Моя копилка 8 "Конспекты"
Проект: От шума к музыке
Проект: Зимующие птицы"
Проект: "Зимние забавы"
Конспект "Зимушка"
Конспект "Сказочное дело"
Картотека стихов и потешек
Педагогический проект
Сказка-шумелка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.21 МБ | |
| 1.09 МБ | |
| 346.97 КБ | |
| 349.35 КБ | |
| 483.58 КБ | |
| 49.83 КБ | |
| 16.97 КБ | |
| 21.75 КБ | |
| 23.19 КБ | |
| 20.32 КБ | |
| 1000.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Большой юбилей в маленькой стране»
Вид проекта: Познавательно-творческий
Участники проекта:
- Педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель).
- дети.
- родители.
Срок:
Апрель-сентябрь 2022 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Проблема
1.2 Актуальность
1.3 Степень разработанности проблемы
1.4 Объект и предмет проектной деятельности
2. Основная часть
2.1 Цели
2.2 Задачи проекта
2.3 Гипотеза
- Ресурсное обеспечение
- Последовательный перечень этапов
- Поэтапный план реализации проекта
- Конечный продукт проекта
- Критерии оценки эффективности реализации проекта
- Прогноз возможных негативных последствий
3. Заключения. Выводы
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Проблема
«Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста .
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Любовь к Родине – естественная основа патриотизма, которая формируется с раннего детства. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу (селу) ;
• Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду людей; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Расширение представлений о России, её столице;
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., т. к. воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В основе нравственно-патриотического воспитания лежит развитие чувств.
«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования… .», -писал К. Д. Ушинский.
Особую группу составляют нравственные чувства.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит малыш перед собой, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом или селом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами.
1.2Актуальность
Таким образом, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
• Семья
• Детский сад
• Родная улица
• Родной город (село)
• Страна, её столица, символика
• Права и обязанности – Конституция.
Мы остановимся на теме «Наш детский сад».
Обоснование выбора темы:
Беседуя с родителями и детьми, мы обратили внимание на то, что несколько поколений некоторых семей воспитывающихся у нас детей, посещали наш детский сад. Наше дошкольное учреждение является на сегодняшний день единственным в Корнилово. Таким образом, мы предположили, что если проведём совместную коллективную работу, направленную на формирование интереса к истории детского сада, составление и разработку семейных проектов, знакомство с воспоминаниями родственников о детском саде, будут созданы предпосылки для восстановления взаимосвязи поколений. Знакомство с семейными реликвиями, рассказами представителей старших поколений помогут сформировать чуткое трепетное отношение к детскому саду, как у детей, так и у взрослых.
Данный проект полностью отвечает задачам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
1.4 Объект и предмет проектной деятельности
Вид проекта: Познавательно-творческий
Участники проекта:
- Педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф).
- дети.
- родители.
Срок:
Апрель-сентябрь 2022 год.
Проект носит межпредметный характер.
В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с окружающем, краеведение, развитие речи, художественно-эстетическое, художественно-творческое, музыкальное воспитание.
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проект основывается на программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).
Основная часть
2.1Цели:
- Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада, национальном своеобразии.
- Создать условия для становления основ нравственно – патриотического сознания. Ожидаемый результат:
- Дети должны научиться трепетному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений.
- У детей должно развиться чувство привязанности к дому, семье, детскому саду, любимым и близким людям, чтобы детский сад стал действительно вторым домом.
2.2 Задачи
Задачи для взрослых:
- Заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта, в сборе материала о детском саде.
- Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.
- Разработать методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений.
Задачи для детей:
- Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – ветеранам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада.
- Привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность.
- Учить бережно относиться к традициям детского сада.
- Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
- Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.
2.3 Гипотеза
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как отчей семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
2.4 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- музей детского сада;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, фильмы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды, папки-передвижки;
- библиотечка книг;
- оборудование (музыкальный центр, компьютер, музыкальные инструменты);
- костюмы.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту;
- фонотека;
- игротека;
- личные архивы родителей и сотрудников детского сада.
Информационное обслуживание проекта:
- Интернет-сайты;
- Выпуск фотоотчетов;
- Публикации в газетах.
2.5 Последовательный перечень этапов
1. организационно-подготовительный (Апрель 2022 года)
2. основной (Май - Октябрь 2022 года)
3. оценочный (Октябрь 2022 года)
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Определения цели и задач проекта.
- Подбор литературы, дидактических игр.
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
- Перспективное планирование.
2 этап: основной.
Деятельность в соответствии с планированием.
Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности.
3 этап: оценочный.
- Обобщение результатов.
- Анализ деятельности.
- Презентация.
Форма презентации:
- праздник «Большой юбилей в маленькой стране»,
- праздник «День рождения детского сада».
