Развивающая предметно-пространственная среда

Минова Янита Петровна

Преобразование среды с учетом тематического планирования, реализации проектов, отражения инициативы всех участников образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx1010.32 КБ

Предварительный просмотр:

Преобразование развивающей

предметно-пространственной среды в группе детей 4-5 лет компенсирующей направленности.

     Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта. На основании требований ФГОС ДО и в соответствии с задачами реализуемой Адаптированной основной образовательной программы ДОУ, в процессе создания развивающей среды мной учитывались принципы: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность.  Так же учтены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы. Чтоб обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности и охватить основные образовательные области, в группе были выделены центры активности детей:

 

 

Центр «Все работы хороши, выбирай на вкус» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Центр оснащён дидактическими играми: «Все профессии важны», «Профессии», «Что из чего сделано», «Одинаковое разное», «Уроки этикета», «Домик настроения»; дидактическим иллюстрационным материалом «Детям о хлебе», «Детям о бытовых приборах», «Космос», «Быть таким хорошо», «Быть таким не годится»; книгами «Большая книга знаний для самых маленьких», «Энциклопедия для дошкольников»      

 

Центр «Я - Россиянин» для формирования представлений о себе и уважительного отношения, и чувства принадлежности к своей семье. Центр оснащён дидактической игрой «Мой дом», альбомами с семейными фотографиями детей, книгами «Моя родина Россия», «Атом град», флаг России.  

Центр «Юный читатель» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, формирование элементарных представлений о художественной литературе; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, способствует умению понимать на слух тексты разных жанров детской литературы. Способствует овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Центр оснащен книгами: русскими народными сказками, сказки и рассказы писателей А. Барто, К. Чуковский. Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, братья Гримм, С. Михалков; сборниками стихов; иллюстрациями портретов писателей.  

 

      Центр «Театрал» способствует реализации самостоятельной творческой деятельности детей; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Стимулирует эмоциональное сопереживание персонажам сказок. Центр оснащён разными видами театра; «Бременские музыканты», магнитный «Три поросёнка», пальчиковый и кукольный с персонажами из разных сказок.

 

 

 Центр «Говорушечка» для формирования умения владеть речью как средством общения         и         культуры;         обогащение         активного         словаря;         развитие         связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие фонематического         слуха;         формирование         звуковой         аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Центр  оснащён дидактическими играми «В мире слов», «Звуки», «Ситуации», «Расскажи сказку», набор сюжетных картинок «Развиваем речь ребёнка», книга «Развиваем речь ребёнка.  

 

Центр «Математик» формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, размер, количество, число, часть и целое, пространство и время). Центр оснащён дидактическими играми «Формы», «Фигуры», «Части целого», палочки Кюизенера, геометрические фигуры, кубики с цифрами, конструктор «Геометрические фигуры».

     

 

Центр «Рисовалочка» способствует развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей. Центр оснащён раскрасками, альбомами для рисования, трафаретами, цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, гуашью, акварельными красками, пластилином, цветной бумагой, гофрированной бумагой, глянцевой, бархатной.  

Центр «Спасатель» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Центр оснащён дидактическими играми: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения»,         «Дорожные         знаки»;         дидактический         материал         «Как         избежать неприятностей», «Идём гулять», Опасные ситуации», «Пожарная безопасность».

      Центр «Лесовичок» формирование позитивных установок к различным видам труда; становление самостоятельности. Формирование первичных представлений об особенностях природы. Центр оснащён: муляжи фруктов и овощей, домашних и диких животных, дидактические игры «Растительный мир», «Весёлый огород», «Что где растёт», «Фрукты и ягоды», «Большие и маленькие», «Целый год», «Рассказы о животных», «Календарь природы», «География для малышей; энциклопедии «Насекомые», «Детёныши животных», «Атлас животных»; дидактическое пособие «Животные России», «Птицы», «Детям о грибах», «Ягоды», «Времена года». Пять видов комнатных растений и лейки.  

 

                              

 

              Центр          «Экспериментатор»         предполагает         развитие         интересов         детей, любознательности и познавательной мотивации. Центр оснащён; подручный материал (шишки, камни, стружка, ракушки); сыпучий материал (соль, сахар, мука, крупы»; мыльные пузыри, свечки, ленточки, верёвочки, контейнеры «Киндер», лупы, сито, песочные часы, весы, метр, набор «Лаборатория», фартуки, ёмкость для воды.

 

     

 Центр          «Музыкальный оркестр»         развивает         предпосылки         ценностно-смыслового восприятия музыкального произведения, восприятие музыки. Центр оснащён; дудки, детское пианино, бубны, ксилофон, гитара, барабан, губная гармошка, колокольчики, музыкальные книжки, стерео система; дидактический материал «Композиторы», «Детям о музыкальных инструментах».

 

Центр «Спортики» способствует приобретению опыта в разных видах двигательной активности; у детей формируется координация и гибкость; формируется опорно-двигательная         система         организма,         развитие         равновесия,         координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; формируются начальные представления о некоторых видах спорта. Центр оснащён: подборка подвижных игр, муляжи медалей, мячи разных размеров, шары и кегли, кольцеброс, скакалка, канат, мешочки для метания, ракетки, валанчик, массажёры для рук, ортопедическая дорожка. 

Развивающая предметно-пространственная среда группы изменяется и насыщается в зависимости от календарного, тематического планирования и от деятельности детей.  

 

С помощью конструктора дети создают, помимо разных построек, уголок для уединения, так же дети используют в игре штору-ширму. У детей есть возможность использовать конструктор и на участке детского сада  

Различные выставки были организованны в рамках проекта и тематического планирования: «Мамиными руками» выставка посвящена «Дню матери», выставка

«Зубная паста» в рамках проекта «Здоровье зубов»,                                              

 

 

«Книжка малютка» знакомство с темой «История книги», «Музей хлеба» в

рамках проекта «О хлебе».  

Дети самостоятельно организуют выставки творческих работ в зависимости от сезона.

 

Мольберт и магнитная доска способствуют видоизменению пространства в группе в зависимости от темы НОД и свободной деятельности детей. Мобильность мольбертов позволяет размещать их в разных центрах группы в зависимости от образовательной ситуации.

 

В группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр, формируются умения развивать сюжет игры, проявляется самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей. Появляется интерес к игровому экспериментированию. Развивается эмоциональный и социальный интеллект; развивается общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.  

              Развивающая среда группы максимально задействована в работе с детьми. В течение года вносятся изменения с учетом динамики развития воспитанников, необходимости поддержки интереса к образовательной деятельности. Кроме того, при преобразовании среды перенимаем успешный опыт коллег города. Таким образом, дальнейшая деятельность направлена на поиск инновационных подходов к организации образовательного пространства.  

     

 

При знакомстве с темой «Овощи», совместно с родителями были подготовлены костюмы для сюжетно-ролевых игр и драматизаций.

На магнитной доске выбора некоторые знаки были заменены на магниты-овощи. Дети имели возможность их посчитать, классифицировать, сравнить по форме, цвету.

Центр экспериментирования пополнился дидактическими играми по теме, семенами овощей, дети смогли рассмотреть семена по форме, цвету. Посадки, произведенные детьми самостоятельно отслеживались в дневниках наблюдений.