Программа дополнительных образовательных услуг "Лексика" для учащихся 9 классов.

Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Программа дополнительных образовательных услуг "Лексика" для учащихся 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом  от ____________ номер _________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Платный образовательный курс: Лексика

Класс: 9

Учитель: Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Срок реализации программы -2019-2020 уч.год

Количество часов по учебному плану:

Всего – 70ч/год;  2ч/неделю

Платный дополнительный курс по русскому языку "Лексика"

(обогащение словарного запаса обучающихся средствами художественной выразительности)

ДЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИВЫЧКА ГОВОРИТЬ “ДУРНО”, НЕВРАЗУМИТЕЛЬНО И НЕУМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ХОРОШО СЧИТАЕТСЯ НЕПРИЛИЧИЕМ.                             А.П.Чехов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс  способствует практической подготовке обучающихся к анализу художественного текста  и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, так как открывает новые возможности для получения лингвистического образования.

Курс “Лексика ” призван оказать помощь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности: развивает речевую грамотность – залог успешности человека, формирует навыки использования Слова, расширяет словарный запас.

Причины введения курса

Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке анализа текста.

Проблемы, решаемые данной программой:

- повторение средств выразительности речи;

- расширение словарного запаса учащихся;

– углубленное изучение основ лингвистического анализа текста;

– ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов;

– развитие познавательных способностей.

Особенности программного материала

Платный  курс Лексика” предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих русский язык  на базовом уровне. Курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов лексики , предполагает расширение знаний обучающихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами  на итоговом экзамене  по русскому языку, часть – текстами разных стилей. Курс призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении средств художественной выразительности, как одному из способов видения ценности и многообразия русского языка.

Роль и место курса

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык и литература. Данный курс состоит из 70 часов ( 35 недель по два часа в неделю) в течение  одного учебного года.

Адресат

Программа платного дополнительного  курса рассчитана на учащихся 9-х классов, а также может реализоваться частично или полностью в  10  классе.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате прохождения программного материала обучающийся знакомится с многоаспектностью существования слова. В ходе изучения данного курса девятиклассники  должны знать:

– системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

– языковые нормы, их функции;

– взаимосвязь фактов языка и истории;

уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– указывать средства связи между частями текста;

– определять тему и основную мысль текста;

– определять тип и стиль речи;

– использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

При аудировании и чтении:

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

При говорении и письме:

– соблюдать в практике письма лексические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Целевая установка

Цель курса: выполнить качественную подготовку анализа текста  по русскому языку: расширить кругозор обучающихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Изучение данного дополнительного  курса направлено на достижение следующих задач:

– развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к русскому языку;

–– овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

– формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

– применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

– совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Структура программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

– “Изобразительно-выразительные средства языка”;

– “Стилистические фигуры”;

– “Анализ текста”.

Раздел “Изобразительно-выразительные средства языка” раскрывает центральное место лексики в системе образных средств языка. Обучающиеся изучают слово, основную единицу языка, самый заметный элемент его художественных средств, лексический запас русского языка.

При изучении раздела “Стилистические фигуры” выявляется богатство русского языка в использовании в речи особых сочетаний слов. Старшеклассники знакомятся с приёмами, связанными с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора – и раскрывают выразительные возможности синтаксиса.

В разделе “Анализ текста” раскрываются средства связи предложений. Обучающиеся отрабатывают умения:

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– находить средства связи между частями текста;

– определять тему и основную мысль текста;

– определять тип и стиль речи;

– использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков с использованием обучающихся компьютерных программ и др. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся выполняют тест и анализ предложенных текстов.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

– справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);

– тренировочный (тестовые задания анализ текстов);

– контролирующий (анализ текстов, тесты).

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

– тренировочные и проверочные упражнения,

– практикум,

– работа со словарями,

– знакомство с многоаспектностью существования слова,

– творческие работы,

– исследовательская и проектная деятельность.

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекции, семинары), выполнение внеурочных (домашних) заданий и индивидуальных работ.

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:

– итогового теста, включающего серию вопросов по знанию терминологии, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;

– детальный анализ текста;

– создание творческих работ на основе предложенного материала.

Объём и сроки проведения.

Программа дополнительного платного курса “Лексика” общим объёмом 70 часов рассчитана на один год обучения-                      2019-2020 учебный год..

ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я ТЕБЯ УВИДЕЛ.           Сократ

Календарно-тематическое планирование курса «Лексика»:

№№

Темы учебного курса:

Количество часов

По плану:

Фактически проведено:

Введение  

Знать понятие лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке, лексического и грамматического значения слова, фразеологического значения.

Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим  значением, условиями и задачами общения. Уметь употреблять фразеологизмы.

Словарное богатство русского языка. Роль слов в языке.

1

01.10.19

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

01.10.19

Акцентологические и орфоэпические нормы. Особенности русского ударения.

1

08.10.19

Основные правила литературного произношения. Средства звуковой выразительности

1

08.10.19

Лексические нормы современного русского языка и их  нарушение.  

1

15.10.19

Лексика нейтральная (общеупотребительная).

1

15.10.19

Стилистическая характеристика слова. Работа со словарем паронимов, словарем-минимумом современных заимствований, кратким словарем  антонимов  .

1

01.10.19

Раздел  «Лексические средства выразительности речи»

Знать лексические средства выразительности речи.

Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова.

Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова.

Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов. 

Прямое и переносное значение слов.

1

Прямое и переносное значение слов.

1

Паронимы. Тавтология

1

Паронимы. Тавтология

1

Профессиональные слова

1

Активная и пассивная лексика русского литературного языка.

1

Общеупотребительные и «необщеупотребительные» слова.

1

Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

1

Омонимы – источники выразительности речи.

1

Юмористическое использование каламбура.

1

Синонимическое богатство русского языка.

1

Контекстуальные синонимы и        использование синонимов в речи.

1

Контекстуальные синонимы и        использование синонимов в речи.

1

Функция контекстуальных синонимов в художественных, публицистических произведениях.

1

Противопоставление антонимов в речи – яркий источник речевой экспрессии

1

Метафора – могучее средство воздействия на человеческое воображение.

1

Своеобразие олицетворения.

1

Метонимия, как употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

1

Эпитет – действенное художественное средство.

1

Синекдоха – количественная метонимия.

1

Воздействие гиперболы и литоты.

1

Перифраза. Особенность возникновения перифраз.

1

Перифраза. Особенность возникновения перифраз.

1

Сравнение – сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое.

1

Лексическая анафора..

1

Эзопов язык аллегории
Ирония – одна из форм отрицания

1

Итоговый контроль (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, защита творческих проектов и т. п.).

1

Раздел: Стилистические фигуры. Изобразительные средства синтаксиса.

1

Знать: стилистические фигуры, уметь различать их, распознавать в тексте.

Стилистические фигуры. Выразительные возможности синтаксиса.

1

Градация – нарастание или убывание синонимического ряда.

1

Градация – нарастание или убывание синонимического ряда.

1

Синтаксический параллелизм.

1

Синтаксический параллелизм.

1

Риторический вопрос. Утверждение, высказанное в форме вопроса..

1

Риторическое восклицание, усиливающее напряжённость и выразительность речи.

1

Ритмообразующая функция инверсии.

1

Анафора и эпифора – противоположные синтаксические фигуры.

1

Анафора и эпифора – противоположные синтаксические фигуры.

1

Принцип создания антитезы.
Оксюморон.

1

Парцеляция.

1

Широкое использование парцелляции в современной художественной литературе как средство изобразительности

1

Эллипсис и его функции.
Период. Классические примеры периода.

1

Повторение особенностей определения лексических средств выразительности речи, стилистических фигур.

1

Фразеологизм и его признаки

1

Фразеологизм и его признаки

1

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма

1

Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

1

Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

1

Устаревшие и новые фразеологизмы.

1

Устаревшие и новые фразеологизмы.

1

Раздел: Анализ текста.

1

Стилистический и типологический анализ текста.

1

Стилистический и типологический анализ текста.

1

Лингвистический анализ текста.

1

Лингвистический анализ текста.

1

Лингвистический анализ текста.

1

Лингвистический анализ текста.

1

Анализ текста.

1

Композиция и языковое оформление сочинения. Написание сочинения.

1

Анализ сочинений.

1

Работа с художественным текстом.

1

Работа с художественным текстом.

1

Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте

1

Редактирование текстов разных стилей

1

Лексический анализ слов. Обобщающий урок курса.

1

Использованы Интернет-источники.