Мои публикации

доклад " Работа над развитием речи детей с нарушениями слуха "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над развитием речи учащихся с нарушениями слуха на уроках.

        Важнейшей задачей в системе обучения детей с нарушениями слуха в средних и старших классах наряду с овладением знаниями умениями и навыками в рамках программы общеобразовательной школы является дальнейшее развитие и совершенствование их речи.

        Практика работы в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха показывает, что учащиеся испытывают значительные трудности в усвоении языкового материала в процессе всего периода обучения. Ведь нарушение слуха влечет за собой нарушения в развитии речи, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы.  

           У таких детей словарный запас крайне ограничен количественно, неточен и беден по составу (в фразах в основном используются существительные, глаголы, личные местоимения, наречия);

-ошибки в согласовании, нарушения в управлении,  пропуск или неправильное употребление предлогов  (ввиду того, что в жестовом языке отсутствуют окончания, предлоги…);

- синтаксические отклонения на уровне словосочетания, предложения или текста.

Данные особенности, а также   и ряд других особенностей речевого развития учащихся с нарушениями слуха создают проблемы не только в понимании текста, в выражении своих мыслей в устной и письменной форме,  но и в овладении  программным материалом, в познавательной деятельности, что обуславливает актуальность данного вопроса.

А новые федеральные государственные образовательные стандарты  ставят перед коррекционной школой задачу: дать ученику с ОВЗ цензовый  уровень образования, т.е. уровень образования, сопоставимый с результатом школьного образования нормально развивающихся сверстников, позволяющий сдать ОГЭ по основным предметам (русский язык и математика), по русскому языку – в форме устного собеседования и в форме ГВЭ (изложение с творческим заданием (сочинением-рассуждением) и обеспечивающий дальнейшую социализацию выпускника коррекционной школы.

Возникают следующие  противоречия:

-между имеющимся у детей с нарушениями слуха низким уровнем речевых навыков, отсутствием у  большинства из них  мотива к словесному общению  и высокими требованиями к знаниям, умениям и навыкам к выпускникам данной категории;

- между стремлением учителя эффективно строить работу и для этого изучить в этой области опыт работы ведущих сурдопедагогов и недостаточностью информационно-методического обеспечения данного вопроса.

Необходимость коррекционной работы над речью в средних и старших классах, поиски путей решения задач в связи с развитием речевой деятельности учащихся, которые ставят новые федеральные государственные образовательные стандарты  и послужили основанием для изучения данной темы.  Ведь от организации работы  педагога, работающего с ребенком с ОВЗ, зависит появление его желания, потребности овладеть словесной речью, что в конечном итоге напрямую влияет на качество будущей жизни ребенка.

Работа по развитию речи в коррекционной школе должна осуществляться на всех уроках без исключения, но в особенности на уроках русского языка (грамматики), развития речи и литературы (чтения), где  в связи с работой над содержанием,  анализом содержания ведётся работа над языковым анализом художественных произведений.  

Особенности речевого развития глухих школьников и обусловленные ими затруднения определяют необходимость выделения в системе обучения языку в средних и старших классах специальных направлений работы,  учитывающие особенности речевого развития детей данной категории, а именно:

  1. Работа над словом;
  2. Работа  по составлению словосочетаний и предложений;
  3. Работа по составлению текста.

Данные направления предполагают использование материала различных уровней:

слова, словосочетания, предложения и текста.  

Как можно организовать работу  по этим направлениям на своих уроках? Хочу поделиться опытом своей работы, остановиться на некоторых из них, наиболее эффективных на мой взгляд.

  1. Работа над словом, словосочетанием и предложением.

Данное направление включает работу над составом слова и словообразованием, работу с многозначными словами, в том числе и со словами, имеющими прямое и переносное значение.

                 Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха требуют специфических направлений в работе над лексикой.  Самым важным для развития речи имеет работа над общим развитием ребенка, уточнением его представлений, понятий об окружающем мире. Здесь большим подспорьем в моей работе выступает метод, разработанный Глебом Доманом, американским врачом-нейрохирургом. Серьезным источником развития речи для глухого ребенка является картинка, так как ведущим в познании окружающего мира такого ребенка выступает зрительный анализатор. В начале каждого урока предлагаю детям карточки с картинками с надписями  на определенную тематику. За один раз показываю 5-6 карточек (сам автор рекомендует показывать по 10 карточек 3 раза в день). Такие карточки могут изображать животных, названия профессий,  названия действий и т.д. Название предмета записывается на обратной стороне, именно его и должны ребята прочитать и запомнить. В начале следующего урока тоже возвращаемся к этим карточкам-картинкам, ребята по очереди называют  их. Данный вид работы провожу в виде игры  «кто быстрее и больше запомнит названия картинок». Если какую-то карточку-картинку все без исключения запомнили и легко называют, меняю ее на другую карточку. Например, для учащихся 5 класса, у которых словарный запас очень ограничен, беру слова-глаголы, слова, обозначающие явления природы.

