Информация для коллег

Груздева Светлана Николаевна

Здесь вы можете найти много поелезных конспектов для проведения различных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей

Двигательная деятельность на прогулке в летний период.

  1. младшая группа - 3 НОД по 10 мин, утренняя гимнастика - 4-5 мин. Непрерывный бег в течение 30-40 сек; дети могут пробегать до 80 м.
  2. младшая группа - 3 НОД по 15 мин, утренняя гимнастика - 6 мин. Непрерывный бег в течение 60 сек; дети могут пробегать до 160 м.

Средняя группа - 3 НОД по 20 мин, утренняя гимнастика - 6-8 мин. Непрерывный бег в течение 1,5 мин; дети могут пробегать до 240 м. Бег со средней скоростью 40-60м.

Если нет физкультурного занятия 20-25 мин. отводится физическим движениям и 8-10 мин, если есть физкультурное занятие. Вечером - 8-12 мин. Подвижные игры и упражнения не должны дублировать движения (например, упражнение с мячом, игра с бегом; катание на велосипеде). Для подвижной игры могут быть организованы группы от 5-6 детей до 10-12.

Физические упражнения и подвижные игры на прогулке - форма ежедневной работы ДОУ (особенно в старшем возрасте).

Старшая группа - 3 НОД по 25 мин, утренняя гимнастика 8-10 мин. Непрерывный медленный бег в течение 2 мин 15 сек по пересеченной местности; дети могут пробегать до 280-320 м. Бег со средней скоростью 80- 100 м. 1-2 раза. Если нет физкультурного занятия 25 - 30 мин. отводится физическим движениям и 10-12 мин, если есть физкультурное занятие. Вечером - 10-15 мин. Сочетание фронтальной и групповой организации. Упражнения и игры, выполняемые небольшими подгруппами, могут совпадать по времени (1- перебрасывают мяч; 2- прыгают в «классы») и не совпадать (сначала одна группа отбивает мяч, затем - другая). В подвижные игры и игры - эстафеты желательно объединять всех детей. Коллективные подвижные игры, игры - забавы и аттракционы желательно проводить во 2 половине дня.

Подготовительная группа - 3 НОД по 30 мин, утренняя гимнастика - 10-12 мин. Непрерывный медленный бег в течение 2 -3 мин по пересеченной местности; дети могут пробегать до 400 м. к концу года. Бег со средней скоростью 100-120 м. 2-4 раза или 300 м 1-2 раза. Если нет физкультурного занятия 30 - 40 мин. отводится физическим движениям и 12-15 мин, если есть физкультурное занятие. Вечером - 10-15 мин. Увеличивается значение соревнований: игры - эстафеты или игры, где общий результат зависит от взаимодействия всех участников (например, игра «Чье звено быстрее соберется»), а также игр и упражнений на развитие физических качеств, закрепление навыков в ОВД. Дети должны самостоятельно научиться организовывать и проводить подвижные игры.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Планирование физических
упражнений после сна с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: Груздева С.Н. - инструктор по физо

Цель: - Пробуждение организма после дневного сна.

-Укрепление мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног.

-Укрепление дыхательной системы.

-Профилактика плоскостопия.

Содержание.

Упражнения подобраны и объединены в 2 части: 1 - упражнения в кровати; 2 - упражнения в групповой комнате.

Подбор упражнений для первой части: начинать следует с упражнений для рук (потягивание), затем включаются упражнения для туловища, укрепления мышц спины и пресса и упражнения для ног; заканчиваются упражнения самомассажем рук и ног в положении сидя на кровати.

Варианты упражнений.

  1. «Потянись»: а) на вдохе поднимать руки вверх, потянуться, на выдохе опускать;

б)        на вдохе поднять руки вверх, втянуть живот, на выдохе руки опустить, расслабить мышцы живота;

в)        пальцы рук сцеплены в «замок», на вдохе поднять руки, выдох со словом

«ух»;

г)        поднимать руки на медленном вдохе (1-4). потянуться, опускать на медленном выдохе (5-8).

  1. Упражнения для туловища (И.п. лежа на спине): а) перекаты с боку на бок;

б)        «Ванька - встань-ка» - на слова «Ванька - встань-ка, а, ну-ка, встань-ка» перекаты с боку на бок, по окончанию слов сесть на ягодицы;

в)        «Поймай носочки» - переходить в положение сидя на ягодицах, наклон вперед к носкам ног;

г)        лечь на правый бок, поворот на спину, лечь на левый бок;

д)        упражнения на дыхание: «шарик в животе» - ладони лежат на уровне пупка, напрягать мышцы живота (надуть живот) на вдохе, на выдохе расслаблять мышцы живота; «обними плечи» - развести руки в стороны (вдох), выдох со звуком «с-с-с» обхватить плечи руками, повороты плеч вправо - влево.

  1. Упражнения из Ид. лежа на животе для укрепления мышц спины: а) «Самолет» («Птицы») - на вдохе приподнимать голову, плечи, руки (отведены назад - в стороны) со звуком «у-у-у»;

б)        «Уточка» - на вдохе приподнимать голову, плечи, руки согнуты в локтях на уровне плеч (ладони направлены вперед);

в)        «Лодочка» - на вдохе приподнимать голову, плечи, прямые руки вытянуты вперед;

г)        «Показались - спрятались» («Кто выше поднимет нос») - сделать упор ладонями, руки выпрямить, голову приподнять, прогнуться.

  1. Упражнения для ног, пресса из И.п. лежа на спине: а) «Поймай носочки» - поднять ноги и согнуть в коленях, обхватить руками пальцы ног;

б)        «Горка» - согнуть ноги в коленях упор ступнями, вытянуть ноги;

в)        «Вправо - влево» - упор ступнями, ноги согнуты в коленях, покачивать ногами вправо - влево;

г)        «Ножницы» - поднять ноги, развести в стороны, соединить (или крестно - в стороны), опустить;

д)        «Вытяни ноги» - согнуть ноги и подтянуть к груди, вытянуть вверх, опустить прямые ноги;

е)        «Потяни носочки» - приподнимать прямые ноги под углом 45, тянуть носки ног;

ж)        «Велосипед» («Жук упал» - со звуком «ж-ж-ж» проводить упражнение) - подтянуть согнутые в коленях ноги к груди, двигать как при езде на велосипеде;

з)        «Ежик» («Клубок») - согнуть ноги в коленях, обхватить руками колени, голову направить у коленям.

  1. Сидя на кровати проводить самомассаж рук, ног: растирать ладони, растирать пальцы ног, щиколотки, поглаживать пятку (нога «висит» на руке), поглаживать голень снизу вверх, пощипывать, похлопывать, круговыми движениями гладить колено - сначала с одной ногой, затем с другой.
  2. Дыхательное упражнение по Стрельниковой (со 2 половины года средней группы) - «Ладошки» 4 по 4 раза ( старшие группы - можно чередовать с «Погончиками»).

