Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

КАРАСЬ ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребѐнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_bezopasnosti.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 открытого акционерного общества "Российские железные дороги»

        

Программа « Моя безопасность» по реализации парциальной программы

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.

в старшей группе на 2018-2019 уч. год

                                                                                                  Составители:  

                                                                         Воспитатели: Карась В.М., Горбачева Л.А.  

                                                               

Пояснительная записка.          

     Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии  дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым  обеспечивается снижение социальной  дезадаптации  подрастающего поколения, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.

Безопасность жизнедеятельности выступает одним из важных условии полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое  условие  существования каждого человека, взрослого и ребенка.

Программа, в силу её особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов:

  • Принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
  • Принцип системности: работа должна проводиться в системе, целый учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
  • Принцип сезонности.
  • Принцип учёта условий городской и сельской местности: у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы ДОУ.
  • Принцип возрастной  адресованности.
  • Принцип интеграции: содержание программы реализуется как в процессе регламентированной деятельности (по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию), а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
  • Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. 

Особенности реализации программы.

Реализуемая цель: сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

В соответствии с  ФГОС ДОУ и в программе «От рождения до школы» под ред. Н Е. Вераксы, М А. Васильевой, Т.С. Комаровой стандарт по формированию основ безопасности представлен как:

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры.

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Условия создания и реализации программы. 

Для успешной реализации программы необходимо наличие:  начальной базы материального обеспечения (аудио-, видеоматериалы, сценарные разработки, видео презентации);  помещений, предназначенных для проведения спортивных мероприятий,  художественно- творческих работ (музыкальный зал, кабинет психолога),уголки в группах по ОБЖ (дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке) наглядной информации для родителей.

Содержание программы.

Программа включает шесть направлений.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. «Ребёнок и другие люди «
  2. «Ребёнок и природа»
  3. «Ребёнок дома»
  4. «Здоровье ребёнка»
  5. «Эмоциональное благополучие ребёнка»
  6. «Ребёнок на улице».

Содержание пяти из них (пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность на улице, безопасность дома, безопасность в лесу) представлено в пяти блоках. Шестое направление (коммуникативная безопасность) проходит через все блоки.

Каждый из блоков включает следующие формы работы совместной деятельности педагога с детьми:

занятие-игра (1раз в месяц по 25-30 мин.) как элемент, формирующий необходимый арсенал знаний у ребенка, основанный на проблемно-диалогическом обучении как наиболее эффективной образовательной технологии;

ежедневные игры различных видов (5-10 минут): подвижные, дидактические игры в самостоятельной детской деятельности, способствующие закреплению и развитию сформированного навыка; разрешение проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога с детьми, что позволяет ребенку погрузиться в ситуацию, увидеть правильные способы действий и попробовать совершить их самому;

развлечения и спортивные мероприятия, закрепляющие и обобщающие изученный материал по темам; целевые прогулки, экскурсии, диагностирующие способы поведения детей в реальной ситуации, а также мотивирующие детей на изучение материала.

Методы и приемы:

  • проблемное и игровое обучение;
  • метод убеждения,
  • игровые и развивающие методы,
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости,
  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Направления программы. Формирование у детей культуры безопасного поведения предполагается по шести направлениям: на улице, в воде, при пожаре, дома, в природе, при взаимодействии между собой.

Первые пять направлений оформлены в пять блоков. Взаимодействие между детьми происходит на улице и дома, при пожаре и на воде. Поэтому шестое направление реализуется в течение всего года, без выделения его в отдельный блок.

Прогнозируемый результат.

У детей сформированы:

Навык самосохранения.

Владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий.

Умение оказывать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации, информирование других о вероятности тех или иных последствий.

Оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.                                                     

Направления работы педагогов с родителями. Предусмотрена систематическая работа с родителями по всем основным аспектам жизнедеятельности детей, будь то безопасность на улице, дома или в лесу, культура поведения

в общественных местах и общения с животными, способы оказания первой помощи в

различных бытовых  ситуациях.  Ведь в конечном итоге главным образом пример родителей

является основой формирования личности ребенка.

Направления работы педагогов с родителями:

 организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

      Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

      Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы).