2.6 Поэтапный план реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
1. Обосновать актуальность темы, мотивация её выбора. 2.Определить цели и задачи проекта. 3.Подбор литературы, дидактических игр. 4.Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. 5.Перспективное планирование. | Круглый стол «Нужно ли детям знать историю детского сада?» Родительское собрание Педсовет | 1-ая неделя Апрель Апрель 2-ая неделя апреля 3-ья неделя апреля | Выявление проблемы и методов её решения. |
№ | Мероприятие | Ответственный. | Цель | Срок. | |
1. | Создание папки-передвижки «Мой детский сад» | Воспитатели под.гр. | Закрепить умение использовать в исследовательской деятельности значки – символы для определения вида собираемой информации. | Май 1-ая неделя | |
2. | Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» | Воспитатели и родители | Дать родителям представление о том, как побуждать детей к самостоятельному расширению знаний в интересующей области. | Май 2-ая неделя | |
3. | Рассматривание первых сведений, появившихся в папке – передвижке. | Воспитатели | Совершенствовать умение составлять рассказ о полученных сведениях, развивать интерес к означенной проблеме. | Май 3-ья неделя. | |
4. | Чтение рассказа А.Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль». | Воспитатель | Дать представление о том, что мамы и папы тоже были маленькими, так же ходили в детский сад, а порой и баловались. | Май 4-ая неделя. | |
5. | Выставка детских работ по изодеятельности «Когда мои мама и папа были маленькими». | Воспитатель и родители | Продолжать развивать образное представление детей, активизировать желание узнать больше о детстве своих родителей. | Май | |
6. | Выступление Ольги Викторовны и внука Захара перед детьми. Тематическая беседа «Что мы узнали об истории дет.сада, используя Интернет-ресурсы». | Воспитатель и Ольга Викт. Драничникова | Дать детям представление о новом источнике знаний – интернете. Расширять знания об истории детского сада. | Июнь | |
7. | Просмотр Мультфильмов Сутеева, Михалкова и др. | Воспитатель | Продолжать знакомство детей с классикой жанра. | Июнь | |
8. | Викторина «Когда бабушка и дедушка были маленькими». | Воспитатель и музыкальный руководитель | Подвести детей к мысли о том, что наши бабушки и дедушки смотрели такие же мультфильмы, читали такие же сказки, т.е. были когда-то маленькие. | Июнь | |
9. | Выставка фотографий из семейных архивов, рассказы детей о них. | Воспитатель, родители. | Развивать умение слушать друг друга, дополнять. подвести к мысли о создании альбома. | Июль | |
10. | Анкетирование родителей «Нужен ли группе альбом «Мой любимый детский сад». | Воспитатель | Выяснить отношение родителей к продолжению начатой работы. | Июль | |
11. | Заучивание стихотворения «Что такое детский сад». | Воспитатель | Обратить внимание детей на образные слова и выражения, продолжать совершенствовать художественно – речевые и исполнительские навыки детей. | Июль | |
12. | Дидактическая игра «Угадай, о ком скажу», | Воспитатель | Закрепить умение детей называть по описанию и виду деятельности, сотрудников детского сада. | Июль | |
13. | Рассматривание групповых фотографий. Игровое упражнение «Скажи, какой?» | Воспитатель и музыкальный руководитель | Отрабатывать умение правильно определять условия, в которых изображён товарищ на фото. | Август | |
14. | Творческое задание «Придумай название каждой главе альбома». | Воспитатель | Развивать творческое мышление, умение группировать фотографии по определённым признакам. | Август | |
15. | Оформление альбома «Мой любимый детский сад». | Воспитатель, родители. | Упорядочить сведения, полученные при осуществлении проекта. Воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям. | Сентябрь | |
16. | Оформление выставки «Золотые ручки». | Воспитатель, родители. | Развивать творческую активность, воспитывать гордость за свои творческие достижения. | Сентябрь | |
17. | Демонстрация выставки «Золотые ручки». | Воспитатель и музыкальный руководитель | Вызвать желание рассказывать о своих творческих работах родителям и младшим детям. | Сентябрь | |
Заключительный этап. | |||||
1. | Праздник «Большой юбилей в маленькой стране» | Воспитатель, музыкальный руководитель и родители. | Презентация проекта «Большой юбилей в маленькой стране». | Октябрь | |
2. | Праздник для детей «День рождения детского сада» | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Октябрь | ||
2.7 Конечный продукт проекта
Продукты проектной деятельности:
- Праздники: «Большой юбилей в маленькой стране»;
- «День рождения детского сада».
Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями.
Фотоматериалы.
Фильм «Наша история».
Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
Анкеты.
Семейные стенгазеты.
Проектная папка.
Декорации, костюмы.
2.8 Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
Критерии эффективности:
Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
Согласованность действий педагогов и родителей.
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
Заинтересованность родителей.
Преобразующий характер проекта.
Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
- Прогноз возможных негативных последствий
Риски:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Участие одних и тех же семей в «конкурсном движении»
3 Заключения. Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. … .
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – ветеранам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада; привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность; научит бережно относиться к традициям детского сада, но и дадут толчок для развития основ нравственно – патриотического сознания.
Список литературы:
- «Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации».
И.А. Сырова, О.Г. Чеховских, издательство СФМГПУ, 2009г., Самара.
- «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, издательство АРКТИ, 2005г., Москва.
- «Технология проектирования в ДОУ». Е.С.Евдокимова, издательство «Сфера», 2006г., Москва.
- «Проектирование развития ДОУ». С.В. Кузнецова, Н.М. Гнедова, Т.А. Романова, Е.В. Котова, издательство «Сфера», 2006г., Москва.
- «Проекты в работе с семьёй» О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец, Библиотека журнала «Управление ДОУ»,ООО «ТЦ Сфера»,2012
- «Образовательные проекты в детском саду»,Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова, АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008
Приложения:
1.Модель познания ребенком своего детского сада; 2. Примерный учебно – тематический план работы с детьми старшей и подготовительной группы по ознакомлению с детским садом;
3.Формы работы над проектом;
4.Выполнение проекта;
5.Системная «паутинка» по проекту «Большой юбилей в маленькой стране»;
6.Мотивация детей на создание проекта
Модель познания ребенком своего детского сада
Темы разделов
Детский сад – мой второй дом | Кто мы – дети? | Жить, работать, чтоб остался след |
История. | Праздники. | Знакомство с профессиями детского сада. |
Примерный учебно – тематический план работы с детьми старшей и подготовительной группы по ознакомлению с детским садом
Детский сад – мой второй дом
Темы занятий | Цель занятий | Формы работы вне занятий |
1. Что такое детский сад? | Расширить и закрепить знания детей о своем детском саде, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам, бережное отношение к д/саду. | Прогулки по территории и окрестностям д/с. Оформление альбома “Мой детский сад и я”. Рисование на тему “Что такое детский сад?” Гербарий “Растения и деревья, растущие на территории д/сада”. |
2. Моя улица | Расширить и закрепить знания детей о понятии “улица”, формировать понятие “село”, умение наблюдать и описывать происходящее. | Прогулки по окрестностям д/сада. |
3Символы России и с. Чернуха | Знакомить детей с символами России, села. Воспитывать у детей чувство любви к “малой родине”, к родному д/саду. Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. | Экскурсия к памятнику Беседы с детьми. Изготовлении е флагов детского сада и группы. |
4. История моего детского сада. | Познакомить детей с историей детского сада, воспитывать уважение и гордость за свой детский сад. | Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание фотографий. Встречи с ветеранами труда. Встреча с выпускниками д/с. Составление родословной выпускников и сотрудников детского сада. |
5. Стихи, песни, поговорки о детском саде, О детях, об игрушках. | Продолжать знакомить детей с песнями, стихами, поговорками. | Составление альбомов об игрушках. Составление альбомов об одежде детей разных лет. |
Кто мы – дети?