Вторая часть начинается с выхода в группу и включает ходьбу (обычная, со сменой направления, с носка на всю ступню, приставным шагом - смотреть программу), подпрыгивания, медленный бег, закончить следует ходьбой с выполнением дыхательного упражнения («Ха», «Радуга, обними меня», «Дровосек»), Выполняются упражнения для рук, туловища, ног (могут быть использованы упражнения утренней гимнастики). После выполнения каждого упражнения детям дается ходьба на месте или по кругу. Можно обыгрывать стихотворные тексты. После всех упражнений хорошо включить упражнение на дыхание «Подыши одной ноздрей» - указательным пальцем закрывается одна ноздря, вдох и выдох производиться только одной ноздрей 6 раз, затем закрывается другая ноздря. Закончить упражнения следует ходьбой по дорожкам с разным покрытием.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры по темам

2 младшая группа

«Здравствуй, детский сад»

Бег: «Бегите ко мне», «Не забегай в круг», «Солнышко и дождик» (стр. 12-13 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки: «По ровненькой дорожке», «Подпрыгни повыше»

Бросание: «Поймай мяч»

Русская народная игра: «Берегись» (стр.8 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Кто позвал?», «Угадай, чей голосок»

«Игрушки»

Бег: «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Догони обруч», «Принеси игрушку»

Прыжки: «Мой веселый, звонкий мяч», «Позвони в колокольчик»

Бросание: «Подбрось и поймай», «Сбей кеглю»

Ползание: «Доползи до погремушки»

Русская народная игра: «Лошадки» - с вожжами (стр.13 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Юла» (с обручем)

«Осень»

Бег: «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Найди свой цвет», «Огуречик, огуречик…», «Найди такой же лист» (стр.13-14,93 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки: «С кочки на кочку»

Русская народная игра: «У медведя во бору»

Малой подвижности: «Найди, что спрятано», «Найди, где спрятано»

   

«Транспорт»

Бег: «Трамвай», «Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Такси» (стр. 22 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Русская народная игра: «Лошадки»

Малой подвижности: «Найди свое место»

«Я и моя семья»

Бег: «Птички и птенчики», «Бегите ко мне», «Курочка – хохлатка» (стр.13 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игра и развлечения детей на воздухе»)

Подлезание: «Наседка и цыплята»

Русская народная игра: «Лохматый пес»

Малой подвижности: «Найди, что спрятано»

«Предметы рукотворного мира»

Бег: «Пробеги с вертушкой», «Береги предмет» (по кругу), «Принеси предмет»

Бросание: «Кто бросит дальше мешочек», «Сбей кеглю», «Подбрось и поймай»

Ползание: «Доползи до погремушки»

Русская народная игра: «Пирожок» (стр.26 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди, где спрятано»

«Домашние животные»

Бег: «Лошадки», «Мыши и кот» («Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька – кот, и разгонит мышек вон»)

Прыжки: «Воробушки и кот»

Подлезание: «Кролики», «Мыши в кладовой»

Русская народная игра: «Лохматый пес», «Стадо» (стр.14 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Угадай, кто и где кричит»

«Новогодний праздник»

Бег: «Береги предмет» (вокруг елки), «Берегись, заморожу» (стр.132 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки: «Подпрыгни повыше», «Зайка беленький сидит»

Русская народная игра: «Почта» (стр.24 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Малой подвижности: «Найди свое место», «Найди, что спрятано», «Найди Снегурочку»

«Зима»

Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе» стр.131-136

Бег: «Зима пришла!», «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер», «Снежиночки – пушиночки»

Прыжки: «Зайка беленький сидит»

Броски: «Кто дальше бросит»

Русская народная игра: «Лохматый пес»

Малой подвижности: «Найди Снегурочку»

Игры с санками: «Санный поезд», «Попрыгунчики около санок»

Белорусская игра: «Мороз» (стр.126 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

«Дикие животные»

Бег: «Воробушки и лиса» («Вы воробушки летите, себе зернышки ищите. Тише, воробей, лиса крадется из ветвей – на дерево скорей»), «Зайцы и лиса» («По лесной лужайке разбежались зайки …»), «Огуречик, огуречик …»

Прыжки: «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике» (спрыгивание)

Лазание: «Обезьянки»

Русская народная игра: «У медведя во бору»

Малой подвижности: «Заинька» (игра с пением, слова и музыка народные, стр.45 Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду»)

«Мой родной город»

Бег: «Трамвай», «Поезд», «Бегите ко мне», «Найди свой дом» (по типу игры «Найди свой цвет»), «Такси»

Прыжки: «По ровненькой дорожке»

Русская народная игра: «Лохматый пес», «Дорожки» (стр.5 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди свое место»

«День защитника Отечества»

Бег: «Бегите к флажку», «Автомобили», «Найди свой цвет»

Прыжки: «С кочки на кочку», «Достань колокольчик»

Бросание: «Кто бросит дальше», «Попади в круг», «Сбей кеглю»

Русская народная игра: «Лошадки», «Сторож» - ведущий: педагог (стр.13,48 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди свое место», «Найди, где спрятано»

«Мамин праздник»

Бег: «Бегите ко мне», «Перебежки» («Догоню»), «Курочка – хохлатка», «Птички и птенчики»

Подлезание: «Наседка и цыплята»

Русская народная игра: «Игровая», «Почта» (стр.23-24 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Малой подвижности: «Найди, что спрятано»

«Труд работников детского сада»

Бег: «Собери по цвету», «Найди свой цвет», «Береги предмет»

Подлезание: «Мыши в кладовой»

Бросание: «Попади в круг», «Подбрось – поймай»

Русская народная игра: «Пирожок» (стр.26 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Найди, что спрятано»

«Весна»

Бег: «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Бегите ко мне»

Прыжки: «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», «Через ручеек»

Русская народная игра: «Лохматый пес», «Воробушки и кот» (стр.53 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Летит – не летит» (стр.61 Литвинова М.Ф), «Зевака» (перебрасывание мяча педагога с ребенком, называя его имя)

«Мое здоровье»

Бег: «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Береги предмет»

Бросание: «Кто бросит дальше», «Попади в круг»

Русская народная игра: «Берегись, догоню», «Стоп!» (стр.8,16 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди свое место»

«Уголок природы в детском саду»

Бег: «Береги цветок» (по кругу), «Найди свой цвет», «Бегите к цветку»

Бросание: «Попади в круг» («Посади цветок»)

Русская народная игра: «Стоп!» («Кто первый дойдет до цветка») - стр.16 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»

Малой подвижности: «Найди, где спрятано»

«Мир материалов»

Бег: «Догони обруч», «Догони мяч», «Принеси предмет» (стр.10-11 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»), «Найди свой цвет»

Прыжки: «Мой веселый, звонкий мяч»

Бросание: «Подбрось повыше», «Поймай мяч»

Русская народная игра: «Горелки с платочком» (в упрощенном варианте – добежать до педагога и взять платок) – стр.18 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»

Малой подвижности: «Волчок» (стр.69 Литвинова М.Ф.), «Найди, что спрятано»

«Лето»

Бег: «Солнышко и дождик», «Найди свой цвет», «Огуречик, огуречик…»

Прыжки: «Поймай комара», «Поймай бабочку» (стр.15 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»), «Переселение лягушек» (стр.55 Литвинова М.Ф.)

