Краеведение и туризм

Исмаилов Нурлан Дашдемирович

Проблемы сохранения культурного наследия "Даг-бары", является первоочередной задачей нашей команды краеведов из учащихся Дарвагской СОШ№1.

 Родной край для учащихся – это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, село, река и лес. Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.

При изучении  родного края совершенно не приемлема традиционная позиция, при которой считается, что главное – это сообщить учащимся некоторую сумму знаний, а затем они сами разберутся, где и как применить полученную информацию. Стратегия обучения должна выстраиваться как здание (закладка фундамента - возведение стен - увенчание крышей). Изучение родного края способствует воспитанию патриотического  чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной  работе.  В процессе краеведческой работы учащиеся  самостоятельно  усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Диапазон творческих заданий необычайно широк по сложности. При их решении и происходит акт творчества, ребёнок учится находить свой – новый путь и создавать что-то своё. Вот здесь и требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Включение краеведческого материала в учебные предметы позволяет повысить заинтересованность учащихся к уроку, особенно если ребята сами принимают участие в его подготовке: собирают цифровые, исторические или природоведческие сведения о родном крае. Уроки с использованием местного краеведческого материала проходят интереснее, живее. Программа, иллюстрированная краеведческим материалом, усваивается учащимися гораздо лучше и прочнее. Использование на уроке и во внеурочной деятельности местного краеведческого материала, замена учебника  индивидуальными обучающими материалами в сочетании с компьютером, всё это способствует творческому развитию детей, развитию логического мышления. Глубокое знание своего города, района способствует воспитанию обучающихся в духе патриотизма.

В организации краеведческой работы должен быть комплексный подход, который состоит во всестороннем изучении родного края – его истории, природы, хозяйства, литературы и искусства. Краеведческая работа будет давать эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение длительного времени во внеклассной работе. Только в таком случае краеведческий материал, изученный и собранный учащимися в процессе внеклассной работы, будет обогащать учебный процесс.

Содержание краеведческой работы является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения. Основными формами краеведческой работы во внеурочной деятельности являются факультативные занятия, экскурсии, викторины, встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местной печати, отрывков из книг, газет и журналов. Большое значение для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников имеет посещение школьных и городских библиотек, где учащиеся узнают о писателях и поэтах своего края, читают их произведения. А изучение природы своей местности открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей "малой Родины”:

В организации учебных занятий педагоги всё больше используют нестандартные формы: уроки-исследования, уроки-проекты, новые технологические приемы и методы передовых педагогов, применяют интерактивные методы обучения, ИКТ.  Важна также самостоятельная работа учащихся по индивидуальным планам над дополнительной литературой. Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер. Дети свободно задают вопросы, высказывают  своё мнение по поводу выбора тех или иных средств и способов предъявления результатов поисковой деятельности. Таким образом, при использовании данных технологий можно повысить уровень развития исследовательских способностей учащихся.

Следовательно, опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления об изучаемых понятиях до понимания определенных научных закономерностей. Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем выше его педагогическая и практическая ценность.

А при правильной организации исследовательско-проектной работы в школе обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности со всей краеведческой работой. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более оптимальным. Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, видео- и аудиоматериалы.

Таким образом, представленные технологические основы организации работы по изучению родного края окажут содействие в установлении взаимосвязи истории, культуры, жизни и быта родного края с понятием нашей великой Родины, а также в реализации образовательных и воспитательных возможностей процесса обучения.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. В большинстве своем дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Мы педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Принцип нашей педагогической деятельности заключается в том, чтобы шагать в ногу со временем, поэтому мы должны находиться в постоянном поиске новых методов и приёмов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных способностей детей. Одним из важных факторов мотивации педагога являются счастливые ученики, создавшие свое творение, показавшие его другим и получившие заслуженную оценку. Таким образом, как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не изнывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школьник, садящийся за свой урок без интереса. Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, не угасающий огонь пытливой души.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Историческая справка СП «село Дарваг».                                                                 Составитель учитель истории- Исмаилов Нурлан Дашдемирович.

  1. Возникновение села Дарваг относится V-VII вв. Он возник вокруг одной из сторожевых башен Горной стены (Даг-бары), относящейся к оборонительной системе Дербента и считался важнейшим военно-стратегическим и административным пунктом. Как и многие аулы Дагестана, Дарваг имеет древнюю историю, тесно связанную с историей Дербента и Табасарана. Согласно разным предписаниям, Дарваг был основан значительно раньше, чем там поселились арабские переселенцы из Дамаска. Памятники Сасанидского строительства- стены, башни, крепости, наблюдательные пункты, которые защищали Дарваг, - делают его историю шире и глубже. Дарваг - ровесник стены «Даг бары», издавна он фигурирует под названием Баб-Вак, и основу его всегда составляли потомки воинов арабских гарнизонов, а арабский язык сохранялся в Дарваге вплоть до XIX века. Являясь ареной кровопролитных арабо-хазарских войн, Дарваг  то попадал под власть завоевателей, то добивался независимости. Подвергаясь постоянным нашествиям словно маяк, он возвышался на Каспийском проходе, откуда пытались пройти многие завоеватели .
    За годы своей еще точно не установленной истории Дарваг менял этнический состав населения, языковую принадлежность. Серьезное влияние на этническую ситуацию, на этнический состав населения дарвага в целом оказывало политика правителей стран, овладевших Дербентом, переселивших сюда племена, которых они хотели превратить в свою этническую базу в регионе, не надеясь на преданность местного населения. Как свидетельствуют письменные источники и по предания  название села связывают с арабами и персами. «Дар» по-персидски (фарси) означает опять-таки «дверь». Наше село «как бы открывало дверь» со стороны Дербентского района.

  1.  Разрушенный 722 году Джаррахом Дарваг, был восстановлен и укреплен при халифе Абу-Джафар Мансуре, который поселил здесь арабов, выходцев из Дамаска – столицы Сирии, о чем свидетельствует  могильник,  в местечке «Мугар-пир» . С середины XIX века судьба дарвагцев связана с народами Табасарана и всего остального Кавказа. Историю Дарвага нельзя считать достаточно изученной. Возникнув в глубокой древности, Дарваг, несмотря на неоднократные разрушения, восстанавливался, возвышаясь на Каспийском проходе, откуда пытались пройти многие завоеватели. За годы своей неустановленной истории Дарваг менял этнический состав, языковую принадлежность. «В деревне Дарваг, в Табасаране, арабский язык вышел из употребления недавно».

 А далее: «Дарвагцы - тюрки, в настоящее время - азербайджанцы». Вопрос о том, кем же были аборигены - предки дарвагцев, остается открытым

  1.   Географическое расположение селение Дарваг. Селение Дарваг - один из крупных как по численности населения, так и по площади занимаемой им территории населённых пунктов Табасаранского района. Дарваг расположен в северной части Табасарана. На западе он граничит с селением Ерси, на севере - с поселком Геджух Дербентского района, на юго-западе - с селением Зиль, на юго-востоке - с Марагой, которые тоже входят в состав Табасаранского района. По рельефу местности территория Дарвага входит в предгорно-равнинную зону Дагестана. Нижняя часть села занимает долину реки Меньший Дарбах, вытекающей из Табасаранского хребта. Климат в предгорном Табасаране, в частности Дарваге, умеренный, полусухой. Территория, занимаемая Дарвагом, отличается разнообразием природно-географических условий, которые пригодны для хозяйственной деятельности человека.
  2.   По рассказу Ашура Хантемирова , арабиста-самоучки, любите-ля истории, сохранилось два объяснения происхождения названия аула. По одному из них, название Дарваг происходит от арабского «Дар-уль-Вукаяе» — «оборонительная башня» (буквально «место караула»). Косвенной опорой такого объяснения являются и остатки фортов в Дарваге. По другому объяснению, «Дарваг» происходит от азербайджанских «дур, бах» («встань, посмотри!»). В этом Ашур видит лишнее доказательство того, что жители Дарвага, как и Зидьяна, Рукала и других аулов, являются выходцами из Южного Азербайджана, тем более, что и ныне весь Нижний Табасаран пользуется азербайджанским языком (на самом деле, конечно, такое объяснение названия аула является не чем иным, как примером так называемой «народной этимологии»). Наиболее распространенными названиями в селе являются              магал «Беглер мехлеси»,где расположен дом беков,  родник «Мечет булаг» источник местной мечети, урочище Дарваг чая «Майдан» где произошла столкновение арабов во главе Джаррахом и хазар во главе хаканом Барсабеком в722 г, «Пишиглер мехлеси» где по преданиям жили переселенцы из турции, Иран-хараб место гибели полчища Надир шаха вблиз села Геджух.
  3. По преданиям в 753 году по указу халифа Абу Джафар Мансура в села Дарваг, Кемах, Мухаммадия (Гимейди) из Мосула были переселены 3000 семей. По проведенной генетической экспертизе в 2020 года, 60 % жителей села это и есть арабы, есть иранцы и турки, это говорит о том, что каждый завоеватель оставлял после себя общину привезенную с собой.  
  4. До установления советской власти дарвагом управляли беки, принадлежащие к дому табасаранский кадиев. Но роль управлял джамаатом  местный «ковха». Жители села были раятами местных феодалов  
  5. До образования колхозов жители села обладали «мюльками», где в зависимости от формы хозяйствования вели свое хозяйство. Наиболе массивные среди них считаются «Ашур дерелери» , « Келе бей» , « Ахун дереси» , «Эрчен дере». Жители села  занимались мареноводством, скотоводством и земледелием. Также среди жителей села были мастера по резбе по камню и дереву, о чем свидетельствуют надгробные камни арабской графики и старинные построения.
  6. У истоков просвещения в до революционный период  стояли ученые арабисты самоучки, Бабаев Бабаси и Хантемиров Ашур. Бабаев Бабаси был первым просветителем села, который обучал детей примечетской школе, к латинской и арабской графике, о чем свидетельствуют найденные рукописи при реконструкции мечети в 2000 годах.                                                                                                                        Первые сведения о функционировании школы в с. Дарваг имеются с 1922г. Заведующим школой был Бабаев Бабаси, имел религиозное образование, владел знаниями латинской графики. Обучение велось на латиннице. Цель образовательного процесса заключалась в ликвидации безграмотности. С1922 по 1934 годы сведения о школе очень фрагментарны, либо не очень достоверны. В эти годы школа функционировала в здании сельской мечети.
    Строительство школьного здания началось в 1934 г на пожертвования жителей села Дарваг. Руководил строительством председатель сельского совета Бабаев Насрулла. Здание было сдано в эксплуатацию в 1936году.
  7. По обнаруженным надписям на стене мечети и свидетельствовании имама села Ашура Хантемирова, завершено строительство этого здания в святой месяц Рамадан, в эпоху Джамал ибн Куса-Али в 184 г. хиджры. Что по григорианскому календарю получается начало 9 века, первый этап исламизации в Дагестане. В дарваге также сохранилось здание «Бала мечети», которая послужила местом дислокации приезжих гостей на пятничный намаз, это также свидетельствует о том, что Дарваг являлся центром распространение ислама в Табасаране. В годы правления беков в Дарваге мечеть был реконструирован и к нему пристроен минарет в 1892 году сыном Алибури бека Султан беком и его женой Шарфа ханум. Имамами села  были Бабаси Бабаев и  Ашур Хантемиров.
  8. Дарваг является ареной арабо-хазарских войн. Об этом «Дербенд-наме» сообщает: «Он (Джаррах) 722 году отправляет для наказания жителей Табасарана 2000 войск… Сам он со своим войском отправился в Дарваг… Узнав об этом, сын Хакана Барсбек двинулся против Джарраха, и оба войска сошлись на берегу Дарвага, где начался ужасный бой …»                                                                      Согласно устному преданию, вблиз Дарвага, территория которого прозвана «Иран-Харабом» (гибелью Ирана), табасараны нанесли удар войскам Надир-шаха. Шах рассвирепел, повел все войска на земли табасаран, разрушил множество сел, а жителей увел в плен.
  9.  В годы всеобщей коллективизации на территории сельского по селения Дарваг, сформировался в 1928 году и назывался «Красный Октябрь», председателем колхоза был Гасанбеков Салах, последующие годы колхозом управляли Курбанов Абдурахман, Сулейманов Самед и Уруджевв Айваз. Сулейманов Самед Фетуллаевич был награжден именными часами за достижения в сфере сельского хозяйства, чей портрет висел на ВДНХ.
  10.  Также среди жителей села были репрессированные семьи в Казахстанскую область в 1933году, это семьи Ибрагимова Расула, Мустафаева Магомеда и Гаджикурбанова Мирзы.  В 1957 году вернулись из Казахстана. В 1990е подлежали к реабилитации.                                            
  11.  В 1953 году был запушен ТЭС, оператором был Гюльмагомедов Габибулла. В 1957 году открылась почта, заведующий Абдурахман Курбанов.                                                 В 1958 году был построен сельский клуб под председательством Самеда Сулейманова. В том же году построена сельская библиотека- заведующая Даша Гаджиева, мельница- оператор Меликмамед Дашдемиров.                                                      СЕЛЬПО- заведовали Гаджиев Салатдин, Кюре Агабеков.                                                  В 1966 году была построена врачебная амбулатория- заведующий                               Джамал Гасратов.
  12.  В годы ВМВ и ВОВ защищать Родину ушли  из Дарвага 240 человек, из которых во имя Победы отдали 140 солдат и офицеров, лишь 70 из них вернулись в родной очаг. Призванные на войну жители села участвовали во многих крупных сражениях войны, в Сталинградской битве, в боях за Кавказ, в сражениях на Курской дуге в освобождении стран Восточной Европы и взятия Берлина.

Также среди наших сельчан есть участники локальных конфликтов:

6 воинов интернационалистов, 4 участников чеченской компании, 10 наших солдат вели миротворческую миссию в Сирийской Республике.

В СВО на Украине в настоящее время участвуют около 40 человек,

 Среди которых есть особо отличившиеся ребята, удостоенные орденами Мужества, Суворова и другими государственными наградами.



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

на тему:

«История развития образования моего села»

Содержание:

Введение

Глава 1. Исторические сведения о селе Дарваг.

Глава 2. Развитие образования в селе Дарваг.

Заключение

Информаторы (список литературы)

Введение

        Целью моей работы является  изучение истории становления и развития образования в с. Дарваг Табасаранского района Республики Дагестан.

        Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. Собрать и проанализировать материал об истории образования в с.Дарваг.
  2. Провести опрос информаторов.
  3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.

       Актуальность моей работы заключается в том, что каждый должен знать историю образования в своем родном крае. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить возникшие у него проблемы, применяя свои знания, умения и навыки. Получая образование, мы знакомимся со своей историей и культурой, перенимая опыт поколений. Каждый человек продолжает развиваться и учиться чему-нибудь всю свою жизнь. Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний.

Глава 1 Исторические сведения о селе Дарваг
Возникновение Дарвага историки относят к V-VII вв. Село возникло вокруг одного поста (сторожевых башен) и являлось одним из важнейших военно-стратегических и административных пунктов. Об этом свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени наблюдательная площадка.
Являясь ареной кровопролитных арабо-хазарских войн, Дарваг то попадал под власть завоевателей, то добивался независимости. Подвергаясь постоянным нашествиям словно маяк, он возвышался на Каспийском проходе, откуда пытались пройти многие завоеватели.
За свою историю Дарваг менял этнический состав населения, языковую принадлежность. Серьезное влияние на этническую ситуацию и этнический состав населения Дарвага в целом оказывала политика правителей стран, овладевших Дербентом, переселивших сюда племена, которые они хотели превратить в свою этническую базу в регионе, не надеясь на преданность местного населения.
Как свидетельствуют письменные источники и предания название села связывают с арабами и персами. «Дар», по-персидски (фарси) означает «дверь». Наше село как бы «открывало дверь» в район со стороны Дербентского района
Социальная характеристика села. Современный Дарваг- одно из крупных и благоустроенных населенных пунктов Табасарана. По последней переписи население Дарвага составляет около 3000 человек, хозяйств 680.
В настоящее время экономику села определяет виноградарство, продукция которого поставляется на Дербентский завод игристых вин ( ДЗИВ) . В основном развивается частное скотоводство, садоводство, что является основным источником доходов населения.
Функционируют две школы, детский сад «Улыбка», мечеть, врачебная амбулатория, сельская администрация и клуб.   

Глава 2. Развитие образования в селе Дарваг.

   Первые сведения о функционировании школы в с. Дарваг имеются с 1922г. Заведующим школой был Бабаев Бабаси, имел религиозное образование, владел знаниями латинской графики. Обучение велось на латинице. Цель образовательного процесса заключалась в ликвидации безграмотности. С1922 по 1934 годы сведения о школе очень фрагментарны, либо не очень достоверны. В эти годы школа функционировала в здании сельской мечети.
      Строительство школьного здания началось в 1934 г. на пожертвования жителей села Дарваг. Руководил строительством председатель сельского совета Бабаев Насрулла. Здание было сдано в эксплуатацию в 1936году. На тот период отвечал всем требованиям времени: 5 классных комнат вместимостью по 25 человек, кабинет директора, общий коридор длиною более 30 метров, шириною 3,5 метра, окнами размерами 2/2,5м, освещение с левой стороны, дощатые полы и потолки, стандартные парты в классах. Это здание функционировало вплоть до 2012года без капитального ремонта. У истоков организации учебно-воспитательного процесса были учителя Бабаев Гасан Бабасиевич, Насиров Джамал Насурович, Алиев Камал Алиевич, Оруджев Неби Арабович, Рамазанов Рамазан Юнусович, Рагимов Тагир Рагимович, Уруджбеков Джами. Заведующими школой работали Рагимов Т.Р, Рамазанов Р.Ю, Шугаибов Шугаиб из селения Берикей . Школа была начальной.
     В 40-е годы школа была укомплектована более молодыми кадрами, окончившими педагогические училища. В годы ВОВ были призваны в действующую армию учителя Рамазанов Р.Ю., Рагимов Т.Р., Алиев К.А, Оруджев Н.А, Бабаев С.Б, Курбанов М.М, Рамазанов Т.Р., Алиев Н.М. С 1947 года Дарвагская начальная школа была реорганизирована в неполную среднюю школу. Большая инициатива в этом принадлежала директору Бабаеву Гасану Бабасиевичу, руководившему школой с 1947 по 1957 год бессменно.
     В 50-х годах в школу были направлены молодые учителя - специалисты из центральных районов РСФСР и других республик, что способствовало повышению качества подготовки как самых местных учителей, так и повышению качества образовательного процесса. Особо хочется подчеркнуть вклад учителей в учебно-воспитательный процесс и формирование культурной среды: Хомченко Валентины Сергеевны - учителя химии и биологии; Корх Татьяны Семеновны, Анны Федоровны - учителей русского языка и литературы; Эфендиевой Нажават Эфендиевны - учителя английского языка; Тарабиловой Анны Тимофеевны, Ольховой Марии Сергеевны - учителей начальных классов;  Васильевой Зои Герасимовны -  учителя истории, языка и литературы.
С 1957года директором работал Бабаев Сабир Б, первый учитель получивший высшее образование. Он руководил коллективом по1968 год.  В 1959 году его инициативой школа получает статус полной средней школы, открываются в школе жилые помещения (интернат) для приезжих учащихся из сел Гимейди, Марага, Зиль. В том же году он добивается расширения здания школы на три классных комнат через Совет министров ДАССР, а через три года идет строительство нового учебного корпуса под непосредственным руководством директора.
     В 1961 году осуществляется первый выпуск с полным средним образованием (10 выпускников).

     С 1971 по 1974 год директором школы работал Рагимов Абузер Тагирович, одновременно учась в аспирантуре, защищает кандидатскую диссертацию, впоследствии ему присваивают звание «Профессор истории России». Он внес в образовательный процесс научность, проектирование и исследовательскую деятельность.
     С 1974г по 2013годы руководил коллективом Рамазанов Касум Рамазанович. Он сформулировал коллектив, добился строительства на 150 мест сборочно-блочного корпуса, где в настоящее время обучаются учащиеся школы.
     По инициативе Рамазанова К.Р. на базе Дарвагской СОШ в 2003году открывается в селе вторая средняя школа. Это имело очень большое значение, учитывая удаленность новых микрорайонов строительства жилых домов от центра села. Директором был назначен учитель истории Дарвагской СОШ Маханов Абдулбесир Аладжиевич., который руководил школой по 2017 год. С 2017 по настоящее время директором является Гасратов Шухрет Гасратович.  
     Труд Рамазанова К.Р. оценен правительственной наградой «Заслуженный учитель РД»
     МКОУ «Дарвагская СОШ№1»  гордится своими выпускниками, как:

  • Казимагомедов Абдулла Эседуллаевич – доктор экономических наук, профессор.
  • Рагимов Азади Тагирович – доктор юридических наук.
  • Рагимов Рубен Абузерович – кандидат юридических наук.
  • Маханов Абдулбесир Аладжиевич – кандидат исторических наук.
  • Магарамов Шарафутдин Арифович - кандидат исторических наук.
  • Магарамова Шекерханум Арифовна - кандидат филологических наук.
  • Алиев Зияутдин Камалович – «Старший учитель РСФСР», «Почетный работник общего образования РФ».
  • Мустафаев Ферезулла Мустафаевич- «Почетный работник общего образования РФ».
  • Абасова Хумар Шамсутдиновна -«Почетный работник общего образования РФ».
  • Сулейманова Тамара Кайфуллаевна- «Почетный работник общего образования РФ».
  • Ильдаров Абдулферз Абдулселимович- «Отличник образования РД»
  • Рамазанов Фазиль Тагирбекович – «Заслуженный учитель РД»
  • Кахриманов Заман Гамзатович – «Заслуженный работник физической культуры РД»
  • Исмаилов Нурлан Дашдемирович – победитель конкурса на поощрение лучших учителей РФ 2021г.
  • Мадаев Кавказ Тагиетдинович – мастер спорта РФ.
  • Уруджев Рамис Демирбекович – мастер спорта РФ.

     С октября 2013 года директором школы работает Кахриманов Заман Гамзатович, победивший на конкурсе по замещению вакантной должности.

  В школе также работают учителя – выпускники  Дербентского профессионально-педагогического колледжа имени Г.Б.Казиахмедова:

  1. Алиева Зейнабханум Алиевна – выпускница 1973г.
  2. Сулейманова Шефиге Ш. – выпускница 1973г.
  3. Курбанова (Аюбова) Зинфира Джамамедовна – выпускница 1988г.
  4. Гамзаева Шекер Салмановна – выпускница 1996г.
  5. Пирмагомедова (Алиева) Аида З.– выпускница 1996г.
  6. Оруджева (Кахриманова) Теллиханум Шахваровна – выпускница 2002г.
  7. Бабасиева (Кахриманова) Айнара Замановна – выпускница 2017г.
  8. Курбанова (Ахадова) Динара Сархатовна – выпускница 2017г.
  9. Магарамова (Бабасиева) Карина С. – выпускница 2018г.

   Коллектив учителей Дарвагской СОШ№1 выражает свою благодарность всем учителям, которые отдали и отдают свои силы и знания в деле воспитания и обучения детей.

   

                                                    Заключение

      В ходе моего исследования на тему «История развития образования моего села» я систематизировала данные истории школы с.Дарваг с её основания и по наши дни, благодаря воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы. Проанализировав имеющийся материал, была восстановлена информация о том, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал общеобразовательным учреждением.

     Таким образом, я считаю, что поставленная цель и стоящие передо мной задачи были достигнуты и данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно-воспитательном процессе.

     Я горжусь тем, что являюсь учеником школы с интересной историей и тем, что мы - хранители её традиций.

Именно выпускники нашей школы занимают высокие посты во всех сферах, находясь в разных субъектах Российской Федерации, они оказывают помощь на благоустройство и инфраструктуру родного села Дарваг.

Информаторы

  1. Кахриманов Заман Гамзатович (27.08.1973г) – директор МКОУ                «Дарвагская СОШ №1»
  2. Исмаилов Нурлан Дашдемирович (29,09,1979г)– учитель истории в МКОУ «Дарвагская СОШ №1»
  3. Список использованной литературы …

                                                Список литературы

1. Магомедов Р.М.  История Дагестана». Махачкала 1961г.

2. «Сборник материалов для описание местностей и племен Кавказа»     Тифлис 1902 г.

3. Гасанов М.Р. «Очерки истории Табасарана» 1994 г.

4. «Тарихи Дербент –наме» Тифлис 1983 г

5.  Бакиханов А.К. «Гюлистиан и Иран» Баку 1927 г.

6. Школьный архив.