Темы занятий | Цель занятий | Формы работы вне занятий |
1. Кто же в гости к нам пришел? | Познакомить детей со словом “выпускник”. | Рассматривание альбома “Выпускники д/ сада”. Разучивание песен и стихов. Встреча с выпускниками детского сада разных лет. |
2. История игрушки. | Познакомить детей с историей игрушки. | Рассматривание фотографий старых игрушек. Выставка старинных игрушек. Конкурс “Бабушка, нарисуй свою любимую игрушку”. |
3. Моя родословная в детском саду. | Совместный поиск родителей и детей по созданию истории своих выпускников из д/с. | Оформление родословной выпускника и династии выпускников д/сада. |
4. Детско – родительская гостиная. | Закреплять имеющиеся у детей и взрослых представления о родственных отношениях. | Конкурс “Составление родословной своей семьи”. Выставка старых вещей. |
5. Добрые воспоминания моего выпускника. | Уточнить знания детей об истории д/с, о прошлых играх, забавах, игрушках. Продолжать учить детей сравнивать. | Беседы и рассматривание старых вещей, игрушек, предметов. Проведение старинных игр. |
Жить, творить, работать, чтоб остался след
Темы занятий | Цель занятий | Формы работы вне занятий |
1. Кто с нами работает? | Продолжать знакомить детей с профессиями д/с, с условиями труда в д/с ( в прошлом и настоящем). | Встречи, беседы, рассматривание фотографии. Чтение и заучивание стихов о профессиях д/с. Конкурс рисунков “Мой любимый педагог”. |
2.”Необычные друзья” | Воспитывать уважительное отношение к старшим – выпускникам д/с. Развивать познавательный интерес , логическое мышление. | Встреча с выпускниками – сотрудниками д/с. |
3. В гостях у выпускников | Познакомить детей с выпускниками д/сада. | Экскурсии на предприятия села, где работают выпускники д/сада. |
4. Викторина “Что? Где? Когда?” | Выявить знания детей о родном д/саде. Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать самостоятельность, речь ребенка. | Повторение пройденного материала, подготовка к празднованию юбилея детского сада. |
Формы работы по проекту
С родителями | С детьми | С сотрудниками д/с |
- анкетирование. - составление генеалогического дерева выпускников детского сада. - фотографии детства. | - интегрированные занятия. | - теоретические семинары. |
Выполнение проекта
Виды деятельности | Формы и методы работы |
1. Игровая | 1. Дидактические игры: - “Собери дочку в детский сад”. 2. Сюжетно – ролевые игры: - “Детский сад”. |
2. Познавательная | - Экскурсия по детскому саду. |
3. Развитие речи | - Чтение рассказов и стихов, песен о детском саде. |
4. Продуктивная | - Изготовление “Поезда времени”. |
5. Работа с родителями | - Привлечь родителей, сотрудников к сбору материалов, необходимых для реализации проекта. |
6. Работа с общественными организациями | - Следопытская работа по нахождению выпускников и бывших сотрудников детского сада. |
Системная «паутинка» по проекту «Большой юбилей в маленькой стране»»
Образовательная область | «МЫ С БРАТИШКОЙ ВМЕСТЕ В ДЕТСКИЙ САД ИДЁМ. ТОЛЬКО НЕ РАБОТАТЬ – ДНЁМ МЫ ТАМ ЖИВЁМ». | |||
«Дружно ходим в детский сад, - знаем всех мы здесь ребят!» | «Веселей смотри вокруг – медсестра ребятам друг!» | «Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные?» | «Раз, два, три, четыре, пять – стали гномики стирать…» | |
Коммуникация | «Давайте познакомимся» (игровое упражнение) «Новичок» (игровое стихотворение) «Мы хотим узнать друг о друге больше» (игр. сит.) «Вежливые сказки» (этикет для малышей) «Здравствуй, правая рука!» (игровое стихотворение) «Разные приветствия» (как здороваются в других странах) «Наш любимый детский сад» (составление рассказа с опорой на картину) | Д.И. «Ласковые лапки» «У Мишки температура» (игр. проблемная ситуация) «Вызываем врача по телефону» (игр.сит.: построение и развитие диалога) «Кто помогает врачу?» (беседа) «Санитары» (рассматривание картины) «Чем занимается медсестра в детском саду?» (предположения детей) | «Сел Володя за обед…» /В.Ладонщиков/ «Откуда взялась каша?» (проблемная ситуация) «Где берут обед?» (проблемная беседа) «Кто готовит обед?» (творческое рассказывание детей) «В кафе» (игр.сит.: построение диалога) | «У Мишки грязные штанишки» (проблемная ситуация: что делать?) «Кто помогает маме стирать?» (творческое рассказывание) «Как стирают в детском саду?» (высказывания и предположения детей) «Гномики-прачки» (придумывание сказки) |
Познание | « Разве так играют?» /Н.Калинина/ (пересказ) «В мире игрушек» (развитие целенаправленного внимания, памяти, мышления) | «Кто выше?» (измерение роста, построение по росту) «Кто тяжелее?» (взвешивание детей в медкабинете) «Человеческий организм – что для чего?» Д.И. «Зачем человеку руки?» Д.И. «Назови лишний предмет» | Экскурсия на кухню – знакомимся с оборудованием и продуктами Д.И.«Назови лишний предмет» | «Откуда вода в кране?» (проблемный вопрос) «Зачем нам мыло?» (КГН) Опыты с водой и мылом |
Чтение художественной литературы | «Наша-то хозяюшка…» (р.н.потешка) З.Александрова «Катя в яслях», «Прятки» Н.Френкель «Кто спешит?» А. Шлыгин «По дороге в детский сад» О. Высотская «Детский сад» Г. Лагздынь «Мы с Алёшкою проснулись» Е. Яниковская «Я хожу в детский сад» | Е.Чарушин, Е.Шумская «Послушай, мишка…» К.Чуковский «Мойдодыр» К.Чуковский «Айболит и воробей» Г.Бойко «Медвежатки» | «Ладушки, ладушки…» (р.н.песенка) «Пирог» (венгерская потешка) «Колосок» (украинская сказка) «Лиса и журавль» (р.н.сказка) «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка) С.Капутикян «Маша обедает» Е. Бехлерова «Капустный лист» Н. Павлова «На машине» | «Посылали молодицу…» (р.н.песенка) С.Капутикян «Хлюп-хлюп» Сказка «Мячик» /Е.А. Алябьева кн.2/ |
