1.5. Организация дополнительных образовательных услуг (не платных), ведение кружковой деятельности, реализация региональных программ

Магеррамова Элмара Сахиб кызы

1.5. Организация дополнительных образовательных услуг (не платных), ведение кружковой деятельности, реализация региональных программ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_issledovateli_-_kopiya.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  

 К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности  ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

В работах многих отечественных педагогов говорится о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

   Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно—действенное и наглядно—образное  мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство данного метода заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Представления, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование

   Программа кружка «Юный исследователи» разработана на основе следующего программно - методического обеспечения:  

- методическое пособие О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска»;

- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».        

 Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления  развивающей  педагогической работы с  дошкольниками, дана развёрнутая  характеристика содержания основных  тем («Живая  природа,  «Неживая  природа», «Физические явления», « Человек», « Рукотворный мир»)  и  блоков деятельности  (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:

1.       Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

2.       Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования), развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).

3.       Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.

4.       Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.

5.       Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)

6.       Развитие у детей умственных способностей.

7.       Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

8.       Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

9.       Развитие эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.

Данная программа описывает курс развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа) и реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально – исследовательская.

Программа предполагает проведение занятия  раз в неделю в подготовительной группе. Продолжительность интегрированных занятий составляет с обязательной физкультминуткой (связанной с темой занятий):

·    подготовительная группа – 25 мин.

Общее количество учебных занятий в  год обучения – 35 занятий.

Структура проведения занятий экспериментирований

1.   Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).

2.   Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.

3.   Проверка гипотез.

4.   Подведение итогов, вывод.

5.  Фиксация результатов.

6.   Вопросы детей.

Алгоритм занятий:

-  мотивация

- подготовительная беседа

- практическое (экспериментальное) задание

- анализ деятельности

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа) рассчитана на год обучения.

Занятия организуются на принципах:

-  личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

- доступности предлагаемого материала;

- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

- вариативности и проблемности;

- взаимодействия с семьей.

Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы можно варьировать. 

Формы и методы организации педагогической деятельности.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Методы стимуляции и мотивации:

- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н.Толстого «Хотела галка пить...» В какую ситуацию попала галка?);

-  вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе используются разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет»,    «Хотела галка пить...»

 и т. д.)

Практические:

Действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные, зайчики», «Мы фокусники» с магнитом и т.д.) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности

Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Словесный метод обучения:Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?»,

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)    

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы(«Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.) Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  используются наблюдения разного вида:   

- схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

- за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)

У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Работа с детьми  должна быть построена с учётом их возрастных особенностей. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов,необходимо систематизировать описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Реализация  поставленных задач осуществляется в трех основных формах:

-занятия

-самостоятельная деятельность детей

-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей воспитатель должен вызывать интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?» А затем в совместной деятельности – закрепить  полученные ранее знания  и представления.

Подробное описание форм работы.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду.  Воспитатель должен вызывать и поддерживать интерес детей к изучаемой теме,  чтобы решить все поставленные задачи.  А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое -  «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?        

Не следует торопиться с ответом, а необходимо способствовать   тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно необходимо тщательно продумать организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Новизна.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив  методическую литературу по познавательному развитию детей, я выявила, что  опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты  наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога). Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Определены критерии уровня знаний детей:

высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Условия реализации программы

Средства обучения.

Оборудование для детского экспериментирования:

микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики,), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: ложки, глобус, карта политическая, физическая.

Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.

Детские энциклопедии, атласы.

                               Ожидаемый результат.

                                                                                                                                               -овладение средствами познавательной деятельности;              

-способами действий, обследования объектов;

-расширение познавательного опыта;

-формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;

-формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов;

-использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности;

 -иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва);

-иметь представление  о значимости воды и воздуха в жизни человека;

-иметь представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.

- овладение опытом  выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Контрольно-измерительный материал

Педагогическое обследование детей 7-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Юные исследователи»

Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

Показатели:

Умеет задавать вопросы.

Умеет ставить проблему, выявляет ее.        