Данный вид работы не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, расширяет кругозор, формирует умения строить словосочетания, предложения. Когда все 10-12 картинок-карточек на определенную категорию запомнят большинство учащихся, перехожу к следующему этапу: составить словосочетание к данной картинке. Например, одевается как? быстро, медленно; спит (как?) сладко, крепко и т.д. На следующем этапе уже можно стоить предложения, опираясь на  словосочетания. В 5 классе пока  учимся строить предложения по простой схеме кто? что делает? как? Иногда можно распространить существительные определением. Маленький мальчик крепко спит.

А для 9 класса можно предложить более сложные, актуальные в их возрасте категории, например, профессии, произведения искусства. Перед  каждой серии уроков по  развитию речи на составление связного рассказа (описание картины, сочинение, изложение) идет предварительная работа по накоплению словаря. Например, перед описанием фотографии «Современный город» (подготовка к устному собеседованию, задание 3) усваиваем лексику на эту тему, то есть идет работа по накоплению активного словаря: центр, площадь, трамвай, троллейбус, небоскреб, спираль, супермаркет, достопримечательность, многоэтажные дома, мегаполис, здания, сооружение, движение. Затем строим словосочетания: величественные небоскребы, комплекс небоскребов, форма спирали, высотные здания, современные многоэтажки, пешеходный переход, поток автомобилей, деловой центр, общественный транспорт … Вся усвоенная заранее лексика позволяет ребятам справиться с поставленной задачей урока: составить описание фотографии, опираясь на речевые клише и знакомую лексику, что создает ситуацию успеха на уроке.

            Следует отметить, что данный вид работы позволяет обхватить все 3 направления по развитию речи: на уровне слова, словосочетания и предложения, текста.

2. При составлении связного рассказа помогает прием кроссенс, позволяющий развитию не только связной речи, но и логического и критического  мышления  в контексте ФГОС. Кроссенс – это  педагогический прием, сочетающий в себе головоломку, ребус, загадку, чем-то похожий на кроссворд, но в отличие от него, все клеточки уже заполнены картинками. Задача -  составить рассказ по взаимосвязанным картинкам. Авторами этого приема являются Сергей Федин (писатель, педагог-математик) и Владимир Бусленко (доктор технических наук, художник и философ). Читать кроссенс нужно по цепочке, центральный рисунок может быть связан со всеми картинками в кроссенсе.  При создании этой таблицы нужно

-определить тематику или общую идею того, о чем пойдет разговор;

-Найти ассоциативную связь между элементами.

 Можно данный прием использовать на любом этапе урока. Покажу на примере, как я использовала его при работе с текстом (подготовка к устному собеседованию, задание 2).

Текст «О В. Чкалове». На 1-ом уроке предлагаю при определении темы урока поработать с кроссенсом, отгадать ключевую картинку и угадать  тему текста, с которым будем знакомиться на данном уроке.  Ребята связывают картинки друг с другом, стараются найти что-то общее между ними, пока наконец, не разгадают  центральное слово. После того, как отгадано ключевое слово,  более сильным учащимся можно дать задание:  рассказать, что узнали о ключевом понятии из данных картинок. Например, Что связывает 1 и 2 картинки? Птица умеет летать. Человек в давних времен мечтал о полете. Он делал попытки полететь как птица. Наконец, человек  изобрел самолет. С помощью самолета мы можем полететь в любую точку мира.  Самолеты могут делать разные фигуры. Иногда случается, что он может взорваться в воздухе. Тогда  люди могут прыгнуть с парашюта. Ключевое слово «летчик».

После чтения, анализа текста, можно опять вернуться к этому виду работы и  уже по этим изображениям, ребята сами, сначала  опираясь на текст и картинки, а затем – только на  кроссенс, составляют  пересказ текста.

Например, В Чкалов – летчик –испытатель, он первым выполнил сложные фигуры высшего пилотажа, такие как восходящий штопор и медленная «бочка». Валерий Чкалов первым совершил беспересадочный полет  по маршрутам «Москва - Северный полюс - Ванкувер (США).
Длительность перелёта – 63 часа 25 минут, дальность –  9130 км. Он  Герой Советского Союза, погиб, исполняя задание. Его жизнь была короткой, но яркой, как цветы мака.

