Влияние речевых интонаций на развитие вокально-слуховых навыков у детей дошкольного возраста

Кожевникова Наталья Борисовна

Индивидуальная работа с "непоющими" детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние речевых интонаций на развитие вокально-слуховых навыков у детей дошкольного возраста


       «Как было бы хорошо, если бы учителя пения преподавали одновременно и дикцию, а преподаватели дикции учили бы пению. Но так как это невозможно, пусть оба специалиста работают рука об руку и в близкой связи друг с другом».
К. Станиславский.
      Обучение хоровому пению в детском саду должно готовить детей к урокам пения в школе. Дети должны прийти в школу с навыками чистого интонирования при естественном звучании голоса. Но при обучении детей дошкольного возраста пению у педагога встречаются значительные трудности. Большая часть этих детей фальшиво интонирует. Среди них выделяется группа детей, совершенно не владеющих голосовым аппаратом и не умеющих воспроизводить звуки различной высоты, — их смело можно назвать «непоющими», потому что они интонируют все песни на одном низком звуке.
      Наблюдая за детьми  дошкольного возраста, можно убедиться, что у них нет ясного представления о различии между речевым и певческим интонированием. Так, новички, пришедшие в детский сад, часто высказывают желание спеть песню, а на предложение спеть знакомую песню декламируют знакомые стихи.
      Первая беседа с ребенком и его ответы на вопросы уже дают представление о его вокальных возможностях. Если ребенок говорит естественным, звонким голосом, достаточно выразительным и интонирующим, то можно с относительной уверенностью сказать, что ребенок будет петь. Если же ребенок не обладает достаточной для его возраста звуковой культурой речи и говорит низким, форсированным, отрывистым голосом, лишенным интонационной выразительности, то можно с уверенностью сказать, что в его пении будут также серьезные дефекты.
      Внимательно присматриваясь к детям, говорящим низким голосом и обладающим монотонной речью, можно заметить, что они делятся на две группы. К первой относятся «крикуны» — это дети, всегда и всюду говорящие форсированным, низким голосом. Воспитателям и родителям трудно заставить их говорить умеренным звуком. Ко второй группе относятся дети чрезмерно застенчивые — они всегда говорят тихо и стараются быть незамеченными.
      Музыкальному руководителю хорошо известно, как проявляют себя на занятиях  дети, не умеющие говорить естественным звуком: они поют песню на одном, близком к их разговорному тону, низком звуке, ритмически подговаривая слова. Вначале их нисколько не смущает расхождение с пением остальных детей; позднее они начинают понимать, что мешают общему пению и пытаются петь тихо. Некоторые застенчивые дети предпочитают молчать и слушать пение своих товарищей. Если на таких детей не обращать внимания, они очень долго могут петь на одном звуке и уйдут в школу непоющими.
      Работая с «непоющими» детьми необходимо добиться правильного звукоизвлечения, а затем уже стремиться к чистому интонированию.
Чтобы установить причины неудовлетворительного звучания детских голосов нужно наладить тесный контакт с родителями таких детей. В результате знакомства с ними в большинстве случаев выясняется, что сами родители и близкие ребенку взрослые говорят грубым, однотонным голосом, лишенным интонационной выразительности, иногда голосом сорванным, напряженно-крикливым, очень низко звучащим.
      Известно, что ребенок не рождается с готовыми навыками разговорной речи. Первыми его учителями в развитии речи являются родители и близкие, живущие с ним люди. Если у матери сорванный, напряженный, низкий голос, если она неправильно произносит некоторые звуки и слова, то ребенок неизбежно перенимает все особенности ее речи: неправильное произношение отдельных звуков, слов, тончайшие оттенки голоса, манеру говорить, тембр голоса.
      Таким образом, ребенок говорит, как окружающие его взрослые, а манеру говорить непременно переносит в пение и поет с теми недостатками, какие у него встречаются и в речи. Следовательно, не поют в большинстве случаев как раз те дети, в семьях которых отсутствует звуковая культура речи. Причинами, оказавшими влияние на развитие речи, могут быть также заболевание носоглотки и верхних дыхательных путей, врожденные аномалии в строении голосовых связок и нарушение физического слуха.
      Развитие вокально-слуховых навыков иногда задерживается из-за плохой двигательной координации ребенка и особенно у чрезмерно застенчивых детей. Иногда причиной застенчивости и пониженного жизненного тонуса является неблагоприятная домашняя обстановка.
      Владение голосом — это умение распоряжаться мышцами голосового аппарата. Если у ребенка нарушена общая координация движений (а у застенчивых детей это нарушение всегда имеется), то развитие вокально-слуховых навыков у него задерживается.