Русская народная игра: «У медведя во бору», «Лохматый пес»

Малой подвижности: «Угадай, кто и где кричит»

Средняя группа

«День знаний»

Бег: «Найди себе пару», «Позвони в погремушку» («Позвони в колокольчик»), «Ловишки», «Принеси предмет»

Прыжки: «Из кружка в кружок» (стр.15 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Бросание: «Сбей булаву»

Русская народная игра: «Дорожки», «Челночок» (стр.5-6 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи»

Таджикская народная игра: «Дай ответ» (стр.203 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

«Я и моя семья»

Бег: «Найди себе пару», «Курочка – хохлатка» (стр.13 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки: «Серый зайка умывается»

Ползание: «Котята и щенята», «Пастух и стадо»

Русская народная игра: «Лохматый пес»

Малой подвижности: «Кто ушел?»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Здравствуй, догони!», «Важенка и оленята» (стр.102, 105 Кенеман А.В. «Детские подв.игры народов СССР»)

«Осень»

Бег: «Найди свой цвет», «К дереву беги», «Собери листочки», «Перенеси предметы (овощи)»

Прыжки: «Зайцы и волк»

Спрыгивание, бег: «Куры в огороде» (стр.17 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Бросание: «Поймай мяч (яблоко)», «Брось дальше» («Ветер дует, яблоки  с веток падают»)

Лазание: «Перелет птиц»

Русская народная игра: «У медведя во бору»

Малой подвижности: «Найди, где спрятано», «Кто ушел?»

Латвийские народные игры: «Птица без гнезда»

«Ребенок в мире предметов»

Бег: «Цветные автомобили», «Позвони в погремушку», «Найди пару», «Береги предмет» (бег по кругу)

Бросание: «Мяч через сетку», «Брось дальше», «Подбрось – поймай»

Русская народная игра: «Горелки с платочком», «Челночок» (стр.6, 18 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Гонка мячей» (передача по кругу 2-3 мяча), «Юла» (с обручем)

Бурятские народные игры: «Иголка, нитка и узелок», «Ищем палочку» (стр. 42, 43 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

«Мой город»

Бег: «Цветные автомобили», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Найди свой дом» (по цвету, по форме»), «Такси» (стр.22 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Спрыгивание: «Лиса в курятнике»

Средней подвижности: «Карусель» (держаться за руки), «Поезд» (держаться за веревку)

Русская народная: «Пятнашки с домиком», «Почта»(стр.24 Кенеман А.В)

Малой подвижности: «Найди, где спрятано», «Подбрось – поймай»

Башкирские народные игры: «Юрта», «Стрелок» (стр.38, 41 Кенеман А.В.)

«Труд взрослых»

Бег: «Найди себе пару», «Позвони в погремушку», «Перенеси предметы»

Ползание: «Котята и щенята»

Бросание: «Подбрось – поймай», «Поймай мяч» (стр.19 Осокина, Тимофеева)

Русская народная игра: «Пирожок», «Стадо» (стр.14, 26 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Найди, где спрятано», «Кто ушел»

Белорусские народные игры: «Заяц – месяц», «Ленок» (стр.121,123 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

«Новогодний праздник»

Бег: «Лошадки», «Бездомный заяц», «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер», «Снежиночки – пушиночки» (стр.132, 133 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»), «Мороз – Красный нос» (стр.140 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки: «Зайцы и волк», «Зайка беленький сидит»

Русская народная игра: «Почта» (стр.24 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Малой подвижности: «Кто ушел?», «Найди Снегурочку»

Белорусская народная игра: «Мороз» (стр.126 Кенеман А.В.)

«Зима»

Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе» стр.131-136

Бег: «Зима пришла!», «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер», «Снежиночки – пушиночки», «Мороз – Красный нос»

Прыжки: «Зайка беленький сидит»

Броски: «Кто дальше бросит»

Русская народная игра: «Прятки» (за сугробом)

Малой подвижности: «Найди Снегурочку», «Кто ушел?»

Игры с санками: «Санная путаница», «Попрыгунчики около санок», «Парное катание»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер и мороз», «Каюр и собаки» (стр.99  Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

«День защитника Отечества»

Бег: «Самолеты», «Перебежки» («Бравые солдаты»), «Займи место», «Автомобили», «Ловишки» («Поймай противника»)

Бросание: «Брось дальше», «Перебрось через сетку» («Метаем снаряды»)

Русская народная игра: «Лохматый пес» («Сторожевой пес»), «Лошадки» (стр.13 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Гонка мячей» («Передаем боеприпасы»)

Армянские народные игры: «Взятие в плен», «Похитители огня» (стр.210, 212 Кенеман А.В. Играть с упрощением: догонять)

«8 Марта»

Бег: «Ловишки», «Позвони в погремушку», «Займи свой дом», «Цветные автомобили»

Прыжки: «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»

Русская народная игра: «Курочки» (стр.12 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Угадай, чей голосок», «Найди, где спрятан цветок»

Мордовская народная игра: «Раю – раю» (стр.64 Кенеман А.В.)

«Мир комнатных растений»

Бег: «Найди себе пару», «Соберись по цвету», «Береги предмет» (цветок)

Бросание: «Попади в круг»

Русская народная игра: «Солнышко» («Солнышко, солнышко погуляй у речки. Солнышко, солнышко разбросай колечки. Мы к колечкам подойдем, золоченые возьмем. Покатаем, поиграем и тебе назад вернем»), «Колечко» (цветок) – малой подвижности (стр.60 Литвинова)

Малой подвижности: «Найди и промолчи», «Собери цветы» (опред. цвета)

Армянская народная игра: «Цветы и ветерки» (стр.216 Кенеман А.В.)

«Народная культура и традиции»

Бег: «Лошадки», «Соберись в кружок» (по размеру матрешек, по цвету)

Спрыгивание: «Перелет птиц»

Русская народная игра: «Лохматый пес», «Горелки с платочком» (стр.18 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди матрешку», «Фигуры» (по показу педагога – «дымковские игрушки»)

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята» (стр.102, 105 Кенеман А.В. «Детские подв. игры народов СССР»)

«Весна»

Бег: «Птички и кошка», «Воробушки и лиса» («Вы, воробушки, летите, себе зернышки ищите. Тише, воробей, лиса крадется из ветвей – на дерево скорей»), «Солнышко и дождик»

Прыжки: «Зайцы и волк», «По ровненькой дорожке»

Бросание: «Поймай мяч»

Русская народная: «Солнышко», «Воробушки и кот»(стр.53 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Не замочи ноги», «Есть у солнышка дружок»

Латвийские народные игры: «Птица без гнезда», «Сосед, подними руку» (стр.183, 185 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

«День Победы»

Бег: «Самолеты», «Цветные автомобили», «Лошадки»

Бросание: «Сбей булаву» (кеглю), «Перебрось через сетку»

Русская народная игра: «Берегись», «Стоп» (стр.8, 16 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Кто ушел?», «Найди и промолчи»

Армянская народная игра: «Взятие в плен» (стр.210 Кенеман А.В.)

