Конструктивная деятельность и развивающее обучение

Кириллова Галина Кузьминична

Статья о развивающем обучение в конструктивной деятельности. Эта проблема была всегда актуальна, но сейчас ее значимость возросла, в связи со стандартизацией и модернизацией образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kirillovoy_g.k.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающее обучение в конструктивной  деятельности»

Проблема, над которой мы работаем, в течение ряда лет - это проблема развивающего обучения в конструировании. Термин «развивающее обучение» возник сравнительно недавно, и с тех пор ведутся споры о том, какое же обучение лучше: традиционное, проверенное годами практики или принципиально новое. Разобраться в этом вопросе нелегко, поэтому хотелось бы раскрыть вопрос развивающего о6учения в ДОУ, показать его преимущества на раннем этапе обучения.

Главная цель развивающего обучения - развитие активной, самостоятельной, творческой личности ребенка, который легко ориентируется в различных переменах нашей жизни, умеющий находить выход из любых трудных ситуаций.

Учебный процесс в условиях развивающего обучения коренным образом отличается от традиционного. Целью «традиционного» обучения является формирование у детей системы знаний умений и навыков. Постановка цели определяет стратегию ее достижения. Формирование системы знаний требует логичного, последовательного их изложения, затем идет осмысление полученной информации, ее закрепление и применение в различных условиях.

Главная мысль, которую выделяют исследователи развивающего обучения такова: для развития человека необходимы его собственные действия с предметным миром. В процессе развивающего обучения ребенок включается в самостоятельную поисковую деятельность. Для этого он должен владеть необходимыми знаниями. Это могут быть знания, полученные на предыдущих занятиях, а так же почерпнутые из жизненного опыта. Деятельность детей в этом случае носит продуктивный характер. Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной, тем, что ребенок самостоятельно ищет решение. Для этого ему надо применить знания в новой ситуации, самому разработать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы. Понятно, что такое изменение в характере деятельности может вызывать у него состояние растерянности.

Выход видится в поэтапном включении детей в процесс решения проблем. l-й уровень - педагог ставит проблему и намечает метод ее решения; 2-й уровень - только ставится проблема, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно; З-й уровень - постановка проблемы, поиск метода и решение осуществляется самостоятельно;

Чтобы ребенок включился в самостоятельную поисковую деятельность нужно поставить проблему - так, чтобы она была понятна ребенку. Разъяснить и помочь ее увидеть; чтобы она возбуждала интерес и желание в ней разобраться. Проблема должна быть такой, чтобы ее решение опиралось на известные ребенком знания, способы мышления и методы решения.

Уровень мотивации при развивающем обучении должен быть, выше, чем при традиционном. Поэтому при условиях развивающего обучения говорят не просто о мотивации, а о необходимости создания «проблемной ситуации».

Прежде чем включить детей в самостоятельную поисковую деятельность нужно закрепить базовые знания. Порой бывает так, что ребенок созданную ситуацию «не принял». Как же это состояние вызвать? Психологи утверждают, что интерес новизны возникает там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом. Не вызывает интереса, как хорошо знакомое, так и совершенно неизвестное.

Понять природу запуска мышления поможет модель «зона ближнего развития», предложенная Л.С. Выготским. Ученый вводит два уровня развития ребенка: актуальный и возможный. Возможный уровень определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослого или в сотрудничестве с более развитыми товарищами. Актуальный уровень - его ребенок достигает в ходе своего развития. Расстояние между уровнем актуального и возможного развития и является «зоной ближайшего развития».

Над развивающими возможностями детского конструирования работали Н.Н. Подъяков, 3.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, О.А. Сафонова. Их исследования показывают, что развивающие обучение дошкольников конструктивной деятельности основывается на принципах: а) целостности, б) комплексности, в) гуманистической направленности, г) индивидуально-ориентированного характера обучения.

В конструктивной деятельности различают 2 этапа: 1) Процесс возникновения замысла, где ребенок создает образ будущей конструкции, планирует, отбирает материал, находит способы изготовления. 2) Процесс исполнения, где ребенок практически осуществляет задуманное.