      Методика проведения диагностики:

1 Тема: «Ребёнок и другие люди».

   Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;

   обсуждение конкретных ситуаций;

   дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

2 Тема: «Ребёнок и природа».

   Беседы по картинкам, плакатам;

   наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

   дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,   ягоды).

3 Тема: «Ребёнок один дома».

   Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

   дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,   «Скорая помощь», «Помогите милиция!».

4 Тема: «Здоровье ребёнка».

   Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

   «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валиология или   здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»   (закаливание, ЗОЖ);

   Занятия, беседы, наблюдения.

5 Тема: «Эмоции».

   Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;

   рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;

   дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,   тесты.

6 Тема: «Ребёнок на улицах города».

   Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

   сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и

   пассажиры»;

   дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,   «Найди ошибку».

Ответы детей оцениваются в баллах:

 3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации).

 2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

Высокий уровень  с 16 – 18 баллов

Средний  уровень с  13 – 15 баллов

Низкий    уровень с   12 баллов

Количественный уровень в %  высчитывается по формуле:

Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.

Идеальный балл = количество детей  умноженное  на 3

Качественный уровень в %  высчитывается по формуле: Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.

Календарно-тематический план работы в старшей группе

Раздел программы

Тема

Программные задачи

Форма проведения

Дата проведения

Ребёнок и другие люди

 «Безопасное общение»

- научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны;

-воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

индивидуальные беседы        

сентябрь 2018 г.

«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

-учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

беседа

март 2019 г.

«Где мы живем?», «Мой адрес»

- закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

индивидуальные беседы

октябрь 2018 г.

«Как избежать неприятностей?»

- знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, во дворе, на улице, в лесу и в дороге и учить избегать этих ситуаций.

рассматривание картин и их обсуждение

октябрь 2018 г.

«Зимние забавы и безопасность»

- формировать умение видеть потенциальную опасность, учить избегать опасные ситуации.

составление рассказов по сюжетным картинам

декабрь 2018 г.

«Службы «01», «02», «03» всегда на страже»

- познакомить со службами спасения «01», »02», «03»;            

-учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта;

-воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности.

игра - беседа

март 2019 г.

Ребёнок и природа

 «Природа и человек»

-воспитывать бережное отношение к природе;

-подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

-закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

организованная образовательная деятельность

сентябрь 2018 г.

«Берегись мороза»

-учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.

беседа

февраль 2018 г.

 «Экологические знаки»

-расширять представления об окружающем природном мире;

-развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правили норм поведения;

организованная образовательная деятельность        

январь 2019 г.

«Тонкий лед»

-рассказать детям о правилах поведения в природе.

наблюдение на прогулке

ноябрь 2018 г.

«Опасные растения»

- познакомить детей с растениями, которые при определенных условиях могут представлять опасность;

- учить различать их и правильно называть, соблюдать правила личной безопасности.

рассматривание альбома

май 2019 г.

«Съедобные и не съедобные грибы»

- закреплять знания детей о съедобных несъедобных грибах.

игра-беседа

май 2019 г.

«Война грибов и ягод»

- расширять знания детей о съедобных грибах.

чтение сказки

В. Даля

апрель 2019 г.

«Осторожно, гроза!»

- знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы.

беседа

май 2019 г.

«Умеешь ли ты обращаться с животными»

-дать знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними;

-учить детей понимать состояние и поведение животных.

беседа

апрель 2019 г.

«Не прыгай в воду в незнакомых местах»

-знакомить детей с правилами поведения на воде.

беседа

май 2019 г.

«Познакомимся с нашими соседями»

- формировать представления о разных насекомых, о правилах поведения с ними

игра-беседа

май 2019 г.

Ребёнок дома

 «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

-расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме;

-познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них.

рассматривание сюжетных картин

март 2019 г.

«Пожарная безопасность»

- закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при его возникновении.

групповая беседа

октябрь 2018 г.

«О бытовых приборах»

«Безопасность собственной жизнедеятельности»

- обучать детей правилам безопасного пользования бытовыми приборами;

- формировать у детей представление о том, что полезные и необходимые бытовые приборы, при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды.