«Лето»

Бег: «Ловишки», «Соберись в кружок» («Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок»), «Солнышко и дождик»

Бросание: «Мяч через сетку», «Поймай мяч»

Прыжки: «Поймай бабочку» (стр.15 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Русская народная игра: «Стадо», «У медведя во бору», «Переселение лягушек» (стр.14, 12, 55 Литвинова М.Ф.), «Солнышко»

Малой подвижности: «Найди и промолчи», «Кто позвал?» (голоса птиц, животных)

Белорусские народные игры: «Прела – горела», «Заяц – месяц» (стр.120, 121 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Подготовительная группа

«День знаний»

Бег: «Чье звено скорее соберется», «Ловишка», «Веселые ребята» (бег шеренгами)

Метание: «Ловишка с мячом», «Кого назвали, тот ловит»

Русские народные игры: «Берегись», «Много троих, хватит двоих» (стр.8-10 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Почта», «Фанты» (стр.15, 24 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»), «Сядем парочкой» (стр.161 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Эстонская народная игра: «Игра в школу»(стр.230 Кенеман А.В.) малой подв. Литовская народная игра: «Утро зайчика» (стр.171 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Перенеси портфель» (бег змейкой вокруг предметов), «Собери школьные принадлежности» (бег, приносить по 1 предмету, передавать эстафету касанием руки)

«Моя дружная семья»

Бег: «Чья команда (семья) быстрее соберется», «Ловишка в паре», «Догони свою пару», «Третий лишний» (стр.33,35 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А.)

Русские народные игры: «Гуси – лебеди», «Коршун и наседка» (стр.12, 24 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Малой подвижности: «Стоп!», «Гонка мячей» (стр.16, 38 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»), «Игровая» (стр.23 Кенеман А.В.)

Белорусские народные игры: «Хлоп, хлоп, убегай!», «Ленок» (стр.123, 127 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Дружная семья» (бег по 1,2,3,4,5,6 –высокий, средний ур.) «Кенгуру» (прыжки с зажатым между ног мешочком)

 

«Осень»

Бег: «Ловишки-перебежки», «Ловишки на 1 ноге»

Прыжки: «Кто сделает меньше прыжков» («Через лужи»)

Метание: «Собери яблоки» («Яблоко, яблоко, червивое яблоко – ветер дует, оно падает»), «Охотники и звери»

Русские народные игры: «Корзинки» (стр.28 Литвинова М.Ф.), «Пятнашки»

Малой подвижности: «Летит – не летит» (стр.61 Литвинова М.Ф.), «Ручеек» («Ты беги, ручеек, через запад на восток, через горы и поля, через реки и моря. Ручеек то шире-шире, ручеек то уже-уже. Превратился ручеек в 3(4,…) маленькие лужи»),  «Овощи – фрукты»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце (Хейро)», «Куропатки и охотники», «Солнце» - малой подвижности (стр.99, 100, 107 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Собери урожай» (бег, приносить по 1 предмету), «Перенеси овощи» (бег, поочередно переносить 2 предмета)

«Мой город, моя страна, моя планета»

Бег: «Веселые ребята» (по прямой двумя шеренгами), «Ловишка с упражнением»

Русские народные игры: «Пятнашки с домом», «Горелки» (стр.7,17 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Ровным кругом» (подбирать упражнения для определенной группы мышц), «Фигуры спортсменов», «Малечена - калечина» (стр.32 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «На новое стойбище», «Полярная сова и евражка», «Белый шаман» - малой подв. (стр.106,104,107  Кенеман)

Игры – эстафеты: «Собачьи упряжки» (бег парами с 2 веревками в руках)

«Ребенок в мире предметов»

Бег: «Ловишка, бери ленту», «Ловишка с обручем», «Ловишка в паре», «Ноги от земли» (стр.35 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Метание: «Ловишка с мячом», «Стой!» (стр.33 Литвинова М.Ф.)

Русские народные игры: «Горелки с платочком», «Выбей мяч из круга» (стр.18, 42 Литвинова М.Ф.), «Ключи» (стр.58 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А.)

Малой подвижности: «Фигуры с предметом» (из разных И.п.), «Колечко»- русская народная (стр.60 Литвинова М.Ф.)

Казахские народные игры: «Конное состязание», «Платок с узелком», «Есть идея»- малой подв. (с.138-141 Кенеман «Детские подв.игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Успей поймать мяч» (броски – ловля), «Перемени предмет» (бег), «Не задень предметы» (бег змейкой)

«Детский сад»

Бег: «Чье звено скорее соберется», «Догони свою пару»

Прыжки: «Попрыгунчики» (стр.53 Литвинова М.Ф.)

Русские народные игры: «Пятнашки», «Перебежки с выручалочкой» (стр.15 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Фигуры парами», «Попляши и покружись! Самым ловким окажись!» (в парах), «Колпачок и палочка» - русск.нар. (стр.57 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А.), «Солнце и месяц» (стр.63 Литвинова)

Башкирские народные игры: «Юрта», «Медный пень», «Липкие пеньки» (стр. 38-40 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Позвони в колокольчик» (бег с подлезанием, прыжок вверх), «За мячом»  (броски, перебегать в сторону брошенного мяча, каждая команда делится на 2 подгруппы и встают напротив  друг друга)

«Новый год»

Бег: «Ловишки в паре», «Ловишки – елочки», «Снежная карусель» (стр.140-143 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки:  «Не попадись» (с льдинкой)

Метание: «Ловишки со снежком»

Русские народные игры: «Два мороза», «Берегись», «Много троих, хватит двоих», «Фанты»- малой подв. (стр.8, 10, 59 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Фигуры», «Затейники» (зимние игры и забавы)

Белорусские народные игры: «Мороз», «У Мазаля», «Прела – горела»- малой подв. ( стр. 126, 127, 120 Кенеман А.В. «Детские подв. игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: с санками «Верхом на санках», «Перевези товарища»

«Зима»

Бег: «Ловишки с упражнением», «Ловишки – зайчики», «Снежная карусель»

Прыжки:  «Не попадись» (с льдинкой)

Метание: «Ловишки со снежком», «Кто самый меткий»

Русские народные игры: «Два мороза», «Берегись», «Медведи с цепью» («Белые медведи») (стр.8,23 Литвинова М.Ф. «Русские народные подв.игры»)

Малой подвижности: « Ледяные фигуры», «Затейники» (зимние виды спорта)

«Малечена – калечина» - русск.нар. (стр.32 Кенеман А.В.), «Веревочка» - русск.нар. (стр. 61 Литвинова М.Ф.)

