денег»;

-Чтение художественной литературы «Бобовое зернышко».

Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

6

Февраль

-Беседа с детьми «Что такое Бюджет; Бюджет семьи»

Формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью;

- «Бюджет»; 

- «бюджет семьи»;

- «пенсия»;

- «зарплата»;

- «стипендия».

-Дидактическая игра: «Если был я папой, мамой».

Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям и их труду;

- Игра – занятие «Бюджет семьи, доход, расход»

Углубить представления детей о доходе, его динамике, дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;

-Чтение художественной литературы В.П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;

Закрепить знаний о том, из чего складывается бюджет семьи.

7

Март

-Дидактическая игра «Домик копилка».

-Игра – занятие «Купи другу подарок»

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к сущности понятия сбережения;

- «Доход»;

- «расход»;

- «сбережение».

8

Апрель

- Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Помочь понять суть натурального обмена (бартера)

- «Обмен (бартер)».

- Игровое – занятие «В стране обмени»

Формировать знания об операции взаимообмена товарами;

Развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках;

- Беседа: «Доверяй, но проверяй».

Формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости.

9

Май

-Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки».

Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности;

- «Покупка»;

- «распродажа»;

- «дорого»;

- «дешево».

-Художественно эстетическое развитие: «Изготовление изделий гжельских мастеров».

Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное);

- Сюжетно –ролевая игра «Магазин» + «Фабрика по изготовления игрушек».

Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу;

Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют.




Предварительный просмотр:

Перспективное планировании по Финансовой экономической грамотности

Подготовительная группа

Воспитатель Стародубцева М.Е. МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино»

Месяц

Содержание работы

Цели и задачи

Знакомство с экономическими понятиями

1

Сентябрь

- Игра – занятие по окружающему миру: «Полезные ископаемые нашей страны».

Познакомить детей с понятием полезные ископаемые: какие бывают и для чего они нужны?

- «экономия»;

- «бюджет семьи».

- Выставка: «Мы – за экономическое использование природных ресурсов!»

Закрепить знание детей о природных ресурсах, как о богатстве нашей планеты; о разумном природопользовании. Напомнить о том, что, экономя природные ресурсы, можно сэкономить бюджет семьи.

 - Экскурсия в библиотеку

Продолжать знакомить детей с библиотекой как социально значимым объектом культуры; на примере библиотеке можно показать, как можно сэкономить на покупке книг, журналов, учебников, прививать бережное отношение к книгам.

2

Октябрь

- Дидактическая игра «Какие бывают деньги!»

Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

- «убытки»;

- «выгода»;

- «доход»;

- Ручной труд «Изготовление монеток из бумаги для детских игр»

- Сюжетно ролевая игра «Ателье + Парикмахерская», «Автобус + Автосервис»

 

3

Ноябрь

- Дидактическая игра: «Угадай, какая это профессия»

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей

- «реклама»;

- «рекламное агентство»;

- «выгода».

- Художественно – эстетическое развитие: «Создаем рекламу сами!».

Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;

Чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить);

- Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу».

Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости.

4

Декабрь

- Виртуальная экскурсия в банк.

- Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Дать понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги не только хранятся, но и «растут»;

Формировать знание детей для чего нужен банк.

- «банк»;

- «сбережение»;

- «страхование»;

5

Январь

- Презентация: «Современные деньги разных стран»

Формировать у детей представления, как выглядят современные деньги, они бывают разного достоинства, ценности. В каждой стране свои деньги, которые

называются по - разному (рубли, доллары, евро, юани и т.д.).

- «деньги»;

- «монеты»;

- «банкноты».

- Беседа с детьми «Что такое пластиковая карта и зачем она нужна?»

Дать детям представления о истории возникновения пластиковой карты и о ее значении.

- Создать альбом нумизмата «Деньги разных стран мира».

Закрепить понятие о деньгах разного достоинства.

6

Февраль

- Игра -занятие: «Путешествие товаров в разные страны».

Дать детям первичные представления о взаимообмене товарами между странами

- «купля – продажа»;

- «экспорте»;

- «импорте»;

7

Март

Беседа на тему: «Что такое аукцион?»

Познакомить детей с профессией аукционист.

Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; пробуждать интерес к игре.

- «аукцион»

Сюжетно ролевая игра «Аукцион»

8

Апрель

- Развивающая игра «Что в квадрате?

Закрепить у детей представления детей о благотворительности. Воспитывать сочувствие, доброжелательность, сострадание, желание прийти нуждающимся людям на помощь.

- «благотворите-

льность»;

-«благотворительный фонд»;

- «волонтер»

- Дидактическая игра: «Солнечные лучики добра – это кто?

Закрепить представление детей о том, кто дарит нуждающимся людям добро, благо. Воспитывать желание делать благие дела самостоятельно.

- Сюжетно-ролевая игра «Волонтеры».





Формировать представления о разнообразных способах оказания благотворительной помощи всем категориям нуждающихся в ней. Развивать находчивость, фантазию, воображение, навыки коммуникации, драматизации, умение придумывать благотворительный сюжет. Воспитывать сострадание, заботу, милосердие, стремление оказывать благотворительную помощь.

9

Май

- Дидактическая игра с мячом «Что узнали мы о финансах»

Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

- Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.