Инновационная/экспериментальная деятельность

Цыренова Хандама Зандановна

Инновационная деятельность учителя на уроке математики,как условие реализации новых образовательных стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats.deyatelnost.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельности учителя на уроках математики, как условие реализации новых образовательных стандартов

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. 
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — 
проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта ипроблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики.

Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.

Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять - шесть раз в неделю, преподает предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений. Основные задачи, которые решаются в процессе преподавания математики заключаются в выявлении и развитии продуктивного, эвристического, творческого, дивергентного и креативного мышления; формировании устойчивой мотивации к учению и самосовершенствованию; обучению навыкам самообразования и научно - исследовательского труда; формированию внутренней потребности в непрерывном самосовершенствовании. Эти задачи преподавания математики соответствуют социальному заказу общества, выявлению противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике. Особое внимание надо обратить на поддержку идей, способов мыслительной деятельности ученика, поиска различных возможностей решения задач. Приобщая школьника к творческой деятельности, надо использовать различные формы инновационной работы, основанные на личностно - ориентированном взаимодействии с обучающимся.

Источник изменений

Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказанию педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию». Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать программный объем знаний – к формированию у учащегося в ходе деятельности преимущественно творческого  характера, способности связывать знания и способы деятельности с ситуацией (проблемой), требующей ее эффективного разрешения.

 Идея изменений

Использование модернизированных современных образовательных технологий, таких как технология модульного обучения и ИКТ позволяют создавать на уроках математики ситуации «успеха», которые снижают уровень тревожности, повышают мотивацию к учению, активизируют познавательную деятельность, а значит,  повышают работоспособность учащихся на уроках математики.

 Концепция изменений

Изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение каждым учащимся (с учетом особенностей личности) совокупностью универсальных знаний. Это достигается через внедрение модульной технологии. Новизна опыта заключается в разработке системно-структурной композиции урока, определении его ключевых составляющих, подчиняющихся главной цели. Такой целью является создание условий для активизации познавательной деятельности ученика как личности.

Преимущества перед аналогами:

1) Происходит учет индивидуальных параметров личности;

2) Знания становятся  средством;

3) Знаниевая ориентация сменяется личностно-ориентированным образованием;

4) Каждый ученик развивается как личность.

 Условия реализации изменений.  Данная технология:

1) Требует от учителя организаторского, творческого мастерства, увлеченного не только своим предметом, но и переживающем за развитие личности ребенка;

2) Знание методики Модульного метода обучения;

3)  Внедрение ИКТ;

4) Наличие оргтехники, расходных материалов, выхода в интернет.

 Результаты изменений

1) Снижается уровень тревожности;

2) Повышается личная уверенность у каждого ребенка в себе как в человеке способном и компетентном;

3) Повышается мотивация к учению;  

4) Повышается познавательная активность;

5) Повышается успеваемость учащихся;

6) Улучшаются показатели по ОГЭ и ЕГЭ;

7) Возрастает количество призовых мест на школьной, городской, окружной  олимпиадах по математике.

Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но каждый ученик – личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом несколько раз пояснять; увлеченные математикой и не любящие ее. Насильно против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека  чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а учителя, педагоги учиться только помогают. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.

Применяемая методика позволяет создать каждому обучающемуся комфортный темп работы, и, что немаловажно, на мой взгляд, для каждого ученика создать ситуацию успеха. Если ученик не получает удовлетворения от учебы, то учеба становится в тягость, а учеба в тягость – это вид каторги.  Средством для достижения удовлетворения от учебы является  модульная технология 

Я полагаю, что для успешности обучения необходимо: 

1)  Так организовать учебный процесс, чтобы ученик вначале понял, какой материал подлежит усвоению, и каким образом с ним следует работать;

2) Организовать собственную работу ученика таким образом, чтобы каждый его шаг оказался учителю подконтрольным;

3) Организовать учебный процесс, чтобы весь материал по данному модулю был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя;

4) Постепенно перейти от пошагового контроля к самоконтролю. 
Мне нравится, что при этом меняется роль учителя в учебном процессе. Моя задача через модуль мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью, активизировать ученика на рассуждения, поиск, догадку, ориентировать на успех, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с другими учащимися и учителем. 

Как происходит такое обучение? Каждый раздел  учебного пособия разбит на модули. Каждая тема раздела также разбита на модули. Работа над каждым модулем происходит в парах «сменного» характера. Каждый ученик работает в паре сначала над своим модулем в позиции ученика, а затем происходит смена позиций. Если же, кто-то допускает ошибки, то ученик, который выполнил верно данное задание становится в позицию учителя. Модули составлены таким образом, что организация работы на уроке осуществляется дифференцировано. В паре учащиеся  помогают друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого, работая над каждым модулем. Практическая значимость урока заключается в развитии у учащихся умений ставить перед собой учебные цели и задачи; четко выражать мысли; выслушивать мнение одноклассников, сравнивая его со своим; выделять главное; сопоставлять, делать выводы. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности. Глубина понимания обсуждаемых в парах вопросов также регулируется учениками, а не сковывается временным стандартом урока. Тем самым, продвигаясь постепенно от дисциплинарной пассивности в классе к развитию познавательного интереса учащихся, а затем и  развитию их познавательной активности. На протяжении всего урока формируется коммуникативная компетенция, развивается математическая речь, совершенствуются умения и навыки общения, развиваются умения и навыки работы с учебно-научными текстами, совершенствуется умение информационной переработки текста. Развиваются общедеятельностные умения выполнять самопроверку и взаимоконтроль. Все формы контроля, известные учителю сохраняются. Но ученики в разное время выходят на контроль. Я считаю целесообразным проконтролировать отдельно тех, кто закончил раньше, и предоставить им время на уроке для знакомства с дополнительной литературой или решения задач олимпиадного уровня. В режиме урока осуществляется дифференцированный контроль со стороны учителя.

Опыт показывает, что ребята с удовольствием работают в парах сменного характера. Результаты такой работы хорошие. То, чему научились ребята друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности.

При этом функции педагога сводятся к:

собственной деятельности ученика и формировании его управлению познавательной деятельностью ученика, т. е. к переходу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;

мотивации познавательной деятельности ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания, что позволяет достичь положительного отношения к предмету;

организации самостоятельной работы на уроке, включая работу с различными источниками информации;

включению всех обучающихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

созданию ситуации успеха и положительной эмоциональной атмосферы учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

организации самоанализа адекватной самооценки;

Урок проверки и оценки знаний предполагает использование различных дидактических материалов, которые позволяют оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.