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер и мороз», «Каюр и собаки», малой подвижности «Белый шаман», «Борьба на палке» ( стр.99, 101, 107, 110 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Нарты-сани» (бег, перепрыгивать высоту 20 см.), «Кто быстрее до колокольчика» (бег, прыжок вверх), с санками «Черепахи» (сидеть на санках вдвоем спиной друг к другу, отталкиваться ногами)

«День защитника Отечества»

Бег: «Чье звено скорее соберется» (в колонну, в шеренгу, в круг), «Пограничники и нарушители» (по типу «Мышеловки»)

Метание: «Ловишки с мячом» («Выбей противника»), «Кто самый меткий»

Прыжки: «Салки на 1 ноге» («Сбей противника») – (с.57 Литвинова М.Ф.)

Русские народные игры: «Круговые пятнашки», «Ловишки в кругу («Пограничник»), «Перебежки с выручалочкой» (стр.8,10,15 Литвинова М.Ф)

Малой подвижности: русские народные «Гонка мячей» («Передаем боеприпасы»), «Колечко», «Круговые жмурки» («Узнай задержанного»)- (стр.38,60,70 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Армянские народные игры: «Похитители огня», «Крепость», малой подвижности -«Земля, вода, огонь, воздух» (называть военную технику), (стр. 212,211,215 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Кто скорее добежит через препятствия к флажку» - бег змейкой, перепрыгивать предмет 30 см. на р. 10-15 м., «Поднять якорь» - бег с перепрыгиванием ширины 80 см, поднять вверх предмет

«Международный женский день»

Бег: «Ловишки в паре», «Коршун и наседка»

Прыжки: «Попрыгунчики»

Русские народные игры: «Платок», «Пятнашки с именем» (называть имя мамы или бабушки») – (стр.10,7 Литвинова М.Ф.), малой подвижности -«Челночок», «Пора, бабушка, в пир» (стр.6,71 Литвинова М.Ф.)

Татарские народные игры: «Серый волк», «Тимербай» (стр.74,78 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «За подарком» (по типу эстафеты «За мячом»), «Дружные ребята» (выс, ср.ур.- бег по1, по2…5,н.ур. бегут тройками)

«Народная культура и традиции»

Бег: «Ловишка – выручалочка», «Ловишки – елочки», «Два и три»

Прыжки: «Кто сделает меньше прыжков»

Метание: «Ловишки с мячом»

Русские народные игры: «Гори, гори ясно!», «Пустое место» (стр.17,6 Литвинова М.Ф.), малой подвижности – «Молчанка», «Колечко» (стр.60)

Бурятские народные игры: «Иголка, нитка и узелок», «Ищем палочку» (стр.42,43 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Не урони мяч» (передвигаться парой с мячом в руках; передвигаться боковым галопом с зажатым у груди мячом)

«Покорение Космоса»

Бег: «Ловишки – перебежки» («Чья ракета быстрее долетит»), «Третий лишний» («Космонавты»), (стр. 34-35 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А.)

Метание: «Ловишки с мячом» («Увернись от метеорита»)

Русские народные игры: «Пустое место» («Чья ракета быстрее облетит вокруг Земли»), «Горячее место» (стр.6,14 Литвинова М.Ф.), малой подвижности – «Солнце и месяц» (стр.63)

Таджикские народные игры: «Спасение пойманных», «Кто быстрее?», малой подвижности «Немая игра» («Разговор инопланетян») – стр.198,200,202 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»

Игры – эстафеты: «На другую сторону Луны» (бег, перепрыгивать с ноги на ногу из обруча в обруч, пролезать сквозь обруч снизу-вверх), «Луноход» (медленный бег спиной вперед)

«Весна»

Бег: «Солнце» (стр.99), «Ручейки и озера» (стр.101) – Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР», «Совушка»

Прыжки: «Тройной прыжок» (стр.108 Кенеман А.В.), «Волк во рву»

Лазание: «Перелет птиц»

Русские народные игры: «День и ночь» («Северный и южный ветер»), «Ловлю птиц на лету» (стр.24,29 Литвинова М.Ф.), малой подвижности «Ручеек», «Птицелов» (стр.28 Кенеман А.В.)

Латвийские народные игры: «Птица без гнезда», «Стая уток», малой подвижности  «Сосед, подними руку» (стр.183-185 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Посадка и сбор картофеля» (сначала дети поочередно раскладывают  по1предмету в кольца, затем их собирают ), «Прогони тучку» (метать в вертикальную цель с расстояния 3-3,5 м, бег за мячом)

«День Победы»

Бег: «Быстро возьми, быстро положи»

Прыжки: «Не попадись»

Метание: «Перебрасывание мяча» («Перестрелка»), «Самые ловкие» (стр.37, 47 Литвинова М.Ф.)

Русские народные игры: «Горячее место», «Перебежки с выручалочкой» («Спасение пленных») – стр.14-15 Литвинова М.Ф.

Малой подвижности: «Встреча», «Телефон» (стр.50,61 Литвинова М.Ф.)

Армянская народная игра: «Взятие в плен» (стр.210 Кенеман А.В.)

Игра – эстафета: «Кто самый меткий?» (метание, бег)

«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Бег: «Краски», «Ключи», «Бадминтон» (стр.56-58 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Русские народные игры: «Круговые пятнашки», «Салка» (стр.8-9 Литвинова)

Прыжки: «Котлы. Классы» (стр.53 Литвинова М.Ф.)

Метание: «Мячик кверху» (стр.33 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Фигуры вдвоем», «Звонок», «Дятел» (стр.71,63 Литвинова  М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Здравствуй, догони», «Смелые ребята», малой подвижности «Борьба на палках»

Игры – эстафеты: «Чья команда забросит в корзину больше мячей?», «Веселые соревнования» (бег парой с подлезанием в обруч)

Старшая группа

«День знаний»

Бег: «Чей кружок быстрее соберется», «Встречные перебежки», «Веселые ребята»

Метание: «Мяч водящему»

Прыжки: «Классы», «Кто сделает меньше прыжков»

Русские народные игры: «Берегись», «Пустое место»(с.6,8 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Почта» (стр.15 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»), «Сядем парочкой» (стр.161 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»), «Найди свое место»

 Литовская народная игра: «Утро зайчика» (стр.171 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Парная эстафета» (бег парой), «Быстро в школу» (бег с предметом в руке)

«Я и моя семья»

Бег: «Встречные перебежки», «Догони свою пару», «Веселые ребята»

Русские народные игры: «Гуси – лебеди», «Пятнашки с домом» (стр.12, 18 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Малой подвижности: «Стоп!», «Челночок» (стр.16, 6 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»), «Игровая» (стр.23 Кенеман А.В.)