Данный вид работы можно использовать  и при  написании сочинений, изложений, при пересказе произведений по литературе. Планирую в дальнейшем привлекать учащихся к самостоятельному или групповому составлению кроссенсов, накопить дидактический материал по имеющимся КИМам при подготовке к ГВЭ (как к устной части, так и к письменной), что значительно облегчит понимание текста глухими детьми и будет способствовать успешной подготовке к итоговым экзаменам по русскому языку.

Выводы:

Использование вышеизложенных видов работы позволило выявить следующие особенности и преимущества использования на уроках русского языка и литературы, которые:

- формируют речевые умения и навыки, развивают у учащихся познавательные возможности, совершенствуем высшие психические функции;

- повышают  мотивации обучения, создают  положительный настрой (ситуацию успеха), активизируют самостоятельную деятельность учащихся;

- делают уроки  интересными, насыщенными, динамичными;

- способствуют общему развитию детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и интеграции в обществе.

   Организационно - методическое направление                                                                                                          

В течение последних 7 лет активно участвовала в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла, на педагогических чтениях для учителей коррекционных школ РТ, на межрегиональных научно-практических конференциях, раскрывая проблемы и пути решения вопросов, касающихся вопросов обучения и организации работы над развитием речи детей с нарушениями слуха.  

Выводы.

1.Развивая речь учащихся, мы развиваем мышление ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков.

2. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

3. Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на уроках письма значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования.



Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по развитию речи в 10 «а» классе.

Дата проведения: 25.04.19

Тема урока: Подготовка к УС: работа над пересказом текста о И. П. Кулибине.

Цели урока: отрабатывать навыки устного пересказа с включением цитаты.

Развивать связную речь, умения выделять главное

Задачи:

Оборудование:  листочки с текстами, презентация, таблички с речевым материалом, алгоритмом работы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями.

-Какой сейчас будет урок? (рсв)

-Какой дежурный звук на этой неделе?

- Старайтесь в течение урока говорить внятно, четко, давать развернутые ответы. Следите за произношением.

Встают, здороваются.

  1. Речевая пятиминутка.

-Вспомним названия валют некоторых стран мира.

  1. Мотивация к учебной деятельности                     (2 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

 

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам нужно  сдавать экзамен. И самая

главная задача на данном этапе обучения-подготовиться к устному собеседованию.  

- Давайте вспомним, какие задания Вам предстоит выполнить на экзамене?

- Какие умения помогут успешно сдать экзамен?

 Задание:

Продолжите фразу «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно …»

-Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.

1. Выразительное чтение текста.

2. Пересказ текста с включением цитаты.

3. Монологическое высказывание по выбранной теме.

4. Диалог с экспертом.

Примерные ответы:

1. Умение выразительно читать.

2. Умение пересказывать текст, выделять главное в тексте,  правильно включать цитату;

3. Умение строить монолог: составлять текст- описание, повествование, рассуждение.

4. Умение вести диалог.

Примерные ответы:

-не лениться; быть уверенным в себе; хорошо учиться; уважать себя и других; научиться говорить без ошибок; много читать, работать над саморазвитием …

  1. Ознакомление с темой урока.

Составление ассоциативного ряда.

Целеполагание.  

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «изобретения»?

-Как думаете, почему я остановилась на этом слове? Как оно связано с темой урока?

-Сформулируйте тему урока.

-Каковы цели нашего урока?

Примерные ответы:

Наука, машина, открытие, опыт, ученый, книги, физика, велосипед …

- В тексте, над которым мы работаем, говорится о Кулибине, русском изобретателе.

-Работа над пересказом текста о И.П.Кулибине.

-Подготовиться к устному экзамену по русскому языку, развивать умения  пересказывать текст, выделять главное в тексте,  правильно включать цитату.

4. Проверка домашнего задания.

- …, спроси у …, что было задано на дом? (речевой треугольник).

- Докажите, что это текст.

- О ком говорится в тексте?

-Определите тип текста?

-Из каких частей состоит текст-рассуждение?

-Какова основная мысль текста?

Ученик спрашивает у другого ученика, дает учителю отчет. (прочитать текст, доказать, что это текст, определить тему, идею текста, подчеркнуть опорные слова).

  1. Работа над текстом.

А) чтение по частям.

(См приложение 1)

-Выразительно прочитайте 1 (4) часть.

-Какие опорные слова  можно выписать?

Опорные слова – слова, помогающие передать содержание текста.

Б) словарная работа

По 1 части:

Изобретатель – человек, который создает новые изобретения, главным образом, технические устройства, нужные для человечества.

Задание: Выделить корень в слове «изобретатель», подобрать однокоренные слова.

самоучка –

Задание: выделить корни, определить способ образования.

По 2-ой части:

Екатерина 2 –императрица, государыня.