       Чтобы научить детей владеть певческими интонациями надо привлекать их к индивидуальным занятиям, во время которых разучивать стихотворения, проводить игры со звукоподражанием. Успех таких занятий превзойдет все ожидания, дети начинают петь спустя неделю или месяц. Понимая все значение и ценность воспитания и обучения детей в коллективе, нельзя не признать необходимости в ряде случаев индивидуальной работы с детьми. Иногда непродолжительная беседа с ребенком в корне меняет его отношение к занятиям, поднимает активность, вызывает интерес, а главное, дает возможность педагогу лучше узнать ребенка.
      Индивидуальные занятия с «непоющими» детьми должны проходить в дружеской и непринужденной обстановке. Такая обстановка нужна еще потому, что даже самые маленькие «непоющие» дети отлично понимают, что они отстают от товарищей, и это обстоятельство для них не безразлично. Многим из них бывает неловко пробовать свой голос перед всем коллективом.
    Начинать эту работу надо со следующих задач:

  • поднять активность ребенка и вызвать у него желание хорошо говорить, хорошо читать стихи и хорошо петь.
  •  помочь ребенку отделаться от лишнего мышечного напряжения в разговорной речи, которое в большей или меньшей степени свойственно всем «непоющим» детям.
  • стремиться перевести речь ребенка в более высокое звучание, поднять и расширить диапазон его разговорных интонаций.
        Игры со звукоподражанием и разучивание стихотворений оказывают положительное влияние для осуществления поставленных задач. Чтобы закрепить навыки высокого звучания, надо петь знакомые детские песни и народные попевки в высоком регистре. Занятие с  ребенком надо начать с небольшой беседы или шуточной игры со звукоподражанием. Увлеченный игрой «непоющий» ребенок, сам того не замечая, начинает говорить в более высоком регистре, и голос его постепенно переходит на естественное звучание. Часто случается, что, ребенок неожиданно для себя звонким и свободным звуком отвечает на задание поаукать, как будто заблудился в лесу, или промяукать, как мяукает маленький котенок, тогда как до сих пор в коллективе это ему не удавалось. Затем надо перейти к разучиванию стихотворения, специально подобранного в соответствии с интересами ребенка, чтобы прочесть его на ближайшем празднике или перед товарищами на вечере досуга. Эта перспектива вызывает у ребенка положительные эмоции и он пытается пробовать свои силы в выразительном чтении стихотворения. Педагог должен поощрять ребенка в его даже самых маленьких успехах.
          С первого же занятия появляются у ребенка находки речевых интонаций. При последующих встречах интонации улучшаются и к тому времени, когда стихотворение усвоено наизусть, уже видны заметные сдвиги в смысле высокого звучания и интонационной выразительности.
          Выразительная разговорная речь дает возможность передать любые чувства и мысли, а поэзия как нельзя лучше помогает развитию речи. Музыкальность стиха, его ритм способствуют развитию у детей слуха, ритма, памяти, воспитанию любви к родному языку. Как только ребенок начинает находить новые интонации в разговорной речи, следует переходить к пению попевок и знакомых песен с голоса в возможно высоком диапазоне, так как пение в низком диапазоне может повести к прежнему неудовлетворительному звучанию.
          Переход от чтения стихотворений к пению легких песен и попевок происходит органично и доставляет детям радость, которую нетрудно увидеть в блеске горящих глаз. С этого момента ребенок чувствует себя на занятиях полноправным членом поющего коллектива. Постепенно улучшаются его вокально-слуховые навыки, и он начинает чисто интонировать в хоре.
          Труднее добиться улучшения речи ребенка в быту, которая в силу привычки еще долго остается напряженно низкой (за этим нужно неотступно следить); но стоит только напомнить ребенку, что говорить нужно звонким голосом, как он легко находит естественное звучание.
    В работу с «непоющими» детьми необходимо активно включать воспитателей детского сада и родители. Родители должны следить за речью ребенка, а некоторые следят и за своей речью.
          Развитие общей музыкальности помогает «непоющим» детям улучшить музыкально-слуховые представления. Движения в музыкальном сопровождении способствуют совершенствованию основных движений и тем самым помогают избавиться от мышечного напряжения, столь характерного для многих «непоющих» детей.
    Выводы:
  • звуковая культура речи с самого раннего возраста облегчает обучение вокально-хоровым навыкам. Плавная, звучная, размеренная речь приближается к пению.
  • низкая культура речи взрослых является одной из главных причин неудовлетворительной речи детей дошкольного возраста, а неудовлетворительная речь ребенка задерживает его вокальное развитие.
  • все «не поющие» дети, в том числе и мало музыкальные, могут и должны научиться петь — нужно только знать причины, мешающие ребенку интонировать. Исключение составляют только отдельные дети с заболеваниями дыхательных путей, носоглотки, голосового аппарата и с дефектами слуха.
  • в работе с «не поющими» детьми детского сада, кроме коллективных занятий по пению, нужны индивидуальные занятия по развитию речевых интонаций. Эта работа, выполняемая музыкальными руководителями в содружестве с воспитателями детского сада и родителями, является очень эффективной.