Умение детей формируется в процессе целенаправленного обучения с использованием разных форм организации конструктивной деятельности.

Основополагающим фундаментальным исследованием по конструированию являются работы доктора педагогических наук О.А. Сафоновой, которая провела сравнительный анализ традиционной и развивающей системы обучения конструированию. Основные положения ее исследований нашли отражение в нашей экспериментальной работе. Сравнительный анализ репродуктивной системы обучения конструированию с развивающий системой обучения представлен в таблице.  

           

Репродуктивные системы обучения

Развивающие системы обучения

Цели обучения конструированию

Обучение детей конструированию отдельных поделок, конструкций

Формирование у детей элементарных конструктивных умений в работе с разными материалами

Развитие у детей восприятия (различать форму, величину, цвет), памяти, внимания.























Репродуктивные системы обучения

Развитие самостоятельного творческого конструирования. Признаки: умение ребенком ставить цель деятельности, умение находить способы реализации цели, умение планировать деятельность по реализации цели: отбирать материал, определять партнера; умение контролировать и оценивать свою деятельность; новизна тематики конструирования и способы ее воплощения.

Развитие базисных характеристик личности ребенка: компетентность:

Интеллектуальная компетентность (умение анализировать образец, условия конструирования, умение использовать знакомые способы конструирования для изготовления новых конструкций).

Языковая компетентность: умение ребенка связано рассказывать о своей деятельности и ее результатах.

Социальная компетентность: в умение организовать совместную деятельность с другими детьми; в умении конструировать рядом, не мешая другому ребенку, помогая ему в случае необходимости; в умении просить помощь другого ребенка.


Развивающие системы обучения

Самостоятельность.

Произвольность (проявляется в умение ребенка организовать свою деятельность в соответствии с целью поставленной взрослым или самим ребенком).

Творческость (проявляется в стремлении ребенка конструировать новое).

Самооценка (проявляется в умение дать объективную оценку своей деятельности).

Интеллектуальная активность и инициативность.

Содержание обучение детей

Представления о предметах окружающей действительности – возможных объектах конструирования.

Конструктивные умения - практические.



Обобщенные представления о предметах окружающего мира.

Обобщенные способы конструирования.

Средства построения деятельности (детей учат анализировать, сравнивать,

обобщать, находить знакомое в новой конструкции, планировать, оценивать деятельность).

Этапы и методы обучения детей конструированию

Конструирование по образцу (рассматривания образца, показ приемов его конструирования, вопросы констатирующего характера, пояснения, указания, игровые приемы).

Репродуктивные системы обучения

Конструирование по образцу (анализ; сравнительный анализ образцов конструкции, вопросы констатирующего и поискового характера, показ способа конструирования; игровые приемы).

Развивающие системы обучения

Конструирование по теме (воспроизведение знакомых конструкций, объединенной общей темой; этап закрепления знаний и умений; постановка цели, уточняющие вопросы в случае затруднения, показ отдельных приемов конструирования).

Конструирование по замыслу (установка, которую дает воспитатель детям на память и воспроизведение).

Конструирование по условиям (у детей формируют умение использовать знакомый способ конструирования для изготовления незнакомых предметов. Основной прием – анализ условий задачи).

Конструирование по теме и замыслу (установка, которую дает воспитатель направлена на развитие творческой деятельности).

Позиция ребенка в деятельности

Ребенок «объект» педагогического воздействия (у него нет права выбора, нет позитивной свободы деятельности).

Ребенок «субъект» собственной деятельности, у него есть право выбора содержание способов и материалов для деятельности.

Результаты обучения конструированию

Умеют конструировать определенные конструкции:

В лучшем случае без ошибок и самостоятельно (по памяти);

В худшем случае только с помощью воспитателя.

Ребенок овладевает самостоятельным творческим конструированием (может конструировать то, что хочет).

У ребенка развиты базисные характеристики личности.

Вывод: Сравнение традиционного и развивающего обучения в конструкторской деятельности явно показывает преимущество развивающего обучения в процессе конструктивной деятельности для развития ребенка. Совершенно очевидно, что в условиях традиционного обучения невозможно формирования у детей самостоятельной творческой конструкторской деятельности.