Проект «Лыжный старт в детском саду»

Александрова Надежда Анатольевна

Проект

«Лыжный старт в детском саду»

 

Образовательная область: «Физическое развитие»

Вид проекта

·         Практико - ориентированный

·         Среднесрочный (с декабря по февраль).

·         Групповой

Актуальность проекта

... Здоровью моему полезен русский холод ...

А.С. Пушкин

 

Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Сибири создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей:

"Мороз не велик, а стоять не велит".

Наш соотечественник, известный ученый-гигиенист И.М. Саркизов-Серазини так обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.  Ходьба на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Так, Т. И. Осокина, в своих исследованиях указывает что, длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков и в других видах движений.

Ходьба на лыжах – один из самых  привлекательных, доступных и эффективных  видов спорта, но вместе с тем, в настоящее время как в образовательных учреждениях (детских садах, школах)  так и в плане активного семейного отдыха ему уделяется недостаточно внимания.  Начальная лыжная подготовка  включена во все основные общеобразовательные программы дошкольного образования.  Однако практически, в связи с организационными и методическими трудностями, систематические занятия начальной      лыжной подготовкой часто заменяются подвижными играми  и  упражнениями или проводятся нерегулярно, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность.

 Поэтому вышесказанное определило актуальность разработки и реализации в возрастных группах ДОУ проекта по начальной лыжной подготовке и знакомству с лыжными видами спорта «Детский сад и лыжи».

Цели и задачи проекта

Цель: создание мотивации у субъектов образовательного процесса (воспитанников, родителей)  к  занятиям  лыжными видами спорта, формирование у воспитанников  умений и навыков по начальной лыжной подготовке, представлений о лыжных видах спорта

Задачи проекта:

Для детей

  • Усвоить  знания о лыжных видах спорта, истории создания лыж.

·         Освоить навыки лыжной подготовки:  ходьбу скользящим  шагом, добиваясь переноса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг и повороты переступанием.

·         Укрепить основные группы мышц ног, плечевого пояса, и спины, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

·         Повысить показатели основных физических качеств ( силы, выносливости, быстроты и др).

·         Сформировать  потребность в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физкультурой и спортом.

Для родителей

·         Приобрести знания по начальной лыжной подготовке детей старшего  возраста.

·         Создавать условия  для закрепления у детей умений и навыков по начальной лыжной подготовке, приобретенных у детском саду.

·         Принимать активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках, лыжных соревнованиях и походах.

 

 

Целевая группа проекта

Проект адресован воспитанникам старшего дошкольного возраста  и родителям. Реализация данного проекта поможет сформировать у воспитанников и их родителей интерес к лыжному спорту. Воспитанники приобретут умения и навыки по начальной лыжной подготовке.

Родители создадут благоприятные условия для занятий детей ходьбой на лыжах, станут активными участниками мероприятий в дошкольном образовательном учреждении. 

 

Механизм реализации проекта

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы:

  • Просмотр презентаций, альбомов, телепередач, чтение художественных произведений.
  • Непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по 20 - 30 минут.
  • Физкультурный праздник.

 

Основные методы, используемые при проведении непосредственной образовательной деятельности по начальной лыжной подготовке:
1. Наглядные – показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственная помощь инструктора по физической культуре. 
2. Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда;
3. Практические – повторение движений, упражнения, применение элементов соревнования и т.д. 
 
 

Ресурсное обеспечение

Для реализации данного проекта были использованы следующие ресурсы.

 

Таблица 1

Материально – техническая база

п\п

Наименование

Информационно – технические средства

1

Компьютер

2

Натяжной экран

Оборудование для физкультурной деятельности

1

Лыжи

2

Флажки

3

Палки гимнастические

4

Конусы

5

Корзины

Спортивная площадка на участке ДОУ

1

Площадка с ровным снежным покрытием для выполнения подготовительных упражнений

2

Лыжня

3

Небольшая горка

 

 

Сроки реализации проекта

Продолжительность реализации проекта 4 месяца: декабрь – март

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный: декабрь-январь.

·         Подготовка инвентаря.

·         Разработка проекта.

·         Заинтересовать детей лыжами и проинструктировать.

2.Практический: январь  - февраль

·         Реализация календарного плана работы проекта.

3.Аналитический:  март

·         Анализ и описание итогов реализации проекта.

 

 

 

План реализации проекта

Сроки

Наименование мероприятия

декабрь

1-2неделя

Подготовка лыж к новому учебному году.

Включение в непосредственно образовательную деятельность подготовительных упражнений.

Изучение литературы и интернет-ресурсов по теме.

 

Оформление презентаций, альбомов, подбор литературы.

Включение в непосредственно образовательную деятельность подготовительных упражнений.

НОД :-техника ходьбы на лыжах – ступающий шаг.

-техника ходьбы на лыжах – скользящий шаг.

 

3-4 неделя

январь

2-3 неделя

Беседа «Лыжи».

Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с лыжным инвентарем.

Беседа «Одежда для лыжника»

Консультация для родителей: «Прогулки на лыжах».

НОД - восстановление навыка ходьбы на лыжах на участке.