Умеет выдвигать гипотезы.

Умеет давать определение понятиям.

Умеет классифицировать.

Умеет наблюдать.

Умеет проводить эксперименты.

Умеет рассуждать, делать заключения.

Критерии:

3 балла - умения и навыки сформированы

2 балла – частично, с помощью взрослого

1балл - умения и навыки не сформированы

Результаты:

 Высокий уровень – 20-24

 Средний уровень – 14-19

 Низкий уровень    - 8-13

Диагностическая карта кружка «Юныеисследователи».

№ п/п

 Ф. И. ребенка

Умеет задавать вопросы

Умеет ставить проблему, выявляет ее.

Умеет выдвигать гипотезы

Умеет давать определение понятиям

   Умеет классифицировать

Умеет наблюдать

Умеет проводить эксперименты

Умеет делать заключения

Баллы

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итог

Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %;  Средний уровень _______ детей ______ %;  

Низкий уровень _______ детей ______ %.  

Календарное планирование дополнительной общеобразовательной

программы «Юныеисследователи».

Дата

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Рассматривание плодов и семян.

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

2 неделя

Для чего растению нужны семена

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.

3 неделя

В маленьком семени прячется растение

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

4 неделя

Условия, необходимые для роста растений

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

Октябрь

1 неделя

  Как устроена «волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв (чернозем, песок, глина).

2 неделя

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

3 неделя

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

4 неделя

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Ноябрь

1 неделя

Знакомство с  микроскопом.

Познакомить детей с микроскопом. Рассказать, как устроен микроскоп.

2 неделя

Волшебный мир микроскопа.

Формировать представление о клетке на примере кожицы чешуи лука.

3 неделя

Микроскопические исследования

объектов неживой природы

Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

4 неделя

Живой мир

Выращивания простейших организмов с использованием кожуры банана.

Декабрь

 1 неделя

Этот удивительный воздух

Дать понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека

2 неделя

Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

3 неделя

Воздух всегда в движении. «Сильный ветер, слабый ветер».

Доказать, что воздух всегда в движении. Познакомить детей с силой ветра.

4 неделя

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Январь

2 неделя

Получение натуральных красителей.

Рассматривание капельки сока свеклы и моркови под

микроскопом.

3 неделя

Окрашивание

хлопчатобумажной ткани натуральными

красителями

Исследование натуральных

красителей на стойкость при окрашивании различных тканей

4 неделя

Окрашивание

фильтровальной бумаги с помощью ярко

окрашенных конфет

Дать представление о

натуральных и искусственных красителях, их пользе и вреде для

организма человека.

Февраль

1 неделя

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

2 неделя

Замершая вода

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

3 неделя

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

4 неделя

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Март

1 неделя

Сравнение молока и воды

Увеличить знания о молоке

путём экспериментов. Узнать чем отличается молоко от воды.

2 неделя

Заквашивание молока

Опытным путем проверить, что молоко за счёт теплой температуры, имеет свойство сквашиваться. Из него получается совершенно другой напиток – простокваша.

3 неделя

Радуга на молоке

В молоке содержатся большое количество полезных веществ. Показать детям, что молоко содержит жиры, они полезно для роста детского организма. Фейри их растворяет, происходит движение краски.

4 неделя

Невидимые чернила

Опытным путем показать, что буквы, под действием температуры, станут коричневого цвета. С течением времени рисунок не исчезнет заново.

Апрель

1 неделя

Магнит и его свойства

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

2 неделя

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

3 неделя

Сила притяжения

Притягивание через предметы        

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

4 неделя

Компас

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Май

1 неделя

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

2 неделя

Солнечные зайчики

Формировать представления о свойствах

солнечных лучей

3 неделя

Далеко-близко

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

4 неделя

Тайна стекла

Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Список использованной литературы:

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  /  — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336
  2. Веракса, Галимов: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС
  3. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста».   - М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  4.  И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование. старший дошкольный возраст»: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.
  5.  Л.Н. Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». -М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
  6.  С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» - Мозаика-Синтез, 2020г.
  7.  А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.»