беседа

беседа

октябрь 2018 г.

ноябрь 2018 г.

«Пожарные»

- уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения

при пожаре.

сюжетно-ролевая игра

декабрь 2018 г.

«Огонь друг и враг»

«При пожаре не зевай, огонь водою заливай»

-развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку.

- познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые;

-закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.

подвижная игра

подвижная игра

апрель 2019 г.

май 2019 г.

Здоровье ребёнка

«Человек и его тело. Зачем нужно тело»

- расширять представления детей об особенностях функционирования человеческого тела.

чтение энциклопедии дошкольника

октябрь 2018 г.

 «Здоровье и болезнь»

- учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

групповая беседа

ноябрь 2019 г.

«О гриппе»

- учить заботится о своём здоровье;

- познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой;

- учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.

беседа

февраль 2019 г.

 «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны»

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

спортивное развлечение

февраль 2019 г.

 «Что произойдет, если не соблюдать правила гигиены?»

«Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?»

-развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

игровая ситуация

ноябрь 2018 г.

январь 2019 г.

«Витамины укрепляют организм»

-познакомить с понятием «витамины»;

-закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержаться витамины;

-воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

беседа

апрель 2019 г.

«Путешествие в страну Здоровья»

-воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

спортивный досуг

март 2019 г.

«Полезные продукты»

-помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;

-уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.

беседа и рассматривание картин

январь 2019 г.

Эмоциональное благополучие ребёнка

«Конфликты между детьми»

- учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами.

беседа

ноябрь 2018 г.

«Поделюсь с другом игрушками»

- воспитывать уважительное отношение со сверстниками, учить делиться игрушками.

индивидуальная беседа

сентябрь 2018 г.

«Правила поведения для воспитанных детей»

- помочь ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

Чтение книги

Г. Шалаевой, О.М. Журавлевой

сентябрь, октябрь 2018 г.

Ребёнок на улице

«Счастливого пути!»

Л. Симонова

- обучать детей правилам дорожного движения.

чтение художественной литературы

ноябрь 2018 г.

«Путешествие в прошлое светофора»

-познакомить детей с историей светофора, с правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках;

-воспитывать чувство с процессом преобразования этого устройства человеком, развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

организованная образовательная деятельность

апрель 2018 г.

«Светофор», «Азбука пешехода»

- выявлять и расширять представление детей о назначении улицы;

- закреплять знания о правилах дорожного движения.

дидактическая игра

ежемесячно

 «Дорожные знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога!», «Пешеходы и транспорт»

- познакомить детей с дорожными знаками, о назначении каждого знака.

дидактическая игра

ежемесячно

«Безопасность на дороге», «Безопасность на зимней дороге»

- формировать потребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения правил дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

беседа, рассматривание картин

октябрь 2018 г.

январь 2019 г.

«Знаешь ли ты правила дорожного движения»

- закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора;

-знания о дорожных знаках;

- воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах.

спортивный досуг        

июнь 2019 г.

«Что такое перекресток?»

-рассмотреть иллюстрацию с изображением оживлённого перекрёстка;

-побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному.

беседа, чтение художественной литературы

март 2019 г.

«Я знаю правила дорожного движения!»

- обобщать и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения;

-углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора;

- учить применять правила в различных жизненных ситуациях.

выставка совместных работ родителей с детьми

май 2019 г.

                                                                        Список используемой литературы:

Методические пособия

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
  2. Безопасность на улицах и дорогах: для детей старшего дошкольного возраста: Альбом/Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.-М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.-32с.
  3. Беседы о здоровье: Методическое пособие. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-64с.
  4. Беседы о правилах пожарной безопасности. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2008.-64с.
  5. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь. Старшая  группа/авт.-сост. Н.Н. Чернова. - Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
  6. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Чернова. - Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
  7. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Чернова . -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
  8. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. Саулина Т.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с
  9. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  10. ОБЖ. Старшая группа. Разработки занятий в 2-х частях. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». -80 с.
  11. Основы безопасности для детей 5-8 лет. Шорыгина Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2007-80с.