4 неделя

Видеоэкскурсия о спортивных соревнований на лыжах (лыжные гонки, биатлон, слалом, прыжки с трамплина).

Рассматривание презентации «История развития лыж»

 НОД - повороты на месте способом переступания (вокруг пяток и носков лыж).

февраль

1 неделя

 

Консультация: «Как выбрать лыжи для ребенка».

НОД :-обучение спуску небольшого со склона в низкой стойке.

-закрепление скользящего шага в играх.

Чтение художественной литературы и просмотр спортивных соревнований детям родителями.

- закрепление скользящего шага в играх.

 

2неделя

НОД: -закрепление навыков скользящего шага, развитие навыка ритмичной ходьбы на лыжах.

          -закрепление навыков ходьбы на лыжах, спусков, подъемов, поворотов на месте в игровых упражнениях и играх.

3неделя

Художественное творчество: «Все на лыжи».

Подготовка к лыжным гонкам.

НОД - соревнования среди детей.

 

4 неделя

Выставка рисунков «Все на лыжи!»

Зимний праздник «ЛЫЖНЫЙ ПРАЗДНИК»

март

1-2неделя

Фотовыставка «Семейные лыжные прогулки»

Анализ реализации проекта.

    

 

Ожидаемые результаты

В деятельности детей:

  • приобретение умений и навыков начальной лыжной подготовки для дальнейшего их совершенствования на уроках физкультуры в школе;
  •  повышение уровня физической подготовленности воспитанников на 10%;
  • оздоровление и закаливание детского организма. Снижение сезонной простудной заболеваемости на 5%;
  • формирование  устойчивого интереса к лыжным видам спорта;

В деятельности родителей:

  • повышение интереса родителей к укреплению здоровья и совершенствованию физического развития детей посредством ходьбы на лыжах;

·         создание условий  для занятий ходьбой на лыжах  в  детском саду (обеспечение соответствующей формой одежды, помощь в ремонте лыжного инвентаря)  и в условиях семейных прогулок; 

·         формирование традиций семейных лыжных прогулок;

·          активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках, лыжных соревнованиях и походах.

 

 

Литература:

1.      Виноградова Н.Ф. «Воспитателю в работе с семьей» М.Пр. 1989г.

2.      Бедыхова Я. «Мама,папа, занимайтесь со мной…» М. «Физкультура и спорт» 1990г.

3.      Викулов А.Д. , Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей»М. Пр. 1996г.

4.      Голощекина М.П. «Лыжи в детском саду» М. «Пр.»1972г.

5.      Ж. «Инструктор по физкультуре» №1-2012г. «Ходьба на лыжах и катание на коньках детей 6-7 лет»

6.      Ж. «Здоровье дошкольника» №3-2011г «Как мы искали здоровье в лесу», №1-2012г. «Зимние игры»

7.      Ж. «Трамплин + Синдбад» №2-2006г. «Лыжный спорт»

 

 

areas��;n-x��0� imes New Roman";color:#303F50;mso-fareast-language: RU'>Бедыхова Я. «Мама,папа, занимайтесь со мной…» М. «Физкультура и спорт» 1990г.

 

3.      Викулов А.Д. , Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей»М. Пр. 1996г.

4.      Голощекина М.П. «Лыжи в детском саду» М. «Пр.»1972г.

5.      Ж. «Инструктор по физкультуре» №1-2012г. «Ходьба на лыжах и катание на коньках детей 6-7 лет»

6.      Ж. «Здоровье дошкольника» №3-2011г «Как мы искали здоровье в лесу», №1-2012г. «Зимние игры»

7.      Ж. «Трамплин + Синдбад» №2-2006г. «Лыжный спорт»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekipirovka.docx65.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обувь

  Очень важно выбрать подходящую лыжную обувь. Если средства в семейном бюджете ограничены, можно выбрать отечественные ботинки. Они не так красивы, но вполне удобны. Кроме того, они хорошо впитывают жировую смазку, и ноги в них остаются сухими, что очень важно. Если же финансовые возможности позволяют покупать ребенку каждый год новую пару спортивной обуви, лучше остановиться на импортных ботинках. Они имеют пластиковый носок, с помощью которого нога фиксируется в креплении. Стопа не гуляет по лыже, угроза поломки такого крепления крайне невелика, да и защелкнуть его можно за пару секунд. 

Выбор одежды

  Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде     

основное правило - одеваться по погоде! Но одежда должна быть лёгкой, плотной, непромокаемой, защищать от холода и ветра, не мешать движениям ребёнка при ходьбе на лыжах.

·     хороши шерстяные и трикотажные вещи, но только не наружу, так как они сильно собирает снег и поглощают влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать;  под куртку лучше надеть свитер, а на руки непромокаемые  или шерстяные варежки или непромокаемые перчатки;

·    на голове должна быть шерстяная или спортивная шапочка. Нельзя надевать шапку-ушанку, т.к. в ней тяжело и жарко. Ребёнок сразу вспотеет, затем может простудиться, возвращаясь с мокрой головой.

·     на ногах должны быть шерстяные носки. Проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;

·    выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками; 

img16