Художественное творчество | «Игрушечная мастерская» (роспись народной игрушки) | Театрализованные игры «Репка», «Колобок» Этюд «Утром дед спросил у внучки…» Этюд на воспроизведение черт характера «Филя, есть хочешь?» (р.н.шутка) | Этюд с настольными игрушками «Киска» (р.н.потешка) Этюд на сопоставление эмоций «Идёт котинька из кухни…» «Куклу нежно я качаю…» /стихи с движением/ | Разыгрывание сценок с игрушками на стихи А.Л.Барто Составление описательного рассказа о любимой игрушке |
Музыка | «Песенка о дружбе» «Улыбка» «Если вдруг не повезёт» Песни про детский сад | Слушаем колыбельные песенки: «У кота Воркота», «Баю-баюшки-баю», «За окошком месяц» | Слушаем П.И.Чайковский «Щелкунчик»: «Танец феи Драже» | Композиция «Стирка» |
Социализация | Общение «Наша группа» (создание игровой ситуации) Д.И. «Запомни имя» «Кто работает в детском саду?» (общение) «Кто нас встречает и провожает?» (беседа о труде воспитателя) «Кто нам помогает?» (беседа о труде помощника воспитателя) Д.И. «Кто что делает?» Д.И. «Для кого что нужно?» | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада Наблюдение за работой медсестры Ситуация «Кто нас лечит в детском саду» Д.И. «Кто что делает?» Д.И. «Что нужно для работы?» С-Р.И. «Медицинский кабинет» С-Р.И. «Семья идёт в поликлинику» | Экскурсия на кухню -знакомимся с поварами. Наблюдение за работой повара Д.И. «Кто что делает?» Д.И. «Что нужно для работы?» С-Р.И. «Повара» С-Р.И. «Дети идут на завтрак. Повара варят кашу» С-Р.И. «Дома на кухне - готовим обед» «Откуда приехал к нам обед?» (беседа) «Пекла для Варюшки» (р.н.скороговорка) | «Кто стирает в детском саду?» (знакомство с трудом прачки) С-Р.И. «Прачечная» С-Р.И. «Стирка» |
Труд | Чтение «Берегите игрушки» /Э.Успенский/ | С.-Р.И. «Больница для игрушек» (чиним игрушки) С.-Р.И. «Книжкина больница» | Общение «Как сделать винегрет» Убираем своё рабочее место после игр с песком | Помогаем выстирать салфетки |
Безопасность | Беседа «Правила поведения в детском саду» «Осторожно! Бьётся!» | Д.И. «Опасные предметы: лекарства» | И.сит. «Если ты порезался» И.сит. «Осторожно! Горячо!» | Д.И. «Опасные предметы: утюг» |
Здоровье | «Внешнее строение человека» (выявление знаний о функциях организма) «Зачем надо делать утреннюю гимнастику» (беседа) Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение Пальчиковые игры Массаж пальцев «Дружба» | Н-П.И. «Витаминка» «Что такое ЛФК?» (беседа) И.Упр. «Кто быстрее наденет шапку?» (показать значение рук) Дыхательное упражнение «Пожалеем Мишку» «Чешу, чешу волосыньки» (р.н.песенка) | «Где живут витамины?» Н-П.И. «Витаминка» «Зачем мыть руки перед приготовлением пищи?» (беседа) Мимические упражнения: «Мишка ест лимон, солёный огурец, вкусную конфету…) Игры с песком: «Печём пирожки» (развитие воображения, восприятия, коммуникации) | «Почему вредно ходить в грязной одежде?» (беседа) Игры с водой «Стирка» «Раз, два, три, четыре, пять» (р.н.потешка/ Игры с мыльными пузырями |
Физкультура | ОРУ «Игрушки» /Картушина М.Ю., Алябьева Е.А./ П.И. «Волчок» Игры со спортивными игрушками (развитие ловкости, глазомера, быстроты, скорости реакции; формирование умения договариваться) | Соревнование «Чья команда быстрее оденется» Игры со спортивными игрушками (развитие ловкости, глазомера, быстроты, скорости реакции; формирование умения договариваться) | Соревнование «Погрузка овощей и фруктов» Игры со спортивными игрушками (развитие ловкости, глазомера, быстроты, скорости реакции; формирование умения договариваться) | Игры с мыльными пузырями: «Поймай пузырик» Игры со спортивными игрушками (развитие ловкости, глазомера, быстроты, скорости реакции; формирование умения договариваться) |
Самостоятельная деятельность | Совместные игры по желанию и интересам детей Объединение для трудовых действий по просьбе и по желанию | Связь с другими сюжетами: осмотр кукол, детей, моряков, водителей… | Организация игры по интересам, подбор необходимых атрибутов | Стирка одежды для кукол с опорой на схему |
Мотивация детей на создание проекта.
Предварительный просмотр:
Заюшкина избушка. Русская народная сказка.
Детское музыкально-игровое творчество. Сказка-шумелка «Заюшкина избушка»
Предлагаю вашему вниманию занимательную сказку- шумелку «Заюшкина избушка».
Главный урок, который преподаст сказка "Заюшкина избушка" ребенку на примере зайца и лисы - люди не всегда на добро отвечают добром, а также что нельзя слепо доверять незнакомым людям.
Сказка познакомит малыша с понятиями добра и зла, хитрости и доверчивости, объяснит, как важно помогать друзьям в беде, не обманывать и не обижать слабых.
"Шумелкой" она называется потому, что дети, рассказывая сказку, дополнительно озвучивают ее шумовыми музыкальными инструментами, делая интересней и ярче.
Развлекая и очень радуя детей, занятия по разучиванию сказки помогают решать актуальные проблемы развития внимания, фантазии и творческой активности дошкольников. Малыши, знакомясь с детскими музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами звукоизвлечения, развивают интонационный, тембральный и ритмический слух.