Латвийские народные игры: «Догони меня», «Сосед, подними руку» (стр.184, 185 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Дружная семья» (передвигаться с круговой веревкой) «Чья семья быстрее доедет» (бег с обручем в руках)

«Осень»

Бег: «Встречные перебежки», «Беги к своему дереву», «Найди себе пару» (по листку)

Прыжки: «Кто сделает меньше прыжков» («Через лужи»), «С кочки на кочку» («Перелет птиц»)

Метание: «Охотники и зайцы»

Русские народные игры: «Стадо», «Щука и караси» (стр.14,22 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Найди, где спрятано», «Ручеек» («Ты беги, ручеек, через запад на восток, через горы и поля, через реки и моря. Ручеек то шире-шире, ручеек то уже-уже. Превратился ручеек в 3(4,…) маленькие лужи»),  «Ровным кругом»

Армянские народные игры: «Цветы и ветерки», «Земля, вода, огонь и воздух», «Дедушка, мой дед»- малой подв.  (стр.215-217 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Собери овощи» (бег, приносить по 1 предмету), «Передай яблоко» (бег змейкой с предметом в руках)

«День народного единства»

Бег: «Веселые ребята», «Кто быстрее соберется», «Карусель»

Русские народные игры: «Пятнашки с домом», «Гори, гори ясно!» (стр.7,18 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Игровая» , «Почта» (стр.23,24 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»), «Мячи вдогонку»

Туркменские народные игры: «Вызов», «Скачки», «Собери яблоки» - малой подв. (стр.221,223,107  Кенеман)

Игры – эстафеты: «Такси» (бег парами с обручем), «На автобусе» (передвигаться с большим обручем или круговой веревкой)

«Ребенок в мире предметов»

Бег: «Встречные перебежки», «Ловишка с обручем», «Займи место», «Ноги от земли» (стр.34,35 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Метание: «У кого меньше» (перебрасывать через веревку двумя командами)

Русские народные игры: «Горелки с платочком», «Мячик кверху» (стр.18, 33 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Фигуры с предметом» (из разных И.п.), «Колечко»- русская народная (стр.60 Литвинова М.Ф.)

Белорусские народные игры: «Лиски», «Прела - горела»- малой подвижности (с.120,125 Кенеман «Детские подв.игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Успей поймать мяч» (броски – ловля), «Принеси кубик» (бег, перепрыгивать через 2 куба 20 см), «Пронеси мяч, не задев кеглю» (бег змейкой)

«Животный мир Средней полосы и жарких стран»

Бег: «Бездомный заяц», «Мышеловка», «Хитрая лиса»

Метание: «Охотники и зайцы»

Русские народные игры: «Стадо», «Зайцы в лесу» (стр.14,26 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Слепой козел», «Круговые жмурки» (стр.70,71 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Киргизские народные игры: « Волк в отаре», «Верблюд и верблюжонок» (стр.190 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Конное состязание» (передвигаться прямым галопом на «лошадке», поднимать по ходу движения предметы), «Быстрые зайцы» (прыжки на 2-х ногах)

«Новый год»

Бег: «Хитрая лиса», «Ловишки – елочки», «Бездомный заяц», «Мороз – красный нос»

Прыжки: : «Кто сделает меньше прыжков», «Зайка беленький сидит»

Русские народные игры:  «Пятнашки «Зайки»», «Медведи с цепью», «Молчанка»- малой подвижности (стр.6, 23, 60 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Попляши и покружись! Самым ловким окажись!», «Затейники» (с.142,144 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Белорусские народные игры: «Мороз», «У Мазаля», «Прела – горела»- малой подв. ( стр. 126, 127, 120 Кенеман А.В. «Детские подв. игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: с санками «Упряжки» (один сидит, двое везут), «Кто скорее пролезет через обруч к елочке?»

«Зима»

Бег: «Ловишки - елочки», «Мороз – красный нос, «Снежная карусель», «Мы – веселые ребята» (прятаться за сугроб) – стр.140-144 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»

Прыжки: : «Скок - подскок» («Кто лучше прыгнет?»)

Метание: «Ловишки со снежком»

Русские народные игры: «Берегись», «Пятнашки «Зайки» (стр.7,8 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: « Ледяные фигуры», «Затейники» (зимние виды спорта)

«Малечена – калечина» - русск.нар. (стр.32 Кенеман А.В.)

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер и мороз», «Оленьи упряжки», малой подв. «Солнце» (с.101,105,107 Кенеман А. В.)

Игры – эстафеты: «Парная эстафета» (бег), «Дорожка препятствий» (прыжки на 1 ноге, бег змейкой)

С санками «Быстрые упряжки», «Хоровод с санками» (с.147 Осокина Т.И)

«День защитника Отечества»

Бег: «Самолеты», «Мы – веселые ребята» («Бравые солдаты»), «Ловишка с обручем» («Поймай противника»)

Метание: «Сбей кеглю» («Танки противника»)

Прыжки: «Не оставайся на полу» («Перелетаем с базы на базу»)

Русские народные игры: «Ловишки в кругу («Пограничник»), «Перебежки» (стр.10,15 Литвинова М.Ф «Русские народные подвижные игры»)

Малой подвижности: «Иди тихо» («Переходим границу») «Круговые жмурки» («Узнай задержанного»)- (с.70 Литвинова М.Ф.)

Таджикские народные игры: «Спасение пойманных», малой подвижности -«Кто быстрее» (стр. 200,202 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Кто скорее доставит в штаб пакет» - бег змейкой, «Военные учения» - бег с перепрыгиванием высоты 20 см, бег по ограниченной плоскости

«Международный женский день»

Бег: «Ловишки» (с обручем), «Встречные перебежки», «Карусель»

Русские народные игры: «Пустое место», «Пятнашки с именем» (называть имя мамы или бабушки») – (стр.6,7 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»), малой подвижности -«Челночок» (стр.6 Литвинова М.Ф.)

Мордовская народная игра: «Раю - раю» (стр.64  Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «За подарком» (бег, приносить по 1 предмету), «Подари подарок» (передавать предмет с капитаном, убегать в конец колонны)

«Народная культура и традиции»

Бег: «Ловишки с приседанием», «Ловишки с упражнением», «Два и три», «Мы – веселые ребята»

Прыжки: «Кто сделает меньше прыжков?»

Русские народные игры: «Гори, гори ясно!» (стр.17 Литвинова М.Ф.)