продемонстрировал –показал

микроскоп, телескоп (картинки)

заведовать –

Кунсткамера – музей в Петербурге, где  выставлены  редкости (фото)

По 3-ей части:

самокатка  (картинка)

фонарь-прожектор (картинка)

ножной протез  (согласование)- … (управление)

Изобретатель, изобретать, изобретательство и др

В) Работа с таблицей

(См. приложение  2)

Г) Пересказ текста по частям с опорой на выписанные слова и словосочетания.

- Выполняя любой вариант заданий № 1, 2, вы должны знать, что перед вами всегда будет текст рассуждения-объяснения.

В тексте всегда объясняется такая  мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены                          3 постоянных аргумента.

Во-первых,  говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии;

во-вторых, его профессиональные достижения велики;

 в-третьих,  его помнят потомки.

ФИО – кто он такой?

(это знаменитый/известный …)

Аргумент 1

Черты характера/факты из биографии

Аргумент 2

Его профессиональные достижения велики

Аргумент 3

Его помнят потомки

- Будем заполнять таблицу опорными словами.

-    Сформулируйте тезис, основную мысль текста.

- Какие приведены факты из жизни мастера?

-Что сейчас будем делать? (за экраном).

-Опираясь на данные слова, кто перескажет 1 часть текста.

(аналогично проводится работа над другими  частями текста).

И.П.Кулибин – известный/знаменитый русский изобретатель, механик-самоучка.

Заполняют 1 колонку таблицы опорным словами и словосочетаниями.

-Будем пересказывать текст.

  1. Работа над оформлением цитаты (новая тема).

- Прочитайте внимательно задание к пересказу.

-Откройте учебники на стр …, прочитайте определение цитаты.

Учитель дополняет:

Цитата- это включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

-Как вы думаете, для чего нужны цитаты?

Вывод:

Надо знать основные правила и способы цитирования.

Вы должны сегодня  освоить основные способы оформления цитирования.

Цитаты оформляются следующими способами:

1) Предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!».

2) Предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».

 3) Предложения с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Прочитайте, какую цитату нужно использовать при пересказе этого текста.

-Кто такой Архимед?

Читают задание:

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного поэта Гавриила Романовича Державина: «Кулибин — Архимед наших дней».

Цитата-  дословная выдержка из какого-либо текста.

-В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

Отвечает заранее подготовленный ученик:  

Архиме́д (287 до н. э. — 212 до н. э.) — древнегреческий математик, физик и инженер. Сделал множество открытий в области геометрии. Заложил основы механики, был автором ряда важных изобретений.

  1. Закрепление.

 

-Передайте слова известного русского поэта Г.Р.Державина, используя  разные способы оформления цитирования.

 /кроссенс перескажите текст.

Опираясь на образцы, выполняют задание. (сначала устно, затем самостоятельно)

  1. Работа над пересказом всего текста с включением цитаты с опорой на таблицу или кроссенс.

-Сейчас вы должны пересказать весь текст. Вам в этом помогут опорные слова (см таблицу) или кроссенс (Приложение 3).

(вызывает к доске 1-2 сильных уч-ся)

Итог урока.

Рефлексия.

-Ребята, что мы сегодня делали на уроке?

-Чему вы научились?

-Я надеюсь, что  наши уроки по подготовке к УС помогут вам успешно сдать экзамен.

Примерные ответы:

-Пересказывали текст, заполняли таблицу …

-Узнали, что такое цитата, способы оформления цитирования …

Выставление оценок.

-Спросите меня, как вы работали на уроке? (за экраном)

Оценивает работу каждого, выставляет оценки.

-С.Б., скажите, пожалуйста, как мы работали на уроке.

Домашнее задание

-Написать пересказ текста по опорным словам, включив цитату.

Пишут в дневник.

Составляем алгоритм работы с заданием 2.

1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит). Тема. Идея.

2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).

3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.

4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.

Иван Петрович Кулибин – русский изобретатель, механик-самоучка, внес значительный вклад в российскую и мировую науку

Факты из жизни

аргумент 1-й

Его достижения/наследие

аргумент 2-й 

Поэтому его помнят потомки

аргумент 3-й 

  • 1767 год, путешествие Екатерины II  по волжским городам, обещание.
  • подарок  императрице: удивительные часы, телескоп и микроскоп
  • мастерская АН
  • Кунсткамера
  • первый в мире лифт
  • самокатка –прототип современного велосипеда и автомобиля
  • фонарь-прожектор
  • машина для добычи соли
  • фортепьяно
  • более 2000 чертежей
  • олицетворением русского изобретательства
  • его имя стало

нарицательным: «Кулибин» -

так называют талантливых умельцев-самоучек