Подбирая доступный детям литературный материал, педагог помогает дошкольникам проявить свободу самовыражения, развить эмоциональность, артистизм, а сотрудничество и сотворчество между взрослыми и детьми всегда сопровождается положительными эмоциями.
Подобные сказки можно использовать для развивающих занятий в детском саду или дома, а так же устраивать замечательные музыкальные спектакли.
Я думаю, такая форма работы с детьми заинтересует вас, и мой опыт может быть использован коллегами.
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная (металлофон), у зайца — лубяная(ксилофон).
Пришла весна красна, пригрело солнышко, у лисы на крыше выросли сосульки и закапали (собаки играют на треугольниках) — у лисы избенка растаяла (металлофон), а у зайца стоит по-старому (ксилофон). Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала(бубен). Идет дорогой зайчик, плачет(Треугольники). Ему навстречу собаки (деревянные ложки):
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная(ксилофон), а у лисы ледяная (металлофон). Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала(бубен).
— Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке (ложки). Собаки залаяли:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи (бубен):
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собаки испугались и убежали (ложки).
Зайчик опять идет дорогой, плачет (треугольники).
Ему навстречу медведь (барабан):
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная (ксилофон), а у лисы ледяная (металлофон). Попросилась она ночевать, да меня и выгнала (бубен).
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке (барабан). Медведь как закричит:
— Поди лиса, вон!
А лиса им с печи (бубен):
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал (барабан).
Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего (треугольники). Ему навстречу петух с косой (ложки):
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная (ксилофон), а у лисы ледяная (металлофон). Попросилась она ночевать, да меня и выгнала (бубен).
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать.
— Нет выгоню!
Подошли они к избенке (ложки). Петух лапами затопал, крыльями забил:
Петух поет:
Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит (бубен):
— Обуваюсь…
Петух опять:
Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит (бубен):
— Одеваюсь…
Петух в третий раз:
Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посёчи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и прогнал косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.
«Оркестр шумовых инструментов». Исполняют все герои сказки.
Предварительный просмотр:
Доклад «Личностно-ориентированный подход в музыкальном воспитании дошкольников».
В наши дни, когда стало очевидным, что мы потеряли для музыкальной культуры целое поколение, как никогда остро встал вопрос о необходимости коренных перемен в системе всеобщего музыкального воспитания и образования.
Первой ступенью этой системы является музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, значение которого трудно переоценить. По имеющимся в литературе данным, это возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Упущение этого возраста невосполнимо. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
В тоже время музыкальное развитие детей в раннем и младшем дошкольном возрасте было и остается одной из наименее изученных проблем в психологии и педагогике.
Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке,сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности. Дети не должны быть заорганизованы. Важно чтобы они чувствовали свободно, расковано, эмоционально–возвышенно на занятиях музыкой –
тем видом искусства, который является эмоциональным по своей сути, по своему непосредственному содержанию. Ребенок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать установку на творчество с первых шагов музыкального развития.
Творческую свободу нужно предоставить и музыкальному руководителю – свободу выбора музыкального репертуара в зависимости от особенности детей и условий каждой конкретной группе, свободу варьирования форм и методов работы, творческого поиска.
Жесткие рамки программы и указующий перст методистов (к тому же зачастую не имеющих ни какого отношения к музыке) не должны сковывать инициативу творческого педагога–музыканта. Это особенно важно, поскольку возможности музыкального развития детей выше, чем те, на которые ориентирована программа.
Именно поэтому личностный ориентированный подход в процессах музыкальных занятий в дошкольных учреждениях играет большую роль. Такой подход обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов дошкольного образования – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для полного и свободного развития личности.
Однако до настоящего времени обучение не редко отождествляется с механическим заучиванием, зубрежкой. Чтобы изжить поверхностную трактовку музыкального воспитания и добиться понимания его важной роли в формировании психических функций и позитивных качеств личности, требуется осуществить более детальный анализ некоторых психолого–педагогических проблем.
Одновременно с этим следует уделить серьезное внимание конкретным музыкальным и практическим знаниям и умениям педагога, ведущего детскую группу. Педагоги–практики считают необходимым составление программы музыкального воспитания дошкольников, в которой было бы научно обоснованно, какие виды деятельности надо использовать для развития музыкальности у детей различного возраста. Проблемы заключается не только в том, чтобы установить объем знаний для каждой возрастной группы, какие именно песни надо изучать, какие хороводы водить, в какие игры играть. Вопрос этот гораздо шире и сложнее, поскольку программа действенно только тогда, когда она учитывает естественные этапы развития ребенка и строится в соответствии с ними.
Развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и подготовительная группа в детском саду есть часть этой среды, звено системы, в которую ребенок уже включен определенным образом и которая призвана обеспечить усвоение им культурного наследия, накопленного человечеством в ходе исторического развития.
Влияние социальной среды может быть более или менее активным. Оно менее активно, когда в воспитании ребенка доминирует метод наблюдения и регистрации, а процесс приобщения его к окружающему миру носит случайный, несистематизированный характер. И напротив, оно более активно, когда воспитание имеет целенаправленный характер, когда специально отбирается, обобщается и соотноситься с возможностями ребенка накопленный человечеством опыт, когда приобщение к этому опыту ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уже достигнутого им уровня развития.
Именно таким образом и должны создаваться условия, обеспечивающие поэтапное усвоение ребенком знаний и умений, необходимых для формирования конкретных способностей и их развития на следующем более высоком уровне.
Личностный подход к ребенку в учебно–воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно–ориентированных педагогических технологий:
- новый взгляд на личность ребенка как основа целеобразования;
- гуманизация и демократизация педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- новая трактовка гуманитарного подхода;
- формирование положительной Я–концепции.
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок–дошкольник
– полноправная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом педагогического процесса;
- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.);
- личностные отношения являются важнейшим фактором определяющим результаты учебно–воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- стиль отношения педагога и воспитанников: не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу .
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения, как не гуманного и не дающего результата средства. Проблема не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание не возможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов.
Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие. Надо отойти от принуждения, от таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения
Учение без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое рождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Так, доброжелательное отношение каждого ребенка, единство и разумность предъявляемых требований, опора на умение и интересы детей в группе, вызывает у воспитанников желание идти на музыкальное занятие, радость от предвкушения интересной деятельности, непринужденного общения с музыкальным руководителем.
Формирование положительной Я–концепции – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых, она строит своё поведение. В дошкольные годы Я–концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я–концепция (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, адекватным проявлениям личности. Отрицательная Я–концепция (я не нравлюсь, я не способен, я не нужен) мешает успехам, ухудшает результат способствует деструктивному изменению личности.
Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности,они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Личностный подход включает, как одну из важнейших задач, формирование у ребенка положительной Я–концепции. Для этого в первую очередь необходимы:
- видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё («все дети талантливы» – вот убеждение педагога);
- создавать личности с ситуацией успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносили ребенку радость;
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и не правильного поведения и устранять их не нанося ущербу достоинства, Я–концепция ребенка («ребенок хорош – плох его поступок»).
В рамках данного подхода музыкальный руководитель идет не от музыки к ребенку, а от воспитанника, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и музыке. В этом случае раскрывается потенциал ребенка, реализуются его возможности, что в итоге формирует творческую, духовно богатую личность.
Музыкальный руководитель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться и развивать музыкальные способности дошкольника. От того, как построен процесс общения, зависят результаты музыкального развития ребенка. Если Музыкальный руководитель ставит себе цель развить у ребенка музыкальные способности, то он должен учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка в отдельности. Предлагая ребенку тот или оной предмет общения, педагогу необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ребенку. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка.
Я работаю музыкальным руководителем 33 года. По моим наблюдениям одним из видов деятельности, которое сближает детей и педагога, делает их общение более тесным, доверительным и интересным является музыкальное занятие. Благодаря творческой работе на музыкальных занятиях ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. А достижение успеха в том или ином виде музыкальной деятельности способствует формированию позитивной личности, дошкольника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего “Я”.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитания/Пер. с англ.– М., 1986.,С.26–27.
2. Подласый И.П. Педагогика. В2 кн. Кн.2. – М.: ВЛАДОС,1999.–С52.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебн. Пособ.Для вузов – М; 1998.С41–42.
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Весна и музыка»
Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности,вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой. Использование на занятии современных образовательных технологий.
Обучающие задачи:
- Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.
- Знакомить детей с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.
- Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в высказываниях о прослушанных произведениях.
- В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком, продолжать работу над чистотой интонирования.
Развивающие задачи:
- Развивать музыкально-ритмические навыки детей.
- Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.
- Развитие памяти и внимания.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.
Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.
- Воспитывать инициативность и творческие проявления.
Материал к занятию : фонограммы, иллюстрации – жаворонка, портрет П. И. Чайковского, музыкальные инструменты, шляпа.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Весна красна идет»
Муз.: рук.
Здравствуйте, мои дорогие ребята!
Какая замечательная музыка встретила вас.
Вы узнали её? А о чём она?
Дети: О весне!
Сегодня у нас замечательный весенний день, на улице такая чудесная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!»
Муз. рук.: У нас сегодня много гостей, давайте поделимся весенним настроением с нашими гостями и пожелаем доброго утра нашим гостям и друг другу веселой песенкой.
Музыкальное приветствие. Музыка и слова Евтодьевой.
Муз. рук.: Ну вот, как мы замечательно поприветствовали друг друга. Вижу, что настроение у вас веселое, бодрое. Вы готовы заниматься? Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг.
Ребята, вы сегодня шли в детский сад, какая погода на улице? Сыро, тает снег, кругом лужи и бегут весенние ручейки. Давайте с вами представим, что мы с вами оказались на улице и погуляем по весенним дорожкам. А гулять мы с вами будем под музыку хороводным шагом. Повернулись друг за другом.
Хороводный шаг. Ходьба на носочках (Большая лужа). Бег на носочках (Ручеек). Ходьба приставным шагом. (Маленькие лужи). Боковой галоп.
Муз. Рук.: Итак, ручки-ножки мы взбодрили, а пальчики тоже хотят потанцевать. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков
Проводится пальчиковая гимнастика «Весна»
Наша прогулка подошла к концу, давайте пройдем и сядем на стульчики. (Сначала девочки, затем мальчики).
Муз. рук.: Ребята, давайте еще раз вспомним какое время года наступило. Ведь именно весной пробуждается и оживает вся природа. Весной с юга прилетают перелётные птицы. Какие же птицы прилетели первыми?
Правильно. А еще весной к нам возвращается маленькая птичка жаворонок. Кто-нибудь знает, как выглядит жаворонок?
Он похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. Такая окраска называется защитной.
Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют.
А кто-нибудь слышал, как поет жаворонок? С виду эта птичка неприметна, а как запоет свою весеннюю песенку – заслушаешься! Хотите услышать?
Прослушивание пения жаворонка.
На что похожа песенка жаворонка?
Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков. (Выясняю с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро).
Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт В. Жуковский.
«Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны!»
Ребята, если стихи пишет поэт, как же называют человека, который сочиняет музыку?
Дети: Композитор
Муз. рук.: Правильно (показываю портрет Чайковского)
Кто назовет мне композитора, изображенного на портрете?
Дети: На портрете изображен русский композитор П. И. Чайковский
Муз. рук.: С какими из его произведений вы знакомы?
Дети: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Баба яга»
Муз. рук.: П. И. Чайковский, написал очень красивое произведение «Песня жаворонка»
Слушание «Песня жаворонка» Чайковского.
Муз. рук.: Ребята, как вам показалось, с каким настроением поет жаворонок?
Да, ребята. Музыка светлая, приветливая. А какие звуки передают трели жаворонка – высокие или низкие?
Правильно, музыка звучит в верхнем регистре.
А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем с вами.
Ритмическая игра:
Мы гуляем, отдыхаем.
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
Скакали, скакали и встали. Стоп!
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали и несколько не устали.
Муз. рук.: Мы с вами послушали, как поет жаворонок. А теперь давайте и мы с вами споем песню о весне. Но, чтобы нам красиво спеть, подготовим наш голосок, и сделаем зарядку для горлышка.
Распевание
Муз. рук.: Давайте изобразим, как звенит весенняя капель! Споем: Динь – динь – динь.
Споем, как капает первый весенний дождик. Вот так: «Кап – кап – кап» (вниз по трезвучию).
Понюхаем аромат весенних цветов.
1. Вдох через нос, задержать дыхание, не поднимая плеч.
2. Выдох, на выдохе продолжительно произносят : А-а-ах!
Муз. Рук.: Наш голосок готов для пения, и сейчас мы с вами споем весеннюю песенку. Давайте вспомним слова.
Муз. Рук.: Ребята, так о чём эта песня? Как вы думаете, по характеру эта песня какая? (весёлая) Правильно, и петь её нужно как? (легко и звонко) (напомнить детям о певческой позе, об осанке). Мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором) Ребята, а давайте нашу песенку украсим звучанием музыкальных инструментов : колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?
Дети: Оркестр.
Муз. Рук.: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты - исполнители слушаются?
Дети: Дирижёр.
Муз. Рук.: Сегодня я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.
Повторное пение песни с игрой на музыкальных инструментах.
Муз. Рук.: А теперь давайте с вами немножко поиграем в игру «Ладошки».
Игра «Ладошки»
Муз. Рук.: Похлопаем немножко. (Хлопают в ладоши)
И разотрем ладошки. (Трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (Трут ладоши более быстро и интенсивно)
Громче-громче, веселей
Ты ладошки не жалей!
Какие бурные аплодисменты! А для кого они могут звучать? (для артистов) и мы сейчас все превратимся в артистов, встанем и станцуем весеннюю польку. Девочки приглашают мальчиков, выходят в круг.
Вспомнить как называются движения танца.
Танец «Весенняя полька».
Муз. Рук.: Ребята, наше занятие подощло к концу, и я хочу услышать, чем вам понравилось сегодня заниматься. А поможет нам вот эта красивая весенняя шляпа. Давайте с нею поиграем. Сейчас будет звучать музыка, мы будем передавать шляпу под музыку. Когда музыка остановится, тот, у кого осталась шляпа расскажет нам что ему понравилось сегодня на занятии.
В конце шляпа остается у муз. рук.
Отметить детей, которые хорошо занимались.
Поют песенку прощание.
Уходят в группу под музыку.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Музыкальное путешествие в деревню Фольклорная»
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях в игровой форме.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Развивающие:
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.
Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог
Обучающие:
Познакомить детей с русским фольклором.
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Ход занятия.
Звучит фонограмма песни «Во поле берёзка стояла».
Дети входят в зал «змейкой», взявшись за руки, проходят по залу, встают около стульчиков.
Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поздороваемся. Но поздороваемся не просто, а по музыкальному. И поможет нам в этом знакомая игра-приветствие «Вежливые слова».
Дети сели.
Музыкальный руководитель: Ребята! Посмотрите, здесь какая — то коробочка лежит. Откуда она появилась в музыкальном зале, не знаю. Может быть, её кто-то нам прислал, как вы думаете (трясет коробочку? В ней что-то есть. Сейчас откроем и увидим.
Открывает коробку, достает свернутую карту.
Музыкальный руководитель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Письмо: Здравствуйте, дорогие внучата! Знаю, что вы очень любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора, в мою деревню — Фольклорная. Прогуляйтесь по всем её улицам, познакомьтесь с жизнью русского народа и найдите волшебный ключик, он поможет открыть вам сундучок. А чтоб вы не сбились с пути, посылаю вам маршрутную карту. Желаю вам удачи! В добрый час! С уважением к вам, ваш дедушка Фольклор.
Музыкальный руководитель: Ребята, от кого это письмо? О чём просит вас дедушка Фольклор? Рассмотрим карту. Скажите, что на ней изображено?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Все понятно, вы правы. Здесь изображена деревня Фольклорная и разные её улицы. А на этой улице нарисован ключ, который нам нужно найти.
Музыкальный руководитель: Ну, тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие согласно этой карте.
Представьте, что у нас с вами есть машина времени! И мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли глаза, и прислушались к тишине! (слышен звук «машины времени», после фольклорная песня «Красота»).
Ребята, открываем глаза. Вот мы с вами и оказались в деревне Фольклорная, посмотрите на экран, и все превратились в деревенских ребятишек! (детям раздают русские народные головные уборы, происходит «превращение»)
И согласно нашей карте, первая улица на которой мы с вами оказались, называется улица ХОРОВОДНАЯ. Слышите? Звучит песня! Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом.
Ребята, скажите, а вы знаете, что такое хоровод?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Хоровод, это древний народный массовый танец с песней. Это один из видов народного творчества, который объединяет музыку, танец, и даже игры.
Раньше жизнь русского народа была невозможна без хоровода.
И мы с вами в хороводе пойдем, согласны? (упражнение хоровод)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Как вы хорошо исполнили этот хоровод, словно оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.
Ребята, напомните мне, в какую деревню мы с вами отправились?
Дети: В деревню Фольклорная.
Музыкальный руководитель: Верно
Ребята, а кто знает, что же такое фольклор? Почему деревня имеет такое название — Фольклорная?
Дети: Это народная мудрость, песни, пословицы, потешки, прибаутки и т. д., которые сочинил народ.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, всё знаете.
Ребята, посмотрите на карту, какая улица нас ждёт?
Правильно, улица Народной песни.
Закрывайте глаза, и мы перенесёмся с вами на улицу Народной песни
(слышен звук «машины времени», после народная песня «Со вьюном я хожу»).
Музыкальный руководитель: Открывайте глаза, посмотри на экран. Чем занят русский народ на этой улице?
Правильно ребята, они поют песни. Раньше жизнь русского народа не обходилась без песни. Эти песни придумывал народ, оттого они и получили название — народные песни.
Ребята, а какие русские народные песни вы знаете?
Ответы детей.
Я предлагаю вам исполнить одну из таких песен, называется она «Как у наших у ворот». Я запеваю, пою первую фразу, вы вторую.
Исполняют песню «Как у наших у ворот».
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Обратимся снова к нашей карте. Какая улица нас ждёт?
Улица Народных инструментов.
Как вы думаете, чем занят народ на этой улице?
Ответы детей.
А вот мы сейчас с вами это и проверим, закрывайте глаза (слышен звук «машины времени», после народная музыка).
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на улице Народных инструментов.