Малой подвижности: «Золотые ворота» («Ай, люли! Ай, люли! Наши руки мы сплели, мы их подняли повыше, получилась красота. Получились не простые, золотые ворота. Возле норки крота встала горка крута. Проходите, кто хотите, в золотые ворота»). «Молчанка» (стр.60 Литвинова М.Ф.), «Попляши и покружись! Самым ловким окажись!» (с.144 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Азербайджанские народные игры: «Отдай платочек», «Черный паша» (стр.160,163 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»)

Игры – эстафеты: «Мяч ведущему» (перебрасывать мяч снизу, от груди)

«Покорение Космоса»

Бег: «Ловишки с обручем» («Лунатики»),

Метание: «Ловишки с мячом» («Летающие тарелки»), «Попади в обруч» ( «Точно приземлись»)

Русские народные игры: «Пустое место» («Чья ракета быстрее облетит вокруг Земли»), «Перебежки» («Чья ракета быстрее долетит») - стр.6,15 Литвинова М.Ф, « малой подвижности – «Солнце и месяц» (стр.63)

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Здравствуй, догони», малой подвижности «Борьба на палке» («Притяжение Земли») – стр.99,102,110 Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР»

Игры – эстафеты: «Через кратеры к ракете» (бег, перепрыгивать из обруча в обруч), «Облетаем облака» (бег змейкой вокруг предметов)

«Весна»

Бег: «Ручейки и озера» (стр.101) – Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР», «Хитрая лиса»

Прыжки: «Удочка», «Не оставайся на земле» («Птицы и собачка»)

Русские народные игры: «Солнышко» («Солнышко , солнышко, погуляй у речки. Солнышко, солнышко, разбросай колечки. Мы к колечкам подойдем, золоченые возьмем, покатаем, поиграем и тебе назад вернем»), «Ловлю птиц на лету» (стр.29 Литвинова М.Ф.), малой подвижности «Ручеек», «Колпачок и палочка» (стр.58 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Латвийские народные игры: «Птица без гнезда», малой подвижности  «Сосед, подними руку» (стр.183,185 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Посадка и сбор картофеля» (первый  раскладывает 4 предмета, второй их собирает и так далее), «Прогони тучку» (метать мешочек в вертикальную цель с расстояния 2,5-3 м, бег за мешочком)

«День Победы»

Бег: «Встречные перебежки»

Метание: «Пожарные на учениях»

Метание: «Сбей мяч», «Сбей кеглю»

Русские народные игры: «Берегись», «Перебежки с выручалочкой» («Спасение пленных») – стр.8,15 Литвинова М.Ф.

Малой подвижности: «Стоп!», «Зевака» (стр.16,37Литвинова М.Ф.)

Армянская народная игра: «Взятие в плен» (стр.210 Кенеман А.В.)

Игра – эстафета: «Кто самый меткий?» (метание в вертикальную цель, бег)

«Лето»

Бег: «Ловишки на одной ноге», «Бабочки, лягушки и цапля» (стр.35,75 Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. «Игры и развлечения детей на воздухе»)

Прыжки: «Удочка», «Кто лучше прыгнет?» (со скакалкой)

Лазание: «Медведь и пчелы»

Метание: «Охотники и зайцы», «Мяч через сетку»

Русские народные игры:  «Щука и караси», «Корзинки» (стр.22,28 Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»), «Ловишки-пятнашки»

Малой подвижности: «Запрещенное движение», «Перебрасывание мяча», «Жмурки на местах» (с.37,70 Литвинова М.Ф.)

Армянские народные игры: «Земля, вода, огонь, воздух», «Цветы и ветерки», малой подвижности: «Дедушка, мой дед» (стр.215-217 Кенеман А.В.)

Игры – эстафеты: «Кто быстрее перенесет предметы?» (бег на 10м. поочередно переносить 2 предмета), «Кати обруч» - бег, перекатывать перед собой обруч



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Организация и проведение утренней гимнастики».

Составила и провела:

инструктор по физо Груздева С.Н.

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий , вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами даёт оздоровительный эффект. Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака,в течение 5-12 минут ( в зависимости от возраста), дети занимаются в физкультурной форме. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения,рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии. Однако,они могут не копировать точно то или иное движение,а иметь с ним общую основу(например,упражнение на утренней гимнастике- коснуться палкой колена согнутой ноги из положения: палка вверху перед собой, подготовительное упражнение: дети делают хлопок ладонями о колено  согнутой ноги). В старших возрастных группах важно требовать от детей  качественного выполнения каждого упражнения.

Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности:

 1.Непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.

2.Непрерывный бег в умеренном темпе( 1,5-3 мин.).

3.Разные построения.

4.Упражнения общеразвивающего воздействия.

5.Бег( 30 сек.) или прыжки.

6.Непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями, упражнения на релаксацию.

Широко должны применяться общеразвивающие упражнения как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе. Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной-двух недель( на первой неделе упражнения выполняются как они есть, например, « Руки вверх», затем включаются в какой-либо сюжет). На утренней гимнастике не происходит обучения упражнениям.

В младших группах и в первой половине года в средней  педагог предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приёмы.В дальнейшем, в средней( 2 половина года ), старшей и подготовительной группах он кратко называет упражнение, даёт команду для исходного положения, кратко и чётко объясняет задание. После этого дети выполняют упражнения вместе с воспитателем. Такая организация целесообразна тем, что дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, уточняют элементы упражнения, правильно воспроизводят их. В старших и подготовительных группах объяснение упражнений сочетается с показом только в самом начале освоения комплекса. Если упражнения заключаются в прямом наклоне туловища с опусканием головы вниз или вращением, при котором воспитатель не видит детей, то ему целесообразно наблюдать за выполнением упражнений детьми, регулировать их темп и, если нужно помогать краткими указаниями. Дети к шести годам должны научиться выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики по слову воспитателя, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности, действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями. После двух-трёх повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком весь комплекс.

Воспитатель следит за дыханием детей, требуя фиксации выдоха словом или звуком (особенно в младшем,среднем возрасте). До начала упражнений и по окончания их дети старших групп стоят в основной стойке. Из этого положения ног они меняют стойку по указанию воспитателя для следующего упражнения( основная стойка-пятки вместе, носки врозь), из этого положения выполняются только те упражнения, которые связаны с перемещением ног. В младших и средних группах дети стоят в стойке – ноги слегка расставлены параллельно друг другу, что предохраняет их от деформации стопы при не окрепших и слаборазвитых мышцах, связках и суставах. В конце утренней гимнастики ходьба с постепенным снижением темпа заканчивается спокойным шагом на месте, включая дыхательное упражнение, упражнение на расслабление.

Особенности проведения в 1 младшей группе: дети не могут сразу включаться в организованную деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, поэтому не следует настаивать на непременном участии каждого ребёнка в утренней гимнастике. Важно, чтобы это было сделано ребёнком добровольно и по его собственному желанию. Все упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Воспитатель- непосредственный участник развёртывающегося игрового сюжета. Действия могут оставаться теже,а образы меняться.

