Копилка воспитателя

Усольцева Виктория Викторовна

Делюсь наработками и опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

семинар-практикум

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая и д.т. Для детей старшего дошкольного возраста желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Где можно использовать карточки-схемы?

  • при обучении составлению рассказа
  • при пересказах художественных произведений
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихов
  • для обогащения словарного запаса

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме или чтения стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).

Практическая часть

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
1. Составить описательный рассказ по опорной схеме.

2. Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблиц.

3. Составить творческий рассказ с опорой на схемы.

4. Зарисовать  мнемотаблицу на стихотворение «Носит одуванчик…»

В результате данной работы:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.