На этой улице русский народ играет на русских народных музыкальных инструментах, обратите внимание на экран.
А как вы думаете, мы с вами можем тоже превратиться в оркестр и на русских народных музыкальных инструментах поиграть?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Хорошо, сейчас проверим! Но прежде чем мы с вами превратимся в оркестр, я предлагаю вам послушать музыку, под которую мы будем играть. Это знакомая вам народная мелодия, называется она «Ах, ты, берёза».
Дети слушают музыку «Ах, ты, береза».
Музыкальный руководитель: Какой характер имеет эта музыка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыка весёлая, плясовая, радостная.
Что хочется делать, под эту музыку?
Музыкальный руководитель: Ребята, а кто помнит, как называется эта музыка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Ну, а сейчас предлагаю вам поиграть на инструментах под эту русскую народную мелодию. А помогать нам с вами будет волшебный экран, он покажет вам, какой инструмент должен звучать.
Игра на русских народных музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Очень хороший оркестр у вас получился! Мне очень понравилось вас слушать. И не даром русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал.
Ну, что ребята, предлагаю вам, снова обратится к нашей карте. У нас осталась последняя улица. Что это за улица?
Улица Народных игр.
Отправимся с вами на улицу Народных игр, и узнаем, чем там занимаются жители фольклорной деревни (слышен звук «машины времени», после народная музыка).
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, чем занят народ на этой улице?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Верно, ребята, ведь русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, как для детей, так и для взрослых.
Придумал эти игры народ, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколения. И сейчас мы с вами ребята тоже поиграем в такую русскую народную игру.
Называется она «Карусель».
Играют в игру «Карусель».
Музыкальный руководитель: Понравилась вам игра, ребята?
Ну что же ребята, мы с вами прошлись во всем улицам, которые изображены на этой карте, а это значит, что наше путешествие по фольклорной деревне подходит к концу.
А пока вы играли в игру, посмотрите, что я нашла на улице НАРОДНЫХ ИГР (показывает коробочку).
Я нашла вот такую коробочку, а в ней ключик лежит. Ребята, я думаю, что нам пора скорее возвращаться в детский сад и открывать сундучок (слышен звук «машины времени»).
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вернулись, ну что, открываем сундучок? Ой, ребята, посмотрите, что здесь? Здесь для вас подарки от жителей Фольклорной деревни. Вот такие вкусные леденцы — петушки, которые вы заберёте с собой в группу.
А в заключение ребята, я хочу раздать вам вот такие смайлики.
Посмотрите, с одной стороны смайлик улыбчивый, радостный, а с другой стороны грустный.
Сейчас я вам их раздам, а вы с их помощью покажите мне, понравилось ли вам наше путешествие.
Если наше путешествие вам понравилось, вы узнали много нового и интересно, то покажите мне зелёный улыбчивый смайлик, а если вам совсем не понравилось, было скучно, и ничего не понятно, то покажите грустный, красный смайлик.
Музыкальный руководитель: Отлично, ребята! Я вижу, что вам всем очень понравилось наше путешествие по улицам деревни фольклорной.
Ребята, а что именно вам понравилось?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Мне очень приятно ребята, что вам понравилось наше путешествие! Пора возвращаться в группу. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Исследовать свойства звуков окружающей действительности с помощью простейших опытов. Задачи: собрать материал о том, что такое звук; выяснить, как появляется звук; найти информацию о том, какие звуки бывают; исследовать свойства звуков опытным путем.
Гипотеза: если изучить звуки окружающего мира, то мы сможем их классифицировать на музыкальные и немузыкальные, так как они отличаются по свойствам. Проблема: найти отличие музыкального звука от немузыкального.
«Звуки вокруг нас» Цель. Познакомить с разнообразием звуков окружающего мира. Помять… Порвать… Помахать …
«Почему все звучит?» Цель. Создать условия для осознания причины возникновения звука: колебание предметов. Вывод. Если предмет заставить двигаться - возникнет звук. Прекратить звучание можно остановив движение предмета.
ВЫВОД: Дрожит –значит звучит. У стеклянного бокала дрожат стенки… У металлофона дрожат пластинки…
«Как сделать звук громче?» Цель. Выявить причину усиления звуков. Вывод. Громкость зависит от интенсивности колебательных движений. Чем быстрее, чаще движения предмета, тем более громкий звук им издается. Громкость находится в прямой зависимости и от размера предмета – чем больше предмет, тем более громкое у него звучание.
Опыт: ПОЧЕМУ МИШУТКА ПИЩАЛ? Материал: банки с наполнителями разной величины. Сказка «Три медведя» Михайло Иванович заревел страшным голосом… Настасья Петровна зарычала не так громко… А Мишутка пропищал… ВЫВОД: звучание большой банки –голос Михайло Ивановича, средней –голос Настасьи Петровны, маленькой –голос Мишутки.
«Низкие и высокие звуки» Цель. Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Вывод. Высота звука зависит от частоты колебаний – чем мельче предмет тем быстрее он может двигаться и, соответственно выше звучать и наоборот .
Опыт: ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ? Материал:расчёски большая и маленькая по размеру. 1. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. Выясняют, что у расчёсок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; 2. У расчёсок с мелкими частыми зубьями —звук тонкий, высокий. Вывод: чем толще, тем ниже по звучанию. -Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; -Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.
«Шум или музыка?» Цель . Выделить отличие музыкального от шумового звука. Вывод. Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «капсулы – шумелки» - шум (немузыкальные звуки). Музыкальные звуки отличаются от немузыкальных тем, что они имеют высоту, из них можно сложить мелодию.
Вывод . Музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «капсулы – шумелки» - шум (немузыкальные звуки). Музыкальные звуки отличаются от немузыкальных тем, что они имеют высоту, из них можно сложить мелодию.
Вывод . Проведенные опыты со звуками окружающего мира доказали, что их можно разделить на музыкальные и немузыкальные, по причине отсутствия звуковысотности у последних.
Заключение • В рамках ФГОС ДО опыты со звуками можно широко использовать в интеграции с разными образовательными областями: социально-коммуниикативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое; • Применять в работу могут педагоги дополнительного образования, воспитатели и родители в совместном домашнем досуге.
Спасибо за внимание !