Организация утренней гимнастики во 2 младшей группе близка к организации её в 1 младшей группе. В начале года можно допустить, чтобы кто-то из младших или вновь поступивших детей не принимал участия, но уже через 1,5-2 мес. заниматься должны все. Детей приучают действовать более согласованно. Они уже должны стараться выполнять упражнения в соответствии с образцом, сохранять правильное положение тела, соблюдать заданное направление. Упражнения чаще всего основаны на образном подражании, на воспроизведении известных детям персонажей. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель уже следит за тем,чтобы оно выполнялось указанным способом( наклон, не сгибая ноги в коленях), но ещё не ставится задача добиваться от всех детей полной чёткости движений. Он даёт общие указания всей группе, учитывая типичные ошибки и в то же время предъявляя индивидуальные требования.(«Все деревья стали большими-большими,они тянуться веточками к солнышку и смотрят на него. Посмотри,Миша,на солнышко, подними голову повыше-вот так.») В процессе упражнений педагог напоминает, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

В средней группе кроме мелких предметов, для упражнений применяются кегли, мячи, кубы средних размеров, гимнастические скамейки, стульчики. Темп бодрый, без длительных пауз между упражнениями. Воспитатель даёт схему упражнений, последовательность её частей. « Поставили ноги пошире, руки на поясе, наклоны вперёд.» В ходе упражнения не нарушая необходимого ритма, он продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения.(«Ниже, смотрите на меня.») Педагог прибегает к имитации с целью подчеркнуть особенность движения и тем самым помочь детям выполнить его качественно.(«Часы идут, если маятник качается точно в стороны. Постарайтесь и вы наклоняться точно в стороны, не наклоняйтесь вперёд.») В этой группе возрастает значение образца, который даёт педагог. Теперь уже нельзя ограничиваться общим рисунком движения, необходимы  чёткие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя ноги подтянуть, коленки вместе, поближе к груди, выпрямить ноги, оттянуть носочки). Важны чёткость показа и объяснений, т.к. на утренней гимнастике закрепляются навыки выполнения основных видов движений для рук, ног, туловища, головы; формируется осанка. Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем для всех темпе. Исключение составляют некоторые упражнения, требующие проявления силы и координации движений. Нужно напоминать и показывать детям, когда удобнее совершать вдох и выдох; следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков. Начиная со средней группы, педагог более настойчиво приучает воспитанников к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений; следит за тем, чтобы дети привыкали самостоятельно сохранять правильную осанку, проводит упражнения на формирование осанки, на укрепление стопы.

В старшем возрасте в каждый комплекс включаются упражнения на формирование осанки, укрепления стопы. Занимательность и образность становятся не так обязательны, т.к. важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к утренней гимнастике. Педагог напоминает детям, чтобы они добивались точности положений тела, чёткого соблюдения направлений движения, умение выполнять упражнения в соответствии со счётом. Утренняя гимнастика должна оказывать бодрящее воздействие, проходить живо, без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них. Поэтому объяснение упражнения должно быть чётким и кратким: педагог только напоминает И.п., вид движения, требование к его качеству. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью в первые дни освоения комплекса. К показу воспитатель может широко привлекать детей, хорошо владеющих данными движениями. (Педагог ходит между рядами воспитанников, наблюдает за каждым, оказывает индивидуальную помощь.) На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание детей к осанке, согласованность вдоха и выдоха с наиболее подходящими для этого фазами движения. В доступной форме детям сообщаются сведения о необходимой пользе упражнений, их влияние на организм.

В подготовительной группе дети уже сами могут назвать, показать и пояснить упражнения.

Бег: 2 мл.гр.-30,40 сек.- 50,60 сек.; средняя гр.- 1мин.-1,5 мин.; старшая гр.- 1,5-2 мин.; подготовительная гр.- 2-3 мин.

         

                                                         

                                                   



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей младших групп

на тему: «Организация утренней гимнастики»

Составила: инструктор по физо Груздева С.Н.

Сегодня одна из важнейших задач любого дошкольного учреждения - приобщение детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Утренняя гимнастика в детском саду - разновидность физкультурно - оздоровительных мероприятий в режиме дня. Её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака во всех возрастных группах, начиная с первой младшей. Её особое место в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию. А огромная психологическая роль утренней гимнастики заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений. Содержание утренней гимнастики составляют физические упражнения, которые соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей, включают упражнения для всех групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног) и предварительно освоенные детьми в процессе занятий по физической культуре. Содержание гимнастики повторяется в течение двух недель. В младших группах воспитатель сочетает краткое и четкое объяснение задания с его демонстрацией на протяжении выполнения всего комплекса. Всем известно, что дети любят играть, поэтому для самых маленьких хорошо организовывать утреннюю гимнастику на основе игры.

Варианты утренней гимнастики.

  1. На основе русской хороводной игры, где все движения выполняются в соответствии с текстом песни. Например, «Заинька вокруг сада».
  2. Утренняя гимнастика на основе подвижных игр. Подбираются подвижные игры на развитие и совершенствование физических качеств, активизирующие внимание, повышающие эмоциональное состояние. Например, «Поезд», «Птички в гнездышках», «Котята», «Догони бабочку», «Поезд».
  3. Утренняя гимнастика в игровой (или сюжетной) форме. Данный вид основан на традиционной структуре, но все упражнения подчинены одной игровой тематике. Например, игровой образ «Воробей», «Котята».
  4. Утренняя гимнастика «Полоса препятствий» - представляет собой непрерывно - поточный вариант круговой тренировки, ее основу составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений (упражнения включаются не сложные и хорошо знакомые детям). Предметы располагаются по кругу либо похожим образом, чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. Например, ходьба по ребристой доске, с перешагиванием препятствий (кубиков), подлезание под дугой, перелезание через мягкие модули, подпрыгивание до предмета, прыжки, дорожки с разнообразными метками.


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная физкультурная деятельность на воздухе.

        

                                                  Подготовила: инструктор по физо  Груздева С.Н.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным умениям и развития физических качеств. Содержание НОД на воздухе строится на программном материале. Они проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении ОВД, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями средней и низкой интенсивности (ходьба, перестроения, лазание, метание, упражнения в равновесии). Традиционная структура занятия: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть: построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, медленный бег (2 - 4 мин), включаются разновидности бега, прыжки, перестроение в круг или колонну.

Основная часть: комплекс ОРУ, по окончанию бег со средней скоростью (40 - 2 мин. в зависимости от возраста), заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения в основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение, затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом. Упражнения в ОВД заканчиваются медленным бегом. Затем организуется подвижная игра или игра - эстафета. Дозировка подвижной игры 4-5 раз. В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегали («Ловишки», «Самолеты»), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1-1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняются дыхательные упражнения (6-8 раз). На этом занятие заканчивается.

Занятие может быть построено на подвижных играх или играх - эстафетах. Они подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на занятиях умения в меняющейся обстановке. Игры разучиваются до занятия на прогулке, т.к. на занятии это занимает много времени и снижается его эффективность. На занятии могут быть даны указания на дополнительные условия. Подвижные игры и игровые упражнения должны планироваться разной степени интенсивности. Низкая сменяется высокой, высокая средней и заканчивается низкой. В течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, разучено 3-4 новые. Каждая новая игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от её сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры. Для поддержания интереса к подвижной игре целесообразно усложнять их содержание, задания, правила. В старшем дошкольном возрасте все большее место занимают игры с правилами, несложные игры-эстафеты, где дети делятся на команды по 6-8 человек. Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку.